Научная статья на тему 'Конуреноспособность отечественного бизнеса, как залог национальной конкурентоспособности в целом'

Конуреноспособность отечественного бизнеса, как залог национальной конкурентоспособности в целом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / БИЗНЕС / РАЗВИТИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВО / ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЫНОК / ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абакарова Патимат Магомедовна

В статье проведен анализ конкурентоспособности российской экономики, исследован потенциал и недостатки отечественного бизнеса. Так же в статье обозначены основные направления государственной поддержки для развития отечественного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конуреноспособность отечественного бизнеса, как залог национальной конкурентоспособности в целом»

Конуреноспособность отечественного бизнеса, как залог национальной конкурентоспособности в целом.

Аннотация: В статье проведен анализ конкурентоспособности российской экономики, исследован потенциал и недостатки отечественного бизнеса. Так же в статье обозначены основные направления государственной поддержки для развития отечественного бизнеса. Ключевые слова: конкурентоспособность, бизнес, развитие, промышленность, производство, глобальная экономика, рынок, потенциал.

Abakarova P.M. COMPETITIVENESS OF DOMESTIC BUSINESS AS DEPOSIT NATIONAL COMPETITIVENESS IN GENERAL Abstract: In the article the analysis of competitiveness of the Russian economy, investigated the potential and limitations of domestic business. As the article outlines the main directions of state support for domestic business development.

Key words: competitiveness, business, development, industry, manufacturing, global economy, the market potential.

Конкурентоспособность субъекта рынка определяется его возможностью в долгосрочном плане увеличивать или, по крайней мере, сохранять свою долю рынка. При этом речь должна идти не только о внешнем, но и о внутреннем, национальном рынке. Синтезирующим показателем уровня конкурентоспособности национальных производителей как раз и является доля, которую он определяет, удерживает или увеличивает на своем или международном рынке.

Сегодня Российская федерация занимает очень низкие места в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности. Здесь имеется в виду, прежде всего, два наиболее известных рейтинга - это рейтинг конкурентоспособности IMD (Международного института развития менеджмента, г. Лозанна, Швейцария) и Индекс глобальной конкурентоспособности WEF (Всемирного экономического форума).

Несмотря на определенные продвижения в области экономики за последние года, среднедушевой объем и структура российского ВВП заметно отличаются от тех же показателей развитых стран. Объем экспорта за несколько десятилетий в основном не изменилась. Можно привести следующие показатели: 57% принадлежит топливно-энергетическим товарам, в том числе 32% - это сырая нефть. Доля машин, оборудования и транспортных средств составляет менее 8%. Мы по - прежнему позиционируемся на мировом рынке, прежде всего, как поставщики даже не полуфабрикатов, а сырья. Структура нашего экспорта в полной мере отражает структуру отечественной экономики и может быть показателем реальной конкурентоспособности нашей страны.

Согласно существующей на сегодняшний день международной классификации, которая включает два пути к мировой конкурентоспособности стран, - «верхний» и «нижний» - Россия, к большому сожалению, идет по «нижнему пути к конкурентоспособности», который ведет к экономическому тупику, дальнейшему краху имеющегося инновационного потенциала страны. Самая основная причина этого заключается не в отсутствии интеллектуального капитала и каких-либо конкурентных преимуществ в российском государстве, а в отсутствии долгосрочной стратегии, основанной на реальной оценке исторической роли страны, ее интеллектуального потенциала и учета современных тенденций глобального мира.

Общее изменение экономической ситуации, связанное с замедлением темпа роста национальной экономики и ослаблением курса рубля, о котором много говорят, создаёт новые вызовы перед секторами реальной экономики, в первую очередь ориентированными на внутренний рынок России и стран Таможенного союза. Сегодня экономика Российской Федерации является открытой, интегрированной в глобальную экономическую систему, поэтому наметившийся в последнее время рост цен на импортные товары и комплектующие изделия приводит к росту себестоимости, естественно, и падению эффективности соответствующих российских производителей. Также определённую лепту вносит дестабилизация на Украине, которая в ряде отраслей может привести к перебоям поставок и разрыву сложившихся хозяйственных связей.

В этой связи актуальной становится задача по сохранению объёмов производства на промышленных предприятиях Российской Федерации, созданию режима благоприятствования для отече-

Абакарова Патимат Магомедовна

К.э.н., ст. преподаватель ДГИНХ patimat. abakarova@mail.ru.

ственного производителя, безусловно, не в противоречие с правилами Всемирной торговой организации.

В Российский союз промышленников и предпринимателей входят ведущие компании, которые в значительной степени формируют промышленный и экономический потенциал России. Глобальная конкуренция развития международных цепочек в создании стоимости приносит новые вызовы по обеспечению эффективности и конкурентоспособности российского бизнеса. Видится формирование евразийского экономического пространства.

Россия должна быть конкурентоспособной по всем ключевым параметрам деловой среды, поэтому следует создавать максимально благоприятные условия для инвестиций, для становления новых производств, для подготовки квалифицированных кадров. Сегодня первоочередной задачей для развития экономики страны должно стать развитие отечественной промышленности. Рост использования отечественного продовольственного сырья и его комплексная переработка в стране актуальны для рыбохозяйственного комплекса. Для решения этих задач минсельхоз недавно разработал госпрограмму "Развитие рыбохозяйственного комплекса", которая до 2020 года предусматривает финансирование объемом 518,9 млн. руб. Из них 133,5 млн. руб. - это минимальный сценарий потребностей рыбной подотрасли в финансовых ресурсах. Максимальный объем определен в 385,4 млн. руб.

Государство должно оказывать необходимую поддержку нашим компаниям, в том числе по выходу на глобальные рынки. Конкурентоспособность отечественного бизнеса - это залог национальной конкурентоспособности в целом.

Для создания экономически сильной страны, российские компании должны быть зарегистрированы на нашей, на родной территории, на территории нашей страны и иметь прозрачную структуру собственности.

Сейчас готовятся необходимые изменения в нормативную базу, но это не значит, что надо просто взять и ограничить возможности для использования офшорных схем. Запретами здесь мало чего можно добиться. Необходимо повышать привлекательность российской юрисдикции, улучшать деловой климат, укреплять правовые гарантии защиты собственности, совершенствовать деятельность судебной системы, включая третейское судопроизводство.

Очень важно для российских бизнесменов, что налоговое бремя не будет увеличиваться как минимум до 2018 года. Если отечественные компании станут платить налоги в России, не будут уходить от ответственности за страну, вырастет и доверие к бизнесу, к институту частной собственности, к ценностям экономической, предпринимательской свободы.

Необходимо внедрить новые механизмы высвобождения работников и предусмотреть большую гибкость в вопросах регулирования рабочего времени в условиях ухудшения экономической ситуации, нужно проработать возможность компенсации расходов компаний на подготовку кадров.

Российским производителям нужны преференции при госзакупках и закупках госкомпаний. По действующему порядку продукция наших производителей может быть на 15 процентов дороже, и она все равно побеждает на тендерах и конкурсах. На рынок нужно допускать, прежде всего, те иностранные компании, которые соглашаются на локализацию. И можно подумать о дополнительных инструментах, которые помогали бы отечественным компаниям выигрывать тендеры и конкурсы при госзакупках и закупках госкомпаний. Кроме того, национальный приоритет должен стать доминирующим при осуществлении закупок всеми крупнейшими российскими компаниями вне зависимости от доли государственного участия.

В России процветает безнаказанный оборот фальшивых сертификатов, страдают в результате и потребители, и добросовестные производители. Достаточно просто зайти в интернет, и можно найти массу предложений по продаже сертификатов без проведения каких-либо испытаний. Больше 200 предложений на одном сайте. Сейчас необходимо в законодательной базе навести порядок, чтобы добросовестным производителям жилось лучше, естественно, и потребителям.

Список литературы:

1. Абакарова П.М., МагомедовА.М. Институциональные препоны на пути социально-экономического развития Дагестана // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 54 (6). С. 17.

2. Абакарова П.М., Камилов М.К.Б. О развитии малого и среднего бизнеса в Республике Дагестан // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-2. С. 766-770.

3. Абакарова П.М., Амирханова Э.Р. Национальные проекты как основа совершенствования финансового обеспечения социальной сферы // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 40 (40). С. 8.

4. Амирова М.М., Магомедов А.М. Инновационная стратегия и оценка ресурсного потенциала нефтяной компании // Вопросы структуризации экономики. 2004. № 2. С. 171-173.

5. Гаевая Ю. Бизнес на вынос. "Власть Денег" № 49 (206), 2008, с. 48-50.

6. Камилова К.М., Магомедов А.М. Социальный портрет безработного: цифры и реалии // Вопросы структуризации экономики. 2010. № 2. С. 248-250.

7. Магомедов А.М. Логистизация экономики и логистика региона // Вестник Дагестанского государственного университета. 2005. № 5. С. 115-119.

8. МагомедовА.М., ТамаеваА.М. Механизм функционирования регионального потребительского рынка // Вопросы структуризации экономики. 2006. № 3. С. 1-11.

9. Магомедов А.М., Магомедов М.А. Эффективная система отбора социально-экономических проблем региона для программной разработки // Вопросы структуризации экономики. 2006. № 1. С. 27-32.

10. Магомедов А.М. Экономика предприятия / А.М. Магомедов. - Москва.: Экзамен, 2004. 350 с.

http://dagstat.gks.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.