Научная статья на тему 'Контуры теории неоэкономики и модификация ее базовых категорий'

Контуры теории неоэкономики и модификация ее базовых категорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ЭКОНОМИКА / NEW ECONOMY / ЗНАНИЕ / KNOWLEDGE / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / COLLECTIVE INTELLECT / НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / NEW ECONOMIC THEORY / БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ НЕОЭКОНОМИКИ. / BASIC CATEGORIES OF NEO-ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлева Г.П.

В статье рассматриваются основные вопросы становления теории новой экономики, которые и по сей день остаются дискуссионными и до конца нерешенными. К ним относятся понимание сущности неоэкономики, ее исторического места, определение новой экономики и новой экономической теории, выделение их специфических черт и модификация базовых категорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the key issues of the theory of new economy which are still questionable and unsettled. These issues include understanding of neo-economy essence, its historic place, definitions of new economy and new economic theory, identification of their features and modification of basic categories.

Текст научной работы на тему «Контуры теории неоэкономики и модификация ее базовых категорий»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Научная школа под руководством заслуженного деятеля науки РФ, доктора экономических наук, профессора Галины Петровны Журавлёвой была создана в 2008 г. на базе кафедры экономической теории. Научные исследования школы получили отражение в многочисленных публикациях: монографиях, учебниках, учебных пособиях, докладах на научных конференциях в России и за рубежом, научных статьях в периодических изданиях и сборниках научных трудов. В рамках научной школы ученые кафедры руководят актуальными исследованиями аспирантов и докторантов, подготовкой научных докладов студентов.

Д-р экон. наук Г. П. Журавлева

КОНТУРЫ ТЕОРИИ НЕОЭКОНОМИКИ И МОДИФИКАЦИЯ ЕЕ БАЗОВЫХ КАТЕГОРИЙ

В статье рассматриваются основные вопросы становления теории новой экономики, которые и по сей день остаются дискуссионными и до конца нерешенными. К ним относятся понимание сущности неоэкономики, ее исторического места, определение новой экономики и новой экономической теории, выделение их специфических черт и модификация базовых категорий.

Ключевые слова: новая экономика, знание, информация, коллективный интеллект, новая экономическая теория, базовые категории неоэкономики.

Важнейшей мировой тенденцией формирования современного общества является переход от сырьевой и индустриальной экономики к так называемой новой экономике, базирующейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях. В настоящее время наукоемкие сектора новой экономики играют определяющую роль в экономическом развитии стран, о чем свидетельствует рост ежегодного оборота на мировом рынке высоких технологий и наукоемкой продукции, который в несколько раз превышает оборот рынка сырья, включая нефть, нефтепродукты и газ.

К сожалению, сегодня еще не сформировалась целостная теория новой экономики, которая разделялась бы большинством научного сообщества. Ряд важнейших вопросов и по сей день остается дискуссионным. Среди них особое место занимают понимание сущности новой экономики, ее исторического места, выделение ее специфических черт.

Термин «новая экономика» («неоэкономика») появился в начале 1980-х гг., однако тогда он использовался для описания экономики, которая в большей степени опирается на сферу производства услуг, чем на сферу производства товаров. В то время данный термин не употреблялся столь часто; факт его рождения в тот период даже не являлся общеизвестным; скорее, он стал предвестником того использования данного термина, которое мы наблюдаем на современном этапе.

Новая экономика сегодня трактуется как синоним постиндустриальной ступени развития, в которой органически переплетаются традиционный сектор экономики с новыми элементами, придавая всей системе принципиально новое качество.

Если понимать под новой экономикой постиндустриальную ступень развития человеческой цивилизации, то тогда становится ясным ее историческое место - после индустриальной экономики. По мнению Элвина и Хейди Тоффлер, новые явления, возникшие в мировой экономике, - это «новая цивилизация, в которой «неоэкономика» является лишь одной из составляющих» [14].

Многие исследователи считают, что отличительной чертой новой экономики является тот факт, что главным производственным ресурсом становится экономическая информация (т. е. данные об объектах и явлениях, влияющих на экономическую деятельность, их параметрах, свойствах и состояниях, которые уменьшают неопределенность, неполноту необходимых в хозяйствовании знаний).

Другие экономисты идут дальше, утверждая, что в новой экономике значение имеет не любая информация, а осознанная и усвоенная человеком (не существующая вне его сознания). Именно она и становится основным ресурсом развития нового общества.

Так, М. Кастельс отмечает, что особенностью новой экономики является не центральная роль информации, а применение «информации к генерированию знаний и устройствам, обрабатывающим информацию и осуществляющим коммуникацию, в кумулятивной петле обратной связи между инновацией и направлениями использования инноваций» [3. - С. 51].

Иногда под новой экономикой (в узком смысле слова) понимается совокупность различных изменений (в том числе макроэкономических параметров), возникающих в современной индустриальной экономике под влиянием высоких технологий на экономическое окружение [11. -С. 137-138].

Безусловно, исследование разного рода новшеств и их влияний на экономику чрезвычайно важно. Однако эти новшества, во-первых, всего лишь частность в экономике; во-вторых, хоть и важная частность, но скорее технологическая, а не экономическая. Экономическая наука

должна видеть прежде всего экономические начала в экономике, а не функционально-технологические. Нельзя не согласиться с профессором Ю. И. Осиповым, утверждающим следующее: «Если говорить вообще о неоэкономике, то надо говорить, во-первых, в целом о неоэкономике и, во-вторых, о неоэкономике по существу, и по существу экономическому...» [7. - С. 7]. И если уже понимать под новой экономикой совокупность различных изменений, то это должны быть такие изменения, которые ведут к изменению в целом экономической системы. При этом речь должна идти не только о структурных, но и о качественных изменениях экономики.

Зарождающаяся и формирующаяся новая хозяйственная система сегодня называется по-разному: и постиндустриальной, и неоинформационной, и постмодернистской, и виртуальной, и экономикой знаний, образования, благосостояния и т. д. Обусловлено это тем, что термин «новая экономика» остается еще спорным, ибо не содержит в себе качественной характеристики и категориальной четкости. Вместе с тем этот термин во всем мире чаще всего трактуется как трансформация развитых рыночных систем хозяйствования в новую экономическую систему, основанную на информации и знаниях.

По мнению коллектива кафедры экономической теории РЭА им. Г. В. Плеханова, приоритетные направления развития российской экономики, определенные президентом Д. А. Медведевым как пять «и» (институты, информация, инновации, инвестиции, интеллект) [15], позволяют рассматривать их в комплексе как сущностные характеристики неоэкономики. Это новый подход в экономической теории. Такая системная трактовка в экономической науке еще не встречается.

Формирование новой экономики - это процесс становления экономики в меньшей степени машинно-интенсивной и в большей степени знание-интенсивной. Традиционные факторы производства - земля (т. е. природные ресурсы), рабочая сила и капитал - не исчезли, но приобрели второстепенное значение. Эти ресурсы можно получать, причем без особого труда, если есть необходимые знания. Знание в новом его понимании означает реальную полезную силу, средство достижения экономических результатов. Отсюда определяющим основанием новой экономики нужно признать знания и интеллект, становящиеся основным ресурсом дальнейшего развития общества, что позволяет некоторым авторам называть новую экономику интеллектономикой, или экономикой знаний.

Интеллект (от лат. т1е11ес1;ш) означает ум, рассудок, разум, мыслительные способности человека, способности накапливать знания. Интеллектуальный труд становится решающим фактором накопления богатства в обществе.

В неоэкономике именно интеллектуально развитому человеку надлежит принимать новые ответственные и нестандартные решения, а информация и компьютеры являются лишь средствами и механизмами их реализации. Новые компьютерные технологии и разработки направлены прежде всего на то, чтобы создать для появления таких решений благоприятную среду, на максимальное раскрытие талантов и творческих возможностей человека.

Новую экономику представляют экономикой знаний, в которой главенствующую роль играет не просто производство информационного продукта, а именно производство новых знаний над производством материальных ценностей. Знания становятся таким очевидным и решающим фактором развития общества, что они превращаются в стратегические ресурсы, включающие в себя умственный капитал, интеллектуальные способности человека, концентрацию теоретических знаний, обработку информации, квалификацию и переквалификацию, профессионализм.

В экономике знаний большое значение имеет деловое знание -накопленный потенциал для целенаправленного координированного действия. Знание характеризует процесс увязки информации с успешным достижением цели и решением поставленных задач и всегда представляет собой процесс творчества, который несет на себе отпечаток уникальных качеств личности, создающей знание.

Рабочие знания есть приложение знаний к выполняемой работе. Они предполагают наличие трех элементов:

- применяющего знания работника;

- самого знания;

- технологии работы со знанием.

Новая экономика, способная к созданию новых знаний, опирается на высокий уровень образования, науки, культуры, духовности. Здесь особенно важно поддержание и умножение научно-образовательного потенциала, ускоренного развития сферы фундаментальной науки, системы общего и профессионального образования, воспроизводства интеллектуальной элиты в целом, обеспечения ее высокого социального статуса. Выделение этой экономической доминанты позволило отдельным ученым говорить о формировании экономики образования, новой экономики науки, где интеллектуальная рента превращается в фундаментальный источник социально-экономического развития, замещающий значительную часть природной ренты.

Другие авторы (например, академик Н. Н. Моисеев) в новом обществе особо выделяют коллективный интеллект (коллективный разум), который играет роль, аналогичную той, которую играет разум человека в его организме. А все перечисленные технические свершения -

лишь необходимые предпосылки для появления коллективного разума на планете.

Не следует путать два совершенно разных понятия: искусственный интеллект и коллективный интеллект (коллективный разум). Первое из этих понятий появилось сравнительно недавно. Оно означает техническую систему, т. е. систему, создаваемую человеком для упрощения его взаимодействия с компьютером. Коллективный же интеллект - это природное явление, результат сложнейшего эволюционного процесса человека и общества. Его корни лежат в необходимости людей думать вместе и действовать сообща, т. е. в обмене информацией, без которого развитие общества невозможно.

Информационная история общества (и его цивилизации) еще не написана. Но и без нее видно, что скорость развития знаний растет не только с ростом числа людей, задействованных в творческом процессе, но в еще большей степени с интенсивностью информационных обменов. Изоляция отдельных разумов и отдельных групп людей имеет неизбежным следствием потерю знаний и деградацию народа.

Таким образом, коллективный интеллект - это система, объединяющая людей информационными связями, благодаря которым им становятся доступны общие знания. В результате неизбежно возникает общее видение происходящего как основа для общих решений и действий. Коллективный разум и коллективная память - единственные формы коллективной собственности, от использования которых членами общества происходит только ее накопление.

В современном мире значение и роль науки далеко выходят за рамки приобретения новых знаний и применения их на практике. Наука является тем фундаментом, на котором строится весь процесс устойчивого развития общества.

Формирование новой экономики ставит перед наукой новые задачи преодоления таких сложившихся негативных явлений в мировой экономике, как:

- колоссальные нагрузки на экосистемы, вызванные 18-кратным увеличением объема мирового производства и 4-кратным увеличением численности населения. Подсчитано, чтобы жить в равновесии с природой, жителей Земли не должно быть больше 500 млн. [5]. Если следовать заветам ревнителей природы, то надо либо в 10 раз сократить население планеты, либо в 10 раз уменьшить наши потребности (стоит ли говорить, что и то и другое сейчас невозможно!);

- хищническое использование невоспроизводимых природных ресурсов и чрезмерный, нерациональный спрос на продовольствие и чистую воду, обусловленный идеалами общества потребления, ведущий к потере здоровья людей. Требуется радикальная ликвидация расточи-

тельства, укоренившаяся сегодня в системах производства и потребления, найти способы переориентировать характер роста производства и потребления, чтобы он не наносил непоправимого ущерба окружающей среде и позволил всем людям достичь разумного и справедливого уровня жизни, заменив расточительство экономией;

- совокупная потеря знаний особенностей природы коренными народами, чреватая утратой приспособления к природе;

- деградация окружающей среды (нехватка чистой воды, чистого воздуха, продовольствия и т. д.), надвигающаяся опасность глобального экологического кризиса;

- нищета, растущее неравенство: если в начале ХХ в. богатые жили лучше бедных в 19 раз, то в конце века - в 78 раз (по данным Дж. Перкинса [8]);

- падение нравственности, агрессия, терроризм, наркомания, алкоголизм и т. д.

Решение этих проблем только административными методами невозможно, нужны новые средства, которые может предложить наука. Кроме этого, новому гражданскому обществу нужны новые комплексные подходы, позволяющие осознать, во-первых, что проблемы окружающей среды не могут эффективно решаться изолированно от других проблем; во-вторых, что при решении любых проблем должны учитываться факторы, влияющие на изменения социальных, экономических и энвайроментальных компонентов устойчивого развития. В рамках таких подходов большое значение имеют развитие международного сотрудничества, создание и укрепление на всех уровнях сети науки и образования с целью обмена знаниями, опытом, передовой практикой.

В современных условиях крайне важно, чтобы все представители гражданского общества, включая неправительственные организации, местные общины, коренные народы, местные органы власти, научные круги, средства массовой информации, частный сектор и правительства, осознали общность поставленных целей и обеспечили более четкую координацию деятельности, с тем чтобы их усилия не носили разрозненного характера в преодолении неустойчивых моделей развития как в глобальном масштабе, так и в масштабе отдельно взятой страны.

Современные экологические проблемы должны быть тесно увязаны с социальными потребностями, с демографической ситуацией, дифференциацией в доходах, с нищетой, в связи с чем ни одна из них не может рассматриваться в отрыве друг от друга. Сегодня 50 самых богатых людей мира получают доход такой же, как и 316 млн. человек планеты. По прогнозам ООН, расхождение между теми, кто получает блага от экономического и технологического развития, и теми, кто их не получает, будет по-прежнему расти. Такое неустойчивое усугубление

крайнего богатства и крайней бедности ставит под угрозу стабильность всего человечества, а вместе с ней и способность глобальной экосистемы обеспечивать нормальное здоровье и благосостояние населения.

Начало нового ХХ1 столетия, принимая во внимание кардинальные изменения в мире, крушение сложившихся парадигм объяснения данного мира, не только формирует новую экономическую систему, но и требует создания новой теории неоэкономики.

Новая экономическая теория - это не новая наука, а новая ступень развития все той же науки об искусстве и законах ведения хозяйства, но уже в новых условиях (глубокой трансформации современных экономических систем, глобализации, информатизации, возрастающей роли знаний, науки, творчества, инноваций и т. д.), опирающейся на совокупность достижений экономической мысли прошлого, настоящего и будущего с новым мировоззрением, мироощущением, новой идеологией.

Такое понимание неоэкономики как науки требует также нового подхода к пониманию сущности базовых экономических категорий, явлений и процессов, таких, как интеллектуальная собственность, интеллектуальный капитал, виртуальный сектор экономики, концепция «удаленной работы», новый тип рациональности и др.

Содержание неоэкономики означает: относительно к производству - структурный сдвиг в сторону науки как непосредственной производительной силы и сферы услуг; относительно к продукции - выход на первый план научных знаний, информации, духовных благ; относительно к труду - становление всеобщего научного труда как творческой деятельности; относительно к потребностям - решающее значение социально-духовных потребностей (в образовании, культуре, творчестве, здоровой окружающей среде и т. п.); относительно к стимулам - главенство стимулов творческой самореализации личности; относительно к собственности - важную роль интеллектуальной собственности с присущим специфическим способом отчуждения продукта научного труда и снижение роли «вещных» форм собственности и т. д. Все эти характеристики способны сформировать целостную систему категорий новой экономики постиндустриализма.

Тот факт, что в современном мире потребление благ все в большей степени опосредуется информационной деятельностью, послужил основанием для появления нового термина - «информатизация потребления». Примером является постоянный рост информационного значения одежды, с помощью которой человек создает свой имидж, передавая тем самым информационные сообщения другим людям.

Переход от индустриальной экономики к неоэкономике - это масштабное и продолжительное явление. Оно предполагает формиро-

вание интеллектуального фактора (информации, знаний, творчества) как самостоятельного и важнейшего элемента хозяйственного развития. В неоэкономике экономическое принуждение заменяется самопринуждением посредством стимулов социального творчества, а «экономический человек» - «социальным человеком».

Меняется и социальная структура неоэкономики. Если основной фигурой последнего столетия был предприниматель, бизнесмен, руководитель промышленного предприятия, то к числу «новых людей» новой экономики относятся ученые, математики, экономисты и разработчики интеллектуальной технологии. Экономической доминантой в таком обществе становится творческий труд. Под творчеством понимается любая высшая деятельность человека, которую не могут осуществлять животные или машины. Продуктом творческого труда служит информационный, а не материальный продукт, что было характерно для индустриальной экономики.

В современном обществе происходят такие глубокие изменения, которые человечество не испытывало уже несколько столетий. Изменяется физическая форма блага - оно становится нематериальным, а также его экономическая форма - оно становится нетоварным, т. е. общественные отношения по поводу создания, распределения и использования информационных продуктов не опосредуются товарным обменом с использованием денег. К числу ограниченных факторов развития относятся не земля, рабочая сила или капитал, а информация, в силу чего экономическая и политическая власть концентрируется в руках ее производителей. К особенностям новой экономики следует отнести и изменение модели рынка, где объектом купли-продажи являются сетевые блага.

Нужны изменения и самих принципов формирования новой экономической системы. Например, если в индустриальную эпоху можно было наметить приоритеты роста на 30-50 лет и по истечении этого срока войти в число передовых стран, то сейчас в условиях формирования неоэкономики приоритеты быстро меняются. Скажем, можно попытаться превзойти весь мир по производству компьютеров на душу населения, но когда это станет реальностью, выяснится, что эти компьютеры уже не нужны.

Таковы принципиальные отличия новой экономики и ее базовых категорий.

Список литературы

1. Белолипецкий В. Г. Основания и смысловые контуры неоэкономики // Экономическая теория на пороге XXI века - 5: Неоэкономика / под ред. Ю. М. Осипова, В. Г. Белолипецкого, Е. С. Зотовой. - М. : Юристъ, 2001.

2. Иноземцев В. За пределами экономического общества. - М. : Academia; Наука, 1998.

3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М. : ГУ - ВШЭ, 2000.

4. Корнейчук Б. В. Информационная экономика. - СПб. : Питер,

2006.

5. Моисеев Н. Н. Цивилизация на переломе. Пути России. - М.,

1996.

6. Новая экономика в условиях глобализации / под общей ред. Р. С. Гринберга. - М. : Палеотин, 2006.

7. Осипов Ю. М. Переворот в экономике и науке // Экономическая теория на пороге XXI века - 5: Неоэкономика / под ред. Ю. М. Осипова, В. Г. Белолипецкого, Е. С. Зотовой. - М. : Юристъ, 2001.

8. Перкинс Дж. Исповедь экономического убийцы. - М. : Pretext,

2005.

9. Степанова Т. Е., Манохина Н. В. Экономика, основанная на знаниях (теория и практика). - М. : ГАРДАРИКИ, 2008.

10. Стиглиц Дж. Ю. Ревущие девяностые. Семена развала : пер. с англ. - М. : Современная экономика и право, 2005.

11. Стрелец Н. А. Новая экономика и информационные технологии. - М. : Экзамен, 2003.

12. Судова Т. Л. Человеческий капитал в наукоемкой экономике. -СПб. : НИИ химии СПбГУ, 2001.

13. Ходжсон Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложностей // Вопросы экономики. - 2001. -№ 8.

14. The Wall Street Journal. - 2001. - March 29.

15. www.kremlin.ru/appears/2008/11/05/1349_type63372type63374ty pe63381type82634_208749.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.