М.С. Попов*
КОНЦЕССИЯ КАК ПРАВОВАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
В статье анализируется история развития одной из форм государственно-частного партнерства — концессионного соглашения. Изучение истории становления концессионных соглашений позволяет уяснить современные процессы, связанные с развитием государственно-частного партнерства, а также предотвратить ошибки нормотворчества и правоприменения, использовать наиболее эффективные механизмы данного института, прогнозировать его развитие.
Основное внимание уделено анализу прообразов концессионных соглашений на ранних этапах развития стран Западной Европы и концессий, заключенных европейскими государствами с частными лицами, поскольку именно европейские государства первыми стали использовать данный механизм и обладают богатым опытом его применения.
8 Концессия, откуп, регалии, инфраструктура, концессионное соглашение, государственно-частное партнерство.
Развитие предпринимательства отражает формирование и эволюцию соответствующих экономических отношений и сопровождается правовым регулированием, нормы которого складываются исторически. Они изменяются и совершенствуются под влиянием новых способов организации производства и иных факторов1.
Прообразы концессий уходят своими корнями во времена древних народов. Я.О. Золоева дает такое определение концессии: «Концессия (от лат. concessio; англ. concession — разрешение, уступка) представляет собой пожалованное (дарованное) частному лицу право на осуществление какого-либо вида деятельности, которую государство (суверен) считает своей прерогативой, в том числе
* Заместитель генерального директора — директор по правовым вопросам общества с ограниченной ответственностью «РТ-Инвест Транспортные Системы», кандидат юридических наук (e-mail: [email protected]).
1 См.: Ручкина Г.Ф. Предпринимательство сквозь призму веков // Предпринимательское право. 2006. № 2. С. 31.
деятельности, связанной с использованием государственного имущества (собственности)»1.
Как отмечал И.И. Янжул, «при отсутствии твердых научных принципов и положений только одно сравнение и сопоставление исторических фактов, углубление в опыт прошлого дает нам возможность рационально оценивать правильность, целесообразность и применимость того или другого финансового мероприятия, того или другого источника государственных доходов»2. Таким образом, вопрос формирования и развития концессии как правовой формы государственно-частного партнерства требует пристального изучения.
В.Е. Сазонов выделяет четыре этапа в истории развития государственно-частного партнерства:
1) 1256 г. — предоставление первой известной концессии в Испании — 1761 г. — казуальное и неинституализированное применение государственно-частного партнерства (в форме концессии), не обеспеченного специальными законодательными актами;
2) 1761 г. — принятие в Испании профильного Королевского декрета (в других государствах Европы отсчет следует вести с начала XIX в.) — 1960-е гг. — законодательно обеспеченное фрагментарное применение государственно-частного партнерства (преимущественно в форме концессии, а также в форме общественных работ);
3) 1960—1990-е гг. — интенсивный рост интереса к механизмам и конкретным проектам государственно-частного партнерства в Европе и других регионах мира; массовое принятие законов о государственно-частном партнерстве;
4) начало 2000-х гг. — наше время — значительная структурно-функциональная полиформизация моделей и усложнение отношений государственно-частного партнерства3.
Взаимодействие государства и частных лиц в Х1Х—ХХ вв. позволило создать такие грандиозные сооружения, как Суэцкий ка-
1 Золоева Я.О. Концессионные и иные договоры с иностранными инвесторами в области добычи полезных ископаемых: Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. М.,
2003. С. 7.
2
Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. М., 2002. С. 51.
3
См.: Сазонов В.Е. Государственно-частное партнерство в России и за рубежом: административно-правовое исследование: Автореф. дисс.... докт. юрид. наук. М., 2013. С. 38.
нал (1869 г.), который фактически поменял карту мирового судоходства, Панамский канал (1914 г.)4 и Эйфелева башня (1889 г.). Интересно отметить, что для привлечения недостающих для строительства Эйфелевой башни средств было создано акционерное общество с уставным фондом 5 млн фр. При этом расходы на строительство окупились в течение первого года, а инженер А.Г. Эйфель, подписавший концессию с Правительством Франции и муниципалитетом Парижа, в результате реализации проекта стал весьма состоятельным человеком5.
Строительство туннеля под проливом Ла-Манш также осуществлялось в рамках концессии. На стороне концессионера выступил консорциум Eurotunnel Group (TransManche Link), состоящий из 10 строительных компаний и пяти инвестиционных банков Великобритании и Франции. Консорциум инвестировал порядка 10 млрд ф. ст., срок концессии составляет 99 лет6.
Ретроспективный анализ сведений о государственно-частном партнерстве свидетельствует, что концессии не сразу приобрели форму соглашения между публичным и частным партнерами. Необходимо отличать понятие «концессия» в широком смысле, т.е. как особую форму взаимодействия государства и частного инвестора (концессия как социально-экономическое явление), от концессии в узком смысле, т.е. от концессионного соглашения как правовой конструкции.
Концессия в широком смысле означает передачу государством концессионного имущества (объекта недвижимости и иного определяемого законодательством имущества) частным субъектам для более эффективного управления в тех случаях, когда государство не может или не хочет само его осуществлять. Концессия является формой привлечения инвестиций, а концессионное соглашение, будучи одним из этапов данного процесса, — формой выражения концессии'.
В законодательстве РФ не используется термин «концессия». При этом в решении Совета глав правительств СНГ, направлен-
4 См.: Бик С.И., Радзиевский А.С. Концессии, изменившие мир. М., 2014. С. 50.
5 См.: там же. С. 67.
6 См.: там же. С. 108.
7
См.: Савельева В.М. Концессионное соглашение как институт гражданского права: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 18.
ном на развитие инновационного сотрудничества, концессия определена как «система отношений между государством или муниципальным образованием (концедентом), с одной стороны, и юридическим или физическим лицом (концессионером), с другой стороны, возникающая в результате предоставления концедентом концессионеру прав по владению, пользованию, а при определенных условиях и распоряжению государственной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые являются исключительным правом государства или муниципального образования»8. Очевидно, что в данном случае концессия трактовалась именно как система отношений «по договору».
Если понимать концессию как уступку определенного объема прав, то ее прообразом обоснованно может считаться система откупов9. В рамках этой системы откупщик за известную сумму покупал право собирать государственную подать в течение одного года. В Афинах система отдачи на откуп государственных доходов представляла собой сформированный институт уже в V в. до н. э.10
По мнению А. Михайлова и М. Субботина, откуп представляет собой форму договора государства с предпринимателями. Его применение было определено условиями натурального хозяйства, неразвитостью кредита, финансовыми затруднениями государства и слабостью коммуникаций11. Н.В. Курысь также утверждает, что «система откупов, по существу, прообраз концессий в современной трактовке этого понятия как формы договора государства с 12
предпринимателями»12.
8
Решение Совета глав правительств СНГ «О Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2020 года». Принято в г. Санкт-Петербурге 18 октября 2011 г. // СПС «Консультант Плюс».
9 См.: Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в Российской Федерации / Под ред. П.И. Селезнева. М., 2015. С. 4.
10 См.: Ростовцев М.И. История государственного откупа в Римской империи (от Августа до Диоклетиана). СПб., 1899. С. 3.
11 См.: Михайлов А., Субботин М. «Яблоко» и законодательство о соглашениях о разделе продукции (СРП). М., 2003. С. 12.
12
Курысь Н.В. Частно-государственное партнерство как историко-правовое явление // Общество и право. 2011. № 2. С. 31.
Система откупов была известна еще в Древней Греции, Древнем Риме, Персии. При этом передача права взимать сборы в пользу государства существовала наряду с арендой государственных земель или рудников13. Крайняя неопределенность правил налогообложения того времени позволяла откупщикам трактовать их по собственному усмотрению и получать гораздо большую сумму
14
при взимании налога, чем уплаченная за откуп в казну14.
Во Франции сбор большей части налогов во всех частях королевства с XIII в. был отдан частным лицам. При Генрихе IV была предпринята первая попытка упорядочить эту сферу: схожие предметы откупа определили в отдельные группы (таможни, акциз на напитки, соляной налог) и стали отдавать на откуп с торгов. Таким образом, через систему откупов реализовывалась идея, которая сейчас положена в основу института государственно-частного партнерства: привлечение частных структур для управления объектами, которые находятся в сфере интересов государства и в отношении которых оно стремится сохранить контроль15.
С развитием капитализма в некоторых случаях откупы сохранились, но в своеобразных формах. Так, в Италии некоторые налоги взимались частными банками, сберкассами. В США в конце XIX — начале XX в. также существовали формы откупов при взимании налоговых недоимок.
Исследователи отмечают, что наряду с системой откупов элементы государственно-частного партнерства можно обнаружить в римском праве, в контрактах, именуемых manceps. С использованием этого института была создана сеть почтовых станций, которые представляли собой небольшие поселения вокруг конюшен, складов, мастерских, гостиниц и военных бараков. Они строились и управлялись частным партнером в течение пяти лет, иногда включая содержание соответствующей дороги. Муниципалитеты
13
См.: Гензель П.П. Очерки по истории финансов. Вып. 1. Древний мир. М., 1913. С. 55.
14 См.: Щекин Д.М. О балансе публичного, квазипубличного и частного интересов в практике КС РФ // Налоговед. 2005. № 8. С. 6.
15 См.: Белицкая А. Государственно-частное партнерство: историко-правовой аспект // История государства и права. 2010. № 21. С. 23. Аналогичной позиции придерживается Д.Г. Приходько. См.: Приходько Д.Г. Концессия как форма привлечения инвестиций в российскую экономику // Банковское право. 2005. № 3. С. 32.
выбирали лиц, пользовавшихся manceps, по результатам конкурентных торгов. Римляне также выдавали концессии на строительство и эксплуатацию портов и внутренних гаваней16.
Многовековую историю имеет также сотрудничество государства и предпринимателей в сфере инфраструктурных проектов. Так, римскому праву известен рrecarium (прекариум) — «безвозмездная концессия пользования до тех пор, пока концедент это терпит»17. В силу прекариума какой-либо предмет предоставляется в пользование на неопределенный срок до истребования такого предмета обратно лицом, его предоставившим18.
С учетом изложенного справедливым представляется частный вывод, что римское право знало и регулировало отношения, которые можно обозначить как квазиконцессионные19. Впоследствии развитие продолжилось системой регалий, получивших наибольшее распространение в Средние века.
А. Белицкая отмечает, что «с древнейших времен государство сотрудничает с частными лицами, передавая им часть своих исключительных прав за определенную плату и на определенных условиях с целью решения общественно значимых задач»20. Данную
21
точку зрения поддерживают и другие ученые21.
В Средние века при заселении юго-западных земель Франции (XII—XIII вв.) выдавались концессии на целые деревни по долгосрочным коллективным контрактам, обязывавшим жителей про-
22
изводить улучшения своей деревни22.
Регалии как источник государственных доходов и само их название (от лат. rex) происходят из Средних веков. Понятие горной
16 См.: Обзор опыта ГЧП. Исторический контекст // URL: http://www.ppiaf. org/sites/ppiaf. org/ files/documents/toolkits/highwaystoolkit- russian/1/1-21.html (дата обращения: 28.08.2016).
17
Азаревич Д.Прекариум по римскому праву. Ярославль, 1877. С. 11.
18
См.: Раднаев Б.В. История правового регулирования концессионных отношений // Вестник СПбГУ. Серия 14. Право. 2015. Вып. 1. С. 31—44.
19 См.: Курысь Н.В. Указ. соч. С. 30—35.
20
Белицкая А. Указ. соч. С. 21—25.
21
См., например: Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в Российской Федерации / Под ред. П.И. Селезнева. С. 67; Курысь Н.В. Указ. соч. С. 30—35; Приходько Д.Г. Указ. соч. С. 26—42.
22
См.: Обзор опыта ГЧП. Исторический контекст.
регалии (в современном понимании — горной концессии) формируется с X в.23 Под regalia majora понимались все права, вытекающие из существа государства и составляющие необходимую принадлежность верховной власти (например, взимание налогов, отправление суда и т.д.). Впоследствии стали различать «второстепенные» регалии — regalia minora, которые имели специальное фактическое основание и преследовали сугубо фискальные цели, в связи с чем носили название доходных прерогатив казны (jurautilia fisci)24.
В Средние века термин «регалия» употреблялся в чрезвычайно широком значении25. И.Х. Озеров указывал, что «регалия как особая форма государственных доходов... есть историческая, а не логическая категория. Логически ее легко уложить в другие формы государственных доходов. Она заключает в себе совершенно разнородные виды государственных доходов... является сборной категорией»26.
Регалии были многочисленны: горная, соляная, монетная, почтовая, телеграфная, стекольная, печатная, дорожная, алкогольная (питейная, винная) и иные. На протяжении многих веков они были важнейшим видом прав государства, позволявших обеспечивать его бюджетную стабильность и экономическую устойчивость27. Изначально регалии принадлежали монарху, но со временем соответствующие права переходили к государству28. Примером служит, в частности, регалия французских монархов на недра и ее переход в результате революции в ведение государства.
Вряд ли возможно с абсолютной достоверностью установить, какая из концессий была первой в мировой практике. У исследователей отсутствует единая позиция по данному вопросу. В.Е. Сазонов и другие авторы считают, что первая концессия по освоению полезных ископаемых была предоставлена в 1256 г. в Испании,
23
См.: Курысь Н.В. Указ. соч. С. 33.
24 См.: Янжул И.И. Указ. соч. С. 137.
25
См.: Ходский Л.В. Основы государственного хозяйства. СПб., 1901. С. 26.
26 Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Вып. 1. Учение об обыкновенных доходах. М., 1909. С. 49.
27
См.: Ларина О.Г.Регалии в системе финансовых прерогатив: теоретические и историко-правовые аспекты института // История государства и права. 2013. № 18. С. 25.
28 См.: Курысь Н.В. Указ. соч. С. 34.
а по добыче нефти в медицинских целях — в 1400 г. в Италии, в районе Миано де Медизано29. По мнению А. Белицкой, первая концессия во Франции была предоставлена в 1554 г. Адаму де Кра-понну на сооружение и эксплуатацию канала, а первым крупным концессионным объектом стал Южный канал30. С.И. Бик также полагает, что Южный канал был первым концессионным объектом Франции. Южный (Лангедокский) канал проходит от Тулузы до порта Сет, соединяя Средиземное море через Бискайский залив с Атлантическим океаном. Договор на создание этого канала был заключен в 1665 г., ауже в 1681 г. канал был открыт. Правительство Франции вложило 15 млн ливров, а французский инженер и предприниматель Пьер-Поль Рике — 2 млн ливров собственных сбережений. Этот объект имел существенное экономическое значение, так как благодаря ему Франция получила прямой выход в Атлантический океан и Средиземное море. Однако, несмотря на успешность проекта, на возвращение первоначальных инвестиций ушло более 100 лет31.
С точки зрения Д.Г. Приходько, первые концессии в области недропользования возникли несколько позже — во Франции в XVII в., но уже к началу XIX в. были широко известны законода-
32
тельству стран континентально-правовой системы32.
Конец Средневековья ознаменовался рядом важных географических открытий, оказавших огромное влияние на экономическую жизнь всей Западной Европы и положивших начало обширной торговле с Азией, получению драгоценных металлов из стран Южной Америки. По сути, это произвело переворот в ценах и способствовало переходу средневекового натурального хозяйства в новое, денежное. В этот период образуются большие денежные капиталы,
33
оживает народное хозяйство33.
Значительное количество прецедентов взаимодействия государства и частных лиц было связано именно с освоением новых территорий. Это была форма предоставления концессионеру широких прав в отношении колонизированных территорий за симво-
29
См., напрмер: Вихрян А.П. Концессия (исторический экскурс) // Вестник Минимущества России. 2003. № 1. С. 66—72.
30
См.: Белицкая А. Указ. соч. С. 24.
31
См.: Бик С.И., Радзиевский А.С. Указ. соч. С. 44.
32
См.: Приходько Д.Г. Указ. соч. С. 31.
33 См.: Янжул И.И. Указ. соч. С. 82.
лическую плату. Государство фактически отказывалось от суверенитета в отношении огромных территорий, при разрешении споров часто применялась военная сила. Эпоха колониализма характеризуется деятельностью таких компаний, как The East India Company, The Hudson's Bay Company и проч. Обладая правительственными полномочиями, они управляли колониальными территориями, что, по сути, также являлось формой концессии.
Первой подобной концессией в отношении освоения новых территорий можно считать договор, заключенный 17 апреля 1492 г. королем Испании Фердинандом и Изабеллой Кастильской с Христофором Колумбом. Колумб назначался вице-королем всех от-
34
крытых земель, переходивших под власть испанской короны34. Предметом данного договора было открытие и освоение новых земель и управление ими Колумбом в качестве адмирала Кастилии, а также получение прибыли от торговли добытыми на открытых землях ресурсами. По условиям договора правительство Кастилии получало 90%, а Христофор Колумб — 10% от всех найденных и привезенных природных ресурсов и товаров, за вычетом расходов
35
концессионера35.
Аналогичный договор был утвержден 6 февраля 1555 г. королем Филиппом и королевой Марией в отношении нового общества для торговли с Москвой. Общество получило исключительное право на торговлю с Русским государством, а также с другими странами, которые могут быть открыты в будущем, расположенными на севере, северо-востоке или северо-западе от Англии. Таким образом, выдавалось разрешение на другое исключительное право государства — внешнюю торговлю36.
Анализ исторического развития концессий приводит к выводу, что они возникли как узаконенная форма договорных отношений государства (в лице правительственных или муниципальных органов) и частных инвесторов в целях стимулирования привлечения и вложения их капитала в развитие национальной экономики. Как правило, таким негосударственным инвесторам предоставлялось на срочной и возмездной основе право пользования государственной и муниципальной собственностью (включая природные ре-
34 См.: Курысь Н.В. Указ. соч. С. 32.
35
См.: Бик С.И., Радзиевский А.С. Указ. соч. С. 9.
36 См.: Курысь Н.В. Указ. соч. С. 34.
сурсы), а также право на осуществление монополизированных государством видов деятельности.
А. Белицкая отмечает: «Период широкомасштабного применения концессий пришелся на вторую половину XIX в. Во Франции государство активно привлекало частный сектор для предоставления коммунальных услуг. В 1882 г. был заключен 15-летний контракт с братьями Перрье на поставку воды в город, что заложило традиции построения отраслей коммунального обслуживания на
37
концессионной системе»37.
Индустриализация в Европе в XIX в. привела к быстрой урбанизации и расширению общественных сетей транспорта (железные, трамвайные дороги, метро), водоснабжения, канализации и энергетики. Строительство железных дорог во всех европейских странах происходило в рамках концессий.
Европейские войны XX в. изменили эту тенденцию. Возросла роль государства как в подготовке войн, так и в устранении их последствий. В Европе терпели крах государства, экономики и долгосрочные контракты. Редкая до 1914 г. инфляция и ее последствия стали явными в ходе Великой депрессии 1929 г.38 В результате во многих сферах концессии были отменены, поскольку они напрямую зависят от политических и макроэкономических факторов. Соответственно объекты общественной инфраструктуры создавались в основном за счет государственных средств. Таким образом, после Первой мировой войны была в целом разработана, создана и профинансирована из государственных средств новая общественная инфраструктура.
Важным исключением в Европе были программы строительства платных дорог во Франции и Испании, которые с 1960-х гг. финансировались частными консорциумами, в основном подрядчиками и банками. Тем не менее экономические потрясения в результате нефтяных кризисов в 1970-х гг. привели к финансовым затруднениям для концессионных компаний. Многие из них впоследствии были национализированы — в Испании пять из 12 компаний, во Франции — три из четырех39.
37
Белицкая А. Указ. соч. С. 22. По другим данным, контракт с братьями Пер-рье сроком на 15 лет на добычу и поставку воды в некоторые районы Парижа был заключен в 1777 г. См.: Еганян А., Зусман Е., Корнев М. Жилищно-коммунальное хозяйство: на шаг ближе к Регпег. М., 2013.
38
См.: Обзор опыта ГЧП. Исторический контекст.
См.: там же.
На североамериканском континенте практика взаимодействия публичного и частного партнеров отличалась от сложившихся европейских традиций. В США проекты государственно-частного партнерства в транспортной инфраструктуре не имели такого глобального значения, как в Европе. Эпоха формирования концессий в США пришлась на период XVП—XVШ вв. Государство наделяло частного партнера правами владеть и пользоваться государственной собственностью, что подтверждалось специальным разрешением. Это был односторонний властный административный акт, констатирующий факт передачи определенных правомочий. Он не
регламентировал права и обязанности сторон, т.е. был скорее ли" 40
цензией, чем концессией в современном понимании40.
Изучение практики правового регулирования концессионных отношений свидетельствует, что в последние годы произошла консолидация одних программ государственно-частного партнерства и стагнация других, а также экспансия на новые рынки, особенно в Азии41. С помощью концессионных механизмов в частные руки стали передаваться преимущественно те объекты, которые государство не готово приватизировать, но которыми оно не способно эффективно управлять. Кроме того, концессии широко используются для создания объектов, на строительство которых не хватает средств государственного бюджета (медицинские, социально-культурные, спортивные и др.). Развитие получила также практика передачи концессионеру некоторых государственных функций42.
Исследование зарубежной истории развития и правового регулирования концессии как разновидности государственно-частного партнерства позволяет сделать вывод, что указанный институт известен с древнейших времен и с успехом применяется на протяжении всей истории цивилизации, являясь едва ли не основной формой успешного структурирования сложных и комплексных проектов. Очевидно, что реализация глобальных инфраструктурных проектов на современном этапе зачастую возможна только с использованием этого правового института. В связи с этим теория и практика правового регулирования концессий в Российской Федерации нуждается в постоянном совершенствовании. Это особен-
40 См.: Белицкая А. Указ. соч. С. 24.
См.: там же.
42 См.: Приходько Д.Г. Указ. соч. С. 34.
но актуально в свете глобальных вызовов современного этапа развития и необходимости срочной интенсификации развития инфраструктуры.
БИБЛИОГРАФИЯ
Азаревич Д. Прекариум по римскому праву. Ярославль, 1877.
Белицкая А. Государственно-частное партнерство: историко-правовой аспект // История государства и права. 2010. № 21.
Бик С.И., Радзиевский А.С. Концессии, изменившие мир. М., 2014.
Вихрян А.П. Концессия (исторический экскурс) // Вестник Минимущества России. 2003. № 1.
Гензель П.П. Очерки по истории финансов. Вып. 1. Древний мир. М., 1913.
ЕганянА, Зусман Е., КорневМ. Жилищно-коммунальное хозяйство: на шаг ближе к Perrier. М., 2013.
Золоева Я.О. Концессионные и иные договоры с иностранными инвесторами в области добычи полезных ископаемых: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
Курысь Н.В. Частно-государственное партнерство как историко-пра-вовое явление // Общество и право. 2011. № 2.
Ларина О.Г. Регалии в системе финансовых прерогатив: теоретические и историко-правовые аспекты института // История государства и права. 2013. № 18.
Михайлов А., Субботин М. «Яблоко» и законодательство о соглашениях о разделе продукции (СРП). М., 2003.
Обзор опыта ГЧП. Исторический контекст // URL: http://www.ppiaf. org/sites/ppiaf.org/files/documents/toolkits/highwaystoolkit-russian/1/1-21. html.
Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Вып. 1. Учение об обыкновенных доходах. М., 1909.
Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в Российской Федерации / Под ред. П.И. Селезнева. М., 2015.
Приходько Д.Г. Концессия как форма привлечения инвестиций в российскую экономику // Банковское право. 2005. № 3.
Раднаев Б.В. История правового регулирования концессионных отношений // Вестник СПбГУ. Серия 14. Право. 2015. Вып. 1.
Ростовцев М.И. История государственного откупа в Римской империи (от Августа до Диоклетиана). СПб., 1899.
Ручкина Г.Ф. Предпринимательство сквозь призму веков // Предпринимательское право. 2006. № 2.
Савельева В.М. Концессионное соглашение как институт гражданского права: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
Сазонов В.Е. Государственно-частное партнерство в России и за рубежом: административно-правовое исследование: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2013.
Ходский Л.В. Основы государственного хозяйства. СПб., 1901.
Щекин Д.М. О балансе публичного, квазипубличного и частного интересов в практике КС РФ // Налоговед. 2005. № 8.
Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. М., 2002.