ния не означает действие, например, инновации, качество, персонал, фирма (предприятие, организация) и т.д., то употребление прилагательных от таких слов вносит совсем иной смысл в характеристику менеджмента.
Таким образом, инновационный менеджмент и менеджмент инноваций (менеджмент инновационной
деятельности) - не одно и то же. Применение первого выражения для идентификации менеджмента инноваций, получившее, к сожалению, широкое распространение, на наш взгляд, некорректно. Термин инновационный должен применяться лишь при наличии соответствующего признака у определяемого им понятия.
Библиографический список
1. Инновационный менеджмент: учебник / под ред. С.Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 1997. 306 с.
2. Семенова А.А., Марущак И.И. Инвестиционно-инновационный менеджмент: учеб. пособие / под ред. М.И. Лещенко. М.: МГИУ, 2007. 249 с.
3. Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городнов А.Г. Инновационный менеджмент: учеб. пособ для вузов. 2-е изд. перераб. и доп. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 417 с.
4. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. 2-е изд. СПб.: ЗАО Издательский дом «Питер», 2006. 264 c.
5. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник. 6-е изд., испр. и доп. СПб.: Питер, 2008. 448 с: ил. (Серия «Учебники для вузов»).
6. Орлов А.И. Менеджмент: учебник. М.: Изд-во «Изумруд», 2003. 298 с.
7. Инновационный менеджмент. Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
8. Шумпетер Й.А. История экономического анализа. В 3-х т. / под ред. В.С. Автономова, пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 2001.
9. Власов В.П., Лесовой С.Ф. Инновация: новая дисциплина в вузе // Проблемы формирования инновационного поведения молодежи в современной России: труды Всерос. науч. конф. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. С. 22-32.
10. Клименко Е.О. Концепт "менеджмент" в американской и русской лингвокультурах: дис. ... канд. филолог. наук: 10.02.20. Волгоград, 2004. 221 с.
УДК 330.332
КОНЦЕССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ГАРАНТИЙНОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Л
Н.Я. Калюжнова1
Иркутский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1.
Рассмотрены вопросы обеспечения финансирования расширенного воспроизводства инвестиционно-строительной сферы. Проанализирован зарубежный опыт реализации концессий и представлены результаты их реализации в России, которые определяются составом участников и их функциями. Определены и рассмотрены условия заключения концессионного соглашения, обслуживающего строительные проекты. Представлен методический подход оценки права реализации производственных концессий, который является гарантией обеспечения технологического преимущества расширенного воспроизводства инфраструктурных объектов на концессионной основе.
Ил. 1. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: концессия; инвестиционно-строительная деятельность; экономическая модель; экономическая природа концессионных соглашений; строительная кооперация.
CONCESSION AS A TOOL OF GUARANTY SUPPORT OF INVESTMENT AND CONSTRUCTION DEVELOPMENT N.Y. Kalyuzhnova
Irkutsk State University, 1 Carl Marx St., Irkutsk, 664003.
The article deals with the problems of ensuring financing of the expanded reproduction of investment and construction sector. A foreign experience in the implementation of concessions is analyzed, and the results of their implementation in Russia are presented. The last are determined by the composition of participants and their functions. The author identifies and considers the terms of entering concession agreement that services construction projects. She presents a methodical approach to estimate the implementation right of industrial concessions, which is a guarantee of the technological advantages of the expanded reproduction of infrastructure facilities on a concession basis. 1 figure. 4 sources.
Key words: concession; investment and construction activity; economic model; economic nature of concession agreements; construction cooperation.
Реализация стратегических подходов, отражаю- щих новую экономическую модель, направлена на
1Калюжнова Надежда Яковлевна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономической теории и управления, e-mail: [email protected]
Kalyuzhnova Nadezhda, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economic Theory and Management, e-mail: [email protected]
обеспечение финансирования расширенного воспроизводства инвестиционно-строительной сферы, включающего повышение его эффективности, создание источников привлечения средств для его развития и адекватных залогово-гарантийных инструментов, адресность государственной помощи малообеспеченным слоям населения с использованием системы социальных счетов граждан.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны целенаправленно создавать условия для привлечения в инвестиционно-строительную сферу инвестиционных ресурсов коммерческих банков или иных источников заемных средств, в первую очередь, путем реструктуризации и ликвидации задолженностей строительных предприятий, обеспечения прозрачности в сфере корпоративного и финансового управления, снижения рисков инвестирования и отработки механизмов привлечения средств для расширенного воспроизводства строительного комплекса. Заметим, что часть необходимых условий расширенного воспроизводства уже имеется. Это и долгосрочные партнерские связи, и возникшие паевые инвестиционные фонды, и общие фонды банковского управления, и схемы долевого участия. Практика показала также, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, заинтересованные в создании условий для привлечения долгосрочных заемных ресурсов для финансирования крупных инвестиционно-строительных проектов, в случае невозможности покрытия затрат за счет текущих доходов строительных предприятий или за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов имеют принципиальную возможность на первом этапе взять на себя предоставление бюджетных гарантий для привлечения кредитов и осуществить организационные меры по разработке стандартов, процедур и форм обеспечения привлечения заемных средств.
Вместе с тем, если применительно к локальным объектам гарантийный механизм в форме бюджетных гарантий вполне адекватен, то для крупномасштабных программ востребован иной подход. Кроме того, отсутствие опыта в подборе критериев конкурсного подбора компаний чревато ошибками, цена которых измеряется не только экономическими потерями, но и социальными возмущениями и обострением экологических проблем. Значит необходим такой гарантийный механизм, который минимизировал бы риски принятия неэффективных решений [1].
В международной практике в этих случаях используются модели привлечения иностранных инвестиций на концессионной основе. Историческая ретроспектива периода промышленного восстановления народного хозяйства в условиях НЭПа также подтверждает возможность рассмотрения, разработки и практической апробации гарантийных механизмов концессионного типа для реализации крупных строительных и инфраструктурных проектов. При этом следует однозначно понимать экономическую природу концессионных соглашений, предполагающих заинтересованность государства в реализации проекта при отсут-
ствии у него необходимых для этого ресурсов. Иными словами, концессии имеют место в практике хозяйствования какого-либо государства только тогда, когда оно испытывает острую нужду в инвестициях, и для удовлетворения данной потребности государство вынуждено предоставлять частным инвесторам на срочной и возмездной основе такую льготу, как право пользования государственной собственностью, а также право осуществления монополизированных государством видов деятельности [2].
Проведенный анализ зарубежного опыта реализации концессий выявил три основные возможные формы их осуществления в России, которые определяются составом участников и их функциями.
1. Частная концессия (простая модель) - принимающая страна не участвует в концессионном проекте никаким образом.
2. Частно-государственная концессия (смешанная модель) - реализация концессионного проекта осуществляется совместными усилиями концессионера и принимающей страны, сотрудничество возможно в форме совместного предприятия или в форме простого договорного сотрудничества.
3. Строительная кооперация - концессионер организует только прединвестиционную и инвестиционную стадии проекта, по окончании которых он оговаривает свой процент прибыли в течение срока концессии и передает объект концессии для управления компании-оператору.
Кроме того, при заключении концессионного соглашения, обслуживающего строительные проекты независимо ни от вида концессии, ни от формы ее реализации, его участниками должны быть определены и учтены:
- условия предоставления концессионеру земельного участка, если он необходим для осуществления концессионной деятельности;
- условия выполнения концессионером обязательной производственной программы;
- условия установления, изменения цен (тарифов) на изготовленные (предоставленные) товары (работы, услуги);
- условия найма и использования труда граждан принимающей страны;
- условия использования отечественных технологий, сырья, материалов;
- условия и объемы улучшения объекта концессии и порядок компенсации затрат концессионера на эти цели;
- порядок использования амортизационных отчислений концессионера;
- условия восстановления объекта концессии и его возвращения принимающей стране, в том числе условия изъятия не используемых или неэффективно используемых объектов;
- условия страхования концессионных проектов;
- условия государственных гарантий сохранности имущества концессионера и соблюдения его имущественных прав и интересов.
Вместе с тем в эпицентре вышеперечисленных условий, обеспечивающих паритет интересов сторон и
симметрию рисков участников концессионных соглашений, находится проблема экономически обоснованного определения цены права реализации концессионного соглашения. Она является объективной гарантией взаимовыгодности и эффективности расширенного воспроизводства жилищного хозяйства.
В сложившихся условиях цена права реализации концессионного соглашения часто является вынужденным компромиссом, достигаемым между представителями принимающей страны и концессионером, при далеко неполной информации о возможных последствиях принимаемого решения и высоком уровне обоюдных рисков.
Рассмотрим возможный методический подход к определению искомой цены на примере инфраструктурного проекта. Не вызывает сомнения, что в первую очередь необходимо определить «себестоимость» предлагаемого товара - концессионного объекта, основных его составляющих. Также учтем, что владелец объекта жилищной инфраструктуры - государственные или муниципальные власти - обладают не только возможностью получения доходов от его коммерческого использования, но и серьезным обременением по расходам на его содержание и воспроизводство, включая инженерную, транспортную, социальную и иные составляющие инфраструктуры. Имея в виду объекты инвестиционно-строительной сферы, важна не только общая оценка стоимости капитализированных в объекте затрат из различных источников, но и ее дифференциация по местоположению объекта, его функциональному назначению, а также совокупность характеристик эффективности его использования и возможности ее повышения.
Таким образом, необходимо оценить величину и пространственно-функциональное распределение затратной составляющей стоимости концессионного объекта, включающую информацию о том, сколько средств было затрачено собственником, достаточно ли эффективны эти затраты для обеспечения нормального функционирования и развития инфраструктурного объекта, насколько окупаются эти затраты.
Следующим шагом является определение величины рентной стоимости концессионных объектов, т.е. величина реальной или потенциальной прибыли от их использования.
Оценку рентной стоимости инфраструктурных объектов необходимо проводить, исходя из принципа наилучшего и наиболее эффективного их использования. То есть при оценке объекта из всех возможных (разрешенных) вариантов выбирается наилучший и наиболее доходный, который используется для оценки. При этом учитываются исключительно варианты, которые соответствуют юридическим нормам и правилам, включают различные ограничения, приносят доход и которые возможно реализовать физически.
В результате используется вариант, позволяющий получить максимальную цену за право осуществления хозяйственной деятельности на инфраструктурном объекте в рамках концессионного
соглашения с учетом всех правовых, строительных, экологических и иных ограничений.
Если объектом концессионирования является свободный от строений земельный участок, то определяется, как его можно использовать исходя из варианта наиболее эффективной эксплуатации с учетом всех имеющихся ограничений.
Если на участке имеется строение, необходимо провести анализ, увеличится ли цена права реализации концессионного проекта на величину стоимости данного строения или уменьшится на величину затрат по сносу данного строения при выбранном варианте наилучшего использования земельного участка.
Очевидно, что отмеченный принцип наиболее понятен, естественен и легче всего применим для оценки свободных земельных участков, предусмотренных для отвода под инфраструктурные объекты. Для оценки застроенных земельных участков, являющихся объектом концессионного соглашения, применение указанного принципа важно, хотя и существенно сложнее, поскольку позволяет выделить из стоимости всего комплекса недвижимости стоимость собственно земельного участка. Здание или сооружение, находящееся на земельном участке, далеко не всегда имеет наибольшую стоимость или приносит наибольший доход. К тому же, как показали проведенные исследования [3], с течением времени в результате естественного износа здания, изменения конъюнктуры рынка и других факторов оценка объекта недвижимости в целом может существенно снизиться, а рыночная цена земельного участка при этом может остаться неизменной или даже возрасти.
Таким образом, принцип лучшего из наиболее эффективных вариантов использования концессионного объекта позволяет оценить максимально возможную величину ренты от данного концессионного объекта независимо от того, что представляет собой данный объект: целостный имущественный комплекс, его часть или незастроенный земельный участок.
Кроме того, представляется, что процесс определения рентной стоимости объектов, подлежащих передаче концессионерам, а, следовательно, и процесс определения стоимости права реализации концессионного проекта, необходимо проводить с учетом значимости проекта для принимающей стороны: чем более значим проект для региона, чем больше экономический, социальный, экологический и прочие эффекты от его реализации, чем больше проект стимулирует технический прогресс и повышает конкурентоспособность отечественных предприятий, тем в большей степени государство должно быть заинтересовано в реализации данного проекта и тем меньше должна быть, в частности стоимость права реализации проекта для концессионера. И, наоборот, для менее значимых проектов стоимость должна быть, соответственно, больше [4]. В общем виде алгоритм определения цены права реализации производственных концессий представлен на рисунке.
В частности, для наиболее приоритетных для принимающей страны концессионных проектов цену
Определение приоритета концессии для принимающей стороны
Определение цены права реализации концессии с учетом затрат принимающей страны на поддержание, развитие и
расширенное воспроизводство инфраструктуры
Определение цены права реализации концессии исходя из принципа наиболее эффективного использования объекта концессии принимающей страной
Наличие на участке объектов недвижимости, использование которых пр еду смотр ено у словиями концессии
Наличие на у частке объектов недвижимости, использование котор ых не пр еду смотр ено у словиями концессии
Определение цены права реализации концессии с учетом затрат принимающей страны на поддержание, развитие и расширенное воспроизводство инфраструктуры и затрат на "демонтаж" неиспользуемых объектов недвижимости
Определение цены права реализации концессии с учетом затрат принимающей страны на поддержание, развитие и расширенное воспроизводство инфраструктуры, затрат на "демонтаж" неиспользуемых объектов недвижимости и предшествующих доходов принимающей страны от экс плуатации объекта концессии
Формирование других условий концессионного соглашения (графика платежей, форм контроля и пр.)
Алгоритм оценки права реализации инфраструктурных концессий
права реализации рекомендуется рассчитывать по следующим формулам:
1) в случае если объектом концессии является свободный от строений земельный участок: Цк = Зр + Н3 -Б/Е,
где Цк - стоимость права реализации концессионного проекта; Зр - затраты концессионера, связанные с оформлением концессионного соглашения (регистрационные сборы, государственные пошлины, и др.); S -площадь земельного участка, занимаемого объектом концессии; Нз - годовые затраты на поддержание, развитие и воспроизводство инфраструктуры с единицы площади; Е - коэффициент эффективности использования капиталов в соответствующей концессионному проекту отрасли, в районе расположения земельного участка;
2) в случае если на земельном участке имеются строения, использование которых не предусматривается в рамках концессионного проекта:
Цк = Зр + Нз ■ S / Е - Зд , где 3д - затраты на демонтаж не подлежащего использованию оборудования и разборку не подлежащих использованию зданий, сооружений, коммуникаций.
При этом принимающая сторона может потребовать от концессионера оплаты права реализации концессии без учета затрат на демонтаж не подлежащих использованию зданий, сооружений и коммуникаций, которые в ходе реализации проекта могут быть списаны в счет налоговых и иных отчислений в пользу государства. При условии оплаты права реализации концессионного проекта по такой схеме государство еще до начала его реализации получит значительные денежные поступления в казну, а концессионер подчеркнет серьезность своих намерений;
3) в случае если на земельном участке имеются строения, которые будут в дальнейшем полностью или частично использоваться концессионером в своей деятельности, необходимо учесть все налоговые доходы принимающей страны от деятельности предприятия, эксплуатирующего объекты до их передачи в концессию, то есть:
Цк = Зр + (Нз ■S + Нд ■К) / Е - Зд-(1 - К), где Нд - средняя общая сумма налогов в бюджеты всех уровней и отчислений во внебюджетные фонды от деятельности, осуществляемой на передаваемых в концессию объектах, рассчитанная по фактическим данным за последние 5 лет; К - коэффициент, учитывающий, в какой мере здания и сооружения, оборудование остаются для использования при реализации концессионного проекта.
Следует отметить, что если передается в концессию вид деятельности, по тем или иным причинам являющийся нерентабельным, стоимость права реализации концессионного проекта должна быть минимальной. Данное обстоятельство будет являться дополнительным стимулом для концессионеров, организующих деятельность на простаивающих или убыточно функционирующих предприятиях (аналогично на предприятиях, признанных банкротами). Следует иметь в виду, что все представленные расчеты справедливы для условий, когда срок концессии составляет 1/Е лет и более. Если срок концессии, а соответственно и срок использования земельного участка или права на осуществление вида деятельности менее указанной величины, то в этом случае величину Цк
необходимо умножить на коэффициент, равный Т-Е, где Т - срок концессии.
4) в случае если инициатором концессионного проекта является сам концессионер, если он имеет большую заинтересованность в проекте, то расчет стоимости права реализации концессионного проекта может быть произведен только исходя из принципа наилучшего и наиболее эффективного использования принимающей страной объектов, планируемых к передаче в концессию.
Оценка права реализации концессии будет равна доходу от реализации на планируемых к передаче в концессию объектах наиболее прибыльных проектов модернизации с учетом всех физических, юридических и других ограничений. Цена права реализации концессионного проекта в данном случае может быть определена по формуле
Dw
w=T
Цкп- = +^ г
Zw
w=T
■- S -
w=l (i + E )w
где - предполагаемые затраты по альтернативному проекту в случае его реализации принимающей страной; Ом - планируемые доходы принимающей страны от реализации альтернативного проекта в течение срока эксплуатации объекта концессии; Е -средняя норма доходности капитала в сфере, отрасли или подотрасли национальной экономики, к которой относится планируемый к реализации альтернативный проект; Т - продолжительность расчетного периода, должна быть равна продолжительности срока концессии плюс продолжительности всех предшествующих заключению концессионного соглашения процедур; м - планируемый год начала эксплуатации объекта.
Иными словами, в качестве исходной посылки закладывается предположение, что проект будет выгоден для концессионера при условии другого, более выгодного способа использования получаемых в концессию объектов, или более эффективной реализации проекта, определенного представителями принимающей страны. Такой подход является в известной степени гарантией обеспечения технологического преимущества расширенного воспроизводства инфраструктурных объектов на концессионной основе по сравнению с альтернативными моделями инвестирования. Разумеется, реализация подобной модели потребует проведения независимой экспертизы. Затраты, связанные с организацией оценки и анализа альтернативного проекта принимающей страны, должны быть отнесены на затраты концессионера.
Из представленного выше методического подхода оценки права реализации производственных концессий вытекает, что цена образуется только за счет первоначальных (разовых) платежей концессионера. Это вызвано следующими причинами:
- необходимостью дополнительного стимулирования отечественных и иностранных инвесторов к организации производственных концессий, которые имеют больший положительный эффект для экономики страны по сравнению с природными, так как они
способствуют привлечению в страну новых технологий и организации конкурентоспособного производства;
- предпочтительностью периодического инвестирования средств на дальнейшее развитие производства и повышение эффективности деятельности концессионных объектов по сравнению с текущими отчислениями концессионера в пользу принимающей страны.
В целях защиты интересов населения и гарантий экономической обоснованности, к примеру, платежей за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемая на концессионной основе бюджетная дотационная составляющая ещё может оставаться определенное время, передаваясь концессионеру для частичного погашения затрат. Тем не менее, во всех случаях и моделях поддержки сферы воспроизводства жилищного хозяйства необходимо разделение механизмов
движения средств.
Разделение механизмов по заимствованию средств на возвратной основе и по предоставлению бюджетных финансовых средств на безвозмездной основе имеет своей целью повышение прозрачности системы финансирования инвестиционных проектов предприятий территориального строительного комплекса и придание ей устойчивости и достаточности на основе обеспечения принципиальной возможности независимого от бюджета функционирования. Кроме того, предоставление средств на возвратной основе (на рыночных условиях) создаёт предпосылки для последовательного замещения бюджетного финансирования привлечением частных инвестиций на первом этапе - под гарантии бюджетов, а также возможно специально создаваемых гарантийных структур.
Библиографический список
1. Пешков В.В. Формирование организационно-экономических механизмов инновационного развития инвестиционно-строительной сферы // Вестник ИрГТУ. 2011. №12 (59). С. 326-332.
2. Зворыкина Ю.В. Перспективы реализации инвестиционных проектов в форме концессии в России // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. № 3.
3. Пешкова М.В. Оценка инвестиционных предпочтений и
компетенций инвестора для целей реализации инвестиционно-строительных проектов // Казанская наука. 2011. Вып. 9. С. 89-93.
4. Варнавский В.Г. Концептуальные экономические и правовые основы концессионной деятельности // Полемика: электронный журнал. 2002. Вып. 13. [Электронный ресурс]. URL: http://www.irex.rU/press/pub/polemika/13/var/
УДК 330.332
ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА СТИМУЛИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
л __ о
Н.Я. Калюжнова1, М.А. Осипов2
Иркутский государственный университет, 664003, ул. К. Маркса, 1.
В работе представлено существующее положение, ряд достижений в сфере жилищного строительства в Иркутской области. Рассмотрены проблемы, стоящие перед строительной отраслью и принимаемые на данный момент региональными властями меры по увеличению объемов ввода жилья в области. Указаны планируемые механизмы решения проблемы стимулирования жилищного строительства в области. Ил. 3. Табл. 3. Библиогр. 12 назв.
Ключевые слова: институт; жилищное строительство; ипотечное кредитование; национальный проект; целевая программа.
FORMATION OF THE INSTITUTE FOR STIMULATING HOUSING DEVELOPMENT N.Y. Kalyuzhnova, M.A. Osipov
Irkutsk State University, 1 Carl Marx St., Irkutsk, 664003.
This paper presents the current situation and a number of achievements in the field of housing construction in the Irkutsk region. It deals with the problems facing the construction industry and the measures currently taken by regional authorities to increase the volume of new housing in the region. The planned mechanisms to solve the problem of stimulating housing development in the region are indicated. 3 figures. 3 tables. 12 sources.
Key words: institute; housing development; mortgage lending; national project; target program.
1Калюжнова Надежда Яковлевна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономической теории и управления, тел.: (З952) 242870, e-mail: [email protected]
Kalyuzhnova Nadezhda, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economic Theory and Management, tel.: (39б2) 242В70, e-mail: [email protected]
2Осипов Mихаил Анатольевич, аспирант, e-mail: [email protected] OsipovMikhail, Postgraduate, e-mail: [email protected]