Научная статья на тему 'КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ САНКТПЕТЕРБУРГА)'

КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ САНКТПЕТЕРБУРГА) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концессионные соглашения / экономика региона / транспортная инфраструктура / региональное развитие / экономика Санкт-Петербурга. / concession agreements / regional economy / transport infrastructure / regional development / economy of St. Petersburg.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковтун М.В.

В настоящей статье проведен анализ экономических эффектов концессионных соглашений в контексте развития экономики региона на примере города Санкт-Петербурга. На основе анализа научных источников показано, что концессионные соглашения представляют собой эффективный механизм для достижения стратегических целей регионального развития, поскольку обеспечивают привлечение необходимых инвестиций в инфраструктуру. Использование концессий позволяет минимизировать риски, связанные с рыночными неудачами и недостатками прямого государственного регулирования, особенно в таких областях, как инфраструктура, экология и социальные проекты. В рамках реализации концессионных соглашений происходит реформирование сфер экономики, которые традиционно управлялись государством, что способствует их более эффективному и устойчивому развитию. Получен вывод, что реализуемые в рамках концессионных соглашений проекты демонстрируют значительное положительное влияние на экономику Санкт-Петербурга. Например, строительство Западного скоростного диаметра (ЗСД), трамвайных сетей «Чижик» и «Славянка», а также создание высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург способствуют развитию транспортной инфраструктуры, снижению загруженности автомобильных дорог и повышению мобильности населения. Реализация проектов по восстановлению культурного наследия, в свою очередь, способствует развитию туристической инфраструктуры и сохранению исторического облика города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCESSION AGREEMENTS AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF THE REGION'S ECONOMY (USING THE EXAMPLE OF ST. PETERSBURG)

This article analyzes the economic effects of concession agreements in the context of regional economic development using the example of the city of St. Petersburg. Based on the analysis of scientific sources, it is shown that concession agreements are an effective mechanism for achieving strategic goals of regional development, since they ensure the attraction of necessary investments in infrastructure. The use of concessions minimizes the risks associated with market failures and shortcomings of direct government regulation, especially in areas such as infrastructure, ecology and social projects. As part of the implementation of concession agreements, economic sectors that have traditionally been managed by the state are being reformed, which contributes to their more efficient and sustainable development. It was concluded that the projects implemented under concession agreements demonstrate a significant positive impact on the economy of St. Petersburg. For example, the construction of the Western High– Speed Diameter (WSD), the Chizhik and Slavyanka tram networks, as well as the creation of the MoscowSt. Petersburg high-speed railway line contributes to the development of transport infrastructure, reducing traffic congestion and increasing mobility of the population. The implementation of projects to restore cultural heritage, in turn, contributes to the development of tourist infrastructure and the preservation of the historical appearance of the city.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ САНКТПЕТЕРБУРГА)»

Прогрессивная экономика

2024, №8.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 8.

https://progressive-economy.ru/

Международный научно-исследовательский журнал

«Прогрессивная экономика»

№ 8 / 2024 https://progressive-economy.ru/vypusk_1/konczessionnye-soglasheniya-kak-instrument-razvitiya-ekonomiki-regiona-na-primere-sankt-peterburga/

Научная статья / Original article

Шифр научной специальности ВАК: 5.2.3

УДК 338.12

DOI: 10.54861/27131211_2024_8_78

КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ

РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

Ковтун М.В., заместитель начальника отдела бухгалтерского учета, Фонд

Газпром социальные инициативы, г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. В настоящей статье проведен анализ экономических эффектов

концессионных соглашений в контексте развития экономики региона на примере города

Санкт-Петербурга. На основе анализа научных источников показано, что концессионные

соглашения представляют собой эффективный механизм для достижения стратегических

целей регионального развития, поскольку обеспечивают привлечение необходимых

инвестиций в инфраструктуру. Использование концессий позволяет минимизировать

риски, связанные с рыночными неудачами и недостатками прямого государственного

регулирования, особенно в таких областях, как инфраструктура, экология и социальные

проекты. В рамках реализации концессионных соглашений происходит реформирование

сфер экономики, которые традиционно управлялись государством, что способствует их

более эффективному и устойчивому развитию. Получен вывод, что реализуемые в рамках

концессионных соглашений проекты демонстрируют значительное положительное

влияние на экономику Санкт-Петербурга. Например, строительство Западного скоростного

диаметра (ЗСД), трамвайных сетей «Чижик» и «Славянка», а также создание

высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург способствуют

развитию транспортной инфраструктуры, снижению загруженности автомобильных дорог

и повышению мобильности населения. Реализация проектов по восстановлению

культурного наследия, в свою очередь, способствует развитию туристической

инфраструктуры и сохранению исторического облика города.

Ключевые слова: концессионные соглашения, экономика региона, транспортная

инфраструктура, региональное развитие, экономика Санкт-Петербурга.

78

Прогрессивная экономика

2024, №8.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 8.

https://progressive-economy.ru/

CONCESSION AGREEMENTS AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT

OF THE REGION'S ECONOMY (USING THE EXAMPLE OF ST.

PETERSBURG)

Kovtun M.V., Deputy Head of Accounting Department, Gazprom Social Initiatives Foundation, St. Petersburg, Russia

Abstract. This article analyzes the economic effects of concession agreements in the context of regional economic development using the example of the city of St. Petersburg. Based on the analysis of scientific sources, it is shown that concession agreements are an effective mechanism for achieving strategic goals of regional development, since they ensure the attraction of necessary investments in infrastructure. The use of concessions minimizes the risks associated with market failures and shortcomings of direct government regulation, especially in areas such as infrastructure, ecology and social projects. As part of the implementation of concession agreements, economic sectors that have traditionally been managed by the state are being reformed, which contributes to their more efficient and sustainable development. It was concluded that the projects implemented under concession agreements demonstrate a significant positive impact on the economy of St. Petersburg. For example, the construction of the Western High–

Speed Diameter (WSD), the Chizhik and Slavyanka tram networks, as well as the creation of the Moscow- St. Petersburg high-speed railway line contributes to the development of transport infrastructure, reducing traffic congestion and increasing mobility of the population. The implementation of projects to restore cultural heritage, in turn, contributes to the development of tourist infrastructure and the preservation of the historical appearance of the city.

Keywords: concession agreements, regional economy, transport infrastructure, regional development, economy of St. Petersburg.

JEL classification: L32, R12, R58.

Для цитирования: Ковтун М.В. Концессионные соглашения как инструмент

развития экономики региона (на примере Санкт-Петербурга) // Прогрессивная экономика.

2024. № 8. С. 78–89. DOI: 10.54861/27131211_2024_8_78.

Статья поступила в редакцию: 15.08.2024 г. Одобрена после рецензирования: 26.08.2024 г. Принята к публикации: 26.08.2024 г.

For citation: Kovtun. M.V. Concession agreements as a tool for the development of the region's economy (using the example of St. Petersburg) // Progressive Economy. 2024. No. 8. pp.

78–89. DOI: 10.54861/27131211_2024_8_78.

The article was submitted to the editorial office: 15/08/2024. Approved after review: 26/08/2024. Accepted for publication: 26/08/2024.

79

Прогрессивная экономика

2024, №8.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 8.

https://progressive-economy.ru/

Введение

Концессионные соглашения являются одним из ключевых инструментов

для эффективного привлечения частных инвестиций в развитие

инфраструктуры регионов. В условиях ограниченных бюджетных ресурсов и

растущих потребностей развивающихся экономик их применение становится

особенно актуальным для стимулирования социально-экономического

развития. Санкт-Петербург, будучи одним из ведущих регионов России, активно использует концессионные соглашения для развития ключевых

секторов экономики, таких как транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение и образование. По данным Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга, в 2023 году на территории города реализуется более 20 крупных

концессионных проектов с общим объемом инвестиций, превышающим 150

миллиардов рублей [1]. Проекты включают в себя как строительство новых

объектов, так и модернизацию существующих, что способствует улучшению

качества жизни горожан и созданию дополнительных рабочих мест.

Однако несмотря на полученный успешный опыт, потенциал

использования концессий в Санкт-Петербурге еще не полностью реализован.

В городе остаются сферы, где применение концессий может способствовать

дальнейшему развитию инфраструктуры, улучшению качества жизни и

привлечению инвестиций. Таким образом, целью статьи является анализ

экономических эффектов концессионных соглашений в контексте развития

экономики региона на примере города Санкт-Петербурга.

Обзор литературы

Понятие концессии анализируют в научной статье Г.Е. Каратаева и С.В.

Чернова. Авторы рассматривают концессионные соглашения с двух основных

точек зрения: как акты публичной власти, а также как механизм консолидации

субъектов инвестиционной деятельности. В соответствии с первым подходом, концессия рассматривается как договор между органами власти и частными

лицами, по условиям которого производится передача права на управление и

использование государственного или муниципального имущества. Второй

подход рассматривает концессию как систему отношений между

концедентами, концессионерами, населением и кредитными организациями, направленную на создание условий эффективной реализации соглашения [4].

Сущность концессионных соглашений исследуют также С.П. Кюрджиев

и В.Н. Шкред. Концессионные соглашения являются основным способом

реализации механизмов государственно-частного партнерства, в рамках

которых государство и частный сектор экономики сотрудничают на

взаимовыгодных условиях. Концессионное соглашение является одной из

форм государственно-частного партнерства, но при этом имеет свои

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

специфические черты, связанные с долгосрочностью, распределением рисков

и правовым регулированием, а ГЧП, в свою очередь, представляет собой более

гибкий и разнообразный механизм взаимодействия между государством и

частным

сектором

[5].

Исходя

определения,

закрепленного

на

законодательном уровне, можно заключить, что и концессионные соглашения

80

Прогрессивная экономика

2024, №8.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 8.

https://progressive-economy.ru/

представляют собой гражданско-правовые договоры, заключаемые между

публично-правовыми образованиями и частными сторонами на длительный

срок. Предметом таких договоров является создание, реконструкция или

строительство объекта соглашения, например, инфраструктурного объекта с

получением частной стороной прав на объект на определенный срок. Одной

из сторон соглашений выступает публичная сторона – Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Другой

стороной соглашения в случае заключения концессионного соглашения

выступает концессионер [11].

Специфическими

характеристиками,

которыми

обладают

концессионные соглашения, являются: долгосрочный характер договорных

отношений, распределение проектных, строительных, технологических, репутационных и других рисков между обеими сторонами сделки, совместное

финансирование инвестиционных расходов. Частный партнер или

концессионер в рамках сотрудничества принимает на себя значительную долю

инвестиционных расходов, связанных с реализацией проекта, а государство, выступая в роли публичного партнера, предоставляет гарантии долевого

финансирования, обеспечения налоговых льгот, бюджетных субсидий и т.д.

[2]. Как отмечает O. Skrypnik, в таких сферах, как дорожный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная инфраструктура и жилищное

строительство, коммунальные власти часто сталкиваются с дефицитом

финансирования, необходимого для поддержания объектов в надлежащем

состоянии. Поскольку многие объекты инфраструктуры характеризуются

высокой степенью износа, реконструкция в рамках концессионных проектов

позволяет повысить эффективность и качество предоставляемых услуг, что

имеет значительный экономический эффект [12].

Инвестиционные механизмы государственно-частного партнерства

исследует А.В. Бойчук. Согласно подходу автора, проекты ГЧП представляют

собой совокупность инструментов и подходов, направленных на привлечение

частного капитала для реализации общественно значимых проектов, что

позволяет ускорить развитие инфраструктуры и социальных услуг, а также

стимулировать экономическое развитие. Важными аспектами таких

механизмов являются мотивационные подходы для частных инвесторов, именно мотивационные механизмы играют ключевую роль в привлечении

частного капитала, определяя степень участия частных партнеров в

реализуемых проектах государственно-частного партнерства. В статье

получен вывод, что инвестиционные механизмы ГЧП основываются на

сбалансированном сочетании мотивации, защиты инвестиций и управления

рисками, что позволяет создавать условия для успешной реализации

долгосрочных проектов и устойчивого экономического развития [3].

Анализ научных источников показал, что концессионные соглашения

являются важным и эффективным инструментом достижения стратегических

целей регионального развития, поскольку позволяют привлечь инвестиции, необходимые для развития инфраструктуры. Использование концессий

81

Прогрессивная экономика

2024, №8.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 8.

https://progressive-economy.ru/

позволяет

избежать

«провалов

рынка»

и

недостатков

прямого

государственного регулирования, особенно в таких сферах, как

инфраструктура, экология и социальные проекты. В рамках концессионных

соглашений происходит институциональное преобразование тех сфер

экономики, которые традиционно находятся под управлением государства, способствуя их более эффективному развитию. Кроме того, концессионные

соглашения создают предпосылки для долгосрочного сотрудничества между

государством и частным сектором, что позволяет достигать высоких

стандартов качества в реализации проектов. Такие соглашения способствуют

не только экономическому росту, но и улучшению качества жизни населения, обеспечивая доступ к современным услугам и создавая новые рабочие места.

Материалы и методы

Методологическую основу исследования составляют общенаучные

методы, такие как обобщение имеющихся в литературе подходов к

определению концессии, результатов оценок ее преимуществ, а также

анализ проектов концессионных соглашений, реализуемых в Санкт-Петербурге. Материалами исследования выступают отчеты Комитета по

инвестициям

Санкт-Петербурга,

информационно-аналитические

материалы, размещенные на официальных сайтах Администрации Санкт-Петербурга и Министерства транспорта Российской Федерации.

Результаты и обсуждение

Одним из крупнейших инфраструктурных проектов, обеспечивающих

значительное сокращение времени поездок между различными частями

города, является строительство в Санкт-Петербурге Западного скоростного

диаметра (ЗСД) – магистрали, призванной обеспечить быстрый доступ между

северной и южной частями города, а также связать Санкт-Петербург с основными

федеральными трассами и портом. Концессионное соглашение сроком на 30 лет

было подписано в декабре 2012 года, строительство Центрального участка

ЗСД началось в 2013 году, а к 2016 году были завершены работы по

замыканию контура скоростной автомобильной дороги. Реализованный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проект существенно улучшил транспортную инфраструктуру города, снизив

нагрузку на улично-дорожную сеть и обеспечив новые логистические

возможности. Введение новых развязок и модернизация существующих

дорожных связей способствовали перераспределению транспортных потоков, что

положительно

сказалось

на

экономической

активности

и

привлекательности экономики города для инвестиций (см. табл. 1) [1].

Следующим общественно значимым проектом, реализованным на

основе концессионного соглашения, является реконструкция и введение в

эксплуатацию трамвайной сети «Чижик» в Красногвардейском районе города

Санкт-Петербурга. Концессионное соглашение между Санкт-Петербургом и

ООО «Транспортная концессионная компания» было подписано 30 мая 2016

года. Первый трамвайный маршрут «Чижик» № 8 начал функционировать в

82

Прогрессивная экономика

2024, №8.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 8.

https://progressive-economy.ru/

марте 2018 года, а полная реконструкция трамвайной сети в

Красногвардейском районе была успешно завершена в сентябре 2019 года [7].

В рамках концессионных соглашений реализуется еще один проект по

созданию трамвайного сообщения. Целью является создание сообщения по

маршруту от станции метро «Купчино» до поселка Шушары – Славянка не

зависящего от загруженности дорог. Трамвайная линия должна будет

значительно сократить поток автомобильного транспорта по данному

направлению и обеспечить быстрый проезд пассажиров. Проект трамвайной

линии «Славянка» в Санкт-Петербурге является важным инструментом

развития экономики региона, поскольку направлен на улучшение

транспортной доступности быстрорастущих жилых районов на юге города

таких как Шушары и Славянка [7]. Проект способствует снижению

загруженности дорог, увеличению скорости передвижения и экологической

устойчивости Пушкинского района. Улучшение транспортного сообщения

сделает данные районы более привлекательными для новых инвестиций и

проживания, стимулируя развитие местной экономики, повышая качество

жизни и увеличивая деловую активность.

Обсуждаемый

в

настоящее

время

проект

строительства

высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург

выступает еще одним стратегическим инструментом развития экономики

города Санкт-Петербурга. Высокоскоростное сообщение позволяет сократить

время в пути между двумя столицами до 2,5 часов, что значительно повысит

мобильность населения и обеспечит возможность совершения деловых

поездок [9]. Также ожидается, что строительство магистрали будет

способствовать росту туризма, увеличению деловой активности вдоль

маршрута движения и усилению экономических связей между городами

федерального значения. Реализация проекта подразумевает привлечение

значительных инвестиций, которые простимулируют развитие прилегающих

территорий и инфраструктуры, способствуют созданию новых рабочих мест и

условий для роста смежных отраслей промышленного производства.

83

Прогрессивная экономика

2024, №8.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 8.

https://progressive-economy.ru/

Таблица 1

Характеристика наиболее значимых концессионных соглашений, реализованных в Санкт-Петербурге

Проект

Область

Срок

Объем инвестиций

Основные

Описание

действия

участники

212,7 млрд руб., в том числе АО «Западный Строительство

и

эксплуатация

108 млрд

скоростной

платной

скоростной

Западный

руб. – средства

Транспортная

инвесторов, 71,2 млрд

диаметр», ОАО автомагистрали,

соединяющей

скоростной

30 лет

руб. –

инфраструктура

инвестиционного

фонда, «Магистраль

северную и южную части города.

диаметр (ЗСД)

33,5 млрд

руб. – средства Северной

Проект включает строительство

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бюджета города

Столицы»

мостов, развязок и туннелей.

15,3 млрд руб., в том числе

Трамвайная

сеть

2,9 млрд руб. средства ООО

Реконструкция

более

14

км

«Чижик»

в

городского бюджета,

Транспортная

«Транспортная трамвайных путей и контактной

Красногвардейском

30 лет

11,9 млрд руб. за счет

инфраструктура

концессионная сети, создание остановок, депо, районе

Санкт

-

размещения концессионных компания»

приобретение трамваев.

Петербурга

облигаций, 0,5 млрд руб. за

счет акционерных займов

Трамвайная сеть по

Строительство

и

последующая

маршруту «станция

Инвестиции

в

создание ООО

эксплуатация трамвайной сети,

Транспортная

метро «Купчино» –

30 лет

объекта в объеме не менее «БалтНедвиж

включая возведение трамвайного

инфраструктура

пос. Шушары –

25,9 млрд руб.

Сервис»

депо и создание не менее 15

Славянка»

остановок.

Реконструкция

объектов

Соглашение о реконструкции и

культурного

эксплуатации

объекта

для

наследия

Гостиничная

Инвестиции в объеме менее

организации отдыха граждан и

49 лет

ООО «Асгард»

культурного

инфраструктура

302 млн руб.

туризма.

Создание

гостиницы

наследия

категории не ниже «три звезды» с

регионального

номерным фондом от 46 номеров.

значения: «Усадьба

84

Прогрессивная экономика

2024, №8.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 8.

https://progressive-economy.ru/

Игеля Э.Г.» и «Дом

А.Е. Вяземского»

Стоимость

концессии

оценивается в 2,021 трлн

руб., в том числе 580,6 млрд –

Создание

и

эксплуатацию

заем

от

Фонда

инфраструктуры

Строительство

Национального

высокоскоростного

высокоскоростной

Благосостояния,

218,5

Транспортная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ООО «ВСМ

железнодорожного транспорта от

железнодорожной

40 лет

млрд

инфраструктура

руб.

средства Две Столицы» станции Крюково (Алабушево) до

магистрали Москва

концессионера, 28,5 млрд

станции Санкт

-Петербург-Главный,

Санкт-Петербург

руб. – грант от концедента

приобретение

и

эксплуатацию

(Росжелдор), 290 млрд руб. –

высокоскоростных поездов

облигации НПФ «Газфонд»,

903,8

млрд

руб.

банковские кредиты

Источник: составлено автором по данным [1; 6; 7; 8; 9; 10]

85

Прогрессивная экономика

2024, №8.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 8.

https://progressive-economy.ru/

Помимо транспортной инфраструктуры, концессионные соглашения

охватывают и иные сферы, такие как гостиничная инфраструктура. Например, проект реконструкции объектов культурного наследия регионального

значения «Усадьба Игеля Э.Г.» и «Дом А.Е. Вяземского» направлен на

сохранение историко-культурного наследия города Санкт-Петербурга и

предполагает восстановление и нуждающихся в реконструкции зданий под

современные нужды. Так, согласно условиям соглашения, результатом

проведенных работ должно стать создание гостиницы категории не ниже «три

звезды», включающую примерно 46 номеров в каждом из зданий.

Проект

реализуется

в

рамках

концессионного

соглашения,

заключенного в конце 2019 года между Комитетом по инвестициям Санкт-Петербурга и компанией «Асгард». Соглашение, рассчитанное на 49 лет, предусматривает, что инвестор вложит в проект не менее 300 миллионов

рублей. Кроме того, компания будет ежегодно выплачивать 2,3 миллиона

рублей в городской бюджет и арендную плату за земельный участок. Согласно

планам, реконструкция должна быть завершена к 2026 году, при этом здания

останутся в городской собственности [8]. Таким образом, успешное

завершение проекта позволит сохранить архитектурное наследие города, а

также послужит целям развития туристической инфраструктуры, что окажет

положительное влияние на экономику региона за счет привлечения туристов

и создания новых рабочих мест в сфере обслуживания.

Обобщая все вышеизложенное, можно заключить, что использование

концессионных

соглашений

оказывает

значительное

влияние

на

экономическое развитие региона, обеспечивая повышение качества жизни

населения за счет улучшения инфраструктуры и услуг, увеличение занятости

и создание новых рабочих мест. Для экономики региона реализация

концессионных соглашений расширяет возможности предоставления

общественно значимых благ, увеличивает налоговые поступления и

стимулирует конкуренцию на инфраструктурных рынках, а бизнес-сообщество получает доступ к новым сферам экономической деятельности, возможность инвестирования и получения прибыли (рис. 1).

86

Прогрессивная экономика

2024, №8.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 8.

https://progressive-economy.ru/

Экономические эффекты реализации

концессионных соглашений

Население

Экономика региона

Концессионер

Решение наиболее острых

Получение прибыли от

проблем в области

реализации проектов;

Получение доступных и

формирования необходимой

качественных услуг;

инфраструтктуры без

Расширение бизнеса;

Возможность выбора при

значительного роста

Улучшение деловой

получении услуг;

нагрузки на бюджеты;

репутации;

Повышение уровня

Удовлетворение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможность выгодного

занятости;

потребностей населения в

размещения инвестиций с

необходимых услугах;

гарантиями от государства;

Повышение качества жизни

населения региона.

Повышение конкуренции;

Доступ к новым сферам

Увеличение налоговых

экономической

поступлений.

деятельности.

Рис. 1. Экономические эффекты реализации концессионных соглашений

Источник: составлено автором

Таким образом, использование концессионных соглашений играет

ключевую роль в развитии экономики регионов, выступая эффективным

инструментом привлечения частных инвестиций в инфраструктурные

проекты. Концессионные соглашения позволяют решать задачи, связанные с

недостатком

бюджетных

средств,

стимулируют

инновационные

преобразования и повышение управленческой эффективности. Важно

отметить, что такие соглашения обеспечивают более рациональное

распределение рисков между государством и частными партнерами, что

способствует

устойчивому

социально-экономическому

развитию

и

улучшению инвестиционного климата регионов.

Заключение

В процессе исследования автором было выявлено, что реализация

проектов на основе концессионных соглашений способствует реализации

инвестиционного потенциала территорий и содействует социально-экономическому развитию регионов. Перекладывание инвестиционных затрат

на концессионеров позволяет обеспечить необходимый уровень производства

общественных благ и услуг, не создавая чрезмерно высокой нагрузки на

региональные бюджеты. В условиях ограниченности государственных

ресурсов привлечение частного капитала становится стандартным условием

для модернизации и повышения устойчивости региональной конкурентной

экономики.

87

Прогрессивная экономика

2024, №8.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 8.

https://progressive-economy.ru/

Исследованные

концессионные

соглашения

демонстрируют

значительное положительное влияние на экономику Санкт-Петербурга.

Проекты, такие как строительство Западного скоростного диаметра (ЗСД), создание трамвайных сети «Чижик» и «Славянка», а также строительство

высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург

способствуют улучшению транспортной инфраструктуры, снижению

загруженности дорог и повышению мобильности населения. Восстановление

культурного наследия, в свою очередь, способствует развитию туристической

инфраструктуры и сохранению исторического облика города. Расширение

сфер использования концессионных соглашений может значительно повысить

инвестиционную

привлекательность

Санкт-Петербурга.

Значимость

концессионных соглашений в процессах регионального развития заключается

в том, что качество инфраструктуры является одним из ключевых элементов

конкурентоспособности как регионов, так и экономики страны в целом.

Литература

1.

10 лет с даты подписания СГЧП. Что сделано: цифры и факты //

магистраль Северной столицы. URL: https://nch-spb.com/media/news/10-let-sdaty-podpisaniya-sgchp-chto-sdelano-tsifry-i-

fakty/#:~:text=20%20декабря%202012%20года%20в,частного%20партнерства

%20автомобильной%20дороги%20ЗСД.

2.

Аверкиева Е.С. Государственно-частное партнерство как институт

стимулирования предпринимательской деятельности // Journal of Economic Regulation. 2017. № 1. С.117–130.

3.

Бойчук А.В. Инвестиционные механизмы государственного

частного партнерства // Прогрессивная экономика. 2024. № 7. С. 93–105.

4.

Каратаева Г.Е., Чернова С.В. Муниципальные концессионные

соглашения: коррекция на пандемию // Экономика, предпринимательство и

право. 2022. Т. 12. № 2. С. 919–932.

5.

Кюрджиев С.П., Шкред В.Н. Анализ условий развития

государственно-частного партнерства на территории Российской Федерации //

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 4. С.

104–110.

6.

Опубликован проект концессионного соглашения о создании

гостиницы на Каменноостровском проспекте // Администрация Санкт-Петербурга. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/invest/news/151331/.

7.

Петербург

развивает

современные

системы

рельсового

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

общественного транспорта // Администрация Санкт-Петербурга. URL: https://www.gov.spb.ru/press/governor/266254/.

8.

Подписана концессия по восстановлению исторического особняка

на Каменноостровском проспекте // Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/invest/news/182579/.

88

Прогрессивная экономика

2024, №8.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 8.

https://progressive-economy.ru/

9.

Подписано

концессионное

соглашение

о

строительстве

высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург

//

Министерство

транспорта

Российской

Федерации.

URL:

https://mintrans.gov.ru/press-center/news/11348.

10.

Постановление правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2006 г.

«О заключении концессионного соглашения в отношении автомобильной

дороги «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге» // СПС Гарант.

URL: https://base.garant.ru/8019956/.

11.

Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 22.07.2024) «О

концессионных

соглашениях»

//

СПС

Гарант.

URL:

https://base.garant.ru/12141176/.

12.

Skrypnik O. Reform of housing-and-communal services at the federal, regional and municipal levels of management, as the basis of improvement of communication of the state and its population // MATEC Web of Conferences.

Saint-Petersburg: EDP Sciences, 2017. P. 08099.

89

Document Outline

КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.