Научная статья на тему 'Концессионная система управления государственной собственностью'

Концессионная система управления государственной собственностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕССИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концессионная система управления государственной собственностью»

Е.И. Бисеринкина

КОНЦЕССИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Ключевые слова: концессия, государственная собственность, инфраструктурные объекты городского хозяйства.

Одним из перспективных направлений экономической политики России в области управления находящимися в их собственности объектами, решения проблемы привлечения внебюджетных средств на их эксплуатацию и развитие является применение концессий. Оно регламентировано Федеральным законом № 115-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О концессионных соглашениях». Но до сих пор концессионные соглашения реализуются недостаточно активно как на федеральном, так и на региональном уровнях [3].

В условиях государственной (муниципальной) концессии механизм привлечения инвестиций обеспечивается путем временного перераспределения форм собственности. При организации концессии формы пользования и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью на время закрепляются за концессионером, а форма владения сохраняется за государством, что служит предпосылкой получения им вознаграждения от концессионера и возможности регламентации процесса производства и контроля за ним. В реальной хозяйственной практике концедент (государство) по договору передает концессионеру (юридическому или физическому лицу) исключительное право осуществлять хозяйственную деятельность на объектах государственной (муниципальной) собственности (природные ресурсы, участки земли, предприятия различной специализации, объекты инфраструктуры и т.п.), как правило, нуждающихся в инвестициях для модернизации и организации конкурентоспособного производства. Объемы, сроки и направления их вложения и некоторые другие условия производства оговариваются в концессионном договоре. Концессионеры получают за вознаграждение во временное пользование и распоряжение объекты государственной (муниципальной) собственности, и доходы (за вычетом установленных платежей), полученные в результате их эксплуатации, остаются в их распоряжении.

Аналогичные правоотношения складываются в условиях аренды. Если аренда существовала и широко применялась в практике хозяйствования на разных этапах развития страны, независимо от ее экономического положения, то массовая организация концессий возникает, когда для преодоления экономических трудностей в стране складывается острая нужда в инвестициях. С помощью концессионных схем в дореволюционной России были построены железные дороги. Коммунальное хозяйство уездных городов тоже находилось в концессиях у частных компаний. В 20-х годах прошлого века они помогли поднять из руин послереволюционную экономику. Треть российского золота добывалась концессионерами.

В настоящее время концессионные схемы привлечения внебюджетных инвестиций используются в 37 странах мира. В Великобритании в концессию сданы тюрьмы, а в некоторых странах - театры, концертные залы, учебные учреждения. Концессии - это чрезвычайно гибкий универсальный инструмент. Необходимостью стимулировать практику применения этого механизма объясняется активизация в настоящее время нормотворческой деятельности

© Бисеринкина Е.И., 2013

городских органов управления по проблеме подготовки и реализации концессионных соглашений. Современная социально-экономическая ситуация и дефицит государственного бюджета не позволяют осуществлять активную инвестиционную деятельность по строительству и реконструкции городских социальных и инфраструктурных объектов. В этих условиях привлечение внебюджетных инвестиций через концессионные схемы является особенно актуальной задачей для городских органов управления. Для активизации концессионного механизма государственные органы управления должны решить ряд важных задач:

- стимулировать участие частных инвесторов в строительстве и реконструкции инфраструктурных и социально-значимых объектов;

- обеспечить контроль за разработкой, реализацией концессионного соглашения и эффективностью использования инвестиционных ресурсов.

Создание и функционирование механизма мониторинга за исполнением концессионных соглашений на всех этапах его реализации повысит эффективность этих проектов, внесет существенный вклад в развитие имущественного комплекса города и повышение качества удовлетворения социальных, культурных и бытовых потребностей москвичей. В настоящее время в концессионный список внесено имущество, которое не подлежит приватизации, но средств бюджета недостаточно на его содержание и реновацию. Концессия является наиболее развитой, прогрессивной и комплексной формой партнерства государства и частного сектора на современном этапе.

Во-первых, она, в отличие от контрактных отношений, носит многоцелевой и долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое прогнозирование и планирование своей деятельности.

Во-вторых, у государства в рамках концессионного договора остается достаточно рычагов воздействия на концессионера в случае нарушения им условий концессии или общего законодательства, а также при возникновении необходимости защиты интересов общества в концессиях. При наличии общественной необходимости государство имеет право в одностороннем порядке прерывать концессию с выплатой концессионеру компенсации.

В-третьих, в концессионных проектах перераспределяются риски между всеми его участниками (государством, концессионером, инвесторами, финансовыми институтами, страховыми компаниями и т.п.), благодаря чему существенно повышается жизнеспособность концессионного проекта.

Разработка конкретных схем применения концессии должна исходить из общих принципов реализации этого экономического механизма в инвестиционном процессе. Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 г. № 720-ПП «О порядке подготовки концессионных соглашений, реализуемых на территории города Москвы» в качестве приоритетных для развития экономики Москвы объектов концессионных соглашений признаны, в том числе системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства. Рассмотрим возможные схемы применения договоров концессии в сфере коммунального хозяйства.

Наиболее реальным является вариант применения концессии путем подписания концессионного договора, предметом которого выступает предприятие ЖКХ как имущественный комплекс. Подобный договор заключается между соответствующим городским органом управления и частным инвестором [2]. Заключение концессионного договора накладывает на

концессионера дополнительные обязательства в области капиталовложений, необходимых для расширения производства и увеличения мощностей или для замены изношенных основных фондов предприятия. Исходя из этого концессионный договор должен содержать дополнительные положения, оговаривающие условия и порядок вложения концессионером денежных средств в реконструкцию и модернизацию данного предприятия. Необходимо также точно определить цену, которую концессионер готов заплатить за право эксплуатации предприятия, либо общий объем капиталовложений в это предприятие, который зависит от технического состояния объекта, размера будущих капиталовложений концессионера, размера устанавливаемого тарифа и нормы рентабельности, срока концессии и других факторов.

В случае, если размер необходимых капиталовложений не может быть полностью окуплен концессионером в течение срока договора, городские органы управления могут взять на себя обязательства по осуществлению части капиталовложений.

Другим важным вопросом при заключении данных договоров является определение размера платы, взимаемой концессионером за предоставленные услуги. На практике предприятие, переданное в концессию, продает услуги по тарифу, состоящему из двух частей: фиксированной платы, которая за время срока действия концессионного договора должна составить сумму, необходимую для возврата капитальных вложений, и платы за реально представленную услугу, рассчитываемой с учетом себестоимости и оговоренной в договоре нормы рентабельности.

В течение всего срока действия договора концессии концессионер обязан поддерживать арендуемое предприятие в надлежащем техническом состоянии, своевременно осуществлять регламентные и профилактические работы и мероприятия, осуществлять текущий и капитальный ремонт. Расходы, связанные с эксплуатацией предприятия, переданного в концессию, его страхованию (если условиями договора не будет предусмотрено иное) несет концессионер. Разновидностью концессионного договора являются контракты на строительство новых предприятий ЖКХ. Одной из основных особенностей такого контракта является то, что в сферу монопольных интересов государства привлекаются средства частных инвесторов. В этом случае концессионер за счет собственных или привлеченных средств финансирует, строит объект ЖКХ и самостоятельно эксплуатирует его в течение срока, определенного концессионным договором. По завершении концессионного контракта созданное коммунальное предприятие передается в собственность государству.

Концессионные договоры заключаются на различные сроки, которые, как правило, тем продолжительнее, чем больше средств инвестируется в производство. Обычно концессия устанавливается на срок, достаточный для полной окупаемости вложений, после чего государственное или муниципальное имущество возвращается концессионером его собственнику, имущество же, принадлежащее самому концессионеру, может быть выкуплено государством или органом муниципального управления или также передано ему концессионером безвозмездно в зависимости от условий заключенного договора. Срок концессионного договора, кроме того, должен быть достаточен не только для возврата вложений концессионера, но и для получения им определенного размера прибыли, предусмотренной договором. Срок концессии также обычно взаимоувязывается с продолжительностью производственного цикла основных средств предприятий и иных его долгосрочных активов.

В мировой практике обычно применяются следующие средние сроки концессионных договоров в отраслях экономики [1]:

- платные дороги - 30 лет;

- электроэнергетика - 15 лет;

- гидроэнергетика - 30 лет;

- водоснабжение и водоотведение - 5-30 лет;

- переработка и удаление твердых отходов - 4 года. Основными преимуществами концессионных договоров являются:

- ограничение финансового участия соответствующих бюджетов в осуществлении проектов модернизации и развития предприятий;

- создание конкурентной среды в монопольной сфере деятельности;

- приток дополнительных инвестиций;

- создание дополнительного количества рабочих мест;

- дополнительное строительство, реконструкция и модернизация объектов коммунального назначения в результате реализации проекта;

возможность передачи концессионеру как предприятия в целом, так и отдельных объектов инженерной инфраструктуры, что позволяет расширить круг возможных инвесторов;

- возврат в собственность государства или муниципального образования модернизированного и современного оборудования после истечения срока действия договора.

Библиографический список

1. Варнавский В.Г. Концессионный механизм партнерства государства и частного сектора /

B.Г. Варнавский. - М.: МОНФ, Институт мировой экономики и международных отношений РАН, 2008. - С. 41.

2. Дзембак А. Основы долгосрочных договорных отношений государственно-частного партнерства в коммунальном секторе / А. Дзембак, Д. Хомченко, С. Сиваев. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2009. - С. 21.

3. Субботин М. Концессии: старт после старта // Российская бизнес-газета. - 2008. - № 661. -

C. 11.

4. Хомченко О.Н. Передача в концессию инфраструктурных объектов, находящихся в собственности города, как форма частно-государственного партнерства // Вестник Российской Академии естественных наук. - (Экономическая серия). - 2010. - № 2. - С. 69-72.

Т.А. Борисова

РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В АПК РОССИИ

Ключевые слова: малое предпринимательство, сельскохозяйственные кооперативы, информационно-консультационное обслуживание, агропромышленный комплекс (АПК).

Развитие малого предпринимательства в сельскохозяйственной сфере относится к числу ключевых приоритетов АПК. В этом секторе производится более 50 % от общего объема валовой продукции сельского хозяйства: свыше 20 % зерновых, 90 % картофеля, 87 % овощей, более 50 % мяса и молока. То есть этот сектор играет важную роль в обеспечении населения продовольствием и очень важен для агропродовольственной безопасности страны. По данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат), в 2010 г.

© Борисова Т. А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.