Таисия ЮДИНА
История
КОНЦЕССИИ И ПРОБЛЕМА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СССР В 1920-е гг.
Занятость населения и уровень его жизни остаются ключевыми проблемами любого современного общества. В исследовании анализируется исторический опыт взаимодействия советских органов власти и профсоюзов с иностранными концессионерами в решении вопросов трудоустройства отечественного населения в 1920-е гг.
К началу третьего тысячелетия Российская Федерация на фоне структурной перестройки экономики столкнулась с проблемой реконструкции и обновления основного капитала отраслей своего народного хозяйства. Эта проблема со всей остротой высветила необходимость замены морально и физически устаревших основных фондов предприятий, внедрения новых методов эксплуатации и т.д. Все это нуждается в крупных и долгосрочных инвестициях. При ограниченных возможностях государственных инвесторов решение может лежать в привлечении частных национальных и иностранных капиталов.
До недавнего времени привлечение частной инициативы сталкивалось с отсутствием соответствующей законодательной базы. Использование концессионных механизмов в национальной экономике стало возможным с принятием 21 июля 2005 г. Федерального закона «О концессионных соглашениях». Внедрение концессионных форм в российскую экономику в свою очередь потребует решения проблемы регламентации трудовых отношений на предприятиях концессионера, оптимизации вопросов занятости населения. В этой связи актуальным является исторический опыт советской концессионной политики и практики в 1920-е гг.
Отечественными и зарубежными учеными сделана большая работа по изучению советской концессионной практики в указанные годы. Однако вопросы, касающиеся соблюдения трудового законодательства при найме работников на концессиях, ждут более подробных исследований. Проблема занятости нетрудоспособного населения не стала предметом широкого и углубленного анализа исследователей.
Целью настоящей статьи является попытка на основе имеющейся литературы, опубликованных и архивных документов проанализировать условия трудоустройства отечественных рабочих на концессиях, исследовать опыт государства и иностранных предпринимателей по разрешению проблемы занятости населения.
В 1920-е гг. в реконструкции и техническом переоснащении нуждались почти все предприятия советской промышленности. Нужно было закупать импортное оборудование, обучать отечественных специалистов и рабочих современным технологиям. Отношение большевистской партии к привлечению иностранного капитала в форме концессий было осторожным и непоследовательным. Опасаясь усиления предпринимательских интересов в советской России, отвергая предпринимателей, в то же время лидеры большевиков осознавали, что советской экономике нужны концессионные предприятия, применение новых технологий. С помощью концессионной практики можно было решить частично и проблему занятости советского нетрудоспособного населения.
ЮДИНА
Таисия Васильевна, к.и.н, доцент, проректор по учебновоспитательной работе ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»
На биржах труда в 1924 г. было зарегистрировано 1 млн 300 тыс. безработных, из них 472,5 тыс. (35%) — интеллигентного труда, 337,5 тыс. (25%) — индустриальных рабочих, 351 тыс. (26%) — чернорабочих и 189 тыс. (14%) — прочих профессий1. Профессиональным союзам отводилось руководство кампанией помощи безработным.
В начале 1920-х гг. в советскую промышленность стали привлекаться иностранные капитал и рабочая сила. Иностранный капитал в форме концессий использовался в горнодобывающей, обрабатывающей, строительной, лесной, промысловой, сельскохозяйственной, торговой отраслях промышленности, транспорте и связи. Ряд современников, оценивая значение концессий с точки зрения экономического развития страны, полагали, что без концессий экономику восстановить было невозможно2, а следовательно, и удержать власть большевиков.
В отдельных отраслях народного хозяйства концессионные предприятия стали занимать лидирующее положение, а германский и американский капитал
— играть доминирующую роль3. Как географически, так и по отраслям промышленности концессии были распределены неравномерно.
В 1920-е гг. было заключено 153 концессионных договора. Постоянных советских рабочих на концессиях насчитывалось 20—25 тыс. человек, 30 тыс. сезонников (в лесной отрасли промышленности), что составляло 0,7% от общей численности рабочих в стране. Отсутствие точной цифры постоянных рабочих объясняется менявшимся числом действовавших концессионных предприятий. Например, в конце 1925 г. на 88 концессиях насчитывалось 35 тыс. рабочих (18 тыс. — в лесной отрасли, 14 тыс. — горнодобывающей, 3 тыс. — сельскохозяйственной, транспор-
1 Капитонов Ив. Безработица в Советском Союзе // Большевик. - М., 1924, № 5-6, стр. 51-52.
2 Янин М. Новые черты в концессионной политике // Плановое хозяйство, 1925, № 7, стр. 32.
3 О концессиях в горной, обрабатывающей и дру-
гих отраслях советской промышленности можно подробно узнать: Загорулько М.М., Иншаков О.В.
Концессии в годы нэпа: исторические корни, принципы и механизмы реализации (научно-методические основы исследования) / Препринт # ^/2002/16. - Волгоград: ВолГУ, 2002.
тной и других), из которых иностранцы составляли 3-5%4.
Условия найма регулировались статьей 23 Кодекса законов о труде. Трудоустройство рабочих на концессионные предприятия осуществлялось по месту нахождения концессии, через профессиональные союзы не ниже губернского уровня. Отдельным концессионерам советские органы власти разрешали осуществлять наем рабочей силы без бирж труда и согласования с профсоюзами. Наем из других территорий допускался при отсутствии местной квалифицированной рабочей силы.
Штатное расписание администрации концессий согласовывали с губернскими отделами профессиональных союзов, при недостижении соглашения - с отраслевыми центральными комитетами. Первичные профорганы о произведенном найме администрация концессий извещала в течение времени, определенного в соответствии с коллективными договорами, как правило, в трехдневный срок.
На основании Кодекса законов о труде в коллективные договоры обязательно включался пункт о приеме и увольнении рабочих и служащих и разрешении споров и конфликтов, возникающих между ними и администрацией, о предоставлении списков увольняемых органам профессионального союза.
На отдельных концессиях профсоюзам удавалось включать в коллективные договоры положения о приеме на работу в первую очередь членов профессионального союза, за исключением работников, «тарифицируемых не ниже 16 разряда», высшего административно-технического и хозяйственного персонала, иностранных работников и «лиц, требующих личного доверия (кассиры и т.д.)»5. Если от первичного профессионального комитета концессионеру не поступало отвода по принятым работникам, то наем считался согласованным. Не члены союза, ответственные работники, производственные
4 Юдина Т.В. Отечественные рабочие на концессионных предприятиях СССР в 1920-е годы // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Общественные науки. - Ростов н/Д, 2007, № 4, стр. 81.
5 ГА РФ. Ф. 5454. Оп. 8. Д. 117. Л. 2; Ф. 5455. Оп. 9. Д. 123. Л. 5, 24; Ф. 5455. Оп. 10. Д. 145. Л. 47; Ф. 5467. Оп. 9. Д. 107. Л. 4; Ф. 5470. Оп. 10. Д. 93. Л. 27, 58.
специалисты, торговые агенты принимались обычно с согласия профоргана.
При найме отечественной рабочей силы иностранным предпринимателям предоставлялась определенная свобода. Концессионер обладал правом заключать индивидуальные и групповые договоры о найме в соответствии со статьями 27-35 Кодекса законов о труде с единственным условием, что данные договоры не могут ухудшать условий коллективных договоров. На постоянных работах индивидуальные и групповые нормы выработки администрация концессий согласовывала с профессиональным союзом, на сезонных и временных - с работниками. В случае недостижения соглашения с трудящимися нормы выработки определяла расценочно-конфликтная комиссия. Пересмотр норм выработки в течение срока действия коллективного договора мог осуществляться только при изменении технических условий производства. В то же время, чтобы понять особенности отстранения от работы, вновь принятым работникам объясняли, что выполнение работы есть обязанность, но не право работника.
Приглашая зарубежных предпринимателей, руководители советских органов власти требовали, в первую очередь от профсоюзов, осуществления контроля над их деятельностью. ЦК ВКП(б) настаивал на большем использовании прав, предоставленных по коллективным договорам заводским профсоюзным комитетам, в вопросах контроля над наймом рабочей силы на концессиях.
Не допуская конкуренции частного предпринимателя и государственного собственника, профсоюзы стали предъявлять концессионерам более жесткие условия по трудоустройству, заработной плате для отечественных рабочих и по отчислениям на культурно-массовую работу. Профсоюзные работники оценивали иностранных предпринимателей как капиталистических работодателей, поэтому максимально использовали свои властные полномочия в интересах рабочего класса, для повышения его благосостояния. Им фактически были переданы функции государственных органов в сфере организации системы общественного контроля над состоянием найма и увольнения рабочих, их заработной
платы, охраны и условий труда, трудовой дисциплины.
Вопросами трудоустройства советских рабочих на концессии занимались сотрудники профессиональных организаций разных уровней, Народного комиссариата по иностранным делам, Народного комиссариата труда СССР, ЦК ВКП(б). Однако трудности в найме отечественных работников оставались, особенно на дальневосточных концессиях: «Кита Карафуто Секио Кабусики Кайся», «Кита Карафуто Коогио Кабусики Кайся», «Кита Сагарен Кумиай» и других.
Увольнения на предприятиях концессионеры производили в соответствии со статьями 36, 37, 39, 44, 46—49, 88—90, 92 Кодекса законов о труде, коллективного договора и представляли списки увольняемых первичному органу профессионального союза. Центральные комитеты отраслевых профессиональных союзов добивались, чтобы увольнению при одинаковой квалификации, исполнению правил внутреннего распорядка в первую очередь подлежали не члены профсоюза.
Закон защищал беременных работниц и лиц, временно утративших трудоспособность. С 5 месяцев беременности женщины ее увольнение не допускалось. Не могли быть уволены рабочие и служащие не ранее 4 месяцев с момента утраты ими трудоспособности. При увольнениях на концессии «Гаммер» преимущественным правом оставления на работе обладали члены профессиональной организации и рабочие, имевшие меньшее число прогулов. При сокращении на предприятиях «Мологолеса» концессионер брал обязательство увольнять при одинаковой квалификации членов профсоюза после работников, не состоявших в профессиональной организации1.
Увольняемым концессионным рабочим в соответствии с гарантиями коллективных договоров выплачивались выходные пособия независимо от предупреждения об увольнении. Одиноким рабочим, имевшим стаж не менее 1 года, и семейным — не менее 2-х лет при увольнении по собственному желанию предоставлялся бесплатный проезд, бесплатный провоз багажа, выделялись деньги для проезда.
1 ГА РФ. Ф. 5470. Оп. 10. Д. 93. Л. 28; Ф. 5467. Оп.
9. Д. 107. Л. 4..
При массовых увольнениях (не менее 25% от общего числа рабочих предприятия) концессионеры в соответствии с коллективными договорами брали на себя обязательства извещать профессиональные союзы за один месяц до предполагаемого сокращения и в 2-недельный срок передавать им списки увольняемых рабочих, а также в первую очередь увольнять не членов профессиональных союзов.
Днем увольнения считался день окончательного расчета с работником. Если задержка с расчетом происходила по вине увольняемого, то днем увольнения считался день, когда концессионер сообщал первичному профоргану о готовности расчета и наличии денег для выдачи увольняемому. Если расчет с увольняемым задерживался по вине администрации, то днем увольнения считался день фактического расчета.
Нередко на практике иностранные предприниматели нарушали права увольняемых и несвоевременно предоставляли данные в профессиональные союзы, не производили расчеты в день увольнения. Первичные профорганы требовали выплачивать уволенным их среднюю зарплату до предоставления расчета. При полной или частичной ликвидации предприятия концессионеры выплачивали 2-недельные выходные пособия при предварительном предупреждении, и без предупреждения - в размере 3-недельной заработной платы. Компенсацию за неиспользованный отпуск, например, концессионер Гаммер выплачивал в размере 4,5% среднего месячного заработка за каждый проработанный месяц, за дополнительный отпуск - 9%1.
Власть и профсоюзы настаивали на предоставлении советским рабочим благоприятных условий труда и быта, полагая, что таким образом возможно трудоустроить их на концессии. Требования органов власти и профессиональных союзов (Совета народных комиссаров, Народного комиссариата труда, Главного концессионного комитета, Центральных отраслевых комитетов профсоюзов, ВЦСПС) по вопросам занятости на концессионных предприятиях сводились если не к увеличению, то к сохранению численности рабочих. Руководители про-
1 ГА РФ. Ф. 5470. Оп. 10. Д. 93. Л. 34.
фсоюза регулярно запрашивали данные о предстоящих изменениях штатного расписания на концессиях, пытаясь таким образом не допускать массовых сокращений рабочих.
Концессионерам разрешалось использовать иностранную рабочую силу, но при условии обязательного привлечения отечественных рабочих на концессии.
Советские профсоюзы отстаивали сокращение числа ввоза иностранных служащих и рабочих и требовали обучения отечественной рабочей силы. Предложения предпринимателей о приглашении большего числа иностранных рабочих принималось тогда, когда не хватало отечественной рабочей силы. Порой концессионеры приглашали специалистов и рабочих из своих стран, нарушая обязательства по концессионным договорам о соотношении иностранных и русских рабочих.
Имелись концессии, в штате которых не числились иностранные рабочие. Например, на «Итало-бельгийском анонимном горнопромышленном обществе» насчитывалось 17 человек: 15 рабочих и 2 служащих и ни одного иностранного работника.
В концессиях обрабатывающей промышленности использовалось очень мало иностранной рабочей силы. На концессиях «Гаммер» из 888 рабочих и служащих насчитывалось 18 иностранцев, «Исток»
- из 566 - 36 соответственно.
В конце 1920-х гг. все вопросы, связанные с условиями труда, найма и увольнения рабочих продолжали определяться КЗОТом. Например, от концессионера «Винта» советские органы власти требовали к концу 1930 г. преобладания отечественных рабочих в количестве не менее 75% от общего числа рабочих.
Актуальным для профессиональных союзов на концессионных предприятиях оставался вопрос о временных рабочих. На «Мологолесе» принимали рабочих на месяц как временных, потом этот срок увеличивали, не переводя их в штат постоянных, хотя эти сотрудники выполняли постоянную работу. Временным рабочим по законодательству выходные пособия не предусматривались. Заводской комитет №1 «Мологолеса» потребовал внесения в коллективный договор пункта о защите интересов временных рабочих. Требование сводилось к следующему:
Таблица
Численность рабочих и служащих на концессиях с 1 октября 1926 г по 30 сентября 1928 г1
Отрасли хозяйства 1926/1927 г. 1927/1928 г.
Добывающая 16552 10716
Обрабатывающая 7336 9615
Сельское хозяйство 445 446
Лесная 1754 688
Строительство - 82
Итого 26088 21147
1 Иностранные концессии в СССР (1920-1930 гг.): документы и материалы // Серия «Отечественный опыт концессий». Т. 2 / Под ред. проф. М.М. Загорулько. - М., 2005, стр. 484.
«Лица, приглашенные на временные работы, но проработавшие свыше одного месяца, подпадают под действие кол-договора». Но нарушения оставались: на лесопильном заводе №3 временные рабочие числились в штате по 3-4 месяца.
Квалифицированной отечественной рабочей силы не хватало. Советские рабочие обладали меньшей производственной квалификацией, чем иностранные.
Проблему обучения отечественных рабочих советские органы власти решали с помощью иностранных специалистов. Но это был очень сложный вопрос, и порой среди представителей власти отсутствовало единое мнение о соотношении иностранной и отечественной рабочей силы.
Отечественные рабочие, поступавшие на службу в концессионные предприятия, несмотря на сложное и медленное освоение современных технологий, все-таки представляли собой квалифицированные кадры. Они разбирались в новейшем западном оборудовании, перенимая знания и опыт, методы организации хозяйствования у иностранных специалистов и рабочих.
Со второй половины 1920-х г. противоречия между иностранными предпринимателями и советскими органами власти, профсоюзами стали усиливаться, численность рабочих на ряде концессионных предприятий в связи ограничением на них работ («Лена Гольдфильдс Лимитед» и другие) или их ликвидацией («Грузинский марганец») уменьшаться. Так, в горных концессиях к 1928 г. рабочих числилось 12 тыс. человек, еще 1 октября 1926 г. рабочих и служащих насчитывалось 13500 человек, 1 октября 1927 г.
- 16552. Численность иностранных слу-
жащих и рабочих, помимо японских концессий, составляла 1-2%1 (см. табл.).
Архивные документы свидетельствуют, что рабочие - члены профсоюза по защите своих прав обращались в первичные профессиональные органы. Так, 2 декабря 1925 г. на заседании заводского комитета лесопильного завода №3 «Мологолеса» было рассмотрено заявление двух рабочих Фролова и Хавраньина о «нетактичном поведении смотрака Геглера». Он оскорблял их нецензурными словами и заставлял «непосильно возить вагонетку, грозил увольнением, которое и провел». С принятыми решениями: восстановить рабочих, оплатить дни прогулов и уволить Геглера заводской комитет обратился в заводоуправление. Дирекция выполнила первые 2, но не уволила мастера Геглера. Также завком выразил несогласие с администрацией «Мологолеса» по увольнению вагонетчика Цветкова. Последнего оставили на работе.
Приведенные факты свидетельствуют об умении грамотно отстаивать права рабочих завкомом. Но не всегда члены заводского комитета завода №3 проявляли объективность в своих решениях. 17 ноября 1925 г. в комитет поступили заявления машинистов об оскорблении их кочегаром Безпаловым (Безпалов «обозвал машинистов сапожниками». - Т.Ю.) и дирекции «Мологолеса» об увольнении кочегара за «плохое отношение к своим обязанностям». Завком выяснил, что Безпалов нарушал правила внутреннего распорядка, Кодекс законов о труде. Однако решение первичного профоргана поражает своей лояльностью и «классовостью»: «ввиду его пролетарского происхождения перевести на другую работу»2.
1 РГАСПИ. Ф.17. Оп. 85. Д. 113. Л. 58, 206-207.
2 ГА РФ. Ф. 5467. Оп. 8. Д.129. Л. 131-132.
Правовое поле для деятельности ино странных партнеров суживалось. Концессионеры, предоставляя рабочие места «нескольким тысячам человек рабочих, занятых на заготовке и вывозке, на сплавах, на заводской работе, на сор-товке, переборке и погрузке», считали и прямо заявляли, что концессионное предприятие «несомненно являет собою в народном хозяйстве бесспорно положительный фактор»1.
Однако государство не было заинтересовано в стабильной и эффективной работе концессионных предприятий. В условиях социально-экономической системы администрирования, постепенной ликвидации частного предпринимательства, установления господства государственной собственности и изоляции страны от внешнего мира меньше привлекались иностранные капитал и рабочая сила.
Но модернизация советского производства, создание новых отраслей экономики в начале 1930-х гг. были осуществле-
1 ГА РФ. Ф. 5467. Оп. 8. Д.114. Л. 9.
ны не без участия отечественных рабочих, занятых на концессионных предприятиях в 1920-е гг., хотя их число и было незначительно по сравнении с общим числом рабочих в СССР. Государственная политика требовала привлечения отечественных рабочих на концессионные предприятия, повышения их производственной квалификации в условиях преодоления всеобщего кризиса после Первой мировой и Гражданской войн.
Для развития современного общества, стимулирования роста научно-технического потенциала, занятости нетрудоустроенного населения важными факторами являются использование иностранных инвестиций в российской экономике, создание новых рабочих мест. Поэтому обращение к историческому опыту восстановления народного хозяйства, решения проблем занятости населения с помощью иностранного капитала в форме концессий в 1920-е гг. остается актуальным сегодня и представляет практический интерес.