Научная статья на тему 'Концепты «Вода» и «Камень» в уральской женской поэзии (М. Никулина, Н. Ягодинцева)'

Концепты «Вода» и «Камень» в уральской женской поэзии (М. Никулина, Н. Ягодинцева) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
377
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТОСФЕРА / УРАЛЬСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПОЭЗИЯ / М. НИКУЛИНА / Н. ЯГОДИНЦЕВА / ARTISTIC CONCEPT / FEMALE URAL POETRY M. NIKULINA / N. YAGODINTSEVA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маркова Татьяна Николаевна, Самойловских Екатерина Андреевна

В статье рассмотрено понятие «концептосфера» применительно к современной уральской женской поэзии, выявлены и проанализированы ее основные составляющие «вода» и «камень/гора». Материалом для анализа стали книги стихов М. Никулиной и Н. Ягодинцевой. Специфика уральской женской поэзии определяется авторами как «мужественная женственность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concepts “water” and “stone” in the ural female poetry (M. Nikulina, N. Yagodintseva)

The conceptual sphere in relation to the modern Ural women’s poetry is discussed. Its main components the ‘water’ and ‘rock / mountain’ are identified and analyzed. Material for analysis was a book of poems by M. Nikulina and N. Yagodintseva. Specificity of the Urals female poetry is defined by the authors as ‘masculine femininity’.

Текст научной работы на тему «Концепты «Вода» и «Камень» в уральской женской поэзии (М. Никулина, Н. Ягодинцева)»

УДК 4:8Р2

ББК 81.000.0:83.3(2Рос=Рус)7

Т.Н. Маркова, Е.А. Самойловских

КОНЦЕПТЫ «ВОДА» И «КАМЕНЬ» В УРАЛЬСКОЙ ЖЕНСКОЙ ПОЭЗИИ (М. НИКУЛИНА, Н. ЯГОДИНЦЕВА)

В статье рассмотрено понятие «концептосфера» применительно к современной уральской женской поэзии, выявлены и проанализированы ее основные составляющие - «вода» и «камень/ гора». Материалом для анализа стали книги стихов М. Никулиной и Н. Ягодинцевой. Специфика уральской женской поэзии определяется авторами как «мужественная женственность».

Ключевые слова: художественный концепт, концептосфера, уральская женская поэзия, М. Никулина, Н. Ягодинцева.

T.N. Markova, E.A. Samoilovskikh

THE CONCEPTS "WATER" AND "STONE" IN THE URAL FEMALE POETRY (M. NIKULINA, N. YAGODINTSEVA)

The conceptual sphere in relation to the modern Ural women's poetry is discussed. Its main components - the 'water' and 'rock / mountain' are identified and analyzed. Material for analysis was a book of poems by M. Nikulina and N. Yagodintseva. Specificity of the Urals female poetry is defined by the authors as 'masculine femininity'.

Key words: artistic concept, female Ural poetry M. Nikulina, N. Yagodintseva.

В последние десятилетия одним из популярных способов изучения художественных текстов становится концептуальный анализ. Под художественным концептом мы, вслед за С. Аскольдовым, Д. Лихачевым, В. Зусманом и др., понимаем ментальное образование, отражающее особенности авторского типа мировосприятия, черты языковой творческой личности писателя. Выявление и интерпретация основных концептов в творчестве поэта является ключом к рассмотрению сущностных составляющих его художественного мира. Подчеркнем, что мы не проводим жесткой разделительной линии между понятиями «концепт», «образ», «мотив» и в этом смысле солидаризируемся с учеными, полагающими, что «концепт в поэзии <...> является воплощением мотива, породившего текст» [5, с. 31]. Художественный концепт - это комплекс представлений, чувств, эмоций, возникающих на основе художественной ассоциативности. Множество концептов образует концептос-феру (термин Д.С. Лихачева), то есть совокупность художественных концептов

как единиц индивидуального сознания, складывающихся в художественную картину мира.

Нам представляется продуктивной задача очертить границы, выявить составляющие концептосферы уральской женской поэзии. С этой целью мы обратились к творчеству двух ярких представительниц современной уральской поэзии - Майи Никулиной и Нины Ягодинцевой. У каждой из них более десятка поэтических книг, заслуженное признание и всероссийская известность. Обе поэтессы являются лауреатами литературных премий, в частности Всероссийской литературной премии имени Павла Бажова, их стихотворения входят в школьные и вузовские программы по литературе родного края. О творчестве Майи Никулиной писали Ю. Казарин, Л. Быков, А. Субботин, И. Воротников, Е. Баженова; о Нине Ягодинцевой - К. Рубинский, Е. Изварина, И. Андрощук, А. Расторгуев, В. Осипов, М. Полехина. Стихотворения Майи Никулиной и Нины Ягодин-цевой вошли в «Антологию современной уральской поэзии» (1996, 2003, 2011), о

них написаны статьи в «Энциклопедии уральской поэтической школы» (2012).

Нами проанализированы два стихотворных сборника М. Никулиной («Мой дом и сад», «Колея») [7; 8] и «Избранное» Н. Ягодинцевой (серия «Библиотека русской поэзии», 2012) [10] - всего около 300 поэтических текстов. Гипотеза нашего исследования такова: концеп-тосфера женской уральской поэзии представляет собой совокупность концептов «вода», «камень/гора», «любовь», «смерть», «жизнь», «огонь», «земля». Заметим, что в лексико-морфологическом плане большинству из них в русском языке соответствует женский род, что уже само по себе значимо.

Вопросы пола, женского начала и женственности неоднократно становились предметом напряженной рефлексии в работах русских философов Н. Бердяева, В. Розанова, Д. Мережковского, В. Соловьева, Д. Андреева, С. Булгакова и др. Приведем несколько высказываний. Так, Н. Бердяев пишет: «...женщина - существо совсем иного порядка, чем мужчина. Она гораздо менее человек, гораздо более природа» [2, с. 432]. У С. Булгакова читаем: «Женщина .инстинктивна ... полна нелогической и неличной мудрости, простоты и чистоты» [3, с. 267]. Для В. Розанова сущность женской природы - нежность, мягкость, податливость, уступчивость.

Во второй половине XX века женское сознание и женское творчество оказывается в центре внимания англоамериканских и французских ученых, в частности, в работах Е. Гощило, Ю. Кри-стевой, Р. Марш, Б. Хелдт, Дж. Эндрю. Современные российские исследователи активно изучают зарубежный опыт, адаптируя западную терминологию к русскому культурному контексту.

Опорными в анализируемой нами концептосфере уральской женской поэзии являются концепты «вода» и «камень». Поскольку вода является одной из фундаментальных стихий мироздания, комплекс вопросов, связанных с её постижением, занимает особое место в человеческом сознании [1]. В космогонии многих народов вода знаменует собой

начало и конец всего сущего, соединяя в себе мотив зарождения жизни и мотив потопа. С мотивом воды как первоначала соотносится символика ритуального омовения как второго рождения, нового выхода из материнской утробы. Вода живая, свежая, ключевая нередко представляется образом оживляющего благословения Божия.

В русской культуре вода, огонь и земля были и до некоторой степени остаются дивными стихиями. Считается, что вся вода произошла из волшебного источника. Реки сначала появились из-под волшебного камня, белого камня, нареченного «алатырь». Отсюда они растеклись по всему миру, став источником как исцеления, так и питания. В русском фольклоре вода тесно связана с кровью и жизненной силой. Например, волшебная живая и мертвая вода может соединить воедино изрубленное тело и оживить его.

Концепт «вода» - важнейший в женской картине мира, метафора воды представляется определяющей специфику женского письма в целом и женской уральской поэзии в частности. В творчестве М. Никулиной и Н. Ягодинцевой он представлен большим количеством единиц, разных по структуре: название стихотворения, фраза, слово-образ. Сам отбор тех или иных образов - результат индивидуально-авторской культурной интерпретации мира. В интерпретации художественных концептов есть общие составляющие, обозначим их так: мифологическая, экзистенциальная, географическая.

Концепт «вода» в творчестве уральских поэтесс неразрывно связан с мифологическими образами смерти и забвения, границы между миром живых и мертвых. Так, у Майи Никулиной упоминаются река Каяла (А тебя убьют на реке Каяле) и древнегреческая Лета - река забвения в подземном царстве - Аиде. В ст. «Обеднела река, обмелела.» образ Леты сосуществует с образом перевозчика, связующего мир живых и мертвых. В ст. «Волны синие шуршат» перевозчик, «седой, горбатый», предлагает героине утешение, когда «забудешь все

О I И

ш _ (О .0 I I ^

го

& ^

8 « со о

о

I- >2

С О

ф ^

3-й I I

о <и * И

а о m о с;

го

О <

uJ

HB CQ О

П.

ГО

заботы навсегда»: Круто небо. Страшен путь. Лодка что-то расщелялась. Дно течет Весло сломалось.

Мотив вступления в реку подразумевает начало важного дела, а переправа через неё - его завершение, обретение нового статуса, чаще всего переход в царство мертвых. У Нины Ягодинцевой мы встречаем мифологический образ из славянской мифологии - Калинов мост, который, согласно русскому фольклору, находится на речке Смородине и соединяет мир живых и мертвых: Грошик серебряный - хлеба купить или просто В стылую воду забросить с Калинова моста ?

Экзистенциальная составляющая концепта выражается в том, что вода выступает эквивалентом жизненных сил, течения времени. Сближение понятий «вода» и «время» осуществляется на основании их текучести: Время расходится, как по воде круги; Как вечность бездонна, Как время бежит.

Куда бежать воде?

Куда векам стремиться

И нам держать свой путь?

(Н. Ягодинцева).

У Никулиной мы читаем:

не той ли ночью выпали дожди

в густую пыль измученных окраин...

В ее стихотворениях много упоминаний дождей, которыми можно «дышать». Воде противопоставляется губительный для всего живого зной. Сад только после дождя «весь просыпается и плачет, в себя неловко приходя». Дождь, воплотившись в метафору («мои неосвященные престолы»), выражает сакральную сущность воды:

Напившись влагой поднебесной,

созрел тяжелый виноград.

Аналогичный образ с экзистенциальным подтекстом находим и у Яго-динцевой: «Когда настанет час небесного отлива...»

За памятью память,

за волнами тёмные волны -

Вселенский прибой.

И любишь невольно,

и всё забываешь невольно, И небо с тобой.

На пути осмысления жизни, возвращения к её истокам цепочка образов принимает следующий вид: вода - река - природа - Бог - слово - речь.

Образ реки и в мифологической, и в фольклорной традиции имеет целый ряд символических значений. С одной стороны, это препятствие, угроза, с другой - журчащая, льющаяся речь и сила прорицания. Идентификация реки с речью основана на моменте перетекания и акустическом эффекте журчания воды:

И небо - речь, и поле - речь, И рек студеные реченья -Обнять, утешить, оберечь, Благословить на ополченье.

(М. Никулина)

Вода и ветер, ветер и вода... Я выучила слово «никогда», Но и его когда-нибудь забуду -И только плеск воды под вёслами И невесомый скрип уключин. Господь! Когда мы станем взрослыми И азбуку Твою изучим.

(Н. Ягодинцева)

Географическая составляющая концепта «вода» в творчестве Никулиной и Ягодинцевой представлена уральскими топонимами - названиями рек. У Никулиной:

А тянет помнить и благодарить и отпускные сроки проводить в садово-огородной благодати, купить шесть соток где-нибудь на Гати, а если не получится купить, проситься на посуточный постой не далее Исети и Сысерти, сознательно потворствуя одной привычке проживать по месту смерти.

У Ягодинцевой:

На том берегу Юрюзани, Словно уже на небе, Избы стоят высоко...

Смотришь так отрешенно,

Словно душа узнала,

Куда ей потом вернуться.

«Вода» в творчестве уральских поэтесс тесно переплетается с другим опорным концептом - «камень/гора». Ю. Казарин в этой связи пишет: «Концептуально поэзия Майи Никулиной основывается не на общепринятом единстве жизни - смерти - любви (хотя - и это является структурно необходимым и неотъемлемым), а на природном, космическом, добиблейском хронотопе гора - суша - вода.». [4, с. 431-432].

Значимость «горы» (то есть «камня» по сути) для Ягодинцевой отмечает в своей рецензии К. Рубинский: «Горы для Ягодинцевой - это там, где ближе всего к "пределу"; вечность в горах похожа "на синюю стаю китов, плывущих навстречу солнцу", а взбирающиеся на вершины однажды делают это в последний раз, "чтобы потом вернуться в город и жить как все", но их дети наследуют крылатую страсть к высотам» [9, с. 13-14].

В культуре камень традиционно ассоциируется с прочностью, надежностью, твердостью. Основные свойства камня -сила и целостность.

Гора - это не просто природное возвышение, в символическом смысле - это духовная высота, место соприкосновения неба и земли, воплощение нравственного поиска, стремления к добродетели. Одновременно «камень/гора» является символом мужского начала.

В мифологиях разных народов гора воспринимается как мировая ось, соединяющая небо и землю. Как правило, гора находится в центре мира и состоит из трех частей. Ее верхушка упирается в Полярную звезду и служит входом в верхний мир, а ее основание является и указывает место спуска в нижнее царство.

В художественной литературе мифологический образ горы как модели Вселенной не является определяющим. Мастеров слова интересуют горы как географический естественный пейзаж, символизирующий вечность и чистоту, совершенство и духовное просветление.

Так, Н. Ягодинцева акцентирует сакральную природу камня: «Словно прощение // Держат над бездною // Камни священные, // Глина небесная».

По каменным ручьям, по грозным гулким рекам -Тома тпяжёлых скал, Как будто свой архив Господь-библиотекарь, Спеша, перемешал.

Мифологическая составляющая концепта у М. Никулиной выражается в стихотворении «Троя», в котором «камень» сплетен с героями древнегреческих мифов:

Кто их, ушедших в такую даль, встретит, пригреет и приголубит, если ни камень, ни медь, ни сталь жадному золоту не уступит? Кто же ещё в облаках, в белом безлюдье, кормит надежду и страх каменной грудью?

Мифологема «Троя» проявляется в значении «город, который был любимым для богов, а стал чужим, враждебным из-за грехов его жителей». Это место, где создавалась культура, зарождалось и развивалось искусство, одна из античных колыбелей человечества. Изображение горы чаще всего конкретизировано топологически, географически и по своему строению (подошвы, склоны, утесы, ущелья и т. д.).

Урал у Майи Никулиной никогда не называется прямо, наименование происходит опосредованно через понятие «камень»; у Нины Ягодинцевой, напротив, топонимика Урала представлена широко и разнообразно. В стихах Яго-динцевой запечатлелась ее любовь к подъёму на вершины и сама символика гор - их красота и сила, крепость и неприступность. Её «горные» стихи наполнены ощущением вечности. Обилие метафор и эпитетов дарит этому и без того волшебному образу красоту и величественность: «Дремучих гор крутые лбы...», «Из каменных ладоней гор.»:

о I И

ш _ (О .0 I I ^

го

& ^ со о

о

I- >2

С О

ф ^

3-й I I

о <и * И

Музыка моя, Иремель тоски,

Кисловатая карамель высот.

Даже если гибель и не спасти -

Все равно спасет...

Ах, сметало ж небо к зиме стога

Для спасенья наших голодных душ -

Иремель, Зюраткуль да Зигальга,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таганай, Нургуш...

Обжигая губы об имена,

Не позаришься на чужую ложь.

Три глотка спасительных: «Ро-ди-на» -

И опять живешь.

Экзистенциальное значение камня в творчестве Никулиной и Ягодинцевой заключается в формуле «камень» = «малая Родина». Уральские горы - центр Вселенной в художественной картине мира обеих поэтесс. Родные места - это всегда источник жизненных сил и вдохновения:

Принимая новую природу в нынешнем прижизненном раю, не огонь, не воздух и не воду -камень узнаю.

(М. Никулина)

В беседах с Ю. Казариным поэтесса формулирует свое кредо: «Существует естественная и совершенно искренняя привязанность человека к родному краю, существует связанная с надеждой на исцеление вера в спасительную силу природы, но редкие люди могут любить землю,

как живое существо, тосковать и болеть без нее и умирать в разлуке с нею. Это не тема природы и не пейзажная лирика, это главная любовь в жизни, это все обо всем...» [4, с. 416].

Действительно, поэзия М. Никулиной и Н. Ягодинцевой могла появиться только на Урале - «в краю озер и рудных скал» - где горы одновременно соединяют и разделяют два континента - Европу и Азию. Несмотря на утвердившийся в русской культуре «суровый» облик Урала (вспомним А. Твардовского: «Урал - опорный край державы, ее добытчик и кузнец»), женские стихи об Урале излучают тепло, участливость, заботу, материнское отношение ко всему живому и сущему.

Сочетание в уральской женской поэзии опорных концептов «вода» и «камень» воплощает идею «мужественной женственности». Именно этим оксюмороном определяют своеобразие творчества известной уральской поэтессы XX века Л. Татьяничевой [6]. Это знак неразрывного, органичного сочетания мужского (камень) и женского (вода) начал. С женским началом ассоциируется нежность, душевность, сострадание, верность. Одновременно женской уральской поэзии присущи «мужские черты»: сила, выносливость, стойкость. Именно эта «органика» нашла свое воплощение в поэтических текстах Майи Никулиной и Нины Ягодинцевой.

Библиографический список

1. Аверинцев, С.С. Вода [Текст] / С.С. Аверинцев // Мифы народов мира: энциклопедия. - М.: Российская энциклопедия, 1997. - Т. 1. А-К. - С. 240.

2. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества [Текст] / Н.А. Бердяев. - М.: Правда, 1989. - 608 с.

3. Булгаков, С. Прообраз и образ [Текст]: в 2 т. Т. 1. Свет невечерний / С. Булгаков. - СПб.: ИНА-ПРЕСС; М.: Искусство, 1999. - 416 с.

4. Казарин, Ю. В. Поэты Урала [Текст] / Ю.В. Казарин. - Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2011. - 484 с.

5. Маслова, В.А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой [Текст]: учеб. пособие / В.А. Маслова. - М.: Флинта-Наука, 2004. - 256 с.

6. Маркова, Т.Н. Песня об Урале. Очерк творчества Л. Татьяничевой / Т.Н. Маркова. - Челябинск: Энциклопедия, 2015 - 173 с.

7. Никулина, М.П. Колея [Текст]: стихи / М.П. Никулина. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1983. - 96 с.

8. Никулина, М.П. Мой дом и сад [Текст]: стихи / М.П. Никулина. - Свердловск: Сред.-Уральское кн. изд-во, 1969. - 56 с.

9. Рубинский, К. О творчестве [Текст] / К. Рубинский // Избранное / Н. Ягодинцева. - СПб.: Маматов, 2012. - С. 13-14.

10. Ягодинцева, Н.А. Избранное [Текст]: стихотворения / Н.А. Ягодинцева. - СПб.: Маматов, 2012. - 333 с.

References

1. Averintsev S.S. Water. Myths of the World: Encyclopedia. M .: Russian Encyclopedia, 1997. T. 1. AK. P. 240. [in Russian].

2. Berdyaev N.A. The philosophy of freedom. Meaning of creativity. M.: Pravda, 1989. P. 608. [in Russian].

3. Bulgakov S. The inverse image and image of the unfading Light. In 2 v. V. 1. St. Petersburg.: Inapress; M.: Iskusstvo, 1999. P. 416. [in Russian].

4. Kaszrin Y.V. Poets of the Urals. Yekaterinburg, Izd-vo UMTS UPI, 2011. P. 484. [in Russian].

5. Maslova V.A. Poet and Culture: conceptosphere of Marina Tsvetaeva. M.: Flinta -Nauka, 2004. P. 256. [in Russian].

6. Markova T.N. Song of the Urals. Sketch of L. Tatyanicheva writings. Chelyabinsk: Encyclopedia, 2015. P. 173. [in Russian].

7. Nikulina M.P. Track: poems. Sverdlovsk: Sred. Ural. Kn. Izd-vo, 1983. P. 96. [in Russian].

8. Nikulina M.P. My house and garden: poems. Sverdlovsk: Sred. Ural. Kn. Izd-vo, 1969. P. 56. [in Russian].

9. Rubinsky K. On the creative work. Selections. St. Petersburg: Mamatov, 2012. P. 13-14. [in Russian].

10. Yagodintseva N.A. Selected verse. St. Petersburg: Mamatov, 2012. P. 333. [in Russian].

Сведения об авторах: Маркова Татьяна Николаевна,

доктор филологических наук, профессор, заведующий, кафедра литературы и методики обучения литературе, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: makavelli@hotmail.ru

Information about authors: Tatyana Nikolaevna Markova,

Doctor of Sciences (Philology),

Academic Title of Professor

Head, Department of Literature

and Methods of Teaching Literature,

Chelyabinsk State Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: makavelli@hotmail.ru

Самойловских Екатерина Андреевна,

магистрант,

кафедра литературы и методики обучения литературы,

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-таг7:15Ьука@таП.ги

Samoilovskikh Ekaterina Andreevna,

Postgraduate student,

Department of Literature

and Methods of Teaching Literature,

Chelyabinsk State Pedagogical

University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: 15byka@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.