Научная статья на тему 'Концепты родины и национализма в политическом дискурсе испанской партии Подемос'

Концепты родины и национализма в политическом дискурсе испанской партии Подемос Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
161
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ПРАГМАЛИНГВИСТИКА / ПОДЕМОС / ПАТРИОТИЗМ / POLITICAL DISCOURSE / PRAGMALINGUISTICS / PATRIOTISM / PODEMOS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дёмкина А.В.

Данная статья представляет собой интегративное исследование, цель которого состоит в том, чтобы выяснить роль патриотизма и национализма в политическом дискурсе испанской партии Подемос. Работа анализирует, каким образом с позиций дискурса партия отреагировала на проблему каталонской независимости, и фиксирует слабые стороны коммуникационной стратегии Подемос на этом направлении. Исследование проводилось на основе выступлений в Парламенте, программных статей, а также высказываний в «Твиттере» лидеров партии с 2014 по начало 2018 года. В ходе работы установлено, что партией Подемос впервые была предложена уникальная трактовка феномена «патриотизм» в рамках испанского политического и социокультурного контекста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTS OF MOTHERLAND AND NATIONALISM IN THE DISCOURSE OF PODEMOS

This article aims to study in an integrative way how the Spanish party Podemos deals with the concepts of patriotism and nationalism in the sphere of the political discourse. The analysis reveals how the party has reacted to the problem of the Catalan independence movement applying the discursive theory and highlights the weaknesses of the Podemos communication strategy in this regard. The study was conducted on the basis of remarks made by the leaders of Podemos in Parliament, articles of relevance, as well as tweets issued by party spokesmen from 2014 to the beginning of 2018. The methods used in the work include the discursive approach, the method of content analysis, the analysis offrames. The investigation has come to the conclusion that Podemos proposed a unique interpretation of the phenomenon «patriotism» in the Spanish social and cultural context.

Текст научной работы на тему «Концепты родины и национализма в политическом дискурсе испанской партии Подемос»

УДК 81

ДЁМКИНА А.В.

аспирант программы «Романские языки», МГИМО (Россия, Москва).

E-mail: demkina.a.v@my.mgimo.ru

UDC 81 DEMKINA A.V.

Postgraduate student of "Romance Languages" program, MGIMO University (Moscow, Russia). E-mail: demkina.a.v@my.mgimo.ru.

КОНЦЕПТЫ РОДИНЫ И НАЦИОНАЛИЗМА В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ИСПАНСКОЙ ПАРТИИ ПОДЕМОС

CONCEPTS OF MOTHERLAND AND NATIONALISM IN THE DISCOURSE OF PODEMOS

Данная статья представляет собой интегративное исследование, цель которого состоит в том, чтобы выяснить роль патриотизма и национализма в политическом дискурсе испанской партии Подемос. Работа анализирует, каким образом с позиций дискурса партия отреагировала на проблему каталонской независимости, и фиксирует слабые стороны коммуникационной стратегии Подемос на этом направлении. Исследование проводилось на основе выступлений в Парламенте, программных статей, а также высказываний в «Твиттере» лидеров партии с 2014 по начало 2018 года.

В ходе работы установлено, что партией Подемос впервые была предложена уникальная трактовка феномена «патриотизм» в рамках испанского политического и социокультурного контекста.

Ключевые слова: политический дискурс, прагмалингвистика, Подемос, патриотизм.

This article aims to study in an integrative way how the Spanish party Podemos deals with the concepts of patriotism and nationalism in the sphere of the political discourse. The analysis reveals how the party has reacted to the problem of the Catalan independence movement applying the discursive theory and highlights the weaknesses of the Podemos communication strategy in this regard. The study was conducted on the basis of remarks made by the leaders of Podemos in Parliament, articles of relevance, as well as tweets issued by party spokesmen from 2014 to the beginning of 2018. The methods used in the work include the discursive approach, the method of content analysis, the analysis offrames.

The investigation has come to the conclusion that Podemos proposed a unique interpretation of the phenomenon «patriotism» in the Spanish social and cultural context.

Keywords: political discourse, pragmalinguistics, patriotism, Podemos.

В январе 2014 г. на испанской политической арене появилась новая партия Подемос (от испан. - "Podemos" - "Мы можем"), которая завоевала свою популярность благодаря жесткой антикризисной риторике, выражавшей чаяния среднего класса, обедневшего после экономического кризиса 2008-2011 гг. Возникнув в среде университетских преподавателей политических наук и лингвистики, партия Подемос изначально придавала большое значение роли коммуникационно-языковых средств в своей стратегии. Со временем стало понятно, что дискурс Подемос - это не статичный набор рецептов для решения проблем избирателей, а непрекращающийся поиск смыслов, новых языковых и коммуникационных решений, которые позволяют партии максимально эффективно реагировать на изменения испанской политической, экономической и социокультурной реальности. Иными словами, дискурс Подемос в контексте испанского политического дискурса в целом - это живой организм, который с помощью дискуссий и дебатов открывает новые способы прочтения испанских вызовов и общенациональных проблем и с помощью дискурсивных средств пытается найти на них понятные для избирателей ответы.

Коммуникационное поле политического дискурса Подемос образовано рядом архетипически и социокуль-

турно обусловленных концептов: это концепты антагонизма, необходимости перемен, представления Подемос в качестве импульса трансформаций, а также концепты "политической мафии", "коррупционной интриги" и др. В последний год в связи с усугублением ситуации вокруг каталонского национализма, проведением референдума по вопросу о независимости в октябре 2017 г., на котором большинство каталонцев проголосовало "за выход" из Испании, проблема каталонского территориального кризиса получила новое звучание в дискурсе Подемос. Члены данной партии видят её возможное разрешение в том, чтобы предложить для Испании более привлекательную модель территориально-административного устройства, наделить большей автономией Каталонию, но, в первую очередь, уточнить само представление испанской нации о таких понятиях, как "родина", "патриотизм", "патриоты", "нация", "национальности", "многонациональность" и др. Налицо поиск политического решения проблемы через призму её дискурсивно-лингвистической интерпретации. Какие же конкретно действия предпринимает Подемос для поиска и формулирования мер по урегулированию ситуации?

В конце марта 2018 г. группа членов Подемос во главе с Генеральным секретарем партии Пабло Иглесиасом гром-

© Дёмкина А. В. © Demkina A.V.

ко заявила о своем понимании родины во время визита в Аргентину. Принимая участие вместе с аргентинскими матерями, потерявшими своих детей во времена диктатуры, в демонстрациях по случаю Национального дня памяти в Буэнос-Айресе, П. Иглесиас отметил достижения аргентинцев по защите исторической памяти жертв диктаторского режима, ставя в вину испанским властям отсутствие подобной традиции у себя на родине. Именно в той поездке, отвечая на вопрос журналиста о том, почему Латинская Америка так важна для Подемос, Иглесиас дал емкое определение понятия родины и объяснил, почему испанцы должны брать пример с латиноамериканцев: «Они [латиноамериканцы] показали нам необходимость возращения смысла слову «родина». Благодаря вам мы поняли, что те, кто не платит налоги и наносит ущерб государственности - это антипатриоты и враги родины. Патриот - это тот, кто заботится, и как нас научили женщины, это тот, кто знает, что заботиться, уважать и сочувствовать - вот что необходимо для достойной родины» - «Nos enseñaron a recuperar el sentido de la palabra patria. Gracias a ustedes hemos aprendido que los que no pagan impuestos y destrozan lo público son antipatriotas y enemigos de la patria. Un patriota es el que cuida y, como nos han enseñado las mujeres, el que sabe que cuidar, respetar y empatizar es fundamental para una patria digna» [6].

На самом деле в дискурсе партии Подемос непосредственно с момента её появления на испанской политической арене большое внимание уделялось теме «родины», «патриотизма», «государства». Левая партия П. Иглесиаса включилась в жесткую борьбу с представителями правых сил за возможность предоставить избирателям свою интерпретацию концептосферы «родина». На первый взгляд это выглядит парадоксальным, учитывая, что Подемос придерживается левых взглядов, а в испанской политической традиции подобная риторика характерна главным образом для представителей правых сил. Патриотизм был неотъемлемой частью идеологии испанских правых ещё в эпоху диктатора Ф. Франко. Партии же левого толка - испанские коммунисты и социалисты, хотя и предпринимали усилия для продвижения собственной концепции патриотизма, тем не менее в этом вопросе всегда выступали «догоняющими». Они потеряли инициативу после поражения в Гражданской войне в Испании (1936-1939), когда победа Франко над сторонниками республики легитимизировала установление доктрины национал-католицизма. И хотя левые также подчеркивали важность концепта «родина» для своих избирателей, им было непросто продвигать позитивную концепцию национализма, поскольку любое проявление патриотизма и национализма рассматривалось обществом как возвращение к риторике франкизма [3].

Поэтому в течение XX в. испанские левые традиционно старались откреститься от каких-либо связей с патриотизмом, прибегая к таким лозунгам, как: «борись за свой класс, а не за свою страну» - «lucha por tu clase, no por tu país», «ни Бога, ни родины, ни короля» - «ni Dios, ni patria, ni rey» или даже «патриот - идиот» - «un patriota un idiota». Они воздерживались от любых упоминаний «родины», «своей страны», «патриотизма» в своей риторике. Несмотря на это, представители левых сил в дискуссиях не раз возвращались к необходимости восстановить значение патриотизма для левых, придать ему неповторимое и весо-

мое звучание в их риторике. Идеологи коммунизма не только в Испании, но и в других странах, сходились во мнении, что пропаганда космополитизма, которой придерживались Маркс и Энгельс, а также советские коммунисты на первоначальном этапе, не получает такого отклика в сердце избирателя, как обращение к теплым и родным образам семьи, отечества, поэтому необходимо предложить избирателям свою концепцию патриотизма, основанную на ценностях левых [10]. Например, время от времени среди левых набирали популярность теории конституционального национализма [1, 2] и конституционального патриотизма [11, 19, 22], плюралистичного национализма [23], социального и демократического патриотизма [24] и др., которые развивали альтернативные модели национализма и патриотизма, основанные на идеалах рабочего класса.

П. Иглесиас ещё до создания партии Подемос неоднократно обращался к идее о важности продвижения левыми партиями новой трактовки отношения к родине. Он отмечал, что нельзя давать возможность правым политикам, языком итальянского коммуниста А. Грамши, «гегемони-зировать» понятия «Испании» и «родины», и необходимо «отвоевать» эти концепты [13].

Поэтому лидеры Подемос уделяли повышенное внимание важности и преднамеренности присутствия в своей риторике темы патриотизма. Изначально Подемос позиционировала себя как «универсальная» партия, иными словами, её представители упорно избегали причисления себя к какому-либо сектору идеологического спектра. Это делалось специально для расширения электоральной базы, привлечения сторонников различных политических взглядов. Поэтому в определенной степени можно утверждать, что обращение к теме патриотизма, столь нехарактерное для левых партий вызвано также желанием максимально диверсифицировать свою коммуникационную стратегию, усилить силу её воздействия.

Важно подчеркнуть, что партией Подемос впервые была предложена уникальная трактовка феномена «патриотизм» в рамках испанского социокультурного контекста. Для подтверждения данного факта обратимся к определению патриотизма, которое предлагает академический словарь испанского языка DRAE: Патриотизм: 1. Любовь к родине. 2. Чувство и поведение, свойственное патриоту. (Patriotismo: 1. m. Amor a la patria. 2. m. Sentimiento y conducta propios del patriota)[5]. Иными словами, в традиционной интерпретации патриотизма речь идет в первую очередь о возвышенном чувстве - любви к родине, и лишь во вторую об определенном характере поведения. Однако идеологи Подемос в своем дискурсе прочно увязали понятие «патриотизма» с гражданской активностью и возможностью воспользоваться гражданскими свободами и социальными благами на своей родине. В этом наблюдается глубокий аксиологический сдвиг в понимании того, «что значит быть патриотом» и становится очевидной приверженность Подемос концепции «конструктивного патриотизма», выдвинутой исследователями Р. Шатцем, Э. Стаубом и Г. Лавиным в противоположность «слепому патриотизму». Эти ученые, в поисках связи между национализмом и патриотизмом, уточнили различие между двумя формами патриотизма: «слепым» и «конструктивным». Их исследования подтвердили, что национализм позитивно коррелирует именно со «слепым» патриотизмом -

безусловной, чересчур восторженной любовью к родине. Вместе с тем, между национализмом и конструктивным патриотизмом корреляций не было найдено [26].

Помимо этого Р. Шатц и Г. Лавин [25] доказали, как различные факторы влияют на две формы переживания принадлежности к национальной группе. Было отмечено, что «символическая сопричастность» («symbolic involvement») обусловливает важность национальных символов, ритуалов и церемоний, в то время как «инструментальная сопричастность» («instrumental involvement») первостепенное внимание уделяет значению эффективности функционирования национальных институтов, тому, насколько они способны приносить реальную пользу гражданам. В ходе проведенного исследователями опроса было установлено, что именно «символическая сопричастность» является значимым предвестником национализма. Дискурсивный анализ риторики испанской партии Подемос предоставил возможность утверждать, что этим политическим объединением впервые была предложена уникальная трактовка того, «что значит быть патриотом», и в этом отразилась приверженность Подемос концепции «конструктивного патриотизма» и «инструментальной сопричастности».

В основе концепта патриотизма у Подемос, прежде всего, лежат такие понятия, как национальный суверенитет и государство всеобщего благоденствия. Таким образом, констатируется продвижение низко этноцентричной модели, избегающей позиционировать собственную этническую группу в качестве доминирующей и предпочтительной, что нехарактерно для традиционного понимания патриотизма в Испании. Быть патриотом, согласно дискурсу Подемос, - значит, действовать, платить налоги, быть активным гражданином. Чувство патриотизма перестает быть лишь возвышенной любовью к родине и превращается в нечто активное и деятельное. Подемос стремится предложить модель патриотизма, альтернативную той, которую исторически выдвигали испанские правые силы.

Учитывая приверженность лидеров Подемос теории дискурса Лаклау и Муфф, которая рассматривает дискурс в качестве инструмента для формирования социального мира путем процесса смыслонаделения и описания определенным языком происходящих событий [20], становится понятно, почему представители данной партии так активно включились в конкуренцию за возможность продвижения собственной трактовки понятий «Испания», «родина», «патриотизм». Воспользовавшись существенной сложностью, смысловой нерасчлененностью и многопризнаково-стью данных понятий, представители Подемос преуспели в производстве метафор и других прагмалингвистических приемов.

В частности, генеральный секретарь партии П. Иглесиас с самого начала политической карьеры так очертил свою стратегию в отношении патриотизма: «Конечно, я чувствую себя испанцем и понимаю, что необходимо отвоевать это понятие у патриотов с браслетами в цветах национального флага, которые потом продают наш суверенитет и закрывают школы и поликлиники» - «Claro que me siento español, y entiendo que hay que arrebatar el término a los patriotas de pulserita rojigualda que luego venden la soberanía y cierran escuelas y hospitales» [8]. Данное высказывание содержит суггестивную базисную диафору «los patriotas de pulserita rojigualda» - «патриоты с браслетами

в цветах национального флага» -, которая определяет способ мышления о мире, задает тон представлениям человека о ложном патриотизме. Иными словами, автор вышеупомянутой метафоры имплицирует, что надеть браслет с изображением национального флага - это ещё не значит быть настоящим патриотом, поскольку дальнейшее поведение, политические шаги (торговля национальным суверенитетом, закрытие школ и больниц) могут противоречить его изначальному позиционированию.

Данный пример является лишь одним из множества прагмалингвистических приемов, использованных в дискурсе Подемос с целью дискредитации некоторых традиционных символов патриотизма: национального флага, Национального дня Испании, символики в цветах флага. В частности, представитель Подемос И.Эррехон отмечал, что «защищать ирану - это не значит много раз произносить её название, и флаг здесь не при чем» - «defender un país no es nombrarlo muchas veces, ni la bandera» [8].

Красноречивым проявлением данной позиции в отношении «махрового патриотизма» стало преднамеренное отсутствие П.Иглесиаса на военном параде по случаю Национального дня Испании, проводимом в центре Мадрида 12 октября 2016 г. Лидер партии, тем не менее, записал специальное видео-обращение к своим сторонникам, в котором он в очередной раз раскритиковал отношение правительства к военным и обрисовал свое понимание патриотизма: «Некоторые считают, что в 2016 году защищать свою родину, защищать свою страну - это значит пойти на парад. Парады - это, конечно, хорошо, но есть и более важные вещи. <... > Патриоты не имеют счетов ни в оффшорных зонах, ни в Андорре, ни в Швейцарии, ни в Панаме, как Министр СорияП. Патриоты трудятся и им не зачем обертываться флагом для того, чтобы рано вставать и идти на работу или идти искать работу. Настоящие патриоты заботятся о собственном народе. Подлинным патриотам не обязательно узнавать друг друга по одинаковым символам. Родина для нас - это люди» - «Algunos creen que en el año 2016 defender a tu patria, defender a tu país es ir a un desfile. Los desfiles está muy bien pero hay cosas que son más importantes. <... > Los patriotas no tienen cuentas en los paraísos fiscales, ni en Andorra, ni en Suiza, ni en Panamá como el Ministro Soria. Los patriotas trabajan y no tienen para qué envolverse en las banderas si se levantan temprano para ir a trabajar o buscar el trabajo. Los patriotas de verdad se ocupan de su gente. Los patriotas de verdad no necesitan identificarse necesariamente con los mismos símbolos. Para nosotros la patria es la gente» [16].

В данном фрагменте отчетливо видно, как Иглесиас с помощью метафоры «patriotas de verdad» и многочисленных антитез противопоставляет патриотичное поведение непатриотичному: ходить на парад, уходить от уплаты налогов, носить символику в цветах национального флага - непатриотично, а работать, рано вставать, искать работу - патриотично. Кроме того, в качестве персонажа, с которого не следует брать пример, Иглесиас упоминает министра промышленности Сорию, политика, который был вынужден уйти в отставку в 2016 г., поскольку оказался фигурантом скандала с Панамскими бумагами и был уличен в уходе от уплаты налогов. Необходимо отметить, что в этом предложении имя собственное - министр Сория -используется как прецедент и функционирует в качестве

квалификативной метафоры: «министр Сория», иными словами, «казнокрад».

В своем заявлении по случаю Национального дня Испании Иглесиас также обратился к латиноамериканцам, подчеркивая, что гордится их независимостью и рад всем латиноамериканским рабочим, которые приехали в Испанию, чтобы вместе с испанцами построить новую страну. Данное заявление прозвучало достаточно неожиданно, поскольку идет вразрез с официальной трактовкой праздника, в рамках которой колонизация испанцами Латинской Америки не осуждается, а фактически преподносится как одно из крупнейших исторических и ци-вилизационных достижений испанского народа. Но не нужно забывать, что латиноамериканцы, часто приезжающие в Испанию на заработки, совсем иначе воспринимают 12 октября 1492 г - официальную дату открытия Америки Колумбом. В сознании представителей Латинской Америки этот день знаменует начало периода колонизации, потерю независимости, серьезный удар по их национальной и культурной идентичности. Поэтому позиция Подемос по вопросу о 12 октября - это, безусловно, вызов находящемуся у власти политическому классу, но главным образом, это манифестация нового типа патриотизма, не «слепого», а «конструктивного».

Какие еще дискурсивные инструменты были использованы партией Подемос для продвижения собственного видения патриотизма? «Родина - это люди» - «la patria es la gente» - вот основной лейтмотив патриотической доктрины Подемос. Вместе с тем родина зачастую определяется как действие, активная деятельность: «la patria es defender que haya hospitales públicos, defender que haya escuelas públicas, defender que podamos contar con los mejores servicios» - «родина - это защищать наличие государственных поликлиник, защищать наличие государственных школ, защищать возможность рассчитывать на лучшее социальное обеспечение». В этом примере, с одной стороны, находит выражение тенденция испанского языка к построению синтаксических единиц преимущественно глагольного характера [18, c. 128-129], а с другой, деятельное, мобилизующее понимание патриотизма лидерами Подемос.

Более того, согласно видению Подемос, активная гражданская позиция патриота гораздо важнее национальности или страны происхождения человека. Рассказывая историю о том, как африканские чернокожие мигранты в Мадриде отмечали победу испанской сборной в Чемпионате мира по футболу и оборачивались национальными флагами, шествуя по городу, и чувствовали себя при этом настоящими испанцами, П.Иглесиас приходит к выводу, что «испанец -это каждый, кто живет и работает в Испании» - «Español es todo aquel que vive y trabaja en España». А вот происхождение, цвет кожи, родной язык и даже гражданственность для национальной самоидентичности такого определяющего значения не имеют [14].

Параллельно коммуникативно-когнитивная концепция патриотизма Подемос выстраивается через противопоставление моделей поведения патриотов и антипатриотов, через призму метафорических оппозиций: «Мы хотим объяснить богатым значение слова «патриотизм», который не имеет ничего общего с тем, чтобы оплатить дорогой проходной билет на футбольный матч с участием национальной сборной. Патриотизм - это платить налоги в Испании,

как это делается во всем мире» - «Queremos explicarles a los ricos el significado de la palabra patriotismo que no tiene que ver con pagar la entrada muy cara para ver un partido de fútbol de la selección. Tiene que ver con pagar los impuestos en España, como hace todo el mundo» [17].

Дискурсивный антагонизм патриотизма и антипатриотизма находит свое проявление для Подемос и в дискуссиях в Парламенте. В частности, в одном из «отчетных» видео о работе партии в законодательном органе депутат от партии Подемос Х.А. Дельгадо рассказывает о том, как его однопартийцам, несмотря на жесткую оппозицию этому предложению правых партий - Народной партии и партии Сьюдаданос, а также левой партии социалистов

- удалось провести закон об обязательном трудоустройстве военнослужащих, вышедших на пенсию в возрасте 45 лет. В заключение своего выступления Х.А. Дельгадо делает вывод о том, что «Быть патриотом не значит раз в год посещать парад Вооруженных сил. Быть патриотом значит ставить на первое место людей и решать их проблемы» - «Ser patriota no es asistir una vez al año al desfile de las Fuerzas Armadas. Ser patriota es poner por delante a la gente y solucionar sus problemas» [4]. На этом примере отчетливо видно, как Х.А. Дельгадо сталкивает между собой метафоры ложного и подлинного патриотизма, не просто заявляет о патриотизме Подемос в декларативной форме, а разъясняет его с использованием вербальных и невербальных средств: ярких метафор и образных выражений, а также инфографики и статистики, что патриотично, а что нет, и предлагает избирателям сделать собственный выбор в пользу «правильной» модели поведения.

В этом и некоторых других случаях Подемос дает определение подлинного патриотизма через описание его противоположности. Приведем еще несколько праг-малингвистических приемов, использованных для характеристики антипатриотов: окказионализм «vendepatrias»

- «продавцы родины»; метафоры: «los falsos patriotas que se envuelven en banderas» - «фальшивые патриоты, которые оборачиваются флагами», «los patriotas de la cartera» - «патриоты с портфелем», (была использована для обращения к министрам, забывающим о национальных интересах, и руководствующихся личными), а также олицетворение: «в 2016 г. необходимо думать о более современной родине, которая бы больше напоминала простых граждан, и меньше элиты» - «en el año 2016 hay que pensar una patria más moderna que se parezca un poquito más a la gente y un poquito menos a las élites».

В рассуждениях о патриотизме неминуемо затрагивается также и проблема национального суверенитета. Подемос предлагает следующий вариант его определения: «Основой суверенитета является социальное обеспечение. Тот, кто приватизирует сферу социального обеспечения, подрывает основы суверенитета и действует как антипатриот» - «Los fundamentos de soberanía son los servicios públicos. Quien privatiza los servicios públicos ataca las bases de soberanía y actúa como un antipatriota» [16]. В данном примере вновь присутствует определение патриотизма от обратного: с помощью метафор «privatiza los servicios públicos», «ataca las bases de soberanía» дается характеристика антипатриоту, он описывается как приватизатор социальных благ. Однако таким образом - от обратного -Подемос продвигает собственное представление о модели

социального устройтсва общества, и о том, как должны вести себя правители, являющиеся подлинными патриотами.

В дискурсе Подемос концепция патриотизма неотделима от поиска решения каталонского территориального кризиса. С момента своего появления партия выступала за проведение по вопросу о положении Каталонии «референдума по согласию» - «referéndum pactado», т.е. об условиях организации которого должны договориться обе стороны

- и центральное правительство в Мадриде и правительство Каталонии -Женералитат. Метафора «референдум по согласию» отражает компромиссный подход Подемос к решению каталонской территориальной проблемы, стремление привлечь на свою сторону максимально возможное число избирателей, которые в каталонском кризисе придерживаются различных позиций. Однако, повторяя это словосочетание как мантру и в качестве основной формулы для решения территориального кризиса в ходе нескольких предвыборных кампаний на протяжении 2014-2017 гг., Подемос не только не удалось объединить вокруг себя избирателей по этому вопросу, но даже наоборот, опросы общественного мнения демонстрировали недоверие граждан к рецептам в отношении Каталонии, предложенным партией Иглесиаса. Не принесло очков Подемос и заигрывание со сторонниками отделения Каталонии от Испании, поэтому после проведения референдума 1 октября 2017 года, Подемос сделала выбор в пользу продвижения концепции «многонациональности» - «plurinacionalidad» [9].

В своём официальном обращении к каталонцам после референдума 1 октября 2017 года, Иглесиас, в качестве центральной, выбрал метафору братского объятия по отношению к каталонцам, тем самым демонстрируя им свою поддержку, но не открыто, а все же косвенно: «Обнимаю по-братски всех пострадавших, которые пытались воспользоваться своим гражданским правом [проголосовать]»

- « Un abrazo fraternal para todos los heridos que ha tratado de ejercer su derecho civil» - Иглесиас также говорил о братстве, восклицая «Да, здравствует братство!» - «¡Viva la fraternidad!» [15]. Таким образом, избегая прямой поддержки каталонского сепаратизма, Иглесиас, на словах, прибегает к широкому спектру дискурсивных приемов и демонстрирует максимальную лояльность гражданам и силам, жаждущим отделения.

Для того, чтобы донести до своих сторонников собственную позицию в отношении каталонской территориальной проблемы, устранить многоголосицу в заявлениях партии и дать отпор обвинениям в непоследовательности и нерешительности, Подемос провела 30 октября 2017 года в Мадриде встречу, под названием «Соединить Испанию: многонациональность, солидарность, братство» - «Conectar España: plurinacionalidad, solidaridad, fraternidad», посвященную проблемам патриотизма и многонациональности [7].

Слоган на экране во время проведения встречи гласил: «La bandera de mi patria es la que cuida» - «Флаг моей родины тот, что заботится». Примечательно, что данная идея была также проиллюстрирована с помощью невербальных прагматических приемов - на большом экране позади выступающего, прямо под надписью «La bandera de mi patria es la que cuida» проецировались увеличенные тени рук, которые с большой осторожностью и заботой пытаются от чего-то защитить сначала испанский флаг, едва его касаясь, а за-

тем и каталонский. И хотя эксплицитно никаких внешних угроз для флага на экране показано не было, тем не менее, в ходе выступления П. Иглесиаса стало понятно, что речь идет о так называемых «ложных патриотах» - коррумпированных политиках, которые прикрываются национальным флагом, когда им это выгодно. Генеральный секретарь Подемос, обвиняя политиков, которые «маскируют» свои коррупционные схемы национальными символами, назвал этих «мнимых» патриотов «теми, кто оборачиваются флагом, являющимся общим достоянием. Пусть же не пятнают слово «Испания», слово «родина» своими руками, на которых лежит печать преступлений и коррупции» - «los que se envuelven en la bandera de todos, tratando de que esa bandera limpie las manchas de su corrupción. Que no manchen la palabra «España» y la palabra «patria» con sus manos manchadas de crímenes y de corrupción» [7]. В данном случае мы имеем дело с образной метафорой, которая с помощью ярких сравнений раскрывает обвинения Подемос в адрес антипатриотов. Данный пример показывает, каким образом метафора зачастую позволяет раскрыть сложные политические концепты с помощью семантически более понятных выражений [21].

В продолжение своей речи Иглесиас предложил собственный путь решения каталонской проблемы в духе Подемос. Он отметил, что «на данный момент им [его партии] удалось стать примером политической семьи, основанной на братстве. Мы не только являемся альтернативой для правительства, мы показываем, каким может быть будущее для братской страны. Мэры Мадрида и Барселоны показали, что означает слово «братство» для построения родины, построения страны. Родины, которая заботится, а не нападает» - «Hoy hemos demostrado la familia política de fraternidad. No solo que somos alternativa de Gobierno, sino que estamos señalando un futuro de país fraterno. Las alcaldesas de Madrid y Barcelona han demostrado lo que significa la palabra «fraternidad» para construir patria, para construir país. Una patria que cuide, no que agreda» [12]. Метафоры «семьи» и «братства» достаточно часто встречаются в дискурсе Подемос, когда речь заходит о решении каталонской проблемы. Данные метафорические модели базируются на сходстве ряда важных признаков уже обозначенной в языке реалии (семья, братство) и реалии называемой - добрососедские отношения, взаимовыгодный союз Каталонии и Испании, и в результате этого адресант создает в сознании получателя информации необходимую картину мира, которая отвечает интересам адресанта [21].

Таким образом, можно говорить о том, что Подемос с помощью разнообразных прагмалингвистических приемов продвигает в рамках испанского политического дискурса своеобразную, низко этноцентричную концепцию патриотизма, существенно отличающуюся от традиционного, принятого в Испании аксиологического понимания этого феномена. Концепция «родины», которую продвигает Подемос, вербализирует политическую стратегию конструктивного патриотизма и инструментальной сопричастности и реализуется благодаря высокому когнитивно-языковому потенциалу коммуникационной деятельности партии.

Необходимо подчеркнуть, что сложный и многоуровневый дискурс Подемос о патриотизме насыщен различными прагмалингвистическими приемами: метафорическими

моделями, квалификативными и образными метафорами, диафорами, антитезами, прецедентной лексикой, окказионализмами. В данном исследовании были отражены наиболее нагруженные концептосферы патриотичнеской риторики Подемос: «патриотизм», «родина», «Испания», «испанец», оппозиция «патриот» - «антипатриот». Помимо этого, сочетание вербальных и невербальных средств в коммуникационной кампании Подемос повышает эффективность её воздействия на адресата - электорат. Именно широкий спектр когнитивно-языковых механизмов гарантирует высокую прагматическую эффективность высказываний членов партии, их широкую тиражируемость

средствами массовой информации и социальными медиа, а также их высокий уровень восприятия слушателями.

Важно отметить, что политическая риторика Подемос продолжает представлять серьезный интерес для междисциплинарных исследований в области дискурса, прагма-лингвистики, политической коммуникации. Актуальная политическая ситуация в Испании, жесткая конкуренция с другими партиями вовлекают Подемос в непрерывный процесс продуцирования и распространения все новых дискурсивно-прагматических инструментов в борьбе за внимание СМИ и голоса избирателей.

Библиографический список

1. BastidaX. La nación española y el nacionalismo constitucional. Barcelona: Ariel, 1998.

2. BastidaX. La senda constitucional: La nación española y la constitución. Taibo, Carlos (eds.), 2007.

3. CañizaresE.R. Cuando la izquierda española fue patriótica, The Social Science Post, 5 de noviembre 2015. URL: http://thesocialsciencepost. com/es/2015/11/cuando-la-izquierda-espanola-fue-patriotica/ Дата обращения: 10.03.2018.

4. Delgado J.A. Si no lo remediamos miles de militares de tropa y marinería irán a la calle, sin alternativa laboral, a los 45 años. URL: h ttps://twitter.com/ahorapodemos/status/970333759869538304 Дата обращения: 10.03.2018.

5. DRAE: Patriotismo. URL: http://dle.rae.es/?id=SBbA070 Дата обращения: 10.03.2018.

6. El Diario, Pablo Iglesias reconoce la influencia de América Latina en Podemos: «Nos enseñó que hay otra forma de hacer política y de mirarnos» URL: https://www.eldiario.es/politica/Pablo-Iglesias-America-Latina-Podemos_0_754874734.html Дата обращения: 25.04.2018.

7. El Español, Iglesias, a Felipe VI: «Señor Borbón, ¿acepta que se aplique la ley a su padre»? 30 de octubre de 2017. URL: https://www. elespanol.com/espana/20171030/258225155_0.html Дата обращения: 10.03.2018.

8. El País, ¿Qué es ser patriota para Podemos? 24 de junio de 2015. URL: https://politica.elpais.com/politica/2015/06/24/ actualidad/1435174006_888158.html Дата обращения: 10.03.2018.

9. El Periódico, Los guiños al 'procés' amenazan el voto obrero de Podem, 08 de agosto de 2017. URL: https://www.elperiodico.com/es/ politica/20170808/los-guinos-al-proces-amenazan-el-voto-obrero-de-podem-6214118 Дата обращения: 11.03.2018.

10. García P. La patria de podemos, URL: https://www.geopolitica.ru/es/article/la-patria-de-podemos, Дата обращения: 10.03.2018.

11. Habermas J. La necesidad de revisión de la izquierda. Madrid: Tecnos., 1992.

12. Iglesias P. Conectar España: plurinacionalidad, solidaridad, fraternidad. URL: https://www.youtube.com/watch?v=IliIhLvpHK0 Дата обращения: 11.03.2018.

13. Iglesias P. Conferencia en la Universidad de la Coruña «Comunicación contraxemónica», 2013. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=tldeXX9A0RI Дата обращения: 11.03.2018.

14. Iglesias P. Español es todo aquel que vive y trabaja en España, URL: https://twitter.com/pnique/status/969988662376255489 Дата обращения: 11.03.2018.

15. Iglesias P. La democracia no se defiende a palos ni desde las cloacas. Los demócratas debemos unirnos para echar a Rajoy. URL: htt ps://twitter.com/Pablo_Iglesias_/status/914562188555247616 Дата обращения: 11.03.2018.

16. Iglesias P. Patriota de verdad es quien defiende a su gente URL: https://www.youtube.com/watch?v=bHt5xXY84AQ&t=80s Дата обращения: 11.03.2018.

17. Iglesias P. Queremos explicarle a los ricos el significado de la palabra patriotismo, 25 de abril de 2015, URL: https://www.youtube.com/ watch?v=-1uBkyWMuu4 Дата обращения: 11.03.2018.

18. ИовенкоВ.А. Национально-культурное мировидение в переводческом измерении, М.: МГИМО, 2013. - 219 с.

19. Laborda J.J. Patriotas y de izquierdas. Claves de Razón Práctica, 2002, 122 p., p. 47-53.

20. LaclauE., Mouffe Ch., Hegemony and Socialist Strategy. Towards a Radical Democratic Politics. Verso, London, New York, 1985, 208 p.

21. ЛарионоваМ.В. Испанский газетно-публицистический дискурс. Искусство информации или мастерство манипуляции?: монография / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. испанского языка. - М.: МГИМО-Университет, 2015. - 327 с.

22. MüllerJ.-W. Constitutional Patriotism. New Jersey: Princeton University Press, 2007.

23. MáizR.. Framing the nation: Three rival versions ofcontemporary nationalist ideology. Journal ofPolitical Ideologies, 2003, 8(3), 251267. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/1356931032000131165, Дата обращения: 11.03.2018.

24. Muñoz J. La construcción política de la identidad española: ¿Del nacional-catolicismo al patriotismo democrático? Madrid: CIS., 2012.

25. SchatzR.T., LavineH. Waving the flag: National symbolism, social identity and political engagement // Political Psychology. 2007. V. 28. No. 3.

26. Schatz R.T., Staub E., Lavine H. On the varieties of national attachment: Blind versus constructive patriotism // Political Psychology. 1999. V. 20. I. 1.

References

1. Iovenko V.A. National-cultural worldview in the translation dimension, Moscow: MGIMO, 2013. 219 p.

2. LarionovaM.V. Spanish newspaper and journalistic discourse. The art of information or mastery of manipulation? / Moscow. state. Institute of Intern. Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, the Spanish language Department. - Moscow: MGIMO-University, 2015. 327 p.

3. Bastida X. La nación española y el nacionalismo constitucional. Barcelona: Ariel, 1998.

4. Bastida X. La senda constitucional: La nación española y la constitución. Taibo, Carlos (eds.), 2007.

5. Cañizares E.R. Cuando la izquierda española fue patriótica, The Social Science Post, 5.11.2015. URL: http://thesocialsciencepost.com/ es/2015/11/cuando-la-izquierda-espanola-fue-patriotica/ Дата обращения: 10.03.2018.

6. El Diario, Pablo Iglesias reconoce la influencia de América Latina en Podemos: "Nos enseñó que hay otra forma de hacer política y de mirarnos" URL: https://www.eldiario.es/politica/Pablo-Iglesias-America-Latina-Podemos_0_754874734.html Дата обращения: 25.04.2018.

7. Delgado J.A. Si no lo remediamos miles de militares de tropa y marinería irán a la calle, sin alternativa laboral, a los 45 años. URL: h ttps://twitter.com/ahorapodemos/status/970333759869538304 Дата обращения: 10.03.2018.

8. DRAE: Patriotismo. URL: http://dle.rae.es/?id=SBbAO70 Дата обращения: 10.03.2018.

9. El Español, Iglesias, a Felipe VI: «Señor Borbón, ¿acepta que se aplique la ley a su padre»? 30 de octubre de 2017. URL: https://www. elespanol.com/espana/20171030/258225155_0.html Дата обращения: 10.03.2018.

10. El País, ¿Qué es ser patriota para Podemos? 24 de junio de 2015. URL: https://politica.elpais.com/politica/2015/06/24/ actualidad/1435174006_888158.html Дата обращения: 10.03.2018.

11. El Periódico, Los guiños al 'procés' amenazan el voto obrero de Podem, 08 de agosto de 2017. URL: https://www.elperiodico.com/es/ politica/20170808/los-guinos-al-proces-amenazan-el-voto-obrero-de-podem-6214118 Дата обращения: 11.03.2018.

12. García P. La patria de podemos, URL: https://www.geopolitica.ru/es/article/la-patria-de-podemos, Дата обращения: 10.03.2018.

13. Habermas J. La necesidad de revisión de la izquierda. Madrid: Tecnos., 1992.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Iglesias P. Conectar España: plurinacionalidad, solidaridad, fraternidad. URL: https://www.youtube.com/watch?v=IliIhLvpHK0 Дата обращения: 11.03.2018.

15. Iglesias P. Conferencia en la Universidad de la Coruña «Comunicación contraxemónica», 2013. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=tldeXX9A0RI Дата обращения: 11.03.2018.

16. Iglesias P. Español es todo aquel que vive y trabaja en España, URL: https://twitter.com/pnique/status/969988662376255489 Дата обращения: 11.03.2018.

17. Iglesias P. La democracia no se defiende a palos ni desde las cloacas. Los demócratas debemos unirnos para echar a Rajoy. URL: htt ps://twitter.com/Pablo_Iglesias_/status/914562188555247616 Дата обращения: 11.03.2018.

18. Iglesias P. Patriota de verdad es quien defiende a su gente URL: https://www.youtube.com/watch?v=bHt5xXY84AQ&t=80s Дата обращения: 11.03.2018.

19. Iglesias P. Queremos explicarle a los ricos el significado de la palabra patriotismo, 25 de abril de 2015, URL: https://www.youtube.com/ watch?v=-1uBkyWMuu4 Дата обращения: 11.03.2018.

20. Laborda J.J. Patriotas y de izquierdas. Claves de Razón Práctica, 2002, 122 p., p. 47-53.

21. LaclauE., Mouffe Ch., Hegemony and Socialist Strategy. Towards a Radical Democratic Politics. Verso, London, New York, 1985, 208 p.

22. MüllerJ.-W. Constitutional Patriotism. New Jersey: Princeton University Press, 2007.

23. MáizR.. Framing the nation: Three rival versions ofcontemporary nationalist ideology. Journal ofPolitical Ideologies, 2003, 8 (3), 251267. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/1356931032000131165, Дата обращения: 11.03.2018.

24. Muñoz J. La construcción política de la identidad española: ¿Del nacional-catolicismo al patriotismo democrático? Madrid: CIS., 2012.

25. SchatzR.T., LavineH. Waving the flag: National symbolism, social identity and political engagement // Political Psychology. 2007. V. 28. No. 3.

26. Schatz R.T., Staub E., Lavine H. On the varieties of national attachment: Blind versus constructive patriotism // Political Psychology. 1999. V. 20. I. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.