И. Е. Герасименко
КОНЦЕПТЫ ‘МУЖЕСТВЕННОСТЬ ’ И ‘ЖЕНСТВЕННОСТЬ ’
КАК ОСНОВА ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ И МЕНТАЛЬНОСТИ
В статье речь идет о специфике гендерной культуры и ментальности. Автор предлагает рассматривать в качестве их основы концепты ‘мужественность ’ и ‘женственность ’. Учет гендерной концептуальной дифференциации позволяет объяснить такие феномены, как «женская логика», «гендерный конфликт» и др.
Ключевые слова: гендерная культура, ментальность, концепт, гендерная дифференциация.
Фундаментальная для человеческой культуры и зародившаяся вместе с человечеством оппозиция «мужской/ женский», посредством которой интерпретируется окружающий мир, продолжительное время интересовала лингвистов в контексте смежных наук - психологии, философии, мифологии, культурологии. В аспекте лингвокультурологии проблемы социального пола и его репрезентации в языке приобретают новую перспективу.
Лингвокультурологический взгляд позволяет по-новому ответить на вопросы взаимоотношения объективной действительности, языка и мышления, тем самым обеспечивая понимание тех частей опыта человека, которые «не даны в непосредственном наблюдении, существуют на интуитивном уровне носителей языка, образуя общую базу знаний о языке, его употреблении, принципах речевого общения, а также внеязыковых знаний о контексте, ситуации, об адресате, общефоновых знаний о мире»1.
Ценности и представления, касающиеся места и роли женщины и мужчины в обществе, и связанные с ними стереотипы и социальные установки регулируются на глубинном ментальном уровне общественного сознания, уходящем корнями в далекое прошлое. Этот уровень «социальной памяти» наиболее стабилен. Он формируется в ходе долгой истории развития общества и имеет самые различные аспекты: исторический, социальный, экономический, культурный, религиозный, политический.
Человеческое сознание - посредник между реальным миром и языком. В сознание поступает культурная информация, в нем она фильтруется, перерабатывается, систематизируется: «Концепты образуют своего рода культурный слой, посредничающий между человеком и миром»2.
Напомним, что в понятиях когнитивной лингвистики, «концепт - это термин, служащий объяснению единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека; оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга (lingua mentalis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике»3. Концепты сводят разнообразие наблюдаемых и воображаемых явлений к некоторому единству, подводя их под тот или иной тип, и оказываются составляющими концептуальной системы. Они являются средством хранения знаний о мире. Концепты способствуют обработке субъек-
тивного опыта путем подведения воспринимаемой информации под определенные, некогда выработанные обществом категории и классы.
Принято считать основной целью когниции развитие умения ориентироваться в мире. Концепты обеспечивают способность отождествлять и дифференцировать, оценивать и классифицировать объекты, с которой и сопряжена ориентировочная деятельность индивида.
Осваивая речь и развиваясь, человек усваивает то, что составляет особенности культуры, образа жизни и способов общественного взаимодействия. Так человек становится «социальным существом». В процессе обучения и общения личностью как представителем определенного пола воспринимается некий стандартизированный опыт, аккумулированный в форме гендерных концептов, который помогает ей ориентироваться в жизни и определенным образом направляет ее поведение, в том числе и речевое.
‘Мужественность’ и ‘женственность’ воспринимаются как концепты благодаря тому, что сознание человека как представителя определенного пола формируется под влиянием стереотипных представлений о мужских и женских качествах, определяющих отношение общества к мужчинам и женщинам и поведение индивидов в связи с принадлежностью к тому или иному полу. Гендер, таким образом, выступает как фактор, обусловливающий поляризацию культурных, психологических и социальных явлений в сознании и в языке, которые можно отнести к области концептов.
Появление концептов ‘мужественность’ и ‘женственность’ и их противопоставление обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины. Уже у Платона встречается высказывание об отличии всех женщин от всех мужчин: «По своей природе, как женщина, так и мужчина могут принимать участие во всех делах, однако женщина во всем немощнее мужчины» (Платон, «Республика»).
В философских, психологических, культурологических текстах прослеживаются некоторые стереотипные гендерные представления. Так, Аристотель в работе «О рождении животных» утверждал: «Женское и мужское начала принципиально различны по своему предназначению: если первое отождествляется с телесным, с материей, то второе - с духовным, с формой». Подобный взгляд разделяют Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, В. И. Иванов. Оппозиция «мужское начало/ женское начало» у многих авторов трактуется как «зачинающее/восприемлющее», «инициативное/рецептивное», «деятельное/страдательное», «динамиче-
ское/статическое». В анализе гендерных стереотипов важную роль играет также выделение бинарных оппозиций: «логичность/интуитивность», «абстракт-
ность/конкретность», «сознательность/бессознательность», «власть/подчинение», «порядок/хаос», «независимость/зависимость», «индивидуаль-
ность/коллективность», «импульсивность, активность/статичность, пассивность», «непостоянство/постоянство», «неверность/верность», «радика-
лизм/консерватизм», - с помощью которых традиционно противопоставляются мужчина и женщина.
Многие исследователи отмечают специфику в ментальности мужчин и женщин. Мужчина: 1) ориентирован на солидные, логически обоснованные аргументы; 2) стремится видеть картину в целом; 3) ориентируется на существенные аспекты и результаты, а не на слова и эмоции; 4) оценивает возможные (как позитивные, так и негативные) последствия делового общения. Женщина: 1) воспри-
нимает коммуникацию эмоционально; 2) реагирует на детали и частности; 3) ориентируется на чувства, эмоции и интуицию; 4) привносит пафос в любые виды общения4. Указанные ментальные особенности представляют собой объективную основу для противопоставления мужчин и женщин.
С другой стороны, нельзя не отметить, что концепт - это «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека, и то, посредством чего человек <.. .> сам входит в культуру, а в некоторых случаях влияет на нее»5.
Культура обычно интерпретируется как «система сознания, общая для представителей одного этноса»6. Однако возможно интерпретировать культуру как инкорпоративный феномен, то есть систему сознания, общую для представителей определенной группы, сообщества людей, объединенных на основе выбранного признака. Одним из таких признаков может быть принадлежность к определенному полу. Следовательно, можно говорить о существовании гендерной (мужской и женской) субкультуры.
Выделение функций культуры, связанных с параметрами личности, характеризующими ее как homo humanitatis (человека культуры), позволяет найти позиции для сопоставления представителей двух гендерных субкультур. К таким функциям культуры относятся: 1) гоминизация - развитие человеческих особенностей; 2) социализация - усвоение обязательного минимума культуры общества; 3) инкультурация - приобщение к культурному наследию и усвоение элементов других культур; 4) индивидуализация - наличие в культуре условий для выбора и проявления отдельной личности . Учет только одного критерия - социализации мальчиков и девочек в рамках различных гендерных эталонов, стереотипов и ценностей, а также традиционных видов деятельности, - подтверждает наличие двух пространств этнической культуры, обусловленное существованием двух полов. Полюсами же этих пространств являются фундаментальные концепты ‘мужественность’ и ‘женственность’. Концепты ‘мужественность’ и ‘женственность’ характеризуют, таким образом, наличие гендерной субкультуры, посредством которой человек самоидентифицирует себя как представитель определенного пола.
Итак, концепты - это ментальные образования, возникающие в процессе познавательной деятельности индивида, и в то же время те ориентиры, те уже существующие в культуре представления, усваивая которые, человек становится способным к адаптированным действиям в любой форме социальной деятельности. Обозначенные свойства концепта обнаруживаются и в понятиях ‘мужественность’ и ‘женственность’.
Идея необходимости изучения ‘мужественности’ и ‘женственности’ как особых конституэнтов не нова: впервые она была предложена Б. Коннеллом8. По мнению исследователя, эти две составляющие социального конструкта, именуемого гендером, проявляют как универсальные, так и культурно-специфические черты. Содержание концептов ‘мужественность’ и ‘женственность’ зависит от гендерных стереотипов той или иной лингвокультурной общности, которые могут быть изучены посредством языковых структур, поскольку гендерная стереотипизация репрезентируется на всех уровнях и отражает определенные оценки.
В рамках данного подхода Б. Коннелл вводит понятие «культурная репрезентация пола», подчеркивающее возможность лингвистического описания маскулинности и феминности в рамках разных лингвокультурных сообществ. Эти две составляющие гендера имеют разное выражение в номинативной системе языков и связаны с нормами, предписываемыми соответствующей культурой, то есть
гендерные асимметрии имеют в разных языковых сообществах культурно и исторически обусловленную специфику.
Впервые рассмотрение категорий ‘мужественность’ и ‘женственность’ как констант культуры было осуществлено с позиции телесной метафоры9. Частным случаем телесной метафоры является гендерная метафора, которая обозначает перенос не только физических, но и всей совокупности духовных качеств и свойств, объединенных словами ‘женственность’ и ‘мужественность’, на предметы, непосредственно не связанные с полом. Наличие двух полов - мужского и женского - составило базу сравнения гендерной метафоры, охватывающей следующий комплекс признаков: культурно и социально обусловленные представления о личностных и физических свойствах, атрибутируемых мужчинам и женщинам; представления о закрепленных за ними социальных ролях и занятиях (в обществе и семье); культурно-символическую составляющую концепта «гендер», предполагающую гендеризацию (соотнесение с мужским и женским началами) предметов, явлений, свойств и отношений, не связанных напрямую с полом.
Гендерная метафора, таким образом, позволила рассмотреть содержательную сторону концептов ‘мужественность’ и ‘женственность’, которые присутствуют в любой культуре и являются важными атрибутами общественного сознания. Исследование этих концептов предполагает описание связанных с ними гендерных стереотипов и способов их отражения в языке.
Подчеркнем, что язык предлагает уже готовый набор шаблонов и стереотипов для обозначения мужчин и женщин, который наиболее удачно и подходящим образом репрезентирует концепты ‘мужественность’ и ‘женственность’. Использование этого набора в речевом общении способствует формированию у человека определенного видения того, как устроен мир и каким он должен быть. Концепты ‘ мужественность’ и ‘женственность’, репрезентированные в языковых гендерных стереотипах, отражают имеющиеся эталоны поведения мужчин и женщин, которым, как ожидается, они должны следовать, и благодаря которым моделируется тип взаимоотношений между мужчинами и женщинами, характерный для данной культуры.
Таким образом, концепты ‘мужественность’ и ‘женственность’ являются основой гендерной культуры и ментальности. Учет гендерной концептуальной дифференциации необходим при объяснении таких явлений, как «женская логика», «гендерный конфликт», что представляет собой важный аспект межкультурной коммуникации как представителей различных этносов, так и различных полов.
Примечания
1 Чанышева, З. З. Этнокультурные основания лексической семантики / З. З. Чанышева. - Уфа, 2000. - С. 30.
2 Арутюнова, Н. Д. Логический анализ языка : Ментальные действия / Н. Д. Арутюнова. - М., 1993. - С. 264.
3 Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Кубряковой Е. С. -М., 1996. - С. 90.
4 См.: Панов, М. И. Мужчина и женщина : Особенности эффективной коммуникации / М. И. Панов // Эффективная коммуникация : история, теория, практика : словарь-справочник. - М., 2005. - С. 859-864.
5 Степанов, Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю. С. Степанов. - М., 1997. - С. 40.
6 Гумилев, Л. Н. Историко-философские сочинения князя Н. С. Трубецкого / Л. Н. Гумилев // Трубецкой, Н. С. История. Культура. Язык / Н. С. Трубецкой. -М., 1995. - С. 31.
7 См.: Прохоров, Ю. Е. В поисках концепта / Ю. Е. Прохоров. - М., 2004. - С. 12.
8 См.: Connell, B. W. The big picture : Masculinities in recent world history / B. W. Connell // Theories & Society. - 1993. - № 22. - P. 597-623.
9 См.: Johnson, M. Metaphors we live by / M. Johnson, G. Lakoff. - Chicago, 1980.
И. В. Гостева
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНЦЕПТОВ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕЛИГИОЗНОМ И ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСАХ
В данной статье рассматриваются особенности конфессионального мировоззрения (языковая картина мира православного человека). Противопоставляются духовно-нравственные концепты, одновременно функционирующие в православном и политическом дискурсах; выявляется их содержание и специфика концептуализации. Анализ печатных источников (православные и светские газеты) показал, что для православного носителя языка духовно-нравственные ментальные единицы оказываются более значимыми и актуальными, чем для светского человека (политического деятеля).
Ключевые слова: конфессиональное мировоззрение, православная картина мира, православный дискурс, политический дискурс, нравственные ценности.
Формирование ценностного мира современной личности происходит под влиянием массовой коммуникации, в частности, печатных изданий. В связи с этим мы намерены выявить особенности конфессионального и секулярного мировоззрения. С этой целью были рассмотрены религиозные печатные издания православной конфессии (преимущественно Уральского региона), в том числе и Интернет-тексты, и политические статьи в светских изданиях, включая агитационные предвыборные тексты (в т. ч. листовки). Нами были отобраны следующие духовно-нравственные концепты: ‘благодать’, ‘блаженный’, ‘вера’, ‘дух’, ‘духовность’, ‘душа’, ‘закон’, ‘истина’, ‘крест’, ‘любовь’, ‘нравственность’, ‘ответственность’, ‘патриотизм’, ‘соборность’, ‘совесть’, ‘спасение’, ‘справедливость’,
‘страсть’, ‘целомудрие’, ‘честность’.
Дискурс выступает формой порождения смыслов, то есть концептуализации. Дискурс определяется социально-историческими и идеологическими факторами, обусловлен продуцирующим его социальным институтом. В связи с этим выделяется институциональный дискурс. Православный дискурс культивирует христианские догмы и соответствующую им систему ценностей. Под влиянием данного религиозного дискурса сформировалась аксиология общенародной культуры, считает В. Г. Токарев. Основную задачу этого типа дискурса он видит в духовном единении людей1. На наш взгляд, в православном дискурсе также присутствует интенция общения человека и Бога через духовное делание - различные формы христианской аскезы (молитву, пост, бдение и т. д.).