Научная статья на тему 'Концепты истина и справедливость с точки зрения социально-философских и когнитивных исследований'

Концепты истина и справедливость с точки зрения социально-философских и когнитивных исследований Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
352
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
истина / справедливость / правда / лингвокультурология / концепт / truth / justice / linguistics / concept

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ермакова Мария Сергеевна

Данная статья посвящена исследованию концептов «истина» и «справедливость» с точки зрения социально-философских и когнитивных исследований. Мы постарались проанализировать пересечение значений этих двух концептов и пришли к выводу о том, что справедливость была и остаётся идеалом, которого достигнуть невозможно. Это и роднит её с истиной. Только концепт «истина» мыслится с позиций духовной сущности человека, а концепт «справедливость» ближе к материальному миру

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTS TRUTH AND JUSTICE IN TERMS OF SOCIO - PHILOSOPHICAL AND COGNITIVE RESEARCH

This article is devoted to the study of such concepts as TRUTH and JUSTICE in terms of socio philosophical and cognitive research. We tried to analyze the intersection of these two concepts values. We came to the conclusion that justice was and remains an ideal thing that cannot be achieved. This makes it even more intimate with the TRUTH. Only the concept of TRUTH is conceived from the standpoint of a man spiritual essence, and the concept of JUSTICE is closer to the material world.

Текст научной работы на тему «Концепты истина и справедливость с точки зрения социально-философских и когнитивных исследований»

УДК 122/129

КОНЦЕПТЫ ИСТИНА И СПРАВЕДЛИВСТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ И КОГНИТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Ермакова Мария Сергеевна.

г. Москва, Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина», учитель иностранного языка, [email protected].

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию концептов «истина» и «справедливость» с точки зрения социально-философских и когнитивных исследований. Мы постарались проанализировать пересечение значений этих двух концептов и пришли к выводу о том, что справедливость была и остаётся идеалом, которого достигнуть невозможно. Это и роднит её с истиной. Только концепт «истина» мыслится с позиций духовной сущности человека, а концепт «справедливость» ближе к материальному миру.

Ключевые слова: истина, справедливость, правда, лингвокультурология, концепт.

CONCEPTS TRUTH AND JUSTICE IN TERMS OF SOCIO -PHILOSOPHICAL AND COGNITIVE RESEARCH

Ermakova Maria.

Moscow, Moscow state autonomy professional educational organization, Institution of educational complex, named after V. Talalikhin, teacher of foreign languages, [email protected].

Abstract. This article is devoted to the study of such concepts as TRUTH and JUSTICE in terms of socio - philosophical and cognitive research. We tried to analyze the intersection of these two concepts values. We came to the conclusion that justice was and remains an ideal thing that cannot be achieved. This makes it even more intimate with the TRUTH. Only the concept of TRUTH is conceived from the standpoint of a man spiritual essence, and the concept of JUSTICE is closer to the material world.

Key words: truth, justice, linguistics, concept.

Исследование ключевых мировоззренческих категорий (таких как истина, добро, красота, свобода, справедливость, совесть, судьба) в рамках языковой концептуализации мира в различных культурах востребовано в разных областях гуманитарного знания, особенно в философии. Впрочем, интерпретацией данных ключевых категорий философы пользовались задолго до появления когнитивной лингвистики как науки. Достаточно вспомнить хотя бы филологические

изыскания П.А. Флоренского («Столп и утверждение Истины») или известную работу М. Хайдеггера «Учение Платона об истине».

Конечно, лингвисты могут делать это более профессионально. Предпринятые опыты реконструкции языковой модели мира показывают, что особенно существенно влияние на национальный характер лингвокультурных концептов, не находящих аналогов в других языках.

К такому концепту и относится концепт «истина», который чаще всего исследуется в рамках интерпретации русской языковой картины мира - причём не обособленно, а в паре со своим «культурологическим дублетом» - концептом «правда».

Глубокие исследования лингвоспецифического концепта «истина» представлены в ряде сборников серии «Логический анализ языка», издаваемых группой Института языкознания РАН [1991], в диссертациях и монографиях. Обзор этой литературы позволяет выделить лишь незначительное число общепринятых положений и обнаружить обширную область дискуссионных.

Из числа устоявшихся идей можно назвать следующие. В русской языковой картине мира существует расщепление концепта на «правду» и «истину», чего нет в других лингвокультурах. Для обозначения понятия, близкого к русской истине, в других европейских языках используется одно слово, номинирующее и правду, и истину: например truth (англ.), verite (фр.), Wahrheit (нем.). Но понятие истина и в русской, и в зарубежной лингвокультуре не является однородным. Оно включает в себя разные подтексты и мыслится в разных пространствах культуры. С социально-философской точки зрения истину можно рассматривать:

- в религиозном контексте (Истина - Бог и открывается человеку Богом);

- в онтологическом контексте (истина - исходное, неизменное, непреходящее сущее);

- в эпистемологическом контексте (истина - сущность, открываемая человеческим разумом в феноменальном мире);

- с точки зрения логики (истина - соответствие суждения действительному положению дел);

- как этическую категорию (истина - то, что соответствует должному, справедливости, нравственному идеалу) [Куражева, Панфилова, 2015, с. 49].

В современном языковом словоупотреблении истина соотносится с чем-то высоким, необыденным, в отличие от земной «правды». С точки зрения Н.Д. Арутюновой, «истина раскрывает религиозные представления о сущности мира...» [Арутюнова, 1991, с. 105].

Согласно точке зрения Ю.С. Степанова, концепт «истина» выражает порядок вещей в мире, закономерность, закон, а правда - конкретный случай. Поэтому истина выражает общие суждения, правила, а правда - частные суждения, обычно о событиях и фактах [Степанов, 1997]. Эти наблюдения можно резюмировать фразой «истина одна (она объективна), а правда (справедливость) -у каждого своя». В отличие от философского концепта «истина», концепт «справедливость» носит социально-общественный характер, хотя и он имеет широкую интерпретацию.

«Справедливость есть первая добродетель общественных институтов, равно как истина - первая добродетель систем мысли», - говорил американский философ Джон Ролз [цит. по: Шабуров, 2010, с. 274].

А вот высказывание английского философа и социолога И. Бентама: «Справедливость - это воображаемая личность, придуманная для удобства речи» [там же, с. 275].

В обеих цитатах содержится политический подтекст. Вторая из них апеллирует к тому, что справедливость - это не более чем идеологическая формула, предназначенная для того, чтобы выдать свои частные интересы за общие.

С такого рода «справедливостью» можно столкнуться, наблюдая за политикой, когда общественный деятель, например, затевает войну под предлогом восстановления международной справедливости и защиты несчастных граждан, но на деле поддерживает дружественные ему корпорации, создавая им экономическую выгоду. Или вспомним названия партий, в которых фигурирует эпитет «справедливый». Деятельность таких партий не всегда соответствует своему названию.

Или, например, античная формула «Справедливость каждому своё распределяет», которая со временем превратилась в лаконичное «Каждому своё». Этот девиз висел на воротах Бухенвальда.

Или ещё одна крылатая фраза, произнесённая И. Кантом: «Справедливость - это право без принуждения» [цит. по: Шабуров, 2010, с. 275]. Иными словами, справедливость - это норма, которая осознается человеком как обязательная и законная, но не имеющая при этом законодательно закреплённого статуса. Ведь право без принуждения - это уже не совсем право. И в таком случае возможна ситуация, когда требования и нормы институтов, которым мы формально обязаны подчиняться, подвергаются нами сомнению. И тогда можно поступить либо по закону, либо по справедливости. Что из этого выбрать - решать самому человеку.

А может быть, справедливость - это всего лишь «более широкая лояльность», как сказал Р. Рорти [цит. по: Шабуров, 2010, с. 275]. Скорее всего, он имел в виду лояльность своему сообществу, вытекающую из чувства сообщности, сопричастности.

Эти трактовки справедливости, которые приведены выше - лишь малая часть того, что существует. Но можно ли на их основе определить, что такое справедливость? Несмотря на множество афоризмов, дающих трактовку справедливости, мы не знаем ни одной теоретической концепции справедливости, хотя сама справедливость как явление издавна беспокоит человечество.

«Проблема справедливости, - пишет А.Г. Шабуров, - существует вне зависимости от того, что мы о ней прочитали или даже написали. Для этого достаточно внимательно посмотреть вокруг. Справедливость заботит многих, почти всех, теория справедливости не интересует почти никого. Многие действия, благоразумные и не очень, совершаются во имя справедливости, ей даже посвящаются фильмы и песни, не говоря уже о книгах и концепциях. Но при этом

понятно, что только действия могут изменить что-либо» [цит. по: Шабуров, 2010, с. 275].

«Всё дело в том, - делает вывод исследователь, - что корни проблемы справедливости лежат вне плоскости языка, и на уровне языка эта проблема не решается. Любая же концепция - это всегда языковая конструкция, которая пытается отразить тот или иной смысл. Прелесть языка в том, что об одной и той же вещи, тем более о такой абстрактной, можно сказать совершенно по-разному, а сказанное можно точно так же по-разному понимать» [там же].

Чаще всего справедливость связана с распределением. Не обязательно с распределением материальных благ. Это может быть распределение власти, привилегий, да и просто почёта и уважения. И если человек не получает свою «долю», он начинает говорить о несправедливости, призывать к борьбе за неё. Он даже может вывести людей на демонстрацию или основать какую-нибудь партию социальной справедливости, может даже поднять восстание или, на худой конец, написать книгу, где изложит своё уникальное видение теории и проблемы справедливости. Таким образом, с философской точки зрения, в основе оценок несправедливости лежит наш неудовлетворенный эгоизм, наше недовольство действительностью.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что справедливость была и остаётся идеалом, которого достигнуть невозможно. Это и роднит её с истиной. Только концепт «истина» мыслится с позиций духовной сущности человека, а концепт «справедливость» ближе к материальному миру. Но именно эти два концепта, их взаимосвязь всегда интересовали мировую литературу. Поэтому они находят своё отражение в художественных произведениях многих писателей.

Библиографический список:

1. Апресян Ю.Д. Избранные труды Т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - 767 с.

2. Арутюнова Н.Д. Истина: фон и коннотации // Логический анализ языка: Культурные концепты. - М.: Наука, 1991.

3. Арутюнян С.М. Нация и ее психический склад. - Краснодар, 1966. - 232 с.

4. Борисова В.М. Проблема языковой личности автора как категория художественного текста // Филологические науки. - 2006. - № 5. - С. 185- 190.

5. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. - М.: ОАО ИГ «Прогресс», 2000. - 400 с.

6. Демьянков В.3. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке // Вопросы филологии. - 2001. - №1. - С.35- 47.

7. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - 331 с.

8. Кубрякова Е.С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов. - М.: Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. - 245 с.

9. Куражева Н.В., Панфилова М.И. Концепты «истина» и «правда» в когнитивной лингвистике: философские текстологические наблюдения // Поиск

истины в пространстве современной культуры сборник научных статей / под ред. О. Д. Маслобоевой. - СПб: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2015. - С. 45-53.

10. Лингвистический энциклопедический словарь (ЛЭС) / Под ред. В.Н. Ярцевой. - М.: Советская энциклопедия, 1990.

11. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. - М.: Языки русской культуры, 1997. - 824 с.

12. Шабуров А.Г. Справедливость / Несправедливость как ключевой концепт политико-философского дискурса // Дискурс-Пи. - 2010. - Т. 9. - № 1-2. - С. 274276.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.