Научная статья на тему 'КОНЦЕПТЫ "ЧЕЛОВЕК, "ВРЕМЯ", "ЖИЗНЬ" И СПОСОБЫ ИХ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В РУССКОЯЗЫЧНЫХ РЭП-ТЕКСТАХ'

КОНЦЕПТЫ "ЧЕЛОВЕК, "ВРЕМЯ", "ЖИЗНЬ" И СПОСОБЫ ИХ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В РУССКОЯЗЫЧНЫХ РЭП-ТЕКСТАХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC
310
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Litera
ВАК
Ключевые слова
РЭП-ТЕКСТ / СУБКУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / КОНЦЕПТ / ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ТЕКСТА / ЧАСТОТА ВСТРЕЧАЕМОСТИ / УНИВЕРСАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПТА / СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПТА / СОЦИАЛЬНОЕ В ТЕКСТЕ / СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дивеева Алина Альбертовна

Статья посвящена семантической организации рэп-текста. Путём количественно-статистической обработки материала выявляются лексические единицы, которые приобретают новое функциональное применение и новое осмысление в художественном тексте. Цель статьи - описать функционирование универсальных концептов «человек», «время», «жизнь» и способов их репрезентации в русскоязычных рэп-текстах. Актуальность и новизна предпринятого исследования определяются тем, что, несмотря на существующие в лингвистической науке попытки определения семантических и концептуальных полей, свойственных текстам рэп-культуры, вопрос представляет собой еще не до конца изученную область в рамках интерпретации русскоязычного рэп-текста как текста художественного. Концепты «человек», «время», «жизнь» в рэп-текстах функционируют в качестве основного показателя системной организации художественного текста и при всём своём универсальном характере отражают специфическое содержание, что обусловлено коммуникативными и стилистическими особенностями рэпа. Проведенный анализ рэп-текстов показал, что концепт «жизнь» может являться ведущим в организации лексико-семантического пространства текста, так как его репрезентация связана с комплексным представлением о социальной действительности (времени и пространстве), жизнедеятельности субъекта и их оценке, о рефлексии по поводу новой жизни и новых людях. При проведении исследования были использованы следующие методы: описательный, метод контекстуального анализа, количественно-статистического анализа, а также метод сплошной выборки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTS OF “HUMAN”, “TIME”, “LIFE” AND METHODS OF THEIR REPRESENTATION IN THE RUSSIAN-LANGUAGE RAP LYRICS

This article is dedicated to the semantic arrangement of rap lyrics. Based on the quantitative and statistical processing of the material, the author determines the lexical units that acquire a new functional purpose and conceptualization in the literary text. The goal of this research is to describe the functionality of the universal concepts of “human”, “time” and “life”, as well as the methods of their representation in the Russian rap lyrics. The relevance and novelty of this work are defined by the fact that despite the attempts existing in the linguistic science to determine the semantic and conceptual fields common to the lyrics of rap culture, this topic remains poorly studied within framework of interpretation of the Russian rap lyrics as a literary text. The concepts of “human”, “time”, “life” in rap lyrics manifest as the key indicator of the system arrangement of a literary text; and despite their universal nature, reflect the specific content, which is substantiated by communicative and stylistic peculiarities of rap. The conducted analysis of rap lyrics demonstrates that the concept of “life” can perform a leading role one in arrangement of the lexical-semantic space of the text, as it suggests a complex representation of social reality (time and space), life activities of the subject and their assessment, reflection on the new life and new people. The article employs descriptive method, contextual analysis, quantitative-statistical analysis, as well as the method of continuous sampling.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТЫ "ЧЕЛОВЕК, "ВРЕМЯ", "ЖИЗНЬ" И СПОСОБЫ ИХ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В РУССКОЯЗЫЧНЫХ РЭП-ТЕКСТАХ»

Litera

Правильная ссылка на статью:

Дивеева А.А. — Концепты «человек, «время», «жизнь» и способы их репрезентации в русскоязычных рэп-текстах // Litera. - 2021. - № 5. DOI: 10.25136/2409-8698.2021.5.35524 URL: httys;//nbpublsh.comlbrary_read_article.php?id=35524

Концепты «человек, «время», «жизнь» и способы их репрезентации в русскоязычных рэп-текстах

Дивеева Алина Альбертовна

аспирант, кафедра отечественной филологии и прикладных коммуникаций, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Череповецкий

государственный университет»

162600, Россия, Вологодская область, г. Череповец, пр-кт Советский, 8

ЕЗ [email protected]

Статья из рубрики "Лингвистика"

DOI:

10.25136/2409-8698.2021.5.35524

Дата направления статьи в редакцию:

17-04-2021

Аннотация: Статья посвящена семантической организации рэп-текста. Путём количественно-статистической обработки материала выявляются лексические единицы, которые приобретают новое функциональное применение и новое осмысление в художественном тексте. Цель статьи - описать функционирование универсальных концептов «человек», «время», «жизнь» и способов их репрезентации в русскоязычных рэп-текстах. Актуальность и новизна предпринятого исследования определяются тем, что, несмотря на существующие в лингвистической науке попытки определения семантических и концептуальных полей, свойственных текстам рэп-культуры, вопрос представляет собой еще не до конца изученную область в рамках интерпретации русскоязычного рэп-текста как текста художественного. Концепты «человек», «время», «жизнь» в рэп-текстах функционируют в качестве основного показателя системной организации художественного текста и при всём своём универсальном характере отражают специфическое содержание, что обусловлено коммуникативными и стилистическими особенностями рэпа. Проведенный анализ рэп-текстов показал, что концепт «жизнь» может являться ведущим в организации лексико-семантического пространства текста, так как его репрезентация связана с комплексным представлением о социальной действительности (времени и пространстве), жизнедеятельности субъекта и их оценке, о рефлексии по поводу новой жизни и новых людях. При проведении исследования были использованы следующие методы: описательный, метод контекстуального анализа, количественно-статистического анализа, а также метод сплошной выборки.

Ключевые слова: рэп-текст, субкультура, семантическое пространство текста, частота концепта, специфическое содержание конц поле

художественный текст, концепт, лексико-встречаемости, универсальное содержание епта, социальное в тексте, семантическое

Введение

Русскоязычный рэп-текст как художественный феномен активно изучается в современной отечественной лингвистике. Интерес лингвистов к текстам русского рэпа обусловлен рядом факторов: во-первых, появившийся с конца 90-х по настоящее время корпус текстов, состоящий более чем из 60 000 произведений, является мало исследованным 1121,1151. во-вторых, рэп - это самобытное явление в сфере (музыкально-)словесного творчества, которое, несмотря на противоречивость оценок, остаётся до сих пор одним из самых популярных явлений молодёжной культуры.

В настоящее время корпус научной литературы, посвящённой рэп-текстам, насчитывает более 100 работ, включающих статьи и около десятка диссертаций. Основными направлениями исследований являются социолингвистическое Ш/Ш/Ш/Ш/ШЫЖШШ, дискурсивное I18!, лингвокультурологическое ИЫ29!, лингвостилистическое

115],116I,I1ZI,12QI,I21I, литературоведческое l22!,!25!,!28!. Лингвистических исследований, связанных с изучением структурно-содержательных особенностей рэп-текстов, практически нет, что обусловлено, на наш взгляд, большим объёмом корпуса существующих рэп-текстов и их тематическим разнообразием.

Экстралингвистические факторы, повлиявшие на появление и распространение рэп-культуры в России, достаточно полно описаны в существующих исследованиях. В то же время до конца не ясны причины популярности русского рэпа и продолжающееся увеличение количества текстов этого жанра. Стоит отметить, что эта размытость в оценках присутствует в самом метатекстовом пространстве рэп-культуры, о чём, в частности, свидетельствуют размышления видеоблогеров и фанатов о смерти русского рэпа, о способах создания художественной выразительности и об альбомах, которые меняли историю русского рэпа (например, см. «Youtube»: Tema Flex «Рэп со смыслом? Он существует! Отсылки, аллегории, художественные средства»; Матвей «Русский рэп умирает/Радикальный рэп»; ВТРЕНДЕ «Топ альбомов которые изменили рэп/Pharaoh, Скриптонит ...»).

В научном дискурсе массовость и популярность рэп-культуры связывается с тем, что рэп выступает как форма саморефлексии современного поколения 112!, как социально-политическая рефлексия общества 12Z! или как феномен процесса глобализации -заимствования «чужих» художественных практик 111I/126I. в контексте национальной культуры эти разные интерпретации феномена рэпа не противоречат друг другу, но демонстрируют то, что на современном этапе философия и эстетика субкультуры рэпа остаются недостаточно описанными.

Лингвистическое изучение структурно-содержательных особенностей рэп-текстов, на наш взгляд, способно расширить представления о том, что такое рэп, по каким канонам он создаётся и какова его эстетика.

О границах тематического разнообразия русского рэпа

В лингвистической науке существуют попытки определить основные темы в рамках субкультуры рэпа ■I7^12^!2^ и др. Материалом исследования становились как русскоязычные, так и афроамериканские рэп-тексты. Опираясь на уже имеющиеся работы, посвящённые тематическому своеобразию рэп-текстов, и собственные

наблюдения ИЗ!, мы выделяем следующие ключевые темы рэп-текстов, которые так или иначе обсуждаются и в этой статье: город, война и борьба, творчество, братство и семья, успех, криминал, моя жизнь, «время, в которое я живу», любовь.

Основной причиной того, что разные исследователи по-разному определяют тематическое своеобразие русскоязычных рэп-текстов, на наш взгляд, является количественный разброс в объеме материала исследования - от 108 до 11 000 текстов. В большой корпус рэп-текстов, исследуемых путём эксплораторного анализа, могут

включаться не только тексты в жанре рэп (см. работу [7!). В частности, творчество некоторых групп (например, группы «25/17») может быть представлено разными жанрами (ср. альбомы «Иван Дурак» и «Только для своих»). На современном этапе выборка объёмом в 100 текстов может быть не репрезентативной с точки зрения отбора рэп-

исполнителей, чьё творчество анализируется (см. работы [6!'[19!'[20!). В последние годы появилось множество новых рэперов, ставших уже классиками этого жанра (Баста, Гуф, Оксимирон, Хаски и некоторые др.). Их творчество только начинает исследоваться.

Другой проблемой при характеристике тематического своеобразия рэп-текстов является установка исследователя на то, что русский рэп заимствует темы из афроамериканской субкультуры, ср.: «В политизированной российской рэп-культуре звучат практически все топосы американского «гангста-рэпа», исключение составляют топосы «доступные женщины» и «употребление наркотиков». <...> Если же говорить о неполитизированной русской культуре, то она обычно базируется исключительно на тех топосах, что и

американская» [27j———i9^ В этом случае в русскоязычных рэп-текстах все темы оказываются заимствованными.

Третья проблема связана с разнообразием самих рэп-текстов, они как будто охватывают

все сферы интереса современного человека J12!. Это, в частности, является следствием того, что в самой субкультуре до сих пор не сформировались чёткие границы того, что считать «правдивым», «настоящим», «трушным» рэпом, а что имеет отношение уже к другим музыкально-словесным феноменам (см. любительский фильм «Настоящий рэп», фильм «BEEF: Русский хип-хоп»).

При проведении исследования мы исходили из того, что определение семантических доминант путем выявления наиболее частотных лексем, функционирующих в рэп-текстах, контекстуальный анализ позволит выявить своеобразие отечественной рэп-культуры в контексте русской словесности, ведь она создаётся именно на русском языке и учитывает не только глобальную культуру, но и следует традициям культуры отечественной. Проверить высказанное предположение можно с помощью

интертекстуального анализа рэп-текстов [14!. Лексико-семантическое своеобразие рэп-текстов

На основе программы «Sketch Engine» нами был создан корпус рэп-текстов. Общий объем материала составил 352 русскоязычных текста (119 046 слов) следующих исполнителей и групп: 25/17, Оксимирон, Хаски, Face, Слава КПСС, Смоки МО, Guf, Каспийский груз, Каста, Ноггано (Баста), Рич, Соль земли (Саграда) и некоторых других.

Лексико-семантическая организации рэп-текста рассматривалась прежде всего на основе имён существительных. Проведенный анализ показал, что наиболее частотными для выбранного корпуса рэп-текстов являются следующие существительные: человек (313), время (282), жизнь (260), рука (212), голова (210), глаз (210), бог (190), день (189). Указанные существительныесоотносятся с такими семантическим группами, как «Время», «Человек», «Творчество», «Мир», «Жизнь», «Любовь», «Социальная действительность».

Предметом нашего исследования стало контекстуальное употребление первых трёх наиболее частотных лексем: человек, время, жизнь. Указанные лексемы соотносятся с универсальными концептами «человек», «время», «жизнь».

Вслед за Е.С. Кубряковой под концептом мы понимаем единицу «...той информационной

структуры, которая отражает знание и опыт человека» [23, с 90], а также является «посредником между словами и экстралингвистической действительностью» [Кубрякова, 1996: 92]. Как пишет Н.С. Болотнова, «концепт в его текстовом воплощении <...> отражает авторское мировидение, его индивидуальную картину мира, конкретный

замысел творца, его интерпретации, актуализированные в тексте» [8, с 77]. В рамках субкультуры рэпа универсальные концепты «человек», «время», «жизнь» в равной степени репрезентируют фрагмент национальной картины миры и информацию об отношении современного человека к актуальной действительности.

С одной стороны, репрезентация универсальных концептов поэтического мира позволяет описать уникальность семантического пространства русскоязычного рэпа, выявляемого при сопоставлении с контекстом национальной культуры. С другой стороны, лексемы человек, время, жизнь способны «притягивать»другие лексемы из семантических групп «Социальная сфера жизни человека» и «Социальная деятельность» (по словарю синонимов под ред. Л.Г. Бабенко). Именно социальная сфера жизни человека становится предметом изображения и источником образных ассоциаций в рэп-текстах. В связи с этим исследование семантического пространства рэп-текстов невозможно без рассмотрения выделенных наиболее частотных лексем, составляющих смысловую и эстетическую основу текста.

Наиболее частотные лексемы, включённые в семантическое поле «Человек» и репрезентирующие одноименный концепт, представляют собой наименования лица по

личным и общественным отношениям, связям I24!: брат, мама, друг , имя собственное -Ноггано (сценический псевдоним рэп-исполнителя Василия Вакуленко). В ядро семантического поля входят также 12 лексем семантического класса «Наименование лиц»: человек, голова, тип, лицо, душа, гражданин, птица (общее обозначение лица с

элементом оценки, в значении «важный или непонятный, неизвестный человек» [24, с-68!. К периферии семантического поля относятся такие лексемы указанного семантического класса, как: индивид, личность, особа, персона, смертный. Из 174 употреблений лексемы человек только 33 употребления представляют собой форму единственного числа, в остальных случаях употреблена форма множественного числа -люди . Данный факт является значимым, так как лексема «человек» относится к понятию «Лицо, человек», т.е. к тому, что связано с индивидуальностью, а лексема «люди» относится к классу «Совокупности лиц» I24!.

В семантическое поле «Человек» нами были включены также лексемы, являющиеся названиями тела и его частей (голова, глаз, рука, нога, лицо ). Контекстуальное употребление лексем рука, глаз, рот, голова в некоторых случаях позволило нам прийти

к выводу, что наименования частей тела живого организма часто служат для изображения отношений, возникающих при описании отношений человека и власти. Эти социальные отношения часто имеют негативный зависимый характер, в которых человек оказывается объектом чьих-либо распоряжений, повелений и управлений: Пока рука бродила по чужим умам, / Забыл оставить оборону своему уму...// (Типси Тип «Сна».)

В семантическое поле «Человек» входят также единицы, связанные с семантической оппозицией «свой - чужой», которые служат характеристике лица или групп лиц по социально-политическим убеждениям, причастности к политическим группам, например, прогрессивное братство, «серьёзные люди» и мы .

Анализ употребления лексемы время также иллюстрирует «социальный контекст»: представление о культурно и социально значимых событиях сквозь призму личных переживаний в контексте истории: Однажды вы мне всё простите, /У времени на стыке и враг и друг остынет,/ Будет совесть чиста ослепительно,/ Как после стирки, когда иду в простыне,/ В стихи заплетённые слова мои/ Вдруг станут славными, вдруг станут поняты,/ Архивы запрещённые разбанят .// (Типси Тип «Удивительно».)

Субстантив жизнь употребляется в составе разговорных и просторечных фразеологических сочетаний, идиом: жизнь не сахар, по жизни , роль которых заключается в представлении обыденного разговора о типовой жизненной ситуации, понятной для слушателя: Закон по жизни не забывать близких // (Ноггано «Начальник»); В мегаполисе грез и полуживых приматов /Маленький человек во власти комплексов и страхования /Да жизнь не сахар - /И один вариант противопоставить системе свой характер ...// (Баста «Один»).

Типичным для рэп-текстов является идиома «положить жизнь на что-либо», то есть затрачивать много сил на какое-либо дело: Жизнь на биты и немного винилового треска ...// (Баста, Guf «Как есть»).Пропуск глагола «положить» в контексте создаёт эффект стилистической сниженности.

Контекстуальный анализ лексемы жизнь в рэп-текстах позволил нам зафиксировать особое представление о жизни - как о том, что требует большого усердия, напряжения, труда до изнеможения, изнурения тяжёлой работой (см., например, Баста. «Ростов»).

Узуальные и контекстуальные антонимы лексемы жизнь также участвуют в создании представления о жизни как о том, что связано с лишениями, испытаниями и разочарованиями: не жизнь, смерть, самоубийство, самовозгорание, война, перемол, горе, ошибки и др.

Лексема жизнь употребляется также в составе прецедентных высказываний: Наша жизнь - это театр, а актёры в нём мы... (Баста. «Театр»); Жизни мышья беготня, что тревожишь ты меня? (Слава КПСС. «Следы на снегу»). В другом примере мы видим сближение авторской метафоры жизнь - кастинг с прецедентным высказыванием жизнь - театр (Баста. «Кастинг»).

Метафорические представления чаще всего вводятся синтаксической конструкцией N1 (сор) N1 с нулевой связкой «быть» или конструкцией с союзом «как»: Жизнь она как на ипподроме скачки (Ноггано, Купэ. «Водка»).

Кроме того, в рэп-текстах актуализируются смыслы, представляющие собой такие яркие метафоры, как: жизнь - игра (театр, актёр, занавес, кастинг, цветные картинки, чёрно-белое кино, драма и др.); жизнь - полёт (птицы, люди, летать и др.); жизнь - память

(вернуть, история из жизни, век, день, городская карта и др.); жизнь - выбор и ценность (путь, дорога, борьба, материальная база, холостая ).

Заключение

Обобщая наблюдения над лексико-семантическим пространством рэп-текстов, организованном во многом вокруг трёх универсальных концептов «человек», «время», «жизнь», отметим, что достаточно трудно определить ведущий характер того или иного концепта. Объединяющим началом репрезентаций всех трёх универсальных концептов является их связь с представлениями рэп-исполнителей о социальной сфере жизнедеятельности, о себе самом как субъекте общественных отношений.

Обращение к частотности лексем дает представление о наиболее востребованных в русском рэп-тексте семантических полях. Контекстуальный анализ семантических доминант обнаруживает языковые изменения, связанные с особенностями функционирования слов, обусловленного определёнными жанрово-стилистическими ч е рта ми.

Таким образом, универсальные концепты «человек», «жизнь», «время» имеют в рэп-текстах специфическое наполнение и значение, так как они, кроме того, что отражают темы социального характера как ведущие темы рэп-культуры, являются ещё и репрезентацией философского осмысления современной жизни, человека и его времени.

Библиография

1. Андреев В. К. Город в номинациях и текстах (на материале молодежных субкультур г. Пскова) // Вестник Орловского государственного университета. Орёл: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2012. № 2 (22). С. 125 - 128.

2. Андреев В. К. Лингвистические параметры типологизации современных молодежных субкультур // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2011. № 1(13). С. 92 - 98.

3. Андреев В. К. Номинационная деятельность как лингвокреативная составляющая современной молодёжной культуры хип-хоп // Известия вузов. Серия: Гуманитарные науки. Иваново: Ивановский государственный химико-технологический университет, 2011. № 2 (4). С. 261 - 265.

4. Андреев В. К. Псковский рэп: лингвокультурологический очерк // Человек, язык и текст: к юбилею Т.В. Шмелёвой: сб. ст. / редкол.: Т.Л. Каминская и др.; отв. ред. Т. Л. Каминская, А. Н. Сперанская. Великий Новгород, 2011. С. 295 - 306.

5. Андреев В. К. Реалии молодежных субкультур в текстах русского постфольклора // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Серия: Филология. История. Великий Новгород: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2010. № 57. С. 7 - 9.

6. Богданов А. В. Лингвокультурные характеристики афроамериканского рэп-дискурса: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 [Электронный ресурс] / Богданов Антон Валерьевич. Москва, 2007. URL: http://www.dissercat.com/content/Nngvokulturnye-kharakteristiki-afroamerikanskogo-rep-diskursa (дата обращения 10.11.2020).

7. Бойченко А. Е., Жучкова С. В. Что скрывает русский рэп? Тематическое моделирование текстов русскоязычной хип-хоп сцены // Журнал социологии и социальной антропологии. Санкт-Петербург: Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН, Санкт-Петербургский

государственный университет, Фонд «Международный Фонд поддержки социогуманитарных исследований и образовательных программ» (Фонд «Интерсоцис»), 2020. Т. 23. №2. С. 130 - 165.

8. Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. М., 2009. С. Z6 - 81.

9. Ганиева Г. Р., Гараева Р. С., Славина Л. Р. Социально-маркированные сленгизмы в англоязычной рэп-лирике // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 201Z а. № 3(69): в 3-х ч. Ч. 1. C. Z3 - Z6.

10. Гараева Р. С., Ганиева Г.Р., Мисбахова А.Г. Англо-американизмы в русскоязычной рэп-лирике // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 201Z б. № 3(69): в 3-х ч. Ч. 2. C. 82 - 84.

11. Гриценко Е. С., Дуняшева Л.Г. Языковые особенности рэпа в аспекте глобализации // Политическая лингвистика. 2013. № 2 (44). С. 141—14Z.

12. Гришина Е. А. Русский рэп как саморефлексия поколения // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019. №3-1 (1Z). URL:

https ://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-rep-kak-samorefleksiya-pokoleniya (дата обращения: 25.03.2021)

13. Дивеева А. А. Опыт лингвистического анализа современных рэп-текстов // Русский язык в школе. - 2018. - № Z. - С. 18-24. DOI: 10.30515/0131-6141-2018-Z9-Z-18-24.

14. Дрок В.В. Проблема повествователя в русском рэпе. М., 2020.

15. Карпушкин В. Г., Шмелёва Т.В. Не путай комическое и каноническое: креатив на ровном месте // Лингвистика креатива-4. Коллективная монография. Под ред. Т.А. Гридиной. Екатеринбург, 2018. С. 104 - 135.

16. Карпушкин В. Г., Шмелёва Т.В. Русский рэп как текст // «Образ мира в слова явленный...»: сб. в честь 70-летия проф. Ежи Фарыно / В.Г. Карпушкин / red. R. Bobryk, J. Urban, R. Mnich. - Siedlce / (Польша ), 2011. S. 605-614.

1Z. Карпушкин В. Г., Шмелёва Т.В. Рэп как новая форма языкового существования в славянском мире // Славянские языки: единицы, категории, ценностные константы: сб. науч. ст. / отв. ред. Н.А. Тупикова. Волгоград, 2009.

18. Кожелупенко Т. П. Рэп как язык конфликта в субкультуре хип-хопа // Вестник РУДН, серия «Лингвистика», 2008. № 4. С. 83 -89.

19. Кожелупенко Т. П. Сленг как средство субкультурного кодирования в современных американских и русских рэп-текстах: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20 [Электронный ресурс! / Кожелупенко Татьяна Павловна. Санкт-Петербург, 2009. URL: http://www.dslib.net/sravnit-jazykoved/sleng-kak-sredstvo-subkulturnogo-kodirovanija-v-sovremennyh-amerikanskih-i.html (дата обращения 10.11.2020).

20. Колесников А. А. Лингвистические особенности языка представителей хип-хоп культуры: Автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 [Электронный ресурс! / Колесников Алексей Александрович. Москва, 2016. URL:

http://www.dslib.net/jazyko-znanie/lingvisticheskie-osobennosti-jazyka-predstavitelej-hip-hop-kultury.html (дата обращения 10.11.2020).

21. Колесников А. А. Особенности использования прецедентных имён в рэп-дискурсе // Московский государственный областной университет, 2014. № 5. С. 66—Z1.

22. Крылова М. Н. Древнерусская литература как источник для рэп-культуры: анализ одной песни группы «КАСТА» // Русская рок-поэзия: текст и контекст, 201Z. С. 295 -301.

23- Кубрякова Е.С. Концепт // Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996. С. 9093.

24. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений. / РАН. Ин-т рус. яз.; Под общей ред. Н.Ю. Шведовой. М.; 2002. Том I: Слова указующие (местоимения). Слова именующие: Имена существительные (Всё живое. Земля. Космос). М.; 2002-ХХУ, 807 с.: ил. (66 схем).

25. Соковиков С. С. Между Пушкиным и Хармсом: проекции литературы в рок-поэзии и рэп-культуре // Научно-практический журнал «Искусствознание: теория, история, практика». Челябинск, 2017. Декабрь. № 3 (20). С. 59 - 67.

26. Тульнова М. А. О способах локализации текстов глобальной культуры // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2013. № 1 (76). С. 4 - 7.

27. Фролова Е. В. Рэп как форма социально-политической рефлексии в современной российской культуре (2009 - 2013 гг.). М., 2015.

28. Черняков А. Н. Три «Дурачка»: об одном Летовском образе в перспективе русского рэпа // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Екатеринбург, 2018. Вып. 18. С. 87 -100.

29. Шмелёва Т. В. Рэп-текст как новая реальность русской словесной культуры // Русская речь в современных парадигмах лингвистики: Материалы Международной научной конференции (Псков, 22-24 апреля 2010 года). Т. II / Под ред. Н.В. Большаковой, Л.Я. Костючук, Т.К. Никитиной, Л.М. Попковой. Псков, 2010. С. 158 -163.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензируемая статья «Концепты «человек, «время», «жизнь» и способы их репрезентации в русскоязычных рэп-текстах" несомненно представляет читателю актуальный научный материал. Действительно, такой уникальный тип дискурса - как рэп в отечественной филологии не представлен масштабными исследованиями в силу отсутствия широкого распространения данной культуры в нашей стране в отличии от Америки и Западной Европы. Как справедливо пишет автор: «лингвистических исследований, связанных с изучением структурно-содержательных особенностей рэп-текстов, практически нет, что обусловлено ... большим объёмом корпуса существующих рэп-текстов и их тематическим разнообразием». Думается, что подобные исследования позволят лучше понять не только специфику рэпа, но и спрогнозировать изменения в современном русском разговорном язык, а также субкультурных идиолектах. Предметом исследования является контекстуальное употребление первых трёх наиболее частотных лексем: человек, время, жизнь. Методология исследования, к которой прибегает автор, может быть использована при проведении исследований в данной области и представляет научный интерес. Статья содержит научную новизну, полученную автором при проведении исследования.

Работа базируется на большом пласте научного материала. Так, следует отметить библиографию, содержащую 29 позиций, большая часть которых являются современными источниками, а именно: научными статьями, тезисами докладов, фундаментальными работами. Однако стоит отметить отсутствие зарубежных работ, которые делают рецензируемую работу в некой степени оторванной от мировой науки.

Кроме того, стоит отметить некую декларативность представления научных работ, так в первых двух абзацах автор ссылается на 19 публикаций номинально, без анализа сути приводимых работ. Информация о практических источниках примеров не представлена в библиографии, в статье есть указание, но ссылок на сам анализируемый текст нет. Работа написано в соотвествии с канонами научного исследования и состоит из введения, содержащего обзор и постановку задач, основной части, разбитой на смысловые части, а также заключения, которое содержит квинтэссенцию проведенного исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По своим задачам данная работа скорее описательная, дающая обзор проделанных исследований отечественными авторами по заявленной тематике. Экспериментальной частью явилось создание корпуса текстов и выявление репрезентации заявленных в заглавии концептов. Однако не приведена методология работы с данным корпусам и логика отбора текстов для включения. Автор аппелирует к доказательной базе и иллюстрирует языковыми примерами. Автором были сделаны ряд обоснованных выводов по результатом исследования.

Статья, несомненно, будет полезна широкому кругу лиц, занимающихся проблемами концептолотогии, дискурса, культурологии. Статья написана научным языком, хорошо структурирована, выводы логичны и четко сформулированы, опечатки, орфографические и синтаксические ошибки, неточности не обнаружены.

Общее впечатление после прочтения рецензируемой статьи положительное, работа может быть рекомендована к публикации в научном журнале из перечня ВАК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.