Концептуальный подход при проектировании культурно-развлекательных центров в России на примере создания русского бренда тематического парка
Сысоева Елена Владимировна,
к.т.н., доцент, кафедра проектирования зданий и сооружений НИУ МГСУ, SysoevaEV@mgsu.ru
Трушина Екатерина Сергеевна,
магистрант, кафедра «Архитектура общественных зданий» МАРХИ
В данной статье представлена история появления развлекательных мероприятий и специализированных сооружений для них, их связей с появлением культурно-развлекательных центров. Рассматривается развитие зачатков детских культурно-развлекательных центров, появление новых форм организации и проведения досуга. Показано влияние появления нового строительного материала - железобетона - на создание общественных, в том числе развлекательных большепролетных зданий и сооружений. Рассматривается перспектива создания тематических и культурно-развлекательных центров в мире и на территории России, и объясняются причины роста их количества по всему миру. Представлена концепция формирования российского бренда детских культурно-развлекательных центров «Гора самоцветов», которая включает в себя все основные элементы развлекательных мероприятий, появившихся много веков назад и основана на культурном коде России.
Ключевые слова: тематический парк, детский, развлекательный, общественный, бренд, национальный.
С глубокой древности люди развлекали себя различными мероприятиями, идеи которых тесно связаны с опытом самого увеселения. Следовательно, существует вероятность того, что развлечение также может быть средством достижения интеллектуального роста и необходимо для развития человека и культуры в целом. Важным аспектом подобных мероприятий является аудитория, или целое здание, сооружение, которое позволит создать необходимые условия для заданной цели. Аудитория, здание и сооружение может иметь пассивную роль, где смысл развлечения не поменяется, если изменить место его проведения, или активную, где пространство создано специально для реализации идеи и неразделимо с концепцией самого увеселения и является его частью.
Большинство форм развлечения появилось много веков назад и до сих пор сохраняются, развиваясь благодаря изменениям в культуре, технологии и моде.
Развлечения, требующие больших активных пространств, проводились на открытой территории из-за отсутствия необходимых технологий и строительных материалов, которые позволили бы создать настолько большие пролеты в здании. Например, спортивные состязания проводились в открытых амфитеатрах. Одним из самых древних сооружений для спортивных мероприятий, сохранившееся до нашего времени, является древнеримский Колизей, построенный в 72-80 гг. Сооружение имеет форму эллипса, построено из натурального камня и имеет грандиозные размеры: 187,77х155,64 м по осям. Ярмарки и карнавалы так же проводились на улице, из - за невозможности создать подходящее крытое пространство.
Средневековые европейские ярмарки с торговыми точками, цирковыми труппами, скоморохами, в которых сочетались функции торговли и развлечения для привлечения большего количества людей, можно назвать предшественни-
0 55 I» £
55 П П Н
о ы
а
s
«
а б
ками тематических парков развлечений. Ярмарки, такие как Варфоломеевская в Англии, известная с начала XII в., выполняли не только экономические, но и важные социокультурные функции. Массовые народные гулянья с уличными процессиями и театрализованными представлениями представляли собой форму развлечения, которая впоследствии получила развитие в современных тематических парках.
Начиная со второй половины XVII в. в Европе появляются новые формы организации и проведения досуга. Возникают приморские лечебные курорты, уличные театрализованные представления все чаще стали устраивать в специально построенных зданиях — современного вида театрах, а площадные забавы постепенно уступают место бродячим циркам.
Слово «парк» ассоциировалось с общедоступными местами для отдыха, с особым зрелищно-увеселительным характером времяпрепровождения в них и деятельностью первых предпринимателей в сфере развлечений, т.е. со всем тем, что позднее нашло законченное выражение в тематических парках.
Так же, на появление культурно-развлекательных центров повлияло появление новых строительных материалов. В том числе железобетона (изобретение садовника Ж. Монье в 1867 г.), который нашел свое широкое применение в России в первой половине XX века. Были впервые построены спортивные крытые стадионы, которые можно назвать одним из развлечений того периода. Это были тонкостенные железобетонные покрытия на безопорные пространства более 100 м. Достижением этих зданий было не только использование нового типа строительного материла - железобетона, но и существенное уменьшение толщины покрытия от 6 м (Пантеон, Колизей) до 60 мм (составная сборно-монолитная складчатая оболочка Универсального спортивного здания «Дружба» стадиона «Лужники», г. Москва, Россия) с максимальным размером в плане 88 м и высотой оболочки 18,35 м /1/.
Развлекательные сооружения начала прошлого века имели в основном только одно назначение: например, спортивное (стадионы и арены -УСЗ «Дружба» и др.), торговое (ЦУМ, ГУМ и др.), культурно-познавательное (театры, цирки) или развлекательное (игровые площадки, кинотеатры).
Основу для развития культурно-развлекательные центры получили на базе тематических парков, которые впервые появились в западных странах. Первым крупным проектом в данной сфере стал Кони-Айленд, где находилось четыре парка: «Си Лайон Парк», «Стиплчейз Парк», «Луна-Парк» и «Дримленд». Кони-Айленд стал революционером в области оснащения парков развлечений. Например, в 1941 году в парке ус-
тановили аттракцион высотой 80 метров, он назывался "парашютный прыжок". Изначально подобную конструкцию использовали в качестве тренажера для парашютистов. Так же были использованы и другие новые для данной сферы технологии и была разработана особая тематика, связавшая все зоны парка — все это дало возможность создать принципиально новый продукт в сфере досуга. Позже был создан один из самых известных тематических парков - Диснейленд (англ. Disneyland), после чего последовало множество подобных проектов /2/: «Диснейленд» (г. Париж, Франция), «Леголенд» (Германия), «Порт Авентура» (г. Барселона, Испания), «Мини-Италия» (г. Римини, Италия), «Тиволи» (г. Копенгаген, Дания), др.
Большую роль в появлении Диснейленда сыграл кинематограф, благодаря которому были созданы условия иллюзорной среды, опирающиеся на кинематографические каноны. Дисней выделил в парке несколько тематических зон и определил последовательность их прохождения, что дало возможность задать ритмику движения людских потоков. Таким образом, современные тематические парки вобрали в себя самое лучшее, что было накоплено в ходе предшествующего развития паркового хозяйства в разных странах мира. И сейчас в мире насчитывается около 1300 парков развлечений /3/.
Однако в России тенденция к строительству детских тематических парков только начинает развиваться, продвигая западные бренды, такие как KidZania и Happylon, и нуждается в новых концепциях. В связи с особенностями российского климата целесообразно разместить тематические парки под крышей. Это даст возможность функционировать зданию при любых погодных и температурных условиях, а так же создавать необходимую среду для той или иной тематической зоны. Этому способствуют и современные технологии, и новые сверхтонкие прозрачные синтетические типы тканей для покрытия больших безопорных пространств.
Подобная концепция уже была применена, например, в парке Феррари на острове Яс в Абу-Даби, который размещается под крышей площадью 200 000 м2 и является самым большим в мире крытым тематическим парком. В данном тематическом парке одну из основных ролей играет коммерческая составляющая /4, 5, 6/. Компания Ferrari, специализирующаяся на производстве и продвижению автомобилей, как тема для детского центра, иллюстрирует собой коммерческий подход к созданию развлекательных центров, тогда как наилучшим подходом будет культурологический центр, воспитывающий и развивающий человека.
Новая концепция, впервые предложенная и развиваемая профессором МАРХИ Полещук
М.Н., соединяет функции тематического парка, эксперементаниума и аттракционов, что создает новое качество, новое сочетание функций здания (рис.1). Отдых в таких парках совмещает в себе развлекательный и познавательный элементы досуга, охватывая большой круг посетителей, и соответствует потребностям современного человека, являясь чрезвычайно перспективным направлением в туристической деятельности. Такие образовательно-развлекательные экспериментальные территории помогут школьникам узнать новые профессии, героев сказок и мультфильмов, познавая тем самым русскую детскую литературу, развлечься на аттракционах, что в конечном итоге позволит увеличить тягу к изучению нового.
Территория парка может быть организована как независимое выборочное прохождение посетителями зон культурно развлекательного центра «Гора самоцветов», так и совместное, что даст возможность расширить круг посетителей и возможностей покупки билетов.
Рис.1. Структурная схема развлекательного центра «Гора самоцветов»
Формирование национального бренда детских культурно-развлекательных центров «Гора самоцветов» в данном случае базируется на изучении и исследовании детской литературы, мультипликационных сказок и игрового кинематографа.
Необходимо выделить несколько российских сказок, востребованных у отечественного и зарубежного зрителей (рис.2). Уникальные культурные особенности, доставшиеся от наших предков, позволяют идентифицировать нашу культуру и будут в доступной форме отображены в концептуальном наполнении детского развлекательного комплекса. Эта концепция будет способствовать развитию и продвижению культурного кода нации как в России, так и по всему миру, так как в настоящее время не существует русского бренда детских развлекательных центров.
Воплощением бренда «Гора самоцветов» может быть образ здания, по форме напоминающий гору, интерьеры помещений или планировочные решения, выполненные в соответст-
вующем стиле, воплощая собой туннельную схему прохождения развлекательных зон. Так же образ может быть воплощен в решении внутреннего пространства, в интерьере конкретных помещений или тематических зон, декорировании различных элементов или оборудования.
Рис. 2. Литературно-художественная основа бренда «Гора самоцветов»
Рис.3. Схема расположения зон, площадей, литературно-художественной основы и путей движения посетителей внутри культурно- развлекательного центра
На рисунке 3 показана схема возможного варианта расположения зон, площадей, литературно-художественной основы и путей движения посетителей внутри культурно развлекательного центра. Из распределяющего холла посетители могут купить билеты на прохождение всех зон, последовательно посещая каждую из них, не возвращаясь в холл, или в каждой в отдельности. Выдвигается несколько программ посещения культурно-развлекательного центра: «все включено», «зона экспериментаниума», «зона тематического парка», «зона аттракционов», «любые две зоны на выбор». Данная гибкая грамотная ценовая политика сделает его дос-
0 В I» £
55 т П Н
о ы
а
s
«
а б
тупным для самых разных групп населения, повысив число посетителей.
Создание культурно развлекательного центра является крупным инвестиционным проектом. При этом данный объект способен стать рычагом роста региона, так как его создание влечет за собой развитие инженерной инфраструктуры (электро- и водоснабжение), транспортной инфраструктуры, и создание большого числа рабочих мест, повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение экономического роста. Проект создания культурно развлекательного центра может войти в число основных мероприятий по реализации региональной стратегии социально-экономического развития.
Выводы:
1. За период существования рынка развлечений этот тип сооружений приобрел ряд важных социальных функций: воспитательную, познавательную, творческую, исследовательскую, медицинскую /7, 8/.
2. По результатам опроса посетителей развлекательного парка АО «Сочи-Парк» 55% гостей предпочитают аттракционы и анимационные программы с героями русских сказок /9/.
3. Количество тематических парков продолжает расти благодаря росту доходов, потребностей населения, использованию новых технологий и идей.
4. Тематические парки невольно становятся выставкой достижений науки и техники благодаря необходимости использования высоких технологий и являются стимулом для создания новых технических и архитектурных идей [10, 11].
5. Развлечение становится средством достижения интеллектуального роста и необходимы для развития человека и культуры в целом.
6. Проект создания культурно развлекательного центра может войти в число основных мероприятий по реализации региональной стратегии социально-экономического развития.
Литература
1. Дыховичный Ю.А., Жуковский Э.З. Пространственные составные конструкции. М., «Высшая школа», 1989. - 286 с.
2. Рысаева М.А. Темитические и развлекательные парки мира, их использование в туризме. Экологический консалтинг. №4 (48), 2012, с. 35-38.
3. Спиридонова, О.А. Зона рекреационного назначения - «тематический парк» / О.А. Спиридонова // Градостроительство. -2016. - № 6. -С. 49-55.
4. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, г. Москва.
5. Спиридонова О.А., Геворкян С.Ш. Зона рекреационного назначения. Тематический парк для детей и родителей // Academia. Архитектура и строительство. 2017. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zona-rekreatsionnogo-naznacheniya-tematicheskiy-park-dlya-detey-i-roditeley (дата обращения: 15.02.2018).
6. Развитие сети национальных парков в России. Доп. материалы к Стратегии управления национальными парками России. Вып. 3. -М.: ЦОДП, 2002. - 36 с.
7. История развития тематических парков в мире: электрон. журн. URL: http://history.amusement&parks.com/steeplechase. htm (дата обращения:17.12.2008).
8. Американская национальная ассоциация исторических исследований тематических парков (National Amusement Park Historical Association).
9. Мировой опыт развития парков развлечений. С. Станайтис (Saulius Stanaitis)*, В.К. Крутиков, Е. Тихонов
10. История парков развлечений: как все начиналось.. URL: http://to-urist-area.com/istoriya-turizma/istoriya-parkov-razvlecheniy.
11. Сайт Тематические парки [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -http://stud24.ru/turism/tematicheskie-parki/132700-389456-page1.html
A conceptual approach for the design of cultural and entertainment centers in Russia on the example of russian brand creation of a theme park Sysoeva E.V., Trushina E.S.
NIU MGSU
This article presents the history of an entertainment events and specialized facilities appearance, their connection between each other with an emergence of cultural and entertainment centers. The development of the children cultural and entertainment centers outset, a creation of new forms of organization and leisure activities. The influence of an appearance of a new building material - reinforced concrete - on an inception of public, including entertainment large-span, buildings and structures. The prospect of creating of thematic, cultural and entertainment centers in the world and in Russia is considered, and the reasons for the growth of their number around the world are explained. The concept of formation of the Russian brand of children's cultural and entertainment center "Mountain of gems", which includes all the main elements of entertainment activities that appeared many centuries ago and is based on the cultural code of Russia.
Keywords: theme park, kids, entertainment, public, brand, national.
References
1. Dykhovichny Yu.A., Zhukovsky E.Z. Spatial composite designs. M., "High School", 1989. - 286 p.
2. Rysaeva M.A. Theme and amusement parks of the world, their use in tourism. Ecological consulting. №4 (48), 2012, p. 35-38.
3. Spiridonov, O.A. Recreational area - "theme park" / О.А. Spiridonov // Urban Planning. -2016. - № 6. - P. 49-55.
4. The concept of the development of additional education of
children. Order of the Government of the Russian Federation of September 4, 2014 No. 1726-p, Moscow.
5. Spiridonova O.A., Gevorkyan S.Sh. Recreational area. Theme
park for children and parents // Academia. Architecture and construction. 2017. № 3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/zona-rekreatsionnogo-naznacheniya-tematicheskiy-park-dlya-detey-i-roditeley (appeal date: 02/15/2018).
6. Development of a network of national parks in Russia. Add.
materials to the National Parks Management Strategy of Russia. Issue 3. - M .: DPC, 2002. - 36 p.
7. The history of the development of theme parks in the world:
electronic. journals URL: http:
//history.amuse&parks.com/steeplechase.htm (access date: December 17, 2008).
8. American National Association of Historical Studies of Theme
Parks (National Amusement Park Historical Association).
9. World experience in the development of amusement parks. S.
Stanaytis (Saulius Stanaitis) *, V.K. Krutikov, E. Tikhonov
10. The history of amusement parks: how it all began .. URL: http://to-urist-area.com/istoriya-turizma/istoriya-parkov-razvlecheniy.
11. Site Theme Parks [Electronic resource]. - Access mode. -http://stud24.ru/turism/tematicheskie-parki/132700-389456-page1.html