ШМ
Уо! 11 N0 5-2019, Н&ББ РЕББАРС-!МРОРМАТ!СБ, СОМР11ТЕР ЕМС!МЕЕтМС АШ СОМТЮ1_
:.....
doi: 10.24411/2409-5419-2018-10288
концептуальный подход к совершенствованию
деятельности органов военного управления на основе применения интеллектуальных систем
ЯМПОЛЬСКИЙ АННОТАЦИЯ
Сергей Михайлович Опыт проведения мероприятий оперативной подготовки показал, что эффективность
управления войсками (силами) во многом зависит от оперативности расчетов, обоснованности и достоверности результатов прогнозирования основных показателей управления, а также от наглядности полученных результатов. В связи с этим, представляется целесообразным внедрение в деятельность органов военного управления интеллектуальных систем, основу которых будут составлять многофункциональные моделирующие комплексы, адекватно отражающие реальные условия протекания операций (боевых действий), учитывающие закономерности и взаимные связи между ними. В работе рассмотрены особенности автоматизации деятельности органов военного управления и проблемы, препятствующие внедрению интеллектуальных систем, а также представлена структура интеллектуальной системы и предложена схема ее применения в ходе информационно-аналитической поддержки деятельности органов военного управления. В качестве примера рассмотрено возможное применение интеллектуальной системы при автоматизированной разработке системы планирующих, директивных, отчетно-информационных и справочных документов, формируемых должностными лицами органов военного управления в ходе решения поставленных задач. В заключение сформулированы рекомендации по совершенствованию деятельности органов военного управления.
Сведения об авторе:
к.т.н., доцент, старшии научный сотрудник Военного института (управления национальной обороной) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, г. Москва, Россия, [email protected]
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: органы военного управления; управление войсками; боевые действия; интеллектуальная система; автоматизированная система; комплекс программных средств; база данных; база знаний; система документов.
Для цитирования: Ямпольский С.М. Концептуальный подход к совершенствованию деятельности органов военного управления на основе применения интеллектуальных систем // Наукоемкие технологии в космических исследованиях Земли. 2019. Т. 11. № 5. С. 57-64. doi: 10.24411/2409-5419-2018-10288
)) НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ЗЕМЛИ, Т 11 № 5-2019 ЮРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Введение
Необходимость внедрения интеллектуальных систем в различные сферы деятельности общества была подробно обоснована в программе «Цифровая экономика Российской Федерации», сформированной на основе «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» на 2017-2030 годы и утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632.
Основной целью принятия данной программы является формирование информационного пространства с учетом развития инфраструктуры Российской Федерации, создание и применение российских информационно-телекоммуникационных систем, а также формирование новой информационно-технологической основы для социальной и экономической сферы [1-2].
Необходимость приложения основных положений этой программы для повышения эффективности деятельности органов военного управления была обоснована в ряде научных работ [3-6] в которых подчеркивалось, что применение интеллектуальных систем в интересах совершенствования деятельности органов управления позволит: выделять наиболее значимые данные обстановки; выполнять очистку (фильтрацию) данных обстановки на основе заданной классификации в целях повышения их качества и достоверности;
проводить оперативную аналитическую обработку данных обстановки на основе решения типовых расчетно-аналитических задач;
выполнять статистический и динамический информационно-поисковый анализ данных обстановки;
выявлять скрытые закономерности и особенности данных обстановки;
формировать информацию, содержательно интерпретирующую данные обстановки путем их представления в табличном и графическом виде в целях проведения автоматического (автоматизированного) экспертного анализа.
Установлено, что для практического применения интеллектуальных систем нужно учитывать ряд особенностей, связанных с существующим положением дел в области автоматизации деятельности ОВУ а также большие издержки и риски, которые неизбежно будут сопровождать их реализацию.
Такими особенностями являются: разнородность — данные измеряются в разных шкалах;
неполнота — имеются пропуски в данных; неточность — данные измеряются с погрешностями; противоречивость—разные результаты, получаемые путем наблюдения над одинаковыми объектами;
избыточность — наличие большого объема неиспользуемых статистических данных;
неструктурированность — отсутствие описания многих признаков данных;
качество — наличие нетривиальных критериев качества данных.
В применяемых сегодня ОВУ автоматизированных системах военного назначения (АС ВН) неполнота исходных данных обстановки существенно снижает возможности информационно-аналитической поддержки решений, принимаемых руководящими лицами этих органов управления, либо вообще не позволяет осуществить такую поддержку [6].
Большинство применяемых ОВУ автоматизированных систем в лучшем случае позволяют обобщать данные обстановки о произошедших событиях, оценивать исполнительскую дисциплину должностных лиц или степень достижения ими значений показателей деятельности на основе бинарной оценки «выполнено — не выполнено». При этом управленческие решения, как правило, принимаются только на основе опыта и интуиции руководящих лиц органов управления.
С учетом того, что в ходе ведения операций (боевых действий) схожие ситуации практически отсутствуют, создание алгоритмов, пригодных для всех случаев боевого управления войсками (силами) становится практически невозможным [6]. Следовательно, интеллектуальные системы должны стать ключевыми инструментами, обеспечивающими повышение эффективности деятельности ОВУ.
Результаты проведенных исследований показали, что для успешного применения интеллектуальных систем в деятельности ОВУ необходимо решить ряд проблем, к числу которых относятся:
изучение и формализация различных схем умозаключений должностных лиц ОВУ на основе разнородной информации, используемой в процессе решения поставленных задач;
разработка методов структуризации, классификации и формализации знаний из различных проблемных областей деятельности ОВУ;
создание диалоговых процедур общения на естественном языке, обеспечивающих контакт между интеллектуальной системой и должностными лицами ОВУ в процессе решения поставленных задач;
обучение интеллектуальной системы в процессе ее деятельности, создание алгоритмов накопления и обобщения знаний.
Место интеллектуальной системы в информационно-аналитической поддержке деятельностиорганов военного управления
Анализ задач, решаемых ОВУ, позволяет сделать вывод, что большинство из них являются многокритериальными задачами, для решения которых приходится учитывать большое число факторов, интересов и последствий,
характеризующих варианты принимаемых решений. При этом для процессов деятельности ОВУ характерно вероятностное поведение, связанное с воздействием множества объективных и субъективных факторов (например, связанных с динамично изменяющейся обстановкой). Отсюда вытекает потребность в такой интеллектуальной системе, которая бы взяла на себя все формализованные функции должностных лиц ОВУ и оказала бы им существенную поддержку при решении трудно формализуемых задач. Применение таких систем создаст условия для объединения в единое целое всего многообразия разнородной информации, циркулирующей в ОВУ, к виду, позволяющему представлять обстановку адекватно реальной.
В частности, для повышения эффективности деятельности ОВУ необходимо создание и внедрение интеллектуальной системы, связанной с обеспечением разведывательной информацией, с проведением оценки обстановки, с планированием и управлением операциями (боевыми действиями), с обеспечением взаимодействия и всестороннего обеспечения проводимых операций.
Схема возможного применения интеллектуальной системы в деятельности ОВУ представлена на рис. 1.
В соответствии со схемой, данные текущей обстановки вводятся в фактографическую базу данных, предназначенную для регистрации и хранения данных обстановки, а также данных об используемых объектах предметной области.
В результате, в фактографической базе данных формируются исходные данные для:
¿¿к
/■''/ /ТУ/
Уо! 11 N0 5-2019, Н&ББ РБББАРС !МРОРМАТ!СБ, СОМРиТЕР ЕМС!МЕЕтМС АШ СОМ
\\\\ у
работы программного средства «Формирования системы планирующих, директивных, отчетно-информационных и справочных документов»;
проведения расчетов с помощью комплекса программных средств (КПС) управления войсками;
оценки данных обстановки и получения новых знаний с помощью интеллектуальной системы.
Результаты моделирования, выполненные с помощью КПС управления войсками, и результаты решения информационно-расчетных задач заносятся в фактографическую базу данных, поступают для анализа в интеллектуальную систему, а также отображаются на средствах визуализального отображения информации.
Необходимость применения в рассматриваемой схеме интеллектуальной системы обусловлена тем, что использование должностными лицами органов управления только моделей и информационно-расчетных задач является недостаточным для принятия обоснованных управленческих решений. В частности, применение математического моделирования в каждом конкретном случае требует наличия адекватной модели и измеримости исследуемых характеристик, что в реальности встречается достаточно редко [10].
Структура интеллектуальной системы показана на рис. 2. Ее составными частями являются:
средства общения с пользователями, позволяющие осуществлять обмен данными между ними и интеллектуальной системой, путем преобразования поступающих сообщений в форму представления базы знаний, а также
Рис. 1. Схема применения интеллектуальной системы в деятельности ОВУ
/
НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ЗЕМЛИ, Т 11 № 5-2019 ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Рис. 2. Структура интеллектуальной системы
переводить внутреннее представление результата обработки сообщения базой знаний в формат, понятный должностным лицам;
механизм вывода информации, позволяющий получать от средств общения с пользователями преобразованный во внутреннее представление запрос, формировать из базы знаний конкретный алгоритм решения задачи, выполнять данный алгоритм, а полученный результат решения предоставлять средствам общения с пользователями для выдачи ответа на поступающие запросы;
механизм объяснения, необходимый для получения обоснованных путей выхода из проблемной ситуации. При этом возможна выдача должностным лицам цепочки рассуждений до требуемой контрольной точки с заранее подготовленными комментариями;
механизм приобретения знаний, необходимый для ввода полученных знаний в базу знаний и их последующего обновления.
Применение интеллектуальной системы позволит, в условиях априорно неполной информации, формировать недостающие исходные данные обстановки и контролировать корректность вводимых данных. Это позволит обрабатывать и выдавать требуемую информацию, а также рассчитывать все варианты последующих действий войск (сил). При этом применение интеллектуальной системы для обработки результатов моделирования позволит прогнозировать действия по выполнению поставленных задач и оценивать их результаты по выбранным показателям и критериям.
Применение в интеллектуальной системе базы знаний позволит накапливать и структурировать информацию о принятых управленческих решениях в различных ситуациях, предлагать варианты управленческих решений, быстро реагировать на изменения текущей обстановки, а также запоминать результаты своих прошлых действий и руководствоваться ими в дальнейшей работе [6]. Целесообразно, чтобы рассматриваемая база знаний объединяла функционал управления знаниями, анализа данных обстановки и интеллектуальной поддержки принятия решений, а ключевым принципом ее работы должно стать накопление знаний, которые могут быть напрямую использованы должностными лицами ОВУ. Это позволит объединить технологии, реализуемые в системах поддержки принятия решений, и технологий онтологического хранения данных. В совокупности эти технологии способны сформировать решение, гибкость которого окажется достаточной для интеллектуального информационного сопровождения деятельности ОВУ.
При создании рассматриваемой интеллектуальной системы целесообразно использовать технологии нейронных сетей, что связано с необходимостью учета исторических особенностей исследуемых процессов. При этом применение классической рекуррентной нейронной сети является нецелесообразным ввиду ее неспособности к управляемому сохранению информации о предыдущих итерациях и высокой скорости замещения памяти нейронной сети.
Предлагается интеллектуальную систему построить на основе нейронной сети с долгой краткосрочной памя-
тью — особой разновидности архитектуры рекуррентных нейронных сетей, способной к обучению долговременным зависимостям.
Применение интеллектуальной системы при разработке системы планирующих, директивных, отчетно-информационных и справочных документов
Рассмотрим применение интеллектуальной системы при автоматизированной разработке системы планирующих, директивных, отчетно-информационных и справочных документов, формируемых должностными лицами ОВУ в ходе решения поставленных задач.
Такая система документов должна быть сформирована на основе данных содержащихся в фактографической базе данных, с поддержкой автоматического наполнения документов актуальными данными обстановки (данными о состоянии войск, местности, объектов и т.д.), а также знаниями, полученными из интеллектуальной системы на основе результатов моделирования и решения информационно-расчетных задач.
В соответствии с правилами организации электронного документооборота, каждый формируемый документ должен включать реквизитную и содержательную части. В связи с этим, для автоматизированного формирования системы документов каждому блоку содержательной части документа также должен быть присвоен уникальный идентификатор, связанный с заданными разделами фактографической базы данных.
В результате будет сформирован формуляр документа — структурированное описание содержательной части документа. При этом одному формуляру может соответствовать несколько шаблонов документов (рис. 3).
¿¿к
/■''/ /ТУ/
Уо! 11 N0 5-2019, Н&ББ РБББАРС !МРОРМАТ!СБ, СОМРиТЕР ЕМС!МЕЕР!ЫС АМО СОМТ
\\\\ у
После запуска процесса формирования шаблона документа в каждое имеющее у него «поле для ввода» будут автоматически загружены данные из соответствующего формуляра документа и информация из интеллектуальной системы.
Возможный вид шаблона документа «Предварительное боевое распоряжение» представлен на рис. 4.
При заполнении поля шаблона «Постановка задач войскам (силам)» возникает объективная необходимость применения интеллектуальной системы. Это связано с тем, что при сравнении различных вариантов порядка оперативного построения группировки войск (сил) часто требуется принимать решение о предпочтительности того или иного варианта по совокупности количественных и качественных показателей.
Применение интеллектуальной системы позволит сформировать обоснованные весовые коэффициенты для расчета интегральных показателей, характеризующих различные варианты порядка оперативного построения группировки войск (сил), учесть исторические данные об объектах управления, построить корректный прогноз по дальнейшему развитию событий и выполнить свертку исследуемых показателей с учетом рассчитанных интеллектуальной системой весовых коэффициентов.
Например, в рамках проведения расчета боевого потенциала личного состава войск (сил) актуальной задачей является определение коэффициентов их подготовленности и морально-психологического состояния, а также коэффициента важности военно-учетной специальности. Для адекватного расчета этих коэффициентов интеллектуальной системой будут учтены исторические данные, характерные для рассматриваемых процессов, полученные на основе обучения интеллектуальной системы.
Рис. 3. Представление шаблона документа на основе данных формуляра и информации из интеллектуальной системы
/ /Й^Ш \\\\
)] НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ЗЕМЛИ, Т 11 № 5-2019
ОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Рис. 4. Возможный вид шаблона документа
Заключение
На основе изложенного материала сформулируем рекомендации ОВУ, выполнение которых актуально при совершенствовании деятельности этих органов управления.
К таким рекомендациям относятся:
- внедрение новых технических решений, реализуемых на основе территориально-распределенной обработки данных, с использованием «облачных технологий», которые обеспечат формирование виртуального пространства военных действий любого масштаба;
- обеспечение перехода от документального к фактографическому обмену данными в интересах повышения оперативности управления (в первую очередь процесса разработки документов) в реальном масштабе времени с широким использованием интеллектуальных систем, ориентированных на непрерывный мониторинг обстановки;
- реализация комплексной автоматизации всего информационно-вычислительного процесса информационной поддержки деятельности ОВУ взаимоувязанными компонентами программного, информационного и лингвистического обеспечения;
- проведение работ по дальнейшему совершенствованию и модернизации АС ВН с целью внедрения интеллектуальных технологий;
- уточнение состава информации, подлежащей обмену между ОВУ и синхронизация деятельность участников информационного взаимодействия;
- организация профессиональной подготовки должностных лиц ОВУ по вопросам применения интеллектуальной системы с привлечением специалистов промышленности.
Таким образом, внедрение интеллектуальных систем в деятельность ОВУ обеспечит возможность детального
учета различных по природе факторов, объектов, их связей, правил поведения. Это позволит получать результаты, характерные для рассматриваемой деятельности, которые прежние методы и средства информационной поддержки обеспечить не могли. В частности, применение интеллектуальной системы позволит формировать недостающие исходные данные обстановки, обрабатывать и выдавать требуемую информацию, а также рассчитывать все варианты последующих действий должностных лиц. При этом появится возможность изменить многие организационные формы процесса управления, например, отказаться от такого понятия, как периодичность в прохождении документов, а также повысить степень автоматизации контроля управляемых процессов и качество управления.
Представленный концептуальный подход не означают, что все управленческие решения в области военного управления должны приниматься исключительно с помощью интеллектуальных систем, а обязанности должностных лиц органов управления должны выполнять роботы.
Внедрение интеллектуальных систем в деятельность ОВУ действительно подразумевает передачу им некоторых функций должностных лиц. При этом функционал этих систем не призван заменить должностных лиц, а предназначен для упрощения их деятельности, повышая тем самым её суммарную эффективность.
В завершении статьи необходимо отметить, что практическое применение интеллектуальных систем в деятельности ОВУ связано с необходимостью преодоления многочисленных препятствий, к числу которых относятся:
- отсутствие у должностных лиц ОВУ, воспитанных на традиционных технологиях и методах труда, глубокого понимания необходимости внедрения интеллектуальных систем;
S/ZK
m iff, i/■/ Ih'
Vol 11 No 5-2019, H&ES RESEARC INFORMATICS, COMPUTER ENGINEERING AND CON",
V\\\ V \\\\ '
- отсутствие единства взглядов на создание интеллектуальных систем у должностных лиц органов управления;
- недостаток специалистов, профессионально подготовленных к внедрению и применению интеллектуальных систем.
Для преодоления этих препятствий необходима совместная, скоординированная деятельность всех должностных лиц ОВУ
Литература
1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 г. № 1632-р // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_221756/ (дата обращения 5.02.2019).
2. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». 2018. URL: http://government. ru/docs/28653 (дата обращения 5.02.2019).
3. БуренокВ.М., ДурневР.А., КрюковК.Ю. Разумное вооружение: будущее искусственного интеллекта в военном деле // Вооружение и экономика. 2018. № 1 (43). С. 45-54.
4. Ямпольский С. М., Анисимов Е. Г. Концептуальные и методологические основы создания систем информационно-аналитического обеспечения деятельности органов военного управления: монография. М.: Изд-во ВАГШ ВС РФ, 2018. 152 с.
5. Ямпольский С.М., Анисимов Е.Г., Анисимов В. Г. Научно-методические основы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов государствен-
ного и военного управления в ходе межведомственного информационного взаимодействия: монография. М.: Изд-во ВАГШ ВС РФ, 2019. 146 с.
6. Буренок В. М. Применение искусственного интеллекта в военном деле // Арсенал отечества. 2018. № 1 (33). С. 18-22.
7. Добролюбова Е. И., Юшаков В. Н., Ефремов Л. А., Клочкова Е. Н. Талапина Э. В., Старцев Я. Ю. Цифровое будущее государственного управления по результатам. М.: Дело, 2019. 114 с.
8. Тельнов Ю. Ф. Интеллектуальные информационные системы. М.: Бином, 2004. 82 с.
9. Ямпольский С.М., Кузин В. А., Шаламов А. С., Рубинов В. И. Актуальные вопросы информационно-аналитическогообеспеченияоргановвоенногоуправления// Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Академические Жуковские чтения» (Воронеж, 22-23 ноября 2017 г.). Воронеж, 2017. С. 206-211.
10. Рудаков К. В. Некоторые вопросы применения современных методов интеллектуального анализа больших табличных и текстовых данных // Материалы II межведомственной научно-практической конференции «Система межведомственного информационного взаимодействия при решении задач в области обороны Российской Федерации» (Москва, 25 ноября 2016 г.). Москва, 2016. С. 96-99.
11. Кравченко Т. К., Исаев Д. В. Системы поддержки принятия решений. М.: Юрайт, 2016. 292 с.
12. Рыбина Г. В. Основы построения интеллектуальных систем. М.: Финансы и статистика, 2014. 432 с.
CONCEPTUAL APPROACH TO THE IMPROVEMENT OF MILITARY MANAGEMENT BODIES FUNCTIONING BASED ON THE USE OF INTELLIGENT SYSTEMS
SERGEY M. YAMPOLSKY,
Moscow, Russia, [email protected]
KEYWORDS: military management bodies; forces management; combat actions; intelligent system; automated system; software complex; database; knowledge base; document system.
ABSTRACT
The experience of conducting operational preparations has proven that the efficiency of forces management depends a lot on the promptness of the computations, feasibility and legitimacy of the main control indicator prognosis, and on the illustrativeness of obtained result. In that regard, it is reasonable to incorporate intelligent systems based on multifunctional modelling complexes, which adequately
depict real conditions of combat actions course and also considers patterns and mutual links between them, into military management bodies functioning. This work addresses the particularities of military management bodies functioning automation and problems which prevent the application of an intelligent system, and the article also contains the structure of an intelligent system and offers the scheme
)) НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ЗЕМЛИ, Т 11 № 5-2019 ЮРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И УПРАВЛЕНИЕ
of its application for informational and analytical maintenance for the activities of military management bodies. The possible application of an intelligent system for automated development of the system of scheduling, prescriptive, reporting-informational and manual documents formed by the officials of military management bodies in the process of accomplishment of set objectives is considered.
REFERENCES
1. Programma «Cifrovaja jekonomika Rossijskoj Federacii» № 1632-r. [Program "Digital economics of the Russian Federation", approved by the order of the Russian Federation Government (28.07.2017, № 1632-p.)]. Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_221756/ (date of access 5.02.2019). (In Russian)
2. Ob utverzhdenii programmy "Cifrovaja jekonomika Rossijskoj Federacii" [About the approval of the program "Digital economics of the Russian Federation"]. 2018. URL: http://government.ru/ docs/28653 (date of access 05.02.2019). (In Russian)
3. Burenok V. M., Durnev R. A., Krukov K. U. Reasonable arming: the future of artificial intelligence in military forces. Vooruzhenie i jekonomika [Arming and economics]. 2018. No. 1(43). Pp. 45-54. (In Russian)
4. Jampol'skij S.M., Anisimov E. G. Konceptual'nye i metodologich-eskie osnovy sozdanija sistem informacionno-analiticheskogo obe-spechenija dejatel'nosti organov voennogo upravlenija [Conceptual and methodological basics of the implementation of systems of informational and analytical maintenance for the activities of military management bodies]. Moscow: VAGSH VS RF Publ., 2018. 152 p. (In Russian)
5. Jampol'skij S.M., Anisimov E. G., Anisimov V. G. Nauchno-metodi-cheskie osnovy informacionno - analiticheskogo obespechenija dejatel'nosti organov gosudarstvennogo i voennogo upravlenija v hode mezhvedomstvennogo informacionnogo vzaimodejstvija [Scientific and methodological basics of the implementation of systems of informational and analytical maintenance for the activities of military management bodies and public administration during interagency informational interaction]. Moscow: VAGSh VS RF Publ., 2019. 146 p. (In Russian)
6. Burenok V. M. Use of artificial intelligence in military forces. Arse-
nal otechestva [The arsenal of homeland]. 2018. No. 1(33). Pp.18-22. (In Russian)
7. Dobroljubova E. I., Jushakov V. N., Efremov L. A., Klochkova E. N. Ta-lapina Je.V., Starcev Ja. Ju. Cifrovoe budushhee gosudarstvennogo upravlenija po rezul'tatam [Digital future of the public administration based on the results]. Moscow: Delo, 2019. 114 p. (In Russian)
8. Tel'nov Ju. F. Intellektual'nye informacionnye sistemy. [Intelligent informational systems]. Moscow: Binom, 2004. 82 p. (In Russian)
9. Jampol'skij S. M., Kuzin V. A., Shalamov A. S., Rubinov V. I. Aktual'nye voprosy informacionno-analiticheskogo obespechenija organov voennogo upravlenija [Actual questions of informational and analytical maintenance of military management bodies]. Materialy IV Vserossi-jskoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Akademicheskie Zhukovskie chtenija" [Materials of the IV Russian scientific and practical conference научно-практической "Academic Zhukov readi ngs", Voronezh, 22-23 November 2017]. Voronezh, 2017. Pp. 206-211. (In Russian).
10. Rudakov K. V. Nekotorye voprosy primenenija sovremennyh metodov intellektual'nogo analiza bol'shih tablichnyh i tekstovyh dannyh [Several questions of application of modern methods of intellectual analysis of big tabular and text data]. Materialy II mezh-vedomstvennoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Sistema mezhvedomstvennogo informacionnogo vzaimodejstvija pri reshenii zadach v oblasti oborony Rossijskoj Federacii" [Materials of the II interagency scientific and practical conference "The system of interagency informational interaction while solving tasks on the defense of the Russian Federation", Moscow, 25 November 2016)]. Moscow. Pp. 96-99. (In Russian)
11. Kravchenko T. K., Isaev D. V. Sistemy podderzhki prinjatija reshenij [Decision Support Systems]. Moscow: Jurajt, 2016. 292 p. (In Russian)
12. Rybina G. V. Osnovy postroenija intellektual'nyh system [The basics of intelligent system construction]. Moscow: Finansy i statistika, 2014. 432 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHOR:
Yampolsky S. M., Candidate of technical Sciences, Associate Professor, Senior Researcher of the Military institute (of national defense) of the Military academy of the General staff of the Armed Forces of the Russian Federation.
For citation: Yampolsky S.M. Conceptual approach to the improvement of military management bodies functioning based on the use of intelligent systems. H&ES Research. 2019. Vol. 11. No. 5. Pp. 57-64. doi: 10.24411/2409-5419-2018-10288 (In Russian)