Научная статья на тему 'Концептуальный подход к обоснованию платы за услуги, оказываемые концессионером по концессионному соглашению'

Концептуальный подход к обоснованию платы за услуги, оказываемые концессионером по концессионному соглашению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕССИЯ / КОНЦЕССИОНЕР / КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ДОХОДНОСТЬ ИНВЕСТИРОВАННОГО КАПИТАЛА / РИСК / ТАРИФ / CONCESSION / CONCESSIONAIRE / CONCESSION AGREEMENT / PROFI TABILITY OF VESTED CAPITAL / RISK / RATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В статье изложены концептуальные принципы, которые следует учитывать при формировании платы за услуги, оказываемые концессионером по концессионному соглашению, и обоснован выбор метода ценообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article expounds the identification of the conceptual principle of pay for the concessionaire services by concession agreement and substantiates the choice of price method.

Текст научной работы на тему «Концептуальный подход к обоснованию платы за услуги, оказываемые концессионером по концессионному соглашению»

N

т(Х)= ХМ;’ гДе dj = п. (х. ц).

7=1

Теперь надежность дохода V естественно определить как отношение:

М(5)

V = -

D

N

где: M(b)=Y,qjKj(xJ\i) — математическое 7=1

ожидание случайной величины 5 с распреде-

лением

Минимизация вероятной недоимки описывается следующей целочисленной моделью:

m(x) ^ min; (3)

D(X) > D0. (4)

Самостоятельный интерес может представлять в конкретных ситуациях исследование зависимости оптимального плана задачи (3-4) от величины D0.

И. И. Мальцева,

СПГУВК

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБОСНОВАНИЮ ПЛАТЫ ЗА УСЛУГИ, ОКАЗЫВАЕМЫЕ КОНЦЕССИОНЕРОМ ПО КОНЦЕССИОННОМУ СОГЛАШЕНИЮ

THE CONCEPTUAL APPROACH TO THE SUBSTANTIATION OF A PAY FOR THE CONCESSIONAIRE SERVICES BY CONCESSION AGREEMENT

В статье изложены концептуальные принципы, которые следует учитывать при формировании платы за услуги, оказываемые концессионером по концессионному соглашению, и обоснован выбор метода ценоо бразования.

The article expounds the identification of the conceptual principle ofpay for the concessionaire services by concession agreement and substantiates the choice of price method.

Ключевые слова: концессия, концессионер, концессионное соглашение, доходность инвестированного капитала, риск, тариф.

Key words: concession, concessionaire, concession agreement, profitability of vested capital, risk, rate.

ОДНОЙ из основных причин недостаточного внедрения концессий на морском транспорте является слабая защищенность концессионера от рисков, возникающих на всех стадиях жизненного цикла проекта, в том числе риска, связанного с ошибочным обоснованием платы за услуги, оказываемые концессионером по концессионному соглашению. Существенность этого риска

для концессионера обусловлена длительным

/

временным промежутком между моментом обоснования платы (при разработке техникоэкономического обоснования (ТЭО) на этапе заключения концессионного соглашения) и моментом его проявления (на этапе эксплуатации объекта концессионного соглашения (ОКС)).

Сложность процесса обоснования платы за услуги, оказываемые концессионером по концессионному соглашению (КС), объясняется наличием взаимосвязанных и тесно коррелирующих между собой технико-экономических показателей концессионного соглашения (объем услуг, плата за услуги, норма прибыли концессионера, срок КС).

На этапе ТЭО проекта разработка концептуального подхода к обоснованию платы за услуги, оказываемые концессионером по концессионному соглашению, включает идентификацию принципов, которые следует учитывать при ее обосновании, и выбор на их базе метода ценообразования.

Выпуск 4

¡Выпуск 4

Анализ семантики концессионного законодательства позволяет выявить следующие принципы, которые необходимо учитывать при формировании методических положений по обоснованию платы за услуги, оказываемые концессионером по КС:

1) возмещение концессионеру в полном объеме вложенных инвестиций;

2) обеспечение концессионеру установленной концессионным соглашением доходности инвестированного капитала;

3) распределение рисков между сторонами концессионного соглашения в зависимости от возможностей сторон по контролю и противодействию рискам;

4) выплата концеденту доли дополнительных доходов от превышения экономических показателей проекта при его реализации.

Поскольку концессионное законодательство в основном распространяется на объекты инфраструктуры, в том числе транспортной, плата за услуги которых подлежит государственному регулированию, следует принимать во внимание необходимость реализации задач в области регулирования ценообразования в сфере естественных монополий:

1) контроль общего уровня тарифов для сдерживания инфляции;

2) ограничение размера тарифов сверху с целью обеспечения доступности услуг для большинства потенциальных потребителей;

3) ограничение размера тарифов снизу для предотвращения демпинга;

4) обеспечение ценовой прозрачности рынка за счет реализации принципа «объявленного тарифа»;

5) обеспечение стабильности тарифов в течение определенного времени.

Анализ приведенных выше принципов обоснования платы за услуги, оказываемые концессионером по КС (представлены в формализованном виде на рис. 1 и 2), позволил выявить следующие особенности методического подхода к ее обоснованию:

— плата за услуги, оказываемые концессионером при эксплуатации ОКС, относящегося к сфере естественных монополий, должна обеспечивать концессионеру экономически обоснованную доходность на инвестированный капитал, но не превышать предел,

установленный федеральным органом исполнительной власти РФ в области регулирования тарифов с учетом социальной значимости объекта, в противном случае поддержание тарифа на требуемом уровне должно обеспечиваться государственными дотациями;

— плата за услуги, оказываемые концессионером при эксплуатации ОКС, не включенного в реестр субъектов естественных монополий, должна обеспечивать концессионеру экономически обоснованную доходность на инвестированный капитал и быть конкурентоспособной на рынке аналогичных услуг.

Следовательно, возникает необходимость идентификации потенциальных объектов концессионных соглашений, относящихся к сфере естественных монополий на морском транспорте, которая выполнена в соответствии с видами деятельности концессионера (табл. 1), установленными в «Типовом концессионном соглашении в отношении морских и речных портов, гидротехнических сооружений портов, объектов производственной и инженерной инфраструктур портов» (п. 68), утвержденном Постановлением Правительства РФ 5 декабря 2006 г. № 745.

Характеристика потенциальных объектов концессионных соглашений, представленная в табл. 1, подтверждает необходимость учета в методических положениях по обоснованию платы за услуги, оказываемые концессионером по КС, принципов ценообразования, действующих как в сфере естественных монополий, так и в сфере свободной конкуренции.

Мировой опыт в области ценового регулирования естественных монополий свидетельствует о широком применении следующих принципиально разных подходов к ценообразованию.

1. Метод Incentive Based Regulation («стимулирующее регулирование»), называемый в англоязычной литературе Price Cap Regulation («потолок цен») — установление предельных тарифов. Данный метод регулирования предполагает установление тарифа, исходя из значения тарифов в предыдущий период регулирования, с учетом информации об изменении параметров работы субъекта естественных монополий во времени и его сравнения с аналогами.

ПРИНЦИПЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ КОНЦЕССИОННЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

ПРИНЦИПЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ СФЕРЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

Ограничение сверху (социальная значимость)

Ограничение сверху (конкурентоспособность)

Ограничение сверху (сдерживание инфляции)

РМ

Ы

Н

О

и

и

Ы

а

в

о

н

Рис. 1. Концептуальные принципы методического подхода к обоснованию платы за услуги, оказываемые концессионером при эксплуатации ОКС, относящегося к сфере естественных монополий

университета

ВОДНЫХ

коммуникаций

Рис. 2. Концептуальные принципы методического подхода к обоснованию платы за услуги, оказываемые концессионером при эксплуатации ОКС, не включенного в реестр субъектов естественных монополий

Характеристика потенциальных объектов концессионных соглашений портовой инфраструктуры

по видам деятельности концессионера

№ п/п Вид деятельности концессионера Объект портовой инфраструктуры Организация, обеспечивающая оказание услуги Форма оплаты оказанной услуги Подлежит государственному регулированию (да/нет)

1 Деятельность по оказанию услуг по безопасному судоходству и стоянке в морских портах и на подходах к ним акватория порта; оградительные сооружения; подходной канал ФГУ АМП ФГУП «Росморпорт» корабельный сбор канальный сбор да да

2 Лоцманские услуги лоцманские суда и катера; средства связи; береговая инфраструктура обеспечения жизнедеятельности лоцманов ФГУП «Росморпорт» или хозяйствующий субъект, осуществляющий оказание услуги в порту лоцманский сбор да

3 Навигационное обслуживание судов навигационное оборудование; маяки; системы управления движением судов ФГУП «Росморпорт» ФГУП «Росморпорт» и Министерство обороны РФ навигационный сбор маячный сбор да

4 Услуги ледокольных проводок ледоколы ФГУП «Росморпорт» ледокольный сбор да

5 Деятельность по сбору мусора и отходов, судовых льяльных и нефтесодержащих вод с судов и их утилизация экологические суда; береговые системы переработки судовых отходов хозяйствующий субъект, осуществляющий оказание услуги в порту экологический сбор да

к<х а>

0 Выпуск 4

Таблица 1 (Продолжение)

6 Деятельность, связанная с обработкой грузов перегрузочное оборудование; транспортные терминалы стивидорные компании тариф да (для субъектов естественных монополий)

7 Буксировочная деятельность буксиры хозяйствующий субъект, осуществляющий оказание услуги в порту тариф да

8 Бункеровочная деятельность судно-бункеровщик; плавучие бункеровочные станции хозяйствующий субъект, осуществляющий оказание услуги в порту тариф нет

9 Складские операции склады; складское оборудование хозяйствующий субъект, осуществляющий оказание услуги в порту тариф нет

10 Шипчандлерская деятельность склады хозяйствующий субъект, осуществляющий оказание услуги в порту плата нет

11 Сюрвейерская деятельность оборудование для проведения экспертизы хозяйствующий субъект, осуществляющий оказание услуги в порту плата нет

12 Техническое обслуживание судов оборудование для диагностических работ на судне хозяйствующий субъект, осуществляющий оказание услуги в порту плата нет

Таблица 1 (Окончание)

13 Водолазное обследование и водолазные работы водолазное оборудование и снаряжение; мобильные водолазные комплексы хозяйствующий субъект, осуществляющий оказание услуги в порту плата нет

14 Швартовые операции буксиры хозяйствующий субъект, осуществляющий оказание услуги в порту плата нет

15 Транспортно- экспедиционное обслуживание оборудование для транспортно-экспедиционного обслуживания хозяйствующий субъект, осуществляющий оказание услуги в порту плата нет

16 Обслуживание пассажиров на территориях и акваториях портов и на рейдах вокзалы; таможенные пункты; гостиницы хозяйствующий субъект, осуществляющий оказание услуги в порту плата нет

университета

водных

коммуникаций

¡Выпуск 4

Расчет тарифа по методу Price Cap Regulation осуществляется по формуле T = Tt_! • (1 + RPIt ± Xt ), где: T t — предельный тариф;

Tt1 — предельный тариф за предыдущий период;

RPIt — коэффициент учета изменения внешних условий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Xt — фактор эффективности.

Для каждого периода t предельный тариф Tt рассчитывается на основе предельного тарифа за предыдущий период Tt1, который корректируется на фактор эффективности Xt, устанавливаемый регулирующим органом для данного периода регулирования и определяемый на основе индикативной информации о финансовой и производственной деятельности субъекта естественных монополий.

Предельное значение тарифа может быть также скорректировано с помощью фактора RPI, чтобы учесть изменение внешних условий, влияющих на уровень общих издержек (в английской практике RPIt равен индексу потребительских цен, но в общем случае он может устанавливаться с учетом изменения регулируемых цен на газ, электроэнергию и т. д.).

В рамках данного метода регулирующий орган задает предельный уровень роста тарифов в течение нескольких лет. Обычно предполагается, что темп роста тарифа должен быть меньшим, чем темп роста инфляции. Введение долгосрочного регулирования тарифов стимулирует субъекты естественных монополий к применению технологий, снижающих издержки, для получения большей прибыли, которая не будет изъята государством. При этом потребители получают долгосрочную стабильность и возможность прогнозирования своих затрат на услуги естественных монополий.

Данный метод ценообразования широко применяется за рубежом, например в Великобритании, где необходимость нового подхода к регулированию возникла после того, как правительство приватизировало основные инфраструктурные предприятия, которые во всем мире традиционно находятся либо в муниципальной, либо в государственной собственности. Появление естественных мо-

нополии, которые находятся в частных руках, потребовало создания более эффективных методов регулирования деятельности этих предприятий.

В рамках этого метода формировались тарифы РАО «ЕЭС», регулируются тарифы на погрузочно-разгрузочные работы в портах.

2. Регулирование на основе учета издержек.

В последние десятилетия в России одним из самых популярных является метод расчета тарифов на основе полных издержек Cost+ («издержки-плюс»), который заключается в полном возмещении монополисту всех понесенных им обоснованных затрат плюс обеспечение экономически обоснованной рентабельности.

Суть метода, основанного на определении полных издержек, состоит в суммировании совокупных издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить.

Расчет тарифа по методу Cost+ осуществляется по формуле

' _Л_'

100

V У

Т — тариф;

С — полные издержки на единицу продукции;

Я — ожидаемая рентабельность.

В рамках этого метода регулирующий орган имеет возможность исследовать структуру затрат субъектов естественных монополий. При этом сами субъекты естественных монополий стремятся максимально увеличивать собственные расходы с целью лоббирования увеличения тарифов. Кроме того, данный метод вызывает проблему перекрестного субсидирования.

При использовании метода ценообразования «издержки-плюс» основной проблемой становится обоснование величины прибыли. В период 1992-1995 гг. для отраслей, которые российским законодательством были отнесены к сферам естественных монополий, Постановлением Правительства РФ «О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов в 1992-1993 годах» от 11 августа 1992 г. № 576

Т = С

где:

1 + -

был установлен предельный уровень рентабельности. Для предприятий транспорта при перевозках грузов и пассажиров он не должен был превышать 35 %. В настоящее время прибыль естественных монополий не ограничивается установленным размером рентабельности. Ее величина экономически обосновывается при очередном пересмотре тарифов Федеральной службой по тарифам РФ (ФСТ России).

В последние годы во всем мире наметилась тенденция к отказу от регулирования естественных монополий по принципу «издержки-плюс».

На оценке издержек регулируемого предприятия основан метод Rate of Return — обоснованной доходности инвестированного капитала.

В классическом варианте она называется Rate of Return regulation («регулирование рентабельности») и широко используется во многих странах, например в США.

При таком подходе регулируемая цена устанавливается на уровне, позволяющем предприятию покрывать свои операционные издержки и обеспечивать некоторую заданную доходность используемого капитала.

Расчет тарифа по методу Rate of Return осуществляется по формуле Т_НВВ ПР

где: T — тариф;

HBB — необходимая валовая выручка в расчетном году;

ПР — объем производства (реализации)

Методы ценообразования в

продукции (услуг), установленный на расчетный год.

Долгосрочность государственного регулирования тарифов стимулирует сокращение затрат регулируемых субъектов естественных монополий с целью увеличения собственной прибыли, обеспечивая снижение рисков инвесторов и гарантии сохранности и доходности их инвестиций.

3. Метод сравнения эффективности (затрат) с эталонными компаниями (Benchmarking).

Бенчмаркинг (от англ. bench mark — начало отсчета) основан на анализе конкретных результатов конкурентов и их использовании в собственной деятельности.

Данный метод предполагает проведение мониторинга и оперативного сравнительного анализа цен на рынке естественных монополий для планирования ценовой политики с учетом сложившейся конкурентной обстановки в отрасли.

Для российских компаний практика бенчмаркинга на сегодняшний день не является распространенной.

4. Гибридные формы Hybrids, включающие комбинации упомянутых методов.

Наиболее популярными при государственном регулировании тарифов в сфере естественных монополий являются два метода тарифообразования: установления предельного значения тарифа (Price Сар в виде формулы RPI-X) и метод экономически обоснованной доходности (Rate of Return), сравнительная характеристика которых приведена в табл. 2.

Таблица 2

сфере естественных монополий

Метод ценообразования Преимущества Недостатки

Rate of Return (экономически обоснованной доходности инвестированного капитала) 1) гарантированная прибыль; 2) предсказуемость и стабильность для компании 1) отсутствие системы стимулов для снижения затрат; 2) защита монополиста, а не потребителя; 3) высокая трудозатратность и дороговизна системы регулирования; 4) сложность и субъективность определения обоснованной доходности и базы расчета; 5) побуждение субъекта естественной монополии к чрезмерной инвестиционной активности

Выпуск 4

¡Выпуск 4

Таблица 2 (Окончание)

Price Cap 1) стимулы для сниже- 1) риск значительного увеличения прибыли

(установления ния затрат; субъекта естественной монополии;

предельного 2) большая защита пот- 2) риск снижения качества;

тарифа) ребителей; 3) меньшая прозрачность

3) прозрачность, долго-

срочность и упроще-

ние системы регули-

рования

Анализ методов ценообразования на услуги естественных монополий и обоснованных выше принципов формирования платы за услуги, оказываемые концессионером по КС, позволяет принять в данной работе в качестве базового метод обоснованной доходности инвестированного капитала. Плата за услуги, оказываемые концессионером по КС, рассчитанная на основе этого метода, позволит обеспечить концессионеру гарантированную, предсказуемую и стабильную доходность инвестированного капитала в установленные концессионным соглашением сроки.

Дополнительным доводом в пользу указанного метода является тот факт, что ФСТ России с целью обеспечения притока инвестиций в инфраструктурные отрасли и соответственно повышения качества и надежности их услуг также внедряет в практику тарифного регулирования данный метод, зарекомендовавший себя за рубежом как надежный способ привлечения средств частных

инвесторов. В настоящее время по решению ФСТ России данный метод апробируется в компаниях, созданных в процессе реформирования ОАО РАО «ЕЭС России» (в Астраханской, Белгородской, Оренбургской, Тверской, Ростовской областях и Пермском крае), и в независимой организации (в Ростовской области). С этой целью ФСТ России утверждены «Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала» в отношении электрической и тепловой энергии. Однако ввиду необходимости соблюдения сформулированных выше концептуальных принципов данные методические указания напрямую не могут быть использованы при обосновании платы за услуги, оказываемые концессионером по КС. Следовательно, с целью активизации на транспорте инвестиционных процессов на базе КС требуется разработка научно обоснованных методических положений ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.