СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы [Текст] / рук. авт. кол.: Д.С. Львов, А.Г. Поршнев; Гос. ун-т упр., Отд-ние экономики РАН. — М.: Экономика, 2002. — 702 с.
2. Ясин, Е. Роль инноваций в развитии мировой экономики [Текст] / Е. Ясин, М. Снеговая // Вопросы экономики. — 2009. — № 9. — С. 15.
3. Современные макроэкономические проблемы России [Текст] : учеб. пособие / кол. авторов; под ред. С.С. Носовой. — М.: КНОРУС, 2010. — 488 с.
4. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями [Текст] / под ред. Б.З. Мильнера. — М.: Инфра-М, 2010. — 624 с.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на
период до 2020 года [Текст] : утв. Распоряж. Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008 г.
6. ФГИС. База готовых документов «Статистика России» [Электронный ресурс] : сайт Федеральной службы статистики РФ.
7. Соболева, И. Парадоксы измерения человеческого капитала [Текст] / И. Соболева // Вопросы экономики. — 2009. — № 8. — С. 141.
8. Тодосийчук, А. Механизмы многоканального финансирования профессионального образования [Текст] / А. Тодосийчук // Инвестиции в России. — 2008. — № 10. — С. 38.
9. Каурова, О.В. Использование зарубежного опыта финансирования некоммерческих организаций в системе профессионального образования [Текст] / О.В. Каурова, Е.Н. Подсевалова // Финансы и кредит. — 2012. — № 17. — С. 75—80.
УДК 65.012.226
К.Р. Терегулова
концептуальный подход к модели сто и м ост н 0-0 р и е нт и ро ван н о го у п рав л е н и я нематериальными ресурсами промышленного предприятия
Анализ, проведенный в области концепций и методов управления развитием предприятия с позиций их адекватности условиям складывающейся в последние десятилетия экономики знаний, позволил выделить два существенных момента:
— одной из ключевых целей современных компаний является рост стоимости как интегральной характеристики, отражающей влияние и внутренних и внешних факторов и ориентированной на длительную перспективу развития [2, 3];
— все большее значение в качестве фактора роста стоимости компаний приобретают нематериальные ресурсы (НМР) [4], включающие все, что имеет стоимость для предприятия и заключено в работающих на нем людях, или возникает из производственных
процессов, систем или организационной культуры (знания и навыки конкретных людей, нормы и системы ценностей, характеристики системы управления, базы данных и программное обеспечение, производственный опыт, лицензии, бренды, торговые секреты, взаимоотношения с потребителями и пр.).
Таким образом, для эффективного управления развитием предприятий становится актуальной задача управления НМР, ориентированная на рост стоимости компании.
Для создания на предприятии системы стоимостно-ориентированного управления НМР необходимо:
— четко определить структуру НМР, обеспечить возможность их идентификации и оценки [1, 3];
Рис. 1. Проблемное поле исследования
— научиться оценивать влияние НМР на результаты деятельности и, прежде всего, на стоимость предприятия;
— в силу достаточно длительного срока формирования большинства видов НМР своевременно выявлять и прогнозировать последствия влияния отклонений в их состоянии на изменение стоимости предприятия;
— обосновывать выбор управляющих воздействий на НМР, обеспечивающих рост стоимости предприятия.
В силу специфики НМР, которая, прежде всего, отражается в трудности их идентификации и оценки, а также в косвенном характере влияния на результаты деятельности предприятия, для управления этим видом ресурсов требуется разработка соответствующих методов и инструментов управления.
На рис. 1 представлены поле исследования, отражающее существующие проблемы в области управления НМР, и комплекс вза-
имосвязанных задач, направленных на их решение.
Аналитическое исследование в области управления развитием предприятий, стратегического планирования и управления НМР [2, 3] позволило сделать следующие выводы:
— существует достаточно широкий спектр методов оценки и управления НМР, таких как монитор нематериальных активов К. Свейби, Skandia Navigator Л. Эдвинсона, сбалансированная система показателей Р. Кап-лана и Д. Нортона, навигатор интеллектуального капитала Й. Рууса и др. Однако большинство этих методов (за исключением навигатора интеллектуального капитала), во-первых, не имеет четко выраженной направленности на рост стоимости предприятия, а во-вторых, позволяет оценивать результаты (стоимость), уже созданную НМР, но не рассматривает процесс их влияния на создание стоимости;
Задачи управдения
Цель: рост стоимости предприятия
Методы и инструменты решения задач
Анализ влияния НМР на стоимость предприятия
Г
Исследование факторов роста стоимости предприятия
Методы оценки стоимости предприятия
Количественная оценка НМР
контроль, анализ
Определение требуемого уровня НМР
планирование
Анализ воздействия отклонений показателей НМР на стоимость предприятия
Определение структуры и значимости НМР
Выбор направления развития НМР
контроль, анализ
боснование
выбора
управляющих воздействий
Мероприятия по компенсации отклонений
Методика оценки НМР
Методика оценки влияния НМР на стоимость предприятия
Алгоритм выбора управляющих воздействий на НМР
Модель оценки эффективности вложений в НМР
регулирование
Рис. 2. Концепция стоимостно-ориентированного управления НМР на основе контроллинга
— реализации целеориентированного, превентивного управления использованием и развитием НМР, обеспечивающего максимизацию стоимости предприятия, в наибольшей степени соответствует концепция контроллинга как информационно-аналитической системы принятия обоснованных управленческих решений на основе интеграции функций планирования, контроля, анализа, регулирования и прогнозирования возможных отклонений НМР на стоимость предприятия.
Таким образом, основными концептуальными положениями предлагаемого нами стои-мостно-ориентированного подхода к управлению НМР предприятия будут следующие:
— основная цель управления НМР — рост стоимости предприятия;
— исходная посылка для управления — идентификация и оценка имеющихся у предприятия НМР, для чего строится обобщенная классификация НМР в виде трех укрупненных составляющих (человеческий
капитал, организационный капитал, капитал клиента), детализированная по отдельным видам НМР, с разработкой методики их оценки [2];
— непрерывный и опережающий характер управления развитием НМР, необходимый в силу длительного срока создания большинства видов НМР, который обеспечивается за счет своевременного выявления отклонений, анализа их причин и последствий, что является реализацией базовых положений и этапов контроллинга;
— выбор управляющих воздействий на НМР, осуществляемый на основе количественной оценки их влияния на изменение стоимости предприятия.
Концепции стоимостно-ориентированно-го управления НМР, построенная с применением ключевых этапов процесса контроллинга, представлена на рис. 2.
Как видим из приведенной схемы, сформулированные концептуальные положениями
Человеческий капитал
Капитал клиента
Удовлетворенность персонала (Х3)
Организационный капитал
Человеческие ресурсы
Компетентность персонала (л^)
Карьерный рост
Обучение и развитие (*2>
Инвестиции в социальную сферу
Текучесть кадров
1
Производительность труда
Условия труда
Здоровье
Оплата труда
Мотивация
Организационная культура (Х4)
Интеллектуальная собственность и ИТ
(Х5)
Патенты, авторские права,
ноу-хау, ПО, товарные знаки
Новая продукция
Себестоимость произведенной продукции
Качество продукции
Объем продаж
Процессы
Имидж (х8) *
Взаимоотношения с финансовыми и страховыми компаниями (Л9)
АКТИВ
Нематериальные активы. еы
Основные средства. н т
Незавершенные капитальные роо ы
вложения. б о вит
Финансовые вложения ен В к а
-г
Инвестиции в маркетинг
Финансы
Запасы. Незавершенное производство. Расходы будущих периодов. Готовая продукция. Товары отгруженные. Расчеты с дебиторами. Авансы, выданные поставщикам и подрядчикам. Краткосрочные финансовые вложения. Денежные средства. Прочие оборотные активы
ПАССИВ
Целевое финансирование
и поступления. Арендные обязательства
Долгосрочные кредиты банков. Долгосрочные займы
Краткосрочные кредиты банков. Кредиты банков для работников. Расчеты с кредиторами. Авансы, полученные от покупателей и заказчиков. Расчеты с учредителями. Резервы предстоящих расходов и платежей. Краткосрочные займы
Рис. 3. Задачи контроллинга НМР (форма № 1)
позволили выделить следующие основные задачи и этапы стоимостно-ориентирован-ного управления НМР:
— анализ и оценка влияния НМР, как ключевого «драйвера стоимости» в условиях экономики знаний, на стоимость предприятия с помощью регрессионных и когнитивных моделей, объединенных в целостную методику;
— проведение количественной оценки НМР как необходимой информационной базы для разработки моделей и последующего обоснования управляющих воздействий;
— разработка комплекса инструментов, ориентированных на прогнозирование и устранение отклонений фактических значений по видам НМР от целевых, рассчитываемых по критерию максимизации стоимости;
— разработка рекомендаций по выбору управляющих воздействий на НМР, учитывающих степень влияния каждого вида НМР на стоимость предприятия и величину отклонения фактического значения от целевого;
— формирование программы развития НМР предприятия в условиях существующих ресурсных ограничений на основе моделирования результатов воздействия различных мероприятий на рост стоимости предприятия.
Одним из ключевых инструментов стои-мостно-ориентированного управления НМР является многомерная модель оценки влияния НМР на стоимость предприятия. Основой для разработки данной модели служит схема влияния НМР на элементы стоимости предприятия (рис. 3), построенная с применением метода чистых активов, преимуществами которого являются высокая наглядность и наличие всех необходимых для проведения оценки данных в бухгалтерском балансе.
Связи между различными видами НМР и статьями баланса устанавливались на основе следующих рассуждений. Все показатели человеческого капитала оказывают влияние на оборотные активы, так как обучение, а также
повышение квалификации приводит к росту компетентности персонала. Полученные навыки и знания, выявленные при очередной аттестации, способствуют продвижению по службе. Карьерный рост предполагает, в свою очередь, увеличение оплаты труда. Рост заработной платы приводит к росту показателя удовлетворенности персонала. Инвестиции в здоровье сотрудников дают не только экономический, но и социальный эффект, связанный со снижением нетрудоспособности и заболеваемости. Улучшение здоровья сотрудников не только увеличивает производительность их труда, но и улучшает психологическое состояние, повышает качество жизни, что полезно для организации, поскольку эмоциональное состояние людей также положительно влияет на продуктивность и уровень доходов. Также организация станет более привлекательной для квалифицированных сотрудников. Увеличение производительности труда снижает себестоимость производимой продукции. Раздел бухгалтерского баланса «Оборотные активы» содержит строку «Готовая продукция». В балансе отражается остаток готовой продукции по фактической произведенной себестоимости. Из этого следует, что показатели человеческого капитала влияют на статьи «Готовая продукция» и «Товары отгруженные» и др.
Данная схема является основой для разработки модели количественной оценки влияния НМР на стоимость предприятия, которая в общем виде представляется следующим образом:
У = /(х1, х2, х3, х4, х5, х6, х7, х8, х9),
где у — стоимость предприятия; хт — элементы НМР предприятия как факторы роста его стоимости.
Уравнение множественной регрессии имеет вид:
у = а0 + а1 х1 + а2 х12 + а3 х2 + а4 х\ +
+ а 5 х3 + а6 х2 + а7 х4 + а8 х^ + а9 х5 +
2 2 2 + а10 х5 + а11 х6 + а12 х6 + а13 х7 + а14 х7 +
2 2 + а15 х*8 + а16 х*8 + ап х<9 + а18 х<9,
где а0 — коэффициент, который характеризует постоянную часть активов, не зависящую
от НМР; а1.а18 — коэффициенты, показывающие, на сколько в среднем изменится результативный признак при изменении факторного признака на одну единицу его измерения.
Поскольку на изучаемый результативный признак влияет не один факторный признак, а множество, то возникает задача изолированного измерения тесноты связи результативного признака (стоимость предприятия) с каждым из признаков-факторов (НМР) при элиминировании других признаков-факторов, а также задача измерения тесноты связи между результативными признаками и всеми признаками-факторами, включенными в анализ. Основой решения этих задач служит коэффициент корреляции — Ry(x).
Для проведения количественной оценки и выбора наиболее значимых для роста стоимости видов НМР необходима информационная база конкретного предприятия. В данной работе в качестве объекта исследования взято ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов (ТЗА)», для которого:
У1 = f(x5, х8); у2 = /(х1, х2, х3, х4, х6, х7 , х8);
У3 = /(х5); У4 = /(х9); У5 = х9).
Все использованные в уравнениях обозначения х приведены на рис. 3.
В соответствии с принятым методом чистых активов
У = У1 + У2 - У3 - У4 - У5.
При этом данные о значениях У1 , У2 , У3 , У4 , У5 берутся из формы № 1 бухгалтерского баланса предприятия, значения хт оцениваются на основе разработанной авторами методики индексной оценки НМР, подробное описание которой представлено в работе [1].
После проведения расчетов с использованием программы 81айзйса уравнение множественной регрессии для ОАО «ТЗА» имеет вид:
У1 = 16 + 248х5 - 229х52 + 33х8 + 46х82.
Таким образом, предложенная концепция и инструменты позволяют:
— использовать НМР в качестве существенного факторы роста стоимости предприятия в условиях экономики знаний;
— обеспечить непрерывность и гибкость процесса управления за счет реализации не только этапов планирования и контроля, но
и анализа и прогнозирования последствий отклонений, реализуемых в соответствии с концепцией контроллинга; — обосновывать выбор управляющих воздействий по использованию и применению НМР на базе количественной оценки их влияния на рост стоимости предприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гилева, Т.А. Индексно-рейтинговый подход к оценке нематериальных ресурсов предприятия [Текст] / Т.А. Гилева, К.Р. Терегулова // Вестник УГАТУ. — 2010. — Т. 14, № 4 (39). — С. 229—237.
2. Егерев, И.А. Стоимость бизнеса: Искусство управления [Текст] : учеб. пособие / И.А. Егерев. — М.: Дело, 2003. — 480 с.
3. Исмагилова, Л.А. Управление развитием производственно-экономических систем: интегра-тивный и интеллектуальный аспекты [Текст] / Л.А. Исмагилова, Т.А. Гилева, Л.В. Ситникова. — М.: Экономика», 2010. — 527 с.
4. Макаров, В.Л. Микроэкономика знаний [Текст] / В.Л. Макаров, Г.Б. Клейнер. — М.: Экономика, 2007. — 204 с.
УДК 330
И.В. Иванов, В.М. Макаров
модель и алгоритм выбора аутсорсинговой компании при проектировании объектов энергетики
Строительство объектов энергетики на территории крупных городов является сложнейшей организационно-технологической задачей и той сферой предпринимательской деятельности, в которой за последнее время произошли существенные количественные и качественные изменения. Они обусловлены как снижением объемов строительства, так и повышением требований к качеству возводимых объектов, а также связаны с увеличением количества участников строительного процесса.
Эффективность строительства в значительной мере определяется деятельностью инжиниринговых компаний, занимающихся разработкой и согласованием проектной документации. Специалисты этих компаний в процессе своей работы определяют как качество будущих энергетических объектов,
так и сроки реализации инвестиционных проектов.
Время от начала сбора исходных данных до окончания проектных работ и затраты инжиниринговых компаний постоянно растут ввиду большого числа согласующих инстанций, что особенно характерно для мегаполисов.
Ключевые процессы согласования проектной документации при выполнении строительных работ на территории мегаполисов определяются специальными нормативными документами, в частности Руководством по проектной подготовке капитального строительства РМД 11-08—2009 в Санкт-Петербурге [1] и Нормами продолжительности строительного проектирования МРР-3.1.10.02—04 в Москве [2]. В соответствии с этими документами проект необходимо согласовать