Научная статья на тему 'Концептуальный подход к анализу процессов экономического обеспечения военной безопасности государства'

Концептуальный подход к анализу процессов экономического обеспечения военной безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1291
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА / ВОЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГИПЕРТЕКСТОВЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ / КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ (СЕМАНТИЧЕСКОЕ / ЛОГИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ) МОДЕЛИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (ОПК)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хрусталёв Е.Ю.

В статье рассмотрены проблемы обеспечения международной и национальной безопасности, на основе предложенной методологии и инструментария концептуального моделирования определены стратегические направления повышения оборонного потенциала и эффективности функционирования военной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальный подход к анализу процессов экономического обеспечения военной безопасности государства»

УДК 338

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ПРОЦЕССОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Е. Ю. ХРУСТАЛЁВ,

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: stalev@cemi. rssi. ru

Центральный экономико-математический институт РАН

В статье рассмотрены проблемы обеспечения международной и национальной безопасности. На основе предложенной методологии и инструментария концептуального моделирования определены стратегические направления повышения оборонного потенциала и эффективности функционирования военной экономики. Отмечено, что качественное улучшение ситуации в сфере военной безопасности и повышение оборонного потенциала способна обеспечить лишь реализация целостной системы финансовых и институциональных мер.

Ключевые слова: военная безопасность, военная экономика, военный потенциал, гипертекстовые и когнитивные модели, концептуальное (семантическое, логико-лингвистическое) моделирование, стратегическое управление, оборонно-промышленный комплекс.

Современная геополитическая ситуация характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений, вызванной острой борьбой за ресурсы и рынки сбыта, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе за счет военно-силовых факторов. И ведущие мировые державы, и Россия не исключают применения вооруженных сил для обеспечения собственной безопасности и защиты национальных интересов и стремятся увеличить военную мощь и военный потенциал, которые, характеризуя способность государства обеспечивать свою национальную безопасность, во многом определяются состоянием военной организации и военной экономики. Учитывая

указанные тенденции, геополитическое положение и национальные интересы России, а также особенности структуры российской экономики и ситуацию, сложившуюся вокруг отечественной военной организации, ее ресурсного обеспечения и оборонно-промышленного комплекса, проблемы развития последних приобретают особое значение для национальной безопасности России [8].

Последнее десятилетие отличается неуклонным ростом числа вооруженных конфликтов и масштабных актов международного терроризма, укреплением организованной преступности и увеличением военных расходов, доля которых превысила 2,5 % мирового ВВП. Почти половина мировых военных расходов принадлежит США, а Россия по объему своего оборонного бюджета отодвинулась на 11-е место, отставая не только от ведущих стран НАТО, но и от Китая, Ирана, Южной Кореи, Саудовской Аравии. Между тем нет недостатка в высказываниях о «несправедливости» мирового порядка, при котором Россия с ее менее чем 3 % населения Земли является обладателем огромных территорий с почти третью минеральных ресурсов и других природных богатств. Становится все более очевидной прагматическая направленность политики ведущих государств мира на защиту своих национальных интересов. Следует подчеркнуть, что эффективность мер по обеспечению национальной безопасности в значительной степени зависит от военной мощи, базирующейся на экономических возможностях государства.

Необходимо подчеркнуть, что состояние и перспективы развития современной экономической и военно-политической обстановки в значительной мере определяются качественным совершенствованием средств, форм и способов вооруженной борьбы, увеличением ее пространственного размаха и тяжести последствий, распространением на новые сферы. Возможность достижения военно-политических целей непрямыми, неконтактными действиями предопределяет особую опасность современных войн и вооруженных конфликтов и обусловливает жизненную необходимость принятия исчерпывающих мер для их сдерживания и предотвращения. По этой причине наличие у России современных и эффективных вооруженных сил становится одним из условий ее успешной и безболезненной интеграции в строящуюся систему международных отношений.

Концептуальные основы повышения военной безопасности государства. Под военной безопасностью чаще всего понимают такое состояние международных отношений и военной организации государства, при котором обеспечивается надежная защищенность государства от военного нападения, иными словами, сводится к минимуму вероятность возникновения войны и вооруженных конфликтов [7, 9]. Военная безопасность является достаточно сложной категорией, тесным образом связанной практически со всеми сферами жизнедеятельности государства — внешне-и внутриполитической, экономической, социальной и др., а также зависящей от военно-политической обстановки в мире (см. рис. 1).

Международная военно-политическая обстановка и внутрироссийская ситуация убедительно свидетельствуют о том, что необходимо повышать боеготовность Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) к новым вызовам и угрозам, более активно заниматься социально-экономическими вопросами личного состава, а также стремиться к использованию возможностей для осуществления международных (коалиционных) действий. Структура ВС РФ должна реформироваться таким образом, чтобы в итоге военная организация страны стала «перенацеливаемой» на действия в любых ситуациях любого масштаба, включая операции по подержанию мира и контртеррористическую де-

ятельность. Соответствующей универсальностью по возможности должны обладать и средства вооруженной борьбы.

Для этих целей необходимо скорректировать стратегию военного строительства, расширить набор инструментов национальной безопасности России и в большей степени учитывать политические, экономические и социальные компоненты; обеспечить ее согласованность и совместимость со стратегиями союзников, что будет способствовать развитию возможностей для совместных действий в районах предполагаемых конфликтов; повысить мобильность военных сил и переориентировать некоторые из них на действия в ситуациях меньшего масштаба, причем такое повышение должно включать в себя не только большую маневренность войск, но и совершенствование процедур принятия и осуществления решений.

Ключевыми параметрами Вооруженных Сил РФ в XXI в. остаются доля ВВП страны, выделяемая на оборону, численность военной организации, а также обеспечиваемый темп перехода на новые вооружения и технику. Исследования показывают, что снижение численности в предшествующие годы до уровня в 1 млн военнослужащих, т. е. менее 0,7 % от численности населения России, является критическим и дальнейшее ее снижение следует считать недопустимым, нарушающим структурные основы российского общества и его национальной безопасности. Полностью дискредитировала себя идея начала 1990-х гг. постепенного повышения ре-сурсообеспеченности и технической оснащенности армии и флота за счет сокращения их численности, поскольку реально происходил прямо противопо-

Снижение опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной

Формирование и укрепление региональных центров силы

Распространение ядерного и дру-/ гих видов оружия массового унич-^ тожения и средств его доставки

Усиление национального, этнического и религиозного экстремизма

Активизация сепаратизма

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА

Ы

Обострение информационного противоборства

ч Усиление региональной гонки вооружений

Распространение локальных войн и вооруженных конфликтов

Рис. 1. Факторы, определяющие военно-политическую обстановку

С

ложный процесс — снижение темпов оснащения войсковой техникой до уровня менее 20 % от потребностей при одновременном сокращении численности военной организации за последние годы более чем в 2 раза.

Не существует иного способа переломить крайне тревожную ситуацию отсутствия реального перевооружения в войсках, кроме целенаправленного увеличения доли ВВП, выделяемой на национальную оборону. Размер такого увеличения составляет 45—50 % от существующего уровня этой доли, что соответствует экспертной оценке дополнительного вклада оборонного комплекса в устойчивое развитие России XXI в., сверх основного в части обеспечения военной безопасности. Таким образом, рекомендуемый нормативный уровень доли ВВП, выделяемой на национальную оборону, должен составлять 5,0—5,2 % вместо 3,5 %, установленного в конце XX в., что позволит технически переоснастить ВС РФ и содержать 1 млн хорошо вооруженных, обученных и социально обеспеченных военнослужащих [3]. Выполнение этих требований представляется необходимым, но, конечно, недостаточным условием суверенного и целостного существования России в современном мире сверхдержав и их коалиций, присвоивших себе право единолично решать судьбы независимых государств.

Россия с учетом ее геополитического положения, размера территории, уровня развития, людских и природных ресурсов будет и в дальнейшем играть важную дипломатическую и военную роль в современном мире. Складывающиеся международные условия и изменения в характере использования армии и флота учитываются многочисленными предложениями по реформированию ВС РФ в ближайшие годы XXI в. В их основе лежит предположение о том, что Россия продолжит сотрудничество с рядом стран в дипломатической, экономической, экологической, социальной и других областях на базе долговременного сотрудничества, временных соглашений или в рамках международных организаций. Нет сомнения в том, что от уровня российской военной мощи, состояния и качества военной организации в значительной мере будет зависеть эффективность процессов укрепления сотрудничества и взаимопонимания России со всеми членам мирового сообщества.

Проблемы повышения военно-экономической эффективности. Следует отметить, что по-прежнему остаются проблемы в практике развития военно-бюджетной сферы и перспективного планирования. Так, в настоящее время преобладающим

10 -

продолжает оставаться сметное планирование. Оно остается инерционно-экстраполяционным. В силовых структурах России истребование денежных средств базируется на методах и приемах, которые в войсковом звене использовались 15, 20 и более лет назад. Ставится задача перехода к программно-целевому бюджетному планированию, которое исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств с одновременным мониторингом и контролем за достижением намеченных целей и результатов [1, 11]. Кроме того, научные разработки и практика планирования в ряде государств, а в России — в ряде регионов, показывают, что время директивного планирования ушло и заменилось индикативным планированием, которое носит аналитический, регулирующий характер. Все это требует серьезной активизации исследований.

Показано, что слабое место российских оборонных производств — недостаточная разработанность вопросов ценообразования на вооружение и военную технику, внедрения конкурсных основ размещения заказов, контроля и стимулирования качества производства продукции военного назначения, неразработанность правовой базы защиты интеллектуальной собственности [2].

Все задачи и решения в сфере обеспечения военной безопасности должны рассматриваться в категориях не просто экономической эффективности, а военно-экономической эффективности. Выявлены по меньшей мере два обстоятельства, которые определяют необходимость, сложность и значимость всестороннего научного обоснования решений, принимаемых в экономике военного строительства и при планировании использования средств военного противоборства, в том числе оружия по прямому назначению. Первое обстоятельство — стоимость мероприятий по обеспечению военной безопасности государства весьма высока. Достаточно сказать, что расходы бюджетных средств только по разделу «Национальная оборона», в том числе создание всех видов вооружения, составляют около 2,7 % ВВП страны. Вторая особенность — специфичность результата осуществления мероприятий военного строительства, состоящая в том, что конечный результат военной деятельности имеет не экономический характер. Поэтому традиционные для обычной экономики методы анализа и обоснования решений или непригодны, или могут быть использованы лишь частично. Наиболее приемлемым методическим

инструментом обоснования решений при осуществлении мероприятий военного строительства должен стать военно-экономический анализ [4, 5].

Сопутствующая проблема состоит в том, что нужно определить новые подходы к оценке результативности бюджетных расходов путем расчета соотношения между результатами деятельности и расходами на их достижение, а также степени достижения планируемых результатов. В военной области проблема обоснования перечня индикаторов, а также методов оценки эффективности достижения установленных (принятых) индикаторов более сложна, чем в гражданском секторе экономики. Достаточно хорошо разработанные показатели боевой эффективности, учитывающие вклад в характеристику выполнения задачи не только вооружения и военной техники, но и личного состава, для систем тактического и тем более оперативного звена требуют перехода к показателям индикативным, интегрирующим вклад каждого элемента сложной системы в выполнение боевой задачи.

Военная экономика и военно-экономический анализ. Оборонная достаточность, особенно в такой сфере, как военная безопасность в своих пороговых значениях должна опираться только на собственные финансовые, материальные и людские ресурсы. Потребности армии и других силовых структур в ежегодных закупках вооружения прямо зависят от их количества, находящегося в официальном пользовании, т. е. от численности соответствующих организационных структур. Поэтому вопрос о потребностях в вооружении должен решаться во взаимосвязи с определением потребной численности вооруженных сил как существенной составной части оборонной достаточности.

Система понятий должна раскрывать суть стратегического управления экономическим обеспечением военной безопасности, под которым понимается деятельность по разработке и реализации стратегии развития военной экономики. Стратегия развития определяется как основное направление развития и замысел его реализации. Направление развития военной экономики представляется как последовательность все более совершенных целей ее функционирования, а замысел — представление о принципах и основных способах достижения таких целей. Предложенная система понятий позволила определить основные этапы стратегического управления военной экономикой в части разработки концепции ее развития. Такими этапами являются: обоснование и формирование целей ее функционирования — стратегическое

целеполагание; разработка принципов и основных способов достижения таких целей — стратегическое проектирование.

В ходе анализа концепций эффективности, применяемых при исследовании функционирования объектов военной экономики, выявлено, что в них не принимается во внимание значительная часть нематериальных активов, недооценка которых приводит к существенному занижению итогового показателя стоимости. Показано, что предприятия оборонно-промышленного комплекса являются базой, обеспечивающей боеспособность вооруженных сил государства в условиях современных высокотехнологичных конфликтов и в конечном счете военную безопасность страны. Поэтому необходимо использовать новый научно-методический аппарат стоимостной оценки воздействия оборонных предприятий на военную безопасность [6], базирующийся на методе аналогов и методе замещения в оценке предотвращенного ущерба.

С учетом отмеченной специфики военно-экономической сферы [4] и в условиях жестких бюджетных ограничений, которые являются скорее правилом, чем исключением, и характерны для всех времен и государств, уровень боевой готовности войск все больше становится зависимым не только от объема ресурсов, выделяемых на оборону и безопасность страны, но и от эффективности их использования. Связь результатов деятельности всех структурных элементов военной организации государства со степенью эффективности использования ресурсов становится все более тесной и ощутимой. Отсюда вытекает всевозрастающая роль качественного военно-экономического анализа, который обеспечивает практическую деятельность руководителей всех уровней особыми методами оценки и обоснования военно-экономических решений.

Оборонно-промышленный комплекс сейчас представляет собой инновационное ядро машиностроения — показатель технологической новизны его продукции в 2009 г. составил 17 %, тогда как в целом по промышленному производству только 3,2 % (что на порядок ниже, чем в странах с инновационной экономикой). Если исключить энергетику, то фактически это единственная отрасль, которая реально производит конкурентоспособную продукцию и обладает наряду с отраслью биотехнологий существенным потенциалом развития. Он сосредоточен главным образом в ракетно-космической, авиационной, судостроительной, атомной промышленности. Объемы производства

- 11

в оборонной промышленности составляют более 3/4 валового объема всего наукоемкого производственного комплекса и ежегодно растут на 6—7 %, что выше общепромышленного роста (4,3—4,5 %). На долю «оборонки» приходится более 70 % всей научной продукции в стране, в ней занято более 50 % всех научных сотрудников. Она обеспечивает производство 70 % всех средств связи, 60 % сложной медицинской техники, 30 % оборудования для ТЭК. Согласно прогнозам доля гражданской продукции в ней, которая в 2009 г. составляла 49 %, к 2015 г. превысит 70 % общего объема производства.

Основные цели реформирования ОПК заключаются:

• в создании таких интегрированных производственных структур, которые отвечали бы требованиям современных бизнес-процессов и были способны противостоять внутренней и внешней конкуренции;

• в консолидации потенциала (научного, производственного, технологического, кадрового, финансового и т. д.) для саморазвития, создания и производства новой продукции;

• в развитии адаптивных свойств предприятий к изменяющимся условиям хозяйствования и требованиям спроса, в повышении их экономической устойчивости и инвестиционной привлекательности;

Рис. 2. Концептуальная схема российского ОПК 12 -

• в снижении издержек и рисков производства

и т. д.

В силу тесного переплетения со всеми сферами жизнедеятельности государства (рис. 2) ОПК представляет собой сложную слабоструктурируе-мую систему, обладающую рядом таких свойств, как уникальность, трудная формализуемость, неопределенность, невозможность полного описания, динамичность и др. В то же время среда (геополитическая, социально-экономическая и т. д.), в которой функционирует ОПК, изменяется нарастающими темпами, а возникающие ситуации практически не поддаются прогнозированию и не имеют аналогов в прошлом.

В связи с этим исследование процессов функционирования и развития отечественного ОПК целесообразно проводить на основе семантических (логико-лингвистических) моделей. Применение методов семантического моделирования, предназначенных для качественного описания и исследования слабоструктурируемых систем и ситуаций, при стратегическом управлении современными социально-экономическими системами позволит существенно повысить эффективность такого управления и качество принимаемых управленческих решений.

Следует отметить, что в последние десятилетия самостоятельной научной дисциплиной стала теория принятия решений, исследующая задачи управ -ления системами различной природы (техническими, биологическими, социально-экономическими). Теория принятия решений активно использует методы математики, психологии, информатики. Одним из активно развивающихся в настоящее время направлений современной теории принятия решений является семантическое моделирование, т. е. моделирование, основанное на создании и исследовании смысловых представлений исследуемой предметной области. В широком смысле семантическая модель представляет собой схематичное, упрощенное описание на языке, близком к естественному,

фрагмента картины мира, относящегося к конкретной проблемной ситуации.

Методология и инструментарий концептуального (логико-лингвистического, семантического) моделирования. Анализ применяемых методов информационного моделирования позволил сформулировать требования, которым должен удовлетворять соответствующий аппарат моделирования, а также выявить достоинства и недостатки этих методов. Так, в рассмотренных разработках не дается семантической интерпретации моделируемых экономических категорий, не осуществляется их однозначная идентификация. Это влечет невозможность построения удобной и эффективной классификации исследуемых объектов, а также не позволяет решить задачу поиска требуемых сведений, удовлетворяющих заданным отношениям, включая кванторы существования и всеобщности. Исследуемые подходы к построению моделей не обеспечивают возможности создания удовлетворительной базы знаний относительно различных аспектов экономических систем и не имеют удобного инструментария для работы с этой базой.

Основным преимуществом концептуального моделирования является то, что применяемые в его рамках языковые средства «мягких» вычислений обладают большей семантической силой, т. е. большими по сравнению с языками классической математики возможностями по описанию ситуаций реального мира, однако в то же время они менее мощны в аспекте инструментальных средств и в меньшей степени позволяют производить формально-эквивалентные преобразования своих конструкций.

Модели, созданные с помощью методов концептуального моделирования, относятся к классу семантических (логико-лингвистических) и обладают рядом характерных особенностей: переменные в таких моделях не количественные, а качественные (лингвистические), т. е. их значениями выступают не числа, а слова на естественном языке; связи между переменными выражаются не в виде математических уравнений, а так же задаются лингвистически — с помощью выражений на естественном языке; критерии выбора формулируются не в виде математического функционала, а описываются качественными рекомендациями по предпочтительности, недопустимости или желательности того или иного варианта решения [10].

В традиционных операционных исследованиях формирование концептуальной модели является предварительным этапом построения математической модели, который служит для оценки исходной

информации, необходимой для проведения дальнейшего исследования; проверки, не упущены ли какие-либо существенные факторы и связи и т. п. В рамках теории статистически ненадежных решений концептуальная модель носит название формальной схемы. Однако ни операционный подход, ни теория статистически ненадежных решений не предполагают динамического моделирования и структурного анализа концептуальной модели.

Таким образом, особенностью метода концептуального моделирования, отличающей его от традиционных методов, является то, что благодаря использованию лингвистических переменных и нечетких алгоритмов он позволяет эффективно исследовать поведение сложных, плохо определенных систем, не поддающихся точному математическому анализу. Методы концептуального анализа и моделирования применяются, как правило, на стратегическом уровне управления и разработки решений.

Гипертекстовый и когнитивный методы семантического моделирования. Для систематизации обширного класса сведений может использоваться новый тип информационных моделей — гипертекст или нелинейный текст, совмещающий положительные свойства энциклопедии, монографии и тезауруса. Обычному (одномерному) тексту, который можно интерпретировать как длинную строку символов, читаемую в одном направлении, противопоставлен многомерный текст. В отдельных точках такого ветвящегося многомерного текста чтение можно продолжать в нескольких различных направлениях в зависимости от информационной потребности.

Особой разновидностью метода гипертекстового анализа является когнитивное моделирование (в когнитивных моделях предусмотрены лишь причинно-следственные связи). Для математической формализации и исследования когнитивных моделей применяются нечеткая логика, теория графов и теория матриц.

Когнитивная модель определена как структура причинно-следственных связей между элементами какой-либо системы и окружающей ее среды, отображающая представление индивида или группы индивидов об устройстве и функционировании данной системы. Элементами когнитивной карты являются: базисные факторы — понятия, характеризующие, по мнению индивида или группы индивидов, исследуемую систему (внутренние) и окружающую ее среду (внешние); причинно-следственные отношения между базисными факторами (рис. 3).

- 13

Процедура когнитивного моделирования базируется на стратегическом управлении развитием произвольной экономической системы или ее компоненты. Моделирование представляет собой циклический процесс и содержит пять основных взаимосвязанных этапов: когнитивная структуризация; структурный анализ когнитивной модели; сценарное моделирование развития ситуации; оценка и интерпретация результатов моделирования; когнитивный мониторинг ситуации [10].

Анализ результатов моделирования позволил сделать следующие выводы:

• при сохранении текущих тенденций военная экономика и оборонный потенциал будут расти, но не развиваться. Это приведет лишь к краткосрочному или среднесрочному улучшению ситуации, за которым неизбежно, при прочих равных условиях, последует ухудшение. Это говорит о том, что существующие тенденции не способствуют благоприятному развитию ситуации;

• повышение государственных расходов на оснащение ВС РФ не приведет к заметному улучшению ситуации и не способно переломить негативные тенденции в отраслях военной экономики и на предприятиях ОПК;

• существенное улучшение ситуации может быть достигнуто лишь за счет реализации комплекса мер, который может включать предоставление льгот при инвестировании в объекты военной экономики, предоставление государственных гарантий кредиторам ОПК, внедрение эффективных механизмов передачи технологий двойного назначения, повышение объемов прямых государственных инвестиций в военную экономику, предоставление льгот и дополнительных возможностей работникам оборонной промышленности и пр. Проблемы военной экономики неотделимы

от общих проблем реформирования экономики

14 -

Примечание. Стрелками указано воздействие одних элементов системы на другие; цифры в стрелках обозначают экспертную величину воздействия (от — 1 до +1).

Рис. 3. Когнитивная модель финансово-экономической сферы ОПК

России, более того, они — часть этих проблем. То положение, в котором находится оборонная промышленность в настоящее время, является следствием общих социально-экономических процессов последнего десятилетия. Решить экономические проблемы военной безопасности, не решая проблем макроэкономического регулирования, невозможно. Многие проблемы реформирования экономики на макроуровне за десятилетие реформ не получили своего разрешения. Это видно по социально-экономическим результатам преобразований.

Военная безопасность и обеспечивающая ее военная экономика являются относительно самостоятельными комплексами, но их функционирование невозможно без наличия тесных межсистемных взаимосвязей с внешней политикой, национальной экономикой, военной организацией и пр. Процессы, протекающие в этих сферах жизнедеятельности государства, оказывают решающее влияние на функционирование оборонных производств. Ка-

чественное улучшение ситуации в сфере военной безопасности и повышение оборонного потенциала в долгосрочной перспективе способна обеспечить лишь реализация целостной системы финансовых и институциональных мер, направленных на всестороннее воздействие на военную экономику, оборонно-промышленный потенциал.

Список литературы

1. Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 2008.

2. Буренок В. М, Лавринов Г. А, Хрусталев Е. Ю. Механизмы управления производством продукции военного назначения. М.: Наука, 2006.

3. Варшавский А. Е. Определение уровня расходов на оборону России с учетом фактора стабильности (макроэкономическая оценка) // Вопросы экономики. 1996. № 11.

4. Викулов С. Ф., Хрусталев Е. Ю. Методы оценки военно-экономической эффективности военного строительства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 21.

5. Военно-экономический анализ в экономике военного строительства: современные проблемы и тенденции развития / под ред. С. Ф. Викулова. Москва - Ярославль: ЯВФЭУ, 2007.

6. Волощук С. Д. Методология расчета рыночной стоимости объектов экономики (на примере оборонно-промышленного комплекса) // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 18.

7. Макаренко Д. И., Хрусталев Е. Ю. Концептуальное моделирование военной безопасности государства. М.: Наука, 2008.

8. Хрусталев Е. Ю. Экономические проблемы военной безопасности. М.: Наука, 2005.

9. Хрусталев Е. Ю. Концептуальные основы военной безопасности государства / / Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 10.

10. Хрусталев Е. Ю. Семантические модели в управлении оборонно-промышленным комплексом России // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 21.

11. Шеремет А Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. М. : ИНФРА-М, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.