Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ШКОЛ АСТИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ШКОЛ АСТИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1321
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Астика / душа / карма / логика / Веды / Бог. / Astika / soul / karma / logic / Vedas / God.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мадалимов, Тимур Абдувалиевич

Этот концептуальный анализ посвящен школам Астика древней Индии, которые характеризовались признанием Вед в качестве авторитетных текстов и верой в божественную реальность, лежащую в основе вселенной. Подробно исследуются шесть традиционных школ астики — ньяя, вайшешика , санкхья, йога, миманса и веданта, с акцентом на их ключевые убеждения, философские основы и вклад в индийскую мысль. Такие темы, как природа реальности, существование Бога и средства достижения духовного освобождения, анализируются в контексте уникальной точки зрения каждой школы. Благодаря этому анализу мы получаем более глубокое понимание школ Астика и их значения в развитии индийской философии и религии. Мы также исследуем сходства и различия между школами и рассматриваем их продолжающееся влияние на современную индийскую мысль и культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL ANALYSIS OF THE ASTIKA SCHOOLS IN ANCIENT INDIA

This conceptual analysis focuses on the Astika schools of ancient India, which were characterized by acceptance of the Vedas as authoritative texts and belief in a divine reality underlying the universe. The six traditional schools of astika Nyaya, Vaisheshika, Samkhya, Yoga, Mimamsa, and Vedanta are examined in detail, with a focus on their key beliefs, philosophical underpinnings, and contributions to Indian thought. Topics such as the nature of reality, the existence of God, and the means to attain spiritual liberation are analyzed within the context of each school's unique perspective. Through this analysis, we gain a deeper understanding of the Astika schools and their significance in the development of Indian philosophy and religion. We also explore the similarities and differences between the schools and consider their continuing influence on contemporary Indian thought and culture.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ШКОЛ АСТИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ»

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ШКОЛ АСТИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Этот концептуальный анализ посвящен школам Астика древней Индии, которые характеризовались признанием Вед в качестве авторитетных текстов и верой в божественную реальность, лежащую в основе вселенной. Подробно исследуются шесть традиционных школ астики — ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта, с акцентом на их ключевые убеждения, философские основы и вклад в индийскую мысль. Такие темы, как природа реальности, существование Бога и средства достижения духовного освобождения, анализируются в контексте уникальной точки зрения каждой школы. Благодаря этому анализу мы получаем более глубокое понимание школ Астика и их значения в развитии индийской философии и религии. Мы также исследуем сходства и различия между школами и рассматриваем их продолжающееся влияние на современную индийскую мысль и культуру.

Ключевые слова: Астика, душа, карма, логика, Веды, Бог.

This conceptual analysis focuses on the Astika schools of ancient India, which were characterized by acceptance of the Vedas as authoritative texts and belief in a divine reality underlying the universe. The six traditional schools of astika - Nyaya, Vaisheshika, Samkhya, Yoga, Mimamsa, and Vedanta - are examined in detail, with a focus on their key beliefs, philosophical underpinnings, and contributions to Indian thought. Topics such as the nature of reality, the existence of God, and the means to attain spiritual liberation are analyzed within the context of each school's unique perspective. Through this analysis, we gain a deeper understanding of the Astika schools and their significance in the development of Indian philosophy and religion. We also explore the similarities and differences between the schools and consider their continuing influence on contemporary Indian thought and culture.

Key words: Astika, soul, karma, logic, Vedas, God.

ВВЕДЕНИЕ

Древняя Индия была домом для богатого и разнообразного спектра философских и религиозных традиций, с появлением нескольких школ мысли, которые пытались осмыслить окружающий их мир. Среди этих школ были

Мадалимов Тимур Абдувалиевич

докторант Ташкентского государственного транспортного университета 1.таёаПтоу1991 @таП .ги

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

школы Астика , для которых характерно признание авторитета Вед и приверженность концепции божественной реальности, лежащей в основе вселенной.

В этом концептуальном анализе мы исследуем школы Астика древней Индии, изучая их ключевые верования, философские основы и вклад в индийскую мысль. Мы рассмотрим шесть традиционных школ астики — ньяю, вайшешику , санкхью, йогу, мимансу и веданту — и проанализируем их соответствующие взгляды на такие темы, как природа реальности, существование Бога и средства достижения духовного освобождения.

С помощью этого анализа мы стремимся глубже понять школы Астика и их значение в развитии индийской философии и религии. Мы исследуем сходства и различия между различными школами и рассмотрим, как их идеи повлияли и продолжают влиять на современную индийскую мысль и культуру.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методология исследования для этого концептуального анализа школ Астика в древней Индии включала в себя тщательный обзор и анализ первичных и вторичных источников. Первичные источники включали оригинальные тексты и священные писания школ Астика , такие как Веды, Упанишады, Бхагавад-гита и другие соответствующие работы. Вторичные источники включали научные статьи, книги и другие публикации по индийской философии и религии.

Процесс исследования включал определение ключевых тем и концепций в школах Астика , таких как природа реальности, концепция Бога и средства достижения духовного освобождения. Затем эти темы были проанализированы в контексте уникальной точки зрения каждой школы с привлечением как первичных, так и вторичных источников для всестороннего понимания философских рамок школ.

Для обеспечения точности и достоверности анализа применялся строгий подход к сбору и анализу данных . Были проведены консультации с несколькими источниками для перекрестной проверки и проверки информации, и особое внимание было уделено историческому и культурному контексту, в котором возникли и развивались школы Астика .

Методология исследования также включала сравнительный анализ шести традиционных школ Астика , изучение их сходств и различий с точки зрения их верований, практик и философских основ. Это включало подробное изучение первичных и вторичных источников, связанных с каждой школой, а также

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

рассмотрение того, как их идеи повлияли и продолжают влиять на современную индийскую мысль и культуру.

В целом методология исследования для этого концептуального анализа школ Астика в древней Индии была основана на тщательном и систематическом подходе к сбору и анализу данных с упором на выявление ключевых тем и концепций и их понимание в их историческом и культурном контексте.

Школы Астика в древней Индии представляли собой разнообразную группу философских и религиозных традиций, которые разделяли общее признание Вед как авторитетных текстов и веру в божественную реальность, лежащую в основе вселенной. Шесть традиционных школ астики — ньяя, вайшешика , санкхья, йога, миманса и веданта — каждая предлагала уникальный взгляд на природу реальности, существование Бога и средства достижения духовного освобождения.

Одним из самых ранних текстов школы Астика являются Сутры Ньяя, в которых излагаются основополагающие принципы школы Ньяя . Вайшешика _ школа , возникшая примерно в то же время, что и ньяя, известна своим подробным анализом материального мира и концепции атомов. Школа санкхьи, возникшая примерно в 3 веке до нашей эры, предлагала дуалистический взгляд на реальность, в котором пуруша (сознание) и пракрити (материя) рассматривались как фундаментальные принципы вселенной.

Школа йоги, которую часто связывают со знаменитым текстом «Йога-сутры Патанджали» , подчеркивала важность практики медитации и достижения духовного освобождения посредством контроля над умом. Миманса _ школа , которая сосредоточилась на толковании Вед и исполнении ритуалов, была известна своим подробным анализом языка и смысла. Школа веданты, возникшая в 8 веке н.э., предлагала недуалистический взгляд на реальность, конечной целью которого было осознание своей идентичности с Брахманом, высшей реальностью.

Ученые проанализировали школы Астика с разных точек зрения, причем некоторые сосредоточили внимание на их сходствах и различиях, а другие изучили их вклад в индийскую мысль и культуру. Например, такие ученые, как Пол Хакер и Вильгельм Хальбфас , исследовали связи между школами Астика и более широкими индийскими культурными и религиозными традициями, в то время как другие, такие как Дж. Н. Моханти и Б. К. Матилал , сосредоточились на философских идеях и основах школ.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

В целом, литература о школах Астика древней Индии предлагает богатый и сложный набор идей и взглядов, которые продолжают формировать индийскую мысль и культуру сегодня.

Астика древней Индии представляют собой группу из шести философских и религиозных традиций, которые признавали авторитет Вед и верили в существование божественной реальности, лежащей в основе вселенной . Каждая школа предлагала уникальный взгляд на природу реальности, существование Бога и средства достижения духовного освобождения.

Школа ньяя , основанная Гаутамой во II веке до н. э., известна своим систематическим подходом к логике и эпистемологии. Ньяя является самой ранней из школ Астики и тесно связана с Ньяя Сутрами, основополагающим текстом, в котором излагаются принципы школы. Школа ньяя фокусируется на анализе знаний и восприятия и известна своим подробным анализом языка и смысла. Согласно школе ньяя , знание достигается посредством восприятия, умозаключения, сравнения и свидетельства.

Вайшешика _ Школа , основанная Канадой во 2 веке до н. э., известна своим подробным анализом материального мира и концепцией атомов. Вайшешика - сутры, основополагающий текст школы, излагают принципы школы, основанные на анализе физического мира. Вайшешика _ школа утверждает, что вселенная состоит из девяти субстанций — земли, воды, огня, воздуха, эфира, времени, пространства, «я» и разума — и что все во вселенной можно понять посредством анализа этих субстанций.

Школа санкхьи , основанная примерно в 3 веке до нашей эры, известна своим дуалистическим взглядом на реальность. Согласно школе санкхьи , реальность состоит из двух фундаментальных принципов — пуруши (сознания) и пракрити (материи). Пуруша рассматривается как высшая реальность, в то время как пракрити рассматривается как источник всего материального существования. Школа санкхьи подчеркивает важность знания и различения в достижении духовного освобождения и тесно связана с санкхья- карикой , основополагающим текстом, в котором излагаются принципы школы.

Школа йоги, основанная Патанджали примерно во 2 веке до нашей эры, делает упор на практику медитации и достижение духовного освобождения посредством контроля ума. Йога-сутры Патанджали , основополагающий текст школы, излагают принципы школы, основанные на практике йоги. Школа йоги подчеркивает важность концентрации, медитации и контроля ума для достижения духовного освобождения.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(3), March, 2023

Миманса _ школа , основанная Джаймини во 2 веке до н.э., известна своим подробным анализом Вед и исполнением ритуалов. Мимамса - сутры, основополагающий текст школы, излагают принципы школы, основанные на толковании Вед. Миманса _ школа утверждает, что Веды являются авторитетными текстами, которые дают руководство по выполнению ритуалов и достижению духовного освобождения.

Школа Веданты, основанная в 8 веке н.э., является самой влиятельной из школ Астика и известна своим недуалистическим взглядом на реальность. Согласно школе Веданты, высшая реальность — это Брахман, а конечная цель человеческого существования — осознать свое тождество с Брахманом. Школа веданты связана с рядом текстов, включая Упанишады, Бхагавад-гиту и т.

В заключение, школы Астика древней Индии предлагают богатый и разнообразный спектр философских и религиозных традиций, которые продолжают влиять на индийскую мысль и культуру.

Для всех школ Астика древней Индии характерно признание авторитета Вед. Веды представляют собой собрание древних индуистских писаний, которые многие индусы считают откровением Бога. Они содержат гимны, молитвы и ритуалы, занимающие центральное место в индуизме.

Веды содержат основополагающие тексты для каждой из школ Астика , причем каждая школа предлагает уникальную интерпретацию и анализ текстов. Школы ньяя и миманса , например, сосредотачиваются на толковании Вед и выполнении ритуалов, тогда как школы вайшешика и санкхья анализируют физический мир в свете Вед. Школы йоги и веданты, с другой стороны, сосредотачиваются на духовном освобождении и достижении союза с божественным посредством учений Вед.

В целом, Веды служат основой для школ Астика и представляют собой объединяющую нить, связывающую воедино различные традиции. Школы опираются на Веды для развития своих философских и религиозных идей, и Веды продолжают оставаться центральным текстом для практики индуизма сегодня.

Индийские философские школы традиционно делятся на две категории — Астика и Настика — в зависимости от их принятия или неприятия авторитета Вед.

Школы Астика , как упоминалось ранее, признают авторитет Вед как богооткровенных текстов и признают существование божественной реальности, лежащей в основе вселенной. Шесть традиционных школ астики — это ньяя, вайшешика , санкхья, йога, миманса и веданта.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

Школы Настика , с другой стороны, отвергают авторитет Вед и отрицают существование божественной реальности, лежащей в основе вселенной. Три традиционные школы настика — это джайнизм, буддизм и чарвака .

Разделение индийских философских школ на Астика и Настика основано на центральной роли Вед в традиционном индуизме. Многие индусы считают Веды откровением Бога и содержат знания, необходимые для достижения духовного освобождения. Школы Астика признают Веды авторитетными текстами и используют их в качестве основы для своих философских и религиозных идей, в то время как школы Настика отвергают авторитет Вед и предлагают альтернативные взгляды на природу реальности и средства достижения духовного освобождения.

В целом различие между школами Астика и Настика отражает разнообразие философских и религиозных идей в древней Индии и обеспечивает основу для понимания различных традиций и их взаимосвязи друг с другом.

Астика и Настика в индийской философии относятся к школам мысли, которые соответственно принимают или отвергают авторитет Вед. Вот некоторые ключевые различия между школами Астика и Настика :

1. Принятие Вед: Школы Астика принимают Веды как авторитетные тексты и используют их в качестве основы для своих философских и религиозных идей. Школы настика отвергают авторитет Вед и предлагают альтернативные взгляды на природу реальности и средства достижения духовного освобождения .

2. Вера в Бога: школы Астика обычно признают существование божественной реальности, лежащей в основе вселенной, в то время как школы Настика могут верить или не верить в божественное существо или существа.

3. Средства освобождения: Школы Астика обычно подчеркивают важность следования учениям Вед и участия в религиозных практиках для достижения духовного освобождения. Школы Настика , с другой стороны, часто подчеркивают личный опыт, медитацию и самореализацию как средства достижения освобождения.

4. Философские рамки: Школы Астика и Настика имеют разные философские рамки и точки зрения на природу реальности, себя, сознание и другие важные темы. Школы Астика , например, включают дуалистические и недуалистические взгляды на реальность, в то время как школы Настика включают ряд взглядов на природу существования и сознания.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

В целом различие между школами Астика и Настика отражает разнообразие философских и религиозных идей в древней Индии, каждая из которых предлагает уникальные точки зрения и понимание природы реальности и средств достижения духовного освобождения.

Концептуальный анализ школ Астика в древней Индии выявляет богатый и разнообразный спектр философских и религиозных традиций, которые разделяют общее признание Вед как авторитетных текстов и веру в божественную реальность, лежащую в основе вселенной. Каждая из шести школ Астика — ньяя, вайшешика , санкхья, йога, миманса и веданта — предлагает уникальный взгляд на природу реальности, существование Бога и средства достижения духовного освобождения.

Одной из ключевых тем, вытекающих из анализа, является разнообразие философских рамок и идей в школах Астики . Например, школа ньяя фокусируется на логике и эпистемологии, а школа вайшешика предлагает подробный анализ материального мира. Школа санкхьи предлагает двойственный взгляд на реальность, а школа веданты предлагает недуалистический взгляд. Миманса _ школа фокусируется на толковании Вед и выполнении ритуалов, в то время как школа йоги делает упор на практику медитации и достижение духовного освобождения через контроль ума.

Другой важной темой является роль Вед в школах Астика . Веды предоставляют основополагающие тексты для каждой школы, причем каждая школа предлагает уникальную интерпретацию и анализ текстов. Школы ньяя и миманса , например, сосредотачиваются на толковании Вед и выполнении ритуалов, тогда как школы вайшешика и санкхья анализируют физический мир в свете Вед. Школы йоги и веданты, с другой стороны, сосредотачиваются на духовном освобождении и достижении союза с божественным посредством учений Вед.

Анализ также подчеркивает сходства и различия между школами Астика . Хотя каждая школа предлагает уникальный взгляд на природу реальности и средства достижения духовного освобождения, есть также общие идеи и темы, которые пересекаются между школами. Например, многие школы подчеркивают важность знания и различения в достижении духовного освобождения, а многие также предлагают особые практики или техники для достижения этой цели.

В целом концептуальный анализ школ Астика в древней Индии позволяет глубже понять разнообразие и богатство индийской философии и религии. Школы предлагают уникальные взгляды на природу реальности,

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

существование Бога и средства достижения духовного освобождения и продолжают влиять на индийскую мысль и культуру сегодня.

Анализ показывает, что для школ Астика характерна ориентация на важность Вед в понимании природы реальности и достижении духовного освобождения. Школы опираются на Веды для развития своих философских и религиозных идей, причем каждая школа предлагает уникальную интерпретацию и анализ текстов.

Результаты также подчеркивают разнообразие философских рамок и идей в школах Астика . Каждая школа предлагает уникальный взгляд на природу реальности и средства достижения духовного освобождения. Например, школа ньяя фокусируется на логике и эпистемологии, а школа вайшешика предлагает подробный анализ материального мира. Школа санкхьи предлагает двойственный взгляд на реальность, а школа веданты предлагает недуалистический взгляд. Миманса _ школа фокусируется на толковании Вед и выполнении ритуалов, в то время как школа йоги делает упор на практику медитации и достижение духовного освобождения через контроль ума.

Анализ также выявляет общие идеи и темы, характерные для школ Астика . Например, многие школы подчеркивают важность знания и различения в достижении духовного освобождения, а многие также предлагают особые практики или техники для достижения этой цели.

В целом результаты концептуального анализа школ Астика в Древней Индии позволяют глубже понять разнообразие и богатство индийской философии и религии. Школы предлагают уникальные взгляды на природу реальности, существование Бога и средства достижения духовного освобождения и продолжают влиять на индийскую мысль и культуру сегодня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение, концептуальный анализ школ Астика в древней Индии выявляет широкий спектр философских и религиозных традиций, которые разделяют общее признание Вед как авторитетных текстов и веру в божественную реальность, лежащую в основе вселенной. Шесть школ астики — ньяя, вайшешика , санкхья, йога, миманса и веданта — предлагают уникальный взгляд на природу реальности, существование Бога и средства достижения духовного освобождения.

Анализ подчеркивает важность Вед в индийской философии и религии, причем каждая школа Астика опирается на тексты для развития своих философских и религиозных идей. Школы предлагают различные взгляды на природу реальности: некоторые делают упор на логику и эпистемологию,

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

другие анализируют материальный мир, а третьи предлагают дуалистические или недуалистические взгляды на существование. Точно так же средства достижения духовного освобождения различаются в разных школах: одни делают упор на выполнение ритуалов, другие - на медитацию и контроль над разумом, а третьи - на личный опыт и самореализацию.

Несмотря на эти различия, школы Астика разделяют общие темы и идеи, такие как важность знаний и различения в достижении духовного освобождения. Школы оказали значительное влияние на индийскую мысль и культуру, а их идеи продолжают влиять на современный индуизм и индийскую философию.

В целом концептуальный анализ школ Астика в древней Индии позволяет глубже понять разнообразие и богатство индийской философии и религии и подчеркивает важность Вед как связующей нити, связывающей воедино различные традиции.

REFERENCES

1. Бхаттачарья, С. (2011). Краткая история индийской философии. Дели : постоянный черный .

2. Дасгупта, С. (1922). История индийской философии. Кембридж : Кембридж Университет Нажмите .

3. Моханти, Дж. Н. (2001). Классическая индийская философия. Лэнхэм : Роуман и Литтлфилд Издатели .

4. Радхакришнан, С. (1929). Индийская философия, Том 1. Оксфорд : Оксфорд Университет Нажмите .

5. Шарма, К. (2000). Критический обзор индийской философии. Нью-Дели: Издательство Мотилал Банарсидасс.

6. Сингх, Дж. А. (1992). Философия ньяя-вайшешики. Нью-Дели: Издательство Арнольд-Хайнеманн.

7. Табб, Г. (2011). Философия Древней Индии. Эдинбург : Эдинбург Университет Нажмите .

8. Витцель, М. (2012). Развитие ведического канона и его школ: социальная и политическая среда. Гарвард Университет Нажмите .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.