УКД 331 (075.8)
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ САМОЗАНЯТОСТЬЮ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН
В РЕГИОНЕ
Н.М. Воловская, Л.К. Плюснина, А.В. Русина
Новосибирский государственный университет экономики и управления — «НИНХ»
В статье рассматривается один из видов занятости населения — самостоятельная занятость, показывается необходимость ее развития и управления на уровне региона, предлагается концептуальная модель управления самозанятостью, ее основные положения, алгоритм реализации модели, указаны предмет и принципы управления.
Ключевые слова: безработица, самостоятельная занятость, модель развития самозанятости, концепция, принципы самозанятости.
В перестроечный период в российском обществе произошли очень серьезные изменения в экономике, политическом устройстве, в жизни людей, стал иным их социальный статус, нарушились привычные интересы и ценности. Мы перешли от одного общественно-экономического устройства общества к другому. В России появились безработные люди. Как показывают статистические данные, за последние пять лет численность безработных граждан увеличилась довольно значительно, на 18,2 %: с 4246 тыс. чел. в 2007 году до 5020 тыс. чел. в 2011 году1. Мы видим, что безработица стала постоянным явлением современной жизни России. Причем численность безработных периодически увеличивается в кризисные периоды и снижается в благоприятные. Кризис, затронувший нашу страну в 2008 году, подтверждает это.
1 Российский статистический ежегодник
2012 г. Статистический сборник // Госкомстат
России. - М., 2012. - С. 127.
Так, в 2009 году численность безработных граждан составила 6373 тыс. человек, т. е. увеличение по сравнению с 2007 годом (докризисным периодом) составляет 50 %2. Безработные люди, потеряв привычное место работы под влиянием различных обстоятельств, оказываются вытолкнутыми из сферы социально-трудовых отношений. Следует заметить, что если в начале перестройки многие безработные надеялись, что о них вспомнит и позаботится государство, то за длительный перестроечный период пришло понимание того, что сейчас многое зависит от них самих, от их умения приспособиться к изменяющимся условиям жизни. Так, при увеличении численности безработных в 2009 году на 150 % по сравнению с 2007 годом численность обратившихся в государственные учреждения службы занятости увеличилась только на 138,2 %. Однако ситуация безработицы,
! Там >
в которой оказываются те или иные люди, по-прежнему способствует появлению у них чувства растерянности, социального и психологического дискомфорта. Для современной безработицы характерна напряженная ситуация с элементами продолжительности, неизменности и неопределенности. Так, среднее время поиска работы за период с 2007 по 2011 год колеблется с 7,2 до 8,4 мес.; из них 12 мес. и более ищут работу от 28,7 до 38,9 % безработных граждан3. Часть безработных людей не имеет перспектив трудоустройства без переподготовки, смены профессии и специальности, а иногда и места жительства, и для получения работы многим приходится соглашаться на нижеоплачиваемую работу, что понижает их социальный статус. Однако не все готовы пойти на это. Данные наших исследований показывают, что 67,3 % не готовы к смене своей профессии, из них 23,9 % хотят работать только по своей специальности и 43,4 % — согласны работать по специальности, близкой к своей. Работать по найму, снизив квалификацию, согласны 32,4 % безработных. Возможность снижения заработной платы ниже той, что была на последнем месте работы, допускают 24,8 % респондентов, а 46,8 % согласны работать при более низкой оплате труда. Около четверти респондентов не знают, как они поступят.
Такая ситуация в сфере занятости объясняется тем, что изначально в нашем обществе в результате проводимой политики индивидуальные интересы были поглощены общественным интересом, т. е. при практическом внедрении реформ были проигнорированы интересы индивида и иногда даже сама его жизнь. Эта
3 Там же. - С. 143.
ситуация продолжается, и, как следствие, у значительной части населения возникает кризис ценностей и целей жизни: ломаются судьбы, наносится непоправимый материальный и моральный ущерб. Причем речь идет о миллионах людей. Особенно тяжело приходится сельским жителям. Сельская безработица — проблема еще более острая, нежели безработица городская, так как у сельских жителей, ставших безработными, существенно меньше перспектив найти не только работу по специальности, но и вообще какую-либо работу, так как «сельский рынок труда территориально локализован,... транспортная оторванность многих сельских поселений от городских центров препятствует решению проблемы занятости сельского населения за счет трудоустройства на промышленных и других предприятиях района»4. По данным опроса, у 66,2 % безработных не было даже такой возможности, как осуществление временных и случайных работ.
В связи с этим возрастает роль отдельных видов занятости, отвечающих интересам общества и человека, при помощи которых повышается роль социальной защищенности трудоспособного населения.
Одним из таких видов занятости, помогающим людям в приостановлении понижения их социальной мобильности и перехода сначала к стабилизации, а впоследствии и к восходящей мобильности, является самостоятельная занятость. Мы рассматриваем самостоятельную занятость как достаточно широкое понятие, в основу которого
4 Воловская Н.М. Развитие самозанятости в личном подсобном хозяйстве как одно из направлений сокращения безработицы на селе / Н.М. Воловская, М.В. Удальцова, Л.К. Плюсни-на // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. — 2005. — № 6. — С. 95.
положено определение МОТ5, и считаем, что «самозанятость есть особый вид участия людей в общественно полезном труде, основанный на их личной инициативе, самостоятельности и ответственности, направленный, как правило, на получение трудового дохода и обеспечивающий самореализацию и самоутверждение индивида как личности и проявляющийся как отношения (экономические, социальные, правовые и др.) между людьми»6.
Речь идет о включении в социальную структуру общества безработных людей посредством предоставления им возможности трудиться на особых условиях — на условиях самоорганизации. Тем самым механизм социального взаимодействия, основанный на учете общих интересов, будет способствовать переходу единичных безработных в новое качественное состояние, некую целостность, определенный слой -предпринимательство. При этом сами индивиды становятся качественно иными, а также нова их принципиальная роль - роль активного начала в формировании системы новых социально-трудовых отношений. Самозанятость предполагает активность двоякого рода: человека, который способен и хочет занять себя самостоятельно, и общества (региона), которое должно оказывать содействие в обеспечении необходимых ему для этого условий. Активность человека создает субъективные предпосылки для самозанятости, а активность общества (региона) - возможность влиять на все побудительные силы самозанятости, осуществлять управление этим процессом. Не-
5 Распространение самостоятельной занятости: Докл. МОТ. — М., 1992. — С. 3.
6 Воловская Н.М. Самостоятельная занятость в
системе отношений занятости: особенности, свойства, проблемы/ Н.М. Воловская, Л.К. Плюснина, А.В.Русина и др. // Вестник НГУЭУ. — 2012. — № 2. — С. 120—128.
которые группы безработных уже готовы к самостоятельной занятости. Так, статистические данные показывают, что от 0,7 до 1,3 % от общей численности безработных за анализируемые годы рассматривают для себя возможности открытия собственного дела: поиск земли, зданий, машин и оборудования и др7. И этим гражданам необходимо оказывать помощь и поддержку.
Самозанятость во всем мире рассматривается в качестве особого феномена, способного привести к социальной интеграции интересов общества и человека, прежде всего, через обеспечение последнему реализации права на труд, повышение его социального статуса, изменение отношения к труду.
В связи со сменой политики в области занятости в России постепенно меняется и отношение государства к самозанятости. Оно стало поощрять развитие самозанятости и как форму снижения безработицы, и как форму самообеспечения населения. При этом используются различные методы, такие как выдача субсидий, обучение, снижение налогов, льготное кредитование и т. п.
Конечно, на самозанятость как на особый вид участия человека в труде могут перейти как занятые, так и незанятые люди. Однако в данной статье самозанятость рассматривается в контексте государственной активной политики занятости, и объектом исследования являются безработные люди.
Для снижения безработицы кроме самозанятости возможны другие альтернативные формы активной политики занятости, такие как создание новых рабочих мест; переобучение незанятых людей новым про-
7 Российский статистический ежегодник, 2012 г. Статистический сборник // Госкомстат России. — М., 2012. — С. 142.
фессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда; привлечение безработных людей к общественным работам и др. Однако эти направления или же требуют больших затрат со стороны региона, или же обеспечивают лишь временную занятость (например, общественные работы, которые к тому же являются непрестижными в глазах населения). А «самозанятость в силу своих высоких трудопоглощающих потенций играет роль социального амортизатора, абсорбируя значительную часть избыточной рабочей силы»8. Самозанятость во многом «оттягивает» на себя и иммиграционные потоки, в первую очередь беженцев и вынужденных переселенцев.
В настоящее время развитие самозанятости происходит стихийно и трудно предсказуемо в силу неопределенности как объективных, так и субъективных условий. Как показали проведенные в Новосибирской области исследования, незанятые граждане проявляют крайне низкую способность к самоорганизации, потенциал их социальной активности катастрофически мал. В массовом сознании людей по-прежнему преобладает представление о том, что в справедливом обществе основой социального положения человека должна быть именно трудовая деятельность по найму (41,3 % опрошенных). Значительная часть безработных людей переходит на самозанятость под давлением различных обстоятельств, иногда — от безысходности. К открытию собственного дела их зачастую толкает исчезновение прежних жизненных опор. Поэтому для
8 Воловская Н.М. Самостоятельная занятость: проблемы становления и развития в регионе (на примере Новосибирской области): дис. ... канд. экон. наук. — Омск: Омский государственный университет, 1998. — С. 8.
таких людей самостоятельная занятость — это прежде всего вынужденное средство выживания, а не свободный выбор. Но не исключено, что эта, даже пусть первоначально вынужденная, самостоятельная занятость со временем может перерасти в свободно избранную. Известны примеры, когда некоторые бывшие безработные, вынужденно выбрав данный вид занятости, в дальнейшем предпринимают важные самостоятельные социальные действия, преодолевая препоны и помехи, стоящие на их пути, и, достигнув определенных успехов, не хотят терять те преимущества, которые дает им самозанятость (самостоятельность, самореализация, свобода выбора целей и их реализация, и др.). Для них это уже свободный выбор.
Развитием самостоятельной занятости необходимо управлять. Роль государственных служб занятости не должна сводиться только к регистрации безработных, выдаче им пособия и консультированию. Изучение особенностей развития самостоятельной занятости в России и за рубежом показало, что самостоятельная занятость успешно развивается, когда ее распространению придается общественное значение на уровне государства (региона), разрабатываются специальные программы содействия самозанятости, осуществляется адресная помощь и поддержка лицам, решившим занять себя самостоятельно, и, напротив, осуществляется медленно, с большими социальными издержками, когда государство (регион) не принимает активного участия в этом процессе. Региональные власти могут оперативно изменить сложившееся положение с безработицей за счет развития многообразных форм экономической деятельности населения именно путем развития самозанятости.
Самозанятость выгодна регионам как с экономической (требует намного меньших инвестиций, несравнимых с крупным производством, позволяет привлечь личные сбережения населения), так и с социальной (увеличение включенности населения в процесс занятости, его активизация) сторон. Через развитие таких форм самозанятости, как ИТД и ЛПХ, семейные и малые предприятия, в которых население сможет принять самое непосредственное участие при минимальной поддержке региональных структур в решении социально-экономических проблем развития региона, и люди, вовлеченные в самозанятость, — реализовать свой потенциал. На региональном уровне легче учесть их индивидуальные особенности, ценности, общность индивидуальных и коллективных (региональных) интересов, принять во внимание географическую близость ряда поселений, способствуя тем самым развитию кооперации самостоятельных работников, объединению их в группы для оказания разного рода услуг, выполнения работ, производства товаров. В целом развитие самозанятости в регионе значительно облегчает адаптацию населения к новым условиям жизни, способствуя интегрированности общества.
Как мы указывали ранее, «под управлением развития самозанятостью мы понимаем деятельность, направленную на активизацию выбора человеком самостоятельной занятости как вида участия в общественном труде за счет формирования необходимых для этого как личностных качеств человека, так и объективных факторов, условий и предпосылок»9. Направления такой дея-
9 Воловская Н.М. Управление самостоятельной занятостью в регионе / Н.М. Воловская, М.В. Удальцова, Л.К. Плюснина, А.В. Русина // Регион: Экономика и Социология. — 2005. — № 4. - С. 71.
тельности — формирование, поддержание достигнутого состояния самозанятости и ускорение ее развития.
Концептуальная модель управления развитием самозанятости в регионе, по нашему мнению, должна включать в себя разработку концепции развития самостоятельной занятости, механизм развития самозанятости, алгоритм реализации данного механизма и мониторинг самостоятельной занятости.
Управление развитием самозанятости в регионе, по нашему мнению, должно исходить из следующих принципиальных положений.
Самостоятельная занятость способна возвратить часть отторгнутых людей в социум, обеспечить социальный консенсус интересов общества и человека в сфере занятости, в связи с этим она должна приобрести статус общественной проблемы, что определит особый подход к управлению ею.
Самостоятельная занятость как объект управления является социально-экономическим процессом. С одной стороны, она направлена на изменение ценностного сознания человека, на вовлечение индивида в тот или иной вид общественно значимой деятельности, на обретение им нового социального статуса, а с другой — влияет на экономические показатели региона (общества) — рост ВВП и доходов трудящихся, увеличение объема товаров и т. д.
Самозанятость должна рассматриваться как интеграционный процесс, с помощью которого формируется позитивное взаимодействие людей в обществе.
Самозанятость является динамичным процессом с высокой степенью неопределенности, требующим для управления ее развитием комплексного применения различных методов (социологических, эконо-
мических, организационных, идеологических и др.).
Самозанятость предполагает наличие патерналистских отношений между человеком и обществом. Общество (регион) должно оказывать помощь и поддержку развитию самозанятости населения. Причем региональная поддержка должна оказываться в основном на начальном этапе развития самозанятости и далеко не каждому человеку, изъявившему желание ее осуществлять. Необходим тщательный отбор людей.
В основе управления развитием самозанятости должно лежать исследование влияния всех побудительных сил на ее развитие и их продуманное сочетание.
Система управления развитием самозанятости является многоуровневой. При этом особая роль отводится региональному и личностному уровням. Региональные особенности определяют объективные факторы и условия развития самозанятости. Регион может оказывать регулирующее воздействие на личность и ее субъективные внутренние факторы, в том числе на повышение активности, инициативности, формирование социальной мобильности и прочее путем распространения успешного опыта референтных групп (например, предпринимателей, создавших собственное дело с нуля, являющихся престижной частью, образцом данного социума), проведения тренингов, обучения, оказание реальной помощи начинающим самозанятым и т. д.
При управлении развитием самозанятостью необходим дифференцированный подход к различным группам населения (молодежи, женщинам, людям предпенсионного возраста и т. д.) в связи с тем, что различны их социальные признаки, лич-
ностные качества, потребности, ценности и ценностные ориентации, стартовые возможности, уровень образования, специальность и квалификация, что накладывает отпечаток на социальную активность указанных групп.
При управлении развитием самозанятостью необходимо предусматривать обеспечение условий наибольшего благоприятствования (упрощение системы регистрации, льготную аренду помещений, кредиты и др.) для производственной самозанятости, осуществляющейся в приоритетных для региона сферах деятельности, а также при использовании в производстве продукции местного сырья (полезных ископаемых, древесины и т. д.).
Самозанятость невозможно развивать командными методами. Управление самозанятостью предполагает использование косвенных, социально-экономических методов посредством проведения активной политики содействия занятости населения, разработки различного рода программ содействия занятости населения, в том числе и программ развития самозанятости населения.
В политике содействия самозанятости, по нашему мнению, должны сочетаться меры, направленные как на прямое субсидирование (особенно на начальном этапе развития самозанятости), так и на развитие потенциала будущих самозанятых работников и их адаптацию к реальным условиям экономики. В отношении незанятых людей это означает содействие формированию и сохранению у них установок, мотивации к самозанятости, а также необходимых знаний и качеств.
Необходимо обеспечение региональных служб занятости, на которые возлагается работа по содействию занятости населе-
ния, финансовыми средствами и повышение социально-экономической эффективности их использования.
Управление любыми процессами должно опираться на ряд принципиальных положений. Не исключение составляет и самостоятельная занятость. Под принципами управления самозанятостью мы понимаем начальные, исходные положения, лежащие в основе управления самозанятостью. Мы считаем, что в основе управления самозанятостью незанятых граждан должны лежать следующие принципы.
Принцип социальной реинтеграции безработных людей в социум, означающий восстановление социального взаимодействия индивидов и общества через включение в социальную структуру общества незанятых людей на условиях самоорганизации. При этом должно учитываться сочетание приоритетной значимости личностных факторов с элементами патернализма со стороны общества (региона). В связи с этим личность должна рассматриваться как исходный пункт самостоятельной занятости, источник развития активности.
Принцип комплексности, предполагающий рассмотрение явлений и процессов (природных, экономических, социальных, психологических, политических, экологических и др.) во взаимосвязи. При этом приоритет остается за социальными факторами, так как самостоятельная занятость начинается, прежде всего, с человека, с проявления им его особых качеств, таких как активность, инициативность, самостоятельность, ответственность и др. И недостаточный учет этих факторов ведет к нарушению социального взаимодействия между индивидом и обществом, грозит разрывом социальной связи между ними.
Принцип системности, когда множество элементов, находящихся в связях между собой, образует определенное единство. В системе управления развитием самостоятельной занятости такими составляющими являются субъекты, уровни, объект, предмет, направления и методы регулирования самозанятости. Система должна иметь цель и взаимосвязь с внешней средой. В свою очередь, управление развитием самостоятельной занятости является частью общей системы управления занятостью в регионе.
Принцип централизованного управления самозанятостью в сочетании с самостоятельностью граждан при отходе от монополии государства в данном вопросе, означающий, что, с одной стороны, централизованное управление должно обеспечить единый, общегосударственный подход к развитию данного процесса исходя из потребностей региона, значимости отдельных отраслей, структурных изменений производства, а с другой — необходим отказ от сверхцентрализации. Следует помнить, что при управлении данным процессом очень большое значение имеет социальная готовность личности проявить активность и занять себя самостоятельно. Таким образом, суть данного принципа заключается в разумном сочетании демократизации и регионализации.
Принцип сочетания общественных (региональных) и личностных интересов при приоритете интересов человека, предполагающий обеспечение последнему реализации права на труд, повышение его социального статуса, изменение отношения к труду. Стремление решить проблемы общества, не учитывая личность человека, его запросы, обречено на неудачу. Человек может реализовать себя только в обществе и в то же время дол-
жен выполнять определенные обязательства по отношению к обществу.
Принцип взаимной ответственности общества и человека: общество (регион) с целью устранения негативных последствий безработицы должно проводить активную политику, поощряя развитие отдельных форм, через управление самозанятостью, а человек должен быть готовым к социальному взаимодействию, изменению социальных установок и традиционных ценностей, к социально-экономическим издержкам, к социальной ответственности и т. п.
Принцип социальной защищенности, социальной поддержки и социально-экономической помощи, означающий изменение отношения к самостоятельной занятости и к самозанятым гражданам, улучшение социального настроения и самочувствия самозанятых людей через продуманную систему льгот и поддержки граждан, решивших занять себя самостоятельно, через пропаганду и агитацию перехода на самозанятость среди незанятого населения путем использования различных методов.
Принцип усиления стимулирующей роли социальных рычагов, изменения пассивно-выжидательного поведения, устранение защитной функции поведения и эффектов «вынужденности», «избегания», «приспособления» при переходе на самозанятость, повышение роли и значимости самозанятости в глазах общественности.
Принцип программно-нормативной регламентации региональной самозанятости при учете показателей состояния и динамики социальных процессов в регионе и обществе, имеющий в своей основе разработку программ развития самозанятости, рассчитанных на определенный круг граждан, способных при некоторой поддержке со стороны государства открыть свое дело, соз-
дать самостоятельно для себя (а иногда и для других) рабочие места.
Принцип объективности, полноты и оперативности информации — рациональное использование различных видов и источников информации. Для управления самозанятостью важна не только обеспеченность статистическими данными, но и данными социологических опросов незанятого населения, экспертов (в том числе проведение мониторингов), а также разработка инструментария получения необходимых данных. Социологические опросы обеспечивают систему управления самозанятостью надежной «обратной связью», дают информацию о процессах и противоречиях, возникающих в ходе развития общества, позволяют всесторонне оценивать последствия принимаемых решений. Всесторонняя и всеобъемлющая информация нужна как для органов власти, так и для членов общества.
Принцип формирования иучета общественного мнения в области самозанятости. Как мы уже указывали, большое значение для развития самозанятости имеет отношение окружающих людей, властей в их поселении к данному виду занятости, т. е. местные власти должны различными способами способствовать формированию положительного мнения по развитию самозанятости. Но вместе с тем у самих государственных органов возникает потребность в учете общественного мнения в части развития самозанятости в большей степени по нерешенным вопросам. Таким образом, необходимо обеспечивать диалектическое единство общественного мнения и общественного действия.
В качестве предмета управления самостоятельной занятостью выступают ее побудительные силы во всем своем много-
образии, от степени воздействия которых зависят социальная активность личности в выборе вида занятости и сфера распространения самозанятости, а также ценностное сознание граждан. Принимая определенные управленческие решения, общество (регион) может способствовать изменению ценностного сознания через усиление воздействия положительных факторов и условий, а также создавать предпосылки для перехода на самозанятость отдельных личностей.
В целом взаимодействие принципов управления самостоятельной занятостью с ее побудительными силами, уровнями, субъектами и направлениями регулирования, с нашей точки зрения, представляет механизм управления самозанятостью.
Алгоритм реализации данного механизма включает три этапа.
1. Изучение и анализ экономических, природно-климатических условий, а также особенностей территорий (региона).
2. Изучение ценностного сознания населения применительно к возможностям их самозанятости и выявление потенциала для самостоятельной занятости на данной территории (регионе), факторов и условий, сдерживающих или ускоряющих развитие данного процесса, сфер и видов возможной деятельности.
3. Разработка направлений управления развитием самозанятости и конкретных мероприятий по содействию самозанятости населения применительно к данной территории (региону).
Мы считаем, что «одним из условий эффективного управления занятостью является наличие, помимо статистической, информации о причинах и особенностях незанятости, мотивах и предпочтениях людей в отношении отдельных направлений заня-
тости и т. д. Выявить это чаще всего можно лишь социологическими методами (анкетирование, интервью)»10. В связи с этим для сопровождения реализации механизма управления развитием самозанятости необходимо периодическое отслеживание результатов управления с помощью мониторинга самостоятельной занятости.
Завершая рассмотрение концепции и механизма управления развитием самозанятости, следует отметить, что проведенный анализ, а впоследствии и синтез, позволили нам осуществить типологизацию конечных результатов выбора вида занятости:
негативный выбор может быть сделан в силу двух обстоятельств: непринятия человеком самозанятости как вида своей занятости или неразвитого ценностного сознания, неспособности адекватно оценить существующую ситуацию, баланса положительных и отрицательных результатов данного вида занятости и др.;
промежуточный выбор прослеживается, когда субъект перебирает возможные варианты форм самозанятости в рамках собственного ценностного сознания и мышления, но затрудняется совершить выбор, и в этом случае большую роль играет воздействие на него через направления регулирования;
позитивным можно считать выбор, когда субъект выражает готовность перейти на самозанятость.
Проследив логику поведения позитивно, промежуточно и негативно настроенных в отношении самозанятости
10 Удальцова М.В.Социально-трудовые ожидания незанятых людей и их отношение к самостоятельной занятости региона / Н.М. Воловская, М.В. Удальцова, Л.К. Плюснина // Социс. — 2003. — № 7. — С. 23.
индивидов, можно дифференцировать подход к каждому из этих типов, прогнозируя их ориентации, что позволит ослабить негативное воздействие безработицы, снизить социальную напряженность в обществе.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что главное достоинство самостоятельной занятости, по нашему мнению, заключается в ее социальной ценности, так как она, раскрепощая творческую инициативу людей, способствует преодолению выжидательных и иждивенческих настроений в обществе и укрепляет веру людей прежде всего в свои силы. Предложенные концепция и механизм управления развитием самостоятельной занятости позволят внести в данный процесс системность и комплексность, а последовательная реализация механизма по предложенным этапам с учетом методического их обеспечения, а также осуществление отслеживания результатов управления с помощью мониторинга самозанятости придадут этому процессу целеустремленность и направленность на получение конечных результатов управления.
Литература
Воловская Н.М. Самостоятельная занятость в системе отношений занятости: особенности, свойства, проблемы/ Н.М. Воловская, Л.К. Плюснина, А.В. Русина и др. //Вестник НГАЭУ. - 2012. - № 2.
Воловская Н.М. Развитие самозанятости в личном подсобном хозяйстве как одно из направлений сокращения безработицы на селе / Н.М. Воловская, М.В. Удальцова, Л.К. Плюснина // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. — 2005. — № 6.
Воловская Н.М. Управление самостоятельной занятостью в регионе / Н.М. Воловская М.В. Удальцова, Л.К. Плюснина А.В. Русина // Регион: экономика и социология. — 2005. — № 4.
Воловская Н.М. Самостоятельная занятость: проблемы становления и развития в регионе (на примере Новосибирской области): дис. ... канд. экон. наук. — Омск: Омский государственный университет, 1998.
Российский статистический ежегодник, 2012 г. Статистический сборник // Госкомстат России. — М., 2012.
Удальцова М.В. Социально-трудовые ожидания незанятых людей и их отношение к самостоятельной занятости / М.В. Удальцова, Н.М. Воловская, Л.К. Плюснина // Социс. — 2003. — № 7.