Научная статья на тему 'Концептуальные принципы оптимизации работы предприятия на основе архитектурного подхода'

Концептуальные принципы оптимизации работы предприятия на основе архитектурного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
747
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / ИНФРАСТРУКТУРА / МОДЕЛЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ИТ-ТЕХНОЛОГИИ / АРХИТЕКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ / BUSINESS / INFRASTRUCTURE / MODEL / ENTERPRISE / IT-TECHNOLOGIES / ENTERPRISE ARCHITECTURE / CONCEPTUAL MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуменюк Н. В.

В статье проведен анализ тенденций информатизации экономики и обоснована необходимость использования архитектурного подхода с целью синхронизации потребностей бизнеса и возможностей ИТ-технологий. На основе обобщения теоретико-методологических принципов разработки архитектуры предприятия предложен концептуальный механизм оптимизации работы предприятия путем перехода к перспективной модели архитектуры, которая в современных условиях становится основой для разработки плана развития предприятия и управления изменениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual principles of optimizing the enterprise activity on the basis of the architectural approach

The article analyzes the trends in the informatization of the economy and substantiates the need to use an architectural approach to synchronize business needs and the capabilities of IT-technologies. On the basis of generalizing the theoretical and methodological principles of the enterprise architecture development, a conceptual mechanism for optimizing the enterprise's activity has been proposed by moving to a perspective model of architecture, whichunder modern conditions becomes the basis for the development of the enterprise development plan and change management.

Текст научной работы на тему «Концептуальные принципы оптимизации работы предприятия на основе архитектурного подхода»

УДК 658+004.9

Н.В. ГУМЕНЮК, канд. экон. наук, доцент кафедры «Математическое моделирование», e-mail: [email protected]

Автомобильно-дорожный институт ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет», г. Горловка, ДНР

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ АРХИТЕКТУРНОГО ПОДХОДА

В статье проведен анализ тенденций информатизации экономики и обоснована необходимость использования архитектурного подхода с целью синхронизации потребностей бизнеса и возможностей ИТ-технологий. На основе обобщения теоретико-методологических принципов разработки архитектуры предприятия предложен концептуальный механизм оптимизации работы предприятия путем перехода к перспективной модели архитектуры, которая в современных условиях становится основой для разработки плана развития предприятия и управления изменениями.

Ключевые слова: бизнес, инфраструктура, модель, предприятие, ИТ-технологии, архитектура предприятия, концептуальный механизм.

Gumenyuk N.V. Conceptual principles of optimizing the enterprise activity on the basis of the architectural approach.

The article analyzes the trends in the informatization of the economy and substantiates the need to use an architectural approach to synchronize business needs and the capabilities of IT-technologies. On the basis of generalizing the theoretical and methodological principles of the enterprise architecture development, a conceptual mechanism for optimizing the enterprise's activity has been proposed by moving to a perspective model of architecture, which under modern

conditions becomes the basis for the development of the enterprise development plan and change management.

Keywords: business, infrastructure, model, enterprise, IT-technologies, enterprise architecture, conceptual mechanism.

Одним из важнейших направлений становления инновационной экономики, предполагающей использование знаний и интеллекта с целью постоянного технологического совершенствования производства и реализации модели экспорта высокотехнологичной продукции с высокой добавочной стоимостью, является повсеместное использование информационных технологий как катализатора ее развития.

Как известно, структура всех промышленных предприятий построена на принципах организации производства, что подразумевает применение способов выбора, распределения и кооперации элементов производства для достижения поставленных целей при минимальных затратах ресурсов. Однако современные тенденции глобализации бизнеса, динамика слияний и поглощений, переход от рынка производителя к рынку потребителя на фоне достаточно высокого уровня информатизации экономики и общества в целом трансформируют подходы к ведению бизнеса, что влечет за собой измене© Н.В. Гуменюк, 2018

ние форм и методов управления производством с целью обеспечения его гибкости, эластичности, способности быстро перестраиваться на выпуск новой продукции, востребованной рынком. Это обусловливает необходимость перехода от ресурсной модели управления к организационной, в которой целеполагание деятельности предприятия концентрируется не только на «прибыли, имидже и потребителе», а главным образом на его «выживании» путем завоевания конкурентных преимуществ и удержания лидерских позиций на рынке. При этом информационные технологии, позволяющие в режиме реального времени обрабатывать возрастающие объемы информации и принимать обоснованные управленческие решения, становятся инструментом достижения поставленных целей. В связи с этим перед каждым предприятием, не зависимо от сферы его деятельности и существующих на рынке бизнес-интересов, стоит задача синхронизации потребностей бизнеса и возможностей ИТ-технологий.

Такой целостный взгляд на потребности бизнеса и организацию производства с точки зрения востребованности и рационального применения информационных технологий позволяет осуществить архитектурный подход. Модель архитектуры предприятия аккумулирует знания о его процессах, поведении, информационных и материальных потоках, ресурсах и организационных единицах, инфраструктуре и архитектуре систем. При этом целью моделирования является не только повышение интегрированности предприятия, но и поддержка его анализа в различных разрезах (экономических, организационных, качественных, количественных) для совершенствования деятельности по принятию решений, контролю, координации и мониторингу различных его частей.

Понятие архитектуры предприятия, возникшее изначально в области информационных технологий и определяющее

инфраструктуру информационной системы, сейчас рассматривается как стратегическая информационная основа, определяющая структуру бизнеса, информацию и технологии, применяемые для поддержания бизнес-операций, а также процессы преобразования, развития и перехода, необходимые для реализации новых технологий в ответ на изменение бизнес-потребностей. В связи с этим архитектурный подход позволяет реализовать эффективное управление бизнес-процессами предприятия на основе рационально спроектированной информационно-технологической инфраструктуры.

Впервые предложенная в 1987 г. Дж. Захманом [1] категория «архитектура предприятия» далее преобразовалась в научное направления благодаря трудам зарубежных и отечественных ученых, имеющим теоретико-методологическую и практическую направленность, среди которых следует отметить работы М.Ю. Ар-зуманяна [2], Е.И. Всяких [3], Л.Ю. Григорьева [4], А. Данилина [5], Дж. Захмана [1], Е.З. Зиндера [6, 7], Г.Н. Калянова [8], Д.В. Кудрявцева [9, 10], С. Спевака [11], Ю.Ф. Тельнова [12], Е.А. Штейнгарта [13]и др.

Однако большинство руководителей предприятий в силу влияния экономических, политических, организационных факторов уделяют недостаточно внимания воспроизводству ИТ-инфраструктуры, не понимая и не видя реальных выгод от ее использования в управлении бизнес-процессами на предприятии. Это связано прежде всего с проблемой дистанцирования руководства предприятия от разработчиков информационных проектов вследствие некорректной постановки задач автоматизации бизнес-процессов, непонимания профессиональной терминологии и непринятия персоналом нововведений из-за неудобства пользования либо нежелания обучаться.

Целью статьи является обобщение теоретико-методологических основ формирования архитектуры предприятия и разработка концептуального механизма оптимизации работы предприятия на основе архитектурного подхода, позволяющего синхронизировать потребности бизнеса и возможности ИТ-технологий.

Современные требования рынка, необходимость мгновенной реакции предприятия на его структурные изменения требуют новых подходов ведения бизнеса. По мнению консалтинговой компании А.Т. Kearney [14], в современных условиях применение ИТ в бизнесе сопряжено с достижением следующих целей: трансформирование организации; проникновение на новые рынки; внедрение новых продуктов и услуг; ускорение реакции на изменения рынка;

сокращение затрат; совершенствование внутренних операций;

улучшение качества обслуживания. Для отражения нового стиля осуществления бизнеса было предложено понятие «предприятия реального времени (RTE - Real Time Enterprise)», под которым понимается, что актуальная на каждый момент времени информация о критичных для бизнеса процессах используется для получения конкурентных преимуществ за счет постоянного сокращения задержек в управлении. Бизнес-стратегия таких предприятий нацелена на внедрение ИТ, позволяющих не только автоматизировать основные транзакцион-ные операции, но и внедрять инновационные ИТ-проекты, даже если их реализация связана с большой долей риска. К ним можно отнести управление взаимоотношениями с клиентами, управление цепями поставок, организация виртуальных команд разработчиков и т.д. Если такие проекты будут внедрены успешно, на основе баланса интересов бизнеса и ИТ, то

предприятие достаточно сильно оторвется от конкурентов и займет качественно-новое место на рынке. Если же эти проекты будут внедряться спонтанно, только лишь следуя «моде» и внедряя новинки рынка ИТ без должного обоснования целесообразности их применения для конкретного предприятия, то они обречены на провал, что подтверждено данными мировых консалтинговых и аналитических компаний. Компания МсК^еу [15], лидер рынка стратегического консалтинга, провела анализ результатов выполнения 500 крупных ИТ-проектов во всем мире. Выяснилось, что успешными можно признать только 16%, при этом большинство проектов превышали сроки и на 80% выходили за рамки отведенного бюджета. В России эти показатели оказались еще выше. Основную причину бизнес-аналитики видят в структуре предприятия. Это же утверждение подтверждается исследованиями Э. Деминга [16] о том, что 94% неэффективной деятельности объясняется устройством предприятия и соответствующими общими причинами. Только 6% негативных проявлений связаны с плохой работой персонала. Поэтому низкое качество продуктов и услуг, недовольные покупатели, неэффективность и финансовые потери в большинстве случаев - следствие плохого организационного дизайна.

Со стороны стратегического бизнес-планирования также появилось достаточно много инновационных инструментов, которые можно применять только на основе взвешенной политики ведения бизнеса. Среди них следует выделить систему сбалансированных показателей, реинжиниринг бизнес-процессов, лин-ме-неджмент, методы управления качеством, технологии слияний и поглощений, однако большинство основанных на них инициатив не оправдывает ожиданий [17]. При этом Р. Каплан и Д. Нортон [18] утверждают, что от 70 до 90%

стратегических инициатив не достигают ожидаемых результатов.

Основная причина неудач предприятий - отсутствие согласованности и системности в проектах по организационному развитию. Например, правильно спланированная бизнес-стратегия может быть транслирована не должным образом на оперативный уровень управления, в связи с чем задачи подразделений, набор показателей, бизнес-процессы нерационально реализуют стратегические цели. Возможна и ситуация, когда эффективная организация бизнеса сталкивается со слабой ИТ-поддержкой, некорректно реализующей бизнес-процессы предприятия.

Поэтому успешная трансформация бизнеса и предприятия в целом должна учитывать бизнес-стратегию, организацию деятельности, информационные системы и корпоративную культуру. При этом следует отметить, что ни общие навыки управления, ни опыт внедрения сложных информационных технологий, ни лидерские способности руководства по отдельности не позволят оценить потенциал ИТ-инноваций, изменить бизнес-архитектуру, процессы и метрики, перестроить информационные системы и ИТ-инфраструктуру и возглавить проект комплексной трансформации предприятия. В связи с этим для обозначения комплексного подхода к созданию, проведению организационных изменений, реорганизации предприятия используется понятие бизнес-инжиниринга, ключевыми категориями которого являются системность и архитектура предприятия.

Согласно ISO/IES 15288:2008 система - это совокупность взаимодействующих элементов, организованных для достижения одного или нескольких установленных назначений [19]. В бизнес-системе объединение частей в единое целое производится с помощью понятия «архитектура предприятия». Согласно ISO 15704 архитектура предприятия должна

включать: роли людей, описание процессов (функции и поведение) и представление всех вспомогательных технологий на протяжении всего жизненного цикла предприятия [20]. Обращая внимание на динамический аспект архитектуры предприятия, Е.З. Зиндер указывает, что архитектура включает взгляд на предприятие и его системы как на целое, в котором все компоненты гармонично соответствуют друг другу, обеспечивает комплексный и целостный взгляд на потребности субъектов и планы их удовлетворения, на существующие системы, действующие ограничения и перспективные возможности применения ИТ [7]. Таким образом, инструментарий архитектурного подхода предназначен для разработки моделей архитектуры предприятия, используемых для анализа существующего состояния предприятия, проектирования его будущего состояния, а также с целью представления альтернативных сценариев развития.

Современная трактовка архитектуры предприятия (начиная с 2010-х годов) заключается в синтезе элементов бизнес-архитектуры и информационно-технологической архитектуры как единого целого, функционирующего для достижения целей работы предприятия. В связи с этим она включает: цели, показатели, бизнес-процессы, бизнес-модель, способности, сервисы, оргструктуру, создание ценности, знания и кейсы, архитектуру информации, приложений и технологическую архитектуру [9].

Как видим, архитектура предприятия вышла за пределы ИТ-департаментов, в связи с чем возрастает роль бизнес-аналитиков, способных расставить приоритеты развития двух составных, определяющих единое целое. В современном понимании ведущая роль уделяется бизнес-архитектуре как задающей вектор развития предприятия, после чего цели транслируются на организационный уровень, формируется бизнес-модель, а роль

информационно-технологической архитектуры заключается в формировании ИТ-инфраструктуры работы предприятия, реализующей в полной мере запросы бизнеса согласно определенной миссии и разработанной стратегии.

На основе вышеизложенного предложен концептуальный механизм оптимизации работы предприятия на основе архитектурного подхода (рис. 1).

В основу реализации механизма положен процесс перехода от модели работы предприятия «как есть» («as is») к перспективной модели архитектуры предприятия («то ве»), на основе которого разрабатывается программа развития предприятия.

Модель архитектуры предприятия должна отражать не только основные и вспомогательные бизнес-процессы предприятия в их тесной взаимосвязи с ИТ-инфраструктурой, но и ряд критически важных для бизнеса сущностей, таких как способности (capabilities), бизнес-модель, непроцессную деятельность (проекты, кейсы), знания, неформальную структуру и др. [21].

Кроме того, практика использования архитектурного подхода в бизнес-инжиниринге показала, что важно обеспечить не только согласованность бизнеса и ИТ, но и добиться внутренней согласованности (coherence) разных элементов архитектуры предприятия. При этом цели должны быть согласованы с миссией предприятия, имеющимися способностями и организационной структурой, показатели должны измерять уровень достижения целей и задач, процессы должны улучшать выбранные показатели, а информационные системы усиливать именно критически значимые процессы.

Архитектура предприятия, ее разработка и анализ должна основываться на рациональном синтезе фундаментальных научных знаний и практик ведущих

компаний мира, подкрепленных действующими стандартами в области системной инженерии, моделирования предприятий и менеджмента качества. Среди стандартов, введенных в эксплуатацию в Российской Федерации, следует выделить:

ГОСТ Р ИСО 15704:2008 (ISO 15704: 2000) [20];

ГОСТ Р ИСО 19439:2008 (ISO 19439:2006) [22];

ГОСТ Р 57100 - 2016/ISO/IEC/IEEE 42010:2011 [23];

ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288 - 2005 (ISO/IEC 15288:2002) [24];

ГОСТ Р 57102 - 2016/ISO/IEC TR 24748-2:2011 [25];

ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504-4 - 2012 (ISO/IEC 15504-4:2004) [26];

ГОСТ Р ИСО 9000-2015 (ISO 9000:2015) [27].

Следует отметить разнообразие методологий описания архитектуры, среди которых наиболее распространенными и представленными в научной литературе являются [13]: Захмана, Microsoft, TOGAF, FEAF, SAM, EAP, GERAM, Gartner.

При этом в ходе проектирования используется широкий спектр технологий моделирования, управления знаниями, интеллектуальных технологий и методов принятия решений, а также обобщенные практики управления проектами.

Однако независимо от того, какая методика и инструментарий будут выбраны для проектирования архитектуры предприятия и разработки плана ее развития, для получения общего высокоуровневого представления о предприятии с точки зрения его бизнес-функций и требований в области информации целесообразно использовать EAP методику С. Спе-вака [11] (Enterprise Architecture Planning - Планирование архитектуры предприятия). В основу EAP методики

Цель: оптимизация деятельности предприятия путем совершенствования его архитектуры

Задачи

Принципы построения архитектуры предприятия

Фундаментальные научные знания

Конструкция (Организация) Организационно-штатная структура ИТ-архитектура

Цель (смысл) Цели Стратегия Показатели Бизнес-модель

Архитектурные принципы

О

Стандарты

Деятельность

(Функции) Цепочки и сети создания ценности процессы, проекты кейсы, способности

Модель архитектуры предприятия «КАК ЕСТЬ» К»)

ПЛАН ПЕРЕХОДА Мобилизация активов, понимание,

дизайн; применение оценки эффективности

Перспективная модель архитектуры предприятия («ТО ВЕ»)

Результат: совершенствование деятельности по принятию решений, контролю, координации и мониторингу за счет усиления интегрированности предприятия и динамической поддержки анализа предприятия в различных разрезах

Рис. 1. Концептуальный механизм оптимизации работы предприятия на основе архитектурного подхода

Разработано автором

положены приоритетные потребности бизнеса, а не технологические факторы, что тем самым выводит архитектуру предприятия из тени информационных систем. Основное внимание в процессе проектирования сосредоточено на данных, знаниях и потребностях в информации, возможностях ее накопления и повторного использования, в отличие от классического понимания бизнес-инжиниринга с главенствующей ролью процессов. В связи с этим большую долю ответственности за построение и реализацию архитектуры предприятия несут представители бизнес-подразделений, а не специалисты сферы ИТ.

Таким образом, согласно требованиям международных стандартов, прак-

Этапы моделирования

тик использования методик построения архитектуры, исследований зарубежных и отечественных ученых [8, 28] в табл. 1 представлены основные этапы моделирования архитектуры с указанием предварительных результатов и доли затрат от их реализации.

План перехода от действующей архитектуры предприятия к перспективной, на основе которой строится план развития компании, представляет собой сложный, многоступенчатый процесс, эффективная реализация которого требует пристального внимания и участия группы бизнес-аналитиков и консультантов в сфере информационных технологий.

Таблица 1

архитектуры предприятия

№ Название этапа Результаты Затраты

1 Инициация планирования цели, видение, методологии, инструментарий, команда, презентации, рабочий план -

2 Предварительное бизнес-моделирование организационно-штатная структура, предварительная функциональная бизнес-модель 7%

3 Формирование снимка предприятия полная функциональная бизнес-модель 23%

4 Описание текущих систем и технологий каталог информационных ресурсов, системные схемы 15%

5 Формирование архитектуры данных определение сущностей, ER-модель, матрица сущности-функции, отчет по архитектуре данных 15%

6 Формирование архитектуры приложений определение приложений, матрицы приложений, анализ покрытия, отчет по архитектуре приложений 15%

7 Формирование технической архитектуры распределение данных и приложений, отчет по технической архитектуре 10%

8 Разработка плана реализации последовательность, план перехода, цены и преимущества, факторы успеха и рекомендации 15%

9 Заключительное планирование окончательный отчет, презентация -

10 Переход к реализации совершенствование политик, стандартов, процедур, детализация планов

Источник: [8, 28]

Результаты реализации концептуального механизма заключаются в оптимизации работы предприятия за счет усиления его интегрированности и динамической поддержки анализа предприятия в различных разрезах.

Выводы

В работе обоснована актуальность использования архитектурного подхода при решении важной для каждого предприятия задачи синхронизации потребностей бизнеса и возможностей ИТ-технологий. При этом архитектура предприятия позиционируется как основное средство управления изменениями разработки программ развития бизнеса и ИТ-инфраструктуры. На основе обобщения подходов к пониманию и составу модели архитектуры предприятия предложен концептуальный механизм оптимизации работы предприятия на основе архитектурного подхода. В основу реализации механизма положен план перехода от действующей архитектуры предприятия к перспективной, совокупность моделей которой является основой для разработки плана развития предприятия и управления изменениями за счет обеспечения информационно-технологической поддержки принятия решений в условиях реализации сложных бизнес-процессов. Этот подход позволяет упростить процессы управления сложными подсистемами предприятия за счет повторного использования знаний и технологий, а также оценить эффективность внедрения инноваций по времени и результатам.

Список используемой литературы

1. Zachman, J.A. A framework for information systems architecture / J.A. Zachman // IBM systems journal. - 1987. -Т. 26. - № 3. - P. 276-292.

2. Арзуманян, М.Ю. Модели описания предприятий и их мониторируемые свойства / М.Ю. Арзуманян // Научно-

технический вестник СПБГПУ. - 2009. -№ 5 (86). - С. 161-168.

3. Всяких, Е.И. Практика и проблематика моделирования бизнес-процессов / Е.И. Всяких, AT. Зуева, Б.В. Носков и др. - М.: ДМК Пресс; Компания AйТи, 2008. - 246 с.

4. Григорьев, Л.Ю. Менеджмент по нотам. Технология построения эффективных компаний / Л.Ю. Григорьев, С.Л. Горелик, Д.В. Кудрявцев. - М.: Aльпина Паблишерз, 2010. - 692 с.

5. Данилин, AX. Aрхитектура и стратегия «Инь» и «Янь» информационных технологий предприятия / AX. Данилин, A^. Слюсаренко. - М.: Интернет ун-т информационных технологий, 2005. - 504 с.

6. Zinder, E.Z. Expanding enterprise engineering paradigm / E.Z. Zinder // Business Informatics. - 2016, No. 4 (38). -P. 7-18.

7. Зиндер, Е.З. Формирование системы понятий и принципов как база новой парадигмы инжиниринга предприятий / Е.З. Зиндер // Сборник научных трудов XVII конференции «Инжиниринг предприятия и управление знаниями». -М.: МЭСИ, 2014. - С. 118-126.

8. Калянов, Г.Н. Aрхитектура предприятия и инструменты ее моделирования / Г.Н. Калянов // Aвтоматизация в промышленности. - 2004. - № 7. -С. 9-12.

9. Кудрявцев, Д.В. Aрхитектура предприятия: переход от проектирования ИТ-инфраструктуры к трансформации бизнеса / Д.В. Кудрявцев, М.Ю. Aрзума-нян // Pоссийский журнал менеджмента (Russian Management Journal). - 2017. -Том 15. - № 2. - С. 193-224.

10. Кудрявцев, Д.В. Pазработка учебной методологии управления архитектурой предприятия / Д.В. Кудрявцев, Е.П. Зараменских, М.Ю. Aрзуманян // Открытое образование. - 2017. - Т. 21. -№ 4. - С. 84-92.

11. Spewak, S.H., Steven C.H. Enterprise Architecture Planning: Developing a Blueprint for Data, Application and Technology. NY: A Wiley-QED Publication. 1 ed., 1992. - 392 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Тельнов, Ю.Ф. Инжиниринг предприятия и управление бизнес-процессами. Методология и технология / Ю.Ф. Тельнов, И.Г. Фёдоров. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 311 с.

13. Штейнгарт, Е.А. Обзор и сравнительная характеристика методологий разработки архитектуры предприятий / Е.А. Штейнгарт, А.Н. Бурмистров // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2016. -№ 3 (245). - С. 111-129.

14. Консалтинговая компания А.Т. Kearney [Электронный ресурс]. - URL: http://www.atkearney.ru/ru/home

15. Сайт компании McKinsey [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.mckinsey.com/ru

16. Деминг, Э. Выход из кризиса: новая парадигма управления людьми, системами и процессами: пер. с англ. / Э. Деминг; - 5-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 419 с.

17. Hoogervorst J.A.P. Enterprise governance and enterprise engineering / J.A.P. Hoogervorst. - Springer, 2009.

18. Каплан, Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: пер. с англ. / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. - 304 с.

19. Волкова, В.Н. Сопоставление определений систем и подходов к их исследованию и проектированию / В.Н. Волкова // Проблемы управления в социальных системах. - 2012. - Т. 4. -№ 6. - С. 36-50.

20. ГОСТ Р ИСО 15704:2008 Промышленные автоматизированные

системы. Требования к стандартным архитектурам и методологиям предприятия. - М.: Стандартиннформ, 2010. - 49 с.

21. Ulrich, W. Defining requirements for a business architecture standart / W. Ulrich, N. McWhorter // Version. - T. 7. -P. 2-22.

22. ГОСТ Р ИСО 19439:2008 Интеграция предприятия. Основа моделирования предприятия. - М.: Стандартинн-форм, 2010. - 31 с.

23. ГОСТ Р 57100 - 2016/IS0/ IEC/IEEE 42010:2011 Системная и программная инженерия. Описание архитектуры. - М.: Стандартиннформ, 2016. -31 с.

24. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288 - 2005 Информационные технологии. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла систем. - М., 2006. -54 с.

25. ГОСТ Р 57102 - 2016/IS0/IEC TR 24748-2:2011 Информационные технологии. Системная и программная инженерия. Управление жизненным циклом. Руководство по применению ИСО/МЭК 15288. - М.: Стандартиннформ, 2016. -68 с.

26. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504-4 -2012 Информационная технология. Оценка процесса. Руководство по применению для улучшения и оценки возможностей процесса. - М.: Стандартиннформ, 2012. - 32 с.

27. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Стандартинн-форм, 2015. - 51 с.

28. Transit Enterprise Architecture and Planning Framework / D.C. Paula Okunieff, B. Eisenhart, E. Thomas, S. Sharp. -E-Transit: Electronic Business Strategies for Public Transportation. -Washington. -2011. - Vol. 9. - No. 6. - P. 29-150.

Статья поступила в редакцию 27.07.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.