Научная статья на тему 'Концептуальные предложения по разработке инновационного проекта развития МТК «АТР - Европа» для реализации транзитного потенциала России'

Концептуальные предложения по разработке инновационного проекта развития МТК «АТР - Европа» для реализации транзитного потенциала России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМОДАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ (МТС) / MULTIMODAL TRANSPORT NETWORK (MTN) / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР / INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDOR / МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ / ТРАНЗИТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / TRANSIT / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / INNOVATIVE PROJECT / MULTIMODAL TRANSPORT HUB

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анисимов Владимир Александрович, Нестерова Наталья Станиславовна, Бондаренко Наталья Викторовна, Гончарук Сергей Миронович

В «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г.», далее Стратегия, дан исчерпывающий анализ существующему состоянию Единой транспортной системы (ЕТС) страны, указаны основные проблемы, обозначены цели и расставлены приоритеты, а также сформулированы конкретные задачи, подлежащие реализации в пределах принятого расчетного периода времени. И, в частности, отмечен огромный транзитный потенциал России. Для его использования требуется развитие транспортной инфраструктуры Российской Федерации, которое предусматривает специализацию морских портов, увеличение мощности подходов к ним и создание необходимых резервов пропускной способности. К сожалению, в задачах Стратегии нет конкретных рекомендаций и проектов по реализации транзитного потенциала России, особенно в направлении восток запад («АТР Европа»). В данной статье рассмотрены концептуальные предложения по разработке инновационного проекта международного транспортного коридора (МТК) «АТР Европа». Приведена методика обоснования и экономической оценки реализации предлагаемого проекта, которая была апробирована авторами при исследовании экономической эффективности строительства и эксплуатации железнодорожной инфраструктуры МТК «Приморье-1» и «Приморье-2». Указаны условия реализации возможных на перспективу инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Анисимов Владимир Александрович, Нестерова Наталья Станиславовна, Бондаренко Наталья Викторовна, Гончарук Сергей Миронович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL PROPOSALS FOR THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE PROJECT OF ADVANCEMENT OF THE ITC «ASIA PACIFIC - EUROPE» FOR THE REALIZATION OF TRANSIT POTENTIAL OF RUSSIA

The «Transport strategy of the Russian Federation for the period until 2030» gives a comprehensive analysis of our country’s Integrated transport system existing condition, identifies the main problems, labels objectives and sets priorities, and also formulates specific tasks to be implemented within the estimated period. And, in particular, notes the huge transit potential of Russia. Its use the development of transport infrastructure of the Russian Federation, which provides for specialization of the seaports, increasing capacity of the passages to seaports and the creation of necessary capacity reserves. Unfortunately, the Strategy’s objectives do not contain specific recommendations and projects for implementation of transit potential of Russia, especially in the direction East West (International transport corridor (ITC) «Asia Pacific Europe»). The article presents conceptual proposals for the development of the innovative project of International Transport Corridor (ITC) «Asia Pacific Europe». Also it contains the methods of substantiation and economic evaluation of the proposed project’s realization, which was approbated by the authors at the research of construction’s economic efficiency and maintenance of the railway infrastructure ITC «Primorye-1» and «Primorye-2». Specified conditions for the realization of the potential investment projects of Russian Federation transport infrastructure’s development are specified.

Текст научной работы на тему «Концептуальные предложения по разработке инновационного проекта развития МТК «АТР - Европа» для реализации транзитного потенциала России»

Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной

Рис. 8. Виды потерь в КТГ по состояниям

Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной

J& # & & & ^

Л? ^ ^ >

Рис. 9. Раскладка группы «Исправное» по состояниям Выводы

Таким образом, в настоящее время возможно создание системы мониторинга технического состояния локомотивов, основу которой составляют информационные системы ОАО «РЖД»

(АСОУП и др.), информационные системы сервисных компаний (ЕСМТ и др.) и диагностические данные всех типов бортовых микропроцессорных систем: штатные системы управления, системы автоведения и учёта топлива, приборы безопасности. На базе собираемой информации следует реализовать автоматизированную систему управления рисками, в основу которой следует положить теорию нечётких множеств.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава / В.А. Гапановича, В.И. Киселева, И.К. Лакина М. : ИРИС ГРУПП, 2012. 576 с.

2. Herbert William Heinrich [Электронный ресурс] // Интернет энциклопедия Wikipedia : сайт. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Herbert_Will-iam_Heinrich. (дата обращения 07.12.2015).

3. Метод Дельфи [Электронный ресурс] // Википедия : сайт. URL: http://ru.wiki-pedia.org/wiki. (дата обращения 07.12.2015).

4. Лакин И.К. Анализ основных показателей работы железнодорожного транспорта // Транспорт РФ. 2007. № 1. С. 60-63.

5. Задэ Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. М. : Мир, 1976. 166 с.

6. Прикладные нечёткие системы / Т. Тэрано, К. Асаи, М. Сугэно. М. : Мир, 1993. 184 с.

УДК 656.2.078.12:330.322 Анисимов Владимир Александрович,

д. т. н., доцент, профессор кафедры «Железнодорожный путь и проектирование железных дорог»,

Дальневосточный государственный университет путей сообщения, тел. 8(914)411-11-74, e-mail: anisvl@mail.ru Нестерова Наталья Станиславовна, к. т. н., доцент кафедры «Железнодорожный путь и проектирование железных дорог», Дальневосточный государственный университет путей сообщения, тел. 8(914)152-93-85, e-mail: mer-maid2@yandex.ru Бондаренко Наталья Викторовна, преподаватель Хабаровского техникума железнодорожного транспорта факультета среднего профессионального образования, Дальневосточный государственный университет путей сообщения,

тел. 8(924)2002567, e-mail: kavada06@mail.ru Гончарук Сергей Миронович, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, тел. 8(914)1623911, e-mail: goncharuksergey@mail.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ МТК «АТР - ЕВРОПА» ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНЗИТНОГО

ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ

VL A. Anisimov, N. S. Nesterova, N. V. Bondarenko, S. M. Goncharuk

CONCEPTUAL PROPOSALS FOR THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE PROJECT OF ADVANCEMENT OF THE ITC «ASIA PACIFIC - EUROPE» FOR THE REALIZATION

OF TRANSIT POTENTIAL OF RUSSIA

Аннотация. В «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г.», далее Стратегия, дан исчерпывающий анализ существующему состоянию Единой транспортной системы (ЕТС) страны, указаны основные проблемы, обозначены цели и расставлены приоритеты, а также сформулированы конкретные задачи, подлежащие реализации в пределах

Транспорт

принятого расчетного периода времени. И, в частности, отмечен огромный транзитный потенциал России. Для его использования требуется развитие транспортной инфраструктуры Российской Федерации, которое предусматривает специализацию морских портов, увеличение мощности подходов к ним и создание необходимых резервов пропускной способности. К сожалению, в задачах Стратегии нет конкретных рекомендаций и проектов по реализации транзитного потенциала России, особенно в направлении восток - запад («АТР - Европа»). В данной статье рассмотрены концептуальные предложения по разработке инновационного проекта международного транспортного коридора (МТК) «АТР - Европа». Приведена методика обоснования и экономической оценки реализации предлагаемого проекта, которая была апробирована авторами при исследовании экономической эффективности строительства и эксплуатации железнодорожной инфраструктуры МТК «Приморье-1» и «При-морье-2». Указаны условия реализации возможных на перспективу инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры Российской Федерации.

Ключевые слова: мультимодальная транспортная сеть (МТС), международный транспортный коридор, мультимо-дальный транспортный узел, транзитные перевозки, инвестиции, инновационный проект.

Abstract. The «Transport strategy of the Russian Federation for the period until 2030» gives a comprehensive analysis of our country's Integrated transport system existing condition, identifies the main problems, labels objectives and sets priorities, and also formulates specific tasks to be implemented within the estimated period. And, in particular, notes the huge transit potential of Russia. Its use the development of transport infrastructure of the Russian Federation, which provides for specialization of the seaports, increasing capacity of the passages to seaports and the creation of necessary capacity reserves. Unfortunately, the Strategy's objectives do not contain specific recommendations and projects for implementation of transit potential of Russia, especially in the direction East - West (International transport corridor (ITC) «Asia Pacific - Europe»). The article presents conceptual proposals for the development of the innovative project of International Transport Corridor (ITC) «Asia Pacific - Europe». Also it contains the methods of substantiation and economic evaluation of the proposed project's realization, which was approbated by the authors at the research of construction's economic efficiency and maintenance of the railway infrastructure ITC «Primorye-1» and «Primorye-2». Specified conditions for the realization of the potential investment projects of Russian Federation transport infrastructure's development are specified.

Keywords: multimodal transport network (MTN), international transport corridor, multimodal transport hub, transit, investment, innovative project.

Введение

Как известно, морские торговые порты (МТП), компактно расположенные на юге Приморья (в пределах Приморского края), могут быть объединены в один мощный мультимодальный транспортный узел (МТУ) федерального значения, комплексно обслуживающий транзитные грузопотоки из стран АТР. На рис. 1 хорошо видно, что высказанная предпосылка является разумной с

технической, технологической и экономической точки зрения при условии создания крупного логистического центра и сортировочной станции в г. Уссурийска, которые будут обслуживать транзитные потоки из всех МТП юга Приморья.

Ведущие эксперты Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (далее -ДВЖД) считают, что на территории г. Уссурийск есть все возможности для реализации такой идеи.

Рис. 1. МТК «Приморье-1» и «Приморье-2»

Технико-экономическое обоснование целесообразности и эффективности такого инновационного проекта может быть выполнено учеными ДВГУПС совместно со специалистами ДВЖД и ОАО «Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструктор-ско-техннологический институт» (далее -ДНИИМФ).

Рост объемов экспорта углеводородов, создание для его освоения новых специализированных терминалов, модернизация и реконструкция существующих привели к недостаточному вниманию со стороны государства и администрации Приморского края вопросам развития инфраструктуры, способной обеспечить реализацию транзитного потенциала РФ в наиболее инвестируемом сегменте рынка транспортных услуг - контейнерных перевозках.

Несмотря на то, что в «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г.» [1], далее Стратегия, отмечен огромный транзитный потенциал России, а его использование обозначено в качестве приоритетной цели развития транспортной инфраструктуры РФ, которая предусматривает специализацию морских портов, увеличение мощности подходов к ним и создание необходимых резервов пропускной способности с учетом неопределенности прогнозов объемов грузов. Стратегия не ставит конкретных задач, направленных на создание инновационных проектов комплексного этапного изменения облика МТК для освоения контейнерного транзита.

Учитывая изложенное, необходимо на основе научного подхода инициировать решение концептуальных задач, поставленных Стратегией, на основе разработки инновационных проектов развития мультимодальной транспортной сети (МТС) припортового региона юга Дальнего Востока России для реализации контейнерного транзита по МТК «АТР - Европа» и других совместных проектов с ЕврАзЭС.

Реализация концептуальных

задач Стратегии

С этой целью авторами предлагается следующий путь реализации концептуальных задач Стратегии:

1. Создание в существующих и новых МТП (см. рис. 1) юга Приморья многоцелевых терминалов с параметрами, позволяющими обслуживать современные контейнеровозы и другие суда с осадкой до 15 м и длиной до 300 и более метров.

2. Модернизация, реконструкция существующей и строительство новой инфраструктуры на подходах к данным терминалам.

3. Постройка на верфях РФ собственных современных контейнеровозов с вместимостью от 10 тыс. ТЕи и более (в КНР такой флот окупается за 2-3 года).

4. Создание собственной базовой инфраструктуры для реализации транзитного потенциала с перспективным запасом мощности, как это указано в Стратегии, позволит России включиться в освоение наиболее инвестируемого сегмента рынка мировых транспортных услуг, связанного с контейнеризацией.

5. Для поддержки указанных инициатив, научного и инженерного сопровождения, предлагается поручить ученым транспортных вузов ДФО, ОАО «ДНИИМФ», ОАО «ИЭРТ» и инженерному корпусу ДВЖД выполнить технико-экономические расчеты, позволяющие оценить предлагаемый комплексный инновационный проект для реализации транзитного потенциала России с точки зрения его перспективности, экономической эффективности, целесообразности и реализуемости.

В этой связи уместно отметить показательный пример, реализованный перечисленными выше исполнителями, - проект по обоснованию целесообразности развития МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» для их использования северными провинциями КНР как транзитных коридоров к морским торговым портам на юге Дальнего Востока России. Но, по мнению авторов, этого явно недостаточно.

Априори можно сказать, что если мы отправим в порты Шанхай, Сингапур, Пусан и др. наши собственные мощные контейнеровозы (от 10 тыс ТЕи) и предложим запустить перевозку контейнеров по Транссибу через МТП Дальнего Востока России с обоснованием целесообразности МТК «АТР - Европа», то такой подход, безусловно, найдет своих сторонников, желающих инвестировать дальнейшее развитие инфраструктуры, позволяющей совершенствовать технологию и увеличивать объемы перевозки, которые в перспективе окупят затраты на реализацию такого инвестиционного проекта.

Предложенная авторами инициативная идея создания инновационного проекта комплексного этапного развития мультимодальной транспортной сети юга Дальнего Востока России для реализации её транзитного потенциала по МТК «АТР - Европа» может быть осуществлена по следующей методике:

1. Мониторинг возможных объемов перевозок в регионе, анализ и прогноз их с учетом влияния факторов неопределенности.

Транспорт

2. Разработка расчетной схемы транспортной инфраструктуры исследуемого региона.

3. Мониторинг технического состояния элементов МТС: мультимодальных транспортных узлов (МТУ) и звеньев (ТЗ).

4. Расчет наличной пропускной способности объектов МТУ и ТЗ.

5. Определение потребной пропускной способности объектов МТУ и ТЗ.

6. Выявление объектов МТУ и ТЗ с недостаточной пропускной способностью.

7. Назначение множества возможных мероприятий по увеличению пропускной способности объектов МТУ и ТЗ.

8. Расчет возможной пропускной способности объектов МТУ и ТЗ с учетом назначенных мероприятий.

9. Формирование множества допустимых альтернатив изменения облика и мощности объектов МТУ и ТЗ мультимодальной транспортной сети юга Дальнего Востока России.

10. Расчет по каждой допустимой альтернативе объема потребных инвестиций.

11. Формирование множества возможных стратегий этапного развития мультимодальной транспортной сети юга Дальнего Востока России, как совокупности альтернатив изменения облика и мощности её элементов, увязанной во времени в пределах горизонта расчета.

12. Отбор эффективных альтернатив, удовлетворяющих требуемым условиям на момент принятия решений.

Апробация предлагаемой методики на тех-

нологическую применимость и эффективность реализована авторами настоящей статьи на примере разработки проекта «Исследование экономической эффективности строительства и эксплуатации железнодорожной инфраструктуры МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» [2, 3]. Расчетная схема исследуемых международных транспортных коридоров В рамках проекта авторами разработана расчетная схема исследуемых МТК (рис. 2), на которой с учетом значений объемов экспорта углеводородов и транзитных перевозок из КНР в МТП юга Дальнего Востока России, спрогнозированных ОАО «ИЭРТ», ОАО «ДНИИМФ» и ДВЖД, выделены объекты железнодорожной инфраструктуры МТК «Приморье-1» и «Приморье-2». По данным объектам выполнены расчеты наличной и потребной пропускных способностей и определен дефицит их мощности.

По результатам анализа дефицита пропускной способности и технического состояния элементов исследуемой системы назначено множество возможных мероприятий, на основе которого сформированы альтернативы изменения облика и мощности объектов железнодорожной инфраструктуры МТК «Приморье-1» и «Приморье-2».

По каждой альтернативе выполнены расчеты возможной пропускной способности железнодорожных участков и станций, результаты которых позволили выделить множество допустимых альтернатив, соответствующих реализации заявленной цели.

После определения объема потребных инве-

Рис. 2. Расчетная схема железнодорожной сети МТК «Приморье-1» и «Приморье-2»

стиций по каждой допустимой альтернативе из их множества сформирована стратегия изменения облика и мощности МТС юга Дальнего Востока России с учетом реализации транзита из КНР к МТП юга Приморья на расчетный период до 2020 г. Объем инвестиций на её реализацию составил более 190 млрд. руб.

Очевидно, что такие инвестиции необходимо рассредоточить во времени по годам расчетного периода с 2015 по 2020 год, а для этого необходимо проведение дальнейших расчетов по экономической эффективности этапности вложения инвестиций с учетом дисконтирования затрат во времени.

Такие дополнительные расчеты позволят более реально определить эффективность предлагаемого инвестиционного проекта за расчетный период времени.

Заключение

На основе концептуальных предложений, изложенных в настоящей статье, можно сделать следующие выводы:

1. Реализация амбициозных программных положений Стратегии возможна только на основе кардинального изменения подхода к вопросам использования транзитного потенциала Россиии, что требует государственного контроля и приоритетного федерального финансирования этого важнейшего направления деятельности транспорта системы страны.

2. Для успешной реализации перспективных инновационных проектов и программ необходимо организовать научное сопровождение и инженерную подготовку производства.

3. Создание собственного флота современных контейнеровозов большой мощности и вме-

стимости послужит возрождению России как мировой морской державы.

4. Для инициирования и качественной оценки возможных на перспективу инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры необходимо в рамках ДФО создать на базе ведущих железнодорожных, автодорожных и морских научных центров, ВУЗов, НИИ и представителей производства группу специалистов, способных проводить исследования и инновационные разработки, позволяющие давать комплексную оценку возможных перспективных вариантов этапного развития облика и мощности транспортной инфраструктуры для решения задач, поставленных Стратегией.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 22 нояб. 2008 г. № 1734-р.

2. Исследование экономической эффективности строительства и эксплуатации железнодорожной инфраструктуры МТК «Приморье-1» и «Приморье-2». Отчет по созданию научно-технической продукции, х/д тема № 3107(15), УНИР ДВГУПС.

3. Проблемы и перспективы развития транзитного потенциала МТК «Приморье-1» И «Приморье -2» / С.М. Гончарук, Вл.А. Анисимов, Н.С. Нестерова, М.В. Холоша // Повышение эффективности транспортной системы региона: проблемы и перспективы : материалы Всерос. науч. -практ. конф. с международным участием. Хабаровск, 2015. Т. 3. С. 30-33.

УДК 338.28 Мицук Игорь Владимирович,

к. э. н., заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта, тел. (495) 262-15-10, e-mail: MitsukIV@mail.ru Буровцев Владимир Викторович, к. э. н., доц., заместитель руководителя Сибирского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта, тел. (383) 2010733, e-mail: BurovtsevVV@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

I. V. Mitsuk, V. V. Burovtsev

METHODICAL APPROACHES TO ECONOMIC EVALUATION OF INSTITUTIONAL FACTORS OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS

Аннотация. Представленная статья посвящена актуальным вопросам совершенствования методических подходов к экономической оценке инвестиционной привлекательности крупного регионального инфраструктурного проекта. В частности, авторами рассматриваются институциональные факторы, предопределяющие уровень инвестиционной привлекательно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.