Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 23 (352). Филология. Искусствоведение. Вып. 92. С. 5-9.
ФИЛОЛОГИЯ
Е. Ю. Балашова
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛЯ ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ В РЕЛИГИОЗНОМ ХРИСТИАНСКОМ ДИСКУРСЕ (на материале текстов Национального корпуса русского языка)
Рассматриваются вопросы корпусной лингвистики, а также разработка принципов корпусно-ориентированного дискурс-анализа. Дается краткая характеристика направления корпусных исследований в отечественной и зарубежной лингвистике, предлагается интегрированная методика моделирования религиозного христианского дискурса на основе текстов Национального корпуса русского языка с использованием статистических и семантико-когнитивных методов анализа.
Ключевые слова: корпусная лингвистика, корпусноориентированный дискурс-анализ, религиозный христианский дискурс, концептуальное поле, лексемы-коллокаты, тематические сферы, лингвокогнитивное моделирование.
В последние годы можно говорить о новом направлении в лингвистике, которое разрабатывается с учетом данных целого ряда наук, -корпусной и компьютерной лингвистике, возникшей как результат новых тенденций в науке о языке, в частности и изучении когнитивных процессов в целом.
Корпусные исследования в области языка проводились еще в 60-е гг. XX в. британским профессором Р. Квёрком и были продолжены его учениками. Основной задачей данного направления являлось «описание всех возможных лингвистических данных английского языка в его разных стилях и регистрах с регистрацией всех данных разных лингвистических разделов» [1. С. 86].
Благодаря компьютерной обработке данных подобного рода исследования предоставляют возможность всесторонне изучить «языковые единицы разных уровней, их реальное использование в речи, в ее проявлениях, стилях и регистрах» [1. С. 86].
Корпусноориентированные исследования дискурса стали появляться в отечественной науке о языке лишь в последние несколько лет [2; 5; 3; 7; 6] и, таким образом, могут быть причислены к новейшим разработкам в этой области. Отсутствие работ, посвященных дискурс-анализу с позиций корпусной лингвистики, можно объяснить сложностью самого феномена дискурса, «исключающего возможность автоматического применения корпусных методов исследования материала» [1. С. 86]. Однако многие авторы не только использовали корпусный подход в анализе дискурса, но и соединили его
с когнитивным подходом, что позволило получить достаточно объективные представления о макроструктуре дискурса и механизмах ее функционирования в языке и речи.
Использование корпусных данных в процессе моделирования таких сложноструктурированных языковых единиц, как дискурс, концептуальное поле, фрейм, существенно облегчает задачу разработки комплексной методики дискурсивного анализа названных языковых явлений, поскольку «корпус часто рассматривается как некая уменьшенная модель языка или подъязыка. Достоверность полученных на его основе результатов определяется прежде всего его репрезентативностью (представительностью), под которой обычно понимается способность ограниченного числа текстов, отобранных согласно определенным критериям, отражать закономерности языкового употребления, характеризующие язык в целом» [4. С. 3]. «Языковые данные представлены в своем естественном окружении, поэтому выводимые обобщения имеют статус не интроспективной догадки, как при традиционном подходе, а эмпирически наблюдаемого факта» [4. С. 3]. Исследователь видит в появлении электронных корпусов текстов не только «новый, очень эффективный инструмент анализа фактов языка», но и причину «смены теоретических приоритетов, связанную в первую очередь с переходом от "системы" к "узусу" и от "языка" к "речи"» [4. С. 4].
Таким образом, данные электронных корпусов становятся незаменимым инвентарием современной лингвистики, позволяющим про-
вести сложный многоуровневый анализ различного рода языковых единиц, а также выявить их базовые принципы и реальные условия функционирования в языке, культуре и речи.
Моделирование дискурса на базе текстов Национального корпуса русского языка предполагает использование статистических (составление списков наиболее частотных лексем-коллокатов, входящих в концептуальные поля вера, надежда, любовь; анализ частотности лексем списка) и семантико-когнитивных (распределение высокочастотных лексем по тематическим сферам, применение полевого принципа структурирования выделенных сфер, группировка лексем-коллокатов по общей семе и, наконец, определение характерных черт дискурса и динамики его концептуальных составляющих) методов исследования. Кроме того, подобного рода анализ включает исследование сочетательных способностей лексем-коллокатов, особенностей их синтаксической структуры и частотности употребления в контексте, а также изучение их синонимических, антонимических и тематических связей, что позволяет выделить общие и дополнительные черты религиозного христианского дискурса. А. Н. Комкова отмечает, что «статистическое исследование корпуса позволяет нам структурировать, а также оперативно и с большой степенью достоверности проанализировать лингвистические данные и построить языковую картину мира..., а когнитивная теория, в свою очередь, служит основой в истолковании полученных результатов и помогает нам надежно реконструировать . концептосферу, открывающую доступ к сознанию нации» [6. С. 8].
Использование корпусных данных позволило более детально изучить характер дискурсивного функционирования концептуальных полей вера, надежда, любовь и сделать выводы об общей динамике развития религиозного христианского дискурса. Для наибольшей репрезентативности материала мы использовали основной корпус и церковно-богословский подкорпус. Так, в основном корпусе объемом в 85996 документов при контекстном расширении -10/10 было найдено 215 документов, представляющих собой фрагменты контекстуальной реализации исследуемых концептуальных полей и содержащих 301 вхождение. В церковно-богословском подкорпусе объемом в 824 документа было найдено 58 документов, содержащих 88 вхождений.
Исследование лексем-коллокатов («лексических единиц, которые часто встречаются в одном контексте с ключевыми словами» [6. С. 8]) в основном корпусе позволило составить список наиболее частотных единиц: Бог/Господь/Божество (28), жизнь/жить (26), сердце (19), слово (18), добродетели (12), радость (11), деятельный/дела (11), Иисус Христос (10), душа (10), истина (9), молитва (8), спасение (8), непоколебимый/не колеблющийся (7), христианский (7), добро/доброта (7), человек/человеческий (6), колебание (6), уверенность (6), ожидание (6), терпение (5), мученичество (5), нравственность/нравственный (5), ненависть (5), страх (5), смерть (5), исповедание (5), мир (5), мужество (5), страсть/ страсти (5), ликование (5), благодать (5), церковь (5), христианство (4), свет (4), потеря (4), православный (4), победа/победить (4), всепобеждающий (4), огонь (4), дары (4), слезы (3), жертва (3), утешение (3), люди (3), воздержание (3), ближний (3), чистота/чистый (3), настоящий (3), истинный (3), отречение (3), мудрость (3), счастье (3), Царство (3), крепость (3), будущее (3), соединение (3), сила (3), крест (3), церковный (3), покаяние (3), упоение (3), нелицемерный (2), совершенный (2), небо (2), земля (2), христиане (2), искренний (2), истоки (2), смирение (2), справедливость (2), воля (2), сострадание (2), Царствие Божие (2), русский (2), испытания (2), благоговение (2), якорь (2), святость (2), основа (2), мечта (2), поучение/научение (2).
Лидерами частотности являются лексемы «Бог», «Господь», частота употреблений которых составляет 28 раз. После лексемы «жизнь/ жить» (26) наблюдается небольшой статистический скачок, и частота последующей лексемы списка («сердце» (19) заметно снижается. Таким образом, сверхчастотные лексемы «Бог» и «жизнь» составляют ядро религиозного христианского дискурса на функционально-структурном уровне.
На основе составленного списка представляется возможным провести тематическое моделирование религиозного христианского дискурса и распределить лексемы-коллокаты по следующим тематическим сферам:
1) Религия/нация: христиане, христианство, христианский, религия, религиозный, исповедание, православный, русский, церковный, церковь, поучение/научение;
2) Нравственные категории: терпение, добродетели, нелицемерный, совершенный,
непоколебимый/не колеблющийся, добро/доброта, чистый/чистота, деятельный, искренний, настоящий, истинный, нравственный, мудрость, справедливость, уверенность, мужество, крепость, сила;
3) Символы: огонь, якорь, свет, крест;
4) Догматические категории: жертва, Бог/ Господь/Божество, мученичество, Иисус Христос, Царство, Царствие Божие, благодать, дары;
5) Эмоциональное состояние: утешение, радость, счастье, ожидание, сострадание, страсть/ страсти, ликование, упоение;
6) Онтологические категории: небо, земля, люди, человек/человеческий, ближний, сердце, жизнь, истоки, воля, мир, будущее, соединение, испытания, основа, мечта;
7) Духовность: воздержание, молитва, ближний, спасение, смирение, святость, слово, всепобеждающий, благоговение, душа, покаяние.
Особое место занимает тематическая сфера, содержащая лексемы-коллокаты с негативным смыслом (слезы, ненависть, страх, смерть, колебание, потеря, отречение, отчаяние), единицы которой вступают в отношения противопоставления со всеми остальными тематическими сферами и формируют дискурсивные оппозиции с составляющими их единицами.
Представленные тематические сферы структурируются по полевому принципу. Так, ядру религиозного христианского дискурса принадлежат тематические сферы Нравственные категории (21) и Онтологические категории (16). Ближнюю периферию занимают тематические сферы Религия/Нация (12), Духовность (11), Божественное (10), Эмоциональное состояние (9) и тематическая сфера с негативно окрашенными лексемами (8). Наконец тематическая сфера Символы (4) находится на дальней периферии.
Таким образом, сочетание статистических и семантико-когнитивных методов анализа списка частотных лексем-коллокатов, входящих в концептуальные поля вера, надежда, любовь, позволило выявить следующие тенденции в динамике развития религиозного христианского дискурса:
1) дискурсивная активизация лексем, содержащих семы «духовной и нравственной жизни»: Бог, сердце, добродетели, Иисус Христос, душа, молитва, спасение, благодать, христианский, добро, терпение, мученичество, нравственность, воздержание, покаяние, искренний, сострадание, благоговение, святость, нелицемерный, смирение, мужество;
2) контекстная активность лексем с общей семой «эмоциональность»: радость, страсть/ страсти, ликование, упоение, утешение;
3) дискурсивная активность лексем с общей семой «постоянство»: непоколебимый/не колеблющийся, уверенность, терпение, крепость, сила, основа, якорь;
4) дискурсивная выраженность внимания к нравственной сфере, представленной лексемами с достаточно высокой степенью частотности;
5) дискурсивная выраженность внимания к онтологической сфере, представленной 16 частотными ключевыми лексемами;
6) дискурсивная выраженность внимания к религиозной сфере, содержащей 12 высокочастотных ключевых лексем;
7) дискурсивная невыраженность внимания к символической сфере (низкая частотность ключевых лексем соответствующего содержания).
Проведенное исследование тематических пластов лексики основного и церковно-бого-словского корпусов позволяет выявить дискурсивную активизацию следующего ряда оппозиций: смерть - жизнь; небо - земля; страх - мужество; отчаяние - уверенность; колебание - крепость; отречение - сострадание. Представленные пары лексем-коллокатов являются базовыми противопоставлениями религиозного христианского дискурса.
Помимо материалов основного корпуса нами были использованы и данные церков-но-богословского подкорпуса, что позволяет получить более точную модель религиозного христианского дискурса в целом и православного субдискурса в частности в структуре коммуникации и выявить глубинные механизмы дискурсивного функционирования концептуальных полей вера, надежда, любовь.
Так, в результате первичной обработки цер-ковно-богословского подкорпуса нами был составлен список частотных лексем-коллока-тов, входящих в упомянутые концептуальные поля в религиозном христианском дискурсе: Бог (18), слово (15), Христос (13), сердце (12), жизнь (9), человек (8), радость (8), истинный (8), Святой Дух (8), молитва (7), спасение (7), дела/ дело (7), церковь (7), богоугодный (6), ликование (6), душа (6), колебание (5), ожидание (5), воскресение (5), дары (5), исповедание (5), добродетели (4), человеческий (4), жажда (4), вечность (4), благодать (4), уверенность (3), мир (3), страх (3), победа (3), мужество (3), ис-
тина (3), Господь (3), Боже (3), сила (3), благочестие (3), терпение (3), огонь (3), дух (3), Символ веры (3), непоколебимый (2), не колеблющийся (2), сострадание (2), Царство (2), чистота (2), святость (2), твердый (2), действие (2), совершенный (2), люди (2), воздержание (2), утешение (2), всепобеждающий (2), потеря (2), разум (2), богослужение (2), плоть (2), таинство (2), собор (2).
Сопоставительный анализ списков, полученных в результате статистического анализа данных основного и церковно-богословского подкорпуса, позволяет выделить 4 сверхчастотные лексемы-коллокаты, которые репрезентируют ядро православного субдискурса: «Бог», «слово», «сердце», «жизнь». Кроме того, к околоядерной зоне мы причислили лексемы, зафиксированные в том и другом списках. К таковым следует отнести следующие единицы: добродетели, радость, дела, Иисус Христос, душа, истина, молитва, спасение, непоколебимый, не колеблющийся, человек/ человеческий, колебание, уверенность, ожидание, терпение, исповедание, мир, мужество, ликование, благодать, церковь, потеря, победа, всепобеждающий, огонь, дары, утешение, люди, воздержание, чистота, истинный, Царство, сила, святость.
Частотные лексемы-коллокаты по данным церковно-богословского подкорпуса образуют те же тематические сферы, что и лексемы из списка основного корпуса. Различия проявляются лишь в структурных составляющих выделенных тематических сфер. Так, сфера Догматические категории в рамках церков-но-богословского подкорпуса включает такие единицы, как воскресение, собор, Святой Дух, Символ веры, таинство, богослужение. Сфера Онтологические категории дополнена лексемами разум, вечность, плоть, жажда. Наконец, сфера Нравственные категории включает единицы благочестие, богоугодный. Кроме того, в материалах церковно-богословского подкор-пуса трижды зафиксировано обращение к Богу: «Боже!», создающее атмосферу личностного общения индивида с Творцом и придающее всему контексту глубоко религиозный смысл.
Тематическая сфера, формирующая оппозиции лексемам списка и противостоящая всем остальным тематическим сферам, достаточно широко представлена в церковно-бого-словском подкорпусе и содержит целый ряд специфических единиц: плоть, тоска, борение, мука, преграда, холодность, ложь, уныние,
бесчувствие. Лексемы «смерть», «слезы», «отречение», «потеря» были выделены при анализе как основного, так и церковно-богословско-го подкорпуса. Указанные единицы являются когнитивным центром данной тематической сферы.
Блок дискурсивных оппозиций, активизирующихся в церковно-богословском подкор-пусе, также несколько отличается от оппозиций, выявленных в результате когнитивного анализа материалов основного корпуса. Так, в концептуальных полях вера, надежда, любовь, по данным церковно-богословского подкор-пуса, функционируют следующие оппозиции: воскресение - смерть, небо - земля, холодность - любовь, плоть - дух, ложь - истина, тоска - утешение, уныние - ликование. Примечательно, что в рамках основного корпуса была активна оппозиция «жизнь - смерть», тогда как в церковно-богословском подкорпусе один из членов этой оппозиции (лексема «жизнь») неактивен, и его место занимает лексема «воскресение», что придает всей когнитивной паре скорее догматический, чем онтологический смысл. Оппозиция «небо - земля» является базовой оппозицией всего религиозного христианского дискурса, поскольку была выявлена не только на основе корпусного, но и системно-языкового материала, а также в процессе лек-сико-семантического и когнитивного анализа Евангельского текста.
Таким образом, обработка данных основного и церковно-богословского подкорпуса позволяет говорить об относительной однородности списков частотных лексем-коллокатов и тематических сфер, на которые они распадаются, тогда как дискурсивные оппозиции, а также единицы, составляющие антонимичную тематическую сферу, существенно разнятся в двух корпусах.
Анализ данных церковно-богословского подкорпуса позволяет выделить следующие направления развития религиозного христианского дискурса:
1) дискурсивная активизация лексем, выражающих божественные сущности: Бог, Господь, Спаситель, Святой Дух, Божия Матерь, Иисус Христос, апостол;
2) дискурсивная активизация лексем, выражающих церковные реалии: монастырь, храм, церковь, таинство, Символ веры, богослужение, вероисповедание;
3) контекстная активность лексем с общей семой «духовные качества/усилия»: благо-
честие, непамятозлобие, труд, братолюбие, богоугодный, благодать, благоговение, послушание, чистота, святость, благость, жертвенность;
4) дискурсивная активизация лексем с общей семой «общественность/социальность»: ближний, общение, собор, русский, православный, люди, человечество;
5) контекстная активность лексем с общей семой «основа»: содержание, единственное, истина, совершенство, основание, полнота;
6) контекстная активность лексем с общей семой «рациональность»: ум, разум, разумение, познание.
При группировке лексем по общей семе мы использовали и те лексемы, которые встречались в материалах подкорпуса единожды и которые не были включены в список частотных лексем. Однако данные лексемы также могут быть причислены к категории коллокатов, поскольку функционировали в контексте, образованном концептуальными полями вера, надежда, любовь.
В целом можно говорить о том, что анализ данных церковно-богословского подкорпуса позволяет отметить ориентированность религиозного христианского дискурса, в частности его православного подвида, на тематику церковных, духовно-нравственных и божественных реалий, признание последних основой человеческой жизни, что составляет его смысловую и аксиологическую специфику в ряду прочих видов дискурса.
Таким образом, первичная обработка корпусных материалов на лексическом уровне дает возможность провести тематическое моделирование религиозного христианского дискурса: определение его основных тематических сфер и структурирование их по принципу поля, - а также выявить базовые дискурсивные оппозиции, выполняющие функцию своеобразного когнитивного каркаса и охарактери-
зовать общую динамику развития исследуемого типа дискурса.
Список литературы
1. Александрова, О. В. Когнитивно-прагматические особенности построения дискурса в средствах массовой информации // Текст и дискурс: традиционный и когнитивно-функциональный аспекты исследования : сб. науч. тр. Рязань, 2002. С. 85-88.
2. Готта, О. М. Прагматика функционирования ключевых концептов в риторике даских политических партий : дис. ... канд. филол. наук. М., 2008. 220 с.
3. Данюшина, Ю. В. Многоуровневый анализ англоязычного сетевого бизнес-дискурса : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2011. 44 с.
4. Колокольникова, М. Ю. Дискурс-анализ и корпусный анализ в исследованиях в области исторической лексикологии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Филология. Журналистика. 2010. Т. 10. Вып. 2. С. 3-6.
5. Колокольникова, М. Ю. Дискурсивный анализ в исторической лексикологии и семасиологии (на материале морально-этической лексики в западноевропейских языках Средневековья) : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Саратов, 2011. 40 с.
6. Комкова, А. Н. Динамика норвежского политического дискурса: ключевые концепты : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2012. 26 с.
7. Терехова, Е. В. Статус и функционирование рекуррентных конструкций в политическом дискурсе современного английского языка : автореф. дис. . д-ра филол. наук. М., 2011. 26 с.
Источники
1. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. URL: www.ruscorpora.ru.