УДК 005:338
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СТРАТЕГИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ
СИСТЕМАМИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
С.А. Измалкова, И.А. Тронина
Раскрыто содержание стратегии управления деятельностью промышленных предприятий на основе комплексных организационных решений, позволяющих повысить степень объективности принимаемых управленческих решений в условиях им-портозамещения.
Ключевые слова: стратегическое управление, промышленные экономические системы, импортозамещение.
Современное развитие экономических отношений определяет стратегическую ориентацию бизнеса. Однако разработка стратегии, которая предполагает выбирать оптимальные цели и средства для их достижения является сложной задачей на всех уровнях управления промышленными экономическими системами.
Внедрение стратегического управления сопряжено с определенными трудностями, вследствие чего этот процесс осуществляется очень медленно. В большинстве случаев это объясняется наличием недостаточного внимания со стороны руководства предприятий к вопросам уменьшения затрат на производство, себестоимость изделий, возрастания инвестиционной привлекательности.
Принятие стратегических решений имеет особенность, состоящую в их направленности на достижение и сохранность лучшей позиции организации в современной конкурентной среде. Для вышеназванных целей необходимо определить цели конкретного кратко- и среднесрочного характера и средства по их достижению. Основная (корпоративная) стратегия компании предполагает ее деятельную разработку в сфере маркетинга, производства, НИОКР, инвестирования, а также позволяет определить определенные функциональные стратегии [3]. Для того, чтобы достичь обозначенные цели, которые определяют наилучший результат, необходимо иметь общую координацию для всех направлений деятельности компании. С точки зрения более широкого смысла - сочетание предоставляемых рынком возможностей с другими перспективами, ценными ориентирами и обязательствами компании делает стратегию эффективной [6, 7, 8].
Современными исследователями рассмотрение стратегического управления с позиции прикладного аспекта выделяют деятельность предприятия, которая связанна с обозначением целей и задач и поддержанием взаимоотношений между организацией и внешней средой. Данные факторы позволяют предприятию достичь обозначенных целей, с учетом внутренних
возможностей [4]. Следовательно, стратегическое управление можно обозначить процессом, обозначающим определенную последовательность действий организации, которые связанны с постановкой целями, выделением нужных ресурсов и налаживанием взаимоотношений с внешней средой.
Следовательно, с точки зрения прикладного характера стратегическое управление рассматривается в единении с процессом и результатом. Остановимся подробнее на рассмотрении стратегического управления как процесса и как результата.
Стратегическое управление комплексно характеризует как стратегию, так и совершенствование потенциала промышленного предприятия. Прогнозирование трансформации стратегии соотносится с планированием развития потенциала предприятия, таким образом, новые мощности совершенствуются в целях оптимизации стратегического развития субъекта в целом. Помимо этого, стратегическое управление интенсивно использует адаптацию к меняющимся внешним условиям.
Механизм адаптации позволяет перейти от реактивного управления, базирующегося лишь на реакциях системы на текущие проблемы, к проак-тивному управлению, своевременно упреждающему угрозы и распознающему новые возможности будущего развития. Адаптивное управление наиболее адекватно современным условиям хозяйствования. Оно позволяет обеспечить устойчивость деятельности предприятий даже в условиях высокого уровня внешних и внутренних рисков.
Адаптивное управление - это более высокий уровень корпоративной культуры предприятия, это система обеспечения ее жизнедеятельности в стратегическом аспекте. Все формы прогнозирования тесно связаны с активной творческой деятельностью менеджеров, поиском новых идей, перспективными технологиями поиска и обработки информации, высокоинтеллектуальным моделированием различного рода процессов. В результате прогнозирования формируется база опорных, базовых решений по всем принципиальным сферам деятельности предприятия. Тем самым прогностика в организации превращается в систему взглядов о будущем. Происходит резкое расширение информационного пространства за счет информации, обладающей перспективной ценностью, новыми управленческими качествами [2,5].
Таким образом, постоянное изменение экономических отношений предъявляет к управлению стратегического развития новые требования, касающиеся повышению гибкости и адаптивности стратегического планирования, особенно в условиях импортозамещения.
Исходя из целевого направления импортозамещения, а также из специфики функционирования промышленных экономических систем формируется модель стратегического управления. Варианты моделей организации и реализации стратегии импортозамещения представлены на рис.1.
Рис.1. Модели стратегий импортозамещения
Таким образом, при внедрении системы стратегического управления на промышленных предприятиях внимание необходимо направлять на соблюдение принципа адаптивности. Рассмотрим содержание альтернативных вариантов реализации стратегии развития промышленных предприятий в условиях импортозамещения.
Стратегия «лидерство по цене» очевидна, но не столь легка в реализации. Особенности данной стратегии представлены на рис.2.
Рис.2. Особенности стратегии «Лидерство по цене»
Рис.3. Особенности стратегии «Продукт под госзаказ»
63
Стратегия «Продукт под заказ» предполагает систематическое вытеснение импорта из госзаказа. Наиболее интересна сейчас данная стратегия для большинства российских предприятий. Успешный опыт реализации данной стратегии имеется в фармацевтической промышленности. Особенности данной стратегии представлены на рис.3.
Стратегия «Повышение уровня переработки» предполагает освоение продукции следующего передела, вытесняющей импорт из соответствующих сегментов рынка. Данная стратегия целесообразна для сырьевых компаний.
Критичными являются большой объем импорта перспективной для освоения продукции и отсутствие крупных конкурентных проектов. Особенности стратегии представлены на рис.4.
«Повышение уровня переработки»
Суть стратегии
Г
Освоение продукции следующего передела, вытесняющей импорт из соответствующих сегментов рынка
Предпосъики
Основа конкурентоспособности
Целевой рынок
Достаточное ценовое преимущество перед импортной продукцией
{ Л
Наличие доступа к недорогой продукции предыдущего передела
_J
Емкие сегменты серийной продукции в деревопереработке, нефтехимии, металлургии и др.
Потенциал
г Высокий Л
)
Рис.4. Особенности стратегии «Повышение уровня переработки»
Стратегия «Партнерство в локализации» предполагает освоение производства готовой продукции или компонента в партнерстве с зарубежными компаниями. Однако в настоящее время пока немногие российские предприятия способны выступить полноценным партнером в проекте локализации. Особенности данной стратегии представлены на рис.5.
Стратегия «Из дилеров в производители» предполагает организацию собственного или совместного производства ранее реализуемой продукции. Данная стратегия целесообразна для предприятий, реализующих свою продукцию на рынках со значительной долей импорта, например, рынок производства и реализации сельскохозяйственной техники, инвентаря и запасных частей к ним.
«Партнерство в локализации»
Рис.5. Особенности стратегии «Партнерство в локализации»
Рис.6. Особенности стратегии «Из дилеров в производители»
В данном случае организацию рыночного оборота самостоятельно производимой продукции наиболее целесообразно возложить на дилерские предприятия, поскольку они имеют достаточные финансовые средства, опыт закупок и продаж, уже знакомы с потенциальными клиентами.
При этом, купля-продажа производимой техники может быть организована как на базе вновь создаваемых, так и на базе уже функционирующих дилерских предприятий.
Особенности стратегии «Из дилеров в производители» представлены на рис.6.
Выработка альтернативной стратегии осуществляется на уровне управления промышленным предприятием и основана на решении следующих задач:
- анализ рыночных тенденций в условиях импортозамещения;
- анализ положения предприятия среди конкурентов на различных рынках;
- оценка его возможностей и ресурсов;
- разработка стратегических целей предприятия;
- подготовка детальных оперативных планов, программ и бюджетов;
- оценка деятельности на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.
Современные компании в условиях импортозамещения вынуждены конкурировать, образуя сложные объединения. Такие процессы обусловили появление новых теорий, методов и приемов организационного развития и построения стратегий на промышленных предприятиях.
Формируется одна из ключевых линий развития стратегического управления, которая направлена на системное овладение управленческой практикой новых инструментов, позволяющих открывать новые возможности и учитывать неопределенность внешней среды.
Список литературы
1. Воронина В. М. Превентивная антикризисная диагностика промышленного предприятия, ориентированная на динамику внешней среды /
B. М. Воронина // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 5.
C. 22-30.
2. Головина Т.А. Методический подход к адаптивному управлению промышленными экономическими системами на основе диагностики слабых сигналов о кризисной ситуации // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 4. Ч.1. С. 160-168.
3. Головина Т.А. Методологические аспекты управления промышленными экономическими системами в условиях их нелинейного развития // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2012. № 1. Ч.1. С. 696-702.
4. Измалкова С.А., Головина Т.А., Закиров А.И. Концепция стратегического управления промышленными системами в современных условиях экономики // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 2. Ч.1. С. 3-10.
5. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация // Стратегический менеджмент . 2014. №4. С. 304-314.
6. Зенкина И.В. Основы формирования системы показателей экономического субъекта в русле современных концепций стратегического управления // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 27.
7. Карпенко М.О. Формирование и реализация стратегии управления промышленных предприятий в современных условиях хозяйствования / Монография. Брянск.: ООО «Ладомир», 2013. 120 с.
8. Мансуров Р.Е. Опыт организации стратегического управления в компании // Стратегический менеджмент. 2012. № 01 (17). С.68-77.
Измалкова Светлана Александровна, д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Орел, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева,
Тронина Ирина Алекссевна, д-р экон. наук, доц., проф. кафедры, [email protected], Россия, Орел, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева
CONCEPTUAL PROVISIONS ON STRATEGIC MANAGEMENT OF INDUSTRIAL ECONOMIC SYSTEMS IN THE CONDITIONS OF IMPORT SUBSTITUTION
S.A. Izmalkova, I.A. Tronina
In article the content of strategy of management of activity of the industrial enterprises on the basis of the complex organizational decisions allowing to raise degree of objectivity of the made administrative decisions in the conditions of import substitution is disclosed.
Key words: strategic management, industrial economic systems, import substitution.
Izmalkova Svetlana Aleksandrovna, doctor of economic sciences, professor, head of the department, [email protected], Russia, Orel, Orlovksky State University I.S. Tur-geneva,
Tronina Irina Alekseevna, doktor of jekonomicheskih sciences, professor at the department, [email protected], Russia, Orel, Orlovksky State University I.S. Turgeneva