Научная статья на тему 'Концептуальные положения функционирования и развития воспитательной системы высшего военно-учебного заведения'

Концептуальные положения функционирования и развития воспитательной системы высшего военно-учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
высшее военно-учебное заведение / воспитательная система / структура / цели / функции и задачи воспитания / этапы и направления развития / управление / educating system / structure of the educating system / AIMS / functions and tasks of the educating system / classification of conformities to the law and principles of the educating system / stages of development of the educating system / directions of development of the educating system of military school / management by the educating system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ленев Юрий Алекандрович

В научной статье обосновываются и раскрываются концептуальные положения воспитательной системы военного вуза: сущность и структура функции и задачи закономерности и принципы становления, функционирования этапы и основные направления развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the major directions of development of theory and practice of education of listeners and students at high military school is the realization of systems approach in education on the basis of which in military school the educating system is designed as difficult structurally-functional education. The conceptual positions of the educating system open up: the essence and structure of the educating system of military school functions and tasks conformities to the law and principles of becoming, functioning and development of the educating system stages and basic directions of development of the educating system.

Текст научной работы на тему «Концептуальные положения функционирования и развития воспитательной системы высшего военно-учебного заведения»

Ленев Ю.А.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Одним из приоритетных направлений развития теории и практики воспитания слушателей и курсантов является реализация системного подхода в воспитании, на основе которого в высшем военно-учебном заведении (далее - ввузе) моделируется воспитательная система. Она представляет собой сложное, специфическое, социальное, структурно-функциональное, целостное образование, в рамках которого интегрирование многообразных компонентов и элементов, их согласованное функционирование позволяют моделировать (проектировать) различные многоуровневые системные образования (система воспитания, воспитательный процесс), создавать условия по эффективному формированию и развитию личности слушателя (курсанта), слушательских и курсантских коллективов, а также качественно решать задачи по обучению и военно-профессиональной подготовке в ввузе.

Воспитательная система как целостное образование при условии приведения ее в функциональное состояние позволяет достигать новых качественных характеристик, которые не содержатся в образующих ее компонентах.

Характерными чертами воспитательной системы ввуза являются: целостность, структурность, открытость, иерархичность, интегративность, динамизм.

Воспитательная система ввуза включает в себя: компоненты системы (системоопределяющий и системообразующий факторы, композиционная структура), элементы системы, взаимное расположение и взаимодействие компонентов и элементов, внутреннее управление системой.

Системоопределяющим фактором воспитательной системы является основополагающая идея, суть которой заключается в интеграции всех субъектов и объектов воспитательной системы по созданию в ввузе единого, целостного воспитательского пространства, в синтезации различных сфер среды (воинской, образовательной, социальной, культурной, информационной и др.) в единый воспитательный потенциал и использовании его в целях формирования и развития личности будущего офицера.

Системообразующим фактором воспитательной системы ввуза является активная, целенаправленная, совместная деятельность субъектов и объектов ввуза по реализации основной (ведущей) идеи, целей и задач воспитательной системы, по повышению ее эффективности, функционирования и развития в интересах качественного решения образовательных и воспитательных задач воспитательной системы ввуза.

Композиционная структура воспитательной системы предполагает установление многообразных связей и отношений между компонентами и элементами воспитательной системы в целях придания ей высокого уровня функционирования и динамичного развития.

Функционирование системы предполагает активное применение методов моделирования, проектирования и программирования. В рамках воспитательной системы моделируются следующие системные образования и процессы:

• система воспитания ввуза - совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимообусловленных элементов, образующих целостный непрерывный процесс формирования и развития личности слушателя, курсанта, учебного коллектива, их качеств и отношений, необходимых для их подготовки как образованных и воспитанных офицеров;

• воспитательный процесс ввуза - организованная, последовательная, целенаправленная, систематическая деятельность педагогов по воздействию на сознание, чувства и волю слушателей и курсантов в целях формирования у них качеств личности, норм поведения в соответствии с предъявляемыми требованиями;

• система воспитательной работы как совокупность мероприятий (дел, акций), скоординированных по направлениям, времени (этапы, периоды), формам и методам проведения, носящих системный и целенаправленный характер; адекватность поставленной цели по реализации конкретной задачи воспитания;

• воспитательное пространство высшего военно-учебного заведения рассматривается как сложное системно-структурное образование, создаваемое в целях реализации воспитательных возможностей различных сфер среды ввуза (образовательной, социальной, воинской, культурной, информационной) и использования единого синтезированного воспитательного потенциала в формировании и развитии личности каждого слушателя и курсанта;

• воспитательная работа как вид педагогической деятельности, направленной на организацию и решение воспитательных задач.

Основная цель воспитательной системы ввуза - создание условий (организационных, социальных, духовных, материальных и др.), в наибольшей степени способствующих и обеспечивающих такое профессиональное и личностное развитие слушателей и курсантов, которое соответствовало бы социальным запросам общества, требованиям Государственных стандартов профессионального высшего образования, квалификационным требованиям к военно-

профессиональной подготовке выпускников ввузов.

Приоритетная цель воспитательной системы ввуза направлена на всестороннее и гармоничное развитие личности слушателя (курсанта), способствует развитию у них активной профессиональной деятельности.

Функционирование воспитательной системы ввуза, создание воспитательного пространства являются главной целью воспитания у слушателей и курсантов целостной и активно действующей, жизнеспособной личности, формирование и развитие у нее устойчивого и заинтересованного отношения к лучшим ценностям и традициям российского офицерского корпуса.

Основными функциями воспитательной системы ввуза являются: социализирующая, педагогическая, научно-исследовательская (научно-аналитическая), проектирующая, управленческая, функция интеграции, синтезирующая, конструктивная, саморегулирующая.

Воспитательная система ввуза позволяет решать следующие основные задачи:

- определять пути и условия по реализации концепции воспитания в условиях ввуза;

- укреплять и развивать взаимосвязи структурных компонентов и элементов дидактического и воспитательного процессов (целевого, содержательного, организационного, процессуального, оценочного, управленческого, корректировочного и др.);

- интегрировать усилия всех субъектов воспитательной деятельности в интересах реализации системы идей, целей, программ и т.п.;

- расширять диапазон воспитательных воздействий за счет создания, освоения воспитательной среды, воспитательного пространства, а также использовать возможности окружающей социальной и природно-географической среды;

- создавать условия для самореализации и самоутверждения личности педагогов и слушателей (курсантов), педагогических и учебных коллективов, что способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению личностных отношений в многочисленном воинском коллективе ввуза;

- совместная, целесообразно направленная и организованная воспитательная работа позволяет экономить время и силы педагогического коллектива, сосредоточивать усилия на решении главных вопросов;

- обеспечение преемственности, согласованности и единства действий всех категорий воспитателей с различным уровнем психолого-педагогической подготовленности выступают одним из основных условий эффективного функционирования воспитательной системы;

- динамичность в содержании, организации и технологиях осуществления воспитания обеспечивает достижение поставленных целей и решение воспитательных задач;

- моделировать и проектировать различные системные образования и процессы, среди которых основными являются воспитательный процесс и воспитательное пространство ввуза.

В основе становления, функционирования и развития воспитательной системы ввуза лежат объективные закономерности, которые выражают определенные положения, диалектическую обусловленность причинной, необходимой, устойчивой связи между явлениями, свойствами, компонентами, элементами воспитательной системы, при которых изменения одних явлений вызывают определенные изменения других.

Становление воспитательной системы обусловлено:

научно обоснованной моделью целостной структуры системы и организацией по ее последовательному внедрению в ввузе;

движением от статичного состояния к поступательно-динамическому;

направленностью ее от разрозненности и несвязности элементов, компонентов к целостному структурному объединению;

динамической реализацией на практике интегративных процессов;

степенью осознания и признания всеми членами ввуза основной идеи, целей, задач воспитательной системы и активного участия каждого члена в их реализации;

степенью соответствия жизнедеятельности в ввузе, взаимоотношений на всех уровнях требованиям принятой концепции.

Становление воспитательной системы зависит:

от придания системе последовательного и поступательного движения; от своевременной, оперативной локализации очагов, полей неорганизованности, хаоса и пассивности, деструктивных явлений; от динамичных стабилизационных процессов;

от систематичности, последовательности, настойчивости программного обеспечения воспитательной системы (программа по реализации концепции развития воспитательной системы);

от непрерывного расширения и углубления связей и отношений между структурными элементами и компонентами.

Становление воспитательной системы ввуза, в конечном счете, обусловлено соотношением стабилизационных и дезорганизационных тенденций в пользу стабилизационных.

Функционирование воспитательной системы ввуза обусловлено: реализацией на практике интегративного подхода в деятельности всех категорий воспитателей;

соблюдением единых требований в воспитании, закрепленных в руководящих документах (Устав вуза, Концепция воспитания в ввузе и др.); комплексной реализацией основных функций системы; инновационными подходами в воспитании, генерацией новых идей для совершенствования функционирования воспитательной системы.

Эффективность функционирования системы во многом определяется и зависит:

от личностей руководителей различных уровней, их социального статуса и авторитета;

от способности создать в ввузе целостную и единую воспитательную среду через интеграцию воспитательного потенциала различных сфер: социальной, образовательной, информационной, культурной, военной и т.п.;

от моделирования и проектирования различных системно-структурных образований и процессов (система воспитания, система воспитательной работы, система повышения педагогического мастерства);

от организации целесообразной жизнедеятельности слушателей и курсантов;

от подпитки своих идей через заимствование чужого опыта;

от внедрения модели воспитательного пространства в ввузе и систематического повышения требовательности в воспитательном пространстве;

от своевременного предотвращения и оперативного преодоления внутрисистемных кризисов, застоя, отклонений и др.

Стабильность функционирования системы обеспечивается сохранением социально-ценностных традиций и преемственности.

Развитие воспитательной системы ввуза обусловлено: научно-обоснованной стратегией, которая реализуется через концепцию развития воспитательной системы ввуза;

инновационным подходом в решении задач воспитания; гуманным характером отношений между всеми участниками (членами) воспитательной системы (создание комфортных условий, открытости, доступности, доброжелательности, заинтересованности и др.).

Развитие системы зависит:

от реализации функции самосохранения и самовоспроизводства (профессиональное становление, развитие и самосовершенствование кадров преподавателей и офицеров-руководителей слушательских и курсантских коллективов);

от своевременного и оперативного разрешения противоречивых ситуаций, частных конфликтов, напряженных отношений и др.;

от поддержки и заинтересованной политики руководства Минстерства обороны РФ в воспитательной деятельности;

от четкой направленности и движения всего коллектива к самоуправлению и саморазвитию;

от соотношения интеграционных и дезинтеграционных тенденций, степени проявления первой и локализации второй.

В основе развития системы лежит принцип динамичности взаимодействия между структурными элементами системы.

Отражением закономерностей воспитательной системы ввуза являются принципы, строгое соблюдение которых позволяет достичь высокой функциональности воспитательной системы и способствовать ее динамичному развитию.

Основными организационно-структурными принципами воспитательной системы являются: научность, целесообразность, целостность, интегративность, композиционность, иерархичность, многоуровневость, функциональность, принцип синтезации.

Основными принципами становления воспитательной системы ввуза явля-

ются: адаптивность, эквитальность, принцип конвергенции, направленность.

Основными принципами функционирования воспитательной системы ввуза являются: динамизм, принцип диверсификации (инвариантности), принцип дивергенции, концентрации, принцип саморазвития, систематичность. Последовательность, непрерывность функционирования и развития воспитательной системы предполагают четкое, этапное, комплексное решение всех задач и недопущение проявления элементов несбалансированности и разобщенности.

К принципам функционирования и развития воспитательной системы следует также отнести: демократизм, гуманизм, единство, комплексность, целенаправленность, оптимальность, устойчивость, управляемость.

Развитие воспитательной системы ввуза включает в себя ряд этапов.

1 этап - теоретическое обоснование воспитательной системы. Основная цель - концептуальное обоснование системы - предполагает решение следующих основных задач: разработка и обоснование теоретической концепции; создание модели воспитательной системы; определение основных направлений деятельности по созданию условий для адаптации системы к условиям жизнедеятельности ввуза.

2 этап - организационное становление системы; цель - адаптация модели системы к условиям деятельности вуза. Основные задачи: внедрение ведущей идеи и создание коллектива единомышленников; поиск оптимальных условий функционирования системы; упорядочение связей между компонентами и элементами системы; установление стилей взаимоотношений субъекта и объекта; внедрение технологий оптимальных отношений, воздействий и взаимодействий; преодоление негативного воздействия внешней среды на коллектив ввуза и др.

3 этап - функционирование системы; цель - придание устойчивого динамизма функционирования системы. Основные задачи, решаемые на этапе: усилие динамизма интеграционных процессов системы; упрочение определенного типа структуры системообразующих связей; локализация дезинтегрирующих тенденций в развитии системы; развитие коллективов на основе самоуправления; упорядочение демократизации в управлении системой; создание и развитие научнообоснованных системных образований и процессов в рамках воспитательной системы (воспитательного процесса, воспитательного пространства ввуза, воспитательных центров и др.).

4 этап - стабильно-динамическое функционирование системы. Основное содержание деятельности на данном этапе - достижение высокого уровня со-

трудничества, взаимоотношений между преподавателями и слушателями (курсантами), объединенных общей целью, общей идеей, а также развитие демократического стиля руководства и отношений.

5 этап - развитие системы на базе устойчивого функционирования. Основная цель - поддержание системы на уровне высокого функционирования за счет обеспечения стабильной динамики развития всех процессов, планомерного приближения реального образа системы к идеальному, реализации наиболее эффективных способов действий, упрочения традиций, усиления поиска нового и др.

Выделение в процессе развития системы определенных этапов носит условный характер, границы между этапами подвижны, но именно организованное совершенствование системы связано с прохождением этих этапов и последовательным решением комплекса задач на каждом этапе. Частичное решение задач на первых этапах может свести всю работу на нет на основных этапах. Создание системы, прохождение становления ее и динамическое функционирование может быть только благодаря усилиям всех участников системы: командования и подчиненных, педагогов и учебных коллективов, каждого в отдельности педагога, преподавателя, слушателя, курсанта, военнослужащего.

Под развитием воспитательной системы ввуза понимается качественное изменение на основе прогрессивной направленности функционирования воспитательной системы. Такие изменения осуществляются на основе научнообоснованных разработок и практической апробации основных направлений развития воспитательной системы ввуза.

Основными направлениями развития воспитательной системы являются:

1. Научно-обоснованное проектирование процесса развития воспитательной системы ввуза. Оно предполагает: определение цели развития воспитательной системы; постановку задач по реализации целей развития; обоснование путей, условий, этапов, циклов, способствующих развитию воспитательной системы; анализ качественного изменения воспитательной системы и корректировка этого процесса.

2. Моделирование воспитательного пространства как важнейшего механизма функционирования воспитательной системы ввуза.

Данное направление предполагает: создание педагогически целесообразной, организованной, интегрированной среды ввуза с высоким воспитательным потенциалом; создание условий, при которых воспитательное пространство используется целостно в целях всестороннего и гармоничного развития личности

слушателя и курсанта; создание модели образа жизни в рамках воспитательного пространства, которое отвечало бы основным требованиям социальнонравственных ценностей общества и Вооруженных Сил.

3. Технологизация функционирования воспитательной системы вуза осуществляется на различных уровнях: системно-структурном, процессуальнофункциональном, на уровне коммуникаций, взаимодействий и взаимоотношений, а так же на личностном. Она предполагает строгое соблюдение общих технологических принципов воспитания: научность, целесообразность, целенаправленность, системность и целостность технологии воспитания; принцип психоло-го-педагогической обоснованности технологии воспитания. При ее реализации должны соблюдаться следующие организационные принципы: обязательности, последовательности, систематичности, динамичности, комплексности, инвариа-тивности, алгоритмичности технологии воспитания.

4. Совершенствование системологической подготовки у различных категорий воспитателей ввуза. Овладение всеми категориями воспитательной теории и практикой рассматривается как важнейшее условие развития воспитательной системы ввуза.

5. Оптимизация управления процессом развития воспитательной системы ввуза предполагает: обоснование научной концепции управления процессом развития системы; реализацию на практике системы управления; моделирование системной организации управления многоуровневыми подсистемами; технологи-зацию управленческой деятельности; алгоритмизацию процесса управления; демократизацию стиля управления.

Таким образом, концептуальные положения функционирования и развития воспитательной системы высшего военно-учебного заведения содержат научнообоснованную систему идей, взглядов, понятий, категорий, целевых установок по теории и практике воспитания слушателей и курсантов. Реализация этих положений требует консолидации сил всех руководителей, преподавателей, отделов, служб, факультетов, педагогических и учебных коллективов по достижению эффективного функционирования и динамичного развития воспитательной системы высшего военно-учебного заведения.

* * *

Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Приказ министра обороны Российской Федерации от 11 марта 2004 г. № 70. М., 2004.

Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. / Под. общ. ред. Н.Л. Селивановой. М., 1998.

Педагогика. Большая современная энциклопедия. Минск: ИООО; Современное слово, 2005. 720 с.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. 608 с.

Стратегия воспитания в образовательной системе России. М.: Сервис, 2005. 480 с.

Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Воен. ун-т, 2003. 377 с.

Теория и практика воспитательных систем: В 2 кн. М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.