Научная статья на тему 'Концептуальные подходы зарубежных исследователей к пониманию социальной политики'

Концептуальные подходы зарубежных исследователей к пониманию социальной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3068
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / POLICY / SOCIAL POLICY / SOCIAL POLICY CONCEPT / SOCIAL POLICY TYPOLOGY / SOCIAL POLICY SYSTEMS / SOCIAL POLICY MODELS / SOCIAL POLICY REALIZATION SPHERES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чикарина Людмила Яковлевна

Представлены концептуальные подходы известных зарубежных политологов, социологов и экономистов к пониманию политики и социальной политики. Дана типология социальной политики. Рассмотрена взаимосвязь социальной политики и политического процесса. Показаны сферы реализации социальной политики. Приведено мнение зарубежных ученых о социальной политике современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a complexity of conceptual approaches to interpretation of policy in general and social policy in particular by foreign political, sociological, and economic scientists. Social policy typology is worked out. The author observes a connection between social and political processes. The spheres of social policy realization are pointed out foreign scientists views on the social policy in modern Russia are put forward.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы зарубежных исследователей к пониманию социальной политики»

© Л.Я. Чикарина, 2009

УДК 316.334.3 ББК 60.56

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ К ПОНИМАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Л.Я. Чикарина

Представлены концептуальные подходы известных зарубежных политологов, социологов и экономистов к пониманию политики и социальной политики. Дана типология социальной политики. Рассмотрена взаимосвязь социальной политики и политического процесса. Показаны сферы реализации социальной политики. Приведено мнение зарубежных ученых о социальной политике современной России.

Ключевые слова: политика, социальная политика, концепции социальной политики, типология социальной политики, системы социальной политики, модели социальной политики, сферы реализации социальной политики.

В последние десятилетия социальная политика стала объектом исследований во многих странах. Интерес к таким исследованиям объясняется, с одной стороны, социальной нестабильностью в ряде стран, а с другой - попытками найти оптимальную модель социального устройства общества.

Этот интерес обостряется в кризисные периоды экономического развития, когда население требует от своих правительств принятия адекватных мер социальной поддержки и обеспечения социальной стабильности. Не является исключением в этом отношении и мировой финансовый кризис, разразившийся в конце 2008 года. Для принятия соответствующих мер для выхода из кризиса необходимо понимать сущность социальной политики и уметь применять на практике результаты теоретических исследований в данной области.

Вот почему важно знать подходы к пониманию социальной политики не только отечественных, но и зарубежных ученых, а также их оценку социальной политики современной России.

Термин «политика» относится к ряду наиболее многозначных в современной науке.

По мнению Р. Арона, в него вкладывают много понятий. Этот термин содержит два основных различия.

Первое различие связано с тем, что словом «политика» переводятся два английских слова: «policy» и «politics», у каждого из которых свой смысл. Policy - концепция, программа действий, а то и само действие одного человека, группы людей, правительства. То есть слово «политика» в его первом значении - это программа, метод действий или сами действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к какой-то одной проблеме или к совокупности проблем, стоящих перед сообществом. В другом смысле слово «политика» (английское «politics») относится к той области общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические (в значении «policy») направления. Политика-область - это совокупность, внутри которой борются личности или группы, имеющие собственную policy, то есть свои цели, свои интересы, а то и свое мировоззрение [1, с. 8].

Следует согласиться с Р. Ароном в том, что два понимания политики взаимосвязаны: «Эти значения термина, невзирая на их разли-

чия, взаимосвязаны. Одни политические курсы, определяемые как программы действий, всегда могут войти в столкновение с другими. Программы действий не обязательно согласованы между собой; в этом отношении политика как область общественной жизни чревата как конфликтами, так и компромиссами. Если политические курсы, то есть цели, к которым стремятся личности или группы внутри сообщества, полностью противоречат друг другу, это приводит к бескомпромиссной борьбе, и сообщество сочетает планы, частично противоречащие друг другу, а частично - совместимые» [1, с. 8].

Принятое понимание политики уже используется в науке применительно и к политике социальной.

Социальная политика как научная тема первоначально привлекла внимание исследователей стран развитой демократии. Это было определено тем, что сам феномен социальной политики стал актуален для этих стран значительно раньше, чем для других регионов мира. К настоящему времени в развитых государствах исследования социальной политики представляют собой дифференцированную и активно развивающуюся область науки.

В исследовании социальной политики важны классические идеи происхождения и сущности социальных институтов, сформулированные М. Вебером [3, с. 61-272] и Э. Дюр-кгеймом [5, с. 3-390].

Понятие «социальная политика» употребляется в европейской публицистике и материалах научных исследований начиная с 50-х годов XIX века. К целенаправленному рассмотрению социальной политики ученые приступили в середине ХХ века.

В то же время следует отметить, что написанные в начале ХХ в. работы В. Зом-барта уже содержали не только отдельные упоминания социальной политики, но и были посвящены исключительно этому новому явлению: «.. .наблюдательный теоретик-социолог, который хотел бы осветить светом науки политику-практику, стремится внести в путаницу отдельных политических мероприятий смысл, единство и систему, различает группы однородных и разнородных начинаний и приходит к необходимости установить понятие социальной политики» [6, с. 61].

Определив период становления понятия социальной политики, можно перейти к анализу основных зарубежных концепций исследования социальной политики.

Современные подходы к пониманию социальной политики исследователей стран развитой демократии репрезентирует автор переведенного на русский язык «Словаря социальной работы» Р. Баркер: «Социальная политика - деятельность и принцип общества, формирующие способ, при помощи которого оно вмешивается и регулирует отношения между индивидами, группами, общинами, социальными учреждениями. Эти принципы и действия являются результатом обычаев и ценностей общества и в большей степени определяют распределение ресурсов и уровень благосостояния его людей. Социальная политика включает планы и программы в сфере образования, здравоохранения, экономической защиты, социального обеспечения, составляемые правительством, добровольными организациями» [2, с. 38]. Данному определению присуща широта понимания субъектов социальной политики, которые не сводятся лишь к органам власти разного уровня.

По мнению М. Хилла, социальная политика - это система мер, осуществляемых такими субъектами, как государство, общественные организации, местное самоуправление и предприятия по широкому кругу вопросов, связанных с общественным благополучием. В социальную политику включается также сам процесс принятия решений. Эти меры, процесс их разработки и осуществления необходимо рассматривать как политическую деятельность, оказывающую влияние на благополучие граждан [10, с. 1].

Большое внимание в последней четверти прошлого века было уделено зарубежными авторами вопросам построения типологий социальной политики.

В общемировом масштабе типология моделей социальной политики, разработанная Г. Эспинг-Андерсеном [7, с. 26-33], включает в настоящее время три типа - неолиберальный, социально-демократический и консервативный.

Неолиберальный тип характеризуется зависимостью от рынка, относительно высокой стратификацией доходов членов общества

и государственной интервенцией, регулирующей рыночные отчисления в фонды социальной защиты. Данный тип иногда называют англо-американским.

Социально-демократическому (скандинавскому) типу присущи независимость от рыночного вклада, относительно низкая стратификация, интенсивное государственное обеспечение и финансирование.

Определяющими компонентами консервативного (франко-германского) типа являются высокая стратификация доходов и социального статуса, умеренная зависимость от рыночного вклада, незначительное государственное обеспечение с ориентацией на некоммерческих благотворителей.

В англоязычной научной литературе к настоящему времени сложилось разделение на резидуальную и институциональную системы социальной политики.

Характерные признаки резидуальной системы: проблемы решаются благодаря участию семьи, родственников и соседей; обращение за помощью в государственные службы считается экстремальной ситуацией; помощь социальными службами оказывается после проверки обстоятельств и степени неспособности решить проблему самостоятельно; помощь является временной и минимальной; получение помощи связано с потерей социального статуса.

Для институциональной системы типично следующее: проблемы решаются в соответствии с установленными и общими для всех законами, нормами и правилами; обращение за такой помощью считается нормой; помощь носит профилактический характер; помощь адекватна проблеме и потребностям; каждый может ее получить, не теряя самоуважения.

Уже одно перечисление основных характеристик двух моделей демонстрирует предпочтительность институциональной модели для объектов социальной политики.

Данную типологию можно рассматривать в качестве стимулирующей, поскольку она определяет ориентиры совершенствования социальной политики государств, находящихся на разных этапах социально-экономического и политического развития.

Известный исследователь социальной политики Н. Мэннинг сделал в своих работах

акцент на факторах активности и эффективности социальной политики, а также принципиальный вывод о важности такого фактора, как значимость в социально-политической жизни движений трудящихся (трудовых движений). Особенное значение для формирования конфигурации социальной политики, по его мнению, имеет осознание общности интересов среднего класса и рабочих. Он предложил типологию моделей управления социальной политикой на основе различия политических систем, выделив плюралистическую модель, модель элит, корпоративную и марксистскую модели [11, с. 50-51].

Плюралистическая модель предполагает открытость политической системы для внешнего влияния. В рамках данной модели граждане и их группы имеют возможность активно влиять на формирование и реализацию социальной политики.

Для модели элит характерно признание достаточно высокой закрытости групп, осуществляющих социальную политику. Члены определенных «социальных сетей» с общими ценностями формируют политику на практике и вне зависимости от публичных деклараций.

В рамках корпоративной модели выделяются три ключевые группы влияния: профсоюзы, бизнес-сообщество и государство. Между этими корпорациями в широком смысле идет постоянный диалог, в ходе которого формируется социальная политика.

Марксистская модель исходит из отсутствия какого-либо реального диалога между группами с разными интересами и преобладания одной группы - бизнес-сообщества, которое определяет всю государственную политику, в том числе социальную.

Тесная взаимосвязь социальной политики и политического процесса ярко проявляется в условиях демократии, в связи с чем для западных исследователей социальной политики характерен высокий интерес к преемственности социальной политики в условиях сменяющих друг друга у власти политических партий.

Исследование факторов партийного консенсуса на влияние экономической динамики изучал Дж. О’Коннор, который сделал вывод о сокращении социальных программ и «раз-

мывании» социальной политики в условиях экономического кризиса 70-х гг. ХХ в. вне зависимости от того, какие партии - левые или правые - находились у власти [12, с. 42-86].

Ряд ученых из стран развитой демократии в ходе экономического кризиса конца 70-х - начала 80-х гг. прошлого века получили возможность исследовать влияние кризисных явлений на социальную политику.

Д. Понтассоном на показательном шведском примере были выделены такие факторы изменения социальной политики, как обременительно высокий уровень социальных гарантий, рост безработицы, старение населения [13, с. 305-332].

К. Дойчман анализирует такие сферы реализации политики всеобщего благосостояния, как экономическая, демографическая и социально-культурная. Данные сферы рассматриваются не только в качестве кризисных зон, но и в качестве точек будущей модернизации. Признавая необходимость мер, направленных на модернизацию системы, К. Дойчман в то же время не видит признаков краха политики всеобщего благосостояния, констатируя рост доли бюджетных расходов на социальные нужды в 80-90-е гг. ХХ в. [4, с. 16-17].

Некоторые известные зарубежные авторы исследовали отдельные новые проблемы, возникающие в ходе реализации социальной политики в связи с процессами социальной модернизации.

Так, внимание Э. Гидденса привлекла проблема социального исключения, которое далеко не всегда бывает связано с низким уровнем жизни, однако обязательно приводит к ограничению жизненных перспектив и возможностей многих социальных групп - от женщин до мигрантов. Этим автором вводится термин «исключение»: «Под исключением я подразумеваю “выхватывание” социальных отношений из локального контекста и их реструктуризацию в неопределенных точках временного пространства» [9, с. 21].

Представляют большой интерес работы зарубежных ученых, посвященные социальной политике современной России, в том числе с точки зрения применения различных исследовательских подходов и методик.

В ряде исследований очевиден как научный, так и практический интерес западных ис-

следователей в определении места России в типологии государств по критериям Г. Эспинг-Андерсена. В терминах этой типологии социальная политика новой России приближается к модели, в которой: социальное обеспечение является товаром; система стратификации становится четкой; роль рынка возрастает. У многих зарубежных ученых не вызывает сомнений тот факт, что для России перспектива заимствования социально-демократической традиции уже упущена. Современная тенденция большинства восточноевропейских стран определяется как сложная комбинация западноевропейского консервативного корпоративизма или социал-капитализма и североамериканского либерализма [8, с. 148-160]. В силу этого некоторым западноевропейским и североамериканским аналитикам ближе такие определения социального государства для России, которые лежат вне общемировых типологий.

Значительное количество работ зарубежных исследователей посвящено социальной политике по отношению к конкретным социальным группам.

Выявляются ограничительные факторы, способствующие маргинализации положения женщин: сокращение женщин на производстве в период реструктуризации, нарушение социальных прав работающих женщин (отпуск по уходу за ребенком, оплата больничных), сокращение финансирования бюджетной сферы, «размывание» системы бесплатных услуг и необходимость их компенсации домашним трудом, распространение дискриминирующих общественных установок, рост числа неработающих замужних женщин, используемых для повышения престижа «новых русских».

Обобщая подходы современных зарубежных политологов, социологов и экономистов к пониманию социальной политики, необходимо отметить следующее.

Социальная политика рассматривается как деятельность нескольких акторов, а не только государства. Выработаны и используются объективные критерии типологизации социальной политики. Акцентируется внимание на таком факторе эффективности социальной политики, как наличие общественного консенсуса. Социальная политика современной России определяется, как правило, вне общепринятых типологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арон, Р. Демократия и тоталитаризм : пер. с фр. / Р. Арон. - М. : Текст, 1993. - 303 с.

2. Баркер, Р. Словарь социальной работы : пер. с англ. / Р. Баркер. - М. : Ин-т соц. работы, 1994.- 134 с.

3. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Избранные произведения : пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова, предисл. П. П. Гайденко. - М. : Прогресс, 1990. - С. 6-272.

4. Дойчман, К. Будущее государства благосостояния / К. Дойчман // Государство благосостояния и его социально-экономические основы : сб. ст. - СПб. : Ин-т страхования, 1998. -С. 16-17.

5. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии : пер. с фр. / Э. Дюркгейм. - М. : Наука, 1991. - 547 с.

6. Зомбарт, В. Идеалы социальной политики : пер. с нем. / В. Зомбарт. - СПб. : Типо-литография Б. М. Вольфа, 1906. - 64 с.

7. Esping-Andersen, G. The Three Worlds of Welfare Capitalism / G. Esping-Andersen. -Cambridge : Polity Press, 1990. - 363 p.

8. Deacon, B. Eastern European welfare states: the impact of the politics of globalization / B. Deacon // Journal ofEuropean Social Policy. - 2000. - J№ 10 (2). -P 148-160.

9. Giddens, A. The Consequences of Modernity / A. Giddens. - Stanford : Stanford Univ. Press, 1990. - 21 p.

10. Hill, M. Understanding Social Policy / M. Hill. -L. : Blackwell Publ., 2000. - 246 p.

11. Manning, N. The Politics ofWelfare / N. Manning // Social Policy / ed. by J. Baldock, N. Manning, S. Miller,

S. Viskerstaff. - N. Y. : Oxford University Press, 2000. -P. 50-51.

12. O’Connor, J. Bringing the International Economy back in: Welfare System Change in Sweden, Britain and the United States. Globalization and Welfare State / J. O’Connor // International Journal of Sociology and Social Policy. - 1998. - Vol. 18, №> 2-4. - P. 42-86.

13. Pontusson, J. At the End of the Third Road: Swedish Social Democracy in Crisis / J. Pontusson // Politics and Society. - 1992. - N° 20. - P. 305-332.

CONCEPTUAL APPROACHES OF FOREIGN SCIENTISTS TO SOCIAL POLICY INTERPRETATION

L.Ya. Chikarina

The article presents a complexity of conceptual approaches to interpretation of policy in general and social policy in particular by foreign political, sociological, and economic scientists. Social policy typology is worked out. The author observes a connection between social and political processes. The spheres of social policy realization are pointed out; foreign scientists’ views on the social policy in modern Russia are put forward.

Key words: policy, social policy, social policy concept, social policy typology, social policy systems, social policy models, social policy realization spheres.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.