Научная статья на тему 'Концептуальные подходы социологии управления в развитии института государственной и муниципальной службы'

Концептуальные подходы социологии управления в развитии института государственной и муниципальной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
882
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / РЕГИОН / СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / STATE AND MUNICIPAL SERVICE / REGION / SOCIOLOGY OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хронопуло Сергей Михайлович, Совершенный Олег Викторович

В статье раскрывается методика управленческого анализа социального института государственной и муниципальной службы, показаны социологические основания формирования инструментария для научного анализа управляемости проблемных регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хронопуло Сергей Михайлович, Совершенный Олег Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL APPROACHES OF SOCIOLOGY OF MANAGEMENT IN THE DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF STATE AND MUNICIPAL SERVICE

The article presents the method of management analysis of the social institute of state and municipal service; shows the sociological foundations for the formation of the toolkit for the scientific analysis of controllability in problem regions.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы социологии управления в развитии института государственной и муниципальной службы»

УДК 316.334

Хронопуло Сергей Михайлович

кандидат социологических наук, доцент, начальник Центральной дирекции по управлению терминальноскладским комплексом ОАО «РЖД» editor@hist-edy.ru

Совершенный Олег Викторович

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры экономики Ессентукского института управления, бизнеса и права editor@hist-edy.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

В статье раскрывается методика управленческого анализа социального института государственной и муниципальной службы, показаны социологические основания формирования инструментария для научного анализа управляемости проблемных регионов.

Ключевые слова: государственная и муниципальная служба, регион, социология управления.

Khronopulo Sergey Mikhailovich

PhD in Sociology, Associate Professor, Head of the Central Directorate for Terminal and Warehouse Complex Management of OJSC "RZhD" editor@hist-edy.ru

Sovershenny Oleg Viktorovich

PhD in Sociology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics of the Essentuki Institute of Management, Business and Law

editor@hist-edy.ru

CONCEPTUAL APPROACHES OF SOCIOLOGY OF MANAGEMENT IN THE DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF STATE AND MUNICIPAL SERVICE

The article presents the method of management analysis of the social institute of state and municipal service; shows the sociological foundations for the formation of the toolkit for the scientific analysis of controllability in problem regions.

Key words: state and municipal service, region, sociology of management.

В условиях продолжающейся административной реформы возрастает значимость институтов государственной и муниципальной служб, от слаженной деятельности которых во многом зависит успех преобразований, проводимых в стране. Отмечая важность проблемных аспектов, касающихся структурирования и функционирования федерального уровня и муниципальной служб. Вплоть до настоящего времени в нормативных источниках не выработано единой позиции относительно содержания понятийного аппарата категорий «государственная» и «муниципальная» служба. На практике постоянно возникает проблема определения круга органов, профессиональная деятельность которых считается государственной службой конкретного уровня. Является дискуссионным вопрос относительно соотношения статуса служащих и особенностей службы в федеральных государственных органах и государственных органах субъектов РФ. Вплоть до настоящего времени является нерешенной проблема разграничения предметов ведения и распределения полномочий между разноуровневыми государственными органами, а также между государственными органами и муниципальными структурами [1, с. 83]. Продолжаются дискуссии по поводу поиска путей предотвращения и преодоления противоречий между государственной и муниципальной службами, а также разрешения конфликтов между ними.

Государственную и муниципальную службы нельзя понимать как службы конкретным «государственным и муниципальным органам» или «должностным лицам». Государственная и муниципальная службы в Российской Федерации представляют собой профессиональную деятельность по решению государственных и муниципальных задач и выполнению функций, осуществляемых лицами, находящимися на штатных должностях в государственных и муниципальных органах, и оплачиваемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления [2].

Потребность в построении демократического правового федеративного государства требует создания целостной системы государственной и муниципальной служб, обеспечивающих реализацию функций государства и органов муниципальной власти в новых экономических, политических и социальных условиях, повышение эффективности экономики и развитие гражданского общества. Необходимо кардинальное повышение эффективности деятельности государственной службы и муниципальной службы в интересах становления и развития гражданского общества и укрепления правового государства с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей Российской Федерации. Реформирование государственной службы и муниципальной службы является приоритетным направлением деятельности в сфере государ-

ственного строительства, которое должно осуществляться в рамках общей административноправовой реформы Российской Федерации.

Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные. Количественные исследования обычно отождествляют с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов [3, с. 26.].

Характерными особенностями таких исследований является: четко определенный формат собираемых данных и источники их получения, обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур в основном количественных по своей природе. Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляются в нестандартизированной форме. Качественные данные могут быть переведены в количественную форму, но этому предшествуют специальные процедуры.

Социологические основания формирования методического инструментария по выявлению проблемных регионов выступают, как система разномасштабных деятельностей. Здесь выделяется совокупность следующих знаний, умений и практических навыков: владение методами антикризисного управления, включая анализ, мониторинг, моделирование рисков и кризисов социально-экономического развития; умение использовать технологии противодействия негативной социальной самоорганизации и методы теории сложности в практике государственного и муниципального управления; владение методами выявления проблем государственного и муниципального управления, сопряженных с кризисными процессами в обществе; умение находить и принимать эффективные организационные управленческие решения в условиях кризиса и ограниченности времени, информации и других ресурсов; умение разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности органа муниципальной и региональной власти, осуществлять распределение функций, задач, полномочий и ответственности между исполнителями в экстремальных и кризисных условиях.

Необходимость создания государственной и муниципальной службы и ее правового регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями, а также потребностью в организации кадрового потенциала государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти). Именно служащие действуют как персонал в многочисленных структурах государственных органов, учреждений и организаций, внутри институтов управляющей и управляемой систем; именно их компетентность определяет реальное использование возможностей управления с целью установления требуемого правового порядка в государстве и обществе [4, с. 54].

Для рассматриваемой темы, описательное исследование должно проводиться по полной, достаточно подробно разработанной программе на базе методически апробированного инструментария. Его надежная методологическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов исследуемого объекта по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой. Описательное исследование по выявлению проблемных регионов применяется как раз в связи с тем, что объект анализа - относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Также применено аналитическое исследование, как самый углубленный вид социологического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславливают характер, распространенность, устойчивость или изменчивость и другие свойственные ему черты. По используемым методам сбора социологической информации для проблемных регионов, аналитическое исследование носит комплексный характер.

Экспертное определение устойчивости управленческих процессов в проблемном регионе сочетает экономическую эффективность с принципами устойчивого использования потенциала регионов. Экспертное обоснование позволяет рекомендовать финансирование приоритетных инвестиционных проектов из тех или иных источников. Если речь идёт о приоритетных инвестиционных проектах, перечень которых утверждён Правительством РФ, то решение о финансировании таких проектов принимается в приоритетном порядке.

В социологическом аспекте, устойчивость управления рассматривается как практическая реализация функций государства, компетенции государственных органов. В этом смысле важно выявление степени эффективности государственной службы, практики и проблем её функционирования. Орган управления представляет собой совокупность служащих - людей, объединенных

формально установленными целями в рамках определенного типа административной (разновидности социальной) организации. Функции управления институциональной устойчивостью могут быть реализованы в результате ведения деятельности по следующим направлениям: оценка социально-экономических условий устойчивости (сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности объекта регулирования, сравнение их с нормативными показателями); социологическая диагностика устойчивости, предполагающая не только фиксирование отклонений, но и анализ причин их появления, выявление возможных тенденций развития.

Наличие отклонений в одном из секторов управления, может потребовать принятия решений, касающихся оперативной деятельности всей системы: прогнозирование развития проблемных ситуаций (обобщение и оценка информации по факторам, вызвавшим кризисные явления, и определение логики и закономерностей самого кризиса позволяет рассматривать различные прогнозы и сценарии развития кризисных ситуаций); разработка и реализация мер обеспечения устойчивости, формирование программ, направленных на противодействие дестабилизирующим факторам, разработка механизмов согласования деятельности участников рынка (что представляется наименее разработанным аспектом мер обеспечения устойчивости на настоящий момент); создание организационно-экономических стандартов деятельности на рынке товаров и услуг, их внедрение и наблюдение за их применением.

При осуществлении служебной деятельности служащие различных органов и организаций вступают в специфические отношения, содержание которых зависит от вида службы и от организации (органа), в которой (котором) она осуществляется. Служебными отношениями являются государственно-служебные правовые отношения, служебные отношения в общественных объединениях и иных негосударственных организациях (частных, коммерческих), в органах местного самоуправления. Специфика службы как вида деятельности в различных организациях обусловливает установление в каждом конкретном случае особого статуса служащего.

Таким образом, управление институциональной устойчивостью в системе регионального управления - это реализация права государства в лице федеральных и региональных органов власти и управления, обеспечивать стабильное функционирование экономики через систему законодательных, организационных, административных, правовых и других мер.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Добреньков В.И. Глобализация и Россия // Будущее России: стратегии развития: в 2 т. М., 2006.

2. Бельский К.С. О концепции реформы государственной службы в России // Государство и право. 2004. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.