Научная статья на тему 'Концептуальные подходы к управлению трудовыми ресурсами на современном этапе социально-экономического развития России'

Концептуальные подходы к управлению трудовыми ресурсами на современном этапе социально-экономического развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожков В.Д.

Современный этап развития трудовых ресурсов России характеризуется тем, что сейчас в трудоспособный возраст вступает малочисленный контингент, рожденных в 1990-1994 гг. Одновременно многочисленная группа граждан, родившихся в первые послевоенные годы, становится нетрудоспособной и выходит на пенсию. Образующийся разрыв между ними будет увеличиваться в разы вплоть до 2016 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы к управлению трудовыми ресурсами на современном этапе социально-экономического развития России»

Рожков В.Д.

канд. экон. наук, доцент, заведующий лабораторией социологии труда, демографии и образовательных ресурсов НИИ философии и социологии образования Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, начальник Управления занятости населения Ленинградской области

на одну сошку налетают,

как мошки...

концептуальные подходы к управлению трудовыми

ресурсами на современном этапе социально-экономического развития России

Современный этап развития трудовых ресурсов России характеризуется тем, что сейчас в трудоспособный возраст вступает малочисленный контингент, рожденных в 1990-1994 гг. Одновременно многочисленная группа граждан, родившихся в первые послевоенные годы, становится нетрудоспособной и выходит на пенсию. Образующийся разрыв между ними будет увеличиваться в разы вплоть до 2016 года.

В условиях нарастающего сокращения трудовых ресурсов, а также изменения методов государственного управления социально-экономическими процессами необходимо модифицировать существующую теорию управления трудовыми ресурсами, которая складывалась в контексте государственного управления как совокупность методов воздействия на трудоспособную часть населения в

фазах формирования, распределения и использования трудовых ресурсов.

Сегодня на передний план теории управления трудовыми ресурсами выходят вопросы мобильности. Мобильность - одно из качеств рабочей силы, повышающих ее эффективное использование. Межгосударственное передвижение рабочей силы объективный процесс, обусловленный различиями в уровнях социально-экономического развития стран. Однако, ни одно из государств, кроме России, привлекающих трудовых мигрантов, не использует это взамен национальной системы профессиональной подготовке рабочих кадров и мер по эффективному использованию собственных трудовых ресурсов. Действующее Российское законодательство, регулирующее миграционный процесс, хотя и имеет оговорки о приоритетном использовании местных трудовых ресурсов, не всегда находит свое воплоще-

межгосударственное передвижение рабочей

силы объективный процесс, обусловленный различиями в уровнях социально-экономического развития стран

ние в жизнь ввиду отсутствия механизма его реализации. Трудовые ресурсы, особенно в сельских местностях, за пятнадцатилетие экономического спада утратили в большинстве случаев основные качества рабочей силы и стали практически не конкурентоспособными на локальных рынках труда. Вследствие чего происходит нерегулируемое замещение местных трудовых ресурсов трудовыми мигрантами, что предопределяет дальнейшее развитие процесса утраты ими способности к труду со всеми взаимосвязанными проявлениями: асоциальное поведение, криминализация.

Поддержание мотивации к труду и профессиональных навыков обеспечивающих конкурентоспособность трудовых ресурсов, а также материальную поддержку граждан в период вынужденной безработицы призвана была обеспечивать созданная в 1991 году государственная служба занятости населения. Однако в результате многократных преобразований она утра-

тила эту способность и в настоящее время не в состоянии оказывать существенного влияния на происходящие процессы в сфере управления трудовыми ресурсами. Необходимо отметить, что данное решение на момент его принятия не смогло обеспечить кардинальное улучшение положения на рынке труда, хотя определенные положительные тенденции в его развитии наблюдались. В целом по России и в большинстве субъектов Федерации дисбаланс спроса и предложения рабочей силы постепенно уменьшался, хотя численность ищущих работу граждан по-прежнему явно превышала количество вакантных мест; безработица за эти годы являлась реальной социальной проблемой для более миллиона жителей страны. В период 2003-2005 гг. ситуация изменилась, напряженность на рынке труда в целом по России росла и к началу 2005 года она уже превышала параметры 2000 года, составляя 2,7 претендента на 1 вакансию.

трудовые ресурсы, особенно в сельских

местностях, за пятнадцатилетие экономического спада утратили в большинстве

случаев основные качества рабочей силы

...безработные, получающие максимальное пособие, уже не попадают в категорию «бедного» населения

В этих условиях сохранение и далее мизерного, можно сказать чисто символического, минимального размера пособия по безработице в сумме 100 рублей, составляющего только 4,2% от прожиточного минимума в среднем на душу населения по стране, становилось просто недопустимым. При таких обстоятельствах увеличение размера минимального пособия по безработице с 1 января 2005 года до уровня МРОТ, т.е. до 720 рублей в месяц стало не только оправданным, но и необходимым.

Величина установленного максимального пособия единого для всей территории России в сумме 2880 рублей в месяц хотя и усиливало уравнительный характер мер социальной поддержки безработных, проживающих в разных регионах, но все же не выглядело слишком малой, т.к. на момент ее введения составляла 120% ПМ1. Российское законодательство на протяжении 15-летнего периода существования официальной безработицы не переставало видоизменять систему материальной поддержки безработных граждан, пытаясь найти верное решение в части размеров пособия, необходимых для поддержания жизнедея-

тельности безработных и одновременного сохранения у граждан мотивации к поиску работы. С января 2005 года в этом направлении сделаны очередные шаги, которые содержат в себе два новых принципиально важных момента.

Первый заключался в том, что в принятой схеме поддержки безработных граждан впервые были установлены единые для всех территорий Российской Федерации размеры не только минимального, но и максимального пособия по безработице.

Второй, не менее важный, касается самих размеров пособия - минимальное 720 рублей, максимальное - 2880 рублей в месяц и их соотношения с величиной минимального размера оплаты труда (МРОТ) и прожиточного минимума (ПМ). На этом моменте представляется целесообразным остановиться более подробно. Как известно, с введением Федерального закона № 82-ФЗ от 19 июня 2000 года, размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, ранее определявшиеся в зависимости от МРОТ, такую зависимость утратили. Так, в соответствии со ст. 4 данного закона в период с 1 июля по 31 декабря 2000 года минимальное пособие по безработице достигало 83 руб. 49 коп. в месяц, (при размере МРОТ 132 руб.), а с 1 января 2001 года - 100 руб., т.е. в 2 раза ниже МРОТ, который на ту же дату составил 200 руб. В течение последующих лет этот разрыв лишь увеличивался, достигнув к началу 2005 года 7,2 раза. Таким образом, с середины 2000 года государство снизило уровень

материальной поддержки безработных, в первую очередь, в той ее части, которая и так могла претендовать лишь на минимальную помощь. В результате «бедные» безработные стали еще беднее. А это значит, что безработные, получающие максимальное пособие, уже не попадают в категорию «бедного» населения, так как уровень их материальной поддержки немного выше черты бедности. Однако такое положение сохраняется достаточно недолго. На 2006 год Правительство РФ приняло решение размеры минимального и максимального пособия по безработице по сравнению с 2005 годом не изменять, сохранив их прежнюю величину, при этом параметры МРОТ и ПМ на текущий год возросли. Так, МРОТ с 1 мая 2006 года увеличен до 1100 рублей в месяц, а величина ПМ по оценке Минэкономразвития России в среднем за 2006 год составит 3382 рублей. Это значит, что минимальное пособие по безработице с середины 2006 года на 25% не «дотягивает» до МРОТ, а от ПМ составит только 24,2%.

При этом максимальный размер пособия по безработице уже не превысит ПМ и составит лишь 85% от него.

В результате этого можно сказать, что все официально зарегистрированное безработное население в середине 2006 года численностью 1 млн. 732 тысяч человек не только находится за чертой бедности, но и постепенно опускается еще ниже, а государство продолжает политику интенсивного побуждения безработных граждан к поиску работы.

Для территорий с развивающейся экономикой и возрастающим дефицитом кадров на многих предприятиях, возможно подобные шаги могут показаться оправданными. Но резкая поляризация напряженности, наблюдаемая сегодня на локальных рынках труда почти в каждом субъекте Федерации, заставляет усомниться в правильности такого выбора в целом. Таким образом, управление трудовыми ресурсами на современном этапе должно быть ориентировано на максимально эффективное использование имеющихся трудовых ресурсов. Охватывать и профориентацию молодежи, и профобразование, и переподготовку взрослых, и создание условий к межрегиональному перераспределению, стимулирование работодателей к эффективному использованию рабочей силы путем сокращения объемов используемого живого труда и общую идеологию программ содействия занятости населения.

г По данным Минэкономразвития «Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2009 года» прожиточный минимум (ПМ) в среднем за 2004 год на душу населения составлял 2376 рублей в месяц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.