Научная статья на тему 'Концептуальные подходы к трактовке категории «Инновация»'

Концептуальные подходы к трактовке категории «Инновация» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
469
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДХОД / ИННОВАЦИЯ / НОВШЕСТВО / ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / РЫНОК / ПОТРЕБНОСТЬ / APPROACH / INNOVATION / NOVELTY / INVESTMENT-INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE PROCESS / MARKET / DEMAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семина Лариса Анатольевна

Анализируются существующие подходы к трактовке категории «инновация». Представлена авторская позиция по данной категории для сельскохозяйственных предприятий, осуществляющих инвестиционно-инновационную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The existing approaches to the interpretation of "innovation" category are analyzed. The author's position on the given category for the agricultural enterprises which are carrying out investment-innovative activity is presented.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы к трактовке категории «Инновация»»

УДК 338.001 Л.А. Семина

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ТРАКТОВКЕ КАТЕГОРИИ «ИННОВАЦИЯ»

Ключевые слова: подход, инновация,

новшество, инвестиционно-инновационная деятельность, инновационный процесс, рынок, потребность.

Введение

Важнейшими стратегическими приоритетами развития сельского хозяйства в современных условиях являются научно-технический прогресс и инвестиционно-инновационные процессы, позволяющие вести непрерывное обновление производства с ориентацией на региональные особенности и потребности в инновациях. Для создания в регионах организационно-экономических условий, стимулирующих развитие инвестиционно-инновационных процессов, необходимо теоретическое понимание сущности категории «инноваций».

Целью исследования является развитие теоретических основ понимания сущности категории «инновация».

Задачи исследования: проанализировать существующие подходы к определению категории «инновация»; уточнить современное содержание категории «инновация» для сельскохозяйственных предприятий, осуществляющих инвестиционно-инновационную деятельность.

В качестве объекта исследуется инновация. К методам исследования необходимо отнести абстрактно-логический, группировки, сравнительного анализа.

Основная часть

Непрерывное создание новшеств формируют в своей совокупности бесконечный поток потенциальных изменений, которые приводят к реальным изменениям в процессе практической деятельности сельскохозяйственных предприятий. В научной и учебной литературе приводятся различные определения понятия «инновация», которое тесно связано с понятиями «изменение» и «развитие».

Варианты определения «инновации», проведенные учеными Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна, позволяют проследить изменения в подходах к определению категории «инновация» [1]. Для более удобного анализа определения представлены в таблице и дополнены автором.

Таким образом, изучение литературных источников отечественных и зарубежных авторов показало, что нет однозначного понимания сущности категории «инновация».

Одним из основных недостатков представленных определений является отсутствие взаимосвязи с потребителями и их потребностями, рынком и его требованиями, изменением этих потребностей и требований. Сегодня важно научиться управлять инновациями. Что значит «управлять инновациями»?

Управлять инновациями, точнее их результативностью, означает:

1. Ориентировать создаваемые в организации инновации на потребителя, т.е. создавать для него новую ценность. Именно ориентация на потребителя, на удовлетворение его потребностей и желаний, отличает инновацию от изобретения.

2. Обеспечивать высокую скорость выведения инноваций на рынок. Организации, которые первыми вышли на рынок с инновационным продуктом и правильно себя повели, получают доминирующую долю рынка. Опоздавшие же не могут даже вернуть вложения в разработку инновации. Еще один аргумент в пользу «ускорения»: по меньшей мере, половину(!) кумулятивной операционной прибыли от нового продукта/услуги компания получает в течение первых 18 месяцев после выхода на рынок — до затоваривания рынка продуктами-имитаторами.

3. Внедрять многомерные инновации. Устойчивые конкурентные преимущества достигаются внесением инноваций одновременно на двух и более уровнях бизнеса, например, в продуктах и в процессах. При этом нужно иметь в виду, что издержки и риски на создание инноваций процесса ниже, их труднее имитировать, они быстрее приносит прибыль, а полученные конкурентные преимущества сохраняется дольше, чем от инновации продукта/услуги.

4. Контролировать риски инновационного процесса, связанные с креативной стороной инноваций, неопределенностью сроков реализации инновации, технологической осуществимостью инновации.

5. Владеть методами реализации прорывных инноваций, способных обеспечить организации взрывной рост.

Что приобретает организация, научившаяся управлять инновациями? Дополнительные конкурентные преимущества; устойчивый рост бизнеса; увеличение экспортного потенциала продуктов; снижение расходов на продвижение продуктов; увеличение стоимости компании [3].

Таблица 1

Варианты определений понятия «инновация»

Автор, название Год издания Понятие «инновации» Примечание

1 2 3 4

1. Левинсон А. Экономические проблемы управления научно-техническим прогрессом: опыт системного анализа 1973 Результат, итог предварительно проведенной научной, практической, организационной работы Не отмечена вероятность отрицательных последствий

2. Хартманн Хауштайн. Leitung industrieller Forchung und Entwicklund 1979 Внедрение в практику, осуществление и использование идеи, предложения научноисследовательского решения, модели Не прослежено движение идей до рынка, не рассмотрена возможность изменения в структуре организации производства, в составе кадров, обязательная эффективность принятой идеи

3. Лапин В.Н. Социальные аспекты управления нововведениями 1981 Комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для лучшего удовлетворения известной потребности людей Не рассмотрена инновация как конкретный материальный объект

4. Шумпетер Й. Теория экономического развития 1982 Изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности Не учтена возможность использования новых видов сырья, внесения изменения в качественный и количественный состав кадров, не указана обязательность повышения эффективности

5. Макаров В.Л. Внедрение нетехнических нововведений // Экономика и организация промышленного производства 1983 Есть форма разрешения противоречия, явление прогресса в любой сфере человеческой деятельности, а не только в технике и технологии Не рассмотрена инновация как составная часть жизненного цикла (наука — производство, реализация)

6. Валента Ф. Управление инновациями 1985 Изменение в первоначальной структуре производственного механизма, т.е. переход его внутренней структуры к новому состоянию: касается продукции, технологии, средств производства, профессиональной и квалификационной структуры рабочей силы, организации; изменения как с положительной, так и отрицательной сторон Не оговорена возможность использования новых видов сырья, новых рынков сбыта. Отменена вероятность отрицательных последствий, лишающих инновацию смысла

7. Канторович Л.В. Системный анализ и некоторые проблемы научнотехнического прогресса // Диалектика и системный анализ 1986 Научные открытия или изобретения, имеющие практическое применение и удовлетворяющие социальным, экономическим и политическим требованиям, дающие эффект в соответствующих областях Не учтена возможность риска при реализации инновации

8. Г вишиани Д.М. Диалектико-материалистические основания системных исследований // Диалектика и системный анализ 1986 Комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой (или лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности: одновременно это процесс сопряженных с данным новшеством изменений Не оговорен рынок сбыта

9. Лапин Н.И. Системнодеятельная концепция исследования нововведений // Диалектика и системный анализ 1986 Конструирование новых способов и продуктов... В более широком философском смысле — это функции развития культуры как совокупности жизнедеятельности человека. Нововведение есть целостная, внутренне противоречивая и динамичная система Необходимо подчеркнуть особенности инновации и производства

10. Раппопорт В. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации 1988 Практическое осуществление качественно новых решений, суть стратегии и содержания стратегии предприятия Не оговорена возможность использования инноваций

11. Нововведения и эксперименты в управлении экономикой: тезисы докладов и выступления на Всесоюзном семинаре 1988 Это новое приложение научных и технических знаний к рыночному успеху; трансформация идеи в новый или улучшенный продукт или рабочий процесс, пользующийся спросом на рынке; сложная система, с помощью которой идея или изобретение в первый раз превращается в коммерческую реальность. Это успешное внедрение продукта или услуг на рынок в экономику Не отмечены инновация как процесс, система как результат

12. Яковец Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса: теория и экономический механизм 1988 Качественные изменения в производстве могут относиться как к технике и технологии, так и формам организации производства Не прослежен путь от идеи до ее реализации на рынке

13. Койре А. Перестройка: переходные процессы и механизмы 1989 Экспериментирование Под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство

14. Кабаков В.С. Менеджмент: проблемы-программы-решения 1990 Процесс формирования качественно нового состояния системы, а также связей между ее элементами, направленный на повышение эффективности ее функционирования Инновация должна быть реализована на рынке

132

Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 2 (88), 2012

Окончание табл.

1 2 3 4

15. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного техникоэкономического развития 1993 Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический, социально-экономический эффект. Инновация в своем развитии (жизненном цикле инновации) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения Не учтена возможность риска при реализации инновации

16. Молчанов И.Н. Инновационный процесс 1995 Результат научного труда Не прослеживается путь от идеи до ее реализации на рынке

17. Уткин Э.А. Инновационный менеджмент 199б Объект, внедренный в производство в результате проведения научного исследования или открытия, качественно отличный от предыдущего аналога Не прослеживается выход «объекта» на рынок

18. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инновации 1997 Освоение новой продуктовой линии, основанной на специально разработанной технологии, которая способна вывести на рынок продукт, удовлетворяющий не обеспеченные существующим предложением потребности Не отмечены организационноуправленческие, социальные, информационные инновации, не рассмотрен путь от идеи до выхода на рынок, внести изменения в состав кадров и структуру производства

19. Завлин П.Н. Основы инновационного менеджмента 2004 Инновация как результат творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительных стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков Не прослеживается путь от идеи до ее реализации на рынке

20. Кулагин А.С. Немного о термине... 2004 Инновация — новая или улучшенная продукция (товар, работа, услуга), способ (технология) ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и (или) экономики производства, и (или) реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду, создающие условия для такой выгоды или улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги) Не отмечено влияние изменений и потребностей рынка

21. Масленников И.Н., Савенко В.Г. Методические рекомендации по организации инновационного проектирования в сельском хозяйстве 2005 Результат творческой деятельности, направленный на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д. Не прослеживается выход «объекта» на рынок

22. Волынкина Н.В. Правовая сущность. 200б Инновация — вовлечение в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, содержащих новые, в том числе научные, знания с целью удовлетворения общественных потребностей и (или) получения прибыли Не учтена возможность риска при реализации инновации [2]

Заключение

Таким образом, на наш взгляд, понятие инновации целесообразно трактовать как конечный результат научного исследования, технологии, управленческого решения, качественно отличный от предшествующего аналога, внедренный в производство и обеспечивающий получение конкурентных преимуществ инвестиционно-инновационной деятельности или получение в какой-либо форме выгод, эффекта (экономических, технических, социальных) и органически связанный с потребителями и их потребностями, с рынком и его требованиями, изменением этих потребностей и требований.

Библиографический список

1. Экономическая сущность инноваций. [Электронный доступ]. Заглавие с экрана.

Режим доступа: http://www.kylbakov.ru/

page65/page66/index.html.

2. Иванов В.А. Сущность, классификация и их специфика. [Электронный доступ]. Заглавие с экрана. Режим доступа: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2007/2007-1/3.htm.

3. Институт экономических стратегий.

[Электронный доступ]. Заглавие с экрана. Режим доступа: http:// www.inesnet.ru/

applications/innov/.

4. Ушачев И.Г. Проблемы формирования систем управления инновационной деятельностью в АПК // Инновационная деятельность В АПК: опыт и проблемы: матер. Междунар. науч.-практ. конф. (13-14 января 2005 г.). - М., 2005. - С. 3-8.

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.