КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИИ АКТИВИЗАЦИИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
Соколова И.И.,
Донской государственный технический университет (ДГТУ),
г. Ростов-на-Дону Гадойбоев Ф.А.,
Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики,
г. Худжанд, Таджикистан
Аннотация. Несмотря на то, что 2019 год внес определенный вклад в развитие интеграционных связей между несколькими участниками Азиатско-тихоокеанского региона, разобщенность этих связей может наступить уже к концу года вследствие определенных форс-мажорных обстоятельств, которые появившись в одном страновом конгломерате, изменят поведение всех стран-участниц АТР.
В этой связи в статье представлена характеристика особенностей формирования интеграционных процессов и тех усилий, которые были приложены участниками АТР за последнее десятилетие, раскрыты факторы повлиявшие на поведение субъектов Азиатско-тихоокеанского региона, кардинально изменившие состояние политики, экономики и социума. Рассматривается динамика отношений Китая и России, как сильных и глобально выраженных представителей Азиатско-тихоокеанского региона. Также описывается ряд критериев, продуцирующих интеграционные процессы в Азиатско-тихоокеанском регионе, «эталонно-поведенческие» для Республики Таджикистан. Приводится обоснованный авторский вывод о том, что нельзя
1
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Гадойбоев Ф.А. Концептуальные подходы к стратегии активизации интеграционных связей Республики Таджикистан и стран Азиатско-тихоокеанского региона [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/189-kontseptualnye-podkhody-k-strategii-aktivizatsii-integratsionnykh-svyazej-respubliki-tadzhikistan-i-stran-aziatsko-tikhookeanskogo-regiona
категорически навязывать жесткие условия поведения Республики Таджикистан, при условии ее принятия в АТР, с ее спецификой поведения, развитием внутри и вовне. Доказано, что необходимо вычленить из общего стратегического развития других стран, экономически выгодный для республики путь последовательной реформы всех экономических связей.
Ключевые слова: интеграционные процессы; Республика Таджикистан; Азиатско-Тихоокеанский регион; международное сотрудничество; внешние связи.
Для Таджикистана сегодня важно не преодолевать специфические трудности внутри и вовне собственной политики и экономики, а выделить вектор развития, по которому республика сможет примкнуть экономически выгодно к АТР и дифференцировать для себя собственный, но интегрированный в мировую экономику путь развития. Сегодня такого пути не выработано, как следствие, республика не сможет поддерживать интеграционные процессы в Азиатско-тихоокеанском регионе своим участием. Автором предполагается, что реально способствующим выходу республики из тупика, сложившегося десятилетиями, может стать вектор развития образования, культуры, инноваций и технологий внутри страны на фоне современных потребностей мирового рынка и причисления внутренних институтов поведения населения к мировым тенденциям с целью приближения Республики Таджикистан к вхождению в интеграционные блоки стран Азиатско-тихоокеанского региона.
На сегодняшний день важной и фактически нерешаемой остается проблема миграции трудовых ресурсов из страны, в частности, в близлежащую Россию, которая, принимая эти ресурсы, в то же время не поддерживает их законодательно и право охранительно. Многие «переселенцы» живут на
2
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Гадойбоев Ф.А. Концептуальные подходы к стратегии активизации интеграционных связей Республики Таджикистан и стран Азиатско-тихоокеанского региона [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/189-kontseptualnye-podkhody-k-strategii-aktivizatsii-integratsionnykh-svyazej-respubliki-tadzhikistan-i-stran-aziatsko-tikhookeanskogo-regiona
временных началах, не имея ни места жительства, ни официально зарегистрированной работы, ни поддержки со стороны покинутой и принятой страны.
Проблему оттока трудовых ресурсов, а, следовательно, и внутреннего снижения безработицы, низкого материального положения и прочее, можно решить, если Таджикистан будет разворачивать собственные проекты, касающиеся, в первую очередь, углубления национального образования, культуры и внедрения новейших технологий интегрированного характера.
Таким образом, одним из векторов развития направлений по участию в интеграционных процессах сегодняшнего Таджикистана и России должен стать путь сотрудничества в области образования, при этом, высшее образование, как и прежде, будет являться прерогативным. Несмотря на формируемые рыночной ситуацией перемены, важно продолжать развивать такие двусторонние отношения, ведь образование и культурализация общества в широком, масштабном ракурсе напрямую влияют на перспективность всех других интеграционных процессов.
То же самое подтверждается курсом современного управления Таджикистана (2019), при котором «... правительство придает первостепенное значение развитию науки, образования и приведению системы обучения и воспитания в соответствие с современными требованиями. Однако анализ показывает, что в городе Душанбе в этом плане множество недостатков и нерешенных вопросов ...» [ 1].
Официальная информация из Душанбе подтверждает тот факт, что сфера образования находится на одном из первых мест в планах развития и совершенствования негативных условий в республике. Более того, до 2019 года
3
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Гадойбоев Ф.А. Концептуальные подходы к стратегии активизации интеграционных связей Республики Таджикистан и стран Азиатско-тихоокеанского региона [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/189-kontseptualnye-podkhody-k-strategii-aktivizatsii-integratsionnykh-svyazej-respubliki-tadzhikistan-i-stran-aziatsko-tikhookeanskogo-regiona
построено и введено большое количество «... учебных зданий и дополнительных корпусов для 24 тыс. ученических мест. Однако до сих пор не хватает учебных и дошкольных учреждений и, кроме того, снизились уровень и качество знаний учащихся, их поведение и этика ...» [1].
Мониторинг информации в СМИ позволил сделать вывод, что настоящая ситуация с образовательным охватом обучаемой молодежи в Таджикистане является не благополучной, так как потенциальных обучающихся намного больше, чем мест в начальных средних и высших учебных учреждениях. Как следствие, в стране остается высоким показатель низкой образованности и/или безграмотности общего населения.
«... В учебных учреждениях города Душанбе обучаются более 4,5 тыс. учащихся из близлежащих городов и районов, а также из других регионов страны. Естественно, подобная ситуация привела к снижению качества обучения и воспитания в большинстве школах столицы. Из-за большого количества учащихся в общеобразовательных учреждениях города Душанбе и организации уроков в двух, а в некоторых школах даже в трех сменах ослабло управление этими учреждениями и это стало причиной снижения качества обучения и воспитания ...» [1].
В столице и в регионах Таджикистана, по последним данным, осуществляют образовательную деятельность 17 школ с обучением на русском языке, а не менее, чем в 150 школах изучаются два языка - таджикский и русский.
В Таджикистане сохраняется потребность в получении высшего образования в российских учебных заведениях. В настоящее время в российских вузах обучаются почти 6,5 тыс. студентов из Таджикистана. Эксперты отмечают,
4
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Гадойбоев Ф.А. Концептуальные подходы к стратегии активизации интеграционных связей Республики Таджикистан и стран Азиатско-тихоокеанского региона [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/189-kontseptualnye-podkhody-k-strategii-aktivizatsii-integratsionnykh-svyazej-respubliki-tadzhikistan-i-stran-aziatsko-tikhookeanskogo-regiona
что приоритетами таджикской молодежи являются медицинские, юридические и экономические специальности.
Интеграция в сфере образования даст новый толчок по подготовке методически обновленных учебников и программ в свете современных требований как общего, высшего образования, так и в направлении развития инновационного образования республики, пролонгировано востребованного на мировом рынке труда, требующего сегодня знания иностранных языков, а также знания русского языка для обучения в российских вузах.
«. Анализ последних пятнадцати лет показывает, что в Республике Таджикистан наблюдается постоянно возрастающий спрос на высококвалифицированных специалистов и осознание их решающей роли в социально-культурном и экономическом развитии общества ...» [2].
При этом в Таджикистане осуществляют образовательную деятельность 2 международных вуза, в частности, Российско-таджикский (славянский) университет и Российско-таджикский современный университет, о котором фактически нет никаких данных. Также, 2 национальных вуза, 23 -государственных университета, 4 филиала государственных вузов, 3 филиала российских вузов. Возникает вопрос, для республики с населением 9 млн 126 тыс. 600 человек, этого достаточно или нет?
В свою очередь, еще на 2018-2019 гг. Россия выделила Таджикистану на обучение в вузах страны 618 квот, то есть мест фактически бесплатного - любого вида обучения. Отмечается, что обучения в вузах России для таджикских потенциальных абитуриентов является достаточно престижным и перспективным. Так, по данным 2019 года в российских вузах обучается 22 тыс. таджикских студентов, из 10 тыс. на бюджетной основе [3].
5
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Гадойбоев Ф.А. Концептуальные подходы к стратегии активизации интеграционных связей Республики Таджикистан и стран Азиатско-тихоокеанского региона [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/189-kontseptualnye-podkhody-k-strategii-aktivizatsii-integratsionnykh-svyazej-respubliki-tadzhikistan-i-stran-aziatsko-tikhookeanskogo-regiona
Также сохраняется тенденция обмена опытом, когда российские преподаватели практикуют в вузах Таджикистана и в 2020 году предполагается в этой связи увеличить количество педагогов. Данный проект является перспективным в развития интеграционных процессов, которые начинаются с образовательной сферы, переходят в культурную и международную и найдут эффективное отражение в укреплении экономической интеграции Республики Таджикистан.
Проблема с образованием в республике и с образованностью является исторически сформированной и в настоящее время даже завуалированно завышенной в плане показателей.
Так, по официальным данным утверждается, что «... в Таджикистане около 6 178 831 человек старше 15 лет могут читать и писать на каком-либо языке. Это составляет 99.77% от общего числа взрослого населения. Под взрослым населением в данном случае подразумеваются все люди старше 15 лет. Соответственно, около 14 051 человек все еще остаются безграмотными. Уровень грамотности среди мужского взрослого населения составляет 99.83% (3 039 063 человека). 5 267 человек - безграмотны. Уровень грамотности среди женского взрослого населения составляет 99.72% (3 139 768 человек). 8 784 человека - безграмотны [1].
Уровень грамотности среди молодежи 99.86% и 99.89% для мужчин и женщин, соответственно. Общий уровень грамотности среди молодежи составляет 99.88%. Понятие молодежи в данном случае покрывает население в возрасте от 15 до 24 лет включительно [1].
Отрицательная вероятность соответствия представленной информации действительности подтверждается авторским мониторингом печатных и
6
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Гадойбоев Ф.А. Концептуальные подходы к стратегии активизации интеграционных связей Республики Таджикистан и стран Азиатско-тихоокеанского региона [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/189-kontseptualnye-podkhody-k-strategii-aktivizatsii-integratsionnykh-svyazej-respubliki-tadzhikistan-i-stran-aziatsko-tikhookeanskogo-regiona
электронных доступных ресурсов в плане показателей образованности населения республики Таджикистан, не включая ту категорию граждан, которая представлена в официальной информации. Фактически анализировались школьники, студенты вузов в совокупной выборке, составляющей на период 2019 года возрастную категорию не старше 25 лет. Однако возрастной контингент республики, хотя и омоложен, но все-таки 53% жителей страны - это люди в возрасте 50 и старше лет.
Авторское исследование позволило сделать вывод, что в настоящее время актуальным для Таджикистана является процесс интеграции российско-таджикских связей в сфере образования, науки и технологий. При этом привлекательным может стать опыт Китая.
Механика авторского исследования. Онлайн-опрос. Репрезентативная выборка: 1721 человек. Период опроса июнь-ноябрь 2019 года (183 дня). Охват опроса - Таджикистан, референтные группы в России. Интервьюер - автор диссертационного исследования.
Концепт вопросов выстраивался в рамках выявления актуальности русско-таджикских связей в сфере образования, важности устранения языковых барьеров в национальном обучении на фоне новой волны интеграционных процессов и необходимости выработки инновационных подходов в движении трудовых, интеллектуальных и других потоков из Таджикистана в Россию и другие страны Азиатско-тихоокеанского региона.
Цель исследования заключается в изучении понимания значимости и актуальности высшего образования для населения Таджикистана, потребности в высшем образовании и изучении иностранных языков, в том числе русского и английского, а также в значимости образованности нации при развитии
7
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Гадойбоев Ф.А. Концептуальные подходы к стратегии активизации интеграционных связей Республики Таджикистан и стран Азиатско-тихоокеанского региона [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/189-kontseptualnye-podkhody-k-strategii-aktivizatsii-integratsionnykh-svyazej-respubliki-tadzhikistan-i-stran-aziatsko-tikhookeanskogo-regiona
интеграционных экономических процессов республики.
Задачи исследования: обобщить портрет респондентов; выделить влияние образованности на социально-экономическое положение населения Таджикистана; раскрыть сущность восприятия образования, культуры, инновационности и технологий населением страны.
Инструментарий - онлайн-анкета, включающая 15 вопросов. Контекст вопросов.
1. Какие направления (специальности) в высших учебных заведениях республики Вы считаете необходимыми на данном этапе развития Таджикистана (из списка предложенных)?
2. Какие университеты республики Вы можете назвать и/или вы знаете?
3. Имеете ли Вы высшее образование?
4. Считаете ли Вы, что в республике необходимо изучать русский язык?
5. Считаете ли Вы, что в вузах необходимо изучать иностранные языки, в том числе английский?
6. Каким иностранным языком, в том числе русским, Вы владеете?
7. Как Вы считаете, влияет наличие высшего образования на трудоустройство в вашей стране?
8. Влияет ли образование населения республики на экономику Таджикистана?
9. Как Вы считаете, влияет ли образование/образованность населения на отток рабочей силы из страны?
10. Владеет ли Вы иностранными языками (помимо русского) - устной и письменной речью)?
11. Считаете ли Вы, что образование нации влияет на развитие экономики
8
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Гадойбоев Ф.А. Концептуальные подходы к стратегии активизации интеграционных связей Республики Таджикистан и стран Азиатско-тихоокеанского региона [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/189-kontseptualnye-podkhody-k-strategii-aktivizatsii-integratsionnykh-svyazej-respubliki-tadzhikistan-i-stran-aziatsko-tikhookeanskogo-regiona
вашей республики?
12. Владеете ли Вы русским языком - устной и письменной речью?
13. Как Вы считаете, влияет наличие высшего образования на трудоустройство таджикских специалистов в России и/или других странах?
14. Вы или ваши близкие, родственники, друзья работали и/или работают в других иностранных государствах?
15. Как Вы считаете, текучесть трудовых ресурсов (рабочей силы) из республики отражается на ее экономическом положении?
Для обобщения портрета респондентов были использованы следующие характеристики:
Пол: женский, мужской. Возраст: (градация от 18 до 65 + лет). Место проживания (город, населенный пункт): Душанбе, центральные города, населенные пункты. Уровень дохода на одного человека: высокий, средний, ниже среднего, низкий, отсутствует. Профессиональный статус: владелец собственного бизнеса, специалист, студент, безработный, менеджер высшего звена, менеджер среднего звена, рабочий, разнорабочий, консультант, продавец, другой. Образование: среднее, высшее, высшее +, другое.
Таким образом, авторское исследование позволило выделить основные характеристики респондентов, которые участвовали в онлайн-опросе и которые могут составить ту совокупную выборку населения Таджикистана, которая влияет на выбор той или иной стратегии поведения на мировом рынке, в том числе, которые оценивают интеграционные процессы в республике вполне адекватными и целесообразными. Обобщенный в ходе исследования портрет респондентов представлен в таблице 1.
Таблица 1 Сегментационные характеристики респондентов, участвующих
9
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Гадойбоев Ф.А. Концептуальные подходы к стратегии активизации интеграционных связей Республики Таджикистан и стран Азиатско-тихоокеанского региона [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/189-kontseptualnye-podkhody-k-strategii-aktivizatsii-integratsionnykh-svyazej-respubliki-tadzhikistan-i-stran-aziatsko-tikhookeanskogo-regiona
в онлайн-опросе, июнь-ноябрь 2019 г., 1721 чел.1
Характеристики Критерий Обобщенный показатель (самый высокий)
Возраст 29-39 лет 57%
40-50 лет 18%
Пол мужчины 80%
Место проживания населенный пункт 73%
Профессиональный статус рабочий 30%
другой 20%
продавец 12%
Уровень дохода ниже среднего 42%
низкий 28%
средний 20%
Образование среднее 72%
высшее 13%
другое 12%
Мнение респондентов, возраст которых в большинстве своем составил 2939 лет, представляется важным, так как это активная и трудоспособная часть населения Таджикистана, живущая или работающая в период опроса в республике или обучающаяся и работающая в России.
Следует отметить, что в онлайн-опросе не ставилось целью выявить другие страны, кроме России, где представители Таджикистана работают или обучаются. Такой разброс данных не дал бы объективных результатов. Однако в данном случае более 1 тыс. человек смогли показать объективные результаты, так как они все представители одной страны.
Помимо всего, следует отметить, в настоящее время 5,5 миллиона жителей Таджикистана, или 63% населения страны, являются людьми трудоспособного возраста. Это отличный показатель по сравнению с западными странами, где почти такой же показатель относится к пенсионерам.
1 Разработана по результатам исследования автора
10
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Гадойбоев Ф.А. Концептуальные подходы к стратегии активизации интеграционных связей Республики Таджикистан и стран Азиатско-тихоокеанского региона [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/189-kontseptualnye-podkhody-k-strategii-aktivizatsii-integratsionnykh-svyazej-respubliki-tadzhikistan-i-stran-aziatsko-tikhookeanskogo-regiona
Однако, учитывая острую нехватку рабочих мест в стране, это же обстоятельство является главной и до сих пор не разрешенной проблемой Таджикистана. При этом численность мужского населения (42,9%) немногим меньше численности женского населения (50,8%), что отличается, например, от России и любой из стран СНГ [4].
По официальным данным, предполагается, что «... в 2020 году численность населения Таджикистана увеличится на 210 128 человек и в конце года будет составлять 9 582 490 человек. Естественный прирост населения будет положительным и составит 237 496 человек. За весь год родится примерно 290 918 детей и умрет 53 422 человека.
Если уровень внешней миграции останется на уровне прошлого года, то в следствии миграционных причин численность населения изменится на -27 367 человек. То есть, суммарное количество людей, покидающих страну (эмигрантов) будет преобладать над количеством людей, въезжающих в страну с целью долгосрочного пребывания (иммигрантов) ...» [4].
Из авторского исследования также следует, что респонденты, обозначенные нами как представители Таджикистана, не смогли назвать локальные вузы, где ответы распределились следующим образом, - 99/1 процентов. В первом случае не знают ни одного вуза, назвали хотя бы один вуз только 25 человек из 1721.
Актуальными профессиями, потенциально желаемыми в вузах страны, респонденты называли «менеджер в сфере услуг» - 421 чел., «^-специалист» -299 и «менеджер производства» - 243 чел. Это составило, соответственно, 24/17/14 процентов.
Важным для достижения цели исследования были вопросы второй части
11
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Гадойбоев Ф.А. Концептуальные подходы к стратегии активизации интеграционных связей Республики Таджикистан и стран Азиатско-тихоокеанского региона [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/189-kontseptualnye-podkhody-k-strategii-aktivizatsii-integratsionnykh-svyazej-respubliki-tadzhikistan-i-stran-aziatsko-tikhookeanskogo-regiona
анкеты, которые касались непосредственно образования в республике, образованности и стремления к этой. Так, большинство из опрошенных считают в вузах, работающих на территории Таджикистана, необходимо изучать как русский, так и иностранные языки и называли английским на первом месте, тем более что он был задан в анкете.
Также респонденты указывали на то, в большинстве своем, что образование отражается на текучести рабочей силы из страны и, как следствие, на ее социально-экономическом положении. Такие ответы присущи были в основном молодежи, т.е. респондентам в возрасте не старше 35 лет.
Респонденты, как выяснилось, при ответе на «проверочные вопросы», затруднялись ответить, действительно ли наличие высшего образования влияет на отток кадров из республики в другие страны. Здесь очевидным стало то, что 60 %, а это 1 027 человек из общего количества - 1 721, не имеют высшего образования. Таким образом, ответы содержали следующее: «да» - 28%, «нет» -60%, «затрудняюсь ответить» - 12%. В последнем случае не было возможности выяснить, что означало может или не может человек определить наличие у себя высшего образования, вероятнее всего, - это неполное / незаконченное / неуточненное.
По результатам ответов, также выяснилось, что респонденты фактически в большинстве своем владеют русским языком - письменной и устной речью -1 690 человек, из общего количества.
И на вопрос 14: «Вы или ваши близкие, родственники, друзья работали и/или работают в других иностранных государствах?» были получены следующие ответы, которые также подчеркнули актуальность проведенного исследования и существующей всегда и сегодня миграционной проблемы
12
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Гадойбоев Ф.А. Концептуальные подходы к стратегии активизации интеграционных связей Республики Таджикистан и стран Азиатско-тихоокеанского региона [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/189-kontseptualnye-podkhody-k-strategii-aktivizatsii-integratsionnykh-svyazej-respubliki-tadzhikistan-i-stran-aziatsko-tikhookeanskogo-regiona
населения республики Таджикистан. Так, 889 человек указали (больше половины респондентов на 1 721 чел.), что работали и/или работают за рубежом (в т.ч. в России), 602 - «не знают», 230 человек - не ответили.
Репрезентативная выборка авторского исследования не может отразить реального соотношения тех взглядов населения Республики Таджикистан, которые сформированы национальной культурой, религией, поведением и традициями. Однако возрастной контент опрашиваемых, дает основание для пролонгированного глубинного исследования в последующие годы.
Анализируя ответы респондентов в отношении знания иностранных языков, следует отметить очевидный факт, - «. возможностей изучения русского языка в Таджикистане - меньше, чем английского. Центров не хватает. Аналог американских уголков, «Русские центры» Фонда «Русский Мир», действуют при столичных университетах. Но посещают их в основном учащиеся этих заведений...» [5].
Как следствие, это еще раз подтверждается авторское исследование, что уровень образованности, а также знание населением, что русского, что английского в Таджикистане остается на очень низком уровне. Как упоминалось, платных и бесплатных центров изучения языка недостаточно.
Иностранные языки нужно изучать систематически, по несколько часов ежедневно в школах и университетах. Но сегодня, максимум, что дают учебные заведения, - это несколько уроков в неделю. И увеличить число занятий не получится: специалисты не хотят работать из-за низких зарплат. Для сравнения, - Япония и Китай, хотя и показывают средний мировой уровень, но коэффициент образованности намного выше на среднестатистическую душу населения по каждой стране [5].
13
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Гадойбоев Ф.А. Концептуальные подходы к стратегии активизации интеграционных связей Республики Таджикистан и стран Азиатско-тихоокеанского региона [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/189-kontseptualnye-podkhody-k-strategii-aktivizatsii-integratsionnykh-svyazej-respubliki-tadzhikistan-i-stran-aziatsko-tikhookeanskogo-regiona
То же самое происходит и в сфере развития новых технологий и компьютеризации страны. Если в центральных (крупных) городах республики проникновение сотовой связи, Интернет и других каналов может достигать эффективного минимума, то в разно удаленных населенных пунктах ситуация диаметрально противоположная.
По последним данным [4], уровень компьютеризация республики отстает от азиатских стран и внутри данного территориального конгломерата на 54%. Это связано с многолетней историей развития, в первую очередь, народного хозяйства, как отраслевого двигателя региона и полная зависимость от этого курса еще с советских времен.
Вопрос о снятии барьеров на пути перемещения трудовых ресурсов из азиатских стран в центральные регионы России возникал и возникает до сих пор среди бывших республик Советского союза. Как упоминалось, Таджикистан находится здесь на первом месте, но за многие годы реально воплощаемой стратегии не выработано.
Сегодня ситуация еще менее благонадежная и предсказуемая в силу многих рыночных фас-мажорных обстоятельств, которые постоянно возникают на фоне политической и/или экономической деструкции мирового пространства и входящих в него мировых экономических сообществ. Нельзя отрицать того факта, что эти сообщества, прежде всего, являются и политически весомыми в этой ситуации, как следствие, дуализм такого явления не может положительно влиять на интеграционные процессы и на критерии формирования новой волны интеграции для отдельных территориальных (страновых) конгломератов.
Если предположить, что такие барьеры будут устранены в ближайшем будущем, несмотря на возможные фас-мажорные обстоятельства в мировой
14
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Гадойбоев Ф.А. Концептуальные подходы к стратегии активизации интеграционных связей Республики Таджикистан и стран Азиатско-тихоокеанского региона [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/189-kontseptualnye-podkhody-k-strategii-aktivizatsii-integratsionnykh-svyazej-respubliki-tadzhikistan-i-stran-aziatsko-tikhookeanskogo-regiona
экономике, то, каким образом мигранты, трудоустроенные в странах ЕАЭС, будет социально обеспечены? Тот же вопрос может возникнуть даже внутри Российской Федерации и здесь важно выработать определенную и подстроенную под менталитет и особенности данного субъекта принципы приобщения и интеграции в общие мировые тенденции.
Необходимым условием вливания рынка труда Таджикистана в мировую экономику должно стать создание интернациональной (международной) системы расчетов в валюте между странами ЕАЭС. Более того, становится перспективным выход на цифровой банкинг, который позволяет обеспечивать финансовые потоки, контролировать и регулировать их в соответствии с требованиями и динамичными изменениями внешней и внутренней экономической среды.
Сегодня таджикские сомони - недостаточно ликвидная валюта вне республики, а ее низкий мировой эквивалент отрицательно влияет на развитие интеграционных процессов вовне и внутри страны. Следует отметить, что Азиатско-тихоокеанский регион вообще достаточно сильно разрознен в валютном отношении. Дисбаланс внутренней и внешних валют Таджикистана и стран-участниц АТР, может нивелировать все усилия по развитию интеграционных процессов в анализируемом конгломерате.
Пример Евросоюза показателен в этом плане, те страны, которые изначально были независимы от общемировой евро валюты, развивались по собственному пути и экономические показатели были более высокими, чем в последние два десятилетия. Однако, некоторые представители ЕЭС сохранили собственную валюту и, тем самым, отстроились от мировой интеграции.
Республика Таджикистан старается идти путем современной и
15
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Гадойбоев Ф.А. Концептуальные подходы к стратегии активизации интеграционных связей Республики Таджикистан и стран Азиатско-тихоокеанского региона [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/189-kontseptualnye-podkhody-k-strategii-aktivizatsii-integratsionnykh-svyazej-respubliki-tadzhikistan-i-stran-aziatsko-tikhookeanskogo-regiona
инновационной стратеги развития, впитывая всеми возможными ресурсами новые технологии, опыт других стран и возможности собственного населения (под этим понимается то население, которое в совокупности с коренными жителями, составляет совокупную выборку всего населения страны).
В этой связи автором выносится на защиту положение о том, что критерии формирования интеграционных процессов на фоне новой волны глобализации, которая рассматривалась в ракурсе последнего десятилетия до 2020 года, должны быть разделены на внутренние и внешние, что аккумулирует такие ресурсы страны, как образование то же самое образованность населения, культура, наука и инновации, а также глокальная валюта и вся финансовая система.
Таким образом, критерии активизации интеграционных процессов Республики Таджикистан как эвентуального экономического конгломерата, были выявлены на базе исследования внутренних явлений, определяющих состояние республики и ее готовность вступления в Азиатско-тихоокеанский регион, по вероятностным показателям, в том числе таким, как образование и/или образованность населения, умение контролировать иммиграцию трудовых ресурсов из страны, готовность изменять собственную финансовую систему для формирования устойчивого экономического поведения внутри и вовне страны.
По результатам исследования доказано, что взаимосвязь критериев, заявленных в настоящем параграфе, влияет с пролонгированными последствиями на становление кадрового, профессионального, интеллектуального потенциала Республики Таджикистан и определения стратегии поведения в мировом пространстве, включая интеграционные связи с участниками АТР.
16
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Гадойбоев Ф.А. Концептуальные подходы к стратегии активизации интеграционных связей Республики Таджикистан и стран Азиатско-тихоокеанского региона [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/189-kontseptualnye-podkhody-k-strategii-aktivizatsii-integratsionnykh-svyazej-respubliki-tadzhikistan-i-stran-aziatsko-tikhookeanskogo-regiona
Литература
1. Выступление на встрече с руководством, активистами и представителями жителей города Душанбе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.president.tj/ru/node/14615.
2. Шомурадов Х.Р. Проблемы развития системы высшего образования республики Таджикистан и интеграции в мировое образовательное пространство // Преподаватель ХХ1 век. - 2007. - № 1. - С. 85-88.
3. Лякин-Фролов И. В России обучаются 22 тысячи таджикских студентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://regnum.ru/news/society/2432146.html.
4. Демографические аномалии Таджикистана. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.gumilev-center.ru/demograficheskie-anomalii-tadzhikistana.
5. Арипов А., Исамов Н. Таджикистан учит английский. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.currenttime.tv/a/27331832.html.
CONCEPTUAL APPROACHES TO THE STRATEGY OF ENHANCING INTEGRATION TIES BETWEEN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN AND THE COUNTRIES OF THE ASIA-PACIFIC REGION
Sokolova I.I.,
Don State Technical University (DSTU), Rostov-on-Don
Gadoyboev F.A.,
Tajik State University of Law, Business and Politics,
Khujand, Tajikistan
Annotation. Despite the fact that 2019 has made a certain contribution to the
17
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Гадойбоев Ф.А. Концептуальные подходы к стратегии активизации интеграционных связей Республики Таджикистан и стран Азиатско-тихоокеанского региона [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/189-kontseptualnye-podkhody-k-strategii-aktivizatsii-integratsionnykh-svyazej-respubliki-tadzhikistan-i-stran-aziatsko-tikhookeanskogo-regiona
development of integration ties between several participants in the Asia-Pacific region, the disconnection of these ties may occur by the end of the year due to certain force majeure circumstances that, having appeared in one country conglomerate, will change the behavior of all the countries participating in the Asia-Pacific region.
In this regard, the article presents the characteristics of the features of the formation of integration processes and the efforts that have been made by the participants of the Asia-Pacific region over the past decade, the factors that influenced the behavior of the subjects of the Asia-Pacific region, radically changed the state of politics, economy and society. The dynamics of relations between China and Russia as strong and globally expressed representatives of the Asia-Pacific region is considered. It also describes a number of criteria that produce integration processes in the Asia-Pacific region, "reference behavioral" for the Republic of Tajikistan. The author's reasoned conclusion is given that it is impossible to categorically impose strict conditions on the behavior of the Republic of Tajikistan, provided it is accepted into the Asia-Pacific Region, with its specific behavior, development inside and outside. It is proved that it is necessary to isolate from the general strategic development of other countries, an economically advantageous way for the republic to consistently reform all economic ties.
Keywords: integration processes; Republic of Tajikistan; Asia-Pacific region; international cooperation; external relations.
References
1. Speech at a meeting with the leadership, activists and representatives of the residents of the city of Dushanbe [Electronic resource]. - Access mode: http://www.president.tj/ru/node/14615/
2. Shomuradov H.R. Problems of development of the higher education system of
18
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Гадойбоев Ф.А. Концептуальные подходы к стратегии активизации интеграционных связей Республики Таджикистан и стран Азиатско-тихоокеанского региона [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/189-kontseptualnye-podkhody-k-strategii-aktivizatsii-integratsionnykh-svyazej-respubliki-tadzhikistan-i-stran-aziatsko-tikhookeanskogo-regiona
the Republic of Tajikistan and integration into the world educational space // Teacher XXI century. - 2007. - № 1. - Pp. 85-88.
3. Lyakin-Frolov I. 22 thousand Tajik students study in Russia [Electronic resource]. - Access mode: https://regnum.ru/news/society/2432146.html/
4. Demographic anomalies of Tajikistan. [electronic resource]. - Access mode: https://www.gumilev-center.ru/demograficheskie-anomalii-tadzhikistana.
5. Aripov A., Isamov N. Tajikistan teaches English. [electronic resource]. -Access mode:https://www.currenttime.tv/a/27331832.html.
19
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Гадойбоев Ф.А. Концептуальные подходы к стратегии активизации интеграционных связей Республики Таджикистан и стран Азиатско-тихоокеанского региона [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/189-kontseptualnye-podkhody-k-strategii-aktivizatsii-integratsionnykh-svyazej-respuЫiki-tadzhikistan-i-stran-aziatsko-tikhookeanskogo-regiona