Проблемы экономики и менеджмента
УДК 631.15
А. С. Борисевич
студент, факультет бизнеса, ФГБОУВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
А.Н. Никулина
студент, факультет бизнеса, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
С.П. Колчин
науч. рук., канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СНИЖЕНИЮ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ В РАМКАХ СОВРЕМЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РФ
Аннотация. Статья посвящена вопросам налогообложения и налоговой политики Российской Федерации в области сельского хозяйства. В работе проведен анализ динамики начислений и поступлений налогов и сборов по организациям, занятым в сфере сельского хозяйства в 2008-2014 годах, а также динамика поступлений налогов и сборов и задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации в 2013-2015 годах.
Ключевые слова: налоговая политика, агропромышленный комплекс, налоговые льготы.
A.S. Borisevich, Plekhanov Russian University of Economics
A.N. Nikulina, Plekhanov Russian University of Economics
S.P. Kolchin, Plekhanov Russian University of Economics
CONCEPTUAL APPROACHES TO THE REDUCTION OF THE TAX BURDEN IN THE FRAMEWORK OF A MODERN AGRARIAN POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The article is devoted to the issues of taxation and tax policy of the Russian Federation in the field of agriculture. In work the analysis of dynamics of charges and taxes and fees on organizations engaged in agriculture in the years 2008-2014. In work the analysis of dynamics of charges of taxes and fees and arrears of taxes and levies to the budget system of the Russian Federation in 2013-2015.
Keywords: tax policy, agriculture, tax benefits.
Одной из наиболее актуальных проблем в условиях санкций и политики импортозамещения является проблема развития отечественных предприятий, производящих сельскохозяйственную продукцию. Их роль и важность в настоящее время в экономике страны значительно возросла.
Сельское хозяйство является одной из самых крупных сфер народного хозяйства страны, которая призвана обеспечивать население качественными продуктами питания. Большинство людей тратит более половины своих доходов на продукты питания и другие сельскохозяйственные товары. Сельскохозяйственные товаропроизводители также являются поставщиками сырья для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса (АПК). Все это определяет важность и значимость товаропроизводителей
№ 12 (52) - 2015
35
Проблемы экономики и менеджмента
сельскохозяйственной продукции в экономике любой страны [1].
В России с начала 1990-х годов произошли качественные изменения в социально-экономических, организационно-экономических и организационно-
юридических отношениях. В частности, возникли индивидуальная (частная) форма собственности на землю и воспроизводимые средства производства, а также появились новые типы ведения хозяйства, способные решить проблему нехватки отечественных продуктов питания [2].
Государственная политика Российской Федерации в области сельского хозяйства предусматривает предоставление дотаций и субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям. Помимо дотаций и субсидий инструментами аграрной политики являются налоги, зерновые интервенции и административные ограничения или разрешения.
Налоговая политика Российской Федерации в отношении сельхозпроизводителей находится в постоянном развитии. Основным ее направлением является создание режима льготного налогообложения агропромышленного комплекса.
Так, от уплаты налога на добавленную стоимость освобождаются товары, работы, услуги собственного производства хозяйств, реализуемые пенсионерами по старости и инвалидности данного хозяйства, в счет натуральной оплаты труда и для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы. Кроме того, при приобретении материальных ресурсов для производства уплаченные суммы налога возвращаются сельхозпроизводителю.
До 31 января 2012 г. в России действовала налоговая льгота, освобождающая сельское хозяйство от уплаты налога на прибыль, и производители ожидали ее отмены в 2013 году. Однако в сентябре 2012 г. Государственная Дума Российской Федерации приняла закон, в соответствии с которым льгота по налогу на прибыль для сельскохозяйственных производителей становится бессрочной нормой Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, сельское хозяйство получило возможность направлять дополнительные средства на рост и развитие собственного производства. Как результат можно будет увидеть рост рентабельности производства, следовательно, и объем средств, направленных на рост производства, возрастет.
Кроме того, установлена льгота по налогу на прибыль для кредитных организаций, обслуживающих предприятия агропромышленного комплекса. Ставка этого налога для банков устанавливается в размере 8%, но только при следующем условии: банк (или кредитная организация) должен предоставлять крестьянским (фермерским) хозяйствам или сельхозпредприятиям не менее 50% от общей суммы своих кредитов.
Согласно рисунку 1 можно сделать вывод, что за последние шесть лет объем поступивших налогов и сборов от предприятий, занятых сельскохозяйственным производством, неизменно увеличивался в абсолютном выражении.
При уплате подоходного налога льготы имеют фермерские хозяйства, также от НДФЛ освобождаются суммы грантов и субсидий, полученных из бюджета главами крестьянских (фермерских) хозяйств. Ранее с субсидий необходимо было уплачивать
36
№ 12 (52) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
подоходный налог - по сути, государство выделяло деньги на развитие, а затем забирало их часть в виде налога. Если бы налоги все же взимались, произошло бы существенное ухудшение финансового положения сельхозпроизводителей. Стоит также отметить, что нулевые налоговые ставки не противоречат принципам Всемирной торговой организации (ВТО), однако она требует сокращения прямых субсидий фермерам (с 9 млрд долл. до 4,4 млрд долл. к 2018 г.).
Рисунок 1 - Динамика начислений и поступлений налогов и сборов по организациям, занятым в сфере сельского хозяйства, в 2008-2014 гг., млн руб. [3]
Рисунок 2 показывает, что за исключением 2012 года уровень задолженности не превышал уровень налоговых поступлений, что свидетельствует о благоприятном экономическом состоянии в отрасли.
Рисунок 2 - Динамика поступлений налогов и сборов и задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему РФ в 2013-2015 гг., млн руб. [3]
В современных экономических условиях сложно изменить налоговую политику в отношении импортных пошлин. Кто знает, какие ограничения добавят к уже действующим США и страны Запада? Однако установление торговых связей и, как следствие, открытие российского рынка приведет к сближению внутренних цен и цен на границе, что, несомненно, положительно отразится на экономической ситуации в стране.
№ 12 (52) - 2015
37
Проблемы экономики и менеджмента
Помимо изменений в налоговой политике, государство должно предусмотреть также и поддержку в сфере страхования аграрного сектора экономики. В силу того, что основные сельскохозяйственные районы нашей страны находятся в зоне рискованного земледелия, это более чем необходимо. Грамотная политика в этой сфере позволит обезопасить сельхозпроизводителей от значительных потерь в неблагоприятных погодных или климатических условиях, тем самым, оберегая их от разорения и банкротства.
В настоящее время аграрный сектор с помощью государства может получить значительное развитие в сельскохозяйственном производстве. Оценивая современное развитие АПК, можно сделать вывод, что данный сектор сможет стать основой аграрного производства в стране. Для него в экономике нашей страны есть экономическая ниша, которая в современных условиях может увеличиться. Для этого, разумеется, необходима государственная поддержка фермеров и прочих сельхозпроизводителей, без которой отрасль столкнется с трудностями, в основном экономическими.
Список литературы:
1. Фетисова А.С., Степнова О.В. Актуальные проблемы и перспективы развития сельского хозяйства // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: сборник статей Международной научно-практической конференции, г. Уфа, Республика Башкортостан. Уфа, 2014. С. 159-160.
2. Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации: учебное пособие. М., 2012.
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: www.gks.ru (дата обращения: 12.12.2015).
38
№ 12 (52) - 2015