Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ МЕДИАЦИИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ МЕДИАЦИИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
концепция развития медиации / внесудебные / досудебные / судебные процедуры урегулирования споров / примирительные процедуры / concept of mediation development / extrajudicial / pre-trial / judicial procedures of dispute settlement / conciliation procedures

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Т И. Марголина

Автор рассматривает концептуальные подходы к развитию медиации на региональном уровне, представляя имеющиеся практики применения медиации, выделяя перспективы совершенствования нормативно-правовой базы по развитию медиации; внедрения примирительных процедур в деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и бизнеса; формирования системы научной и методической поддержки деятельности служб примирения (медиации), а также системы подготовки и переподготовки кадров служб примирения (медиации), государственных и муниципальных служащих и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Т И. Марголина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF MEDIATION IN PERM KRAI

The author considers conceptual approaches to the development of mediation at the regional level, presenting the existing practices of mediation, highlighting the prospects of improving the regulatory and legal framework for the development of mediation; introduction of conciliation procedures in the activities of public authorities, local self-government and business; formation of a system of scientific and methodological support for the activities of conciliation (mediation) services, as well as the system of training and retraining of personnel of conciliation (mediation) services, state and municipal authorities.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ МЕДИАЦИИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ»

УДК 347.9

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

К РАЗВИТИЮ МЕДИАЦИИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ

Т. И. Марголина

Кандидат психологических наук,

профессор кафедры социальной работы и конфликтологии

Пермский государственный национальный исследовательский

университет

614068, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15

E-mail: margolina06@mail.ru

Аннотация: автор рассматривает концептуальные подходы к развитию медиации на региональном уровне, представляя имеющиеся практики применения медиации, выделяя перспективы совершенствования нормативно-правовой базы по развитию медиации; внедрения примирительных процедур в деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и бизнеса; формирования системы научной и методической поддержки деятельности служб примирения (медиации), а также системы подготовки и переподготовки кадров служб примирения (медиации), государственных и муниципальных служащих и др.

Ключевые слова: концепция развития медиации; внесудебные, досудебные, судебные процедуры урегулирования споров; примирительные процедуры.

CONCEPTUAL APPROACHES

TO THE DEVELOPMENT OF MEDIATION IN PERM KRAI

T. I. Margolina

Perm State National Research University 15, Bukirev str., Perm, 614068, Russia E-mail: margolina06@mail.ru

Annotation: the author considers conceptual approaches to the development of mediation at the regional level, presenting the existing practices of mediation, highlighting the prospects of improving the regulatory and legal framework for the development of mediation; introduction of conciliation procedures in the activities of public authorities, local self-government and business; formation of

a system of scientific and methodological support for the activities of conciliation (mediation) services, as well as the system of training and retraining of personnel of conciliation (mediation) services, state and municipal authorities.

Key words: concept of mediation development; extrajudicial, pre-trial, judicial procedures of dispute settlement; conciliation procedures.

После принятия Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»1 в субъектах Российской Федерации определяются подходы к нормативному регулированию внедрения альтернативных процедур разрешения споров, в ряде регионов (Санкт-Петербург2, Республика Ингушения, Алтайский край3 и др.) принимаются стратегические нормативные документы развития медиации.

В Пермском крае, где созданы нормативные возможности для стратегического социально-экономического развития региона4, по инициативе медиативного и научного сообщества, по поручению губернатора Пермского края Махонина Д.Н., на площадке Уполномоченного по правам человека разработана Концепция развития медиации (далее Концепция) в Пермском крае. Определение перспектив развития медиации проходило коллегиально, в состав рабочей группой были приглашены представители министерств, местного самоуправления, бизнеса, ассоциаций медиаторов, научного сообщества. Подобный подход к разработке стратегического документа развития медиации имел свои и минусы, и плюсы: позитивный результат был в том, что разработка стратегического документа объединила, консолидировала и скоординировала деятельность представителей органов государственного и муниципального управления, и медиативного сообщества, и бизнеса, и науки в осмыслении текущего состояния кон-фликторазрешения в регионе и определения возможного будущего. Сложность обсуждения была в том, что уровень мотивации и представления о перспективах развития медиации у всех групп влияния были разные.

1 Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): Федер. закон от 27 июля 2010 г. № 193-Ф3.

2 Об утверждении Концепции развития служб медиации в Санкт-Петербурге: Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга. URL: https://www.gov.spb.rn/searchfflext =2166815&web.

3 Порядок межведомственного взаимодействия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов, городских округов Алтайского края, районов города Барнаула и служб примирения Алтайского края по реализации восстановительного правосудия в отношении детей: Постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края от 22.06.2017 (в ред. от 27.02.2018) № 9.

4 О стратегическом планировании в Пермском крае: Закон Пермского края от 02 апреля 2010 г. №598-ПК.

И тем не менее, согласованный проектный документ был разработан и представлен в Администрацию губернатора летом 2023 года.

Целью Концепции является создание условий для устойчивого внедрения медиации (примирительных процедур) и развития сети служб медиации (примирительных процедур) в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Пермского края при работе с жалобами и обращениями граждан, обеспечивающее равные права граждан на мирное урегулирование споров и конфликтов, на диалог власти и общества, развитие партнерских отношений и гармонизацию социальных отношений, на повышение доступности процедуры медиации для жителей Пермского края. Медиаторы, работающие в судах, представители государственных управленческих структур, а также бизнеса, преимущественно определяли перспективу совершенствования применения медиации в судах, выделяя досудебные, судебные процедуры и исполнительное производство по решению судов.

Представители социальной сферы, местного самоуправления, ведущие восстановительных программ, кафедра социальной работы и конфликтологии ПГНИУ предлагали расширить онтологическое поле медиации, определив перспективу развития восстановительной медиации и во внесудебном порядке. Данный подход актуален еще и потому, что по итогам Парламентских слушаний, прошедших 13 апреля 2023 года в Москве на тему «Использование медиации и медиативных технологий в социально- значимых сферах (восстановительная и семейная медиация)» было отмечено, что нормативное регулирование института медиации не охватывает всех сфер правоотношений, где медиация уже применяется в настоящее время. Данная оценка ситуации развития медиации в полной мере характеризует и Пермский край1.

Пермская Концепция, учитывая разные подходы к развитию медиации, а также имеющуюся практику применения примирительных процедур, предполагает и внесудебный, и досудебный порядок применения медиации, а также медиацию в рамках судебного процесса, что, по нашему мнению, будет содействовать партнерству в деловых и иных отношениях, снижению социальной напряженности.

Под внесудебной медиацией мы рассматриваем порядок проведения процедуры медиации в тех случаях, когда у спорящих сторон возникают затруднения в урегулировании спора /конфликта, а намерения обращаться в суд нет.

Досудебный порядок распространяется на случаи, предусмотренные законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с уча-

1 Материалы Парламентских слушаний в Государственной Думе РФ «Использование медиации и медиативных технологий в социально- значимых сферах (восстановительная и семейная медиация» 13 апреля 2023 г. URL: http://komitet26.km.duma.gov.ru.

стием посредника (процедуре медиации)», или на основании внесенной в договор или в иное юридическое обязательное соглашение, заключенное между участниками спора, медиативной оговорки о необходимости урегулирования разногласий посредством применения процедуры медиации.

Применение медиации в рамках судебного процесса предусматривается в том случае, когда у сторон есть право на любом этапе разбирательства в суде прервать процесс и совершить обращение к процедуре медиации, а на суд возложена обязанность о разъяснении сторонам возможности обращения к процедуре медиации.

В проекте Концепции определение используемых понятий и практик медиации представлено в примирительном ключе. В работе с конфликтом предлагается ценностно-примирительный подход, включающий в себя морально-правовые ценности прав человека, толерантность как признание и принятие разности (инакости) другого человека, а также ценности примирения.

Традиция разрешения споров через примирение имеет свои истоки в Пермской губернии еще с XIX века, особенно в горнозаводской цивилизации, а также в пермской научной психологической школе В. С. Мерлина и Б.А. Вяткина XX века1.

Исторические истоки применения примирительных процедур при разрешении споров в Пермской губернии исследовали Мхитарян Л.Ю.2, Мануйлова Л.В.3, Палеев А. А.4, Горшкова Н.А. и др.

В.С. Мерлин, основатель пермской научной психологической школы, рассматривая природу конфликта, его движущие силы, возможную дезин-тергацию индивидуальности в результате неразрешенного психологического конфликта, выделял базовую мотивационную составляющую человека в его столкновении с внешними обстоятельствами жизни, борьбу индивидуальных мотивов, как смыслов и ценностей, и требований окружающей среды. По его мнению, преодоление мотивационных разногласий приводит к разрешению конфликта, в том числе, внутреннего психологического конфликта, и к конструктивным вариантам интеграции в общество, в профессиональную деятельность.

Базовые исторические и научные основы способов разрешения споров и конфликтов дают возможность рассматривать процедуры медиации в примирительном ключе как способ урегулирования споров при содействии

1 Мерлин В.С. Личность и общество. Пермь: ПГПИ, 1990

2 Мхитарян Л.Ю. Деятельность совестных судов в дореволюционной России (на примере Пермской губернии) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2011. Вып. 1(11).

3 Мануйлова Л.В. Примирительные процедуры как форма альтернативного разрешения споров. Пермь: Изд-во Пермского университета, 2018.

4 Палеев А. А. Примирительные процедуры в Пермской губернии в 19 веке // Юрист. 2016. № 4. С. 55-58

медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения и восстановления отношений (достижение согласованности и по предмету спора, и по принятию друг друга).

Основой Концепции является также медиативная практика Пермского региона, включающая в себя следующие этапы и направления:

- Создание и внедрение межведомственной модели восстановительной медиации с несовершеннолетними правонарушителями и их семьями с 2002 года. В настоящее время в регионе работает 83 ведущие восстановительные програмы, в процедурах примирения участвуют почти 4 тысячи человек (3995), за 2022 год службами было проведено 4159 процедур разрешения конфликтов, в которых 3213 конфликтов разрешены с положительным результатом; восстановительные программы позволяют сократить рецидивные преступления несовершеннолетних до 3,8 процентов (у непрошедших процедуры медиации несовершеннолетних правонарушителей рецидив составляет от 20 до 28%)'.

- В системе образования Пермского края созданы нормативные и организационные условия для использования медиативных процедур в образовательных организациях (в крае действуют 504 школьные службы примирения, в каждой школе созданы психолого-педагогические службы, комиссии по урегулирования споров участников образовательного процесса), в городе Перми реализуются проекты «Школа доброжелательных отношений», включающие в себя, в том числе, примирительные подходы к предупреждению и разрешению конфликтов.

- Организована устойчивая практика применения медиации, судебного примирения в судах (в Пермском краевом суде и в Арбитражном суде Пермского края), в нотариате, в районных отделах ЗАГС.

- Действует Совет по развитию медиации в Пермском крае, созданный Пермским отделением Всероссийского объединения судей при Краевом суде, координирующий процессы применения медиации не только в судебной системе, но и в социальной сфере, и в бизнесе.

- Законодательно определена возможность применения примирительных процедур в деятельности Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка, например, Уполномоченный по правам человека, с целью оказания содействия в урегулировании конфликтов по вопросам, относящимся к его компетенции, вправе рекомендовать и организовывать предусмотренные действующим законодательством способы разрешения конфликтов2.

1 Медиация: альтернативный способ урегулирования конфликтов (споров). Учебно-методическое пособие / под ред. Т.И. Марголиной, Л.А. Соболевой. Пермь, ПГНИУ, 2020.

2 Об Уполномоченном по правам человека в Пермском крае: Закон Пермского края от 05 августа 2007 г. №77-ПК (пункт 6 статьи 14).

- В регионе длительное время (с 2009 года) работают саморазвивающиеся организации медиаторов, развивается их проектная деятельность (просветительские семинары с муниципалитетами, с учителями и педагогами-психологами, с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, с сотрудниками колоний, внедрение концепции «Школы доброжелательных отношений», информационные встречи и процедуры медиации с разводящимися супругами на территории отделов ЗАГС, создание Центров медиации в муниципалитетах и т.д.);

Заслуживает внимания деятельность некоммерческого сектора по повышению квалификации медиаторов и ведущих восстановительных программ. Например, Ассоциация медиаторов Пермского края совместно с муниципальным Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (г. Пермь) проводят программы курсов повышения квалификации «Восстановительный подход в медиации в системе работы с детским и семейным неблагополучием», «Школьная служба примирения: деятельность в образовательном пространстве», «Восстановительная медиация как эффективная форма разрешения школьных конфликтов», «Школьная психолого-педагогическая служба как координатор работы по управлению конфликтами» и др.

- Российская высшая школа, реагируя на запросы современности и прогнозируя будущее, имеет уникальные возможности для реализации инновационных проектов по подготовке кадров новых профессий. Особенно гибкими в этих условиях становятся образовательные программы (бакалавриат и магистратура), объединяющие в своем содержании и новые научные подходы исследования общества и социальной сферы, и запросы органов государственной власти и местного самоуправления, и проектную деятельность научного и гражданского сообщества. В Пермском государственном национальном исследовательском университете создана практика подготовки медиаторов и переподготовки муниципальных и государственных служащих, руководителей бюджетных организаций гуманитарных отраслей по теме управления конфликтами. С 2013 года реализуется программа по подготовке бакалавров по направлению «Конфликтология», которая включает в себя комплекс дисциплин социально-правового блока, конфликтологии, психологии, социологии, медиации, менеджмента и др. С 2021 года в университете реализуется магистерская программа «Примирительные процедуры, медиация в социальной сфере». Уникальное междисциплинарное единение психологии, юриспруденции, социальной работы, прав человека, конфликтологии позволило пермским образовательным программам создать базовые гуманитарные основы работы с конфликтами как по их предупреждению, так и по

разрешению. И это, прежде всего, признание и утверждение ценности прав человека, его достоинства, его уникальности и права быть инаким. В этой части представляется важным в системе подготовки ведущих восстановительных программ и медиаторов введение таких дисциплин, как «Фундаментальные основы примирительных дисциплин», «Конституционные и международные стандарты соблюдения прав человека как основа примирительных процедур» и др. Программы подготовки магистров по направлению «Управление конфликтами и медиация в социальной и образовательной сфере» реализуется также в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете1.

Таким образом, имеющиеся подходы и практики применения медиации в Пермском крае позволяют определять их как основу для определения перспектив развития примирительных процедур при разрешении споров, как на внесудебном уровне, так и в процедурах судебного производства.

Региональная Концепция определяет перспективы развития медиации по нескольким направлениям:

1. Концептуальное направление совершенствования нормативной базы, которое учитывает имеющиеся нормативные акты применения медиации, а также определяет разработку ряда новых нормативных документов. В регионе имеется несколько нормативных документов, определяющих возможности применения медиации в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, так например, согласно закона Пермского края «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Пермском крае» органы исполнительной власти Пермского края в пределах своей компетенции содействуют внедрению восстановительного, медиативного подходов в деятельность субъектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, взаимодействуют с органами местного самоуправления в целях формирования служб медиации (служб примирения), в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность2. Стратегия действий по обеспечению комплексной безопасности детей на территории Пермского края до 2025 года определяет мероприятия по внедрению медиативных

1 Марголина Т.И., Леденцова В.А. Культура согласия в Пермском крае: опыт и ресурсы Пермского государственного национального исследовательского университета // Участие университетов в развитии СО НКО, гражданского общества и некоммерческого сектора: (сборник практик) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российский государственный социальный университет, Центр развития гражданского общества некоммерческого сектора и социально- ориентированных некоммерческих организаций; сост. и общ. ред. О. В. Коротеева и Т. С. Иларионова; рецензенты: Астафьева О. Н., Насриддинов Т. Г. М.: ИП Баркова В.Н., 2019. С.68-73.

2 О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Пермском крае: Закон Пермского края от 10 мая 2017 г. № 91-ПК.

технологий урегулирования конфликтных ситуаций в семьях и в детских коллективах, а также развитие деятельности муниципальных служб при-мирения1. В крае разработан проект закона, направленный на увеличение фонда оплаты труда специалистов Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в том числе, для выполнения ими новых функций

- урегулирование семейных конфликтов в интересах детей.

По приоритетному направлению межведомственного взаимодействия

- по профилактике правонарушений несовершеннолетних - в Пермском крае в краевой Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав утвержден Порядок межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и судов по реализации восстановительных технологий и медиативного подхода2.

В краевом Положении о Торгово-промышленной палате определено участие Палаты в развитии институтов внесудебного урегулирования споров, в том числе, возлагается обязанность на Палату по информированию субъектов предпринимательской деятельности о преимуществах института медиации3.

Концепция предусматривает разработку ряда новых нормативных документов, что будет способствовать созданию системы требований и нормативов по обеспечению развития процедур примирения (медиации) в регионе и создания соответствующей инфраструктуры:

- Проект Закона Пермского края «О внесении изменений в Закон Пермского края «О бесплатной юридической помощи в Пермском крае»;

- Рекомендации о порядке предупреждения и разрешения конфликтов в системе государственного и муниципального управления;

- Регламент определения медиаторов для работы по спорам с участием органов государственной власти и местного самоуправления;

- Регламент участия представителей органов государственной власти и местного самоуправления в процедуре медиации при урегулировании споров с участием органов государственной власти и местного самоуправления;

1 Стратегия действий по обеспечению комплексной безопасности детей на территории Пермского края до 2025 года; Распоряжение губернатора Пермского края 21 сентября 2022 г. № 216-р.

2 Постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края от 01 декабря 2016 г. № 18 «О роли служб медиации в профилактике преступности

и правонарушений несовершеннолетних. Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и судов по реализации восстановительных технологий и медиативного подхода». URL: https://krkam.edusite.ru/DswMedia/postanovleniekdnizppkot01122016g-18.pdf.

3 О Пермской торгово-промышленной палате: Закон Пермского края от 27 апреля 2018 г. № 220-ПК.

- Формы документов (доверенность, протокол, заявка на медиацию);

- Ведомственные (отраслевые) нормативные акты (порядок разрешения споров в системе здравоохранения, градостроительства, ЖКХ и пр.), нормативно-правовое регулирование порядка предоставления участникам конфликтов и споров необходимых условий в части ресурсного (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) обеспечения реализации задач и направлений, предусмотренных Концепцией.

Разработка и принятие новых нормативных актов будет способствовать процессам развития медиации в регионе.

2. Еще одно направление развития медиации - внедрение медиативных и примирительных процедур разрешения споров в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления Пермского края, по сути, это создание отраслевой медиации (в образовании, в здравоохранении, в социальных учреждениях, в спорте, учреждениях культуры и др.), а также медиации на местном уровне.

Исследования в магистратуре «Примирительные процедуры, медиация в социальной сфере» в формате выпускной квалификационной работы (Суровяткина П.А., Марголина Т.И.), проведенные в органах государственной власти и в органах местного самоуправления, показали, что по ответам респондентов только 14 процентов из них считают, что в их органе управления есть практики применения медиации при разрешении споров и конфликтов, 86%, соответственно, ответили об отсутствии таких практик. При этом респонденты отмечают наличие разных типов конфликтов в их профессиональной деятельности. По мнению респондентов, чаще всего конфликты возникают во взаимодействии с гражданами или в работе с жалобами (50%), конфликты между сотрудниками, обладающими равным статусом (33%), конфликты в подведомственных организациях (учреждениях) (18,1%), и конфликты, возникающие между руководителем органа и руководителями подведомственных учреждений, структурных подразделений (19,4%).

По результатам исследования 67% госслужащих видят перспективу и необходимость разработки отраслевой модели развития медиации, но предпочтения в выборе отраслевой модели у респондентов разные: в качестве наиболее эффективной модели применения медиации при урегулировании конфликтов респонденты выбирают обучение руководителей и сотрудников министерств основам управления конфликтами и медиативным подходам в разрешении споров (конфликтов) - данный вариант ответа избрали 60% опрошенных. 21% респондентов выбирали ответ «использование ресурса медиативного сообщества при проведении медиации на договорной основе (к примеру, заключение соглашения о взаимодей-

ствии с конкретной организацией или медиатором - провайдером услуг)». Лишь 8 и 10 процентов респондентов выбрали варианты таких моделей как создание отраслевой службы разрешения конфликтов или введение штатной должности конфликтолога (медиатора). Проведенное исследование свидетельствует о реальном наличии конфликтов в государственном и муниципальном управлении и возможности применения медиации при их разрешении.

3. Важным направлением Концепции развития медиации в регионе является организация научных исследований в области управления конфликтами (изучение влияния развития примирительных процедур в предупреждении и разрешении споров и конфликтов на уровень гармонизации общественных отношений в регионе, обстановки доверия и согласия на местном и региональном уровнях); проведение прикладных исследований по изучению лучших институциональных, муниципальных и ведомственных практик по предупреждению и разрешению споров и конфликтов; формирование системы научной и методической поддержки деятельности служб примирения (медиации), в том числе, проведение мониторинга и исследований по вопросам организации и деятельности служб примирения (медиации), за основу проведения мониторинга можно взять Всероссийский мониторинг развития восстановительной медиации, а также разработать отраслевые и институциональные инструменты мониторинга. Координатором научно-исследовательской и методической деятельности может быть научно-методический ресурсный центр, аналогичный Лаборатории изучения конфликтов на юридическом факультете ПГНИУ

4. Для преодоления барьера отсутствия у населения региона информации о возможности применения медиации для разрешения споров и кон-фликтов1 необходимо еще одно направление Концепции, а именно, организация просветительской деятельности по предупреждению и разрешению споров и конфликтов с использованием примирительных технологий и др. В регионе есть ресурсы и технологии для информирования общества о конструктивных способах разрешения конфликтов через грантовые программы конкурсов Фонда Губернатора Пермского края, корпоративные и муниципальные конкурсы.

5. Концепция предполагает также создание системы подготовки и переподготовки кадров служб примирения (медиации), государственных и муниципальных служащих, в том числе, создание отраслевых программ подготовки и переподготовки конфликтологов, медиаторов, психологов и т.д. на базе университетов в г. Перми, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Москве, Ассоциаций медиаторов и т.д.

1 Марголина Т.И., Суровяткина П.А. Барьеры и стимулы развития медиации (примирительных процедур) в социальной сфере // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. Вып. 3. С. 504.

Концептуальные подходы к развитию медиации в регионе способствуют анализу существующей практики применения альтернативных способов урегулирования споров, выделению барьеров и перспектив развития примирительных процедур, что, в конечном плане, определяет перспективу создания инфраструктуры и технологий альтернативных способов разрешения споров, снижения социальной напряженности, создания в бюджетных организациях и на местном уровне атмосферы доверия и гражданского мира.

Библиографический список

1. Мерлин В.С. Личность и общество. Пермь: ПГПИ, 1990. 92 с.

2. Мхитарян Л.Ю. Деятельность совестных судов в дореволюционной России (на примере Пермской губернии) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2011. Вып. 1(11). С. 37-43.

3. Мануйлова Л.В. Примирительные процедуры как форма альтернативного разрешения споров. Пермь: Изд-во Пермского университета, 2018.

4. Палеев А. А. Примирительные процедуры в Пермской губернии в 19 веке // Юрист. 2016. № 4. С. 55-58.

5. Медиация: альтернативный способ урегулирования конфликтов (споров). Учебно-методическое пособие / под ред. Т.И. Марголиной, Л.А. Соболевой. Пермь, ПГНИУ, 2020. 144 с.

6. Марголина Т.И., Леденцова В.А. Культура согласия в Пермском крае: опыт и ресурсы Пермского государственного национального исследовательского университета // Участие университетов в развитии СО НКО, гражданского общества и некоммерческого сектора: (сборник практик) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российский государственный социальный университет, Центр развития гражданского общества некоммерческого сектора и социально- ориентированных некоммерческих организаций; сост. и общ. ред. О. В. Коротеева и Т. С. Иларионова; рецензенты: Астафьева О. Н., Насриддинов Т. Г. М.: ИП Баркова В.Н., 2019. С.68-73.

7. Марголина Т.И., Суровяткина П.А. Барьеры и стимулы развития медиации (примирительных процедур) в социальной сфере // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. Вып.3. С. 494-505.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.