Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПЕРВИЧНУЮ МЕДИКО-САНИТАРНУЮ ПОМОЩЬ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПЕРВИЧНУЮ МЕДИКО-САНИТАРНУЮ ПОМОЩЬ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
194
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / LEAN-ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА / ЛИДЕРСТВО / КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Задворная Ольга Леонидовна

Статья посвящена развитию концептуальных подходов к подготовке кадров для реализации технологий бережливого производства в медицинских организациях - одного из современных направлений оптимизации первичной медико-санитарной помощи, направленного на интенсификацию процессов деятельности и ликвидацию ресурсных потерь. Определены подходы к характеру содержания, структурированию матрицы компетенций для применения в обучении и профессиональной деятельности организаторов бережливого производства, подходы к профессиональному базису проектирования образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Задворная Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL APPROACHES TO THE ADVANCED TRAINING OF LEAN PRODUCTION STAFF IN MEDICAL ORGANIZATIONS PROVIDING PRIMARY HEALTH CARE

The article is devoted to the development of conceptual approaches to training of personnel for the implementation of lean production technologies in medical organizations - one of the modern directions of optimization of primary health care aimed at intensification of activity processes and elimination of resource losses. Conceptual approaches to the nature of content, structuring of the matrix of competences for application in training and professional activity of organizers of lean production, approaches to the professional basis of design of educational programs have been defined.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПЕРВИЧНУЮ МЕДИКО-САНИТАРНУЮ ПОМОЩЬ»

DOI: 10.31556/2219-0678.2020.39.1.048-054

Концептуальные подходы к повышению квалификации кадров для реализации технологий бережливого производства в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь

О.Л. Задворная

Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России, Москва, Россия

Статья посвящена развитию концептуальных подходов к подготовке кадров для реализации технологий бережливого производства в медицинских организациях - одного из современных направлений оптимизации первичной медико-санитарной помощи, направленного на интенсификацию процессов деятельности и ликвидацию ресурсных потерь. Определены подходы к характеру содержания, структурированию матрицы компетенций для применения в обучении и профессиональной деятельности организаторов бережливого производства, подходы к профессиональному базису проектирования образовательных программ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: бережливое производство, Lean-технологии, методы и инструменты бережливого производства, лидерство, компетенция.

Для цитирования: Задворная О.Л. Концептуальные подходы к повышению квалификации кадров для реализации технологий бережливого производства в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2020; (1):48-54. DOI: 10.31556/2219-0678.2020.39.1.048-054

48

Conceptual Approaches to the Advanced Training of Lean Production Staff in Medical Organizations Providing Primary Health Care

O.L. Zadvornaya

Russian Medical Academy of Continuos Professional Education of the Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia

The article is devoted to the development of conceptual approaches to training of personnel for the implementation of lean production technologies in medical organizations - one of the modern directions of optimization of primary health care aimed at intensification of activity processes and elimination of resource losses. Conceptual approaches to the nature of content, structuring of the matrix of competences for application in training and professional activity of organizers of lean production, approaches to the professional basis of design of educational programs have been defined.

KEYWORDS: lean production, lean-technologies, lean production methods and tools, leadership, competence.

For citations: Zadvornaya OL. Conceptual Approaches to the Advanced Training of Lean Production Staff in Medical Organizations Providing Primary Health Care. Medical Technologies Assessment and Choice. 2020; (1):48-54. DOI: 10.31556/2219-0678.2020.39.1.048-054

ВВЕДЕНИЕ

В производственную сферу Российской Федерации активно внедряются технологии бережливого производства. На основе лучшего отечественного и международного опыта разработана серия национальных стандартов «Бережливое производство»1. Стандарты могут быть использованы для применения в любых организациях в целях повышения эффективности деятельности на основе концепции бережливого производства.

1 Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Национальные стандарты Российской Федерации. Бережливое производство.URL: http.//www. docs.cntd.ru

Бережливое производство - (от англ. lean production, lean manufacturing - «стройное производство») - система управления организацией, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. Концепция, основанная на передовых методах повышения эффективности производства, начала формироваться в Японии после Второй мировой войны и была впервые применена основоположником производственной системы Toyota Production System (TPS) компании Toyotа Тайити Оно (1912-1990) [1]. В процессе развития TPS разработаны и внедрены методы организации производства, направленные на повышение эффективности трудовой деятельности и совершенствование качества услуг. Суть концепции бережливого производства заключается в минимизации возможных издержек

и потерь, вовлечении всех сотрудников в процессы постоянного совершенствования, использовании достаточно простых, но действенных инструментов и механизмов организации деятельности и обеспечения качества поставляемой продукции или услуг [1].

Проблемы доступности и качества медицинской помощи, повышения эффективности деятельности медицинских организаций сохраняют свою актуальность на протяжении многих лет [2-6]. В современных условиях реализации задач Национального проекта «Здравоохранение», Федеральной программы «Развитие первичной медико-санитарной помощи» повышение эффективности деятельности медицинских организаций, обеспечение доступности, качества и безопасности медицинской помощи являются крайне важными и актуальными2,3.

Результат организации первичной медико-санитарной помощи на основе бережливого производства - интенсификация рабочих процессов, повышение доступности и качества медицинских услуг, удовлетворенности граждан от посещения медицинской организации за счет комфортности пребывания4 [7-11].

Роль руководителя медицинской организации при организации производственного процесса с применением бережливых технологий приобретает особую значимость. Ключевым фактором успеха при организации производственного процесса с применением бережливых технологий является эффективное использование человеческих ресурсов, опережающее обучение и непрерывное повышение квалификации персонала. Важное значение для успешности реализации проекта имеет совершенствование профессиональных компетенций и программ обучения медицинских работников в области бережливого производства [12-15].

Контент - анализ литературных источников в области внедрения бережливого производства в деятельность медицинских организаций - свидетельствует об отсутствии единых методологических подходов к подготовке кадров здравоохранения в этой области, чаще всего оно сводится к освоению и применению методов и инструментов бережливого производства в практическом здравоохранении, направленных на выявление, устранение и предупреждение ресурсных потерь [7-12]. Основные типичные ошибки внедрения новых технологий связаны, прежде всего, с недостаточным пониманием роли руководителя при внедрении технологий, ориентированных на непрерывное улучшение процессов работы или Lean-технологий; формированием системы,

2 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

3 Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"».

4 Методические рекомендации. Федеральный проект «Бережливая

поликлиника». Применение методов бережливого производства в медицинских организациях. Открытие проектов по улучшениям. Министерство здравоохранения Российской Федерации, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». М.: 2017.

не обладающей достаточной гибкостью и способностью к дальнейшему развитию и совершенствованию; изменением рабочего пространства при сохранении старых устоявшихся стереотипов мышления работников и их отношения к производственным процессам трудовой деятельности; неправильной расстановкой акцентов при анализе и картировании процессов текущей деятельности вне связи с процессами улучшения деятельности [12-17].

В медицинских организациях не сложилась четкая дифференциация структуры кадров, занимающихся внедрением технологий бережливого производства, сохраняется определенный разрыв между теоретическими обобщениями потребности и действующим нормативно-правовым и эмпирическим опытом внедрения новой модели медицинской организации с применением технологий бережливого производства. Сохраняется необходимость совершенствования подходов к повышению квалификации руководителей медицинских организаций первичной медико-санитарной помощи в области бережливого производства. Обращает на себя внимание тот факт, что руководители медицинских организаций в большой степени владеют знаниями основ бережливого производства и имеют определенный опыт внедрения бережливого производства на фоне более слабого владения методами и инструментами бережливого производства [3-8,11-13].

Проблема подготовки персонала медицинских организаций при недостаточно высоком уровне подготовке управленческих кадров принимает особую важность. Эффективность такой подготовки может быть обеспечена только при взаимодействии медицинских и образовательных организаций. Выявленные проблемы послужили основой для разработки концептуальных подходов к подготовке организаторов бережливого производства, выделения необходимых компетенций организаторов бережливого производства для применения в профессиональной деятельности, проектирования программ обучения в системе дополнительного профессионального образования.

Механизмы обучения персонала и внедрения Lean-технологий в практику деятельности медицинских организаций

Основным механизмом внедрения технологий бережливого производства в практическое здравоохранение является создание учебной площадки (фабрики процессов) для обучения философии, принципам, методам и инструментам бережливого производства, разработанной на основе рекомендаций государственной производственной системы «Росатом»5.

49

5 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.06.2018 № 344 «Об организации работы по созданию методических центров по обучению медицинских работников основам организации бережливого производства в сфере охраны здоровья на базе образовательных организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации».

50

Фабрика процессов может быть создана в реальных условиях деятельности амбулаторно-поликлинического учреждения, что позволяет освоить практические навыки применения методов и инструментов бережливого производства, наглядно оценить ситуацию, выявить и устранить потери, показать эффективность 1еап-тех-нологий в повышении доступности и качества предоставления медицинских услуг пациентам, повысить мотивацию персонала к оптимизации рабочего пространства и выполнению трудовых функций. Обычно процесс обучения включает несколько раундов. На начальных раундах выявляются, анализируются и оцениваются проблемы и потери ресурсов. В процессе последующих раундов определяется логистика действий по решению выявленных проблем, определяется их эффективность. Фабрика процессов внедрения технологий бережливого производства тесно связана с формированием устойчивой модели поведения медицинских работников на основе популяризации корпоративной культуры и культуры бережливого производства [10, 16].

В то же время фабрика процессов может быть создана и в условиях деятельности образовательной организации в виде учебной площадки моделирования процессов, позволяющих не только получить знания, но и развить устойчивые практические навыки за счет детальной отработки всех этапов и шагов внедрения бережливых технологий на основе симуляционного подхода к формированию и развитию компетенций, в первую очередь, лидеров бережливого производства [14, 15].

Система обучения включает разработку виртуальных сценариев, распределение ролей пациентов и персонала, формирование виртуальных станций. Процессы внедрения бережливых технологий предполагают наличие потенциально возможных дефектов деятельности медицинской организации и возможные эффективные пути их устранения на основе использования методов и инструментов бережливого производства.

Создание имитационной обучающей модели в условиях образовательной организации тесно связано с проектированием и моделированием ситуации будущей профессиональной деятельности, требующей анализа и принятия решений на основе теоретической информации, позволяющей осуществлять практическое преобразование имитируемых ситуаций в практические профессиональные действия.

Развитие компетенций руководителей медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в области Lean-технологий

Важное значение для успешности реализации проекта имеет совершенствование компетенций и программ обучения медицинских работников в области Ьеап-тех-нологий. Компетенции являются важными результатами образования и поэтому должны быть сформированы у всех обучающихся [13, 19].

Регламентирующие документы в области бережливого производства предусматривают разработку струк-

туры и содержания компетенций: знаний, навыков и развиваемых на их основе способностей и готовности к выполнению трудовой деятельности в рамках системы менеджмента бережливого производства6.

Понятия «компетенция» и «компетентность» имеют определенные разграничения7.

Компетенция: формально описанные требования к личностным и профессиональным знаниям и качествам работников организации, программам реализации, способам и алгоритмам действий, имеющим отношение к определенной предметной области.

Термин используется для описания структуры и содержания знаний и навыков в области бережливого производства.

Компетентность: способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.

На основе результатов проведенного исследования выявлены мотивационно-личностные, корпоративные, профессиональные и организационно-управленческие компетенции, определены характер и основное содержание компетенций для применения в профессиональной деятельности и обучении организаторов бережливого производства.

Мотивационно-личностные компетенции включают оценку комплекса отличительных особенностей личности работника (уровень квалификации, психофизиологические особенности, личные ценности, личная эффективность, самооценка, коммуникационные навыки, достижение результатов, самосовершенствование, аналитические способности, стрессоустойчивость, самоорганизованность).

Корпоративные компетенции предполагают реализацию моделей поведения работников, включающих правила поведения, традиции и ценности, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавших свою эффективность и разделяемых большинством членов организации.

Профессиональные компетенции основаны на реализации трудовых действий и трудовых функций в профессиональной среде в соответствии с уровнем квалификации, образования и должностными требованиями.

Организационно-управленческие компетенции направлены на использование управленческих подходов и методов в решении сложных задач, принятии управленческих решений, ориентированных на повышение эффективности процессов производственной деятельности и управления ресурсами, расширение видов труда, связанных с выполнением контрольно-управленческих и логических функций, цифровизацией и ростом

6 ГОСТ Р ИСО 10015-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению.

7 Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. ГОСТ Р 57523-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Бережливое производство. Руководство по системе подготовки персонала.

Таблица 1 Table 1

Отличительные особенности функций лидеров бережливого производства Distinctive features of the functions of leaders of lean production

Уровень компетенций / Competency level Основные функции в области бережливого производства / Basic lean production functions

Лидер команды организации Lean-эксперт / Organization team leader Lean-expert - совершенствование (улучшение) деятельности организации; - организационно-методическая поддержка деятельности Lean-специалистов и Lean-практиков при решении задач в области бережливого производства; - координация работы Lean-специалистов и Lean-практиков; - подготовка членов команды в области бережливого производства - enhancement (improvement) of the organization 's activities; - organizational and methodological support of Lean-specialists and Lean-practitioners in solving tasks in the field of lean production; - coordinating the work of Lean-specialists and Lean-practices; - training of team members in the field of lean production

Лидер группы работников Lean-специалист / Leader of group workers Lean-specialist - совершенствование (улучшение) процессов деятельности организации; - координация работы Lean-практиков; - участие в подготовке членов своей группы в области бережливого производства под руководством Lean-эксперта - enhancement (improvement) of organizational processes; - coordinating the work of Lean-practices; - participation in the training of members of their group in the field of lean production under the guidance of the Lean-expert

Член группы работников. Лидер группы работников отдельных производственных операций, рабочих мест / Lean-practitioner Member of workers group. Leader of the group of the employees for particular production operations, jobs - совершенствование (улучшение) процессов деятельности организации; - участие в подготовке членов своей группы в области бережливого производства под руководством Lean-специалиста или Lean-эксперта - enhancement (improvement) of organizational processes; - participation in the training of members of their group in lean production under the guidance of the Lean-specialist or Lean-expert

Таблица 2 Table 2

Матрица компетенций лидеров бережливого производства (пример компетенций) Matrix of competences of leaders of lean production (example of competences)

Уровень компетенций / Competency level

Lean-практик / Lean-practitioner Lean-специалист / Lean-specialist Lean-эксперт / Lean-expert

МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / MOTIVATIONAL AND PERSONAL COMPETENCIES: 1. Критерии компетенций личностной эффективности / 1. Criteria of personal efficacy competencies

1.1. Стремление к личностному росту, зрелость / 1.1. Commitment to personal growth, maturity

Анализирует свой профессиональный и личностный опыт / Analyses his/her own professional and personal experience Проводит сравнительный анализ собственных достижений и неудач / Conducts a comparative analysis of his/her own achievements and failures Берет ответственность за собственные решения в жизни и на работе / Takes responsibility for his/her own decisions in life and work

1.2. Способность к лидерству / 1.2 Capacity for leadership

Проявляет инициативность, способность к активным действиям / Exhibits initiative, capacity to active actions Имеет навыки убеждения и мотивации сотрудников на активную работу и получение конкретных результатов / Can (has skills) persuade and motivate the employees to work actively and to achieve specific results Берет на себя ответственность и ведет за собой команду, регулирует деловые взаимодействия сотрудников, имеет навыки публичного поведения / Takes personal responsibility and leads a team, regulates business interactions of employees, has skills of public behavior

51

объема данных, ответственностью за результаты принятых управленческих решений.

Процесс реализации модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, на основе внедрения бережливых технологий начинается с подбора лидеров и организации их подготовки. В системе бережливого производства принято выделять три основных уровня лидерства и компетенций работников: Lean-эксперт, Lean-специалист,

Lean-практик. В таблице 1 нами систематизированы основные отличительные особенности функций лидеров бережливого производства.

Выделение лидерских функций позволяет структурировать матрицу компетенций лидеров бережливого производства. Пример компетенций представлен в таблице 2.

Матрица необходимых компетенций в зависимости от уровня выполняемых функций позволяет структуриро-

Таблица 3 Table 3

Основные составляющие модели подготовки организаторов бережливого производства The main components of the training model for the organizers of lean production

Целевая аудитория обучаемых / Target audience

Проектирование контекста и результатов обучения / Designing of context and learning outcomes

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Цели обучения / Learning Goals

Деятельность преподавателей / Teacher's activities

Содержание образования/ Educational content

Организационные

формы/ Organizational forms

Методы и средства обучения / Teaching methods and tools

Деятельность обучаемых / Students' activities

МОНИТОРИНГ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / LEARNING PROCESS MONITORING

Критерии, показатели и индикаторы

оценки полученных компетенций и результатов

обучения / Criteria, markers and indicators for evaluation of competences obtained and training results

52

вать требования к будущей профессиональной деятельности, сформировать контекст подготовки кадров в области Ьеап-технологий, требования к проектированию и организации процесса обучения, выбору критериев, показателей и индикаторов оценки полученных компетенций и результатов обучения. Важное значение приобретает не передача информации, а развитие способностей обучаемых компетентно решать задачи, проблемы и выполнять функции профессиональной деятельности.

Эффективность обучения организаторов бережливого производства тесно связана с актуализацией, конкретизацией и адекватностью состава компетенций выполняемых трудовых функций и трудовых действий; выбором наиболее эффективных методов, видов, форм и методов обучения для достижения намеченных целей и результатов обучения; вовлечением персонала во внутриорганизационные формы обучения; поддержкой инициативы работников к саморазвитию и самообразованию. В таблице 3 представлены основные составляющие модели подготовки организаторов бережливого производства, позволяющие провести работу по организационному проектированию системы подготовки организаторов бережливого производства, определить целевую аудиторию обучаемых, контекст программы, цели, организационные формы и методы обучения, результаты обучения в виде критериев, индикаторов и показателей оценки полученных компетенций.

Отличительными особенностями контекста подготовки и проектирования образовательных программ организаторов бережливого производства являются:

- системность и междисциплинарность приобретаемых знаний, умений и навыков;

- разработка критериев, показателей и индикаторов оценки полученных компетенций и результатов обучения с учетом пространственно-временного характера улучшений трудовых процессов;

- адекватность образовательной среды;

- приобретение опыта работы в результате ролевой отработки профессиональных действий и поступков

на основе полученных знаний, умений и навыков, применения имитационных сценарных моделей организационно-технологических процессов работы;

- развитие коммуникативных навыков;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- самоактуализация обучаемых.

Развитие информационно-образовательной среды и информационно-коммуникационных технологий предоставляют возможность выбора различных образовательных мероприятий, использования электронного обучения, дистанционных и симуляционных технологий, стажировок, тьюторства, позволяют реализовать основополагающий принцип непрерывности профессионального развития организаторов бережливого производства, решить задачи поставленные национальным проектом с сфере здравоохранения в области развития первичной медико-санитарной помощи, повысить удовлетворенности граждан качеством и доступностью медицинской помощи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Решение стратегических задач по обеспечению населения доступной, качественной и безопасной медицинской помощью, внедрению пациентоориентиро-ванных и ресурсосберегающих технологий на основе бережливого производства тесно связано с необходимостью повышения качества и эффективности подготовки медицинских кадров.

Внедрение методов и инструментов бережливого производства в деятельность медицинских организаций, направленных на совершенствование процессов деятельности и сокращение ресурсных потерь, требует разработки концептуальных подходов к подготовке организаторов бережливого производства в системе дополнительного профессионального образования, овладения профессиональным базисом проектирования содержания программ, выбора форм и технологий непрерывного профессионального образования в современных условиях развития системы здравоохранения.

Дополнительная информация

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование: статья опубликована без финансовой поддержки.

Статья поступила: 05.02.2020 г. Принято к публикации: 02.03.2020 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вумек Д.Т., Джонс Д.Т. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. М.: Альпина Паблишер, 2012.

2. Вялков А.И., Сквирская Г.П., Сон И.М., Серегина И.Ф. Оценка эффективности и качества оказания первичной медико-санитарной помощи населению. Вестник Росздравнадзора. 2016; (5):62-66.

3. Стародубов В.И., Сон И.М., Иванова М.А., Армашевсая О.В., Люц-ко В.В., Соколовская Т.А. Затраты рабочего времени врачей-специалистов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях. Менеджер здравоохранения. 2016; (2):6-12.

4. Сергеева Н.М. О подходах к оценке эффективности функционирования медицинских организаций. Международный журнал прикладных и фундаментальныхисследований. 2017; 2(1):72-76.

5. Садовой М.А., Финченко Е.А., Шарапов И.В., Шалыгина Л.С., Иванинский О.И., Филатова О.В. Приоритетные направления оптимизации амбулаторно-поликлинической помощи. Современные проблемы науки и образования. 2017; (6):16-18.

6. Кашин А.В. Предпосылки и условия внедрения инновационных принципов повышения конкурентоспособности бюджетных учреждений в сфере оказания социальных услуг. Вопросы инновационной экономики. 2019; 2(9):531-540. DOI: 10.18334/vinec.9.2.40527.

7. Уйба В.В., Забелин М.В., Миронова В.В., Касымова О.А., Кре-тов А.С. Технологии бережливого производства в здравоохранении (опыт ФМБА России). Медицина экстремальных ситуаций. 2018; 3(20):248-252.

8. Алексеева А.В., Соболев И.Б. Организация первичной медико-санитарной помощи по новому принципу «Бережливое произ-водство».Территория инноваций. 2018; 8(24):96-102.

9. Егоров В.А., Дроздова Л.Ю, Калинина А.М. Опыт применения методов Lean-технологий для организации процесса диспансеризации определенных групп взрослого населения. Профилактическая медицина. 2018; 3(21):16-20. DOI: 10.17116/profmed201821316.

10. Кондратьева И.Ю., Коптева Л.Н., Переслегина И.А., Боровко-ва Т.А. Стратегия внедрения бережливого производства в детской поликлинике. Медицинский альманах. 2018; 3(54):10-14. DOI: org/10.21145/2499-9954-2018-3-10-14.

11. Шпагина Л.А., Лазарева Э.Ш., Дробышев В.А., Кармановская С.А., Ерихова С.М. Lean-технология в повышении доступности и качества медицинской помощи населению в абмулаторно-поликлини-ческой практике.Общественное здоровье и здравоохранение. 2018; (1):43-47.

12. Авдеева Е.С., Резник А.Е. Формирование системы бережливого производства на уровне «предприятие - вуз» как основа эффективной работы всех подсистем предприятия. Креативнаяэкономика. 2018; 9(12):1475-1482. DOI: 10.18334/ce.12.9.39403.

13. Кулакова Е.Н., Настаушева Т.Л., Звягина Т.Г., Волосовец Г.Г., Усачева Е.А. Медицинское образование, основанное на компетенциях (competency-based medical education): анализ публикаций международного сообщества специалистов (icbme). Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2018; (72):111-116.

14. Павлов А.В., Иванова И.В., Жбанников П.С. Опыт использования симуляционных образовательных технологий при изучении вопросов бережливого производства в медицине: «Фабрика процессов ПОLEANклиника». Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2018; (1):10-13.

15.Курманкулов А.А., Решетникова Ю.С., Багиров Р.Н., Фролова О.И., Брынза Н.С. «Фабрика процессов» - новый формат организации образовательного процесса в высшем учебном заведении. Высшее образование в России. 2018; 5(27):37-41.

16. Невгод Е.А. Бережливое производство и стратегическое планирование. Научные исследования: от теории к практике. 2015; 5(6):355-356.

17.Мельников О.Н., Зайцев А.А. Перспективы перехода предприятий на инновационные концепции управления современным производством. Креативная экономика. 2015; 6(9):721-734. DOI: 10.18334/ce.9.6.484.

18. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. Серия: Труды.

19.Методологического семинара» Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2004.

REFERENCES

1. Womack JT, Jones DT. Lean Manufacturing: How to get rid of losses and make your company prosper. M.: Alpina Publisher, 2012: 470 p. (In Russ.) URL: http://www.avcc.ru/library/encyclopedia

2. Vyalkov AI, Skvirskaya GP, Son IM, Seregina IF. Evaluation of the effectiveness and quality of primary health care to the population. Bulletin of Roszdravnadzor. 2016; 5:62-66. (In Russ.).

3. Starodubov VI, Son IM, Ivanova MA, Armashevskaya OV, Liuts-ko VV, Sokolovskaya TA. Staff time specialist doctors for the provision of medical care in the outpatient setting. Manager of health. 2016; 2:6-12. (In Russ.).

4. Sergeeva NM. About approaches to assessing the effectiveness of the functioning of medical organisatins. International Journal of Applied and Basic Research. 2017; 2(1):72-76. (In Russ.) URL: https:// applied-research.ru/ru/article/view?id=11220

5. Finchenko EA, Sharapov IV, Shalygina LS, Ivaninskiy OI, Filato-va OV. Priority directions of optimization of outpatient care. (In Russ.) URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27107

6. Kashin AV. Prerequisites and conditions for the introduction of innovative principles to improve the competitiveness of budgetary institutions in the provision of social services. Questions of innovative economy. 2019; 2(9). DOI: 10.18334/vinec.9.2.40527 (InRuss.).

7. Uyba VV, Zabelin MV, Mironova VV, Kasymova OA, Kretov AS. Lean manufacturing technologies in healthcare (Experience of FMBA of Russia). Medicine ofextremesituations. 2018; 3(20):248-252. (InRuss.)

8. Alekseeva AV, Sobolev IB. The organization of primary health care by the new principle of «lean manufacturing». Territory of Innovation. 2018; 8(24):96-102. (InRuss.). URL: http.//www.nova-ter.ru

9. Egorov VA, Drozdova LY, Kalinina AM. Experience with lean technologies methods for prophylactic medical examination of certain adult population groups. Preventivemedicine. 2018; 3(21):16-20. DOI: 10.17116/profmed201821316. (InRuss.).

10. Kondratieva IY, Kopteva LN, Pereslegina IA, Borovkova TA. The strategy of introducing lean manufacturing in the children's polyclinic. Medicalalmanac. 2018; 3 (54):10-14. DOI: org/10.21145/2499-9954-2018-3-10-14. (In Russ.).

11. Spagina LA, Lazareva E Sh, Drobyshev VA, Karmanovskaya SA, Erikhova SM. Lean-technology in improvement of the availability and quality of healthcare in outpatient practice. Public health and health care. 2018; 1:43-47 (InRuss.). URL: http://www.ozizdrav.ru/index. php? Optio

12. Avdeeva ES, Reznik AE. The formation of economical production system at the «enterprise-high school» level as the basis of effective work of all subsystems of the enterprise. Creative economy. 2018; 9 (12):1475-1482. DOI: 10.18334/ce.12.9.39403. (In Russ.).

13. Kulakova EN, Nastausheva TL, Zvyagina TG, Volosovets GG, Usa-cheva EA. Competency-based medical education: analysis of publications of the international cbme collaborators (icbme). Scientific and medical Bulletin of the Central Chernozem region. 2018; 72:111-116 (In Russ.).

14. Pavlov AV, Ivanova IV, Zhbannikov PS. Experience in the use of simulation educational technologies in the study of lean manufacturing in medicine: «Factory processes POLEAN clinic». Additional professional education in the country and in the world. 2018; 1(37):10-13. (In Russ.). URL: http://wdpo-edu.ru.page_id=130

15. Kurmankulov AA, Reshetnikova YS, Bagirov RN, Frolova OI, Brun-za NC. «Factory of Processes» - A New Format of Educational Process Organization at Higher Education Institution. Higher Educatio-nin Russia. 2018; 5(27):37-41. (InRuss.).

16. Nevgod EA. Lean manufacturing and strategic planning. Scientific studies: from theory to practice. 2015; 5(6):355-356 (In Russ.).

17. Perspectives of the companies' transfer to innovative concepts of modern industrial management. Creative economy 2015; 6(9):721-734. DOI: 10.18334/ce.9.6.484 (In Russ.).

18. Verbitsky AA. Competence approach and theory of contextual learning. Series: Proceedings of the methodological seminar «Russia in the Bologna process: problems, challenges, prospects». M.: Ministry of education and science of the Russian Federation. 2004; 92 p. (In Russ.). URL: http://www.fgosvo.ru

53

Сведения об авторе:

Задворная Ольга Леонидовна

Заведующая кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, д-р мед. наук, профессор ORCID: orcid.org/0000-0002-3292-4668

Адрес для переписки:

ул. Баррикадная 2/1, стр. 1. Москва, 125593, Российская Федерация Тел.: +7 (499) 459-89-63 E-mail: olga-l-zadvomaya@mail.ru

Autor:

Zadvornaya Olga Leonidovna

Head of the Department of the Healthcare and Public Health, Russian Medical Academy of Continuous Professional Education (RMACPE)

Doctor of Medical Sciences, Professor ORCID: orcid.org/0000-0002-3292-4668

Address for correspondence:

Barrikadnaya str. 2 bldg. 1, Moscow 125993, Russian Federation

Tel.: +7 (499) 459-89-63

E-mail: olga-l-zadvornaya@mail.ru

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.