УДК 330.47
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Работа выполнена в рамках научно-исследовательской работы № 3790, выполняемой в рамках базовой части государственного задания в сфере научной деятельности по заданию № 312/2015 на 2015 год.
© Цыренов Даши Дашанимаевич, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой эконометрики и прикладной экономики, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]
© Гармаев Алексей Дашинимаевич, магистрант, Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]
Методология управления знаниями на региональном уровне стала складываться относительно недавно — в начале 90-х гг. XX века. Совпадение этого процесса с разверткой пятого технологического уклада предопределило развитие отраслей, создающих новое знание. Пятый экономический уклад потребовал новой методологии исследования сложных хозяйственных систем. Дальнейший переход к шестому технологическому укладу определил важность понимания границы между укладами, лежащей в глубине проникновения технологии в структуры материи и масштабах обработки информации. Статья организована следующим образом. В первой ее части рассмотрены подходы, наиболее актуальные для исследования четырех фундаментальных процессов управления знаниями. В ней обсуждаются наиболее действенные и обоснованные методологические и методические подходы, разработанные современной экономической наукой; излагается логическая последовательность их применения для анализа процессов управления знаниями. Во второй части материал конкретизирован применительно к построению модели эффективной региональной системы управления знаниями. Ключевые слова: экономика знаний, регион, управление знаниями, знаниевая экономика.
CONCEPTUAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF KNOWLEDGE MANAGEMENT SYSTEM AT THE REGIONAL LEVEL
Dashi D. Tsyrenov, PhD in Economics,
Head of the Department of Econometrics and Applied Economics,
Buryat State University
24а Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia
Aleksey D. Garmaev, Graduate Student, 24а Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia
The methodology of knowledge management at the regional level began developing in the early 90s of the XXth century. The coincidence of this process with the scan of the fifth technological order predetermined the development of industries that create new knowledge. It demanded the new methodology for the study of complex economic systems. Further transition to the sixth technological order has determined the importance of understanding the boundary between structures, lying in the depth of penetration of the technology in the structure of matter and scope of information processing.
The article is composed in the following way. In its first part the most topical approaches are considered for studying the four fundamental processes of knowledge management. It discusses the most efficient and sound methodological and methodical approaches developed by the modern economic science; the logical sequence of their application are described for the analysis of the processes of knowledge management. In the second part of the material is specified concerning the construction of a model of effective regional knowledge management system.
Keywords: knowledge economy, the reigion, knowledge management, knowledge economy.
Стремительные изменения, происходящие в экономике в последние годы, погружают нас в новые технологические, информационные и организационные реалии экономики. Процессы глобализации в экономике, единое информационное пространство и, конечно же, новые информационные технологии приводят к смещению акцентов от экономики «предметов» к информационной экономике, а на ее основе — к новому явлению — экономике знаний. Управление знаниями представляет собой совершенно новую область приложения организационных механизмов, управленческих приемов и экономических стимулов, порождающих реальные конкурентные преимущества [1].
Самые первые попытки разработки концепции формирования системы более эффективного использования знаний начали предприниматься с середины 90-х гг. XX в. К 2000-м годам она сформировалась, наконец стали появляться первые информационные продукты. Однако постепенно интерес угас, так как внедрение информационных систем управления знаниями понималось как самоцель управления знаниями, и она, к сожалению, не оправдала ожиданий заинтересованных сторон. Процессы же, протекающие в реальной экономике, в свою очередь, показали острую необходимость формирования управленческой модели, в которой программное обеспечение отвечает не достаточному, но необходимому условию.
Управление знаниями классически включает в себя четыре фундаментальных процесса [3]:
1) создание знания: поиск и представление неявных знаний в явной форме для возможности его дальнейшей обработки. Реализация этого процесса осуществляется научными организациями, к числу таковых относятся научно-исследовательские учреждения, научные организации образовательных организаций высшего профессионального образования, проектно-технологические, опытно-конструкторские и другие организации, осуществляющие научно-техническую деятельность;
2) организация знания: классификация и категоризация знаний с целью их последующего целенаправленного использования. Основным субъектом организации знания служит система образования, которая играет роль важнейшего ресурса накопления и дальнейшей реализации человеческого капитала. Образование играет роль транслятора накопленных знаний общества и готовит работника, способного принимать обоснованные управленческие решения для повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в реальном секторе экономики;
3) доступ к знанию: хранение и оперативная возможность последующего извлечения необходимой информации. Реализация этой функции должна быть возложена на архивные учреждения и библиотеки, действующие на основе основных принципов знания — полноты, единообразия и корректности. К числу основных операций по доступу к знанию относят агрегирование, архивирование и удаление знания;
4) использование знания: применение знаний в работе, при принятии решений и реализации возможностей. Инновационное предпринимательство, осуществляя коммерциализацию знаний, решает три основные задачи: проведение исследований, внедрение исследований, обучение сотрудников.
Понимание неотъемлемой важности каждой из указанных функций предопределяет следующий этап в определении значимости управления знаниями. В основе данного интереса лежат следующие причины:
• ежегодное удвоение объема данных в информационных системах;
• увеличение доли контентной составляющей (неструктурированная информация);
• улучшение аппаратной и технической части (новые линии связи, оптоволокно);
• повышенная динамика и текучка кадров (команда сменяется при проектном подходе);
• увеличение качества софта (лидеры ИТ включают в интерфейс продуктов русский язык);
• рост в регионах числа хозяйствующих субъектов, внедряющих инновационные разработки и коммерциализирующих интеллектуальный капитал.
Формирование и развитие субъектов экономики знаний на региональном уровне осуществляются органами исполнительной власти. Для них крайне важным становится учет следующих трендов в информационном обеспечении, которые определяют необходимость построения системы управления знаниями в органах региональной власти:
1. Повышение важности полноты и качества массива данных для принятия эффективных управленческих решений. Наличие сложных неформализуемых взаимосвязей, неструктурированность исходной информации и другие причины подталкивают управленца к принятию решению без тщательного анализа возможных альтернатив.
2. Фрагментарное внедрение систем управления знаниями посредством архива, корпоративного хранилища, портала и т. д. Приемы обработки неструктурированного массива данных (например, неинтеллектуальный поиск, аналитическая обработка) и управления экспертизой на практике внедряются и используются очень редко.
3. Необходимость удовлетворения условиям единства и целостности информационного пространства, которое определяет окончательный выбор методов и инструментов для реализации возможности многопользовательской работы с разграниченными правами доступа.
Первостепенное требование в управлении знаниями — это непрерывное образование на протяжении всей жизни человека или жизненного цикла проекта, а также систематическое управление процессами, посредством которых знание вначале идентифицируется, накапливается, а затем распределяется и применяется. Современная система управления знаниями постепенно начинает быть ключевым прикладным инструментом, который призван решать следующие задачи:
• уменьшение времени на поиск информации, направленное на оптимизацию механизмов поиска;
• распространение опыта ведущих и наиболее квалифицированных сотрудников, нацеленное на быструю адаптацию новых членов коллектива;
• неограниченный доступ к массиву знаний и информации;
• учет предыдущего опыта, исключающий повтор ошибок;
• снижение финансовых потерь по причине ухода сотрудников.
Важность интеллектуального капитала объясняет тенденцию повышающейся трансформации изобретений и открытий в защищенную государством интеллектуальную собственность, а в последующем через процессы коммерциализации знаний — в капитал. Данные экономические преобразования протекают благодаря системе следующих элементов управления знаниями:
1) собственно информация и знание (непротиворечивое, достоверное, актуальное и целостное). Информация — концепции, предложения, плановая и оперативная документация, электронные письма, запросы жителей региона. Знания сотрудников реализуются в виде отчетов и предложений, материализуются посредством руководящих документов и инструкций, оформляются благодаря текстовым и графическим редакторам, тиражируются через системы документооборота, электронной почты и хранилищ информации;
2) сотрудники, владеющие знаниями, специалисты-эксперты в предметной области и модель, реализующая их взаимодействие. Инструментами связи служит электронная почта, система мгновенных сообщений и другие информационные технологии, позволяющие передавать информацию на значительные расстояния с минимальными потерями временных и материальных ресурсов;
3) система навигации для поиска нужной информации, экспертов, места размещения вновь поступившего документа и т. д. Реализация указанных функций должна осуществляться через единый портал, который обеспечивает трансформацию найденной информации в знание.
Таким образом, под системой управления знаниями понимается стратегия, формирующая совокупность условий предоставления знаний заинтересованным сотрудникам для повышения эффективности их работы.
С точки зрения современного менеджмента система управления знаниями представляет собой совокупность утвержденных регламентов, шаблонов и мер. Подход информационных технологий основан на внедрении платформ управления контентом и объединения следующих прикладных систем:
1) единое информационное хранилище (репозитарий, архив);
2) инструменты интеллектуального поиска, обработки информации;
3) система электронного документооборота, электронная почта;
4) средства коллективной работы и доступа к данным;
5) система дистанционного обучения.
В качестве простых и в то же время эффективных шагов для создания системы управления знаниями можно выделить следующее:
• разработка корпоративного классификатора, шаблонов электронных документов, регламентов взаимодействия сотрудников и работы с документами;
• хранение всех документов на сервере;
• поощрение обмена знаниями.
Среди стратегий управления знаниями наиболее обширно применяется в мировой практике для органов региональной власти стратегия обмена знаниями — здесь особое внимание уделяется систематическому обмену знаниями (это получение, структурирование, хранение, использование).
Существует множество разных способов реализации представленных стратегий. Наиболее распространенными и действенными являются внедрение информационных систем, развитие и обучение персонала, создание когнитивного потенциала. Эти подходы реализовываются как по отдельности, так и одновременно [2].
Также значимой проблемой внедрения системы управления знаниями в регионе является их эффективная организация и обеспечение регулярности ее использования.
Другой существенной характеристикой служит отсутствие единой системы оценки эффективности управления знаниями. Подход Школы менеджмента и социальных наук (Edge Hill University) основан на использовании количества патентов, зарегистрированных прав интеллектуальной собственности и торговых марок в качестве основных показателей эффективности.
Специалисты Института исследований знаний анализируют эффективность знаний через оценку уровня удовлетворенности клиентов, соотношения финансовых показателей и результативность функционирующих бизнес-процессов.
На рисунке представлена модель эффективной региональной системы управления знаниями.
Функции
создание
распространение
хранение
использование
J
J
Рис. Модель региональной системы управления знаниями
Представленная система управления знаниями считается наиболее эффективной, так как, во-первых, создана высокопродуктивная культура знаний; во-вторых, внедрены процессы формирования, распространения, передачи и использования знания, присущие благоприятной культуре знаний; в-третьих, внедрены информационные технологии. Синергетический эффект от выполнения указанных условий обеспечивает результат — повышение качества жизни населения региона посредством повышения качества произведенных «знаниевой» экономикой товаров и услуг.
Целостный анализ мирового опыта в области государственного управления экономикой знаний обнаруживает следующие распространенные направления внедрения системы управления знаниями:
1) применение лучших практик регионов-лидеров в области экономики знаний;
2) рост КПД обученных и переобученных сотрудников;
3) формирование портфеля реализованных проектов в целях минимизации материальных и временных потерь;
4) оптимизация информационных потоков внутри региона между населением, бизнесом и властью;
5) минимизация расстояния между верхним и нижним уровнями управления в целях повышения эффективности управляющей структуры;
6) создание новых знаний и разработка подходов к использованию имеющегося массива информации.
Объединение региональных систем управления знаниями в целостную, единую сеть государственного, а затем и мирового масштаба обеспечит расширение возможности поиска и обмена данными, чем повысит прозрачность среды. Ожидается, что это существенно уменьшит неопределенность в процессе решения различных задач и будет способствовать выбору одного, наиболее оптимального варианта из множества альтернатив.
Литература
1. Платонов В. В., Воробьев В. П., Тихомиров Н. Н. Системы управления интеллектуальным капиталом на новом этапе технико-экономического развития: методологический аспект // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 2(74). С. 7-15.
2. Соболев А. С. Роль образования в развитии региональной системы управления знаниями // Экономические науки. 2011. № 3(76). С. 140-144.
3. Цыренов Д. Д. Экономическая сущность и природа знания в экономике знаний // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 2(50). С. 389-397.
References
1. Platonov V. V., Vorob'ev V. P., Tikhomirov N. N. Sistemy upravleniya intellektual'nym kapitalom na novom etape tekhniko-ekonomicheskogo razvitiya: metodologicheskii aspekt [Systems of intellectual capital management at the new stage of technological development: methodological aspects]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov — Proceedings of St. Petersburg University of Economics and Finance. 2012. No. 2 (74). Pp. 715.
2. Sobolev A. S. Rol' obrazovaniya v razvitii regional'noi sistemy upravleniya znaniyami [The role of education in development of regional knowledge management]. Ekonomicheskie nauki — Economic Sciences. 2011. No. 3 (76). Pp. 140-144.
3. Tsyrenov D. D. Ekonomicheskaya sushchnost' i priroda znaniya v ekonomike znanii [Economic content and nature of knowledge in knowledge economy]. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava — Bulletin of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2014. No. 2 (50). Pp. 389-397.