Научная статья на тему 'Концептуальные подходы к понятию "историческая память молодежи"'

Концептуальные подходы к понятию "историческая память молодежи" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
265
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ / CONCEPTUAL APPROACHES / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / THE HISTORICAL MEMORY OF YOUTH / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бочкарева Е.Д.

В статье рассматриваются концептуальные подходы к понятию «историческая память молодежи». Историческая память является основой социально-культурного процесса сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, страны, государства для возможного его использования в деятельности учреждений культуры. Историческая память молодежи выступает в виде сложного и многогранного духовного образования, фиксирующего состояние устойчивости и изменчивости в общественном развитии и обеспечивающего преемственность, связь времен и поколений, что в целом является основой для правильной ориентации в будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual approaches to the concept of "historical memory of youth"

The article discusses conceptual approaches to the concept of "historical memory of youth." Historical memory is the basis of the socio-cultural process of preservation and reproduction of past experience of the people, the country, the state to its possible use in the activities of cultural institutions. The historical memory of the youth appears as a complex and multifaceted spiritual formation, the fixing state of stability and variability in social development and to ensure the continuity of the connection of times and generations that, in general, is the basis for the correct orientation for the future.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы к понятию "историческая память молодежи"»

Humanity space International almanac VOL. 4, No 5, 2015: 667-675

Концептуальные подходы к понятию «историческая память молодежи»

Е.Д. Бочкарева

Московский Государственный Университет Культуры 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная д.7 Moscow State University of Culture Library str. 7 , Khimki, Moscow Region 141406 Russia e-mail: mgukidissov@mail.ru

Ключевые слова: слова: концептуальные подходы, историческая память, молодежь.

Key words: conceptual approaches, the historical memory of youth. Резюме: В статье рассматриваются концептуальные подходы к понятию «историческая память молодежи». Историческая память является основой социально-культурного процесса сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, страны, государства для возможного его использования в деятельности учреждений культуры. Историческая память молодежи выступает в виде сложного и многогранного духовного образования, фиксирующего состояние устойчивости и изменчивости в общественном развитии и обеспечивающего преемственность, связь времен и поколений, что в целом является основой для правильной ориентации в будущее. Abstract: The article discusses conceptual approaches to the concept of "historical memory of youth." Historical memory is the basis of the socio-cultural process of preservation and reproduction of past experience of the people, the country, the state to its possible use in the activities of cultural institutions. The historical memory of the youth appears as a complex and multifaceted spiritual formation, the fixing state of stability and variability in social development and to ensure the continuity of the connection of times and generations that, in general, is the basis for the correct orientation for the future.

[Bochkareva E.D. Conceptual approaches to the concept of "historical memory of youth"]

В сфере внимания концептуальных подходов по понятию историческая память заслуживает внимания «коммуникативная память», включающая воспоминания трех-четырех поколений или «культурная память», соединяющая современность с давним прошлым. Есть еще понятие - память «мягкая» (личная, субъективная, запечатленная в дневниках и воспоминаниях) - и память «жесткая» (закрепленная в форме разнообразных «мест памяти», музейных экспозиций, календаря официальных памятных дат, мемориалов и церемониалов).

Анализ основных концептуальных подходов исторической памяти, показывает, что главные вопросы, на которые обращают внимание: какими методами ведется поиск и каким может быть результат.

Большой интерес к проблемам исторической памяти проявляли такие авторы, как М. Хальбвакс, П. Нора, Я. Ассманн, П. Рикер, Ю.М. Лотман и многие другие. Вскоре были созданы научные школы и научные направления по изучению понятия исторической памяти. Одно из таких направлений этого понятия стала «история исторической культуры», представленная в исследованиях Российского общества интеллектуальной историей. Одним из научных направлений стало изучение истории «живой» социальной памяти. Здесь стоит отметить, что целые проекты издательства «Новое литературное обозрение» были посвящены изучению исторической памяти. Постепенно эта проблема стала рассматриваться в диссертационных исследованиях.

Автор статьи согласна с М.В. Соколовой, в том числе «с естественным уходом людей современников исторических событий историческая память меняется, приобретает новые оттенки, становится менее достоверной и более насыщенной «реальностями» дня сегодняшнего. То есть историческая память со временем ещё больше политически и идеологически актуализируется» (Соколова, 2008: 13).

На наш взгляд, историческая память основывается на историческом сознании и относится к числу тех событий жизни общества, которые отраженны в социально-культурной деятельности, содержание которых определяется мировоззрением каждого молодого человека.

Наше общество, а внутри него молодежь и ее отдельные социальные группы не только формируют присущие исключительно им типы исторического сознания и исторической памяти, но и обнаруживают разную степень осмысления прошлого. В частности взгляд на прошлое как на процесс развития, важный для понимания современности, характерная среда российских традиций, преемственность с которыми осознает современная историческая наука.

История нашей страны отразила возрастающий интерес в

общественном сознании к различным формам исторической памяти, отношение к традициям и реальным событиям прошлого, истории искусства и науки, политики и религии, техники и повседневности, памятникам и биографиям, сохраненным письмам, дневникам, фотографиям, записным книжкам и любимым вещам. Ученые называют такие знаки памяти культурными символами, отразившими в самосознании и ментальности народа духовные ценности и коллективные представления исторической эпохи.

Социально-культурная деятельность концентрирует в себе подавляющее большинство сведений о прошлых состояниях исторической памяти, отношения людей к своей истории, с точки зрения эффективности.

Ю.М Лотман считает, что: «Механизмы памяти культуры обладают исключительной реконструирующей силой. Это приводит к парадоксальному положению: из памяти культуры можно извлечь больше, чем в нее внесено. Эта способность ретроспективно наращивать память говорит о принципиально ином ее устройстве, чем то, которым до сих пор наделяются искусственные интеллектуальные устройства» (Лотман, 2000: 568).

Согласны, что изучение органически связанных со структурой памяти культуры механизмов ее полезного и целенаправленного забывания может дать исключительно много для общей теории социально-культурной деятельности.

На примере культуры как интеллектуального устройства мы убеждаемся, что в ходе проведения эксперимента в учреждения культуры историческая память есть подвижное хранение информации с механизмом, активного моделирования, сознания повернутого в прошлое.

Возможно, этим объясняется интерес исследователей к образам прошлого, ибо здесь язык исторической памяти сам становится образным, метафоричным в высокой степени. Стратегия описания мира памяти с помощью пространственных метафор восходит к классическому исследованию Пьера Нора о «местах памяти» (Нора, 1999).

Значит, память молодежи является неотъемлемым аспектом в формировании ценностных ориентиров личности,

особенностей морально-этического и философского понимания мира, основой формирования мировоззрения.

Проблема исторической памяти привлекала и продолжает привлекать к себе пристальное внимание со стороны представителей разных наук - философии, психологии, истории, социологии. Интерес к вопросам, связанным с исторической памятью, имеется весьма продолжительное время.

Философия является одной из древнейших областей интеллектуальной деятельности человека, первыми к вопросу о памяти обратились именно философы. Размышления о природе памяти встречаются у античных мыслителей - Платона, Аристотеля (посвятившего ей специальную работу «О памяти и воспоминании») и Плотина. В более позднее время к проблемам памяти обращался также Августин.

В работах одного из основоположников французской социологии Э. Дюркгейма и его последователей, память рассматривалась как элемент системы коллективных представлений, в которых «как бы сконцентрировалась весьма своеобразная умственная жизнь, бесконечно более богатая и более сложная, чем умственная жизнь индивида» (Дюркгейм, 1991: 42).

Это получило свое развитие в трудах современных социологов. Американские ученые Г. Шуман и Ж. Скотт использовали для характеристики феномена памяти определение «коллективная память поколений», понимая под ним «коллективное восприятие и коллективные оценки, значимые для формирования будущего поколения, а также членов данного поколения» (Шуман, 1992: 47).

Анализ показывает, что опыт предшествующих поколений во многом определяет ход исторического развития. При этом историческая память, по мнению Гумилева, связана с зафиксированной памятью о прошлом (ведущая роль принадлежит артефактам культуры: летописям, сооружениям, предметам быта, эпосу, фольклору, историческим преданиям). Для того, чтобы история стала учителем жизни, необходимо желание общества использовать исторический опыт, применять его в социальной практике (Гумилев, 2003: 317).

А. И. Ракитов подчеркивает связь между историческими

фактами и их социальной актуализацией, утверждая тем самым, что «социально-историческая память человечества, выступающая как знание о прошлом, дает множество образцов социально-значимого поведения. Поступки исторических персонажей, различные исторические ситуации, типы разрешения определенных конфликтов, ведущих к укреплению данного общественного строя, данной этнической общности, социальной группы или организации, со временем становясь эталонами, дают обоснование нормам предпочтительного, санкционированного обществом поведения» (Разгебаева, 2001: 10).

В современный период при анализе феномена историческая память преимущественно используется

информационный подход, базирующийся на использовании в описании объекта методологических принципов теории информации. В связи с этим Э.В. Соколов указывает, что для усвоения памяти необходимы два условия: наличие знаковых систем и «определенного метода упорядочения ... информации по ее ценности и содержанию».

И далее «наиболее употребительными знаковыми системами являются разговорные языки. Методы их организации: предание, мнение авторитетного лица, система верований, логически и семантически разработанная система знаний, т. е. научное мировоззрение» (Соколова, 1972: 126).

Следовательно историческую память можно рассматривать как совокупность передаваемых из поколения в поколение исторической информации мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно социального опыта, непосредственно связанного с деяниями народа.

Проблема взаимоотношений между поколениями - это вопрос не только о взаимоотношении отцов и детей, молодежи и старшего поколения. Чтобы по-настоящему оценить историческую память народа, необходимо рассматривать не только вертикальные связи, но и горизонтально-вертикальные, то есть сопоставлять, анализировать проблемы исторической памяти и исторического сознания молодежи.

Проблема исторической памяти сегодня, особенно острая,

в связи с празднованием победы советского народа в Великой Отечественной войне, когда идет о тотальном искажении истории многими странами участниками этого процесса. Поэтому необходимо изучение исторической памяти с позиции правдивого отражения событий, фактов, образов прошлого. Этот подход основан на том, что память по сути своей образна: именно образы событий и персонажей прошлого, созданные в произведениях художественной культуры, являются основой обыденных представлений о прошлом. Мобилизующий, интегрирующий потенциал образного восприятия прошлого осознавался всеми учеными, а феномен «социального заказа» на художественную трактовку событий прошлого в «нужном» ключе существовал, вероятно, со времен древнейших цивилизаций.

Отсюда интерес к памятным местам, связан именно с таким особым соотношением молодежи к нашей истории. Это поворотный пункт, когда осознание разрыва с прошлым сливается с ощущением разорванной памяти, но в этом разрыве сохраняется еще. В принципе всегда достаточно памяти для того, чтобы могла быть поставлена проблема ее воплощения. Чувство непрерывности находит свое убежище в местах памяти.

Взгляд на историческую память, как на социально-культурный подход может вносить определенную коррекцию в понимание смысла истории. Это связано с тем, что современная задача изучения исторической памяти посредством социально-культурной деятельности может носить событийный характер.

Еще важнее исследование возможного исторического значения событий, происходящих в настоящем в деятельности учреждения культуры, сегодня нужна история становления, прогностическая история, а не описательная.

Воспитание исторической памяти у молодежи -объективный процесс, как результат самоорганизации социальной психики. А вот социальная память - это самый глубокий феномен общественного сознания, от которого в огромной мере зависит жизнедеятельность молодежи. Здесь возможно определить насколько развито историческое сознание молодежи, посещающей учреждения культуры, не только в смысле знания истории, но и понимания личной причастности к

ней, уважения к истории своего народа, но и народами всех стран.

Память вообще представляет собой процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности учреждений культуры. Это сложный механизм исторической памяти - социальной памяти, который фиксирует осмысленные события истории страны, региона, социума. Здесь осмысление берется из того факта, что каждый раз новое поколение, личность молодого человека заново осмысливает историю, выбирает из нее то, что для нее имеет значение сегодня и отодвигает на второй план то, что не так важно на данный момент.

Поэтому историческую память определяют как одну из основ национального самосознания, и выражается она в знании народом своей истории и своих героев, в верном восприятии прошлого своей страны. Сохранение традиций не является помехой для общественного развития, наоборот оно представляет собой основание для патриотизма и общественного совершенствования. Народ, утративший историческую память, самобытность, теряет вместе с этим социально-культурную значимость, которую он исторически занимал в мировой цивилизации.

Историческая память - часть общественного сознания, а потому она не только культурная, но и социальная. И хранителями (субъектами) ее выступают социальные общности: семья, нации, государство. Отдельный же член общества, очевидно, не может быть рассмотрен как полноценный носитель всей совокупности фактов, включенной в историческую память.

В то же время, подлинная историческая память молодежи не может существовать без личной исторической памяти, без знания того, что связано с личной судьбой конкретного молодого человека, историей его семьи, предшественников, которые функционировали в истории. Это означает, что молодой человек не может в полной мере ощутить себя гражданином страны, если он не только не знает важнейшие события, вехи ее истории, но и родословную своей семьи, историю своего города, села, края, в котором родился

или живет. Без памяти нет личности, молодого человека.

Поэтому историческая память является основой социально-культурного процесса сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, страны, государства для возможного его использования в деятельности учреждений культуры. Историческая память - это устойчивая система представлений о прошлом, бытующих в общественном сознании молодежи.

Мы согласны с профессором А.Д Жарковым в том, что « Историческая память тогда представляет собой общественную структуру, когда ее главным смыслом является актуализация исторического опыта в культуре через структуры повседневности. Как и любая система, историческая память представляет с собой достаточно сложное образование, что обусловлено как ее функциями, так и элементами, ее составляющими» (Жарков, 2012: 174)

Историческая память молодежи обладает все же удивительной особенностью удерживать в сознании основные исторические события прошлого вплоть до превращения исторического знания в различные формы мировоззренческого восприятия прошлого опыта, его фиксации в легендах, сказках, преданиях, как единый технологический процесс.

Таким образом, историческая память молодежи выступает в виде сложного и многогранного духовного образования, фиксирующего состояние устойчивости и изменчивости в общественном развитии и обеспечивающего преемственность, связь времен и поколений, что в целом является основой для правильной ориентации в будущее. Способность исторической памяти воспроизводить прошлое и увязывать его с будущим является фундаментальным свойством молодого человека.

Она представляет собой один из ключевых механизмов соединения людей этническими связями, обеспечивая идентичность исторических предков, общие воспоминания, коллективные гордость и унижения, радость и сожаления, связанные с тем, что случилось в прошлом.

Историческая память не может отражать прошлое абсолютно бесстрастно. Возникающие акценты в восприятии прошлого формируются под влиянием, прежде всего,

меняющихся политических и нравственных и психологических установок.

Историческая память, её элементы и состояние являются относительно новыми объектами педагогических исследований в социально-культурной деятельности, и позволяют принимать более взвешенные, обоснованные решения в деятельности учреждений культуры по патриотическому воспитанию молодежи.

Поэтому мы опирались на научную концепцию А.Д Жаркова о ценностно-ориентированом, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры (Жарков, 2009: 156) в работе с молодежью по воспитанию исторической памяти.

ЛИТЕРАТУРА

Гумилев Л.Н. 2003. Искусство и этнос: собрание сочинений в 12-ти тт. Т. 9. СПб.

Дюркгейм Э. 1991. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука. 575 с.

Жарков А.Д. 2009. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. М.: МГИК. 480 с.

Жарков А.Д .2012. Теория, методика и организация социально-культурная

деятельность М.: МГУКИ. 456 с. Жаркова А.А. 2013. Педагогическая регуляция развития личности в условиях социально-культурной деятельности. Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 2. № 4: 523-534. Лазарев М.А. 2013. К вопросу о соотношении философского и образного познания мира. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. Т. 2. №. 4: 666-674. Лотман Ю. М. 2000. Семиосфера. С.-Петербург: Искусство-СПБ. 704 с. Нора П. 1999. Проблематика мест памяти. Франция-память. П. Нора, М. Озуф,

Ж. де Пюимеж, М. Винок. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. С . 17-50. Разбегаева Л.П. 2001. Ценностные основание гуманитарного образования:

теория и практика. Монография. Волгоград: Перемена. 289 с. Соколова М.В. 2008. Что такое историческая память. - Преподавание истории

в школе. № 6: 37-44. Соколов Э.В. 1972. Культура и личность. Л.: Наука. 228 с. Шуман Г., Скотт Ж. 1992. Коллективная память поколений. - Социологические исследования. № 2: 47-60.

Получена /Received: 09.09.2015 Принята/Accepted: 20.10.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.