Научная статья на тему 'Концептуальные подходы к пониманию предпринимательства и предпринимательской деятельности'

Концептуальные подходы к пониманию предпринимательства и предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3340
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы к пониманию предпринимательства и предпринимательской деятельности»

Надежин Николай Николаевич

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России

Концептуальные подходы к пониманию предпринимательства и предпринимательской деятельности

Щ редпринимательство представляет собой одну из форм деятельности человека. Деятельность человека - это форма проявления его активности, определенное поведение. В более широком плане - это трата жизненных сил, человеческой энергии. Предпринять - значит начать делать что-нибудь, приступить к чему-нибудь. Когда мы говорим «предприимчивый человек», то имеем в виду умеющего сделать что-либо в нужный момент, находчивого, изобретательного, практичного человека. Люди, которые осуществляют эту деятельность, называются предпринимателями. Без них нет предпринимательства. Но не любая деятельность человека является предпринимательской в том значении, которое придается ей в современном праве1.

В числе конституционных прав и свобод человека и гражданина закреплено право каждого «на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ст. 34 Конституции РФ).

Предпринимательская деятельность - это составная часть более широкого понятия - экономической деятельности. Вне экономической деятельности нет деятельности предпринимательской. Иными словами, любая предпринимательская деятельность есть деятельность экономическая.

Экономическая деятельность - одно из ключевых, базисных понятий, тесно связанных с рынком, товарно-денежными отношениями. Государство гарантирует единство экономическо-

го пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ).

Экономическая деятельность - процесс воспроизводства материальных и духовных богатств, включающий производство, распределение, обмен и потребление. Основой существования и развития общества является материальное производство. Благодаря производству создаются потребительная стоимость и новая стоимость. Но нельзя принижать значение и других стадий воспроизводственного цикла. В рыночной экономике значительно возрастает роль стадии обмена. Предназначение обмена - опосредствование связей между производителями и потребителями, стимулирование одновременно активности и тех, и других. «Здесь заложено весьма целесообразное постоянно наличествующее диалектическое противоречие интересам - производителей (продавцов) и покупателей (потребителей), в непрерывном разрешении которого и проявляется сущность рынка как двигателя, мотора экономики»2.

Цель экономической деятельности - удовлетворение потребностей человека в пище, жилье, одежде, других материальных и духовных благах, т.е. обеспечение его жизнедеятельности. В более широком плане она связана с экономической эффективностью, экономическим ростом, полной занятостью, стабильным уровнем цен, экономической свободой и материальной обеспеченностью.

Для современной экономической деятельности характерно, что она:

вытекает из существования товарного произ-

1 Предпринимательское право РФ / Отв. Ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М.: Юристъ, 2004. С. 21-22.

2 Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. М., 2001. С. 25.

________________________________________________80

водства, рыночной организации экономики;

связана исключительно с процессом воспроизводства материальных благ, т.е. носит товарный характер;

воплощается в создании, (производстве) продукции (товара), в выполнении работ, оказании услуг материального характера и (или) их распределении и (или) их использовании (распределении, обмене, потреблении).

Раскрытие специфики истории зарождения и становления основ правового обеспечения предпринимательской деятельности в России предполагает необходимость раскрыть содержание самой этой деятельности, определить ее место и роль в хозяйственной практике общества. Хозяйственная практика общества, представляя собой деятельность субъектов общественного бытия, направленную на получение необходимых для удовлетворения их потребностей благ, складывается из множества самостоятельных видов деятельности, к которым можно отнести ведение домашнего хозяйства, деятельность государственных, научных, образовательных и иных учреждений, религиозных и общественных организаций и т.п. Одной из разновидностей хозяйственной деятельности является предпринимательская деятельность.

Все основные признаки предпринимательства и особенности взаимоотношений субъектов предпринимательской деятельности соответствуют основным признакам рыночной экономики.

Во-первых, признак экономической свободы субъектов рыночного хозяйствования, вытекающей из частной собственности на факторы производства, проявляется в самостоятельности и инициативности предпринимателей в осуществлении своей деятельности.

Во-вторых, присущий рынку признак максимизации хозяйствующим субъектом результата своей хозяйственной практики при минимизации затрат на ее осуществление выражается в стремлении предпринимателя получить прибыль.

В-третьих, взаимоотношения между предпринимателями строятся на рыночных принципах равенства участников экономических отношений и взаимной выгоды.

В-четвертых, предпринимательские отношения базируются на саморегулирующих началах при всемерном ограничении непосредственного государственного воздействия на эти отношения, что также относится к рыночным признакам.

В-пятых, риск предпринимательской деятельности, прежде всего, обусловлен конкурентными условиями рыночного хозяйствования и трудно-

стью предсказуемости рыночной конъюнктуры.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что предпринимательская деятельность по своей природе является составной, органической частью рыночной экономики. Поэтому развитие рыночных отношений неизбежно приводит к развитию предпринимательства, и наоборот, развитие предпринимательской деятельности содействует развитию рыночной экономики.

Предпринимательство - это уникальное, самостоятельное, многоплановое и комплексное явление современной социально-экономической жизни, требующее адекватного рассмотрения. Оно выполняет самые разнообразные функции в современной жизни общества. Поэтому анализ и изучение предпринимательства возможны с самых разных позиций. Оно должно быть исследовано как комплексное междисциплинарное явление на стыке философии, социологии, экономики, психологии и, конечно, юриспруденции1.

Каждая из названных отраслей знания изучает свои аспекты предпринимательства. Поэтому единого (для всех наук) общепринятого определения (понятия) предпринимательства нет. В то же время, никто не сомневается в существовании этого феномена в реальной и, прежде всего, в социально-экономической сфере общества.

Первым российским автором, исследовавшим предпринимательство, называют И.Т. Посошко-ва, издавшего в 1724 г. свой знаменитый труд: «Книга о скудости и богатстве».

В основе предпринимательства лежит созидательный акт открытия новых прибыльных возможностей в экономической сфере жизнедеятельности человека. При этом сама сущность предпринимательства есть не что иное, как особая «чуткость» к таким возможностям, умение «увидеть» результаты и «вообразить» себе способы их достижения.

Современное предпринимательство рассматривается как попытка управленческой реализации некоторых положений социальной модели роста. Исходя из этого, предпринимательство конца XX - начала XXI в. можно определить как поиск и разработку новых технологических, организационных, рыночных возможностей, стимулирующих массовое новаторство.

Постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников - объективные тенденции развития современной экономики. В этой связи предпринимательство представляет собой новый, антибюрократический, особый стиль хозяйственной

1 Предпринимательское право РФ / Отв. Ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М.: Юристъ, 2004. С. 24.

81

деятельности.

Широкое распространение за рубежом и в России получило понятие «бизнес». А. Хоскинг определил бизнес как «деятельность, осуществляемую частными лицами, предприятиями или организациями по извлечению природных благ, производству или приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций»1. Представляется, что по своей сути «бизнес» и «предпринимательство» - довольно близкие понятия. Однако имеется определенный смысл в том, чтобы все же различать их. Предпринимательство - это вид деятельности (частный случай бизнеса), очень тесно связанный с личностью человека-предпри-нимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторое нововведение, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск2.

Начало научных исследований предпринимательства связывают с именем французского экономиста шотландского происхождения Р. Канти-льона. В 1725 г. Ричард Кантильон разработал одну из первых концепций предпринимательства. Именно его авторитетные исследователи считают отцом самого термина «предприниматель»3. В конце XVIII в. одним из первых он выдвинул признак (понятие) риска в качестве функциональной характеристики предпринимательства. Он рассматривал предпринимателя как фигуру, принимающую решения и удовлетворяющую свои потребности в условиях неопределенности. Прибыль и потери предпринимателя - следствие риска и неопределенности, сопровождающих его решения. Предпринимательство, предприниматель были поставлены в центр рыночной системы хозяйства.

Французский экономист Ж.Б. Сэй писал: «Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области низкой производительности в область более высокой производительности и прибыльности». Предприниматель - лицо, соединяющее и комбинирующее факторы производства с целью достижения максимального социально-экономического эффекта. Главный из них

- систематическое получение прибыли4.

В известной работе американских авторов Роберта Хизрича и Майкла Питерса приведена таблица «Развитие термина «антрепренер», кратко и наглядно демонстрирующая хронологию эволюции определения категории «предприниматель»5.

«В интерпретации представителей различных экономических школ термин «предпринимательство» передавался по-разному - как entrepreneur (эквивалент французского слова «предприниматель»), entrepreneur-ship (предпринимательство), entrepreneurial (предпринимательский), business-leader (бизнес-лидер), innovator (инноватор), capitalist (капиталист), adventurer (авантюрист), self-employed (самозанятый) и даже undertaker (прямой перевод немецкого термина unternehmer

- предприниматель)6.

Один из виднейших представителей немецкой классической школы Й. фон Тюнен пошел дальше Р. Кантильона. В предпринимательстве он выделял не только исполнение функций несения риска, но и реализацию нововведений. Й. Шумпетер также определял предпринимателя как носителя риска и нововведений.

В центре экономического исследования Й. Шумпетера находилась фигура предпринимателя, чья деятельность определяла форму и содержание всех динамических изменений в экономике, ее развития, т.е. перехода от одного равновесного состояния к другому. Й. Шумпетер считал, что предпринимательская деятельность лежит в основе всякого развития. Отличительной чертой предпринимателя он считал осуществление новых функций: изготовление нового блага, усовершенствование существующих благ, изменение структуры сферы деятельности. По меткому выражению Й. Шумпетера, предпринимательской задачей являлось «созидательное разрушение», а функциональная роль предпринимателя заключалась в «осуществлении новых комбинаций», т.е. получение чего-то иного, отличного от предыдущего. В осуществление новых комбинаций, по Й. Шумпетеру, входило: изготовление нового продукта; внедрение новых технологий; освоение нового рынка сбыта; освоение новых источников сырья; проведение соответствующей

1 Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие / Пер. с англ. М., 1993. С. 18.

2 Евенко Л.И. Уроки американского менеджмента. Вступительная статья к работе: М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Основы менеджмента. М., 1992. С. 6.

3 Автономов B.C. Предпринимательская функция в экономической системе. М., 1990; Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992; Минтусов И., Егорова-Гантман Е. Портрет делового человека // Проблемы теории и практики управления. 1992. № 6 и др.

4 Сэй Ж.Б. Трактат политической экономии. М., 1896. С. 17, 24 и др.

5 Хизрич Р, Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1. М., 1992. С. 19-20.

6 Глущенко Е.В., Капцов А.И., Тихонравов Ю.В. Основы предпринимательства: Учебное пособие. М., 1996. С. 19. 82

реорганизации структуры отрасли (своей или чужой)1.

Самое впечатляющее в концепции Й. Шумпетера - прозорливость в предвидении будущего. Из неустойчивого и трудновычленяемого социального феномена, шумпетерианский «предприниматель» превратился во второй половине XX в. в одну из центральных фигур хозяйственной де-ятельности2. Он писал, что в основе изменений в экономической (предпринимательской) сфере лежит преобразование собственно производственной функции, проявляющейся в «новой комбинации» факторов производства.

В настоящее время в качестве решающего фактора экономического успеха в хозяйственной деятельности рассматривается предпринимательский стиль управления. Известный американский специалист в области предпринимательского управления П. Друкер считает, что сегодня «... управление является той новой технологией... которая превращает американскую экономику в п ред прин имател ьскую»3.

Предпринимательство как социально-экономическое явление имеет многофункциональный характер и неоднозначно трактуется в различных областях знаний. В экономике и юриспруденции к функциям предпринимательской деятельности относятся:

1) принятие и несение риска;

2) новые комбинации производственных факторов, в том числе предпринимательская способность, талант и нововведения;

3) распределение ресурсов в перспективных направлениях;

4) управление, как механизм принятия решений на будущее;

5) их организация и выполнение.

Предпринимательство - особый, новаторский

стиль поведения, в основе которого лежит сочетание постоянного поиска новых возможностей, готовность к риску, ориентация на инновации.

Возрождение предпринимательства в Советском Союзе связано с принятием Законов СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 г.)4, «О кооперации в СССР» (1988 г.)5, «Об общих началах предпринимательства граждан в

СССР» (1991 г.)6. Наиболее развернутую правовую регламентацию предпринимательство получило в законодательстве Российской Федерации

- в Законах РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.)7 и «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» (1992 г.)8, которые прямо и непосредственно были посвящены вопросам предпринимательства. Не меньшее значение имел и Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» (1990 г.)9, утративший силу в связи с принятием ч.1 ГК РФ.

Для возрождения предпринимательства в Российской Федерации необходимо было создать соответствующие экономико-правовые предпосылки (условия). Они создавались поэтапно, на законодательном уровне реформируя экономическую систему. Главной была трансформация отношений собственности. В условиях господства социалистической собственности в развитом социалистическом обществе, где государственная и колхозно-кооперативная формы собственности на средства производства составляли основу экономической системы СССР, а государственная собственность являлась основной формой социалистической собственности, о возрождении и развитии предпринимательства не могло быть и речи, поскольку предпринимательство невозможно без многообразия форм собственности и, прежде всего, частной, без рынка, конкуренции, без создания многочисленных субъектов предпринимательской деятельности.

Многообразие форм собственности, легализация частной собственности относятся к числу главных, непременных условий развития предпринимательства. Частная собственность в наибольшей степени адекватна предпринимательству и рынку.

Законом СССР от 6 марта 1990 г. «О собственности в СССР»10 и принятием затем соответствующей редакции Конституции СССР был выражен новый подход к системе форм собственности, получивших развитие в нашей стране. В новой редакции ч. 1 ст. 10 Конституции СССР закреплялись в качестве основы социально-экономичес-

1 Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982. С. 159 и др.

2 Глущенко Е.В., Капцов А.И., Тихонравов Ю.В. Указ. соч. С. 21.

3 Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: Финансы и статистика, 1992. С. 4.

4 Ведомости СССР 1986. № 47. Ст. 964.

5 Там же. 1988. № 22. Ст. 355.

6 Там же. 1991. № 16. Ст. 442.

7 Ведомости РСФСР 1990. № 30. Ст. 418.

8 Ведомости РФ. 1992. № 8. Ст. 360.

9 Ведомости РСФСР 1990. № 36. Ст. 416.

10 Ведомости СССР 1990. № 11. Ст. 164.

83

кой системы СССР собственность советских граждан, коллективная и государственная собственность. Закон СССР «О собственности в СССР» в п. 2 ст. 1 впервые прямо разрешил всем собственникам, а значит, и гражданам использовать принадлежащее им имущество для любой хозяйственной или иной деятельности, не запрещенной законом. В сочетании с правом использовать труд других граждан при осуществлении своего права собственности (п. 4 ст. 1) он, по сути, открыл путь к возрождению различных форм частнопредпринимательской деятельности как источника образования частной собственности отдельных граждан. Поэтому вполне логичным представляется принятие в 1991 г. Закона СССР «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР». Объектами права частной собственности граждан становятся предприятия и иные имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, иные средства производства и любое другое имущество производственного назначения.

В Российской Федерации фундаментальным законом, регулировавшим отношения собственности в этот период, был Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР», в п. 3 ст. 2 которого закреплялось право частной, государственной, муниципальной собственности, а также собственности общественных объединений (организаций).

Конституция РФ 1993 г. признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8); в Российской Федерации «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (ч. 2 ст. 9).

Логическое завершение это положение нашло в ГК РФ, в ст. 18 которого, посвященной содержанию правоспособности граждан, закреплено их право «иметь имущество на праве собственности... заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах...».

Формулировка ст. 18 ГК РФ включает главное условие предпринимательства - право на занятие предпринимательской деятельностью, что ранее было установлено Конституцией РФ (ст. 34).

Еще одним непременным условием предпринимательства, закрепленным Конституцией РФ, является свобода труда: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться свои-

ми способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (ч. 1 ст. 37).

Граждане Российской Федерации имеют право владеть имуществом как частной собственностью и право на свободное его использование для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, свободны в выборе распоряжения своими способностями к труду.

Для этого существуют:

1) многообразие форм собственности и, прежде всего, частная собственность;

2) право на занятие предпринимательской деятельностью;

3) свобода трудовой функции. В совокупности это - фундаментальные экономико-правовые основы (условия) возникновения и развития предпринимательства в любом обществе.

Российское законодательство содержит легальное определение предпринимательской деятельности: «... Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Деятельность в предпринимательской сфере может быть признана предпринимательской, если она соответствует признакам, закрепленным в законодательстве (т.е. в легальном определении предпринимательства). Такими признаками являются:

1)систематичность;

2) самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности;

3) рисковый характер;

4) направленность на систематическое получение прибыли.

Интересным, с точки зрения обобщения имеющегося на сегодняшний день в гражданском законодательстве перечня признаков предпринимательской деятельности, является их систематизация, представленная С.В. Игнатьевой. В ее работе «Государство и предпринимательство в России» были выделены следующие признаки1:

1) осуществление ее частным лицом (гражда-нином-предпринимателем) и коллективными предпринимателями (коммерческими организациями и некоммерческими организациями - на условиях, определенных нормой п. 2 ч. 3 ст. 50 ГК РФ);

2) совершение операций по использованию имущества, продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг;

1 Игнатьева С.В. Государство и предпринимательство в России. СПб., 1996. С. 92.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_____________________________________________84

3) направленность данной деятельности на извлечение прибыли (ч. 1 ст. 2, ч. ч. 1 и 3 ст. 50 ГК РФ);

4) ведение дела систематически (ч. 1 ст. 2 ГК РФ);

5) от своего имени (ч. 1 ст. 48 ГК РФ);

6) на свой риск (ч. 1 ст. 2 ГК РФ);

7) под свою имущественную ответственность (ч. 1 ст. 48 ГК РФ);

8) обязательность акта государственной регистрации (ч. 1 ст. 2 ГК РФ);

9) ведение дела как на основе трудового найма работников, так и без такового (ч. 3 ст. 23, ч. 3 ст. 25 ГК РФ);

10) лицензирование значительного числа видов прибыльной деятельности.

Соглашаясь в целом с выделенными автором признаками, хотелось бы сделать отдельные уточнения, которые, по нашему мнению, способствовали бы приближению данной систематизации к сложившимся на сегодняшний момент реалиям хозяйственной и правоприменительной практики. Так, из перечня субъектов, предложенного С.В. Игнатьевой, предпринимательской деятельности выпали унитарные предприятия (ст. ст. 113-115 ГК РФ), которые по своей природе не могут быть отнесены ни к гражданам-предпринимателям, так как представляют собой юридическое лицо, ни к коллективным предпринимателям, по причине того, что они создаются единоличным учредителем (государственным органом или органом местного самоуправления).

Также с учетом сегодняшних реалий следует указать на спорность характеристики признака лицензирования, присущего для «значительного числа видов прибыльной деятельности». Здесь, с учетом присущей рыночной экономике тенденции на либерализацию хозяйствования, более привальным было бы использование положения п. 1 ст. 49 ГК РФ и закона РФ «О лицензирование отдельных видов деятельности», в которых речь идет о лицензировании «отдельных видов деятельности, перечень которых определяется законом». Это уточнение означает, что лицензионная практика не должна быть однозначно направлена на охват как можно большего перечня видов деятельности. Степень охвата предпринимательской деятельности лицензированием должен определять законодатель исходя из хозяйственных реалий.

Оформившиеся к настоящему времени воззрения на экономическое и юридическое содержание предпринимательской деятельности нашли отражение в значительном совпадении взглядов на предмет предпринимательского права как совокупности средств правового регулирования предпринимательской деятельности. В основе значительного числа современных трактовок предмета предпринимательского права как совокупности отношений, «регулируемых предпринимательским правом», лежат взгляды Лаптева В.В. и Мартемьянова B.C.1, которые явились результатом переложения на рыночные реалии идей хозяйственного права. Сторонники данной трактовки (Дойников И.В., Анохин B.C., Иванова Т.М., Ершова И.В. и др.)2, вслед за B.C. Мартемьяно-вым, выделяют три группы отношений, которые являются предметом предпринимательского права. К первой и основной группе отнесены «предпринимательские отношения», в которую входят главным образом отношения между субъектами предпринимательской деятельности, по поводу осуществления этой деятельности. Ко второй группе отношений относятся отношения, «тесно связанные» с предпринимательскими. Они характеризуются тем, что создают условия для осуществления предпринимательской деятельности (лицензирование, сертификация, биржевые отношения и т.п.). Третью группу образуют «отношения по государственному регулированию народного хозяйства в обеспечении интересов государства и общества». Эти отношения возникают в процессе государственного воздействия на предпринимательство в целях обеспечения публичных интересов общества.

Отличается своеобразием подход к определению предмета «предпринимательского права» авторского коллектива учебника «Коммерческое право», подготовленного кафедрой коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. В качестве предмета «предпринимательского (торгового, коммерческого) права» здесь выступают «предпринимательские (коммерческие) отношения, как отношения, возникающее между предпринимателями или с их участием в связи с осуществлением ими предпринимательской деятель-ности»3. По существу, предмет предпринимательского права в этом случае отождествляется с предметом гражданского права в той части, в

1 Теоретические проблемы хозяйственного права / Под ред. В.В. Лаптева. М., 1975; Лаптев В.В. Введение в предпринимательское право России. М., 1992; Мартемьянов B.C. Хозяйственное право. Т. 1. Общие положения: Курс лекций. М., 1994.

2 Анохин В.С. Предпринимательское право. М., 1999. С. 1G-15; Дойников И.В. Предпринимательское (хозяйственное?) право. М., 1998. С. 6; Ершова И.В., Иванова ТМ. Предпринимательское право. М., 1999. С. 3-5.

3 Коммерческое право: Учебник / Под ред. Б.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. Ч. 1. СПб., 1997. С. 5-9.

85

которой регулируются отношения между предпринимателями и в процессе предпринимательской деятельности.

Вместе с тем, авторы данной позиции, подчеркивая «большую, чем обычно, пронизанность» предпринимательских «отношений публичным началом ограничениями, запретами, предписаниями, процедурами», соглашаются с целесообразностью рассмотрения («затрагивания») «в курсе коммерческого права публично-правового регулирования предпринимательских отношений»1. Подобное признание наличия публичных начал в предпринимательских отношениях сближает в какой-то мере обе позиции в характеристике предмета предпринимательского права как двухуров-него (горизонтальный и вертикальный уровни взаимоотношений), но не делает их тождественными. В первой («московской») трактовке горизонтальные и вертикальные отношения являются равнозначными элементами предмета, а во второй («санкт-петербургской») - вертикальные отношения вторичны и дополняют основообразующие горизонтальные отношения.

Заслуживает также внимания оригинальный подход к определению предмета предпринимательского права, предложенный Т.В. Кашаниной, которая, также выделяя три группы (блока) отношений в его составе, центральное место отдает корпоративным или внутрифирменным отношениям. К этим отношениям относятся, прежде всего, «разнообразные отношения внутри корпорации как единого и целостного образования, в котором объединены такие разноплановые категории людей, как собственники, управляющие, наемные работники. Интересы этих людей порой бывают взаимоисключающими (например, собственники заинтересованы во вложении полученной прибыли в развитие производства, наемные работники - в ее распределении и потреблении)». Достичь баланса различных интересов позволяют умело составленные корпоративные нормы.

Внутрикорпоративные отношения делятся на несколько видов. Самыми важными из них, пожалуй, являются отношения по управлению капиталами, находящимися в распоряжении корпорации. Не менее значимы и отношения по использованию ее (корпорации) материальных ресурсов. Но финансовые и материальные ресурсы корпорации будут «лежать мертвым грузом», если в ней будет неудовлетворительно урегулирован процесс применения труда, если социальные вопросы, весьма значительные для работников, будут оттеснены в ее деятельности «на обочину». В конечном счете, эффективность деятельности корпорации прямо зависит от того, как будут урегулированы эти внутрифирменные от-ношения2.

Ко второй группе автор отнесла отношения между предпринимательскими структурами и государственными органами по поводу осуществления государственного регулирования предпринимательства в интересах общества. Третий блок (группу) составляют отношения по установлению делового сотрудничества с контрагентами. Таким образом, в отличие от предыдущих позиций, здесь смещен акцент от частноправовых начал, в правовом регулировании предпринимательства, к корпоративно-правовым. Это, по нашему мнению, не отвечает логике взаимообусловленности гражданского и корпоративного права. Второе по истории становления и по месту в правоприменительной практике вторично.

Обобщая эти и другие взгляды на предмет предпринимательского права, можно выделить общее их содержание, характеризующееся тем, что предпринимательское право регламентирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, относящиеся к предмету как частного, так и публичного права, складывающиеся между участниками предпринимательской деятельности по поводу ее осуществления.

1 Коммерческое право: Учебник / Под ред. Б.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. Ч. 2. СПб., 1998. С. 3-4.

2 Кашанина Т.В. Корпоративное право: Учебник для вузов. М., 1999. С. 49.

______________________________________86

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2008 • №1(19)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.