Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫХ МЕТАЛЛОВ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫХ МЕТАЛЛОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫЕ МЕТАЛЛЫ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ / МОДЕЛИ / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Череповицын Алексей Евгеньевич, Соловьева Виктория Максимовна

Редкоземельные металлы (РЗМ) стали неотъемлемыми составляющими современной экономики. Наличие доступа к ним определяет не только возможности развития высоких технологий, но и экономическую безопасность страны. Учитывая, с одной стороны, стратегический характер развития национальной РЗМ-промышленности, а с другой - текущее состояние отечественной отрасли, всю сложность инициации и запуска данного процесса, необходимо обратиться к вопросам государственной промышленной политики (ПП), одна из главных целей реализации которой состоит в формировании высокотехнологичной конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход от экономики экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Цель исследования состоит в разработке концептуальных подходов к формированию и реализации государственной промышленной политики развития стратегически значимой для экономики России отрасли редкоземельных металлов. Методы исследования. В исследовании задействованы модели и подходы к формированию промышленной политики, общенаучные методы анализа, синтеза, обобщения и декомпозиции факторов, инструменты стратегического анализа и планирования. Результаты. В работе систематизированы ключевые параметры отрасли редкоземельных металлов, определяющие специфику ее функционирования. Выявлены основные преимущества и недостатки осуществляемой в стране политики. Разработана концепция промышленной политики развития отрасли РЗМ на основе реализации модели удержания производственной цепочки внутри страны, сформированы принципы и приоритеты ее осуществления. Предложены практические рекомендации, направленные на обеспечение устойчивого развития отрасли металлов и достижение стратегически значимых приоритетов национальной экономики. Вывод. Государственная промышленная политика в отношении развития российской отрасли редкоземельных металлов отличается несистемностью. При однозначности стратегических приоритетов ее развития со стороны государства и имеющихся предпосылках актуализируется вопрос о необходимости пересмотра концептуальных подходов, принципов и направлений реализуемой политики. Важно ориентироваться на переход от сложившейся экспортно ориентированной модели к модели удержания производственной цепочки внутри страны. Для достижения целевых приоритетов национальной экономики и обеспечения устойчивого развития отрасли РЗМ требуется осуществление селективного подхода к выбору инвестиционных проектов по освоению редкоземельных металлов с последующей дифференциацией мер государственной поддержки и стимулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL APPROACHES TO CREATE THE INDUSTRIAL POLICY FOR RARE-EARTH METAL SECTOR’S DEVELOPMENT

Introduction. Rare-earth metals have become part and parcel of the modern economics. Their availability determines the possibilities in case of technological advance and economic safety. Taking into consideration, on the one side, the strategic nature of the industry, on the other side, the current state of the national sector and all the difficulties related to the initiation and launching of this process, it is necessary to refer to the industrial policy’s issues. One of the main objectives of the industrial policy is to create high-technology competitive industry, that ensures a transition of economics from the resource-based model to the innovative type of development. The purpose of the study is to create novel conceptual approaches to form and implement the governmental industrial policy for the strategically important Russian sector of rare-earth metals. Methods. The methodology includes models and approaches to form the industrial policy, general scientific methods of analysis, synthesis and decomposition, as well as tools of strategic analysis and planning. Results. The study systemizes key pillars of the rare-earth metal sector, which determine the specifics of the industry. The main advantages and disadvantages of the policy implemented are discussed. The study presents a concept of the industrial policy for rare-earth metal sector based on the model of full technological cycle’s retention, creates the key principals and priorities to realize. A number of practical recommendations have been formed to ensure the sustainable development of the rare-earth meta sector and to achieve the national priorities of the national economics. Conclusion. The governmental industrial policy in case of rare-earth metal sector’s development is distinguished by a lack of consistency. The strategic priorities are unambiguous and the national sector has prerequisites for development. Therefore, the issues related to the necessity of the revision of existing approaches, principles and directions of the policy implemented are of particular relevance. It is significant to focus on the transition from the resource-based model to the model of full technological cycle’s retention. To achieve the target priorities there is a need to implement the selective approach to choose the rare-earth metal projects and to differentiate the measures to support them and stimulate.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫХ МЕТАЛЛОВ»

УДК 332.02 http://doi.org/10.21440/2307-2091-2022-2-122-134

концептуальные подходы к формированию промышленной политики развития отрасли редкоземельных металлов

Алексей Евгеньевич ЧЕРЕПОВИЦЫН* Виктория Максимовна солоВБЕВА**

Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург, Россия Аннотация

Актуальность темы исследования. Редкоземельные металлы (РЗМ) стали неотъемлемыми составляющими современной экономики. Наличие доступа к ним определяет не только возможности развития высоких технологий, но и экономическую безопасность страны. Учитывая, с одной стороны, стратегический характер развития национальной РЗМ-промышленности, а с другой - текущее состояние отечественной отрасли, всю сложность инициации и запуска данного процесса, необходимо обратиться к вопросам государственной промышленной политики (ПП), одна из главных целей реализации которой состоит в формировании высокотехнологичной конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход от экономики экспортно-сырьевого к инновационному типу развития.

Цель исследования состоит в разработке концептуальных подходов к формированию и реализации государственной промышленной политики развития стратегически значимой для экономики России отрасли редкоземельных металлов.

Методы исследования. В исследовании задействованы модели и подходы к формированию промышленной политики, общенаучные методы анализа, синтеза, обобщения и декомпозиции факторов, инструменты стратегического анализа и планирования.

Результаты. В работе систематизированы ключевые параметры отрасли редкоземельных металлов, определяющие специфику ее функционирования. Выявлены основные преимущества и недостатки осуществляемой в стране политики. Разработана концепция промышленной политики развития отрасли РЗМ на основе реализации модели удержания производственной цепочки внутри страны, сформированы принципы и приоритеты ее осуществления. Предложены практические рекомендации, направленные на обеспечение устойчивого развития отрасли металлов и достижение стратегически значимых приоритетов национальной экономики.

Вывод. Государственная промышленная политика в отношении развития российской отрасли редкоземельных металлов отличается несистемностью. При однозначности стратегических приоритетов ее развития со стороны государства и имеющихся предпосылках актуализируется вопрос о необходимости пересмотра концептуальных подходов, принципов и направлений реализуемой политики. Важно ориентироваться на переход от сложившейся экспортно ориентированной модели к модели удержания производственной цепочки внутри страны. Для достижения целевых приоритетов национальной экономики и обеспечения устойчивого развития отрасли РЗМ требуется осуществление селективного подхода к выбору инвестиционных проектов по освоению редкоземельных металлов с последующей дифференциацией мер государственной поддержки и стимулирования.

Ключевые слова: промышленная политика, редкоземельные металлы, концептуальные подходы, модели, принципы.

введение

В настоящее время значимость редкоземельных металлов для экономики становится все более и более очевидной. Их применение связано с радиоэлектроникой, «зеленой» энергетикой, авиа- и ракетостроением, судостроением, атомным промышленным комплексом [1, 2]. Без редкоземельных металлов не обойтись и военно-промышленному сектору, ведь они нужны для производства систем слежения и контроля, системы позиционирования и электродвигателей.

EDalekseicherepov@inbox.ru

https://orcid.org/0000-0003-0472-026X "vikasoiovyova9@gmail.com СЖСЮ 0000-0003-2696-8143

Увеличение потребности в РЗМ и их соединениях на фоне ограниченного доступа к ресурсам, а также в условиях монополизации глобальной отрасли металлов и нестабильности внешнеторговой политики Китая превратило их в критически важные виды минерального сырья для многих мировых держав [3]. Материалов, способных полностью заменить данные элементы по своим характеристикам и свойствам, фактически нет [4]. В современных реалиях именно наличие этих уникальных компонентов

может определить успех или же, наоборот, неудачу в достижении научно-технического прогресса. Неслучайно их считают «новой нефтью», а экономически развитые страны выстраивают целые стратегии, чтобы обеспечить текущие и будущие потребности в необходимых элементах [5].

Для России тематика освоения редких земель сегодня также актуальна. Несмотря на сопоставимо небольшую емкость российского рынка, с 2014 по 2020 г. наблюдается тенденция к увеличению объемов потребления РЗМ продукции - с 500 т ТЯБО до 1100-1200 т ТЯБО [6, 7]. По оценкам, 75 % РЗМ и их соединений в России используется для выпуска изделий военно-технического назначения, 25 % - для производства гражданской продукции [8]. Считается, что без РЗМ сегодня невозможно внедрение и использование 14 из 27 критических технологий, утвержденных в Указе Президента РФ от 07.07.2011 № 899 и имеющих принципиально важное социально-экономическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства [9].

Обладая хорошими ресурсными предпосылками (3-е место в мире по объемам запасов РЗМ - рис. 1), страна могла бы не только обеспечить собственные потребности в требуемых металлах, но и внести свой вклад в их предложение на глобальном рынке, став надежным поставщиком. Тем не менее доля страны в структуре мирового производства достигает лишь 1,1 % (по данным 2020 г.) [10]. До 90 % РЗМ-продукции государству приходится импортировать для обеспечения собственных потребностей [11].

Сегодня, несмотря на заявленную государством необходимость реализации мер по ускоренному «воссозданию» национальной отрасли металлов, большая часть сырьевых источников РЗМ остается в нераспределенном фонде недр, в стране отсутствует полная производственно-технологическая цепочка выпуска готовой продукции высоких переделов, а перспективы запуска новых проектов остаются неоднозначными.

Для эффективного развития такой сложной науко- и капиталоемкой сферы, как редкоземельная промышленность, требуется выстраивать сильную и последовательную промышленную политику, реализация которой должна способствовать не только достижению приоритетных целей национальной экономики, но и долгосрочному устойчивому росту и развитию. Поэтому цель настоящей работы состоит в разработке концептуальных подходов к формированию и реализации государственной промышленной политики развития стратегически значимой для экономики России отрасли редкоземельных металлов.

Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач: 1) исследовать текущее состояние российской отрасли редкоземельных металлов; 2) провести анализ реализуемой государством политики в отношении РЗМ отрасли, выявить ключевые преимущества и недостатки, а также 3) предложить новые концептуальные подходы к формированию ПП, разработать ключевые принципы и положения.

Российская редкоземельная промышленность: предпосылки, возможности и ограничения. Вопросы,

1%

Австралия

Бразилия

Китай

Россия

Вьетнам

Индия

Прочие страны

рисунок 1. структура запасов редкоземельных металлов в мире, %. составлено авторами на основе [10] Figure 1. structure of rare-earth metal reserves in the world, %. compiled by the authors based on [10]

связанные с развитием отрасли редкоземельных металлов в России, даже при условии наличия мировых прогрессивных трендов остаются дискуссионными. Стране, безусловно, нужны эти ценные компоненты, но не в том объеме, в котором они требуются другим экономически развитым странам. Для российского рынка характерна и одна важная особенность - наличие значительного числа потребителей со сравнительно небольшим спросом и разнообразными требованиями к качеству готовой продукции [7].

Малая емкость национального рынка формирует аргументы «против» развития отрасли внутри страны. В предыдущем исследовании авторами было обосновано, что в российских реалиях «зеленые» тренды в ближайшем будущем не станут ключевыми драйверами и стимулами к развитию национальной отрасли (объем спроса к 2030 г. на РЗМ и их соединения возрастет не более чем на 5-7 %) [12]. Тем не менее страна ориентируется на интенсификацию развития областей высоких технологий [13, 14]. К примеру, РЗМ применяются для производства двигателей в авиастроении, для изготовления микросхем в электронике, для выпуска оборудования в ракетно-космическом комплексе. Сегодня эти отрасли в значительной степени зависят от иностранных поставщиков. В условиях, когда РЗМ называют «геополитическими инструментами», такая зависимость может в конечном счете воспрепятствовать планам государства.

Для решения обозначенной проблемы страна имеет возможности освоения значительного ресурсного потенциала. В то же время практика показывает, что наличие доступа к большим объемам запасов не является «гарантией успеха». Со времен СССР страна пришла к практически полной ликвидации отрасли, от высокотехнологичных изделий - к экспорту полупродуктов и импорту кондиционных РЗМ [15].

Однозначно отрасль металлов в стране обладает собственной спецификой. Так, например, в отличие от традиционных зарубежных источников получения металлов, отечественные объекты представлены труднообо-гатимыми рудами, отличаются сравнительно невысоким процентным содержанием ценных компонентов, а РЗМ в

них представлены лишь попутными компонентами [16]. Поэтому главный акцент при освоении ресурсной базы смещается в сторону обеспечения комплексного использования минерального сырья [17]. Возможности в данном случае ограничиваются отнесением РЗМ к стратегически важным минералам, усложненной процедурой получения разрешения на поправки в лицензии и пр.

При этом селективная добыча какого-либо определенного редкоземельного металла невозможна. Для получения даже 3-4 элементов требуется полное разделение концентратов, так как в природе не существует руд, содержащих исключительно диспрозий, тербий или же неодим, наиболее востребованных на современном рынке [18]. Спрос на отдельные элементы различается в зависимости от областей и сфер практического использования, соответственно различается и ценовая конъюнктура на отдельные металлы, в чем и состоит «балансовая проблема» [18].

В настоящее время одна из ключевых проблем национальной отрасли состоит не в полном отсутствии производств, а в недостатке производственных мощностей по разделению металлов и выпуску продукции высокой добавленной стоимости - индивидуальные металлы, сплавы, оксиды, магниты. В 2020 г. отечественными производителями было выпущено 2,8 тыс. т ТЯБО, из которых более 95 % пошло на экспорт и только 5 % - на внутреннее потребление [7].

Если рассмотреть общую структуру экспорта и импорта редкоземельной продукции в России (в том числе смесей, соединений и сплавов), то следует отметить один важный факт: объемы экспорта в натуральном выражении более чем в четыре раза превосходят показатели объемов импорта, но в стоимостном измерении ситуация противоположна - рис. 2. Это как раз связано с выпуском продукции низких переделов и указывает на еще одну проблему - отсутствие проверенных и освоенных в промышленном масштабе технологий получения чистых и индивидуальных РЗМ и их соединений [19].

В табл. 1 отражены результаты 8ШОТ-анализа российской отрасли редкоземельных металлов.

7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

80 70 60 50 40 30 20 10 0

Экспорт, тонн TREO

Импорт, тонн TREO

Экспорт, млн долл.

Импорт, млн долл.

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

рисунок 2. Динамика российского экспорта и импорта рЗМ-продуктов. составлено на основе [7] Figure 2. Dynamics of Russian exports and imports of REM products. compiled based on [7]

Таблица 1. SWOT-анализ российской отрасли редкоземельных металлов (составлено авторами) Table 1. SWOT analysis of the Russian rare earths industry (compiled by the authors)

Сильные стороны Значительные объемы запасов редкоземельного сырья на территории страны

Сопоставительно низкий уровень радиоактивности редкоземельных элементов

Широкие возможности вовлечения в переработку нетрадиционных типов руд и техногенных месторождений

Наличие научно-исследовательской базы изучения свойств и характеристик РЗМ (сохранившейся со времен СССР)

Утверждение информационно-технического справочника наилучших доступных технологий (экологический аспект)

Наличие экспериментальных производств по выпуску РЗМ, имеющих потенциал к расширению (ООО «ЛИТ», экспериментальное производство на базе АО «Акрон»)

Возможности Новые тренды, формирующие рост спроса на РЗМ («зеленая» энергетика, робототехника, электроника)

Нацеленность государства на прогрессивное развитие высоких технологий (ракето-, авиа- и судостроение, радиоэлектронная промышленность и др.)

Заинтересованность государственных корпораций в обеспечении устойчивости и независимости отраслей промышленности от зарубежных РЗМ-поставок

Возможность привлечения зарубежных инвестиций в отрасль, формирование стимулов к передислокации зарубежных высокотехнологичных производств в Россию (на особых условиях - согласно опыту Китая)

Возможность стать одним из ключевых игроков на глобальном рынке металлов в условиях нестабильной внешнеторговой политики главного монополиста мировой отрасли

С одной стороны, отрасль редкоземельных металлов носит стратегический характер для экономики страны и для ее технологического прогресса. С другой, имеются хорошие предпосылки для ее «воссоздания», прежде всего, ресурсно-сырьевые. А в-третьих, есть серьезные ограничения - малая емкость рынка, инертность российских потребителей в контексте поиска возможности замещения импорта РЗМ-продукции, высокая капиталоемкость самих проектов и их низкая инвестиционная привлекательность [20].

Более того, помимо внутренних факторов, непосредственно формирующих условия развития отрасли, нельзя забывать и о новых глобальных вызовах, связанных с необходимостью соблюдения принципов устойчивого развития (УР) и осуществления ответственного подхода к ведению любой деятельности, особенно в сфере промышленности [21-23]. Сегодня устойчивое развитие - это не просто «дополнение», а сама среда, в которой развиваются

Слабые стороны Геологические особенности месторождений, попутный характер компонентов

Концентрация запасов РЗМ на территориях Арктики

Высокая капиталоемкость и наукоемкость проектов, потенциально низкая инвестиционная привлекательность

Высокая степень дифференциации параметров РЗМ- проектов (уникальность каждого объекта)

Фрагментарный характер развития отрасли, отсутствие полной производственно-технологической цепочки

Экспортная ориентированность производств

Инертность российских потребителей в отношении перехода на РЗМ-продукцию отечественного изготовления

Отсутствие государственной стратегии развития отрасли, непроработанность вопросов государственной промышленной политики

Ограниченный спрос на металлы со стороны отечественного рынка (небольшая емкость рынка)

Угрозы

Дальнейшее укрепление позиций Китая, рост уровня зависимости от РЗМ-продукции, реализуемой КНР

Неконкурентоспособность российской РЗМ-продукции на национальном и мировом рынках (в том числе по ценовому фактору, ввиду потенциально высоких эксплуатационных затрат, несопоставимых с производством в Китае)

Высокие экологические угрозы

Потеря устойчивости развития высокотехнологичных отраслей промышленности, перебои в поставках по мере изменений во внешнеторговой политике Китая

Воздействие зарубежных акционеров и стейкхолдеров

на национальную стратегически важную отрасль в собственных

интересах

компании, реализуются проекты и пр. Парадокс состоит в том, что редкоземельные металлы, с одной стороны, привносят вклад в достижение глобальных целей устойчивого развития (Sustainable development Goals - SDGs), являясь неотъемлемыми составляющими прогрессивных «зеленых» технологий а с другой - их добыча и переработка способны оказать негативное воздействие на параметры окружающей среды. Проблематика устойчивого развития РЗМ отрасли особенно релевантна для России, ведь более 55 % всей ресурсной базы металлов расположено в Арктике, в регионе, известном «хрупкостью» экосистем [7, 24].

Сложившаяся противоречивость подчеркивает дискуссионный характер исследуемой тематики. Множественность факторов и задач предопределяют необходимость обращения к вопросам государственной промышленной политики для инициации и координации усилий по «воссозданию» промышленности. Опыт зарубежных стран-лидеров на рынке металлов (Китая, США,

Австралии) указывает на превалирующую роль государства в рамках развития отрасли этих критически важных для современной экономики элементов.

Реализуемая промышленная политика: преимущества и недостатки. Правовое регулирование в сфере промышленной политики России основывается на Конституции РФ, федеральных конституционных законах и осуществляется в соответствии с ФЗ от 31.12.2014 № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации»1, согласно которому, основными задачами ее реализации являются формирование конкурентных условий реализации деятельности в сфере промышленности, стимулирование субъектов промышленности к внедрению результатов интеллектуальной деятельности и освоению производства высокотехнологичной продукции, формирование необходимых стимулов к рациональному и эффективному использованию ресурсного потенциала, обеспечение технологической независимости отечественной экономики и др.

Несмотря на признание важнейшей роли редкоземельных металлов для экономики страны и отнесение их к стратегически значимым видам минерального сырья, на сегодняшний день амбициозные планы государства по созданию комплексов полного технологическим цикла в России остаются нереализованными. Государственная стратегия развития отрасли до сих пор не утверждена, что только усиливает сложившуюся неоднозначность в рамках выбора направлений, задач, приоритетов, механизмов и инструментов развития отечественной отрасли металлов. По итогам 2020 г. ни один из индикаторов (объем экспорта, величина внутреннего потребления, степень разделения редкоземельных металлов и пр.), заявленных в Проекте Стратегии развития отрасли, так и не был до-стигнут2.

В существующих нормативно-правовых документах встречаются различные подходы к «воссозданию» редкоземельной промышленности в России. Так, согласно «Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года»3, основным приоритетом для развития отрасли является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы. В Распоряжении Правительства РФ от 6 июня 2020 г. № 1512-р «Об утверждении Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности РФ до 2024 г. и на период до 2035 г.» в качестве базиса развития отрасли выступают предложения по совершенствованию системы налогообложения и стимулированию отечественных потребителей к переходу на продукцию национального производства4. В Подпрограмме «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов» отражена необходимость активизации проведения геологоразведочных работ по поиску новых источников РЗМ5. Однако, согласно плану Министерства при-

родных ресурсов и экологии РФ, их финансирование в период 2018-2021 гг. было приостановлено.

В последние годы одним из ключевых регуляторов, с помощью которых государство предпринимало попытки активизировать процесс освоения перспективных источников редкоземельного сырья, стали налоги, а точнее, ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Так, ставка налога была снижена до 4,8 %. Предполагалось, что данная мера окажет непосредственное влияние на инвестиционную привлекательность РЗМ-проектов. Однако с 1 января 2021 г. в соответствии с ФЗ от 15.10.2020 №342-ФЗ «О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» для отдельных видов твердых полезных ископаемых, был введен повышающий коэффициент -Крента (или, по-другому, рентный коэффициент)6.

Следует отметить, что реализуемая в стране государственная промышленная политика в отношении развития российской редкоземельной отрасли отличается нестабильностью, что выражается в изменении условий ведения бизнеса, несистемности предлагаемых и реализуемых мер, противоречивости системы управления в сфере недропользования, использовании нецелевого подхода к поддержке РЗМ-проектов (общий характер используемых мер, не учитывающий специфику и уникальность проектов).

В табл. 2 систематизированы ключевые параметры ПП в отношении национальной отрасли редкоземельных металлов.

Отрасль редкоземельных металлов как объект промышленной политики характеризуется рядом особенностей, состоящих в следующем [2, 7, 25]:

- высокая степень дифференциации объектов промышленной политики, определяемая спецификой каждого минерально-сырьевого актива;

- высокая степень науко- и капиталоемкости создания производств по добыче и переработке редкоземельных металлов, многостадийность производственных процессов и сопутствующие технические, технологические и производственные риски;

- увеличение добавленной стоимости готовой продукции и расширение возможностей ее практического использования по мере увеличения глубины переделов;

- заведомо низкая конкурентоспособность готовой продукции отечественного производства (в том числе по ценовому фактору) при ограниченной емкости национального рынка и в условиях налаженной системы зарубежных поставок;

- повышенный уровень экологических рисков с учетом географического размещения минерально-сырьевых активов.

Эффективная промышленная политика должна способствовать выполнению одной из ключевых задач ее

1О промышленной политике в Российской Федерации: ФЗ от 31.12.2014 № 488 // КонсультантПлюс.

2Стратегия развития отрасли редких и редкоземельных металлов Российской Федерации на период до 2035 года. Проект Распоряжения от 4 октября 2010 года // Минпромторг России.

3Об утверждении Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года: распоряжение от 22 декабря 2018 года № 2914-р // КонсультантПлюс.

4Об утверждении Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности РФ до 2024 г. и на период до 2035 г.: распоряжение Правительства РФ от 6 июня 2020 г. № 1512-р // КонсультантПлюс.

постановление Правительства РФ Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности от 15.04.2014 N 328 (ред. от 12.02.2022) // КонсультантПлюс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: федер. закон от 15.10.2020 № 342-ФЭ (последняя редакция) // КонсультантПлюс.

Таблица 2. систематизация параметров российской промышленной политики в сфере освоения и производства рЗМ. составлено авторами

Table 2. systematization of the parameters of the russian industrial policy in the field of Rem development and production. compiled by the authors

Показатель

Характеристика

Основные акценты

1) Импортозамещение

2) Инновационное развитие

3) Локализация

Нормативно-правовое регулирование

Тип политики Модель

Отдельные аспекты отражены в «Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года», в ГП РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утв. 15 апреля 2014 года, № 328, Подпрограмма 15 «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов», «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» и ряде других нормативно-правовых документов

Вертикальная с элементами горизонтальной Преимущественно общесистемная модель

Основные меры и инструменты поддержки

ир^геат-сегмент

Управление величиной ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - в пользу снижения с целью повышения инвестиционной привлекательности и рентабельности проектов, в пользу увеличения - для достижения требуемого уровня бюджетной эффективности

Down-stream-сегмент Субсидии из федерального бюджета на компенсации ставок по инвестиционным кредитам (условия - сроки выхода на полную производственную мощность)

Сильные стороны Признание редкоземельной отрасли металлов в качестве стратегически значимой сферы, а РЗМ -

реализуемой в качестве критических материалов для отечественной экономики

промышленной политики

Разработка системы результирующих показателей развития отрасли с учетом социальных параметров (создание высокопроизводительных рабочих мест)

Разработка Дорожной карты с целью взаимоувязки сроков реализации проектов

Проведение семинаров, открытое обсуждение возможностей и перспектив развития отрасли, формирование новых предложений относительно применения различных форм стимулирования и государственной поддержки проектов

Слабые стороны реализуемой промышленной политики

Отсутствие взаимоувязки между принимаемыми программами (непонятно, как Дорожная карта связана с индикаторами «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и как их невыполнение влияет на сроки Дорожной карты)

Нарушение принципа баланса интересов государства и бизнеса

Отсутствие системности в рамках реализуемых подходов

Нестабильность принимаемых решений и утверждаемых мер (изменение ставки налога на добычу полезных ископаемых как в сторону уменьшения, так и в сторону значительного увеличения -невозможность оценки реальных возможностей осуществления проектов, перенос сроков)

Отсутствие учета параметров устойчивого развития отрасли металлов

Отсутствие утвержденной стратегии развития отрасли, разнонаправленность предлагаемых мер и механизмов развития промышленности

«Противоречивость» целей промышленной политики и системы управления недропользованием

осуществления, заявленных в ФЗ от 31.12.2014 № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации», состоящей в обеспечении перехода от экспортно ориентированного к инновационному типу развития. Данный переход особенно четко прослеживается на примере отрасли РЗМ, так как сформировавшаяся модель производства и обеспечения потребностей отражает ключевые недостатки обозначенного выше типа развития. На рис. 3 схематично отражена существующая модель производства и обеспечения потребностей внутреннего рынка в

РЗМ, которую условно можно назвать экспортно ориентированной моделью [26].

На рис. 4 отражена «новая» модель производства и обеспечения внутреннего рынка в требуемых РЗМ в России. В ее основу положена общеизвестная стратегия, реализуемая Китаем и доказавшая свою эффективность -«от шахты до магнита». Данная модель ориентирована на удержание всей технологической цепочки внутри страны с целью выпуска продукции высокой добавленной стоимости и планомерного замещения существующих потреб-

Рисунок 3. существующая модель производства и обеспечения потребностей внутреннего рынка в России (экспортно ориентированная модель). Составленоавторами

Figure 3. The current model of prodнсрюа andmaeOiog ЛИе meedsof Ин domTatic тагНнР ie Russia (export-oriented model). Compiled by the authors

Задействование мер государствен-ной поддержки

Upstream-сегмент

Downstream-сегмент

Добыча

Получение концентратов

Производство продукции высокой добавленной стоимости

Роль государства

Обеспечение условий развития отрасли

Удовлетворение точечных потребностей

Стимулирование развития полной производственно-технологической цепочки

_

Потребление, обеспечение внутренних потребностей в РЗМ

Привлечение инвестиций в отрасль, передислокация высокотехнологичных производств

Экспорт

Формирование приоритета отечественной РЗМ-продукции

Рисунок 4. Модель удержания технологической цепочки внутри страны (стратегия «от шахты до магнита»), составлено авторами

Figure 4. Model of retaining the technological chain within the country (strategy "from mine to magnet"). Compiled by the authors

ностей. Впоследствии реализация данной модели будет способствовать наращиванию экспортного потенциала.

На примере модели удержания технологической цепочки РЗМ внутри страны отчетливо прослеживается расширение функций государства, не ограничивающихся регулированием ставки налога на добычу полезных ископаемых, а включающих в себя инструменты стимулирования последующих стадий производства, воздействия на национальный рынок и др.

Выявленные особенности, лспецифика л минерально-сырьевого комплекса какобъектаПП, а также необходимость смены модели производства и потребления должны быть учтены при совершенствовании и выстраивании государственной промышленной политики с целью активизации усилий по развитию стратегически значимой для страны отрасли РЗМ.

Разработка концепции промышленной политики развития РЗМ-отрасли в России. В научной литературе

под концепцией понимается система взглядов, ориентированная на решение конкретных задач, в основе которой лежат принципы, позволяющие формировать целостные модели функционирования объектов и систем. Именно концептуальные основы определяют план последующих конкретных действий, закладываемых в стратегиях развития. Концепция содержит в себе конструктивные ориентиры и предлагает общее видение развития выбранного объекта. Разработка концепции является одним из основных этапов ф ормир ов ания пр омышленной политики [27].

Главная цель развития национальной редкоземельной отрасли, заявленная Министерством промышленности и торговли РФ, состоит в создании в стране конкурентоспособных производств полного технологического цикла, начиная от добычи сырья и заканчивая производством готовой продукции высокой добавленной стоимости:

а) для удовлетворения потребностей отечественного оборонно-промышленного комплекса, гражданских отраслей промышленности (приоритет первого уровня);

б) последующего выхода на зарубежные рынки с наращиванием экспортного потенциала и закреплением позиции на мировом рынке металлов (приоритет второго уровня).

На пути к достижению данной цели важно учитывать не только потенциальные преимущества и перспективы, но и существующие ограничения, угрозы и проблемы, систематизированные в 8ШОТ-анализе.

Разрабатываемая концепция должна определять ключевые направления и принципы осуществляемой государственной промышленной политики. Учитывая отраслевую специфику и выявленные особенности объектов РЗМ, следует выделить следующие ключевые принципы [28-30]:

- принцип стратегической направленности, суть которого заключается в необходимости осуществления функций стратегического планирования и прогнозирования, проведения регулярного мониторинга развития отрасли (в соответствии с ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»);

- принцип скоординированности и согласованности, который состоит в необходимости формирования и поддержания механизмов согласования направлений реализуемой государственной политики в отношении минерально-сырьевых приоритетов и осуществляемых программных мероприятий, что требует согласованности на уровне Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства энергетики РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ (проводимая политика в сфере недропользования не должна противоречить приоритетам промышленной политики, и наоборот);

- принцип системности исходит из комплексного характера проблем, сформировавшихся на уровне национальной отрасли, и выражается в необходимости рассмотрения объектов и элементов системы с позиции целостности ее формирования и функционирования. Реализация данного принципа обеспечивает возможности достижения синергетического эффекта от осуществляемого взаимодействия между различными субъектами и объектами управления;

- принцип адресности (конкретности) предопределяет необходимость осуществления адресного стимулиро-

вания предметно-технологических направлений научных и научно-практических исследований с целью обеспечения концентрации требуемых ресурсов в наиболее приоритетных областях деятельности;

- принцип сбалансированности определяется необходимостью сведения к минимуму рисков возникновения «узких» мест на каждом из этапов реализации ПП;

- принцип учета интересов стейкхолдеров определяется важностью соблюдения интересов заинтересованных сторон и необходимостью достижения консенсуса в принятии решений;

- принцип инновационности предполагает нацеленность на разработку и внедрение прогрессивных технологий на каждом из этапов: от добычи до переработки и создания продукции высокой добавленной стоимости;

- принцип устойчивого развития исходит из значимости реализации концепции УР на уровне минерально-сырьевого комплекса.

Сложность и высокая степень дифференциации проектов РЗМ обуславливает необходимость их отбора и поддержки в зависимости от условий их осуществления, имеющегося потенциала в рамках достижения стратегических приоритетов национальной экономики и с позиции возможностей обеспечения долгосрочного устойчивого роста и развития.

Поэтому выбор должен стать одним из ключевых этапов, от которого зависят последующие действия. Проекты по освоению РЗМ и выпуску готовой продукции высоких переделов (оксиды, магниты и пр.) можно условно разделить на две базовых категории: приоритетные и перспективные проекты.

Приоритетные проекты - это проекты, технологический уровень которых позволяет достичь целевого приоритета первого уровня - заместить часть импортируемой продукции. Их реализация целесообразна в среднесрочной перспективе при обеспечении мер государственной поддержки (выбор которых зависит от их экономической составляющей). Перспективные проекты - это проекты, обладающие потенциалом в рамках обеспечения вклада в развитие национальной РЗМ-промышленности, но их текущий технологический уровень не позволяет достичь установленных целевых приоритетов. Для них требуются меры поддержки, направленные на развитие научно-технологической составляющей.

Категоризация проектов позволит обеспечить их дифференцированную поддержку. При необходимости совершенствования научно-технологической составляющей могут быть задействованы институты развития, как финансовые, так и нефинансовые (например, Технологическая платформа твердых полезных ископаемых). Для поддержки приоритетных проектов, обладающих низким уровнем экономической эффективности и инвестиционной привлекательности, но высокой степенью стратегической значимости для национальной экономики, необходимо рассмотреть возможность заключения Специальных инвестиционных контрактов (СПИК) и (или) возможность их включения в специальные налогово-правовые режимы - Территории опережающего развития (ТОР) с адаптацией существующих мер и инструментов к их специфике. Для нивелирования существующей нестабильности условий для бизнеса

и обеспечения государственных гарантий РЗМ-проектам можно обратиться к механизму заключения особых соглашений о защите капиталовложений (СЗПК), представляющих собой инструмент стимулирования инвестиций за счет закрепления и предоставления неизменных институциональных и налоговых условий.

Ключевые положения разрабатываемой концепции ПП состоят в следующем:

1. Политика должна быть ориентирована на нивелирование общесистемных проблем на уровне отрасли и нацелена на достижение установленныхгос^арственныхприорите-товразвития национальнойэкономики и промышленно сти;

2. Не все потенциальные проекты в области добычи и переработки редкоземельных металлов могут считаться пр оритетными для национальной промышленности и экономики;

3. России необходимо ориентироваться на создание производств полного технологического цикла для ухода от сложившейся экспортно ориентированной модели, построенной на производстве и продаже сырьевых компонентов низших переделов для последующей переработки за рубежом без права на получение конечной продукции более высоких переделов;

4. Принятие управленческих решений о применении тех или иных видов и мер государственной поддержки и стимулирования должно осуществляться на основеучета специфики, текущегосостоянияипоказа-телейконкретных проектов(планируемых к созданию производственных комплексов), а также возможностей текущего/будущего решения достижения установленных приоритетов и главной цели развития промышленности;

Общежижтемные проблемы, ижибвннижти, ограничения

Высокая капиталоемкость и низкая инвестиционная привлекательность РЗМ проектов Отсутствие производств полного технологического цикла Несовершенство механизмов вовлечения сырьевых источников в промышленную эксплуатацию Низкий уровень технологической обеспеченности и др.

Принципы адресности, скоордини-

рованности, стратегической направленности, согласованности, системности, адресности, сбалансированности, устойчивого развития

Государственная промышленная политика

Стратегические приоритеты развития отрасли

Удовлетворение потребностей отечественного оборонно-промышленного комплекса, гражданских отраслей промышленности

Выход на зарубежные рынки с наращиванием экспортного потенциала и закреплением позиции на мировом рынке металлов

Концепция формирования и развития российской отрасли РЗМ

±

Отбор приоритетных РЗМ-проектов

Система управления неорнпннезнванием

Условия лицензирования Порядок вовлечения объектов в эксплуатацию Пересмотр задач формирования стратегического фонда

Инструменты промышленной политики (дифференциация)

Стимулирование и поддержка создания и развития РЗМ-производств

Тыннчные механизмы

Условия государственных закупок

Установление приоритета отечественной продукции Стимулирование развития конкуренции на российском рынке

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добыча и первичная переработка

Производство продукции высокой добавленной стоимости

Реализация готовой РЗМ-продукции, обеспечение потребностей

Достижение планируемых результатов: национальные целевые приоритеты и цели устойчивого развития

Рисунок 5. Концепция государственной промышленной политики развития отрасли редкоземельных металлов. Составлено авторами

Figure 5. The concept of the state industrial policy for the development of the rare earth metals industry. Compiled by the authors

5. Необходим системный подход к развитию промышленности и селективный подход к выбору и поддержке отдельных проектов и производств. Реализуемая промышленная политика должна быть согласована с системой управления недропользованием и с существующими рыночными механизмами.

На рис. 5 представлена разработанная авторами концепция государственной промышленной политики развития отрасли редкоземельных металлов в России.

Для планомерного достижения обозначенных ранее целевых приоритетов важно согласовать реализуемую политику с системой управления недропользованием и параметрами национального рынка. Для создания необходимых условий требуется активизация проведения геологоразведочных работ, пересмотр осуществляемой лицензионной политики (в том числе в отношении попутных компонентов), корректировка задач формирования стратегического фонда, упрощение процедуры вовлечения техногенных объектов в эксплуатацию с целью извлечения ценных компонентов.

Для стимулирования внутреннего рынка редкоземельных металлов важно на государственном уровне установить приоритет отечественной РЗМ-продукции и пересмотреть условия государственных закупок. В данном случае показателен опыт США, которые в 2022 г. законодательно закрепили необходимость отказа от импорта зарубежной РЗМ-продукции на уровне национального военно-промышленного комплекса с целью создания стимулов к развитию отрасли внутри страны и формирования действенных предпосылок к взаимодействию между внутренними потребителями и производителями [31 ].

Создаваемая государством промышленная политика должна отвечать стратегическим приоритетам страны, содействовать устойчивому развитию отрасли, обеспечивать планомерный переход от существующей экспортно ориентированной модели к новой бизнес-модели, соответствующей современным запросам.

Заключение

Таким образом, развитие российской отрасли редкоземельных металлов является одним из важнейших приоритетов для обеспечения устойчивости функционирования высокотехнологичных сфер и военно-промышленного

комплекса. У страны имеются возможности не только для создания производств и обеспечения внутренних потребностей, но и выхода на зарубежные рынки. По мере роста значимости этих ценных металлов для глобальной экономики и в условиях ограниченного доступа к РЗМ-ресурсам у многих мировых держав сегодня открываются все большие перспективы для запуска новых проектов.

В рамках исследования был проведен анализ текущего состояния российской отрасли редкоземельных металлов. Установлено, что ее противоречивость состоит, с одной стороны, в наличии хороших предпосылок к развитию (преимущественно ресурсно-сырьевых), а с другой - в наличии существенных ограничений со стороны национального рынка металлов и важности соблюдения принципов устойчивого развития для предотвращения возможных экологических последствий. Сложность и разнородность задач, необходимых к решению, предопределяют значимость роли государства в рамках инициации и запуска процесса развития отрасли.

Было определено, что реализуемая в настоящее время политика отличается несистемностью принимаемых решений, разнонаправленностью и даже противоречивостью применяемых мер, отсутствием выстроенной траектории развития отрасли, нестабильностью в рамках предлагаемых условий для бизнеса (компаний, реализующих проекты). С целью совершенствования существующей политики предложена концепция развития национальной отрасли металлов, разработаны целевые приоритеты, принципы и подходы к ее практической реализации.

Перечень принципов включает в себя принцип адресности, сбалансированности, стратегической направленности, соблюдения интересов стейкхолдеров, устойчивого развития. Для достижения выявленных целевых приоритетов развития отрасли предложен дифференцированный подход к государственной поддержке и стимулированию проектов, нацеленных на добычу и переработку редкоземельных металлов. Сформированы предложения по использованию инструментов государственной поддержки, обоснована необходимость применения системного подхода к согласованию формируемой политики с системой управления недропользованием и параметрами национального рынка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Abraham D. S. The Elements of Power: Gadgets, Guns, and the Struggle for a Sustainable Future in the Rare Metal Age. New Haven: Yale University Press, USA, 2015. 336 p.

2. Gielen D. Critical Minerals for the Energy Transition. Abu Dhabi, United Arab Emirates: International Renewable Energy Agency, IRENA. 2021. 43 p.

3. Schlinkert D., van den Boogaart K. G. The development of the market for rare earth elements: Insights from economic theory // Resources Policy. 2015. Vol. 46. Part 2. P. 272-280. https://doi.org/10.1016/j.resourpol.2015.10.010

4. Filho W. L. An Analysis of the Environmental Impacts of the Exploitation of Rare Earth Metals // Rare Earths Industry. 2016. Ch. 17. P. 269-277. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-802328-0.00017-6

5. Dziama B. P., Pérez J. M. C., Ganser A. Rare Earths: Fighting for the Fuel of the Future // The Diplomat. 8 January 2022. URL: https:// thediplomat.com/2022/01/rare-earths-fighting-for-the-fuel-of-the-future/

6. О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2015 году: гос. доклад / Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, 2016. 344 с.

7. О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2020 году: гос. доклад / Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. 2021. 571 с.

8. Производство редких и редкоземельных металлов: ИТС 24-2020. Разработан в соответствии с распоряжением от 30 апреля 2019 г № 866-р «Об утверждении поэтапного графика актуализации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям». URL: https://docs.cntd.ru/document/573338470

9. Рыкова И. Н. Перспективы развития производства диоксида титана, редких и редкоземельных металлов в Арктической зоне Российской Федерации. М.: Научно-исследовательский финансовый институт, 2020. 7 с. URL: https://www.nifi.ru/images/FILES/NEWS/2020/ Rykova_21102020.pdf

10. Rare Earths Statistics and Information / National Minerals Information Center. 2021. URL: https://pubs.usgs.gov/periodicals/mcs2022/ mcs2022-rare-earths.pdf

11. Петров И. М. Россия импортирует до 90 % редкоземельных металлов // Редкие земли. 2016. URL: http://rareearth.ru/ru/ pub/20160803/02352.html

12. Cherepovitsyn A., Solovyova V. Prospects for the Development of the Russian Rare-Earth Metal Industry in View of the Global Energy Transition - A Review // Energies. 2022. Vol. 15(1). Article number 387. https://doi.org/10.3390/en15010387

13. Баринова В., Земцов С., Семенова Р. Государственная поддержка высоких технологий и инноваций в России // Инновации. 2019. Т. 245. № 3. С. 33-44.

14. Simachev Y., Kuzyk M., Kuznetsov B., Pogrebnyak E. Russia on the Path Towards a New Technology-Industrial Policy: Exciting Prospects and Fatal Traps // Foresight-Russia. 2014. Vol. 8. No. 4. P. 6-23.

15. Веселова Э. Ш., Самсонов Н. Ю. Российская РЗМ-индустрия: ренессанс или воссоздание с нуля? // ЭКО. 2014. № 2. С. 5-21.

16. Постолатьева А., Твердов А., Жура А. Редкоземельные месторождения - особенности, сложности и перспективы // Золото и технологии. 2013. № 1(19). С. 32-36.

17. Невская М. А., Лигоцкий Д. Н. Механизмы обеспечения комплексного освоения месторождений полезных ископаемых // Записки Горного института. 2013. T. 205. C. 218-222. URL: https://pmi.spmi.ru/index.php/pmi/article/view/5525

18. Binnemans K., Jones P. T., Müller T., Yurramendi L. Rare Earths and the Balance Problem: How to Deal with Changing Markets? // J. Sustain. Metall. 2018. Vol. 4. P. 126-146. https://doi.org/10.1007/s40831-018-0162-8

19. Cotting A., Woodall T., Javier J. M. F. Russia struggling to capitalize on rare earth reserves // S&P Global Market Intelligence. 3 July 2019. URL: https://www.spglobal.com/marketintelligence/en/news-insights/latest-news-headlines/russia-struggling-to-capitalize-on-rare-earth-reserves-52525919

20. Сергеев И. Б., Пономаренко Т. В. Стимулы создания конкурентоспособной редкоземельной промышленности в России в условиях глобальной конкуренции // Записки Горного института. 2015. Т. 211. С. 104-116.

21. Невская М. А., Маринина О. А. Стимулирование инновационных преобразований в целях устойчивого развития минерально-сырьевого сектора России // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. Т. 9. № 6. С. 33.

22. Пикалова Т. А. Алгоритм целевого управления операционной деятельностью горнодобывающей компании в контексте устойчивого развития // ГИАБ. 2014. № 2. С. 380-386.

23. Пономаренко Т. В., Сидоров Д. В., Ларичкин Ф. Д., Новосельцева В. Д. Экономическая устойчивость горно-металлургических компаний при реализации инвестиционных проектов // Рациональное освоение недр. 2020. № 5. С. 54-63. https://doi.org/10.26121/ R0N.2020.55.77.006

24. Vasilev Y., Tsvetkova A., Stroykov G. Sustainable development in the Arctic region of the Russian Federation // International Multidisciplinary Scientific GeoConference Surveying Geology and Mining Ecology Management SGEM. 2020. Vol. 5. P. 763-770. https://doi.org/10.5593/ sgem2020/5.1/s20.096

25. Лисов С. В. Минерально-сырьевой комплекс России как объект национальной промышленной политики // Российский экономический журнал. 2017. № 2. С. 36-55.

26. Бесчастнова Н. В., Сазыкина М. Ю., Шалина О. И. Экспортно-сырьевая модель развития национальной экономики: последствия для общества и необходимость реформирования // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7. № 5. C. 7. http://dx.doi.org/10.15862/59EVN515

27. Государственная политика промышленного развития России: от проблем к действиям / под ред. Е. М. Примакова и В. Л. Макарова. М.: Наука, 2004. 216 с.

28. Винслав Ю. Б., Лисов С. В. Промышленная политика и недропользование: интеграция науки, образования, производства // Известия вузов. Геология и разведка. 2015. № 5. С. 72-78.

29. Лисов С.В. Промышленно-инновационная политика в минерально-сырьевом комплексе: общесистемные и интеграционные особенности // Известия вузов. Геология и разведка. 2016. № 4. С. 64-69. https://doi.org/10.32454/0016-7762-2016-4-64-69

30. Идрисов Г. Промышленная политика России в современных условиях. М.: Изд-во Института Гайдара, 2016. 160 с.

31. Scheyder E. Exclusive U. S. bill would block defense contractors from using Chinese rare earth. Reuters. 2022. URL: https://www.reuters.com/ business/energy/exclusive-us-bill-would-block-defense-contractors-using-chinese-rare-earths-2022-01-14/

Статья поступила в редакцию 21 апреля 2022 года

УДК 332.02 http://doi.org/10.21440/2307-2091-2022-2-122-134

Conceptual approaches to create the industrial policy for rare-earth metal sector's development

Aleksey Evgen'evich CHEREPOVITSYN* Viktoriya Maksimovna SOLOV'EVA**

Saint Petersburg Mining University, Saint Petersburg, Russia

Abstract

Introduction. Rare-earth metals have become part and parcel of the modern economics. Their availability determines the possibilities in case of technological advance and economic safety. Taking into consideration, on the one side, the strategic nature of the industry, on the other side, the current state of the national sector and all the difficulties related to the initiation and launching of this process, it is necessary to refer to the industrial policy's issues. One of the main objectives of the industrial policy is to create high-technology competitive industry, that ensures a transition of economics from the resource-based model to the innovative type of development.

The purpose of the study is to create novel conceptual approaches to form and implement the governmental industrial policy for the strategically important Russian sector of rare-earth metals.

Methods. The methodology includes models and approaches to form the industrial policy, general scientific methods of analysis, synthesis and decomposition, as well as tools of strategic analysis and planning.

Results. The study systemizes key pillars of the rare-earth metal sector, which determine the specifics of the industry. The main advantages and disadvantages of the policy implemented are discussed. The study presents a concept of the industrial policy for rare-earth metal sector based on the model of full technological cycle's retention, creates the key principals and priorities to realize. A number of practical recommendations have been formed to ensure the sustainable development of the rare-earth meta sector and to achieve the national priorities of the national economics. Conclusion. The governmental industrial policy in case of rare-earth metal sector's development is distinguished by a lack of consistency. The strategic priorities are unambiguous and the national sector has prerequisites for development. Therefore, the issues related to the necessity of the revision of existing approaches, principles and directions of the policy implemented are of particular relevance. It is significant to focus on the transition from the resource-based model to the model of full technological cycle's retention. To achieve the target priorities there is a need to implement the selective approach to choose the rare-earth metal projects and to differentiate the measures to support them and stimulate.

Keywords: industrial policy, rare-earth metals, conceptual approaches, models, principals.

REFERENCES

1. Abraham D. S. 2015, The elements of power: Gadgets, guns, and the struggle for a sustainable future in the rare metal age. New Haven, USA, 336 p.

2. Gielen D. 2021, Critical minerals for the energy transition. Abu Dhabi, United Arab Emirates, 43 p.

3. Schlinkert D., van den Boogaart K. G. 2015, The development of the market for rare earth elements: Insights from economic theory. Resources Policy, vol. 46, part 2, pp. 272-280. https://doi.org/10.1016/j.resourpol.2015.10.010

4. Filho W. L. 2016, An analysis of the environmental impacts of the exploitation of rare earth metals. Rare earths industry, part 17, pp. 269-277. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-802328-0.00017-6

5. Dziama B. P., Pérez J. M. C., Ganser A. 2022, Rare earths: Fighting for the fuel of the future. The diplomat. URL: https://thediplomat.com/2022/01/ rare-earths-fighting-for-the-fuel-of-the-future/

6. Ministry of natural resources and ecology of the Russian Federation. 2016, On the state and use of mineral resources of the Russian Federation in 2015: State report. 344 p. (In Russ.)

7. Ministry of natural resources and ecology of the Russian Federation. 2021, On the state and use of mineral resources of the Russian Federation in 2020: State report. 571 p. (In Russ.)

8. Production of rare and rare earth metals: ITS 24-2020. Developed in accordance with the order of April 30, 2019 No. 866-r "On the approval of a phased schedule for updating information and technical reference books on the best available technologies". (In Russ.) URL: https://docs.cntd. ru/document/573338470

9. Rykova I. N. 2020, Prospects for the development of the production of titanium dioxide, rare and rare earth metals in the Arctic zone of the Russian Federation. Moscow, 7 p. (In Russ.) URL: https://www.nifi.ru/images/FILES/NEWS/2020/Rykova_21102020.pdf

10. National minerals information center. 2021, Rare earths statistics and information. URL: https://pubs.usgs.gov/periodicals/mcs2022/mcs2022-rare-earths.pdf

11. Petrov I. M. 2016, Russia imports up to 90% of rare earth metals. Redkiye zemli [Rare earths]. (In Russ.) URL: http://rareearth.ru/ru/ pub/20160803/02352.html

12. Cherepovitsyn A., Solovyova V. 2022, Prospects for the development of the Russian rare-earth metal industry in view of the global energy transition - a review. Energies, vol. 15 (1), no. 387. https://doi.org/10.3390/en15010387

EDalekseicherepov@inbox.ru

https://orcid.org/0000-0003-0472-026X "vikasoiovyova9@gmaii.com СЖСЮ 0000-0003-2696-8143

13. Barinova V., Zemtsov S., Semenova R. 2019, Public support of high technologies and innovation in Russia. Innovatsii [Innovations], vol. 245, no. 3, pp. 33-44. (In Russ.)

14. Simachev Y., Kuzyk M., Kuznetsov B., Pogrebnyak E. 2014, Russia on the path towards a new technology-industrial policy: Exciting prospects and fatal traps. Foresight-Russia, vol. 8, no. 4, pp. 6-23.

15. Veselova E. Sh., Samsonov N. Yu. 2014, Russian rem industry: RRenaissance or creation from the ground? EKO [ECO], no. 2, pp. 5-21. (In Russ.)

16. Postolatyeva A., Tverdov A., Zhura A. 2013, Rare earth deposits - features, difficulties and prospects. Zoloto i tekhnologii [Gold and technologies], no. 1 (19), pp. 32-36. (In Russ.)

17. Nevskaya M. A., Ligotsky D. N. 2013, Mechanisms for ensuring the integrated development of mineral deposits. Zapiski gornogo instituta [Journal of mining institute], vol. 205, pp. 218-222. (In Russ.) URL: https://pmi.spmi.ru/index.php/pmi/article/view/5525

18. Binnemans K., Jones P. T., Müller T., Yurramendi L. 2018, Rare earths and the balance problem: How to deal with changing markets? J. Sustain. Metall, vol. 4, pp. 126-146. https://doi.org/10.1007/s40831-018-0162-8

19. Cotting A., Woodall T., Javier J. M. F. 2019, Russia struggling to capitalize on rare earth reserves. S&P Global Market Intelligence. URL: https:// www.spglobal.com/marketintelligence/en/news-insights/latest-news-headlines/russia-struggling-to-capitalize-on-rare-earth-reserves-52525919

20. Sergeev I. B., Ponomarenko T. V. 2015, Incentives for creating a competitive rare earth industry in Russia under global competition. Zapiski gornogo instituta [Journal of mining institute], vol. 211, pp. 104-116. (In Russ.)

21. Nevskaya M. A., Marinina O. A. 2017, Stimulating innovative transformations for the sustainable development of Russia's mineral and raw materials sector. Internet-zhurnal «Naukovedeniye» [Internet journal "Science studies"], vol. 9, no. 6, pp. 33. (In Russ.)

22. Pikalova T. A. 2014, Algorithm of operating trust of mining companies in the context of sustainable development. GIAB [Mining informational and analytical bulletin (scientific and technical journal)], no. 2, pp. 380-386. (In Russ.)

23. Ponomarenko T. V., Sidorov D. V., Larichkin F. D., Novoseltseva V. D. 2020, Economic sustainability of mining and metallurgical companies in the implementation of investment projects. Ratsional'noye osvoyeniye nedr[Mineral mining and conservation], no. 5, pp. 54-63. (In Russ.) https:// doi.org/10.26121/R0N.2020.55.77.006

24. Vasilev Y., Tsvetkova A., Stroykov G. 2020, Sustainable development in the Arctic region of the Russian Federation. International multidisciplinary scientific geo-conference surveying geology and mining ecology management SGEM, vol. 5, pp. 763-770. https://doi.org/10.5593/sgem2020/5.1/ s20.096

25. Lisov S. V. 2017, Mineral-raw material complex of Russia as an object of national industrial policy. Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal [Russian economic journal], no. 2, pp. 36-55. (In Russ.)

26. Beschastnova N. V., Sazykina M. Yu., Shalina O. I. 2015, Raw materials export model of development of the national economy: Implications for society and the need for reform. Internet-zhurnal «(Naukovedeniye» [Internet journal "Science studies"], vol. 7, no. 5, pp. 7. (In Russ.) http:// dx.doi.org/10.15862/59EVN515

27. Primakov E. M., Makarov V. L. 2004, State policy of industrial development of Russia: From problems to actions. Moscow, 216 p.

28. Vinslav Yu. B., Lisov S. V. 2015, Industrial policy and subsoil use: An integration of science, education and industry. Izvestiya vuzov. Geologiya i razvedka [Proceedings of higher educational establishments. Geology and exploration], no. 5, pp. 72-78. (In Russ.)

29. Lisov S. V. 2016, Industrial and innovative policy in the mineral and raw complex: All-system and integration features. Izvestiya vuzov. Geologiya i razvedka [Proceedings of higher educational establishments. Geology and exploration], no. 4, pp. 64-69. (In Russ.) https://doi. org/10.32454/0016-7762-2016-4-64-69

30. Idrisov G. 2016, Industrial policy of Russia in modern conditions. Moscow, 160 P. (In Russ.)

31. Scheyder E. 2022, Exclusive U. S. bill would block defense contractors from using Chinese rare earth. Reuters. URL: https://www.reuters.com/ business/energy/exclusive-us-bill-would-block-defense-contractors-using-chinese-rare-earths-2022-01-14/

The article was received on April 21, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.