Научная статья на тему 'Концептуальные подходы и теоретические модели управления социально-экономическим развитием региона'

Концептуальные подходы и теоретические модели управления социально-экономическим развитием региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теоретико-методологический подход / концепция стратегического управления / социально-экономическое развитие региона / Экономическая политика / моделирование / theoretical and methodological approach / concept of strategic management / social and economic development of region / Economic policy / Modelling

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филонич Валентин Васильевич, Рожкова Анжела Юрьевна

Исследуется теоретико-методологический подход к созданию концепции стратегического управления социально-экономическим развитием региона, его функционирование представлено в виде модели, имеющей достаточно много условий и показателей, на основе которых можно формировать различные направления экономической политики. Модель позволяет давать комплексную оценку каждому конкретному воздействию государства на регион через систему взаимосвязанных индикаторов, разрешая оценивать не только прямые следствия принятых решений, но и положительные, и отрицательные мультипликативные эффекты, вызванные ими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theoretical and methodological approach to creation of the concept of strategic management by social and economic development of the region his operating is presented in the form of the model having of many conditions and indicators on which basis it is possible to form various directions of economic policy is investigated. The model allows to state a complex estimation to each concrete influence of the state on region through system of the interconnected indicators, allowing to estimate not only direct consequences of the accepted decisions, but also positive, and the negative multiplicate effects caused by them.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы и теоретические модели управления социально-экономическим развитием региона»

УДК 338

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА

© 2011 г. В.В. Филонич1, А.Ю. Рожкова2

1Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», iRostov State Economic University,

ул. Б. Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, 344002, B. Sadovaya St., 69, Rostov-on-Don, 344002,

[email protected] [email protected]

2Ростовский филиал Российской таможенной академии, 2Rostov Branch of Russian Customs Academy,

пр. Буденновский, 20, г. Ростов-на-Дону, 344002, Budennovsky Ave, 20, Rostov-on-Don, 344002,

rta-rostov@mail. ru rta-rostov@mail. ru

Исследуется теоретико-методологический подход к созданию концепции стратегического управления социально-экономическим развитием региона, его функционирование представлено в виде модели, имеющей достаточно много условий и показателей, на основе которых можно формировать различные направления экономической политики. Модель позволяет давать комплексную оценку каждому конкретному воздействию государства на регион через систему взаимосвязанных индикаторов, разрешая оценивать не только прямые следствия принятых решений, но и положительные, и отрицательные мультипликативные эффекты, вызванные ими.

Ключевые слова: теоретико-методологический подход, концепция стратегического управления, социально-экономическое развитие региона, экономическая политика, моделирование.

The theoretical and methodological approach to creation of the concept of strategic management by social and economic development of the region his operating is presented in the form of the model having of many conditions and indicators on which basis it is possible to form various directions of economic policy is investigated. The model allows to state a complex estimation to each concrete influence of the state on region through system of the interconnected indicators, allowing to estimate not only direct consequences of the accepted decisions, but also positive, and the negative multiplicate effects caused by them.

Keywords: theoretical and methodological approach, concept of strategic management, social and economic development of region, economic policy, modelling.

Современное понимание стратегии развития ре- го управления социально-экономическим развитием,

гионов предусматривает совершенствование регио- что отражается и на качестве самой стратегии, и на

нальной социально-экономической системы на основе значимости результатов ее реализации. обоснования сугубо специфических для каждого ре- Теории развития региона опираются на достижение

гиона (типа регионов) перспектив развития с исполь- макро-, микроэкономики, институционной экономики и

зованием методологии стратегического планирования других направлений современной экономической науки. и получает свое логическое продолжение в подготов- Сходство региона и национальной экономики опре-

ке системно структурированной совокупности гене- деляет возможности применения для региона макро-

ральных целей, задач, направлений социально- экономических теорий (неоклассических, неокейнси-

экономического развития. Опыт программного плани- анских и др.), особенно тех, которые ставят основной

рования в России показывает, что наиболее используе- задачей производственные факторы, занятость, дохо-

мой в постсоветской экономической действительности ды. Теории региональной макроэкономики отвечают

формой обобщения целей и задач является разработка парадигме «регион как квазидержава». Такое примене-

концепции управления социально-экономическим раз- ние более адекватно для однородных регионов. витием региона [1, с. 20]. Проблема заключается в Микроэкономические теории целесообразно привле-

том, что на данный момент не выработано общего кать тогда, когда представление региона как точки или

научно обоснованного и эффективного теоретико- однородного пространства недостаточно и необходимо

методологического подхода к созданию концепции принимать во внимание внутренние отличия (узловой или

стратегического управления, не определен ее струк- поляризованный регион). Теория и методология микро-

турный и качественный состав, отсутствует четкое экономического анализа более отвечают парадигмам «ре-

понимание ее роли и места в процессе стратегическо- гион как квазикорпорация» и «регион как рынок».

Эволюция теории региона отражает повышение роли «нематериальных» целей и факторов экономического развития, возможности междисциплинарных знаний и перехода регионов на модель устойчивого (эколого-социоэкономического) развития.

В условиях рыночной экономики каждый регион стал экономической подсистемой с сильной взаимосвязью своих основных элементов. Значительно возросло влияние доходов и платежеспособного спроса на региональное производство, потребление и инвестиции, развитие социальной сферы, а также влияние производства на занятость и доходы. Межрегиональный обмен осуществляется теперь на рыночной основе, и потому регион как рынок подвергается влиянию внешних конкурирующих рынков товаров, труда и капитала.

Функционирование региона можно представить в виде модели, имеющей достаточно много условий и показателей, на основе которых можно формировать различные направления экономической политики.

Параметры налоговой политики. В модели выделены шесть видов налогов и их групп. Каждый из выделенных налогов привязан к своему источнику налогообложения, который в общем случае также является переменной величиной. Ставки налогообложения могут различаться для отраслей материального производства и социальной сферы; степень таких отличий подчинена задачам увеличения собственных финансовых ресурсов региона, стимулирования развития определенных отраслей, улучшения социального обеспечения.

Параметры бюджетной политики. Одни из них определяют поступление финансовых средств в региональный и государственный бюджеты, а также внебюджетные фонды. Другие - структуру расходов бюджетов и внебюджетных фондов. Специальные параметры фиксируют формирование бюджетов развития (расходов на инвестиции). Расходы на инвестиции за счет государственного бюджета выполняют регулирующую и стимулирующую роли при формировании общих инвестиционных ресурсов региона. При определении объема инвестиций государства учитываются параметры государственных программ, осуществляемых или намеченных в регионе.

Параметры инвестиционной политики. Частично они пересекаются с параметрами блока бюджетной политики (по бюджетным инвестиционным ресурсам). В данном блоке задаются экзогенные параметры расчетов, связанные с процессами образования и использования основного капитала (отдельно для сферы материального производства и социальной сферы): ставки амортизации, процент убытия основных фондов, величина внешних заимствований ресурсов развития. Государство может влиять на инвестиционные процессы в регионе разными способами: а) прямым финансированием проектов, в том числе и на паевой основе; б) прямым участием внешних инвесторов (увеличением общих объемов предельных внешних заимствований); в) обеспечением внешнему инвестору условий размещения капитала в регионе.

Параметры действия демосоциальной политики. К ним относятся параметры естественного и механиче-

ского прироста населения, занятости, доходов и расходов населения. Параметры по социальным трансфертам формируются в блоке бюджетной политики.

Выбор приоритетных направлений государственной поддержки социально-экономического развития региона. Федеральный центр может оказывать влияние на социально-экономические процессы в регионе по ряду направлений. Прямые методы связаны с выделением средств на поддержку жизненного уровня населения (социальные трансферты), пополнение доходов регионального бюджета (бюджетные трансферты), на поддержку отраслей экономики и социальной сферы.

В свою очередь, каждое из направлений может быть представлено: расходами на текущее потребление и функционирование и расходами на инвестиции. Косвенные рычаги государственного воздействия связаны с изменением порядка формирования и распределения государственных доходов, установлением льготных условий налогообложения и формированием региональных финансовых ресурсов, эксклюзивного (при необходимости) порядка привлечения заемных средств.

Модель позволяет давать комплексную оценку каждому конкретному воздействию государства на регион через систему взаимосвязанных индикаторов, разрешая оценивать не только прямые следствия принятых решений, но и положительные, и отрицательные мультипликативные эффекты, вызванные ими.

Модель экономического взаимодействия регионов (МЭВР) описывает процесс выбора и согласования решений в многорегиональной системе с помощью рыночного механизма. Она базируется на фундаментальных понятиях теории межрегиональных экономических взаимодействий, являясь системой оптимизационных моделей отдельных регионов, связанных между собой условиями равновесия спроса и предложения на национальном рынке (рисунок).

Территория страны делится на т регионов. Каждый регион решает свою оптимизационную задачу (например, максимизирует целевой показатель z), вследствие чего находятся желательные значения как внутренних переменных (выпуск отраслей), так и переменных вывоза и ввоза продукции.

Для региона как субъекта национального рынка определяемое значение вывоза (вектор V) - это предложение, а значение ввоза (вектор W) - это спрос региона. В результате аналогичных действий всех регионов на виртуальном национальном рынке (например, национальной товарной бирже) подытоживаются заявки на объемы продаж и закупок продукции разных отраслей. Наиболее вероятно, что первые заявки регионов при начальных ценах обмена окажутся несбалансированными хотя бы по некоторым видам продукции. Тогда начинается итеративный процесс согласования спроса и предложения с помощью изменения цен обмена (вектора Р).

Каждая к-ая итерация процесса включает решение регионами своих оптимизационных задач, ориентированных на вектор цен обмена предыдущей итерации Р(к-1). Истечением итеративного процесса являются нахождения экономического равновесия многорегио-

нальной системы, включающей совокупность оптимальных решений регионов и вектор цен обмена, ба-

Регион1

P

Регион 3

На базе моделей, описывающих определенные экономические сферы (дающих оценку отдельным видам ресурсов), можно построить комплекс моделей для целей регионального прогнозирования и планирования [2]. Решение этой задачи позволит сформировать функциональный механизм и методическую базу для исследования и анализа ресурсного потенциала региона, оценки достаточности ресурсов для реализации проектов развития и планирования динамики их воспроизводства. Результаты исследований должны иметь приоритетное значение при создании общерегиональной программы развития, т.е. они станут базой для постановки задач и перспектив на будущее. Положительным моментом является тот факт, что основные положения программного документа по стратегии развития региона будут верно ориентированы, главные цели станут адекватными имеющимся возможностям.

Решение глобальных проблем инвестиционного характера должно идти одновременно с всесторонним исследованием противоречивого процесса функционирования региональной экономики. Становление новых экономических отношений в Российской Федерации вызвало необходимость видоизменения механизма государственного регулирования процессами развития.

Рыночные отношения коренным образом изменили условия, в которых функционирует экономика региона. Усложнилось положение хозяйствующих субъектов в системе экономических связей, а конкуренция ведет к необходимости обновления технологий, освоению новых видов продукции, поиску рыночных ниш, оптимизации инвестиционных процессов на уровне субъекта хозяйствования и региона, их активизации.

В настоящее время обострение экономической и финансовой ситуации в стране, деформации в российской экономике, инвестиционные проблемы подводят к неизбежности переосмысления процесса экономических реформ. Очевидной становится необходимость поиска новых инструментов государственного и регионального регулирования сферы реализации программ развития, создание благоприятного климата для вложения свободных финансовых средств. Можно оспаривать принципы и методику планирования, но не планомерность, реализованную в рамках этого процесса. Возвращение к планированию становится необходимо-

лансирующих спрос и предложение по всем обмениваемым видам продукции.

стью, особенно в сфере реализации программ развития региона и соотношения их с имеющимися ресурсами для выполнения.

Современные условия хозяйствования выдвинули антитезис традиционным предпосылкам стратегического планирования. Его суть состоит в том, что развитие внешней среды предусмотреть невозможно, темпы и радикальность изменений превосходят способность регионов изменяться, разнообразие стратегий увеличивает нестабильность внешней среды, стратегии далеко не оптимальны с точки зрения систем высшего порядка, целенаправленное действие на будущие результаты функционирования региона невозможно. Не все эти условия можно принять безоговорочно, но, тем не менее, их необходимо учитывать при построении системы стратегического планирования процессов развития региона.

В региональном планировании и реализации программ развития местной власти отводится важная роль. В связи с этим встает задача о необходимости определить границы взаимодействия и разделения функций государственных, региональных и местных органов власти. При разработке стратегии развития территории нужно определить приоритеты развития экономики, выверить статус государственных, региональных, муниципальных целевых программ. Это сопровождается нахождением оптимального соотношения между инвестиционными, финансовыми, естественно-ресурсными, налоговыми и другими компонентами.

При объединении положительного комплекса факторов внешней среды с местными условиями удается построить систему инвестиционных отношений, чувствительно реагирующую на изменения интересов участников.

В условиях депрессивного состояния экономики краткосрочные рыночные модели сами по себе не могут вызвать долгосрочных инициатив, которые выходят за пределы текущих интересов, если вместе с ними не использовать механизмы, нацеленные на перспективу долгосрочного развития. Совершенствование и структуризация последовательности действий региональной администрации в части механизма формирования ресурсной базы развития с оптимизацией процедур эффективного использования задействованных ресурсов способны оживить экономические процессы в регионе. С уче-

Схема межрегионального взаимодействия по МЭВР

том развития науки, образования, культуры, возможно форсировать развитие экономики на путь предельной активизации интенсифицированного процесса реализации программ развития за счет преимущественно внутренних источников финансирования. В связи с этим предполагается оценивать и анализировать основные параметры экономической модели процесса реализации проектов развития региона с учетом ее политической и социальной составляющих.

Деятельность администрации региона, ориентированная на достижение долгосрочных целей развития, понимается как последовательность действий, направленных на достижение поставленных задач с учетом обоснования финансирования программ развития, продуктивного использования объектов и реализации их новых возможностей, которые появляются в процессе эксплуатации. Комплексный метод обоснования программ развития и планов региона предусматривает различные варианты внешнего финансирования, позволяет в динамике учитывать доходы и расходы по всем периодам планирования. При формировании программы развития необходимо определить ее оптимальное состояние с учетом потока независимых доходов и расходов, финансирование администрацией всех проектов и потока доходов, использованных на текущие нужды. Подобная программа развития позволит оценить уровень ее конечного состояния и обеспечить заданный поток доходов и расходов на каждый год.

Любое административное образование может быть отнесено к одному из трех типов по классификационному признаку «финансовая самообеспеченность». «Богатые» регионы с развитой промышленностью, инфраструктурой обеспечивают себя самостоятельно и имеют возможность поддержать региональные инициативы. В развивающихся регионах, имеющих высокий инвестиционный потенциал, налоги покрывают расходы бюджета, довольно мощный государственный сектор, поэтому от любого непродуманного изменения политики государственной поддержки экономики могут быть серьезные потрясения. Здесь ведется частичное государственное финансирование в форме помощи и поддержки. «Потенциально дотационные» регионы, владея высоким естественно-ресурсным потенциалом (большой инвестиционной вместительностью), не в состоянии себя профинансировать даже по нормативам текущего бюджета.

Анализ функционирования экономических систем региона указывает на разрыв между их потенциальной и фактической эффективностью. Это свидетельствует о действии тормозящих факторов. К ним относятся, в частности: нерациональное распределение ресурсов; несовершенство экономических стимулов; недостаточное качество выполнения принятых решений. Цель рационализации региональных плановых решений - увеличение эффекта за счет оптимизации структуры вложений и продукции, маневра ресурсами, оптимального реинвестирования прибыли.

Целевая функция государственной политики и ее структура представляют важные элементы макро- и

микроэкономической политики в региональных мероприятиях. Целями макроэкономической политики могут стать: объем бюджетного финансирования государственных расходов, уровень занятости, совокупный спрос, темп роста реальной заработной платы, «справедливое» распределение доходов, уровень инвестиций и равновесие платежного баланса.

Необходимость оперирования группой целей при описании региональных социально-экономических систем стала причиной того, что в современной теории и практике организационного управления доминирует многоцелевой подход. На смену поиска «оптимальных» решений приходит «субоптимизация» отдельных проблем. Множество целей необходимо для отражения многообразия связей организации со сложной внешней средой. Критерии описывают много сторон инвестиционной деятельности, но каждый из них имеет недостатки. Поэтому многоцелевой подход необходим для выражения многообразия связей региона со сложной, разделенной на сегменты внешней средой [3].

Анализ и обоснование программ развития региона на основе оптимального финансового планирования включают:

- оптимальное планирование областной администрацией необходимых ресурсов для реализации программ развития для предприятий госсектора;

- оптимальное планирование муниципальными образованиями капиталовложений для предприятий местного подчинения на основе эффективного использования собственных средств, привлечения госкредитов, использования дотаций;

- экспертную оценку целесообразности участия администрации в проектах коммерческого профиля. Подобные программы имеют важное значение для региона с позиции увеличения количества рабочих мест, прироста производства продукции, увеличения базы налогообложения, комплексного развития территории и т.д.

Анализ структуры вложений по источникам финансирования свидетельствует о децентрализации финансирования программ развития. Основным источником финансирования внебюджетных проектов, как и раньше, остаются собственные средства предприятий.

Комплексное программное финансовое и ресурсное планирование позволяет сближать интересы прямых и косвенных участников этого процесса. Преимущества подобного подхода к модельным расчетам финансовой ситуации в регионе имеют большое практическое и теоретическое значение для обоснования целевых решений.

Парадигмальные подходы к стратегическому планированию в регионе могут реализовываться по двум типам концептуальных схем, которые условно могут быть названы прямой и обратный. Прямая схема допускает последовательность рассмотрения проблем, связанных с ресурсами по схеме «ресурсы - концепция - стратегия - цели», обратная - по схеме «цели -концепция - стратегия - ресурсы» [4].

Первая схема является основой прогнозирования и планирования развития в дотационных (депрессив-

ных) регионах, где существует дефицит ресурсов. Другая реализуется в обеспеченных ресурсами регионах, которые сегодня являются донорскими. Практика показывает, что наиболее актуальной является первая схема, учитывая тот факт, что многие регионы являются дотационными.

Рассмотренный выше комплекс действий сводится к концепции, основанной на альтернативной парадигме планирования, «ресурсы - стратегия - цели». Подобная логика планирования допускает необходимость первоочередного анализа производственных возможностей.

Реализация комплекса мероприятий по исследованию, организации, обеспечению процессов развития в рамках структур исполнительной власти региона позволит создать теоретическую базу функционирования специализированной управленческой системы. В ее компетенции должны находиться вопросы анализа ресурсных возможностей региона, их сбалансированности и достаточности для реализации долгосрочной программы развития. Также могут быть определены границы участия органов власти в реализации конкретных проектов в зависимости от

их важности, сформулированы методики мобилизации необходимых ресурсов и построен информационный массив, характеризующий ресурсную базу региона в целом. Итак, общим эталоном деятельности властных структур в части реализации программы развития региона должно стать стремление к гибкости и сбалансированности в поддержке тех или других проектов.

Литература

1. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. М., 2008. 444 с.

2. Автоматизированные информационные технологии в экономике : учебник / под общ. ред. И.Т. Трубилина. М., 2007. 198 с.

3. Стеченко Д.М. Управление региональным развитием : учеб. пособие. СПб., 2007. 223 с.

4. Челноков И.В. Организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона : дис... канд. экон. наук. Тамбов, 2003. 155 с.

Поступила в редакцию 1 ноября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.