1.6.13. УДК 314.7
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ
Щитова Н.А., Северо-Кавказский федеральный университет, Белозеров В.С., г. Ставрополь, Соловьев И.А. Россия
концептуальные подходы и программа
ПОЛИМАСШТАБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
миграции иностранных студентов
В РОССИИ
DOI: 10.37493/2308-4758.2022.4.4
Введение. Студенческая иммиграция рассматривается как одна из наибо-
лее активных форм пространственной мобильности молодежи. Главная задача исследования заключается в разработке концептуальных подходов и программы исследования пространственных особенностей иммиграции студентов в России.
Материалы и методы
исследования. Исследование основано на анализе обширных литературных материалов, раскрывающих основные теоретико-методологические положения анализа образовательных миграций. Установлены их сильные и слабые стороны, доказана необходимость выработки новых подходов, связанных с выявлением пространственных аспектов международной студенческой миграции.
Результаты исследования
и их обсуждение. На основании ключевых теоретико-методологических положений и выявленных фактов, с учетом собственных предложений и накопленного опыта разработаны концептуальная схема и программа исследования особенностей пространственной дифференциации студенческой миграции в России. В качестве стержневых направлений исследования предложены: выявление пространственно-временных особенностей развития и дифференциации процессов, связанных с иммиграцией иностранных студентов на мировом, страновом и регионально-локальном уровнях; установление позиционных факторов оказывающих влияние на принятие решений при выборе мест получения высшего образования за рубежом; раскрытие внутристранового неравенства в распределении иностранных студентов в зависимости от особенностей отдающих стран и принимающих регионов; обнаружение страновых и региональных моделей адаптационного поведения иностранных студентов. В соответствии с логикой разработанной концепции представлена программа исследования пространственных особенностей иммиграции иностранных студентов в России. Пошаговый алгоритм
программы исследования включает несколько этапов, отражающих характер и содержание основных решаемых задач.
Анализ состояния теоретико-методологической базы по проблеме миграции иностранных студентов позволил установить недостаточность проработанности аспектов, связанных с пространственными особенностями их трансформации и, в частности, адаптации иностранных студентов в принимающих странах. Предложенные концептуальные подходы и программа исследования нацелены на ликвидацию выявленных пробелов.
концептуальные подходы, программа исследования, иностранные студенты, студенческая иммиграция.
North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia
Conceptual Approaches аnd the Program of Polimas-Stability Study of Migration of Foreign Students in Russia
Student immigration is considered as one of the most active forms of youth spatial mobility. The main task of the study is to develop conceptual approaches and a program for studying the spatial features of student immigration in Russia.
Materials and research
methods. The study is based on the analysis of extensive literature materials that
reveal the main theoretical and methodological provisions of the analysis of educational migrations. Their strengths and weaknesses have been established, the need to develop new approaches related to identifying the spatial aspects of international student migration has been proved.
Results of the study and their
discussion. Based on the key theoretical and methodological provisions and the
revealed facts, taking into account our own proposals and accumulated experience, a conceptual scheme and a program for studying the features of the spatial differentiation of student migration in Russia have been developed. As core areas of research, the following are proposed: identifying spatio-temporal features of development and differentiation of processes associated with the immigration of foreign students at the global, country and regional-local levels; establishing positional factors influencing decision-making when choosing places to receive higher education abroad; disclosure of intra-country inequality in the distribution of foreign students depending on the characteristics of the sending countries and receiving regions; detection of country and regional models of adaptive behavior of foreign students. In accordance with the logic of the developed concept, a program for studying the spatial features of the immigration of foreign students in Russia is presented. The step-by-step
Выводы.
Ключевые слова:
Shchitova N.A., Belozerov V.S., Soloviev I.A.
Introduction.
НАУКИ О ЗЕМЛЕ
Концептуальные подходы и программа полимасштабного исследования миграции . . Щитова Н.А., Белозеров В.С., Соловьев И.А.
algorithm of the research program includes several stages, reflecting the nature and content of the main tasks to be solved.
An analysis of the state of the theoretical and methodological base on the problem of migration of foreign students made it possible to establish the lack of elaboration of aspects related to the spatial features of their transformation and, in particular, the adaptation of foreign students in host countries. The proposed conceptual approaches and research program are aimed at filling the identified gaps.
conceptual approaches, research program, foreign students, student immigration.
Введение
Существенное место в росте миграционных потоков XXI в. занимают международные образовательные миграции, под которыми понимаются все виды межгосударственных перемещений, связанные с получением образовательных услуг. Наибольшей миграционной подвижностью среди всех образовательных мигрантов отличаются студенты. В данном исследовании под студенческой иммиграцией понимается прибытие молодых людей в другую страну на длительный срок для получения высшего образования (по программам бакалавриата, магистратуры или аспирантуры) с возможным последующим выбором жизненной траектории за пределами своей страны. Большинство развитых стран мира, принимающих на обучение иностранных студентов, испытывают негативные тренды демографического развития и поэтому рассматривают иностранных студентов как перспективный трудовой ресурс. В современной демографической ситуации РФ также преобладают крайне тревожные тенденции, создающие угрозы ее национальной безопасности - нарастание естественной убыли, высокая смертность мужчин в рабочем возрасте, невысокие показатели продолжительности жизни населения и очень большая разница их у женщин и у мужчин, старение трудовых ресурсов и др. [1; 9; 15]. Одним из важнейших источников преодоления демографического кризиса может стать иммиграция молодых образованных людей, усвоивших основные социокультурные поведенческие нормы.
Россия сравнительно недавно вышла на мировой рынок образовательных услуг, однако заняла в нем свою собственную нишу, что обеспечило довольно стремительный рост иностранных студентов в РФ. Только за четыре года с 2016 по 2021 г. численность инос-
Conclusions.
Key words:
транных студентов увеличилась с 406 до 633,5 тыс. чел. [19]. Наибольшей привлекательностью российские высшие учебные заведения обладают для молодых людей из, так называемого, ближнего зарубежья - государств бывших советских республик. Очевидно, что едут в Россию учиться молодые люди не из самых обеспеченных слоев, плохо владеющие иностранными европейскими языками. Важными вопросами в связи с этим являются выявление пространственных особенностей распределения студентов по регионам страны, протекания процессов их адаптации и формирования дальнейших миграционных намерений.
В теоретическом плане особенности развития образовательной иммиграции, ход и содержание адаптации и интеграции образовательных мигрантов требуют своего осмысления и углубления. Их связь с процессами глобализации, нарастанием территориальных контрастов во всех сферах жизнедеятельности между странами и регионами, несомненно, являются факторами, влияющими на формирование интеграционных моделей и стратегий. Неопределенность социально-экономических перспектив отдельных регионов, демографическая и этнокультурная асимметрия российского пространства, усиленные кризисными явлениями, будут влиять на миграционную мобильность, выбор моделей миграционного поведения.
Цель данного исследования - разработать концептуальные подходы и программу исследования пространственных особенностей иммиграции студентов в России в целях выработки эффективных мер управления иммиграционными процессами на региональном и локальном уровнях.
Материалы и методы
Информационной базой исследования послужили опубликованные материалы отечественных и зарубежных авторов по проблеме образовательной миграции. Анализируемая проблематика достаточно широко представлена в разнообразных публикациях за последние десять лет. В связи с этим анализ литературных источников был сосредоточен на рассмотрении четырех основных групп проблем.
НАУКИ О ЗЕМЛЕ
Концептуальные подходы и программа полимасштабного исследования миграции . . Щитова Н.А., Белозеров В.С., Соловьев И.А.
1. Формирование понятийно-категориального аппарата, раскрытие содержания ключевых понятий исследования.
2. Развитость методологии и методического обеспечения пространственного анализа образовательной миграции.
3. Изученность пространственной неоднородности и контрастности исследуемых процессов на мировом, страновом и регионально-локальном уровнях.
4. Глокализации адаптационно-интеграционных процессов. Соотношение глобальных и локальных факторов, влияющих на адаптацию и интеграцию образовательных мигрантов.
Понятийно-категориальный аппарат образовательной миграции до конца не сформирован. Предлагаются разные трактовки и соотношения понятий «учебная миграция», «образовательная миграция», «студенческая миграция\иммиграция». Отсутствуют термины, позволяющие отражать логику пространственно-временных параметров миграционного процесса. Большинство авторов разделяют понятия «учебная» и «образовательная» миграция. Первый термин более узкий, чем последний, т. к. к учебной миграции относят только потоки, связанные с получением профессионального образования, а к образовательным миграциям, помимо студенческих потоков относят миграцию аспирантов, докторантов, слушателей с образовательными целями (дополнительное образование, курсы, стажировки и др.) [15, с. 123; 23, с. 95]. Исходя из содержания терминов «учебные» и «образовательные» миграции, первые из них, отличаются более длительным сроком миграции, чем последние, т.к. на получение профессионального образования, как правило, требуется несколько лет. Политолог Д.Н. Митин, образовательную и учебную миграции наряду с другими формами пространственных перемещений людей (религиозную, туристическую, этническую и др.) относит к социальной миграции. По географическому признаку разновидностями образовательной миграции является международная и внутригосударственная. По мнению авто-
ра, «международная образовательная миграция представляет перемещения людей между странами с целью получения образования и на различные сроки» [14, с. 123]. Имеются предложения использования наряду с категорией «иностранные студенты» категории «зарубежный студент». По мнению А.С. Зуевой, зарубежный студент -«это студент, получающий высшее образование в стране, в которой не является гражданином» [11, с. 40]. Однако некоторые «зарубежные студенты» к концу обучения приобретают российское гражданство или находятся на пути его получения.
Накоплен некоторый исследовательский опыт выявления особенностей студенческой миграции на различных пространственных уровнях (глобальном, страновом, региональном). На мировом уровне чаще всего анализируется проявления глобализаци-онных процессов и влияние на миграцию разнообразных факторов. Так в исследовании Е.В. Фурсы и Т.М. Роговой делается вывод об усилении интернационализации академической мобильности студентов и тенденций увеличения объемов международной учебной миграции, по сравнению с ростом численности всех студентов в мире, причем отмечается значительное увеличение доли иностранных студентов из стран Азии и Западной Европы. Основными факторами, влияющими на выбор университета иностранными студентами являются язык, на котором ведется обучение; качество образование; стоимость обучения; иммиграционная политика принимающих стран; исторические, культурные и торговые связи между странами; политика, ограничивающая поступление в вузы в странах выхода студентов; академический престиж образовательных учреждений принимающих стран [21]. Экономисты Е.А. Трофимов и Т.И. Трофимова, считают, что учебная миграция - один из наиболее динамично развивающихся видов территориального движения населения. Авторы пришли к выводу, что именно интеллектуальный потенциал государства является главным фактором и ресурсом процветания каждой страны [20]. Аналогичные выводы получены при исследовании образовательной миграции в отдельных странах.
Особый интерес представляют исследования, посвященные развитию образовательных миграций в России. В ряде работ рас-
НАУкИ о зЕмлЕ
Концептуальные подходы и программа полимасштабного исследования миграции
Щитова Н.А., Белозеров В.С., Соловьев И.А.
сматриваются проблемы, связанные с интернационализацией российского образования. Например, отмечается, что «в настоящее время мало возможностей и низкая заинтересованность в академической мобильности научно-преподавательского состава региональных российских вузов. Необходимы специальные программы академической мобильности, ориентированные на ученых и преподавателей региональных вузов России [17]. В монографии А.Л. Арефьева и Ф.Э. Шереги проводятся сопоставления вклада экспорта высшего образования в национальную экономику России с некоторыми развитыми странами (США, Канадой, Великобританией и Австралией). Проанализировав динамику темпов прироста иностранных студентов, авторы пришли к выводу, что в обозримом будущем российские вузы не смогут занять лидирующие позиции на международном рынке образовательных услуг. Самыми престижными вузами России они назвали МГУ и СПБГУ Негативным фактором, влияющим на узнаваемость российских вузов, по мнению авторов, является частая смена названий [3]. В статье Д.Н. Митина, говорится о необходимости разработки государственной программы стимулирования учебной миграции в Россию [14].
Регионально-локальный уровень в российских публикациях представлен фрагментарно. Исследуя учебные миграции в регионах Сибири и Дальнего Востока, Е.А. Трофимов и Т.И. Трофимова пришли к выводу о недостаточной развитости здесь системы информационных, правовых, консультационных и других сервисов [20]. В исследовании А.В. Рябиченко и Т.Ю. Кузнецовой говорится о том, что российские вузы Северо-Запада с трудом включаются в процесс интернационализации высшей школы. Наиболее активны в этом направлении университеты Санкт-Петербурга и некоторых других регионов, имеющих длительный опыт международного сотрудничества (Калининград, Мурманск, Петрозаводск, Архангельск). Большинство вузов этого федерального округа не рассматривают расширение границ научно-образовательного пространства университета как фактор его успешного развития, что, безусловно, снижает их конкурентоспособность на современном рынке образовательных услуг [16]. В исследовании Хаджаева З.Ф. подчеркивается необходимость акцентировать внимание руководства универ-
ситетов на разработку мер, направленных на успешную социокультурную адаптацию иностранных студентов [22].
Необходимо обратить внимание на развитость методологии конкретных эмпирических исследований, в которых используется широкая палитра разнообразны методов и информационных источников. Заметно проявляется инновация в использовании новых источников информации, новейших исследовательских методик и технологий. В работе Н.К. Габдрахманова и Т.С. Бабкиной, на основе анализа цифровых следов выпускников в социальной сети «ВКон-такте» разработана карта студенческих миграций [10]. В исследовании А.В. Рябиченко и Т.Ю. Кузнецова на основе информации официальных сайтов высших учебных заведений СЗФО РФ, Швеции и Финляндии представлены карты партнерские связей данных университетов [16]. На основе гравитационной модели рассматриваются студенческая миграция в Грузии [25].
Таким образом, следует отметить, что исследования образовательной миграции характеризуются мультидисциплинарностью и множественностью подходов с явным преобладанием гуманитарных (экономических, социологических, культурологических) аспектов. Наиболее хорошо проработаны вопросы, связанные с выявлением тенденций и факторов образовательной миграции [6; 18]. Вместе с тем, следует отметить превалирование методологии, акцентирующей внимание на мировых или общестрановых факторах и феноменах, и практическое отсутствие кросс-страновых или кросс-региональных исследований, позволяющих выявить степень пространственной неоднородности и контрастности исследуемых процессов. Недостаточно изучены пространственные особенности поведения, адаптации и интеграции иностранных студентов в принимающих странах. Чаще всего анализ выполняется либо на примере адаптации студентов из одной страны (китайских студентов в России Арефьева А.Л. (2010); афганских студентов Г.А. Краснова, Г. А. Арефьева (2021); либо одного университета (Ваулина Т. А., Сахарова К. Н. (2015), пример Томского университета и др.) [2; 4; 5; 7; 8; 12; 13; 24]. Вместе с тем, нет работ, выполняющих сравнительный анализ моделей и стратегий адаптивного поведения студентов из разных стран в разных регионах и вузах страны.
Результаты и их обсуждение
На основе анализа литературных материалов с учетом собственных предложений разработаны концептуальные подходы и программа исследования особенностей пространственной дифференциации студенческой миграции в России.
В ходе исследования необходимо дать ответы на следующие вопросы:
— Каковы современные особенности и тенденции развития российского иммиграционного пространства высшего образования?
— Каковы региональные особенности успешности/неуспешности адаптации иностранных студентов в Российских университетах?
— Каковы перспективы пополнения человеческого капитала России средствами студенческой иммиграции?
Исследование нацелено на решение ряда проблем:
1) место России в мировом пространстве высшего образования, динамика, интенсивность, география иммиграционных потоков студентов из разных стран мира в Россию;
2) формирование и трансформации российского иммиграционного образовательного пространства;
3) неравномерность и факторы распределения иностранных студентов по регионам, городам и вузам России;
4) критерии и показатели присутствия иностранных студентов в регионах, городах, вузах России;
5) анализ перспектив иммиграции студентов в Россию, оценка иммиграционного потенциала иностранных студентов для устойчивого развития регионов России.
Поиск ответов на поставленные вопросы следует осуществлять с опорой на ряд научно-исследовательских подходов.
1. Опора на современные теории и концепции в изуче-
нии миграционных процессов, адаптации и интеграции мигрантов.
2. Полимасштабный подход предполагает изучение проблем студенческой иммиграции на разных пространственных уровнях (глобальном, страновом, региональном, локальном).
3. Сравнительно-географический подход позволит проводить межрегиональные и межвузовские сопоставления всех параметров, связанных с иностранной студенческой иммиграцией.
4. С помощью факторного подхода будет выявлена роль притягивающих и выталкивающих факторов в формировании у иностранных студентов особенных адаптационных стратегий, моделей миграционного поведения, выбора места постоянного жительства и предложить меры по их корректировке с учетом практической необходимости.
5. Интегративный подход предполагает консолидацию объективных и субъективных источников информации, применение качественных и количественных методов, сочетание возможностей многогранного статистического аппарата и социологического инструментария.
6. Междисциплинарный подход позволит осуществить интеграцию гуманитарных и естественно-научных методик исследования, с учетом концептуально-методологических построений, выработанных в различных научных дисциплинах (социальной географии, миграциологии, социологии, демографии, культурологии).
В пространственном отношении исследование ориентировано на разные пространственные уровни - страновой, мак-рорегиональный (ФО), региональный, поселенческий (город), локальный (университет). Временные рамки исследования ограничены последними пятью годами.
Для решения поставленных задач требуется сочетание как традиционных (статистических, социологических, географических, картографических) так и инновационных (анализа социальных медиа, геоинформационного моделирования) методов.
Статистические методы позволяют систематизировать данные об объемах и динамике студенческой иммиграции в разные российские вузы в разрезе стран-поставщиков, структуре подготовки студентов, их временной трудовой занятости. Обработка статистики выполняется с помощью методов сводки, группировки и типологии. Статистическая база исследования включает данные Росстата и ведомственной статистики (Министерства науки и образования РФ, университетов).
Решение задачи выявления пространственных особенностей адаптации и интеграции иностранных студентов требует разработки программы широкомасштабного социологического исследования, сочетающего количественные и качественные методы исследования. Сбор информации будет проводиться с помощью массовых анкетных опросов иностранных и российских студентов (в т.ч. в онлайн формате), экспертных интервью с сотрудниками вузов, имеющих непосредственное отношение к обучению иностранных студентов, фокус-групп и нарративные интервью с различными по составу студенческими аудиториями, а также с выпускниками разных лет, интегрированными в российские социумы. Сочетание географических принципов с социологическими технологиями позволит установить пространственные особенности формирования адаптационно-интеграционных моделей, миграционных настроений студентов из разных стран и в разных регионах России. Представляется целесообразным проводить социологические исследования не только в разных регионах, но и в вузах разного типа (столичный; крупный, многопрофильный, федеральный; отраслевой региональный).
Метод анализа официальных документов направлен на выявление специфики национальной, региональной и университетской миграционной политики относительно интеграции иностранных студентов, выявление структурных несоответствий между предложениями российского рынка труда и подготовкой иност-
ранных студентов, предложить мероприятия по ориентации иностранных студентов на выбор России как страны постоянного места жительства.
Ключевой стратегией пространственного анализа является разработка детальной схемы геоинформационного мониторинга иммиграции иностранных студентов. Методы геоинформационно-картографического моделирования, обеспечивают интеграцию всей информации в виде тематических баз данных их визуализацию и аналитическую интерпретацию, демонстрируя территориальные различия в интенсивности иммиграционных процессов, интеграционной комфортности российских регионов для иностранных студентов, направлениях поствузовской миграции студентов и т.п. Модели изменения центра тяжести иностранной студенческой иммиграции позволят уловить тенденции вовлечения российских регионов в процессы принятия иностранных студентов, динамики зон выхода иммиграционных студенческих потоков и т.п.
Методы анализа социальных медиа (блоги, форумы, группы в социальных сетях, твиты и др.) и университетских сайтов, в т.ч. с применением метода контент-анализа, будут использоваться в качестве дополнительных технологий установления стратегий миграционного поведения, адаптационно-интеграционных моделей.
Необходимым компонентом построения концепции исследования является выдвижение гипотез исследования, среди которых следует выделить пять основных:
1. Под влиянием социально-экономических и геополитических факторов в мировом пространстве привлечения иностранных студентов идут процессы поляризации и секториализации;
2. Поздний выход России на мировой рынок образовательных услуг обусловил специфику географии стран, ее образовательных доноров;
3. Одним из важных факторов пространственной дифференциации российского образовательного пространства является конкуренция по привлечению иностранных студентов;
4. Модели адаптационного поведения иностранных
студентов во многом обусловлены природно-эколо-гическими и этнокультурными параметрами страны выхода;
5. Успешная социокультурная адаптация и интеграция
иностранных студентов создает предпосылки для их эмиграции в Россию на ПМЖ.
Разработанные концептуальные подходы позволяют определить основные положения программы исследования.
В связи с многодисциплинарностью видения проблем иностранной иммиграции студентов, необходимо четко локализовать собственное исследовательское поле и очертить круг проблем географической направленности.
1. Проведение инвентаризации и анализа исследовательских подходов и выработку собственной позиции к выявлению:
— пространственно-временных особенностей развития и дифференциации процессов, связанных с иммиграцией иностранных студентов на мировом, страновом и регионально-локальном уровнях;
— позиционных факторов оказывающих влияние на принятие решений при выборе мест получения высшего образования за рубежом;
— внутристранового неравенства в распределении иностранных студентов зависимости от особенностей отдающих стран и принимающих регионов;
— страновых и региональных моделей адаптационного поведения иностранных студентов;
— ключевых географических факторов, обуславливающих формирование жизненных траекторий после получения высшего образования.
2. Разработка типологии региональных университетов России с акцентом на проводимую ими политику по привлечению и адаптации иностранных студентов, предполагающая:
— анализ эффективности информационного обеспечения;
— анализ механизмов привлечения иностранных студентов;
— выявление путей и способов решения проблем включения иностранных студентов в региональную и университетскую среду с учетом их этнокультурных особенностей;
— составление портретов университетов с активной иммиграционной политикой.
3. Проведение на основе составленной типологии ло-
кального исследования с точки зрения рациональности предпринимаемых мер по развитию миграционных связей, усилению политического и культурного российского влияния и привлечения выпускников на региональные рынки труда России.
В соответствии с представленной логикой предлагается пошаговый алгоритм исследования пространственного анализа иммиграции иностранных студентов в России, включающий шесть этапов:
1. Подготовительный. Подразумевает формирование структуры баз данных, подготовку картографической основы. Методика исследования предполагает широкое применение картографических и геоинформационных методов, что, в первую очередь, обусловлено полимасштабностью поставленных задач и необходимостью анализа множества показателей. Автоматизация процессов сбора и систематизации данных, вариативность формы их представления обеспечивается использованием методологии и технологий геоинформционного мониторинга.
2. Инвентаризационный. Включает поиск, верификацию данных об иммиграции иностранных студентов, наполнение баз данных статистическими, со-
циологическими, документально-публикационными и социомедийными материалами. Используются методы качественной социологии, контент-анализа, математической обработки данных.
3. Пространственно-аналитический. Производится анализ данных о состоянии и динамике изменения процессов иностранной иммиграции студентов на разных пространственных уровнях на основе использования картографических и геоинформационных методов.
4. Типологический. С помощью сравнительно-географического, математико-статистического и социально-географического анализа, методов сводки и группировки данных, бально-рейтинговой оценки выстраиваются типологии стран, регионов и университетов на основе критериев участия в обучении иностранных студентов, разработке мер адаптационно-интеграционной политики; разрабатываются модели адаптационного поведения студентов из разных стран с учетом регионально-локальных особенностей принимающих сообществ.
5. Факторно-аналитический. С помощью корреляционного и регрессионного анализа пространственных данных устанавливаются факторы, влияющие на адаптацию и интеграцию иностранных студентов, выбор выпускниками жизненных траекторий и территорий проживания.
6. Праксиологический. Определение перспектив пополнения трудовых ресурсов РФ посредством привлечения иностранных выпускников из российских вузов, разработка практических рекомендаций по повышению эффективности мер образовательной иммиграционной политики.
Выводы
Проведённый комплексный анализ многочисленных отечественных и зарубежных публикаций по заявленной проблематике был сосредоточен на рассмотрении содержания понятийно-категориального аппарата, методической обеспеченности исследований в области образовательной миграции, изученности пространственных аспектов и факторов образовательной миграции. Не смотря на обширность литературных источников по проблеме образовательной миграции, наиболее слабо проработаны направления, связанные с анализом пространственно-временных трансформаций и выявлением особенностей, обусловленных пространственно-ориентированными факторами. Анализ литературных источников по проблеме образовательных миграций позволил очертить границы собственного исследовательского поля и определить концептуальные подходы и программу пространственного анализа иммиграции студентов России. Концепция выстроена в соответствии с основной целью исследования, содержит постановку основных вопросов, требующих поиска ответов, выдвижение гипотез, определение научных подходов и инструментальной базы исследования. Программа отражает логику исследования и предусматривает выполнение шести основных этапов в соответствии с решаемыми задачами.
Благодарности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 22-2700186.
Библиографический список
1. Алексеева Е . Н . Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций // Вестник Московского университета . Социология и политология . 2012 . № 4 . С . 113-136 .
2 . Антонова Н .Л . , Борзова А. Ю ., Булатова Т.А . и др . Образовательная миграция . Школы, вузы, музеи России как агенты адаптации и интеграции . Томск: Национальный ис-
следовательский Томский государственный университет, 2019 . 248 с .
3 . Арефьев А . Л ., Шереги Ф . Э . Иностранные студенты в рос-
сийских вузах . Раздел первый: Россия на международном рынке образования . Раздел второй: Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов/ Министерство образования и науки Российской Федерации . М .: Центр социологических исследований, 2014 . 228 с
4 . Арефьев А . Л . Китайские студенты в России // Высшее об-
разование в России . 2010 . № 12 . С . 54-66 .
5 . Белозеров В . С ., Щитова Н . А ., Чихичин В . В ., Соловьев И .А .
Иностранные студенты на Северном Кавказе: региональные различия и проблемы адаптации (на примере Северо-Кавказского федерального университета) // Наука . Инновации . Технологии . 2017 . № 4 . С . 79-92 .
6 . Вартанян А.А. Международная образовательная мигра-
ция: региональный аспект // Мировая экономика и международные отношения . 2016 . Т. 60 . № 2 . С . 113-121.
7 . Ваулина Т.А., Сахарова К. Н . Организационные аспекты
адаптации иностранных студентов, обучающихся в российском вузе // Вестник Томского государственного университета . 2015 . № 400 . С . 267-272 .
8 Витковская М И , Троцук И В Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН) // Вестник РУДН . Серия Социология . 2004 . № 6-7 . С 267-283
9 . Воробьева О .Д ., Кулаков В . М ., Мкртчян Н . В . Проблемы
кадрового обеспечения и экспорт образовательных услуг в Российской Федерации // Проблемы прогнозирования М : Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, 2004 . С . 109-124 . 10 . Габдрахманов Н . К ., Бабкина Т. С . Цифровые следы образовательной миграции // Межвузовская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов им . Е . В . Арменского . М . : Московский институт электроники и математики НИУ ВШЭ, 2019 . С . 87-88 . 11. Зуева А . С . Международная студенческая миграция: основные понятия, риски и перспективы / III Чтения памяти В . Т. Лисовского: Сборник научных трудов под ред . Т. К . Ростовской, М . : Изд-во «Экон-Информ», 2020 . С . 39-43 .
12 . Краснова Г. А ., Арефьев А . Л . Афганские студенты в Рос-
сии // Аккредитация в образовании . 2021. № 7 . С . 39-41.
13 . Лучко О . Н ., Мухаметдинова С . Х ., Патласов О . Ю . Инстру-
ментарий когнитивного моделирования в анализе векторной образовательной миграции // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета . 2017 . Т. 7 . № 6 . С . 232-248.
14 . Митин Д . Н . Образовательная (учебная) миграция: поня-
тие, проблемы и пути решения // Вестник Российского университета дружбы народов . Политология . 2010 . № 3 . С . 123-134 .
15 . Мичурина Ф . З . , Фотина О . В . Тенденции образовательной
миграции в составе конструктивных направлений развития высшей школы // Географический вестник . 2019 . № 2 . С 56-66
16 . Рябиченко А . В ., Кузнецова Т. Ю . Университеты Северо-
Западного федерального округа в российско-шведском и российско-финском научном сотрудничестве // Балтийский регион . 2012 . № 3 . С . 161-168 .
17 . Рязанцев С . В . , Ростовская Т. К ., Скоробогатова В . И .,
Безвербный В А Международная академическая мобильность в России: тенденции, виды, государственное стимулирование // Экономика региона . 2019 . Т. 15 . № 2 . С 420-435
18 Сафонова М А Институционально-исторические основания системы международной студенческой мобильности // Социология науки и технологий, 2012 . С . 98-121.
19 Сопнев Н В , Соловьев И А Картографическое обеспечение исследования территориальных особенностей студенческой иммиграции в России // ИнтерКарто . ИнтерГИС, 2022 . Т. 28 . № 2 . С . 126-145 .
20 Трофимов Е А , Трофимова Т И Особенности учебной миграции в условиях глобализации // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты . Материалы Всероссийской научно-практической конференции Иркутск: Байкальский государственный университет, 2017 . С . 219-224 .
21. Фурса Е .В . , Рогова Т. М . Международная учебная миграция: тенденции и особенности современного развития // Вопросы регулирования экономики . 2012 . Т. 3 . № 3 . С.42-51.
22 . Хаджаев З . Ш . Образовательная иммиграция в Россию:
сущность и проблемы адаптации // Миграция как ресурс социально-экономического и демографического развития . Серия Демография . Социология . Экономика . 2019 . Т. 5 . № 3 . С.380-386 .
23 . Шпет Е . Н . Учебная миграция студентов вузов и подходы к
ее организации // Вестник Томского государственного педагогического университета . 2014 . № 1. С . 94-99 .
24 . Щитова Н .А ., Чихичин В . В . Теоретико-методологические
аспекты географического исследования процессов адаптации и интеграции иностранных мигрантов // Наука . Инновации . Технологии . 2016 . № 4 . С . 225-238
25 . Alm J . , Winters J .V. Distance and intrastate college student
migration // Economics of Education Review. 2009 . V. 28 . P. 728-738 .
References
1. Alekseeva E . N . Peculiarities and prospects of educational migration in the era of global transformations // Bulletin of Moscow University. Sociology and political science . 2012 . No . 4 . P. 113-136 . (In Russ . ) .
2 . Antonova N . L . , Borzova A.Yu ., Bulatova T.A. etc . Educa-
tional migration . Schools, universities, museums of Russia as agents of adaptation and integration Tomsk: National Research Tomsk State University, 2019 . 248 p . (In Russ .) .
3 . Arefiev A . L ., Sheregi F. E . Foreign students in Russian univer-
sities Section one: Russia in the international education market . Section two: Formation of a contingent of foreign students for Russian universities / Ministry of Education and Science of the Russian Federation . M .: Center for Sociological Research, 2014 . 228 p . (In Russ . ) .
4 . Arefiev A . L . Chinese students in Russia // Higher education in
Russia . 2010 . No . 12 . P. 54-66. (In Russ .) .
5 . Belozerov V. S ., Shchitova N .A ., Chikhichin V.V., Soloviev I.A .
Foreign students in the North Caucasus: regional differences and problems of adaptation (on the example of the North Caucasus Federal University) // Science . Innovation . Technology. 2017 . No . 4 . P. 79-92 . (In Russ .) .
6 . Vartanyan A.A. International educational migration: regional
aspect // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheni-ya . 2016 . V. 60 . No . 2 . P. 113-121. (In Russ . ) .
7 . Vaulina TA ., Sakharova K . N . Organizational aspects of the
adaptation of foreign students studying at a Russian university // Bulletin of the Tomsk State University . 2015 . No . 400 . P 267-272 . (In Russ . ) .
8 . Vitkovskaya M . I . , Trotsuk I .V. Adaptation of foreign students to
the conditions of life and study in Russia (on the example of PFUR) // Bulletin of PFUR . Series Sociology. 2004. No . 6-7 . P. 267-283 . (In Russ . ) .
9 . Vorob'eva O . D . , Kulakov V. M . , Mkrtchyan N .V. Problems of
staffing and export of educational services in the Russian Federation // Problems of forecasting . Moscow: Institute of National Economic Forecasting RAS, 2004. P. 109-124. (In Russ .) . 10 . Gabdrakhmanov N . K ., Babkina T. S . Digital traces of educational migration // Interuniversity scientific and technical conference of students, graduate students and young specialists named after E V Armenian Moscow: Moscow Institute of Electronics and Mathematics NRU HSE, 2019 . P. 87-88. (In Russ )
11. Zueva A . S . International student migration: basic concepts, risks and prospects / III Readings in memory of V. T. Lisovsky: Collection of scientific papers, ed . T. K . Rostovskaya, M .: Ekon-Inform Publishing House, 2020 . P. 39-43 . (In Russ .) .
12 Krasnova G A , Arefiev A L Afghan students in Russia // Accreditation in education . 2021. No . 7 . P. 39-41. (In Russ .) .
13 . Luchko O . N ., Mukhametdinova S . Kh ., Patlasov O .Yu . Tools of
cognitive modeling in the analysis of vector educational migration // Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University. 2017 . V. 7 . No . 6 . P. 232-248 . (In Russ . ) .
14 . Mitin D . N . Educational (training) migration: concept, problems
and solutions // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia . Political science . 2010 . No . 3 . P. 123-134 . (In Russ )
15 . Michurina F. Z ., Fotina O .V. Trends in educational migration as
part of constructive directions for the development of higher education // Geographical Bulletin . 2019 . No . 2 . P. 56-66 . (In Russ )
16 . Ryabichenko A .V., Kuznetsova T.Yu . Universities of the North-
western Federal District in the Russian-Swedish and Russian-Finnish scientific cooperation // Baltiyskiy region . 2012 . No . 3 . P. 161-168 . (In Russ .) .
17 . Ryazantsev S .V. , Rostovskaya T. K ., Skorobogatova V. I., Bez-
verbny V. A . International academic mobility in Russia: trends, types, government incentives // Economics of the region . 2019 . V. 15 . No . 2 . P. 420-435 . (In Russ . ) .
18 . Safonova M .A . Institutional and historical foundations of the
system of international student mobility // Sociology of science and technology, 2012 . P. 98-121. (In Russ .) .
19 . Sopnev N .V., Soloviev I.A . Cartographic support for the study
of territorial features of student immigration in Russia // Inter-Karto . InterGIS, 2022 . V. 28 . No . 2 . P. 126-145 . (In Russ .) .
20 . Trofimov E .A ., Trofimova T. I. Features of educational migra-
tion in the context of globalization // Trends and problems in the Russian economy: theoretical and practical aspects . Materials of the All-Russian scientific-practical conference Irkutsk: Baikal State University, 2017 . P. 219-224 . (In Russ .) . 21. Fursa E .V. , Rogova T. M . International educational migration: trends and features of modern development // Questions of regulation of the economy. 2012 . V. 3 . No . 3 . P. 42-51. (In Russ )
22 . Khadzhaev Z . Sh . Educational immigration to Russia: the es-
sence and problems of adaptation // Migration as a resource for socio-economic and demographic development Series Demography. Sociology. Economy. 2019 . V. 5 . No . 3 . P. 380386 (In Russ )
23 . Shpet E .N . Educational migration of university students and
approaches to its organization // Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University . 2014 . No . 1. P. 94-99 . (In Russ . ) .
24 . Shchitova N . A ., Chikhichin V. V. Theoretical and methodologi-
cal aspects of the geographical study of the processes of adaptation and integration of foreign migrants // Nauka . Innovation . Technology. 2016 . No . 4 . P. 225-238 . (In Russ . ) .
25 . Alm J . , Winters J .V. Distance and intrastate college student
migration // Economics of Education Review. 2009 . V. 28 . P 728-738
Поступило в редакцию 10.09.2022, принята к публикации 16.11.2022.
Сведения об авторах
Щитова Наталия Александровна, доктор географических наук, профессор кафедры социально-экономической географии Северо-Кавказского федерального университета . E-mail: stavgeo@mail . ru
Белозеров Виталий Семенович, доктор географических наук, профессор кафедры социально-экономической географии Северо-Кавказского федерального университета E-mail: vsbelozerov@yandex . ru
Соловьев Иван Алексеевич, кандидат географических наук, доцент кафедры социально- экономической географии СевероКавказского федерального университета E-mail: soloivan@mail ru
About the authors
Shchitova Nataliya Aleksandrovna, Doctor of Geographical Sciences, Professor of the Department of Socio-Economic Geography, North Caucasus Federal University. E-mail: stavgeo@mail . ru
Belozerov Vitaly Semenovich, Doctor of Geographical Sciences, Professor of the Department of Socio-Economic Geography, North Caucasus Federal University. E-mail: vsbelozerov@yandex . ru
Soloviev Ivan Alekseevich, Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor of the Department of Socio-Economic Geography, North Caucasus Federal University. E-mail: soloivan@mail . ru