Научная статья на тему 'Концептуальные основы возникновения философии техники'

Концептуальные основы возникновения философии техники Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1039
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Берлев Владислав Павлович

Рассматриваются концепции основателей философии техники Ф.Рело, А. Ридлера, П.К. Энгельмейера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT FOUNDATION OF PHILOSOPHICAL COMPREHENSION OF TECHNIQUE

Philosophical reflections of engineers about technique are represented

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы возникновения философии техники»

2007

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия История, философия, социология

№ 113

УДК 1/14:601

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

В.П. БЕРЛЕВ

Статья представлена доктором философских наук, профессором Панферовым К.Н.

Рассматриваются концепции основателей философии техники Ф.Рело, А. Ридлера, П.К. Энгельмейера.

Многостороннее влияние техники на различные сферы человеческой деятельности неоспоримо. Техника как создание орудий труда и «техника», понимаемая в качестве способов ведения определённой деятельности (техника земледелия, техника производства гончарных изделий и т.д.) возникла ещё на заре человечества. Однако феномен техники был выделен и осознан только в XIX столетии. Позднее были предприняты попытки философски осмыслить технику как самостоятельный объект. Проблемное поле философского осмысления техники включает решение следующих задач.

Во-первых, важно определить и понять природу и сущность техники. Эта задача вызвана тенденциями развития современной, так называемой «техногенной» цивилизации. Исследователи по-разному оценивают влияние техники на глобальные проблемы современного человечества: экологическую, сырьевую, проблему деградации человека и духовности. Однако все они признают, что это влияние значительно.

Во-вторых, необходима разработка методологических вопросов, а именно: исследование в русле философии техники путей разрешения кризиса современной цивилизации.

Сегодня в научной литературе широко распространено мнение о кризисе современной культуры, вызванном техникой и техническим развитием. Причём, условно можно выделить две полемизирующие точки зрения. Одни учёные, говоря о решении возникших проблем, ратуют за гуманизацию техники, другие говорят о невозможности этого, так как любые попытки гуманизировать современную техногенную цивилизацию обречены на провал ввиду её исключительной стойкости к косметическим операциям. Следует отметить, что приверженцы первой точки зрения чаще всего не могут точно определить способы гуманизации, то есть однозначно указать, как сделать технику подвластной человеку, не нарушающей нравственных, моральных и других законов человечества, и при этом не приносящей вред природной среде. Правда, раздавались и сейчас раздаются голоса об искусственном ограничении развития техники, однако, чаще всего на практике подобные попытки не имеют результата. Пытаясь ограничить одну сферу технической деятельности, мы тем самым тормозим развития других сфер, так как они очень тесно переплетены. Следует отметить, что здесь речь идёт исключительно о мирных сферах технической деятельности и технического развития, например, о развитии компьютерных технологий, вызывающих многие социальные проблемы, одной из которых является ограничение «живого» общения в современном мире и подмене его общением виртуальным; увеличении числа заводов и фабрик, и, как следствие, увеличении объемов вредных выбросов в атмосферу. Ограничения же в военной сфере технической деятельности вполне обоснованы и действенны, к примеру, ограничения по разработке и созданию ядерного оружия, введённые мировым сообществом. Правда, с сожалением приходится констатировать, что данные запреты начинают регулярно нарушаться в последнее время: достаточно вспомнить примеры Ирана и Северной Кореи.

Итак, как отмечалось выше, философское осмысление техники появляется в XIX веке, причём, учёных и мыслителей, занявшихся данной проблематикой условно можно разделить на

философов техники и философствующих инженеров, т.е. людей, получивших гуманитарное (чаще всего философское) образование и посвятивших часть своих исследований феномену техники и людей, имевших инженерное образование и пытавшихся взглянуть на технику с философской точки зрения. Рассмотрим концепции второй категории учёных.

Условной родиной философии техники можно назвать две страны: Германию и Россию. Именно в этих странах некоторые профессиональные инженеры пытались значительно расширить представления о технике, выявить её основные закономерности, природу её появления и определить влияние техники и технического знания на другие сферы человеческой деятельности.

Автором одних из самых интересных работ по философии техники является немец Франц Рело (1829-1905). Оба деда Франца были техниками, а отец, будучи инженером, стал основателем первой фабрики машин в Германии. Так что Франца Рело можно назвать потомственным техническим деятелем. Обучался Франц в Политехническом институте в г. Карлсруэ, а также в университетах Бонна и Берлина. В 1854-56 гг. Рело работает инженером на Кельнской фабрике машин. Ещё в 1854 г. он издаёт работу «Конструирование в машиностроении», а в 1875 г. выходит фундаментальной труд «Теоретическая кинематика». Впоследствии он становится директором Берлинской Ремесленной академии, на базе которой была создана Берлинская высшая техническая школа, а Рело стал её ректором.

Франц Рело в своих работах уделял большое внимание и гуманитарным аспектам. Его «Теоретическая кинематика» содержит специальную главу по истории машин, также в книге представлены исторические сведения и методологические замечания, например, попытки сформулировать понятия «машина», «механизм» и т.д., анализ предмета кинематики машин и прикладной механики.

Как видно, сфера интересов Франца Рело была очень широкой. Увлекался он и искусством. В 1874 г. на свет появляется его работа «Техника и культура», которая является синтезом его различных научных устремлений. Эту работу можно с уверенностью назвать одной из первых по философии техники. Интересна его позиция по взаимодействию гуманитарного и технического знания: «Искусство и научная техника не исключают друг друга. Требуются только усилия, чтобы удовлетворить обоим ... отразить напор разрушительных влияний машины» [1, с. 13].

Франц Рело освещает целый ряд проблем, причем делает это первым. Одной из проблем, занимавших учёного, являлось влияние техники на культуру в широком понимании этого слова. Рело отмечает не только очевидную роль техники в экономических, политических и социальных процессах, происходящих в обществе, но и производит анализ культурной и культурологической роли техники. Он формулирует два понятия - манганизм и натурализм. Понятие «ман-ганизм» происходит от древнегреческого названия «:шап§апоп», т.е. механизм магов, дававшееся всякому искусственному приспособлению. Эти приспособления вызывали восторг и страх у несведущих и делали изобретателей в их глазах «полубогами». Ярким примером служит изобретенные в XVII веке большие машины для метания камней - катапульты. Таким образом, манганизм по Рело - это познание законов, закономерностей природы и использование этих знаний. Определив законы природы, человек «направляет» её силы и получает желаемый результат. В противоположность манганизму натурализм проявляется в том, что от сил природы лишь обороняются, можно сказать борются со следствием, не желая или не смея познать причины.

Выделив понятия манганизм и натурализм, Франц Рело дифференцирует нации, народы и цивилизации на манганистические и натуристические. К первым он относит европейскую цивилизацию и Америку, ко вторым - большинство государств и этносов Востока. Рело видит причины расцвета и достижений европейских стран именно в их манганистическом характере. Рело прямо говорит: «господство на земле принадлежит манганистическим нациям», а «те на-

ции, которые не захотят перейти к манганизму, должны заранее помириться с постепенным своим подчинением или исчезновением» [1, с. 10].

Рело приводит конкретные исторические примеры, одним из которых является Япония, сознательно перешедшая от натурализма к манганизму и добившаяся благодаря этому небывалого культурного и технологического подъёма. Рело Ф. осознает, что добиться такого перехода достаточно сложно, и одним из главных его условий является значительное повышение уровня образования.

XX век наглядно продемонстрировал, что манганистические нации, действительно, господствуют в макроэкономической сфере, однако, манганизм несёт при этом новые проблемы, решение которых представляется очень трудной задачей. Основными проблемами являются экологическая и проблема вооружений. Кровопролитные войны XX века, а также различные военные эксперименты (например, многочисленные испытания ядерного оружия) унесли миллионы человеческих жизней и нанесли огромный вред природе. Также, создавая бесчисленное количество промышленных предприятий, человек наносит непоправимый ущерб окружающей среде. Таким образом, цивилизации манганистического характера с одной стороны активно используют силы природы, добиваясь значительного технического прогресса, а с другой - постоянно ослабляют эти силы. Следовательно, наилучший путь будущего развития лежит в балансе ман-ганистических и натуралистических начал, когда природные ресурсы будут использоваться активно, но разумно, и развитие техники будет подвергнуто постоянному, тщательному анализу с целью исключения её негативного влияния на природу.

Ещё одним философствующим инженером является Алоиз Ридлер (1850-1936) - немецкий инженер, возглавлявший одну из лабораторий Берлинского политехникума. Можно выделить две работы этого ученого, имеющие непосредственное отношение к философии техники: «Цели высших технических школ» и «Германские высшие технические заведения и запросы двадцатого столетия». Как видно из названий, основной проблемой, занимавшей А. Ридлера, было инженерное образование и его совершенствование. По мнению учёного, инженеру помимо узкоспециальных дисциплин обязательно следует давать многостороннее образование, причём А. Ридлер подчеркивает взаимосвязь техники и искусства как созидательных, творческих начал. Лишь в этом случае инженер сможет не только решать текущие проблемы, но и предугадывать появление новых задач и основные направления технического развития.

Интересно отметить, что существует две концепции подготовки инженерных кадров: фундаментальная (характерна для бывшего СССР и современной России) и прикладная (характерна для Западной Европы и Америки). Именно к фундаментальному техническому образованию призывал А. Ридлер в своих работах. Примером различия вышеуказанных концепций может служить подготовка авиационных специалистов. В нашей стране помимо знаний, имеющих непосредственное отношение к конструкции самолёта и различных его систем, будущим инженерам преподается широкий ряд гуманитарных дисциплин, таких как философия, социология, психология и др. В западноевропейских странах и США специалисты обучаются значительно меньшее время, причём только тому, что напрямую касается будущей работы. Споры по поводу преимущества одного из двух подходов ведутся давно. Однако интересно отметить: работая в авиационной сфере и беседуя с иностранными специалистами, автор обратил внимание, что иностранные инженеры признают способность их российских коллег решать более широкий круг задач, что достигается благодаря знаниям в различных, в том числе гуманитарных сферах. В то же время для подготовки специалистов в России требуется гораздо больше времени и усилий со стороны преподавательского состава и самих учащихся.

Ридлер А. обращает внимание на важную историческую роль техники, начиная от создания простейших орудий первобытным человеком до сложнейших инженерных сооружений нового времени. В частности, он пишет: «Она [техника] является крупной частью истории человече-

ской культуры и по своему значению и содержанию может померяться с историей любой науки» [2, с. 12].

Также в своих работах Алоиз Ридлер отмечает взаимодействие техники и теоретических естественных наук, сетуя на то, что современный уровень развития общества чаще всего объясняется успехами естествознания, а технике отводится второстепенная роль, что неверно. Техника является не только исполнительным средством, реализуя на практике достижения естественных наук, но и сама часто закладывает фундамент новых теоретических знаний. В качестве примера ученый приводит изобретение паровой машины задолго до создания теории теплоты. Однако А. Ридлер считает, что технику следует считать «не созидательницей науки, но её мощной сотрудницей» [2, с. 14].

В России первым философом техники был Петр Климентьевич Энгельмейер (1850-1940). Дед П. К. Энгельмейера был выходцем из Германии и обучался медицине в Петербурге. Сам учёный окончил гимназию в Москве. Петр Климентьевич владел английским, итальянским, французским и немецким языками. По образованию он был инженер-механик. В сферу интересов учёного входили многие области техники: самолётостроение, электротехника и др.

Энгельмейер П. является автором более ста статей, в том числе на иностранных языках.

В 1911 г. Петр Климентьевич представил три доклада по философии техники на IV Международном философском конгрессе в г. Болонья (Италия). В одном из них он дает определение техники: «Сущность техники заключается не в фактическом выполнении намерения, но в возможности воздействия на материю...» [3, с. 85].

В творчестве П. Энгельмейера ведущую роль играет теория технического творчества, основой которой является так называемый трехакт. Ученый пишет: «Творчество зарождается из желания (потребности, наклонности, аппетита) и выявляется в некоторой обстановке, которую оно изменяет сообразно с желанием. Стало быть, творчество выражается, в конце концов, в прямом воздействии на окружающую обстановку. Но тут замечается ещё и промежуточный момент: составление плана действия. В составлении плана действуют два агента, существенно различные, один бессознательный, вне-логический - это интуиция, другой сознательный, логический - это рассуждение. А выполнение плана на деле совершается за счёт третьего агента, телесного, двигательного, способного воздействовать на окружающую материю.

Отсюда видно, что механизм творчества есть трехакт, которого три акта суть функции трех вышесказанных агентов. Первый акт есть функция интуиции, второй - рассуждения, третий -организованного рефлекса. В первом акте под давлением первоначального желания составляется идея, которая ставит цель. Во втором акте рассуждение вырабатывает из идеи план действий. В третьем акте этот план приводится в исполнение» [4, с. 157-158].

Таким образом, автор отвечает на вопрос о механизме перехода от идеи к вещи, т.е. об изобретении.

В 1912 г. выходит книга П. К. Энгельмейера «Философия техники». По признанию самого ученого вскоре к нему начали обращаться с вопросами: зачем вообще нужна философия техники, что она привнесёт нового в исследование техники, какие цели преследует? Отвечая на эти вопросы, П. К. Энгельмейер выпускает несколько статей. Он утверждает, что одной из основных задач, стоящих перед философией техники, является определение роли техники как фактора культуры. Петр Климентьевич говорит о зарождении целого «технического мировоззрения», поскольку философия техники ставит технику в один ряд с теорией познания и эстетикой. Также, по мнению П. К. Энгельмейера, зарождающееся направление гуманитарного исследования феномена техники должно выявить взаимоотношения техники с экономикой, искусством и правом и обществом в целом: «Одним словом техника есть только одно из колес в гигантских часах человеческой общественности. Внутреннее устройство этого колеса исследует технология, но она не в силах выйти за свои пределы и выяснить место, занимаемое этим колесом и его

функцию в общем механизме. Эту задачу может выполнить только философия техники» [5, с. 101-103].

Большинство вопросов, освещенных П.К. Энгельмейером в своих работах, являются составной частью гуманизации инженерной деятельности. Для осуществления этого необходим гуманитарный взгляд на феномен техники. Философия техники в то время вызывала большой интерес у инженеров и учёных в России, что подтверждается большим количеством публикаций на данную тему Политехнического и Русского технического общества.

Подводя итог, надо подчеркнуть, что проблемы и задачи, определённые пионерами философии техники, актуальны и по сей день. Гуманитарные исследования профессиональных инженеров представляют большой интерес, так как данные специалисты знают проблемы техники изнутри. Поэтому сегодня актуален вопрос о преподавании философии техники в высших учебных заведениях, с целью изучения феномена техники и выявления её влияния на исторические, социальные и культурные процессы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рело Ф. Техника и ее связь с задачею культуры. - СПб., 1885.

2. Ридлер А. Германские высшие учебные заведения и запросы двадцатого столетия. - СПб., 1900.

3. Энгельмейер П.К. Философия техники. Вып.2. - М., 1912.

4. Вопросы теории и психологии творчества. Т. 5. - Харьков, 1914.

5. Энгельмейер П.К. Технический итог XIX века. - СПб., 1889.

6. Горохов В. Г. Петр Климентьевич Энгельмейер: Инженер-механик и философ техники.- М., Наука, 1997.

7. Емельянов Б.В. Петр Климентьевич Энгельмейер: философия техники и творчества. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2004.

THE CONCEPT FOUNDATION OF PHILOSOPHICAL COMPREHENSION OF TECHNIQUE

Berlev V. P.

Philosophical reflections of engineers about technique are represented.

Сведения об авторе

Берлев Владислав Павлович, 1983 г.р., окончил МГТУ ГА (2005), аспирант МГТУ ГА, член Российского философского общества; автор 2 научных работ, область научных интересов - философия науки и техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.