Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К. Д. УШИНСКОГО'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К. Д. УШИНСКОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА К. Д. УШИНСКОГО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белинская О. В., Белова Л. А.

В статье представлена педагогическая система К. Д. Ушинского; обоснована значимость и актуальность концепции нравственного воспитания педагога, заложившей глубокую методологическую основу развития личности. Осмысливая педагогическое наследие К. Д. Ушинского, авторы подробно рассматривают проблему целеполагания, имеющую фундаментальное значение в системе взглядов педагога, и описывают конкретные задачи воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К. Д. УШИНСКОГО»

учителя, профессионализм и личностные качества которого соответствуют требованиям времени. Коллектив Лукоянов-ского педагогического колледжа под руководством заслуженного учителя РФ В. А. Давыдова уверенно вступил в тре-

тье тысячелетие. Высокий профессионализм педагогического коллектива позволяет надеяться на то, что из стен колледжа будут выходить квалифицированные, много знающие и умеющие, любящие детей специалисты.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К. Д. УШИНСКОГО

Л. А. БЕЛОВА,

методист, почетный работник

среднего профессионального образования

О. В. БЕЛИНСКАЯ, преподаватель высшей категории, заслуженный учитель РФ

В статье представлена педагогическая система К. Д. Ушинского; обоснована значимость и актуальность концепции нравственного воспитания педагога, заложившей глубокую методологическую основу развития личности. Осмысливая педагогическое наследие К. Д. Ушинского, авторы подробно рассматривают проблему целеполагания, имеющую фундаментальное значение в системе взглядов педагога, и описывают конкретные задачи воспитания.

Ключевые слова: история образования, педагогическая антропология, воспитательная система К. Д. Ушинского

2 марта 2009 года исполнилось 185 лет со дня рождения великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского (1824—1870 гг.). Время его жизни и педагогической деятельности совпало со сложным периодом истории России: отменой крепостного права и

подъемом демократического общественного движения 60-х годов XIX века, вызвавшего к жизни движение общественно-педагогическое.

Гражданская позиция К. Д. Ушинско-го не совпадала с революционно-демократическими идеями, но их влияние бла-

готворно сказалось на его педагогических взглядах. Воспитанница Смольного института, последовательница педагогических идей К. Д. Ушинского Е. Н. Водово-зова писала: «...он всегда являлся страстным поклонником, сторонником и пропагандистом просвещения и распространения его среди простого народа, проповедником широкого образования женщин» [5, с. 536].

Однако несправедливо было бы считать К. Д. Ушинского только просветителем: «...Ушинский — представитель новой жизни, носитель новых прогрессивных идей, с энергией страстной натуры проводящий их в жизнь... Он горячий защитник свободной мысли и индивидуального развития...» [5, с. 550].

Сегодня, в период реформирования российского образования, педагогическая система К. Д. Ушинского, заложившая глубокую методологическую основу воспитания и развития личности, вновь обретает значимость и актуальность.

В концепции воспитания К. Д. Ушин-ского фундаментальное значение имеет проблема целеположения: «Определение цели воспитания мы считаем лучшим пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий» [6, с. 236].

По его мнению, именно цели воспитания определяют целостность педагогической системы, выявляют логику выбора средств и методов и должны определяться как общественной необходимостью, так и особенностями личности.

Первый шаг в определении целей воспитания К. Д. Ушинский сделал сразу после окончания Московского университета. В своем дневнике в 1844 г. он написал: «...необходимо просвещать народ, распространять в народе благородные дела... Приготовлять умы! Рассеивать идеи!.. Вот наше назначение» [11, с. 12—13]. Труд и просвещение, считал К. Д. Ушинский, поведут к созданию нового общества, нового человека, челове-

ка будущего, а образование должно соответствовать «духу времени».

Как смысл воспитания, так и его задачи К. Д. Ушинский выводит из понятия о человеке: чтобы высказать идею о воспитании, прежде всего нужно определить, что такое «сам предмет, который мы хотим воспитывать, и чего мы хотим достичь воспитанием, каков наш идеал человека» [9, с. 472].

К. Д. Ушинский считал, что воспитание «есть целеустремленный преднамеренный процесс формирования всесторонне развитой личности». Придавая решающее значение воспитанию человека, он подчеркивал: «Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных» [15, с. 18].

Каковы же должны быть конкретные задачи воспитания?

Первой и основной задачей К. Д. Ушин-ский считал подготовку человека к жизни. «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду, жизни» [14, с. 154].

Особое значение К. Д. Ушинский придавал задаче воспитания в детях твердой воли и характера. Он считал, что воспитание этих качеств возможно лишь на основе выработки серьезного отношения к труду и учебе. Говоря о нравственном воспитании, К. Д. Ушинский уделяет внимание задаче воспитания в ребенке патриотизма и одновременно уважения к каждой нации, к ее правам, языку и т. д. «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [8, с. 102—103].

Сегодня, в период реформирования российского образования, педагогическая система К. Д. Ушинского, заложившая глубокую методологическую основу воспитания и развития личности, вновь обретает значимость и актуальность.

Важной задачей воспитания Ушин-ский считал формирование в детях и таких качеств, как чувство долга и ответственности перед народом, государством, семьей и самим собой. Особое значение в формировании совершенной личности К. Д. Ушинский придавал задачам развития в ребенке художественно-эстетических чувств, без которых человек не может оценить всю красочность жизни и истины, не может наслаждаться жизнью. «Истина, как бы возвышенна она ни была, без художественной формы не произведет полного впечатления» [7, с. 150].

Концептуальные основы воспитательной системы К. Д. Ушинского четко прослеживаются во всем его педагогическом наследии. К. Д. Ушинский вносит полную определенность во взгляды на общественную функцию педагогики, на ее теоретическое и практическое значение. Воспитание, по его мнению, не является только внешним фактором процесса формирования человека: «Самая существенная, самая человеческая потребность в человеке есть потребность к совершенствованию и развитию». «Воспитатель, — подчеркивал он, — есть художник; воспитанник — художественное произведение; школа — мастерская, где из грубого куска мрамора возникает подобие божества» [3, с. 12]. Это практическое назначение науки о воспитании дало К. Д. Ушинскому основание называть педагогику, научные основы которой он разрабатывал, «искусством воспитания».

Он считал, что воспитание строится на трех основных педагогических положениях. Во-первых, на изучении индивидуальных особенностей, возможностей, потребностей, способностей и таланта ученика. «Основной закон детской природы,— утверждал К. Д. Ушинский, — можно выразить так: дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не дея-

В правильно организованной школе, связанной с жизнью, современностью, К. Д. Ушинский отводил ведущую роль учителю-воспитателю, глубоко любящему свой народ и заботящемуся о его развитии.

тельностью, а ее однообразием и односторонностью...». «Педагог должен прежде всего учиться у природы и из замеченного явления детской жизни выводить правила для школы... чем моложе возраст, тем более требует он разнообразия деятельности...» [12, с. 147]. Естественное состояние ребенка состоит в деятельности, подвижности, активности, непосредственности, в стремлении к познанию окружающего, и этим «указанием природы» должен руководствоваться учитель-воспитатель. Деятельность ребенка разнообразна, содержание и интенсивность ее изменяются с его возрастом и развитием. Во-вторых, воспитание ребенка должно осуществляться в деятельности с самого первого его шага. В-третьих, результат воспитания определяет личность педагога.

В правильно организованной школе, связанной с жизнью, современностью, К. Д. Ушинский отводил ведущую роль учителю-воспитателю, глубоко любящему свой народ и заботящемуся о его развитии. Нести просвещение в массы — высокое общественное предназначение истинно народного учителя. Процесс обучения и воспитания немыслим без воодушевляющего влияния личности учителя: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, — писал К. Д. Ушин-ский, — потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания... Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характер может образовать характер». Никакие инструкции «дурного воспитателя... не сделают хорошим и не заменят его ни в коем случае». «Личный пример учителя — это плодотворный луч солнца

для молодой души, которого ничем заменить невозможно» [10, с. 288].

В основе концепции воспитания К. Д. Ушинского лежат определенные методологические позиции [2, с. 17—18], а также три главных принципа: антропологизм, природосообразность, народность.

Антропологизм — научное решение формирования человека как целостной личности на основе всестороннего знания человека для его всестороннего развития. К антропологическим наукам К. Д. Ушинский относил философию, физиологию, психологию, патологию, логику и др.

«Антропология — писал Н. Г. Чернышевский,— это такая наука, которая, о какой бы части жизненного человеческого процесса ни говорила, всегда помнит, что весь этот процесс и каждая его часть происходит в человеческом организме» [16, с. 294].

Природосообразность обучения и воспитания рассматривается К. Д. Ушин-ским как учет особенностей психофизического развития ребенка, понимание того, что дитя живет своей жизнью, отражающей специфическим образом окружающий мир, по-своему действует, мыслит. «С природой плохо спорить; можно, пожалуй, не уважать ее законов, можно помешать их выполнению в развитии человека, но из этого ничего хорошего не выйдет: человеку остается только узнать эти законы и воспользоваться их силой» [13, с. 616]. Особое значение при-родосообразность имеет в развитии интеллектуальных и нравственных качеств личности.

Народность — отражение в литературе, искусстве, в воспитании национального характера исторической самостоятельности, творческой силы и психологического склада народа, его любви к родине.

Просветитель-демократ К. Д. Ушин-ский рассматривал идею народности как основу своей педагогической деятель-

ности, что раскрывается в его работах: «О народности в общественном воспитании», «О нравственном элементе в русском воспитании», «Три элемента школы», «Вопросы о народных школах» и др. «Воспитание помогает развивать национальное самосознание народа, и в этом сущность его народности, — отмечал К. Д. Ушинский. — Воспитание берет человека всего, как он есть, со всеми его народными и единичными особенностями,— его тело, душу и ум, и прежде всего обращается к характеру человека; а характер и есть именно та почва, в которой коренится народность» [6, с. 52].

Тема человека объединяет монографии, статьи, очерки, учебные книги и методические руководства, созданные основоположником отечественной педагогики К. Д. Ушинским. «Неужели общество, доверяющее нам своих детей, не в праве требовать от нас, чтобы мы старались познакомиться с тем предметом, который вверяется нашим попечениям, — с умственной и нравственной природой человека» (там же).

Уже в начале творческого пути великий педагог обращает внимание на взаимосвязь проблем воспитания и изучения человека, что привело его к открытиям в области педагогической антропологии.

Книга К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» является трудом всей жизни великого педагога и имеет непреходящее значение для современной педагогики. В 1867—1869 годах были изданы первые два тома монографии. Работа над третьим томом была прервана болезнью и безвременной кончиной автора. Труд Константина Дмитриевича Ушин-ского поражает масштабом замысла и смелостью высказываемых научных положений, которые, без сомнения, сохрани-

В основе концепции воспитания К. Д. Ушинского лежат определенные методологические позиции, а также три главных принципа: антропологизм, природосообразность, народность.

ли свою значимость для современной теории и методики обучения и воспитания.

Согласно антропологической концепции К. Д. Ушинского, искусство воспитания должно строиться на изучении комплекса наук. В перечень антропологических наук он включает широкий спектр гуманитарных дисциплин: историю религии, цивилизации, философии, литературы, искусств и др. Весь комплекс антропологических знаний является уникальной базой художественно-эстетического развития личности.

Сверхзадачу «педагогической антропологии» К. Д. Ушинский формулирует в известном постулате: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его также во всех отношениях» [15, с. 11]. Идея целостного изучения человека раскрыта К. Д. Ушинским в структуре его фундаментального труда: в первом томе излагаются сведения из области физиологии; второй том посвящен процессам душевным, а третий — процессам духовным. В комплексе — это знания о человеке как индивиде и как личности.

К. Д. Ушинский пишет: «Педагогика — не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств... она стремится к усовершенствованию самой человеческой природы... его души и тела...» [6, с. 215].

Второй том «Педагогической антропологии», посвященный анализу душевных явлений, открывается разделом «Чувствования». Творчество «по законам красоты» подчиняется общему механизму развития человеческой психики. Тело человека питается материальной пищей, дух — идеями, душа и все ее способности — деятельностью. По мысли К. Д. Ушинского, «...тело, сердце и ум

В своем главном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» Константин Дмитриевич Ушинс-кий сформулировал основные наиболее важные положения воспитания, от которых зависит нормальное развитие русских детей.

человека требуют труда», «...Только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья». [12, с. 337—338]. С этих позиций ученый определяет цель педагогической деятельности: «Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда» [13, с. 373]. Готовить к «труду жизни» надо каждого ребенка. В труде у человека раскрываются его способности, проявляется талант. «Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни» [6, с. 135].

Примером значения труда в реализации таланта может послужить творческий путь самого К. Д. Ушинского. Художественное дарование — одна из сторон многогранного таланта К. Д. Ушинского — ярко обнаруживается в сфере литературного творчества. Ученый, педагог, организатор народного образования, он проявил себя как писатель, переводчик иностранной литературы, журналист, автор очерков, рецензий, литературно-критических статей на педагогические темы. Сотрудничество с журналами «Библиотека для чтения», «Журнал для воспитания», «Журнал министерства народного просвещения», «Народная школа», «Отечественные записки», «Педагогический сборник», «Современник» позволяло ему поддерживать хорошую литературно-творческую форму.

В своем главном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» Константин Дмитриевич Ушинский сформулировал основные наиболее важные положения воспитания, от которых зависит нормальное развитие русских детей: жизнь в родной семье в годы детства и школьного обучения; непосредственное попечение матери; религиозность в семье; общение с природой; общество сверстников; сближение

с народом; неизнеженность; свободное время дня для удовлетворения любознательности путем самостоятельного чтения и размышлений над воспринятым и выученным.

По утверждению Ушинского, воспитание должно основываться на потребностях общества, определяемых современной жизнью, и на выводах науки. 14 декабря 1914 года на заседании Московского общества грамотности, посвященном памяти К. Д. Ушинского, известным советском педагогом и психологом первой половины XX века П. П. Блонским был прочитан доклад «Место К. Д. Ушин-ского в истории русской педагогики», который он закончил замечательными словами: «В переживаемые нами дни нам, русским педагогам, идеалы Ушинского

должны быть особенно заветны и сейчас более, чем когда-либо, нам время осуществить, реализовать его наследие... Но пока, обращаясь к великому и непревзойденному русскому педагогу, мы скажем: "Ушинский велик, а мы — его должники"» [4, с. 78].

Концептуальные основы системы воспитания К. Д. Ушинского актуальны и сегодня, поскольку целью современного воспитания является воспитание индивидуальной личности.

Наш долг сегодня — не только осуществить идеи К. Д. Ушинского, но и пойти дальше по пути реализации основных направлений современного образования, так как «Ушинский принадлежит не только прошлому. Он продолжает жить и в нашей современности» [1, с. 7].

ЛИТЕРАТУРА _

1. Академик В. П. Потемкин // Советская педагогика. — 1945. — № 12.

2. Архив К. Д. Ушинского. Т. 1. — М., 1959—1962.

3. Архив К. Д. Ушинского. Т. 2. — М., 1959—1962.

4. Блонский, П. П. Избранные педагогические произведения / П. П. Блонский. — М., 1961.

5. Водовозова, Е. Н. На заре жизни / Е.Н. Водовозова. — Т. 1. — М., 1964.

6. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. — Т. 1. — М., 1954.

7. Ушинский, К. Д. Материалы для педагогической антропологии / К. Д. Ушинский // Собрание неизданных сочинений. — Т. 3. — СПб., 1908.

8. Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании / К. Д. Ушинский // Собрание педагогических сочинений. — Т. 1. — СПб., 1875.

9. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения Н. И. Пирогова / К. Д. Ушинский // Собрание педагогических сочинений. — Т. 1. — СПб., 1875.

10. Ушинский, К. Д. Собрание педагогических сочинений / К. Д. Ушинский. — СПб., 1875

11. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. — Т. 11. — М. ; Л., 1948—1952.

12. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. — Т. 3. — М. ; Л., 1948—1952.

13. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. — Т. 10. — М. ; Л. 1948—1952.

14. Ушинский, К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / К. Д. Ушинский // Собрание педагогических сочинений. — Т. 1. — СПб., 1875.

15. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский. — Т. 1. — М., 1901.

16. Чернышевский, Н. Г. Полное собрание сочинений / Н. Г. Чернышевский. — Т. 7. — М., 1950.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.