Научная статья на тему 'Концептуальные основы воспитания и развития детей раннего возраста в современных социокультурных условиях'

Концептуальные основы воспитания и развития детей раннего возраста в современных социокультурных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1462
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Галина Григорьевна

В основных направлениях государственной политики в сфере дошкольного образования и перспективах ее развития в Российской Федерации определено, что «в ближайшее время большое внимание будет уделено созданию системы раннего развития детей в возрасте от рождения до 3-х лет как особому направлению развития системы дошкольного образования». Система раннего развития детей (от 0 до 3-х лет) признается самостоятельным элементом современной модели образования. Будут созданы специальные службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания. Чтобы обеспечить перспективное и преемственное развитие человека на ступенях раннего и дошкольного возраста, надо проанализировать возможности модернизации образования детей в раннем детстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы воспитания и развития детей раннего возраста в современных социокультурных условиях»

Г. Г. Григорьева

Концептуальные основы воспитания и развития детей раннего возраста в современных социокультурных условиях

Григорьева Галина Григорьевна - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой теории и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (НИРО).

В основных направлениях государственной

политики в сфере дошкольного образования и перспективах ее развития в Российской Федерации определено, что «в ближайшее время большое внимание будет уделено созданию системы раннего развития детей в возрасте от рождения до 3-х лет как особому направлению развития системы дошкольного образования». Система раннего развития детей (от 0 до 3-х лет) признается самостоятельным элементом современной модели образования. Будут созданы специальные службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания1.

Чтобы обеспечить перспективное и преемственное развитие человека на ступенях раннего и дошкольного возраста, надо проанализировать возможности модернизации образования детей в раннем детстве. Для этого мы обратились к Федеральным государственным требованиям (ФГТ).

В качестве главной цели в них выступила социализация ребенка, введение его в мир человеческой культуры и поддержка его развития по основным направлениям (физическое, познавательное, социально-личностное, художественно-эстетическое). В связи с этим весьма важной нам представляется позиция В. И. Слободчикова: прежде чем говорить о развивающем образовании, надо иметь представление о «норме развития» на разных возрастных ступенях. А «...норма - это не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка, при соответствующих условиях. Задача

1 Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы» (одобрено на заседании Правительства РФ в 2008 году)

психолога и педагога эти конкретные условия определить»2.

В ФГТ впервые задан результат как возрастная норма развития ребенка к концу дошкольного возраста в виде набора интегративных физических, психических, личностных качеств. Это целевой ориентир современного дошкольного образования.

Учитывая продолжающуюся дискуссию по содержанию и объему качеств, характеризующих возможную норму развития дошкольников, допуская возможное обогащение и коррекцию палитры «социального портрета» ребенка семилетнего возраста, надо признать, что этот документ включает в целом разностороннюю характеристику развития человека на дошкольном этапе жизни. Более того, большинство качеств, ее составляющих, перспективны к преемственному развитию на этапе начального общего образования (Н. Е. Веракса).

Все качества, которые заявлены в этом портрете, зарождаются в младенческом и раннем возрасте. Встает вопрос: как может выглядеть портрет ребенка к концу третьего года жизни, если его рассматривать по этим же параметрам, то есть, каков возможный результат развития человека в раннем возрасте? Возможна ли преемственность в результатах раннего и дошкольного образования?

Возможный вариант «СОЦИАЛЬНОГО ПОРТРЕТА» ребенка раннего возраста к трем годам его жизни представлен нами по тем же параметрам, которые заданы в ФГТ к основной программе дошкольного образования.

2 Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. - 2-е изд., переработ. и допол. - Биробиджан: Издательство БГПИ, 2005, 272 с. ; С. 122

1. ФИЗИЧЕСКИ РАЗВИТЫМ

В основном сформировались основные культурно-гигиенические действия. Требуется их развитие до уровня навыков.

У ребенка хороший аппетит, здоровый, спокойный сон, хорошее настроение. Двигательные навыки: ярко выражена инициативная двигательная активность. (Основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазание, броски - ловля мяча). Движения относительно самостоятельные. Требуется помощь и особый контроль при выполнении ребенком более сложных движений (лазании, прыжках, действиях с мячом). Физические качества: предпосылки ловкости - относительная уверенность в действиях, самостоятельность; предпосылки выносливости - более высокий уровень работоспособности по сравнению с предыдущим возрастом.

2. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ, АКТИВНЫЙ

Ярко выражена инициативная познавательно-исследовательская активность ребенка, он принимает «живое» участие во всех делах. Способы реализации активности: двигательная (использует сформировавшиеся обследующие действия), вербальная (обращается с вопросами и за помощью к взрослым, стремится поделиться впечатлением об увиденном). Восприятие выполняет в познании ведущую роль. Все психические процессы развиваются вокруг восприятия. Расширяется сфера интересов ребенка: интерес к взрослым и детям, различным предметам, природе, самому себе.

3. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОТЗЫВЧИВЫЙ

В поведении превалирует положительный эмоциональный фон. Ярко проявляется способность к эмоциональному подражанию («заражению» эмоциями других людей). Предмет эмоциональных реакций: люди, рукотворные предметы, природа, сам ребенок (остро переживает успех - неуспех, оценку, отношение взрослых). Испытывает разные по характеру эмоции: радость, огорчение, страх, стыд, удовлетворение собой («гордость») и др. Способы выражения эмоций: мимика, движения, слово. Саморегуляция: слабо управляет эмоциями, эмоции ситуативны.

Эмоциональное отношение ребенка к окружающему миру, в том числе к содержательному взаимодействию с взрослым, в силу непроизвольности действий

и поведения ребенка - крайне важное, если не самое главное, условие успешного, эффективного образовательного процесса, а значит, развития ребенка. Состояние эмоционального комфорта, по мнению психологов -одно из главных условий и показателей нормального развития малыша.

4. ОВЛАДЕВШИЙ СРЕДСТВАМИ ОБЩЕНИЯ

Испытывает потребность в общении. Инициативен в общении, доброжелателен, вступает в диалог с взрослым, нередко и незнакомым.

Зарождаются способы партнерского взаимодействия. Ребенок проявляет при этом доброжелательность и предпочтение отдельных сверстников и взрослых; играет рядом, но может элементарно сотрудничать с детьми, обмениваться игрушками, пытается договариваться. Освоены основные способы общения с взрослыми и сверстниками (вербальные, мимика, жесты).

5. СПОСОБНЫЙ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ И ПЛАНИРОВАТЬ ДЕЙСТВИЯ, СОБЛЮДАЯ НОРМЫ, ПРАВИЛА, ДОСТИГАЯ РЕЗУЛЬТАТ

Ребенок способен действовать на основе собственного замысла, подчиняет действия замыслу. Он заинтересован результатом своих действий, действует целенаправленно. Все

в большей степени в поведении и деятельности начинает руководствоваться правилами отношения к предметам, взрослым, сверстникам. Знает элементарные правила, регулирующие деятельность и поведение, и пытается выполнять их. Начинает использовать речь как средство самоуправления.

Безусловно, действия, поведение ребенка неустойчивы, во-первых, из-за слабой произвольности всех психических процессов. Во-вторых, по причине меняющегося в целом отношения ребенка к миру: проявляется потребность в реализации и утверждении собственного «Я» (Н. М. Аксарина, Л. И. Божович, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Н. М. Щелованов и др.). Полагаем, что эта новая позиция в поведении ребенка, стремление утвердить свое «Я», нередко вступает в противоречие с необходимостью подчиняться правилам. Различный характер разрешения этого противоречия в сочетании с непроизвольностью, безусловно, определяет и неустойчивость поведения ребенка.

6. СПОСОБНЫЙ РЕШАТЬ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ

В действиях, в поведении ребенок достаточно самостоятелен, инициативен. Решая задачи, он выполняет действия: на уровне прямого репродуцирования, способен к элементарному преобразованию действий и поведения в новой ситуации, может действовать по творческому замыслу (при действенной мотивации со стороны взрослого, особенно -значимого взрослого, при наличии ярких эмоциональных впечатлений).

7. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ, ОБЩЕСТВЕ, ПРИРОДЕ

Формируется представление о ближайших, в том числе бытовых предметах и способах действия с ними. Ребенок соотносит предметы по сенсорным свойствам, по назначению, и на этой основе способен к обобщению. Элементарные представления о живой и неживой природе (времена года, погода, домашние животные, насекомые, овощи, фрукты); о семье, родственных связях (близкие родственники: папа, мама, братья, сестры; они любят, заботятся друг о друге); гендерной принадлежности.

Формируется первичная самооценка, позитивный образ «Я» в зависимости от успешности ребенка в деятельности и доброжелательных оценочных отношений со стороны окружающих: самостоятельный, умелый, любимый, нужный. Возникает «гордость за достижения».

Возможна дифференциация общей и конкретной самооценки. Самооценка через достижения, оцененные окружающими, - основа для личностного развития, зарождения рефлексивных способностей и дальнейшего развития самосознания.

8. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Безусловно, предпосылки складываются к старшему дошкольному возрасту. Применительно к раннему возрасту, конечно, речь не идет о подготовке, тем более, готовности детей к школе. Речь идет о ранних проявлениях таких способностей, качеств, которые, развиваясь в последующем, становятся основой полноценного развития учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Если ориентироваться на некоторые сущностные характеристики учебной деятельности,

то следует отметить, что зарождаются они в специфических для раннего возраста видах деятельности. Малыш действует по собственной инициативе, откликается на предложения взрослых, с интересом сотрудничает с взрослым и детьми. Действует на основе образца и словесного предложения. Более самостоятелен во всех видах деятельности, однако нуждается в помощи со стороны взрослых в сложных для него действиях и охотно принимает помощь, задает вопросы. Ребенок способен осуществлять элементарный контроль в целенаправленных действиях, с помощью взрослого - устанавливать зависимость между результатом и способом действия. Зарождается произвольность в стремлении действовать и вести себя по правилам.

9. ОВЛАДЕВШИЙ НЕОБХОДИМЫМИ УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Появляются предпосылки позиции субъекта предметной деятельности: инициативное целеполагание на основе собственной мотивации, умение выполнять действие на основе сенсорной ориентировки, при элементарном самоконтроле, достижение результата, установление с помощью взрослых связей между результатом и способом действия. Основные орудийные действия выполняет более уверенно в предметной, соответственно - в бытовой деятельности, может применять усвоенные действия в новых условиях. Перенос действия подводит к его обобщению. Появляются и развиваются другие виды деятельности, в которых ребенок становится

все более самостоятельным.

Полагаем, что в «социальном портрете» ребенка раннего возраста необходимо особенно выделить такие качества, как самостоятельность и инициативность. Эти качества, на наш взгляд, наиболее адекватны магистральной линии развития человека, способного к творческому, конструктивному, созидательному преобразованию себя и окружающего мира. И самостоятельность, и инициатива органично сочетаются с любым другим качеством, характеризуя возможную высшую форму его развития. По сути своей они интегративны, фундаментальны и поэтому наиболее информативны в плане целостной характеристики личности.

Содержание образования детей 1 -го года жизни

Социальная ситуация развития - полная зависимость ребенка от взрослого. На первом году жизни существует единственная и ведущая деятельность - непосредственно-эмоциональное общение, предметом которого является взрослый. Само наличие детско-взрослой общности и содержательное общение внутри него - это процесс общей социализации ребенка. Таким образом, на первом году жизни ребенка, в контексте общения формируются прообразы тех образовательных областей и первичные формы активности, которые он осваивает в последующие годы. Так в контексте общения взрослый вводит ребенка в социальный мир: организует совместную элементарную двигательную активность и обеспечивает физическое развитие ребенка. Взрослые организуют процесс познания окружающего мира через совместное восприятие животных, растений, предметов, игрушек и элементарные обследующие ма-нипулятивные, предметные действия. В контексте общения ребенок осваивает первые орудийные действия (предтеча трудовых). Совместные игровые действия в общении -предпосылки игры). Взрослые создают условия для возникновения первых эстетических реакций на окружающий мир (песенки, колыбельные песни, потешки, яркие выразительные предметы). Такое содержательное взаимодействие ребенка с близкими взрослыми реализуется разными способами взаимного общения: мимика, жесты, вокализации, речь, совместные действия (первичные способы коммуникации). Одновременно формируется потребность в общении, чувство привязанности к взрослым, то есть формируется сама деятельность общения (коммуникация).

Содержание образования детей 2-го года жизни

Расширяется детско-взрослое сообщество. Общение между ребенком и взрослым все более содержательное, разнообразное по способам и многоаспектное по результативности. С появлением ходьбы, развитием речи меняются условия взаимодействия взрослого и ребенка: расширяется возможность освоения ребенком окружающего мира, повышается моторно-двигательная, познавательная, эмоциональная активность малыша. Поэтому на втором году жизни в ведущей предметной деятельности и общении начинают выделяться образовательные области и соответствующие виды деятельности. Все продуктивные виды детской активности, в том числе зарождающийся труд в виде элементарного самообслуживания -это своеобразные фрагментарные проявления формирующейся предметной деятельности в виде отдельных предметных действий (с бытовыми предметами, игрушкой, фломастером, музыкальной игрушкой) и мотивами, характерными для предметной деятельности (интерес к предметам). В этот период объективная зависимость от взрослого вступает во все большее противоречие с увеличивающимися возможностями, свободой ребенка, осознанием им своей субъектности.

Расширение контактов, возросшая активность в разных формах требует освоения первичных норм, правил жизни в социуме и предпосылок игры. Поэтому все более

оформляются образовательные области: «Социализация»; «Чтение художественной литературы» в виде потешек, прибауток, народных пестушек, игр; «Музыка» (попев-ки, колыбельные, музыкальные игры и т. п.); «Физическая культура» (игры-упражнения, массаж и др.), дальнейшее освоение разных способов коммуникации.

Содержание образования детей 3-го года жизни

В этом возрасте расширяются и усложняются отношения, способы взаимодействия ребенка с взрослым и детьми. Взрослый -партнер, обучающий, ценитель детской деятельности и поведения. Ведущая деятельность - предметная. На третьем году, по существу, четко выявляются все образовательные области, включающие разнообразные виды деятельности, как частные проявления предметной. Они несут в себе все ее особенности: от мотивов, определяемых ведущей потребностью, до характера предметных действий и наличия результата. В то же время «вырастающие» из нее и формирующиеся новые виды деятельности все более приобретают черты, свойственные соответствующим «зрелым» формам деятельности. Так, в изобразительной деятельности - интерес к материалу (мотив предметной деятельности) совмещается с желанием отразить в рисунке, лепке заинтересовавший ребенка яркий предмет, явление (мотив художественной деятельности); комментарий и даже обыгрывание своих «каракулей» - это своеобразное развитие замысла (действие, характерное художественной деятельности); стремление общаться с взрослым по поводу рисунка, полученного образа, - это

практическое постижение ребенком одного из смыслов художественной деятельности (коммуникация, общение). В игре - предметные игровые действия из комплекса рядополо-женных объединяются в цепочки, связанных по смыслу игровых действий; наличие разных сюжетов игр - это проявление характерной и главной потребности, вызывающей игру, -стремление пережить значимые для ребенка стороны действительности. Чтение и слушание художественной литературы включается в контекст любого общения во всех видах деятельности, но становится и самоценным занятием и т. д.

Таким образом, объективная реальность внешнего мира, связи, существующие в этом мире, культурно-исторический опыт освоения и опредмечивания отношений человека к этому миру в предметах культуры (включая ценности, знания, деятельности) - источник содержания образовательных областей, в которые входит ребенок, активно осваивает и развивается в условиях взаимодействия и развивающихся отношений с взрослыми, а затем и сверстниками. Сначала это происходит в контексте ведущей деятельности, а затем во все более четко оформляющихся образовательных областях и в соответствующих видах деятельности, которые в раннем возрасте находятся в стадии первоначального становления.

В педагогической деятельности важно учитывать специфику психологического возраста ребенка, механизмы его развития в процессе взаимодействия с взрослым и детьми. В связи с этим важно знать не только возрастную норму, но и «возрастно-нормативные модели» развития на каждом этапе онтогенеза3. В литературе приводятся три модели, имеющие место в образовании: учебная - взрослый в учительской позиции (прямого обучения); комплексно-тематическая - взрослый в позиции партнера; предметно-средовая - взрослый в позиции организатора среды.

Для описания образовательного процесса в этом контексте можно взять следующие параметры4:

1.Функции, позиции взрослого по отношению к детскому сообществу.

3 Дошкольное образование как ступень системы общего образования - научная концепция / В. И. Слободчиков, Н. А. Короткова, П. Г. Нежнов, И. Л. Кириллов [под редакцией В. И. Слободчикова]. // Детский сад со всех сторон, 2006. №19

4 Короткова Н. А. Пути гибкого проектирования образовательного процесса в детском саду // Ребенок в детском саду, 2008. №6

2. Организация развивающего содержания образования.

3. Структура предметной среды.

Полагаем, что в оптимальном для развития ребенка образовательном процессе в раннем возрасте совмещены все три позиции. Так, в силу ситуативного поведения и действий ребенка, обусловленных ведущим психическим процессом - восприятием, взрослый особое внимание уделяет организации предметной среды. Она инициирует активность и инициативность ребенка. В силу отсутствия культурного опыта у малыша и невозможности его открытия самим ребенком возникает необходимость передачи культурного опыта с помощью прямого обучения (образец). И тогда взрослый становится в позицию «учителя». Постепенно во взаимодействии с ребенком начинает превалировать партнерская позиция или включается «учительская позиция» в контекст партнерского взаимодействия. Полагаем, что именно вариативное сочетание этих позиций является способом моделирования и реализации образовательного процесса в группах раннего возраста. Организация взаимодействия с конкретным ребенком в зоне его ближайшего развития также представляет собой их вариативные сочетания, поскольку характер освоения культурного содержания у детей различен (способы, мера, темп).

Образовательный процесс

©

Педагогическая позиция взрослого

•Партнер

■Создающий среду

Овучающий

О

А

Формы организации совместной I деятельности ^

* Непосредственно образовательная деятельность:

- Игры-занятия;

- Наблюдение;

- Игрыг (прокис упражнения;

- Двигательная, предметная художественная деятельность.

* В режимные моменты

* Самостоятетьная деятельность

®

Г\

Формы организации детей

Инл] 1вццуальные -Подгрупповые -Фро1гталы!Ь]е (по мере неофодпвтосп с. например: просьтшр хпптаугя)

Одна из актуальных задач современного образования - поиск путей сделать «партнерскую» составляющую образовательного процесса технологичной и обеспечить соответствующую подготовку кадров5.

МОНИТОРИНГ - систематическое наблюдение, анализ, оценка состояния и прогноз развития ребенка. Мониторинг - одна из составляющих образовательного процесса, в том числе и в раннем возрасте. В психологии и педагогике предложены разные подходы к мониторингу эффективности образовательного процесса: развитие и иерархизация системы деятельнос-тей с учетом ведущей; генеральные линии развития отдельных психических функций. Субъектность как основной вектор развития5. Коммуникативная, познавательная инициативность. Смена процессуальной мотивации мотивацией достижения результата; инициативность ребенка как субъекта деятельности в разных жизненных сферах: творческая инициатива; инициатива как целеполагание и волевое усилие (в разных видах деятельности); коммуникативная инициатива; познавательная инициатива6 (Н. А. Короткова, П. Г. Нежнов).

На этих основаниях, очевидно, в раннем возрасте необходимо исследовать, анализировать уровень развития ведущего вида деятельности (общения, предметной) по параметрам структуры деятельности (мотив, инициативное целеполагание, самостоятельность в способах действия, достижение результата и отношение ребенка

5 Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для depов. - М.: Школа-пресс, 1994, 411 с.

6 Короткова Н. А., Нежнов П. Г. Возрастные нормативы и наблюдения за развитием дошкольников // Ребенок в детском саду, 2005. №3, №4

к результату). Мониторинг восприятия как

ведущего психического процесса в этом возрасте и в целом уровня сенсорного развития, что уже имеет место в практике. Безусловно, предметом мониторинга является уровень физического развития, включающий инициативную двигательную активность и разные ее формы, физические качества и в целом состояние здоровья, что реализуется в образовательной практике достаточно полно. Такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность в разных проявлениях, сферах и видах деятельности, можно расценивать как универсальные качества, дающие представления о динамике целостного психического развития в раннем возрасте при освоении разных образовательных областей (то есть характер инициативы и место ее проявления).

Главные критерии мониторинга

Таким образом, выделяя ключевые позиции современных Федеральных государственных требований к основной программе дошколь-

Главные критерии мониторинга

ного образования в целом, можно и нужно установить преемственные связи с образованием детей в раннем возрасте. Ранний возраст - наиважнейший этап в жизни человека. Снисходительное отношение взрослого сообщества к этому периоду жизни человека опасно.

Основные концептуальные позиции, представленные в статье, сформулированы и реализованы в программе «КРОХА», в том числе в ее новой редакции в соответствии с ФГТ к дошкольному образованию. ■

Н. А. Самойлова, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №3 «Белоснежка», г. Губкин, Белгородская область Л. Г. Ожерельева, педагог-психолог

«Театр эмоций»

(для детей старшего дошкольного возраста)

«Театр эмоций» предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Главная задача - научить детей определять эмоции с помощью музыки и цвета.

Игра многофункциональна и вариативна: может проводиться индивидуально и с группой детей. Используется как игра в самостоятельной деятельности детей, так и игра на утренниках, развлечениях, в театральной деятельности.

Для диагностики эмоциональной сферы детей дошкольного возраста можно использовать следующий материал (см. приложение №1). Такая диагностика проводится в подготовительной группе в начале учебного года (сентябрь-октябрь) психологом и музыкальным руководителем.

Оборудование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Стенд «Театр эмоций» с фотографиями детей, изображающих различные эмоции.

• Магниты трех цветов: красный, зеленый, синий.

• Магнитофон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.