Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТИРОВКОЙ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТИРОВКОЙ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ЦЕПИ ПОСТАВОК / ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ / ГРУЗООБОРОТ / ПОТОК / ПРОИЗВОДСТВО / ТОВАР / ТРАНСПОРТИРОВКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моргунова О.В., Петрушко Е.Н.

В статье рассматривается проблематика и возможные пути решения управлением транспортировкой в цепях поставок. Проанализированы тенденции последнего времени транспортной составляющей в цепи поставок на производственных предприятиях. Показана актуальность применения аналитики как средства повышения конкурентоспособности цепей поставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF TRANSPORTATION MANAGEMENT IN SUPPLY CHAINS

The article discusses the problems and possible solutions of transportation management in supply chains. The recent trends of the transport component in the supply chain at manufacturing enterprises are analyzed. The relevance of the use of analytics as a means of increasing the competitiveness of supply chains is shown.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТИРОВКОЙ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК»

УДК 339.9

Моргунова О.В. студент

Научный руководитель: Петрушко Е.Н., к. э. н.

доцент кафедра управления

ГБОУ ВО Московской области «Технологический университет

имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А.А. Леонова»

доцент

кафедра социальных технологий и государственной службы

Институт экономики и управления ФГАОУВО «Белгородский государственный национальный

исследовательский университет»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТИРОВКОЙ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК

Аннотация: В статье рассматривается проблематика и возможные пути решения управлением транспортировкой в цепях поставок. Проанализированы тенденции последнего времени транспортной составляющей в цепи поставок на производственных предприятиях. Показана актуальность применения аналитики как средства повышения конкурентоспособности цепей поставок.

Ключевые слова: Транспорт, цепи поставок, логистика, логистические операции, грузооборот, поток, производство, товар, транспортировка.

Morgunova O. V.

student

Academic supervisor: Petrushko E.N., Ph.D.

associate professor Department of Management State Budgetary Educational Institution of Higher Education of the Moscow Region «Technological University named after twice Hero of the

Soviet Union, pilot-cosmonaut A.A. Leonova»

associate professor Department of Social Technologies and Public Service Federal state autonomous educational institution of higher professional education «Belgorod State National research university»

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF TRANSPORTATION MANAGEMENT IN SUPPLY CHAINS

Abstract: The article discusses the problems and possible solutions of transportation management in supply chains. The recent trends of the transport component in the supply chain at manufacturing enterprises are analyzed. The relevance of the use of analytics as a means of increasing the competitiveness of supply chains is shown.

Key words: Transport, supply chains, logistics, logistics operations, cargo turnover, flow, production, goods, transportation.

Управление цепями поставок - относительно современная и быстро развивающаяся отрасль мировой интеграции, которая привлекает большое внимание со стороны как ученых, так и практиков. Логистика рассматривается как механизм управления различными потоками в интегрированной цепи поставок. На практике управление цепями поставок относится к процессу проектирования, разработки и оптимизации компонентов цепи поставок, где поток материалов рассматривается как интеграция всего жизненного цикла продукта, от идеи - до проектирования, затем производства, распределения, продажи, послепродажного обслуживания, а также повторной переработки для удовлетворения меняющихся потребностей клиентов.

Впервые данный термин используется в качестве концепции управления компанией «i2 Technologies» и консалтинговой компанией «Артур Андерсен» в начале 1980-х годов двадцатого столетия.

Сущность цепей поставок изучались многими учеными, поэтому среди особо значимых исследований можно выделить работы В. И. Сергеева и Д. Уотерса. Второй, в свою очередь, определяет «цепь поставок» как совокупность ряда видов деятельности и организаций, через которые материалы проходят во время своего перемещения от поставщиков начального уровня до конечных потребителей; Цепь поставок — это последовательность событий, предназначенных для удовлетворения потребностей потребителя».

В зависимости от количества звеньев цепи поставок, имеется несколько уровней: прямая, расширенная и многофункциональная. На рисунке 1. показаны способы функционирования цепей поставок логистики на транспортировку грузов.

Рис. 1. Функционирование цепей поставок при транспортировке

Нынешняя логистическая концепция использует транспорт не как индивидуальную сферу деятельности, а как звено в единой системе «производство - транспорт - распределение». В условиях этой концепции рассматривается процесс перемещения материального потока от двери поставщика(грузоотправителя) до двери потребителя(грузополучателя).

Транспортировка в цепях поставок в настоящее время имеет большое значение, учитывая, что по разным статистическим данным на эту составляющую приходится от 25 до 75 процентов всех логистических затрат. Выполнение всех операций транспортировки осуществляется для того, чтобы доставка нужного количества товаров происходила качественно в точное время и с оптимальными затратами, учитывая требования рынка и пожелания клиентов.

Ошеломляюще стремительное развитие информационных технологий на фоне удешевления информационных коммуникаций — существенного компонента транзакционных издержек при управлении цепями поставок — привело к улучшению координации и планирования между звеньями цепи поставок. Указанные далее процессы неизбежно меняют бизнес - приоритеты предприятий в сторону их адаптации к усложняющемуся рынку.

1. Трансформация теоретического планирования в практическое формирование спроса. Это требует от компаний концентрации внимания на распознавании спроса и управления им, необходимости регулярного использования моделей спроса и их адаптации к изменениям рынка.

2. Трансформация фиксированного плана предприятия в многоуровневую поддержку принятия решений. Для снижения издержек необходимо многоуровневое моделирование с оптимизацией товарно-материальных запасов на всем пути их следования по цепи поставок.

3. Определение ограничений в производстве, поскольку существуют ограничения по закупкам, поставкам и дистрибъюции.

Производство в силу своей специфики имеет ограничения по объемам, номенклатуре и срокам, поэтому регулятивная функция цепи поставок перемещается на логистику (складирование и транспорт).

4. Уменьшение всего цикла заказа. Необходимость сокращения времени от оформления заказа до доставки товара потребителю стимулирует применение систем исполнения цепочек поставок, включающих в себя системы складского учета и контроля, системы управления транспортировкой и многоканальные решения по управлению заказами и торговыми операциями.

5. Признание независимой потребительской ценности обслуживания. Как производители, так и продавцы товара констатируют, что большее внимание к пред- и послепродажному сервису повышает прибыльность и конкурентоспособность бизнеса.

6. Транспорт - правая рука логистики. Задачей транспорта, как одной из звеньев логистических операций, является поддержание и повышение конкурентоспособности цепи поставок за счёт качественного и эффективного выполнения транспортных операций.

Быстрый рост развивающихся рынков, урбанизация, перегрузка и дефицит мощностей транспортной инфраструктуры, электронная коммерция и цифровизация — эти феномены современного общества определяют необходимость вводить в действие новые управленческие технологии, позволяющие получать нужные результаты. Установлено, что затраты на выполнение операций и функций в цепях поставок составляют до 8 % всех производственных затрат, причем большая часть указанных издержек — транспортные затраты. В России на транспортную составляющую приходится от 40 до 70% общих затрат в цепях поставок.

Взаимосвязь абсолютно всех логистических компонентов, в том числе транспорта, вызвали потребность единого расклада к их последующему формированию, в основе коего, а также внедрение инноваторских транспортных концепций сбора и распределения грузов.

Стремление иметь логистические системы с более высоким уровнем обслуживания и низким уровнем запасов товарно -материальных ценностей на длинных линиях снабжения привело к возникновению различных вариантов управления этими системами, а именно: к изменению традиционных способов консолидации грузов, выполнению операций на вблизи расположенных складах, осуществлению новых видов услуг по сбору и распределению грузов, а также объединению систем поставщиков и производителей.

Самый современный вариант логистического обслуживания клиентуры по принципу «точно в срок» (при дальних расстояниях перевозок грузов) - это интегрированные системы снабжения поставщика и

производителя, появившиеся благодаря внедрению в хозяйственную практику предприятий современных информационных и логистических технологий. Исследования новых логистических систем сбора и распределения грузов показали, что они получили широкое распространение в развитых странах с рыночной экономикой, став с точки зрения затрат и уровня обслуживания эффективными альтернативами прежним системам транспортного сервиса.

Необходимость повышения эффективности транспортировки необходимо в первую очередь для поддержания экономического положения в России, увеличения ее конкурентоспособности и независимости от экономической ситуации. В настоящее время такой подход особенно актуален, поскольку спрос на доставку грузов очень высок. При повышении механизмов транспортировки грузов необходимо учитывать ряд факторов:

-современное производственное оборудование; -хорошее санитарное состояние производственных цехов; -локализация всех закупок предприятия в одном подразделении; -высокий уровень механизации труда на складе;

-современная автоматизация отдельных процессов управления транспортом;

-высокий уровень сбора статистического материала для анализа; -оснащение транспортных средств новыми технологиями; -активное использование повышения персонала на производстве; -своевременная оплата труда операционного персонала; -достойная социальная поддержка сотрудников предприятия; -увеличение и модернизация производственных мощностей; -отлаженная работа логистов на предприятии.

Для повышения эффективности транспортировки в цепях поставок необходимо уделить особое внимание развитию навыков заполнения основных транспортно-экспедиционных документов, продолжать совершенствование логистической концепции, разработать программное обеспечение, которое будет производить отслеживание загруженности логистических каналов и перераспределять на более свободные звенья системы.

В сложившейся ситуации, когда очевидны проблемы, есть перспективы и планы развития, важно, на наш взгляд, сфокусироваться на решении задач оптимизации транспортной деятельности и повышении уровня сервиса в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Одно из первоочередных направлений — разработка и широкое внедрение информационных технологий. При этом речь идет не только об оптимизации процессов на операционном или тактическом уровне управления. Важно предлагать идеи для разработки программного обеспечения на уровне стратегического управления транспортной

системой страны, так как большинство решений принимается на основе опыта и мнения экспертов, что не всегда означает точность оценки. Поэтому один из наиболее перспективных способов для повышения эффективности управления цепями поставок связан с информатизацией и цифровизацией. Задача сводится к разработке аналитических моделей и методов, направленных на поддержку принятия управленческих решений, которые в дальнейшем станут основой для написания тех или иных программных продуктов.

Стоит отметить, что вопрос расширения и применения аналитических зависимостей при управлении транспортировкой достаточно хорошо изучен, что подтверждается существенным объемом работ по исследованию транспортных функций и операций с использованием расчетных зависимостей (в различных конфигурациях: от простейших до усложненных моделей).

Однако, по мнению ряда авторов, вопрос оценки эффективности транспортировки в цепях поставок изучен недостаточно. Поэтому предлагается использовать интегральный метод анализа для вывода расчетных зависимостей, позволяющих оценивать влияние различных факторов на укрупненные результаты работы на нескольких уровнях менеджмента.

Таким образом, однозначного решения, как повысить эффективность управления транспортировкой в цепях поставок, сегодня нет. Одни специалисты предлагают сфокусироваться на проблемах управленческого характера, другие рассматривают методологическую базу, практики ищут ответы в обработке статистических данных. Очевидно, что оптимальный подход может быть найден в результате синергетического эффекта, создаваемого на стыке менеджмента и информационных технологий. Стоит напомнить, что при решении актуальных проблем управления транспортировкой в цепях поставок необходим аналитический подход как наиболее совершенный инструмент для разработки и принятия управленческих решений.

Использованные источники:

1. Под ред. Щербакова В.В. - ЛОГИСТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК. Учебник для академического бакалавриата - М.: Издательство Юрайт - 2019 - 582с. - ISBN: 978-5-534-11711-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/logistika-i-upravlenie-cepyami-postavok-445986 (дата обращения: 20.02.23);

2. Логистика / Тебекин А.В. - М.: Дашков и К, 2018. - 356 с.: ISBN 978-5394-00571-8 (дата обращения: 20.02.23);

3. Логистика складирования: учебник / В.В. Дыбская. — М.: Инфра-М, 2018. — 559 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). -

www.dx.doi.org/10.12737/636. - Режим доступа:

http://znanium.com/catalog/product/943525 (20.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.