ББК 65.291.9-21Я2
А. Б. Джетписова КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ
A. B. Dzhetpisova CONCEPTUAL BASES OF MANAGEMENT OF INVESTMENTS
Развитие теории управления инвестициями предполагает уточнение предмета и объекта управления, рассмотрение специфических особенностей и функций управления на каждом из уровней иерархии. Инструментарием решения данной задачи выступает системный подход, позволяющий исследовать во взаимодействии компоненты управления инвестициями.
Ключевые слова: управление инвестициями, предмет и объект управления, система управления, функции управления инвестициями.
Development of the theory of investment management assumes specification of a subject and an object of management, consideration of specific features and management functions on each of hierarchy levels. The system approach, allowing to investigate components of investment management in interaction, is considered as a means of the given problem solution.
Key words: management of investments, a subject and an object of management, a control system, functions of investment management.
Управление инвестициями представляет собой неотъемлемую часть более общей системы управления национальными экономиками.
Однако следует иметь в виду, что хотя в управленческой деятельности разных элементов национальных экономик имеется немало специфического, в содержании управления можно выделить много общих моментов, которые разрабатываются в рамках теории управления.
Под теорией управления принято понимать научную базу управленческой деятельности, которая определяет направления и пути совершенствования процесса управления в целом, методы реализации его обобщенных функций и вытекающих из них управленческих задач [1, с. 13].
Основу построения любой теории в соответствии с методологией, разработанной А. М. и Д. А. Новиковыми [2], составляют взаимосвязанные структурные компоненты и системообразующий элемент, который и определяет состав и структуру компонентов, входящих в систему. Вследствие этого центральным системообразующим элементом теории управления инвестициями является категория «инвестиции» как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов их особенных признаков. Под категорией «инвестиции» мы понимаем систему экономических отношений, формирующихся в процессе преобразования инвестиционных ресурсов в затраты с учетом целевых установок инвесторов.
Структурными компонентами теории управления инвестициями выступают: предметы (объекты) управления; система управления; функции управления; задачи управления; условия; типы управления; методы, формы и средства управления; факторы, влияющие на управление; принципы управления; механизмы управления.
Предметы и объекты управления. В широком понимании управление представляет собой сознательное воздействие со стороны людей на объекты живой и неживой природы и процессы, в которых участвуют эти объекты, с целью получить желаемый результат. Следуя этому определению, можно выделить три компонента управления: субъект управления - активная сторона, лицо, которое управляет; объект управления - пассивная сторона, подвергающаяся воздействию со стороны субъекта; управляющее воздействие - способы, инструменты, посредством которых субъект влияет на объект.
Содержание управления, виды управляющих воздействий существенно зависят от объекта и уровня управления. В качестве объекта управления могут выступать [3, с. 10]:
— собственно объекты в их материально-вещественном воплощении;
— процессы, в которых участвуют, задействованы указанные объекты;
— отношения между людьми, возникающие в ходе протекания процессов.
Основу методологии исследования управления инвестициями составляют в первую очередь системный подход и структурный анализ. При рассмотрении управления инвестициями необходимо исходить из положения, что оно является системой, которая сформировалась в результате исторического развития экономических систем на различных уровнях иерархии как необходимое условие общественного воспроизводства, удовлетворяет всем системным свойствам, соответственно имеет собственную структуру и иерархию взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет отдельную функцию и участвует в реализации целевой функции, взаимодействуя с внешней средой.
Применение системного подхода к управлению инвестициями обусловлено кризисом ортодоксальной экономической теории, который проявляется, по мнению Г. Б. Клейнера, в следующем: разрыве взаимосвязи между макро- и микроэкономикой; трудностях описания взаимодействия разнородных экономических объектов - организаций, индивидов, институтов; недостаточности аппарата для описания иррационального поведения субъектов; осознании значимости факторов, не укладывающихся в рамки традиционной экономической теории [4, с. 30]. Новая системная парадигма, используемая в настоящее время при исследовании экономических систем, должна быть основана, во-первых, на «экзогенном» восприятии системы как некоторого фрагмента реальности, выделяемого в пространстве и во времени. При этом упор делается на целостность реальности. Во-вторых, учитывать усиление значимости субъективного компонента в понимании системы.
Как уже было отмечено выше, инвестиции с точки зрения структуры представляют собой единство трех составляющих: ресурсов, экономических отношений между субъектами по поводу выбора вариантов вложений и объектов вложений, что позволяет нам выделить в качестве объекта управления именно инвестиции как основной компонент инвестиционной деятельности и инвестиционного процесса.
Управление инвестициями осуществляется в процессе инвестиционной деятельности в виде вложения капитала в различных формах и организации практических действий по его осуществлению. Как объект управления, инвестиции, с учетом двойственного характера их сущности, могут выступать в виде инвестиционных ресурсов (всех видов имущества) и в виде объектов вложения (затрат).
Как показали результаты исследования существующих подходов к классификации инвестиций (работы М. В. Чиненова и др., Г. И. Иванова, Г. П. Подшиваленко, Н. И. Лахметкиной, М. В. Макаровой, А. Г. Ивасенко, И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, И. А. Бланка, Е. Е. Бехтеревой,
A. Е. Карлика, Ю. А. Корчагина, И. П. Маличенко, В. В. Ковалева, И. В. Липсица, В. В. Коссова,
B. Г. Блохиной, Л. П. Гончаренко, В. В. Царева, Л. Л. Игониной, Н. Н. Киселевой, Т. В. Боровиковой, О. С. Сухарева и др.), доминирующим признаком классификаций является разграничение инвестиций в зависимости от объектов вложения, в соответствии с которым различают реальные и финансовые инвестиции. Под реальными инвестициями понимают вложения средств (капитала) в создание реальных активов (капитальные вложения, объекты недвижимости, приобретение материально-производственных запасов, нематериальные активы, в том числе интеллектуальные инвестиции), под финансовыми - вложения капитала в различные финансовые инструменты (ценные бумаги, производные финансовые инструменты, иностранная валюта, банковские депозиты, объекты тезаврации) [5, с. 18]. В этом случае реальные и финансовые инвестиции выступают как объекты предпринимательской, коммерческой, инновационной, финансовой и других видов деятельности, формирующие предложение на инвестиционном рынке.
С другой стороны, если в уставный капитал предприятия, объекты предпринимательской и других видов деятельности осуществляются вложения в виде ценных бумаг, нематериальных активов, объектов недвижимости и т. д., то в этом случае все виды вкладываемого имущества выступают как инвестиционные ресурсы - накопленный капитал, формирующий спрос. В связи с этим, по нашему мнению, целесообразно управление инвестициями как систему рассматривать в разрезе трех объектов управления: управление инвестиционными ресурсами, управление реальными инвестициями, управление финансовыми инвестициями.
Учитывая, что инвестиции, в соответствии с данным выше определением, по своей сути представляют собой все виды имущества и т. д., следует, на наш взгляд, уточнить предмет управления. В качестве предмета управления вышеперечисленными объектами мы предлагаем рассматривать состав и структуру, ограничения и нормы инвестиционной деятельности, предпочтения, информированность.
Состав определяет, кто и что входит в систему управления, структура - совокупность связей между элементами системы, т. е. кто и с кем взаимодействует; ограничения и нормы - кто и что может делать; предпочтения - выбор инвесторов объектов вложений и источников финансирования; информированность - кто что знает.
Система управления. Цели и задачи управления вышеперечисленными объектами обусловливаются уровнем - иерархией экономических систем, масштабы и структура которых предопределяют особенности управления.
В переводе с греческого «hieros» - священный, «arhe» - власть, что означает соподчинен-ность, и первоначально данный термин применялся для характеристики взаимоотношений в аппарате управления государством, армией и т. п., а затем концепция иерархии была распространена на любой согласованный по подчиненности порядок объектов. Исходя из системных свойств экономики, следует заметить, что такие свойства социально-экономической системы, как неоднородность и сложность предопределяют и метод борьбы с этой сложностью - иерархическую структуру. В экономике иерархии могут выстраиваться практически по любому признаку: сложность, уровень абстрагирования, степень вмешательства и т. д.
Поэтому в принципе, в иерархических структурах важно лишь выделение уровней сопод-чиненности, а между ними и в пределах уровней между компонентами могут быть любые взаимоотношения. В широко известной работе М. Месаровича «Теория иерархических многоуровневых систем» [6] в зависимости от принципа взаимоотношений элементов в пределах уровня и различным правом вмешательства вышележащего уровня в организацию взаимоотношений между элементами нижележащего выделены особые классы иерархических структур типа «страт», «слоев», «эшелонов».
Управление инвестициями, как необходимое звено рыночного механизма, обеспечивающее свободное движение финансовых потоков между хозяйствующими субъектами с наибольшей эффективностью, имеет особое значение не только на микроуровне экономических отношений, но и в масштабах государства. На уровне государства инвестиции выступают основой расширенного воспроизводства, ускорения технологического обновления и сбалансированного развития отраслей экономики, решения проблем повышения конкурентоспособности отечественной продукции, безработицы, социальной сферы, охраны окружающей среды и т. д. В этой связи управление инвестициями на данном уровне (эшелон 3) является одной из наиболее острых и важнейших задач устойчивого развития экономики и позволяет выделить его в качестве верхнего уровня иерархии.
В то же время любая экономика, как вид деятельности, представляет собой сложный организм, состоящий из множества организованных и взаимодействующих элементов - субъектов хозяйствования различных организационно-правовых и организационных форм (эшелон 1): предприятий, транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп, финансовых компаний и т. д., уровень инвестиционной активности и масштаб инвестиционной деятельности которых напрямую зависят от эффективности механизмов и инструментов государственной инвестиционной политики и политики, проводимой органами исполнительной власти на региональном уровне.
Следует также выделить и еще один уровень управления инвестициями - вид деятельности или отрасль (эшелон 2). В настоящее время понятие отрасли как совокупности предприятий, для которых характерны единство экономического назначения изготовляемой продукции, однородность производственно-технической базы, специфичность состава кадров и условий труда, в статистических данных не используется в связи с переходом на международные стандарты статистики (SIC), где отрасли, имеющие общий характер производства, объединены в сектора: добывающая, обрабатывающая промышленность и т. д. Однако, учитывая различные отраслевые особенности, например, добычи нефти и алмазов, внутри каждого из секторов выделяют виды деятельности - добыча топливно-энергетических ископаемых, текстильное и швейное производство и т. д.
Особую значимость регулирование инвестиций и инвестиционных отношений на уровне вида деятельности приобретает применительно к отраслям, являющихся для экономики страны на данном уровне развития основным источником бюджетных доходов. Как правило, эти отрасли представляют собой рыночные структуры с высоким уровнем монополизации, санкционированным государством. В этих условиях управление инвестициями осуществляется компаниями-
монополистами с учетом как интересов государства, в большинстве случаев имеющего контрольный пакет акции данной компании, так и интересов других собственников. Тем самым предопределяется инвестиционная активность прочих субъектов хозяйствования отраслевого рынка.
Следовательно, управление инвестициями представляет собой многоуровневую многоцелевую иерархическую структуру, субъекты управления которой обладают определенной независимостью по отношению друг к другу, т. е. степенью свободы в принятии инвестиционных решений. Отметим, что хотя элементы верхнего уровня (эшелона) и обусловливают целенаправленную деятельность элементов нижнего уровня, они не управляют ими полностью.
Вышеизложенное позволяет структурировать уровни управления инвестициями следующим образом (рис. 1).
Объекты управления
Реальные инвестиции
Финансовые инвестиции
Координация
Информационная обратная связь Рекурсивная связь
Рис. 1. Многоэшелонная система управления инвестициями
Управление инвестициями, как система, предполагает наличие субъекта управления, в качестве которого могут выступать органы управления в виде специально созданных структур. На уровне национальной экономической системы субъектами управления инвестициями являются исполнительные органы власти: правительство, отраслевые министерства, национальные инвестиционные институты и т. д., основными функциями которых в этой области выступают координация и регулирование, а задачами - создание благоприятных условий для эффективной инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования, формирование и распределение инвестиционных ресурсов в объемах, необходимых для удовлетворения инвестиционных потребностей стратегически значимых отраслей и расширенного воспроизводства, решения социальных проблем.
В этой связи необходимо уточнить содержание функций, реализуемых в процессе управления инвестициями на данном уровне. Координация (от лат. со (сит) - совместно и огётайо -упорядочение) - согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие (действий, понятий, составных частей чего-либо) заключается в интегрировании и формировании структур (министерств, госкорпораций, национальных банков и т. д.), упорядочивающих иерархию задач управления инвестициями и структурирующих инвестиционные процессы.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности предполагает использование юридических инструментов для реализации целей инвестиционной политики государства [7, с. 7], в качестве которых выступают регуляции - нормативные модели или правила поведения экономических агентов, вводимые государством для достижения поставленных целей. Регуляции подразделяют на экономические и социальные, экономические направлены на повышение эффективности использования ресурсов, в том числе и инвестиционных. В соответствии с [8] различают два типа экономических регуляций: структурные и регуляции поведения фирмы. Структурные регуляции используются для того, чтобы регулировать структуру рынка (ограничение входа на рынок, государственная регистрация предприятий, лицензирование деятельности и т. д.), регуляции поведения фирмы нацелены на ограничения действия агентов, уже функционирующих на рынке: контроль цен, стандарты безопасности продукции и т. д.
Применительно к управлению инвестициями государственное регулирование в основном проявляется в создании нормативно-правового поля управления инвестициями - законов, указов президента, распоряжений и постановлений правительства, предписаний инструкций, принимаемых отдельными органами исполнительной власти, а также нормативных актов региональных и муниципальных органов, целью которых является установление правил поведения или осуществления отдельных действий экономическими агентами [9].
Еще одной важной функцией государства в управлении инвестициями является функция спецификации и защиты прав собственности, под содержанием которой понимают создание режима исключительности прав собственности для отдельного индивида или группы лиц - инвесторов. Значимость спецификации прав собственности для экономики в целом и для развития инвестиционного рынка и повышения инвестиционной активности в частности обусловлена следующим: достижение наибольшей эффективности размещения ресурсов в результате рыночных обменов возможно лишь при том условии, что инвесторы обладают защищенными правами собственности на предмет обмена и его результаты, поскольку это создает систему стимулов к производительному использованию накопленного капитала и, как следствие, - к созданию и росту стоимости. При отсутствии или несовершенстве системы зашиты прав собственности интересы инвесторов смещаются не в сторону производства, а в сферу перераспределения стоимости и непосредственному потреблению, т. е. к непроизводительному использованию ресурсов.
Необходимость отраслевого управления инвестициями обусловливается стратегическими целями и задачами развития национальных экономических систем, достижение которых возможно только при условии координации деятельности всех субъектов отраслевых рынков независимо от формы собственности.
На уровне отраслей субъектами управления инвестициями выступают, как уже отмечалось выше, отраслевые министерства, созданные новые организационные структуры, уполномоченные правительством органы, основной функцией которых является достижение сбалансированности интересов государства и частного бизнеса в развитии отраслевых рынков на основе формирования приоритетных направлений деятельности и разработки механизмов и инструментов привлечения инвестиций. Так, например, в РФ Министерство энергетики осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе контроль за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утверждает инвестиционные программы субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, а также инвестиционные программы территориальных сетевых организаций, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются Министерством.
В Республике Казахстан формирование государственной политики, координацию процесса управления в сферах нефтегазовой, нефтехимической промышленности, транспортировки углеводородного сырья осуществляет Министерство нефти и газа, а инвестиционную политику, в том числе разработку и обеспечение реализации инвестиционных проектов регионального, национального и международного масштаба, - АО «Фонд национального благосостояния «Сам-рук-Казына», созданное со 100 %-м государственным участием и являющееся единственным акционером и, следовательно, единственным управляющим органом АО «Казмунайгаз», реализующим инвестиционную политику в газовой отрасли.
На уровне отдельных субъектов хозяйствования управление инвестициями осуществляется посредством системы принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с осуществлением различных аспектов инвестиционной деятельности предприятия [10, с. 84]. При этом, являясь одной из структур отраслевого рынка, предприятия, несмотря на самостоятельность принимаемых решений, формируют свою инвестиционную программу, основной целью которой является прирост рыночной стоимости предприятия, исходя из конъюнктуры рынка, подчиняясь законам спроса и предложения и учитывая интересы других экономических агентов, в том числе государства. Обобщение вышеизложенного представлено на рис. 2.
Субъекты
управления
Рис. 2. Принципиальная схема управления инвестициями
Таким образом, иерархическая упорядоченность управления инвестициями предопределена следующими предпосылками:
- многообразие субъектов инвестиционной деятельности обусловливает разнообразие целей инвестирования и векторы их направленности, что требует определенной координации действий субъектов посредством создания специальных структур управления и разработки программных документов (концепций, стратегий) развития сфер экономики и видов деятельности, в том числе и управления инвестициями;
- целесообразность государственного управления инвестиционной деятельностью обосновывается необходимостью реализации общественного интереса, направленного на преодоление недостатков, связанных с функционированием рыночной экономики: несовершенство конкуренции, неразвитость инвестиционного и финансового рынков, инвестиционных институтов, возможные нежелательные результаты функционирования отраслевых рынков;
- необходимость управления инвестициями на уровне отраслей и территорий вызвана низкой культурой проектного планирования, не позволяющей сформировать четкие планы решения задач повышения конкурентоспособности отдельных приоритетных секторов экономики [11, с. 58], а также требованиями взаимного учета и определенных согласований региональных и корпоративно-отраслевых стратегий. Без такой территориально-отраслевой взаимоувязки, например, состава крупных стратегически значимых инвестиционных проектов, сроков и этапов их осуществления, объемов планируемых инвестиций и зон их освоения, количества рабочих мест трудно рассчитывать на достижение как экономической эффективности отраслевой (корпоративной) деятельности, так и социальной результативности территориального развития [12, с. 92].
Вышеизложенное позволяет подтвердить, что управление инвестициями является системным явлением, возникшим как необходимое условие общественного воспроизводства, видов деятельности и объектов, составляющих материально-техническую базу экономики, и как сис-
тема представляет собой совокупность компонентов (субъектов управления и объектов инвестирования) и отношений между ними, выделенную из среды в соответствии с определенной целью в рамках определенного временного интервала. Цели управления инвестициями конкретизируются в зависимости от уровня и объекта управления.
Данное определение позволяет изучать управление инвестициями:
— во-первых, как часть целостной реальности, выделенной из среды, характеризующейся «наличием внутренней организованности, дифференциации её частей, когда каждая часть выполняет определённую функцию, а сама совокупность обладает свойством относительной замкнутости» [13];
— во-вторых, как систему, формулировка целей которой осуществляется в зависимости от стадии познания компонентов управления инвестициями, что позволяет изменять цели и делать их реалистичными;
— в-третьих, как систему, направление, сила и вид связей между компонентами которой обусловливаются состоянием внешней и внутренней среды в определенном временном интервале.
В результате применения основных положений теории систем к управлению инвестициями как системой, можно сформулировать следующие ее свойства:
— комплексность - каждый из компонентов системы управления инвестициями: объекты и субъекты - выступают необходимым условием существования друг для друга: без наличия субъекта, имеющего накопленный капитал и желающего осуществить вложения, невозможно осуществление инвестирования, с другой стороны - постоянное развитие экономических систем обусловливает обновление материально-технической базы на инновационной основе, разработку и внедрение интеллектуальных продуктов, прирост оборотных средств и т. д., что предопределяет необходимость инвестирования накопленного капитала;
— иерархичность - субъекты управления инвестициями находятся в определенной пространственной соподчиненности по отношению к другу к другу, а объекты отражают двойственную сущность инвестиций: ресурсов и затрат;
— инерционность - длительные сроки создания и эксплуатации объектов вложений, неразвитость инвестиционного рынка обусловливают специфичность управления инвестициями на различных уровнях иерархии;
— совместимость механизмов и инструментов управления инвестициями на различных уровнях иерархии влияет на инвестиционную активность субъектов хозяйствования. Несогласованность действий субъектов управления приводит к ухудшению инвестиционного климата и, как следствие, снижает инвестиционную привлекательность.
Таким образом, вышеперечисленные свойства управления инвестициями позволяют выделить его как подсистему экономики, обладающую системными признаками:
— целостность - результативность управления инвестициями зависит от всех ее составных частей. Отсутствие координации между компонентами оказывает негативное влияние на эффективность и направленность движения инвестиционных потоков, процессы накопления капитала, воспроизводство материально-технической базы экономики, развитие инвестиционного рынка;
— структурность - каждый компонент системы управления инвестициями занимает определенное место в системе и оказывает влияние на конечный результат;
— дифференциация - деятельность субъектов управления инвестициями не может быть взаимозаменяема в силу специфики их функций;
— эмерджентность - свойства системы управления инвестициями, которые возникают только при условии взаимодействия компонентов и не присущи ни одному из них;
— коммуникативность (открытость) - управление инвестициями как вид практической деятельности связан множеством связей с другими видами деятельности и деятельностью отдельных людей и субъектов хозяйствования;
— историчность - как система, управление инвестициями функционирует и развивается, т. е. время является неотъемлемой характеристикой данной системы.
Система управления инвестициями обусловливает осуществление управленческой деятельности, основы которой составляют целеполагание, задачи, технология, действие и результат.
Формирование целей управления инвестициями зависит от объекта управления и уровня иерархии. Задачи являются конкретизированным содержанием целей и разрабатываются с учетом условий, требований и норм инвестиционной деятельности. Технология - это система форм, методов и средств решения поставленных задач, которая предопределяет совокупность действий, приводящих с учетом воздействия окружающей среды к достижению определенного результата. Результат инвестиционной деятельности оценивается субъектом управления по выбранным критериям. В этой связи структура управления инвестициями может быть представлена в виде, приведенном на рис. 3.
Рис. 3. Система управления инвестициями. Источник: составлено автором с использованием [14, с. 230]
Функции управления. Любая система реализует некоторую совокупность функций, которые являются способом отражения ее сущности, а целевая функция выражает общую направленность ее движения. Целевая функция управления инвестициями состоит в обеспечении инвестиционного потенциала будущего устойчивого развития любого субъекта хозяйствования национальной экономики и является интегрированной, поскольку включает множество функций, направленных на создание условий для организации взаимодействия между элементами самой системы.
Управление инвестициями, как система, выполняет регулирующую функцию, поскольку позволяет организовать основные направления движения инвестиционных потоков, структуру инвестиций, регулировать спрос и предложение на инвестиционном и финансовом рынках, скорость и эффективность принятия управленческих решений в процессе инвестиционной деятельности, устанавливать ограничения для инвестиционной деятельности.
Активная роль управления инвестициями заключается в удовлетворении инвестиционных потребностей воспроизводства экономики в целом и ее отдельных элементов - отраслей, предприятий, территорий, в этом проявляется ее интеграционная функция между отраслями, регионами и государством.
Помимо вышеперечисленных функций управление инвестициями выполняет обеспечивающую функцию, содержанием которой является создание благоприятных условий для формирования и развития инвестиционного потенциала субъектов хозяйствования посредством повышения инвестиционной привлекательности, формирования благоприятного инвестиционного климата, снижения инвестиционных рисков.
Выделение уровней и объектов управления инвестициями позволило разработать систему целей и задач на соответствующем уровне иерархии, основу которой составляют как обобщение результатов теоретических и практических исследований таких ученых, как И. А. Бланк, Ю. Б. Винслав, С. Ю. Глазьев, Д. В. Константинов, Г. Б. Клейнер, Л. Л. Игонина, Г. П. Подшива-ленко, Н. И. Лахметкина, В. А. Сальников, О. С. Сухарев, С. А. Луконин, А. Алексеев, Н. Кузнецова, А. А. Алимбаев, Т. П. Притворова, С. Н. Нугербеков, С. Н. Алпысбаева, Б. Турлубеков, С. Б. Байзаков, А. Н. Токсанова и др., исследований АО «Институт экономических исследований» Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан, так и наши собственные выводы.
Систематизация целей и задач осуществлялась на основе следующих важнейших методологических принципов [15, с. 9]:
— приоритетность: цели и задачи управления инвестициями в каждом блоке, а также механизмы их осуществления не должны противоречить общенациональным социальноэкономическим интересам, общепринятым критериям общественного блага и права. При этом цель управления конкретным объектом должна отражать влияние и степень взаимосвязи на другие объекты управления;
— сочетание отраслевого и территориального подхода: национальная экономическая система, с одной стороны, представляет собой экономическое пространство с множеством объектов и субъектов хозяйствования и связей между ними, локализованных на определенной территории, с другой - совокупность видов деятельности, отраслей, развитие которых невозможно без учета исторических, национальных, географических и т. д. особенностей пространственной организации хозяйства, что обусловливает взаимозависимость целей и задач управления инвестициями на различных уровнях иерархии по отношению к объектам управления инвестициями;
— пропорциональность и сбалансированность: цели и задачи управления инвестициями должны обеспечивать необходимые на данном этапе жизненного цикла экономической системы соотношения: между инвестиционным спросом и предложением; инвестиционными ресурсами и инвестиционными потребностями субъектов инвестиционной деятельности; выбытием и обновлением капитала; потреблением и накоплением капитала и т. д.;
— системность: эффективность управления инвестициями обусловливается использованием системного подхода к формированию целей и задач управления, обеспечивающего комплексность и непрерывность решения проблем, возникающих в процессе управления.
Проблема формирования системы показателей - параметров - которая позволила бы принимать взвешенные управленческие решения в процессе управления инвестициями, может быть рассмотрена в трех аспектах:
— достоверность и доступность информации, необходимой для определения показателей;
— соответствие целевым установкам субъекта управления;
— подконтрольность каждого показателя субъекту управления.
Достоверность и доступность информации обеспечивается использованием аналитических материалов федеральных органов государственной статистики, статистической отчетности субъектов хозяйствования, что позволяет осуществлять межхозяйственные сравнения на законодательно регламентированном уровне.
Каждый из показателей характеризует прямо или косвенно, в статике или динамике, результативность управления инвестициями на соответствующем уровне иерархии управляемой системы, что обеспечивает подконтрольность их субъекту управления.
Вышеизложенные теоретические основы управления инвестициями служат основой для разработки научно-практических методов, форм и средств управления инвестициями, формирующихся в рамках общих закономерностей управления экономическими системами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стратегическое планирование: учеб. пособие / под ред. проф. А. Н. Петрова. - СПб.: Знание, ГУЭФ, 2003. - 200 с.
2. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. - М.: СИНТЕГ, 2007. - 668 с.
3. Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 384 с.
4. Клейнер Г. Б. Системная парадигма и системный менеджмент // Российский журнал менеджмента. -2008. - Т. 6, № 3. - С. 27-50.
5. Инвестиции: учеб. / под ред. В. В. Ковалева, В. В. Иванова, В. А. Лялина. - М.: ООО «ТК Велби»,
2003. - 440 с.
6. Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. - М.: Мир, 1973. - 344 с.
7. Тамбовцев В. Л. Теории государственного регулирования экономики: учеб. пособие. - М.: НИФРА-М, 2010. - 158 с.
8. Kay J. A., Vickers J. S. Regulator Reform: An Appraisal // Majone G. Deregulation or Re-regulation. -
London: Pinter Publishers, 1990. - P. 223-251.
9. Джетписова А. Б., Карлина Е. П. Системный анализ и синтез понятия «инвестиционная политика» // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Экономика. - 2011. - № 1. - С. 24-28.
10. Бланк И. А. Энциклопедия финансового менеджера. Т. 3. Управление инвестициями предприятия. -
М.: Омега-Л, 2008. - 480 с.
11. Митькин А. Н. Развитие системы государственного стратегического планировании в России // Экономическая наука современной России. - 2008. - № 2 (41). - С. 55-66.
12. Четверикова А. Территориальная экспансия крупных российских промышленных корпораций: к характеристике новейших тенденций // Российский экономический журнал. - 2007. - № 5- 6.
13. Кондратьев Н. Д. Основные проблемы экономической статики и динамики: Предвар. эскиз. - М., 1991. - (Сер.: Социол. наследие). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.kondratieff.nw.ru.
14. Новиков Д. А. Структура теории управления социально-экономическими системами // Управление большими системами: сб. тр. - Вып. 24. - М.: ИПУ РАН, 2009. - 326 с.
15. Новая модель государственного планирования в Республике Казахстан. - Астана: АО «Институт экономических исследований», 2010. - 150 с.
Статья поступила в редакцию 9.12.2011
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Джетписова Алия Байтлеуовна - Атырауский институт нефти и газа, Республика Казахстан; канд. экон. наук, доцент; зав. кафедрой «Социальный сервис»; [email protected].
Dzhetpisova Aliya Baytleuovna - Atyrau Institute of Oil and Gas, Republic of Kazakhstan; Candidate of Economic Science, Assistant Professor; Head of the Department "Social Service"; [email protected].