Научная статья на тему 'Концептуальные основы структурных преобразований в лесопромышленном комплексе Беларуси'

Концептуальные основы структурных преобразований в лесопромышленном комплексе Беларуси Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
100
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВИЛО / ПРИНЦИП / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СТРУКТУРНОЕ / КОМПЛЕКС / ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ / НАПРАВЛЕНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ RULES / PRINCIPALS / STRUCTURAL CHANGING / TIMER INDUSTRY COMPLEX / DIRECTION / IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Лукашук Н. А.

Одним из важнейших условий роста эффективности производства является повышение уровня сбалансированности и обеспечение пропорциональности развития отдельных подсистем. Концепция структурных преобразований в лесопромышленном комплексе Беларуси основывается на развитии комплексной переработки древесины. Государственное регулирование в этом отношении является важнейшей составляющей политики структурных преобразований в ЛПК. Государственное регулирование лесопромышленного комплекса должно заключаться в определении направлений и стратегии развития отрасли. Целью государственного регулирования вопросов преобразования лесопромышленного комплекса является решение задач, которые выходят за рамки отдельного предприятия, и координация действий субъектов хозяйствования в направлении повышения эффективности деятельности ЛПК. В статье предложена система мероприятий по повышению эффективности работы ЛПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the major conditions of growth of a production efficiency is increase of a level of equation and maintenance of proportionality of development of separate subsystems. With the purpose of increase of an overall performance of a complex the changes are necessary. The concept of structural transformations in a timber industry complex (TIC) of Belarus is based on development of complex processing of wood. State regulation in this respect is the major making policy of structural transformations in TIC. State regulation of a timber industry complex should consist in definition of directions and strategy of development of branch. The purpose of state regulation of questions of transformation of a timber industry complex is the decision of problems which leave for frameworks of the separate enterprise and coordination of actions of subjects of managing in a direction of increase of efficiency of activity TIC. In the article the system of actions for increase of overall performance TIC is offered.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы структурных преобразований в лесопромышленном комплексе Беларуси»

Н. А. Лукашук, ассистент

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ БЕЛАРУСИ

One of the major conditions of growth of a production efficiency is increase of a level of equation and maintenance of proportionality of development of separate subsystems. With the purpose of increase of an overall performance of a complex the changes are necessary. The concept of structural transformations in a timber industry complex (TIC) of Belarus is based on development of complex processing of wood. State regulation in this respect is the major making policy of structural transformations in TIC. State regulation of a timber industry complex should consist in definition of directions and strategy of development of branch. The purpose of state regulation of questions of transformation of a timber industry complex is the decision of problems which leave for frameworks of the separate enterprise and coordination of actions of subjects of managing in a direction of increase of efficiency of activity TIC. In the article the system of actions for increase of overall performance TIC is offered.

Введение. В настоящее время перед лесопромышленным комплексом стоит задача совершенствования структуры потребления древесины на базе ее комплексной переработки. Как отмечается в ряде научных исследований развития лесопромышленного комплекса (ЛПК), чтобы быть конкурентоспособным, следует значительно повысить эффективность использования лесоматериалов за счет усиления межотраслевых связей между основными направлениями комплексной глубокой переработки древесины -процессами глубокой механической, глубокой химической и энергетической переработки, использования продуктов глубокой механической переработки древесины (новых видов композиционных материалов - плит ОСБ, деревянных двутавровых балок и т. д.) [1].

Для чего необходимо определение наиболее эффективных путей, направлений и форм использования древесного сырья, обеспечивающих удовлетворение растущих потребностей народного хозяйства.

Основная часть. Концепция совершенствования ЛПК основывается на анализе и оценке состояния комплекса. Анализ проводится с использованием методов: статистических группировок, балансового, структурного анализа. Проведение такого исследования позволяет выявить недостатки в структуре ЛПК и другие негативные тенденции в его развитии. Для оценки работы комплекса используются экономические показатели эффективности работы комплекса. Выявленные проблемы могут быть решены с помощью прогнозирования на краткосрочную и долгосрочную перспективу за счет применения метода оптимизации, основанного на сбалансированности качественных характеристик сырья и производственных возможностей ЛПК с целью более комплексного использования древесного сырья. Полученные направления развития (несколько сценариев) сравниваются между собой для определения наиболее приемлемого и реального направления совершенствования ЛПК. Для сравнения

различных вариантов предлагается использовать совокупность показателей, которая включает не только общепринятые экономические показатели эффективности, но и показатели, отражающие комплексность использования древесного сырья.

Данный подход позволяет оценить работу ЛПК, обозначить и обосновать основные направления государственной политики структурных преобразований. Кроме того, он позволяет сбалансировать интересы потребителей лесной продукции, производственные возможности ЛПК на базе полной и комплексной переработки поступающего сырья от лесного хозяйства. Это позволит более полно удовлетворить интересы потребителей в продукции и использовать древесное сырье более эффективно.

В условиях ресурсосбережения государственное регулирование отдельных отраслей экономики играет важную роль. Необходима четкая координация действий, направленных на повышение эффективности производства и управления лесопромышленным комплексом. Цель госрегулирования заключается в стимулировании развития комплексной переработки древесины и создании условий для многоцелевого и эффективного использования древесного сырья. Это, в свою очередь, ведет к структурным преобразованиям отрасли, которые оказывают влияние на эффективность лесопромышленных предприятий.

Для реализации направлений развития ЛПК необходимо использовать следующие рычаги, или инструменты, государственного регулирования:

- административно-правовые средства, это, прежде всего, различного рода разрешения, лицензии и запреты;

- экономические средства (финансовые и кредитно-денежные средства, государственная собственность и внешнеэкономический инструментарий, в частности: льготные кредиты под развитие частного бизнеса в лесопромышленном комплексе; государственные программы развития отдельных направлений использо-

вания древесного сырья; участие государства в строительно-монтажных работах и закупке оборудования; льготное налогообложение в период освоения и пуска производства; фонды финансовой поддержки, а также система цен на лесные ресурсы).

Таким образом, организационно-экономический механизм управления структурными преобразованиями ЛПК должен состоять из экономического инструментария и организационных мер, включающих и правовую основу управления.

На основании методических подходов и исследования тенденций развития мирового рынка лесопродукции были выделены следующие сценарии развития [1]:

- низких темпов роста - сценарий, основанный на текущих тенденциях развития отрасли, который предполагает, что характер взаимодействия различных факторов в будущем существенно не изменится, сохранится нынешняя структура производства, расчет ведется на основании имеющихся объемов сырья;

- базовый - сценарий, который основан на предположении, что возрастает размер лесопользования, совершенствуется технология; расчет ведется по прогнозным данным с учетом структурных преобразований в ЛПК;

- высоких темпов роста (перспективный) -сценарий, в котором дается прогноз развития лесопромышленного комплекса на перспективу когда общая экономическая ситуация стабилизируется до оптимального уровня, произойдет значительное улучшение технологии производства и обновление основных производственных фондов.

Расчеты, проведенные по трем сценариям развития ЛПК Беларуси, показывают, что из предложенных вариантов наиболее приемлемым является базовый, который предполагает развитие основных производств (производства пиломатериалов, ДСП, ДВП, целлюлозно-бумажной промышленности), при этом предполагается модернизация уже имеющихся производств с целью повышения эффективности работы ЛПК. Сценарий низких темпов роста не предусматривает коренных изменений в структуре комплекса. Сценарий высоких темпов роста требует значительных капитальных вложений по всем отраслям ЛПК, что связано во-первых с необходимостью развития глубокой переработки древесного сырья, а во-вторых, с обновлением изношенных производственных мощностей.

Для реализации структурных сдвигов при сценарии высоких темпов роста возможно применение двух вариантов развития событий:

1) строительство целлюлозно-бумажного комбината с объемом потребления древесины в 2 млн. м3;

2) экспорт в 2 млн. м3 балансов.

Отметим, что Светлогорский целлюлознобумажный комбинат потребляет ежегодно 300 тыс. м3 древесины.

Строительство целлюлозно-бумажного комбината весьма дорогостоящее мероприятие, в которое необходимо дополнительно вложить 780 млн. долл., производство 1 т целлюлозы требует инвестиционных вложений денежных средств в размере 1-2 тыс. долл. Кроме того, технологический процесс производства целлюлозы связан с большим водопотреблением и загрязнением воздушного бассейна, отсюда увеличивается количество сбросов в окружающую среду. С учетом заявленного строительства заводов по производству целлюлозы в Германии приблизительно на 500 тыс. т и древесной массы в Эстонии спрос на отечественную целлюлозу (при строительстве нового целлюлозно-бумажного комбината), скорее всего, будет незначителен, а строительство производства небольшой производительности является экономически неэффективным. Поэтому для Беларуси целесообразно обновление уже имеющихся производственных мощностей по производству целлюлозы и экспорт неиспользуемых балансов [2].

В рамках базового сценария важным является развитие новых производств по выработке плит различной толщины МДФ, ОСБ, расширение ассортимента продукции.

Для реализации основных направлений совершенствования лесопромышленного комплекса требуется достаточно солидный объем инвестиций.

В целях повышения эффективности работы лесопромышленного комплекса в концерне «Беллесбумпром» целесообразно осуществление следующей системы мероприятий:

- строительство новых современных лесопильных производств мощностью 825 тыс. м3, перерабатывающих крупномерные лесоматериалы. Объем требуемых инвестиций - с объемом инвестиций 100 млрд. руб.;

- строительство новой линии по производству ДСП мощностью 40 тыс. м3 в год возможно на предприятии ОАО «Витебскдрев». Сумма необходимых инвестиций составит

139,4 млрд. руб.;

- модернизация производств путем замены устаревшего оборудования на современное в цехах по производству ДСП (ОАО «Витебскдрев», ОАО «Ивацевичдрев», ОАО «Мозырьдрев», ОАО «Мостовдрев», ЗАО «Пинскдрев», ОАО «Речицадрев»). Целесообразно модернизировать следующие участки: подготовки стружки, клее-смешения и формирования ковра. Это позволит повысить качество производимых сегодня ДСП в ОАО «Речицадрев», ОАО «Мозырьдрев». Потребность в инвестициях - 48 млрд. руб.;

- строительство завода ОСБ мощностью 100 тыс. м3 в год. Продукция будет использо-

ваться для изготовления панелей деревянных домов. Объем инвестиций - 110 млрд. руб.;

- расширение производства в ОАО «Бори-совдрев» по производству тонкого МДФ толщиной 2-8 мм мощностью линии 20 тыс. м3. Необходимый объем финансирования для строительства составляет 139,4 млрд. руб.;

- увеличение мощности на 34 тыс. м3 по фанере клееной за счет модернизации действующих производств с заменой и установкой лущильных станков, энергосберегающих сушилок для лущеного шпона, создание нового производства широкоформатной фанеры в ОАО «Борисовдрев», ОАО «Гомельдрев», ОАО «Ре-чицадрев», ОАО «ФанДОК». Необходимый объем финансирования по расширению производства фанеры составляет 18,9 млрд. руб.

Реализация предусмотренных мероприятий по повышению эффективности использования лесосырьевых ресурсов и вовлечению в переработку мелкотоварного древесного сырья позволит увеличить к 2010 г. не менее чем в

1,4 раза суммарный выпуск лесобумажной продукции из 1000 м3 вывезенной из леса древесины, что тем самым повысит эффективность лесопромышленного комплекса.

Указанная система мероприятий по развитию лесопромышленного комплекса по базовому сценарию, рекомендованному нами, позволит к 2010 г.:

- увеличить объем переработки пиловочника до 1,5 млн. м3 в год;

- вовлечь в переработку тонкомерное сырье (1,3 млн. м3);

- развивать производства по углубленной переработке древесины на основе использования полученной пилопродукции;

- получить технологическое сырье для плитного производства;

- увеличить объем выпуска конкурентоспособной продукции;

- снизить энергоемкость производства;

- увеличить переработку древесины мягколиственных пород;

- решить проблему импортозамещения и обеспечения бумажных предприятий в республике для выпуска высококачественной продукции;

- увеличить экспортный потенциал отрасли за счет поставок бумаги за пределы республики;

- расширить ассортимент продукции плит различной толщины;

- увеличить потребление древесного топлива.

Заключение. Итак, исследование состояния и прогноз развития ЛПК показали, что структурные сдвиги в ЛПК Беларуси будут происходить благодаря в основном существенному расширению спектра композиционных материалов на основе древесины, увеличению спроса на изделия из массивной древесины и росту объемов применения древесины в строительстве. Результаты анализа сложившихся тенденций развития отрасли показывают, что не следует ожидать в обозримом будущем революционных изменений в видах продукции и способах ее получения.

Очевидно, что регулирование развития лесопромышленного комплекса целесообразно проводить посредством применения преимущественно рыночных инструментов:

- последовательного снижения ставок вывозных таможенных пошлин на продукцию глубокой переработки древесины и формирования поэтапного графика увеличения таких пошлин на отдельные виды круглых лесоматериалов;

- содействия развитию производства лесозаготовительных машин и современного оборудования для переработки древесины, включая распространение на эту область режима «промышленной сборки».

Необходимо также взаимодействие власти и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства. Мы понимаем его как совместное формулирование целей, задач, путей их решения, как постоянную координацию действий при четком разделении сфер ответственности и рисков. Именно такой подход позволяет добиваться наибольшего эффекта от соединения инициативы, активности, ресурсов частного предпринимательства с мерами государственного регулирования.

Литература

1 Лукашук, Н. А. Совершенствование отраслевой структуры лесопромышленного комплекса как фактор повышения эффективности его деятельности / Н. А. Лукашук // Труды БГТУ. Сер. VII, Экономика и управление. -2008. - Вып. XVI. - С. 234-236.

2. Мещерякова, Е. В. Экология в целлюлозно-бумажной промышленности: проблемы и основные направления их решения / Е. В. Мещерякова // Лесопромышленник. - 2007. - № 5. -С. 25-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.