Научная статья на тему 'Концептуальные основы строительства перспективной системы обеспечения безопасности города Москвы'

Концептуальные основы строительства перспективной системы обеспечения безопасности города Москвы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
142
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ МОСКВЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы строительства перспективной системы обеспечения безопасности города Москвы»

12.2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ПЕРСПЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ

В.М. Глущенко, д.в.н., профессор,

Ректор МГУУ Правительства Москвы, почетный работник высшего профессионального образования РФ, действительный член АВН Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Система обеспечения безопасности Москвы - это совокупность структур в сфере государственной власти Российской Федерации и Москвы, органов местного самоуправления, организаций и граждан города, а также специально создаваемых органов управления, сил и средств, осуществляющих целенаправленную деятельность и непосредственное участие в реализации целей и задач безопасности города.

Цель функционирования системы обеспечения безопасности города: на основе объединения усилий всех органов управления, сил и средств системы безопасности в ходе функционирования и развития города, его инфраструктуры и отраслей, реализации социальноэкономических и природоохранных программ обеспечить условия общественно-приемлемой безопасности личности, населения и города в целом от всех угроз в мирное и военное время.

Назначение системы обеспечения безопасности -организовывать, осуществлять и контролировать состояние и достижение необходимого уровня безопасности для граждан, социальных групп и города в целом.

Основными функциями (задачами) системы обеспечения безопасности являются:

- выявление и изучение угроз безопасности личности, общества, города;

- анализ факторов воздействия существующих и развивающихся угроз безопасности города;

- выявление и определение реального состояния безопасности города по всем видам угроз;

- разработка городских законодательных правовых актов, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и реализацию системы безопасности Москвы;

- разработка мероприятий по достижению целевых параметров в безопасности города;

- разработка и реализация целевых, научнотехнических программ, планов и других плановых документов по реализации мероприятий обеспечения безопасности;

- выделение необходимых финансовых и материально-технических ресурсов для осуществления мероприятий обеспечения безопасности;

- совершенствование системы координации деятельности и взаимодействия контрольных органов и общественных организаций, осуществляющих надзор за состоянием безопасности;

- создание общегородской системы органов управления, сил и средств для действий при возникновении

чрезвычайных ситуаций, связанных с опасностью для личности, социальных групп и города в целом;

- поддержание в готовности указанных сил и средств для немедленных действий при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- подготовка и оснащение сил для экстренного реагирования при возникновении реальной опасности для личности и города в целом;

- организация обеспечения действий указанных сил и средств в чрезвычайных ситуациях, связанных с опасностями для личности, социальных групп и города в целом.

В структуре системы обеспечения безопасности города Москвы принципы и методы играют значительную роль и дают целостное представление о связях в рассматриваемой области знания. Принципы, методы, средства - это логические этапы обеспечения безопасности. Выбор их зависит от конкретных условий деятельности, уровня опасности, стоимости и других критериев.

Принципов обеспечения безопасности много. Их можно классифицировать по нескольким признакам. Например, по таким, как ориентирующие, технические, организационные и управленческие.

Ориентирующие: активности оператора, гуманизации деятельности, деструкции, замены оператора, классификации, ликвидации опасности, системности, снижения опасности.

Технические: блокировки, вакуумирования, герметизации, защиты расстоянием, компрессии, прочности, слабого звена, флегматизации, экранирования.

Организационные: защита временем, информации, резервирования, несовместимости, нормирования, подбора кадров, последовательности, резервирования, эргономичности.

Управленческие: адекватности, контроля, обратной связи, ответственности, плановости, стимулирования, управления, эффективности.

Рассмотрим более детальнее некоторые из принципов.

Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Например, предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимый уровень (ПДУ), нормы переноски и подъема тяжести, продолжительность трудовой деятельности и др.

Принцип слабого звена состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводится элемент, который устроен так, что воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасное явление. Примеры реализации данного принципа: предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное заземление, молниеотводы, предохранители и др.

Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности, предупредительные надписи, маркировка оборудования и др.

Принцип классификации (категорирования) состоит в делении объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями. Примеры: санитарнозащитные зоны (5 классов), категории производств (помещений) по взрыво-пожарной опасности (А, Б, В, Г, Д) и др.

Для определения методов обеспечения безопасности дадим определение следующим понятиям:

Ноксосфера - пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности.

Гомосфера - пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности .

Совмещение гомосферы и ноксосферы с позиции безопасности недопустимо, но это не всегда удается.

На основании анализа возможных опасностей и их последствий можно выявить общие закономерности, на базе которых сформулированы три наиболее общих метода защиты от опасностей:

I - Пространственное и (или) временное разделение гомосферы и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации, специальной организации и др.

II - Нормализация ноксосферы путем исключения или уменьшения количественных характеристик опасности. Это совокупность мероприятий, защищающих человека от шума, газа, пыли и пр. средствами коллективной защиты.

III - Адаптация человека к условиям ноксосферы и повышение его защищенности. Метод реализует возможности профессионального отбора, обучения, психологического воздействия, применения средств индивидуальной защиты.

В реальных условиях реализуется комбинация всех трех факторов.

Структура системы обеспечения безопасности города включает:

- органы государственной власти города Москвы и ее муниципальных образований, которые решают отдельные задачи безопасности в составе выполняемых общих функций (городская Дума, районные собрания, Правительство города, префектуры, руководство ведомств);

- специально создаваемые органы управления, уполномоченные решать вопросы безопасности в повседневной деятельности и при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- администрация объектов экономики и инфраструктуры города, на которых должны или могут решаться вопросы безопасности в связи с наличием источников угрозы;

- силы и средства, которые создаются специально для обеспечения безопасности;

- органы местного самоуправления (муниципальные Собрания, муниципалитеты).

Органы государственной власти Москвы, которые решают отдельные задачи безопасности в составе выполняемых общих функций (Московская городская Дума, Правительство Москвы, префектуры, управы районов, руководство ведомств), в пределах своей компетенции:

- определяют направления, пути и способы повышения безопасности личности, населения, экономики, окружающей природной среды, города в целом;

- принимают меры к совершенствованию и развитию нормативной правовой, методической базы, регулирующей деятельность в области безопасности города;

- создают, совершенствуют и задействуют экономические, правовые, административные и прочие механизмы, обеспечивающие деятельность в области безопасности;

- организуют и обеспечивают выполнение требований руководящих документов, вышестоящих органов и руководителей по вопросам безопасности;

- принимают меры к созданию, развитию и совершенствованию материально-технической базы для решения задач безопасности;

- обеспечивают руководство деятельностью подведомственных органов, сил и средств в области безопасности;

- принимают необходимые меры по оказанию помощи пострадавшим, обеспечению жизнедеятельности населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

а) Московская городская Дума:

- принимает законодательные акты Москвы по вопросам безопасности;

- утверждает объемы ассигнований и материальнотехнических ресурсов, необходимых для реализации мер безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечения защиты населения и экономики города;

- устанавливает порядок предоставления льгот по городским налогам и сборам, другим обязательным платежам в целях стимулирования деятельности в области безопасности;

- устанавливает санкции, штрафы и иные виды ответственности граждан, должностных лиц, предприятий, организаций и учреждений за нарушения законодательства в области безопасности по вопросам, отнесенным к ведению города Москвы;

- входит в Государственную Думу Российской Федерации с законодательной инициативой по вопросам безопасности;

- создает из числа депутатов Думы постоянные и временные комиссии по конкретным проблемам безопасности.

б) Органы местного самоуправления:

- утверждают в составе сметы расходов финансовых ресурсов объемы финансирования на мероприятия по безопасности;

- рассматривают и утверждают в составе годовой программы социально-экономического развития и застройки территории района мероприятия, способствующие, наряду с решением задач социальноэкономического характера, повышению безопасности населения, экономики и окружающей природной среды района;

- осуществляют взаимодействие с органами государственной власти города Москвы по вопросам безопасности;

- издают правовые акты по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере обеспечения безопасности, организуют разработку проектов законов города Москвы и официальное внесение их в Московскую городскую Думу;

- обеспечивают осуществление мероприятий, направленных на создание и совершенствование системы безопасности, предупреждение опасностей и чрезвычайных ситуаций;

- организуют проведение работ по ликвидации опасностей и чрезвычайных ситуаций на территории района;

- принимают участие в организации мероприятий по физической, психологической, технической и информационной подготовке населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;

- оказывают содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и общественной безопасности;

- создают временные и постоянные комиссии для решения вопросов безопасности, утверждает положения об этих комиссиях;

- заслушивают отчеты должностных лиц о состоянии работы по решению конкретных проблем безопасности, организуют проведение проверок по этим вопросам.

в) Правительство Москвы:

- осуществляет общее руководство решением проблем безопасности, а также Московской городской системой по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатывает основные направления их развития и совершенствования;

- организует деятельность всех специальных органов управления безопасностью, в том числе Комиссии по чрезвычайным ситуациям Правительства Москвы и Главного управления ГОЧС города;

- в пределах своей компетенции издает нормативные акты в области безопасности и организует разработку проектов законодательных актов для рассмотрения и принятия их городской Думой;

- обеспечивает мероприятия по исполнению на территории Москвы федерального и городского законодательства в области безопасности, эффективное применение правовых и экономических механизмов в этой области;

- предусматривает при разработке проекта бюджета города объемы ассигнований на содержание и деятельность органов управления, ответственных за вопросы безопасности и подведомственные городу, проведение запланированных мероприятий безопасности и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения, экономики и окружающей природной среды, организует контроль за эффективным расходованием этих средств;

- организует подготовку городского хозяйства к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях и в военное время;

- оказывает помощь в проведении указанных мероприятий на других объектах, расположенных на территории города, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы;

- разрабатывает и осуществляет городские целевые и научно-технические программы в области безопасности, осуществляет функции городского инвестора в их реализации;

- обеспечивает выполнение требований нормативных документов в области безопасности при разработке и реализации Генерального плана развития Москвы;

- принимает меры к повышению безопасности населения и экономики города в процессе разработки и реализации общегородских проектов и программ, направленных на решение экономических и социальных проблем;

- управляет силами и средствами безопасности и Московской городской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, привлекаемым к работам при угрозе или возникновении какой-либо опасности для населения и города в целом;

- создает резервы финансовых и материальных ресурсов города для ликвидации реальных угроз городу и чрезвычайных ситуаций;

- осуществляет меры по созданию и поддержанию в готовности органов управления, сил и средств системы безопасности и Московской городской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях и гражданской обороны;

- организует и обеспечивает подготовку органов управления, сил и средств системы безопасности и Московской городской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, обучение населения по гражданской обороне и действиям в чрезвычайных ситуациях.

Подсистема управления безопасностью города по своей природе функциональная, то есть представляет собой распределение функций по управлению процессами обеспечения безопасности между специальными и общегородскими органами управления. При этом сферу безопасности следует рассматривать, как особую стратегически значимую область управления городом.

В существующей структуре городского управления департаменты обеспечивают руководство стратегическими сферами городского развития. Среди них департаменты: экономической политики и развития; государственного и муниципального имущества города Москвы; финансов; внешних связей; потребительского рынка и услуг; продовольственных ресурсов; поддержки и развития малого предпринимательства; науки и промышленной политики; муниципального жилья и жилищной политики; внебюджетной политики строительства города Москвы; общественно-политических связей на межрегиональном и международном уровне.

В связи с этим возникает естественная необходимость сформировать в Правительстве Москвы специальный департамент безопасности города.

К числу основных функций, которые целесообразно возложить на него, следует отнести:

1. Концептуальная, существо которой состоит в выработке концептуальных взглядов по обеспечению безопасности города в целом во взаимодействии с государственными структурами безопасности;

2. Координирующая, существо которой состоит в координации действий всех служб, подразделений и органов, участвующих в решении задач безопасности города, как городского подчинения, так и общегосударственного;

3. Планирующая, существо которой состоит в разработке системы планирующих общегородских документов, регламентирующих деятельность городских органов по обеспечению безопасности города, развитие и совершенствование системы городского управления и структур города для поддержания их на уровне, соответствующем требованиям, предъявляемым к ним условиями обеспечения безопасности города и характером угроз;

4. Контрольная, существо которой состоит в реализации всестороннего контроля состояния городских органов управления, специальных и иных структур и подразделений в части их соответствия требованиям, предъявляемым к ним условиями обеспечения безопасности города и характером угроз;

5. Организационно-подготовительная, существо которой состоит в том, что департамент безопасности города должен осуществлять руководство организацией системы безопасности города, обеспечивать подготовку и отработку городских органов управления, специальных и иных структур и подразделений, участвующих в решении задач обеспечения безопасности города.

Важная роль в обеспечении безопасности города в части отраслевого и функционального управления принадлежит Комитетам Правительства Москвы. Они должны решать задачи управления безопасностью города в таких важных для города сферах, как здраво-

охранение, образование, культура, социальная защита населения, физическая культура и спорт, туризм, труд и занятость, семья и молодежь, природа, архитектура, а также государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, телекоммуникации и средства массовой информации, общественные и межрегиональные связи, а также связи с религиозными организациями.

г) Префектура административного округа:

- осуществляет общее руководство окружной подсистемой системы безопасности города и Московской городской системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивает их постоянную готовность;

- обеспечивает соблюдение законодательства Российской Федерации и правовых актов Москвы в области безопасности на территории округа;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- организует разработку окружных целевых программ в области безопасности, участвует в разработке аналогичных городских программ, обеспечивает их практическую реализацию на территории округа;

- принимает меры к повышению безопасности населения и экономики округа при согласовании проекта Генерального плана развития Москвы, при разработке и реализации иных проектов и программ экономического и социального характера;

- создает резервы финансовых и материальных ресурсов округа для ликвидации угроз безопасности округа и чрезвычайных ситуаций;

- принимает меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций локального характера;

- обеспечивает создание, подготовку и поддержание в готовности органов управления, сил и средств округа для ликвидации угроз его безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях.

д) Управа района:

- осуществляет общее руководство районным звеном системы безопасности и Московской городской системы по предупреждению и ликвидации в чрезвычайных ситуациях;

- руководит комиссией по чрезвычайным ситуациям района;

- организует деятельность отдела ГОЧС района;

- обеспечивает соблюдение законодательства Российской Федерации и правовых актов Москвы по вопросам безопасности на территории района;

- обеспечивает создание, подготовку и поддержание в готовности органов управления, сил и средств района к действиям по предупреждению и ликвидации опасностей и чрезвычайных ситуаций;

- обеспечивает организацию и проведение работ по ликвидации опасностей и чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях;

- координирует и направляет работу в области безопасности территориальных подразделений городских служб и инспекций, а также контрольных органов города;

- участвует в разработке целевых городских и окружных программ в области безопасности;

- принимает меры по повышению безопасности населения района при разработке и реализации программ экономического и социального характера.

е) Ведомство:

- разрабатывает и осуществляет мероприятия по повышению безопасности и устойчивости отрасли в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам безопасности, обеспечивает разработку и реализацию мероприятий по повышению безопасности в подведомственном хозяйстве и по своим функциям в городе;

- финансирует и обеспечивает мероприятия по предупреждению и ликвидации опасностей и чрезвычайных ситуаций на объектах ведомства;

- организует и обеспечивает проведение в интересах ведомства научно-исследовательских и опытноконструкторских работ по проблемам безопасности;

- обеспечивает организацию и проведение работ по ликвидации опасностей и чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах;

- обеспечивает выполнение ведомством производственных функций в чрезвычайных ситуациях;

- создает ведомственные резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации опасностей и чрезвычайных ситуаций;

- обеспечивает создание, подготовку и поддержание в готовности сил и средств, необходимых для выполнения своих функций при возникновении опасностей и чрезвычайных ситуаций и при их ликвидации.

ж) Специально создаваемые органы управления, уполномоченные решать вопросы безопасности в повседневной деятельности и при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

Кроме специально создаваемых органов управления для непосредственного обеспечения безопасности в столице создана Комиссия по чрезвычайным ситуациям Правительства Москвы, которая предназначена для координации деятельности всех городских служб в области обеспечения жизнедеятельности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы является органом при Правительстве Москвы, специально уполномоченным на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которое предназначено для организации и управления выполнением мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, надзора и контроля за выполнением указанных мероприятий и готовностью органов управления и организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, как в мирное, так и в военное время.

з) Администрация объектов экономики и инфраструктуры города, на которых должны или могут решаться вопросы безопасности в связи с наличием источников угроз:

- планирует и осуществляет необходимые мероприятия по защите работников и обеспечению функционирования организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечивает создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в составе невоенизированных формирований;

- обеспечивает организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Кроме того, дополнительно на потенциально опасных объектах:

- разрабатывает и реализует программы безопасности на всех этапах создания, эксплуатации и снятия с эксплуатации объекта;

- создает локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

- использует оборудование, технологии и материалы в соответствии с требованиями и условиями разрешений (лицензий) и только для тех целей, для которых они предназначены;

- разрабатывает и реализует меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций и снижению их негативных последствий для персонала, населения и окружающей природной среды;

- поддерживает на должном уровне квалификации работающего персонала, осуществляет подбор и подготовку личного состава аварийно-спасательных служб и формирований;

- информирует органы управления МГСЧС, общественные организации и граждан о состоянии и мерах обеспечения безопасности на подведомственном объекте и прилегающей территории.

и) Силы и средства, которые создаются для обеспечения безопасности.

Кроме специальных сил, которые создаются для непосредственного обеспечения безопасности, в столице имеются силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые предназначены для осуществления на территории города наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Они включают в себя органы управления, системы связи, оповещения и информирования, аварийноспасательные службы, профессиональные, нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования, создаваемые органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями города, которые находятся в едином оперативном подчинении Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы.

В состав этих сил в обязательном порядке входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом необходимой достаточности для выполнения аварийно-спасательных работ.

Порядок создания, оснащения, обеспечения, подготовки и использования сил обеспечения безопасности, а также вопросы льгот и стимулирования их деятельности регламентируются нормативными правовыми и методическими документами.

Таковы концептуальные основы строительства перспективной системы обеспечения безопасности города Москвы. Их деталировка до практических документов, регламентирующих развитие этой системы осуществляется в рамках процесса планирования развития систем и средств, привлекаемых к обеспечению безопасности города Москвы при разработке «Концепции обеспечения безопасности города Москвы», «Стратегии обеспечения безопасности столицы», системы частных программ и планов.

Список литературы:

1. Глущенко В.М. Безопасность мегаполиса: теория и

практика: [Монография]. М.: «Астра-Полиграфия»,

2007 - 23,5 печ. л.

2. Глущенко В.М. Управление системой безопасности мегаполиса: теория и практика: [Монография]. М.: «Астра-Полиграфия», 2007 - 21,5 печ. л.

3. Лужков Ю.М. Москва в международных связях России. Международный журнал о лидерах и для лидеров. М.: «Новости», 2008, № 5-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.