Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАКУПОЧНОГО ПРОЦЕССА'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАКУПОЧНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЗАКУПКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД / АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗАКУПОЧНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаврилова Марина Вячеславовна, Бурмисова Ольга Николаевна

В статье представлено концептуальное видение цели, задач и механизма создания и функционирования региональных информационных систем, дополняющее функционал единой информационной системы в рамках обеспечения комплексного сопровождения закупочного процесса в условиях цифровой трансформации. Авторами определены принципиальные моменты, закладываемые региональными органами исполнительной власти при обосновании необходимости создания и последующего развития региональных информационных систем в области автоматизации закупок малых объемов с целью активного вовлечения в этот процесс субъектов малого предпринимательства и для достижения повышения эффективности, прозрачности закупочного процесса. В результате исследования обоснована необходимость системного подхода к разработке и развитию цифровизации закупочного процесса, что актуализирует потребность в создании и внедрении региональных информационных систем его комплексного сопровождения, которые построены по модульному принципу. Однако по мере роста потребности регионального закупочного процесса в автоматизации дополнительного функционала системы должны обладать потенциалом и техническими возможностями для ее удовлетворения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS FOR THE CREATION AND FUNCTIONING OF REGIONAL INFORMATION SYSTEMS FOR INTEGRATED SUPPORT OF THE PROCUREMENT PROCESS

The article presents a conceptual vision of the purpose, objectives and mechanism of creation and functioning of regional information systems, complementing the functionality of a unified information system in the framework of providing comprehensive support for the procurement process in the context of digital transformation. The authors have identified the fundamental points laid down by regional executive authorities when justifying the need to create and further develop regional information systems in the field of automation of small-volume purchases in order to actively involve small businesses in this process and to achieve increased efficiency and transparency of the procurement process. As a result of the research, the need for a systematic approach to the development and development of digitalization of the procurement process is substantiated, which actualizes the need for the creation and implementation of regional information systems for its integrated support, built on a modular principle. However, as the need for the regional procurement process to automate additional functionality grows, the systems should have the potential and technical capabilities to meet it.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАКУПОЧНОГО ПРОЦЕССА»

28

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2022. № 1(47)

УДК 332.02

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАКУПОЧНОГО ПРОЦЕССА

М.В. Гаврилова, О.Н. Бурмисова

В статье представлено концептуальное видение цели, задач и механизма создания и функционирования региональных информационных систем, дополняющее функционал единой информационной системы в рамках обеспечения комплексного сопровождения закупочного процесса в условиях цифровой трансформации. Авторами определены принципиальные моменты, закладываемые региональными органами исполнительной власти при обосновании необходимости создания и последующего развития региональных информационных систем в области автоматизации закупок малых объемов с целью активного вовлечения в этот процесс субъектов малого предпринимательства и для достижения повышения эффективности, прозрачности закупочного процесса. В результате исследования обоснована необходимость системного подхода к разработке и развитию цифровизации закупочного процесса, что актуализирует потребность в создании и внедрении региональных информационных систем его комплексного сопровождения, которые построены по модульному принципу. Однако по мере роста потребности регионального закупочного процесса в автоматизации дополнительного функционала системы должны обладать потенциалом и техническими возможностями для ее удовлетворения.

Ключевые слова: цифровая экономика; государственная информационная система; закупки для государственных и муниципальных нужд; автоматизация закупочного процесса.

M.V. Gavrilova, O.N. Burmisova. CONCEPTUAL FOUNDATIONS FOR THE CREATION AND FUNCTIONING OF REGIONAL INFORMATION SYSTEMS FOR INTEGRATED SUPPORT OF THE PROCUREMENT PROCESS

The article presents a conceptual vision of the purpose, objectives and mechanism of creation and functioning of regional information systems, complementing the functionality of a unified information system in the framework of providing comprehensive support for the procurement process in the context of digital transformation. The authors have identified the fundamental points laid down by regional executive authorities when justifying the need to create and further develop regional information systems in the field of automation of small-volume purchases in order to actively involve small businesses in this process and to achieve increased efficiency and transparency of the procurement process. As a result of the research, the need for a systematic approach to the development and development of digi-talization of the procurement process is substantiated, which actualizes the need for the creation and implementation of regional information systems for its integrated support, built on a modular principle. However, as the need for the regional procurement process to automate additional functionality grows, the systems should have the potential and technical capabilities to meet it.

Keywords: digital economy; state information system; procurement for state and municipal needs; automation of the procurement process.

Активные процессы цифровой трансформации государственного управления коснулись и контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Обеспечив за счет создания Единой информационной системы в сфере закупок [8] централизацию ее основных процессов, включая формирование, обработку, хранение, предоставление данных участниками контрактной системы в сфере закупок и реализацию контролирующих функций, доступность информации для всех участников, на

региональном уровне остались нерешенными вопросы обеспечения подконтрольности, прозрачности расходования бюджетных средств на всех этапах закупочного процесса, а также управления экономией, возникающей в результате конкурентных процедур.

Кроме того, необходимость создания региональной системы управления закупочным процессом продиктована требованиями действующего законодательства в области цифровой трансформации, включая такой актуализированный аспект, как необходимость обеспече-

Таблица 1

Многоуровневая система нормативно-правового регулирования организации закупочного процесса

в условиях цифровой трансформации

Наименование нормативно-правового акта Содержание

Гражданский кодекс РФ Ст. 447. Заключение договора на торгах Ст. 448. Организация и порядок проведения торгов Ст. 449. Основания и последствия признания торгов недействительными

Бюджетный кодекс РФ Ст. 72. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд Ст. 73. Реестры закупок

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Регулирование отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности на осуществления, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок

Федеральный закон от 18.04.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Установление общих принципов закупки товаров, работ, услуг и основных требований к закупке товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «О информации, информационных технологиях и о защите информации» Регулирование отношений, возникающих при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий и обеспечении защиты информации

Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» Регулирование отношений, связанных с обработкой персональных данных, осуществляемой органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в т.ч. в информационно-телекоммуникационных сетях, или без их использования, если обработка персональных данных без их использования соответствует характеру действий, совершаемых с ними с использованием средств автоматизации

Постановление Правительства РФ от 06.07.2015 № 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации» Определение требований к порядку реализации мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранению содержащейся в их базах данных информации, осуществляемых органами исполнительной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами в целях повышения эффективности реализации полномочий в результате использования ИКТ, либо органами исполнительной власти

Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» Определяет требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных и уровни защищенности таких данных

Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Утверждает правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации

Указ Президента РФ от 04.02.2021 № 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» Утверждает перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ

ния цифровой зрелости процессов государственного управления. В частности, в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 04.02.2021 № 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [5] к 2030 г доля электронного юридически значимого документооборота между органами исполнительной власти, местного самоуправления и подведомственными им учреждениями в субъекте Российской Федерации должна достигнуть 100 %. И это вполне логично, поскольку внедрение электронного документооборота, предполагающего однократность ввода информации, создает предпосылки для достижения прозрачности, снижения трудоемкости, минимизации рисков и обеспечения всех стадий контроля в рамках выполнения требований законодательства при осуществлении процессов, реализуемых на всех уровнях публичного управления, включая закупочный процесс.

Институциональной предпосылкой для повсеместного развертывания цифровизации закупного процесса в регионах стало формирование многоуровневой системы ее нормативно-правового обеспечения (табл. 1), которая позволила актуализировать необходимость, цели и задачи создания и функционирования региональных информационных систем (далее - РИС), требования к поддержанию полного жизненного цикла государственных информационных систем в сфере закупок.

Можно констатировать наличие сформированного регионального механизма государственного управления контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд с закреплением за определенным исполнительным органом государственной власти соответствующих полномочий в части государственного регулирования этой системы.

Все субъекты Российской Федерации выстраивают управление закупочным процессом на основе применения федеральных информационных ресурсов: Единой информационной системы в сфере закупок [8], электронных торговых площадок. Для детализации региональных особенностей закупочного процесса сформирована региональная нормативно-правовая база, определяющая порядок взаимодействия его участников.

Ряд прогрессивных регионов, вовремя осознав все преимущества автоматизирован-

ного управления закупочным процессом и достижения его цифровой зрелости, внедрили региональные информационные системы управления закупками [5].

В табл. 2 приведен сравнительный анализ региональных информационных систем (далее - РИС) управления закупками в рамках реализации Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2], внедренными в Самарской области, Красноярском крае и Республике Саха (Якутия).

Все информационные системы реализованы в модульном формате, но с разной интенсивностью и полнотой внедрения. Наибольший функционал закупочного процесса реализован в РИС Республики Саха (Якутия) - 10 модулей, включая нереализованные модули в РИС других регионов: модуль интеграции с системой исполнения бюджета (нормативно-справочная информация (далее - НСИ), контроль, бюджетное обеспечение); централизация закупок: подключение муниципальных заказчиков к государственной информационной системе закупочного регионального компонента (далее - ГИС ЗРК); мобильное приложение для уведомления заказчиков и сотрудников уполномоченного органа. Кроме того, далеко не во всех региональных информационных системах реализован модуль закупок малого объема, обеспечивающий активное вовлечение в закупочный процесс субъектов малого предпринимательства. В РИС закупок Республики Саха (Якутия) он внедрен.

Характеризуя достоинства РИС закупок Краснодарского края в качестве примера одной из лучших практик цифровизации закупочного процесса на региональном уровне, отметим, помимо наличия традиционных функциональных модулей РИС закупок, внедренный модуль формирования потребностей, а также каталог товаров, работ, услуг, что отражает расширенное товарное предложение в закупках и облегчает процедуру выбора для заказчика.

Региональный каталог товаров, работ, услуг позволяет обеспечить автоматизацию составления типового технического задания и типовой документации на закупку, тем самым позволяя решить ряд важных задач регионального масштаба, включая:

- снижение трудоемкости организации и проведения процесса закупок со стороны всех участников;

- объединение заявок заказчиков по идентичным группам товаров, работ, услуг;

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа региональных информационных систем управления закупками

№ Компонент ГИС ЗРК Самарская область Красноярский край Республика Саха (Якутия)

Общая информация

1 Уполномоченный орган Главное управление организации торгов Самарской области Агентство государственного заказа Красноярского края ГКУ РС(Я) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)»

2 Ссылка на региональный сайт ГИС ЗРК в сети Интернет webtorgi.samregion.ru zakupki.krskstate.ru goszakazyakutia.ru

Модульный состав ГИС ЗРК

1 Модуль формирования потребностей нет внедрено нет

2 Модуль планирования закупок внедрено внедрено внедрено

3 Модуль по формированию и работе с заданиями на закупку внедрено внедрено внедрено

4 Модуль по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) внедрено внедрено внедрено

5 Модуль контрактации внедрено внедрено внедрено

6 Аналитический модуль внедрено внедрено внедрено

7 Модуль электронного актирования опытная эксплуатация опытная эксплуатация опытная эксплуатация

8 Модуль интеграции с системой исполнения бюджета (НСИ, контроль, бюджетное обеспечение) нет нет внедрено

9 Модуль автоматизации закупок отдельных видов юридических лиц внедрено нет внедрено

10 Модуль закупок малого объема внедрено нет внедрено

11 Каталог товаров, работ, услуг внедрено внедрено нет

12 Централизация закупок: подключение муниципальных заказчиков к ГИС ЗРК нет нет внедрено

13 Модуль обоснования начальной (максимальной) цены контракта по лекарственным средствам внедрено внедрено нет

14 Мобильное приложение для оперативного информирования должностных лиц о ключевых показателях закупочного процесса нет нет нет

15 Мобильное приложение для уведомления заказчиков и сотрудников уполномоченного органа нет нет внедрено

Примеч.: составлено авторами на основе [4; 7; 9]

- увеличение количества участников закупок и, как следствие, повышение конкуренции.

Подсистема сбора потребностей в товарах, работах и услугах автоматизирует процесс централизованного сбора потребностей государственных и муниципальных заказчиков, согласования их объемов и дальнейшего формирования плана закупок.

Наибольший эффект от применения подсистемы достигается в крупных учреждениях, имеющих несколько филиалов (территориально разнесенных) и единый центр управления

закупками. Подсистема автоматизирует все этапы формирования потребностей (сбор, согласование, консолидация) в единый документ и формирование на его основе закупочной документации.

Мобильное приложение для уведомлений позволяет совершенствовать и улучшать процессы электронного взаимодействия между уполномоченным учреждением и заказчиками, другими пользователями ГИС ЗРК с применением современных мобильных технологий.

Основной функциональной возможностью

приложения следует назвать появление на экране мобильного телефона уведомлений, сообщающих о важных событиях и обновлениях на маршрутах движения закупочной документации в ГИС ЗРК:

• по подписанным (избранным) документам;

• по группам документов «заявка на закупку (взаимодействие с уполномоченным учреждением)» и «список уведомлений».

Приложение ведет историю уведомлений, содержащую наименования адресатов и информацию о времени формирования, доставки и прочтения (ознакомлении) с уведомлением («отправлено», «доставлено» и «прочитано»).

Исследование региональной практики ав-

томатизации закупок отдельными видами юридических лиц в рамках Федерального закона от 18.04.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [1] позволило заключить, что наиболее оптимальным и заслуживающим внимания является опыт внедрения РИС закупок в Московской области и Пермском крае, где уполномоченный орган выполняет согласование закупок.

Все больший интерес с точки зрения перспектив развития информационных систем представляют региональные системы закупок малого объема. В табл. 3 представлены результаты сравнительного анализа проектов регио-

Таблица 3

Результаты сравнительного анализа проектов региональных систем малого объема, использующих различный методологический подход

№ Компонент регионального модуля малых закупок Самарская область Республика Саха (Якутия) Калужская область Тамбовская область

Общая информация

1 Уполномоченный орган Главное управление организации торгов Самарской области ГКУ РС(Я) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» Министерство конкурентной политики Калужской области Комитет государственного заказа Тамбовской области

2 Ресурсы для размещения извещений Только региональная площадка Портал поставщиков г. Москвы РТС маркет «Тэк-Торг» (планируется) Только региональная площадка Смешанная схема: региональная площадка и внешние ресурсы

Модульный состав: для заказчика

1 Механизм формирования извещения о потребностях внедрено внедрено внедрено внедрено

2 Модуль контроля начальной (максимальной) цены контракта по средневзвешенным ценам каталога внедрено внедрено нет внедрено

3 Модуль запроса коммерческих предложений внедрено нет нет нет

4 Модуль отбора поставщика по итогам сбора заявок внедрено внедрено внедрено внедрено

5 Приобретение товаров, работ и услуг на основании оферт поставщиков внедрено нет нет нет

6 Подписание контракта посредством электронной подписи внедрено внедрено внедрено внедрено

7 Возможность оценки поставщиков для формирования рейтинга внедрено нет нет нет

8 Аналитическая отчетность внедрено внедрено внедрено внедрено

Модульный состав: для поставщика

1 Личный кабинет для регистрации управления сделками внедрено нет (на площадках) внедрено внедрено

2 Механизм размещения оферт, включая возможность варьирования стоимости в зависимости от объема поставки внедрено нет нет нет

3 Модуль работы с контрактами внедрено внедрено внедрено внедрено

4 Модуль подписки на публикацию извещений по заданной группе товаров внедрено внедрено внедрено внедрено

нальных систем малого объема в субъектах Российской Федерации, использующих различный методологический подход.

Очевидно, что максимальный модульный состав региональных систем закупок малого объема как для заказчика, так и для поставщика реализован в Самарской области.

Практически на одном функциональном уровне находятся региональные системы Республика Саха (Якутия) и Тамбовской области, которым еще предстоит внедрить модуль запроса коммерческих предложений, обеспечить реализацию возможности приобретения товаров, работ и услуг на основании оферт поставщиков и оценки заказчиками поставщиков для формирования рейтинга. С точки зрения расширения возможностей для поставщиков в этих региональных системах пока не реализован механизм размещения оферт, включая возможность варьирования стоимости в зависимости от объема поставки, что позволит повысить уровень конкуренции в рамках закупочного процесса и еще ближе приблизиться к идеальной модели рыночного ценообразования.

По результатам изучения региональных практик по созданию информационных систем управления закупками в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2] был сделан вывод, что региональная информационная система закупок должна содержать максимальный модульный состав.

В области автоматизации закупок отдельными видами юридических лиц в рамках Федерального закона от 18.04.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [1] при составлении концептуальных документов в части создания соответствующих информационных решений необходимо ориентироваться на лучшую региональную практику, в которых предусмотрена модель, где уполномоченный орган выполняет согласование закупок.

Анализ регионального опыта по автоматизации осуществления закупок у единственного поставщика показал, что идеальным решением является ориентированность на максимальный модульный состав. Однако для небольших регионов можно использовать опыт внедрения Тамбовской области, где сформирован оптимальный модельный пакет, достаточный для реализации основных процессов в рамках автоматизации закупок у единственного поставщика.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Считаем необходимым включить допол-

нительные инструменты по повышению эффективности закупочного процесса, успешно применяемые в субъектах РФ: региональный каталог товаров, работ, услуг; сбор потребностей, мобильное приложение для уведомлений; аналитический модуль с мобильным приложением, обоснование начальной (максимальной) цены контракта по лекарственным препаратам.

Отдельно необходимо прописать требования к созданию аналитической подсистемы, включая инструменты информирования высших должностных лиц о состоянии закупочного процесса с применением современных мобильных технологий. Аналитический модуль обеспечивает возможность получения информации по государственным и муниципальным закупкам, формирования аналитических и статистических отчетов, мониторинга закупок и оценки их эффективности, мониторинга закупочных цен и т.д. [6].

Немаловажным аспектом должно стать выполнение требований по обеспечению безопасности информации, обрабатываемой в региональной информационной системе.

Список литературы

1. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: федер. закон от 18.04.2011 223-Ф3. URL: http://www.consultant. ru/document/Cons_doc_LAW_116964 (дата обращения: 15.01.2022).

2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_144624 (дата обращения: 15.01.2022).

3. Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 04.02.2021 № 68. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/400181504 (дата обращения: 15.01.2022).

4. Агентство государственного заказа Красноярского края: офиц. сайт. URL: http://www. zakupki.krskstate.ru (дата обращения: 15.01.2022).

5. Владимиров Д.Г., Гаврилова М.В. Системы управления данными как инструмент централизации управления цифровой экономикой и обеспечения ее безопасности // Вестник Российского университета кооперации. 2020. № 2 (40). С. 31-38.

6. Гаврилова М.В., Данилова Н.В. Мониторинг развития региональных экономических систем // Вестник Российского университета кооперации. 2019. № 1 (35). С. 20-28.

7. Главное управление организации торгов Самарской области: офиц. сайт. URL: http:// www.webtorgi.samregion.ru (дата обращения: 15.01.2022).

8. Единая информационная система в сфере закупок: офиц. сайт. URL: http://www.zakupki. gov.ru (дата обращения: 15.01.2022).

9. Региональная информационная система, в сфере закупок Республики Саха (Якутия): офиц. сайт. URL: http://www.goszakazyakutia.ru (дата обращения: 15.01.2022).

References

1. O zakupkax tovarov, rabot, uslug otdelnymi vidami yuridicheskikh lits [On procurement of goods, works, services by certain types of legal entities]: feder. zakon ot 18.04.2011 № 223-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_ LAW_116964 (Accessed 15.01.2022).

2. O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tova-rov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstven-nykh i munitsipalnykh nuzhd [On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs]: feder. zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_144624 (Accessed 15.01.2022).

3. Ob otsenke effektivnosti deyatefnosti vys-shikh dolzhnostnykh lits (rukovoditelej vysshikh ispolnitelnykh organov gosudarstvennoj vlasti) sub"ektov Rossijskoj Federatsii i deyatefnosti organov ispolnitefnoj vlasti sub^ektov Rossijskoj Federatsii [On the evaluation of the effectiveness

of the activities of senior officials (heads of the highest executive bodies of state power) of the subjects of the Russian Federation and the activities of the executive authorities of the subjects of the Russian Federation]: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federa-cii ot 04.02.2021 № 68. URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/400181504 (Accessed 15.01.2022).

4. Agentstvo gosudarstvennogo zakaza Kras-noyarskogo kraya: ofits. sajt. URL: http://www.zak-upki.krskstate.ru (Accessed 15.01.2022).

5. Vladimirov D.G., GavrilovaM.V. Sistemy up-ravleniya dannymi kak instrument tsentralizatsii up-ravleniya tsifrovoj ekonomikoj i obespecheniya ee bezopasnosti [Data management systems as a tool for centralizing digital economy management and ensuring its security] // Vestnik Rossijskogo univer-siteta kooperatsii. 2020. № 2 (40). S. 31-38.

6. Gavrilova M.V., Danilova N.V. Monitoring razvitiya regionalnykh ekonomicheskix system [Monitoring the development of regional economic systems] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2019. № 1 (35). S. 20-28.

7. Glavnoe upravlenie organizatsii torgov Sa-marskoj oblasti: ofits. sajt. URL: http://www.web-torgi.samregion.ru (Accessed 15.01.2022).

8. Edinaya informatsionnaya sistema v sfere zakupok: ofits. sajt. URL: http://www.zakupki.gov.ru (Accessed 15.01.2022).

9. Regional naya informatsionnaya sistema, v sfere zakupok Respubliki Sakha (Yakutiya): ofits. sajt. URL: http://www.goszakazyakutia.ru (Accessed 15.01.2022).

ГАВРИЛОВА Марина Вячеславовна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: m-gavrilova@list. ru.

БУРМИСОВА Ольга Николаевна - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: chrysolina@gmail.com.

GAVRILOVA, Marina Vyacheslavovna - Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of Management and Marketing. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: m-gavrilova@list.ru.

BURMISOVA, Olga Nikolaevna - Postgraduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: chrysolina@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.