Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО СЕРВИСА «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО СЕРВИСА «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
классный руководитель / воспитание / методика оценки эффективности деятельности / профессионально-личностные траектории / цифровизация / электронный сервис / оценка эффективности воспитательной деятельности / class teacher / education / methodology for evaluating the effectiveness of activities / professional and personal trajectories / digitalization / electronic service / evaluation of the effectiveness of educational activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергей Иванович Аксёнов, Анна Александровна Лощилова, Ольга Александровна Катушенко

Раскрыты и обоснованы концептуальные основы электронного сервиса по оценке эффективности деятельности классного руководителя, актуальность создания которого обусловлена стратегическими приоритетами современного образования, целями и задачами развития государства и общества. Концепция электронного сервиса реализует ключевые положения авторской методики оценки эффективности деятельности классного руководителя, обеспечивающей возможность конструирования траектории оценивания в зависимости от запросов и потребностей классного руководителя и администрации образовательной организации. Обозначены возможности конструирования траектории оценки эффективности деятельности классного руководителя в аспекте реализации комплексной и дифференцированной процедуры оценивания, в том числе включающей самооценку. Определены теоретические положения, подходы и принципы разработки электронного сервиса, представлены цель, функционал, роли, содержание, процедура оценки, форма и структура представления результатов. Обоснована процедура оценки эффективности деятельности классного руководителя, включающая выбор количества оцениваемых направлений деятельности, экспертного трека и диагностического инструментария. Охарактеризована форма представления результатов проведения процедуры оценивания по выбранной траектории, включающая индивидуальный итоговый отчет по каждому оцениваемому классному руководителю, а также сводный отчет эффективности деятельности всех классных руководителей образовательной организации. Отмечается, что в индивидуальном итоговом отчете отображается эффективность деятельности классного руководителя по инвариантным направлениям деятельности; по каждому из критериев и показателей оценки даются рекомендации по профессиональноличностному развитию. По результатам исследования авторы пришли к выводу о том, что электронный сервис по оценке эффективности деятельности классного руководителя должен обеспечить независимость, объективность и комплексность оценочных процедур, проведение мониторинга эффективности воспитательной деятельности и позволяет соотнести самооценку и экспертную оценку. Также в статье раскрыты принципы дизайна, требования к безопасности, возможности и перспективы использования электронного сервиса в системе общего и дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергей Иванович Аксёнов, Анна Александровна Лощилова, Ольга Александровна Катушенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASIS FOR CREATING THE ELECTRONIC SERVICE «EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF THE CLASS TEACHER»

The paper reveals and substantiates the conceptual foundations of an electronic service for evaluating the effectiveness of a class teacher, the relevance of which is due to the strategic priorities of modern education, the goals and objectives of the development of the state and society. The concept of an electronic service implements the key provisions of the author’s methodology for evaluating the effectiveness of the class teacher, which provides the ability to design an assessment trajectory depending on the requests and needs of the class teacher and the administration of the educational organization. Theoretical provisions, approaches and principles for the development of an electronic service are determined, the purpose, functionality, roles, content, evaluation procedure, form and structure of the results presentation are presented. The principles of design, security requirements, as well as the possibilities and prospects for using the electronic service in the system of general and additional professional education are disclosed.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО СЕРВИСА «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»»

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378 (07) DOI: https://doi.Org/10.17673/vsgtu-pps.2023.2.11

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО СЕРВИСА «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

© С.И. Аксёнов, А.А. Лощилова, О.А. Катушенко

Нижегородский педагогический университет имени Козьмы Минина Российская Федерация, 603005, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова,1

Поступила в редакцию 28.02.2023 Окончательный вариант 24.03.2023

■ Для цитирования: Аксёнов С.И., Лощилова А.А., Катушенко О.А. Концептуальные основы создания электронного сервиса «Оценка эффективности деятельности классного руководителя» // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2023. Т. 20. № 2. С. 141-152. DOI: https://doi.Org/10.17673/vsgtu-pps.2023.2.11

Аннотация. Раскрыты и обоснованы концептуальные основы электронного сервиса по оценке эффективности деятельности классного руководителя, актуальность создания которого обусловлена стратегическими приоритетами современного образования, целями и задачами развития государства и общества. Концепция электронного сервиса реализует ключевые положения авторской методики оценки эффективности деятельности классного руководителя, обеспечивающей возможность конструирования траектории оценивания в зависимости от запросов и потребностей классного руководителя и администрации образовательной организации. Обозначены возможности конструирования траектории оценки эффективности деятельности классного руководителя в аспекте реализации комплексной и дифференцированной процедуры оценивания, в том числе включающей самооценку. Определены теоретические положения, подходы и принципы разработки электронного сервиса, представлены цель, функционал, роли, содержание, процедура оценки, форма и структура представления результатов. Обоснована процедура оценки эффективности деятельности классного руководителя, включающая выбор количества оцениваемых направлений деятельности, экспертного трека и диагностического инструментария. Охарактеризована форма представления результатов проведения процедуры оценивания по выбранной траектории, включающая индивидуальный итоговый отчет по каждому оцениваемому классному руководителю, а также сводный отчет эффективности деятельности всех классных руководителей образовательной организации.

Отмечается, что в индивидуальном итоговом отчете отображается эффективность деятельности классного руководителя по инвариантным направлениям деятельности; по каждому из критериев и показателей оценки даются рекомендации по профессионально-личностному развитию. По результатам исследования авторы пришли к выводу о том, что электронный сервис по оценке эффективности деятельности классного руководителя должен обеспечить независимость, объективность и комплексность оценочных процедур, проведение мониторинга эффективности воспитательной деятельности и позволяет соотнести самооценку и экспертную оценку. Также в статье раскрыты принципы дизайна, требования к безопасности, возможности и перспективы использования электронного сервиса в системе общего и дополнительного профессионального образования. Ключевые слова: классный руководитель, воспитание, методика оценки эффективности деятельности, профессионально-личностные траектории, цифровизация, электронный сервис, оценка эффективности воспитательной деятельности.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках научного проекта «Оценка эффективности деятельности классного руководителя (в т.ч. разработка критериев эффективности)» (730000Ф.99.1.БВ10АА00006) за счет средств федерального бюджета в рамках выполнения государственного задания № 073-00081-21-02 от 14.07.2021 г.

Том 20 №2 2023 ШУ

UDC 378 (07) DOI: https://doi.Org/10.17673/vsgtu-pps.2023.2.11

CONCEPTUAL BASIS FOR CREATING THE ELECTRONIC SERVICE «EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF THE CLASS TEACHER»

© S.I. Aksenov, A.A. Loschilova, O.A. Katushenko

Kozma Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University 1, Ulyanova st., Nizhny Novgorod, 603005, Russian Federation

Original paper submitted 28.02.2023 Revision submitted 24.03.2023

■ For citation: Aksenov S.I., Loschilova A.A., Katushenko O.A. Conceptual basis for creating the electronic service "Evaluation of the efficiency of the class teacher". Vestnik of Samara State Technical University. Series Psychological and Pedagogical Sciences. 2023; 20(2):141-152. DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.2H

Abstract. The paper reveals and substantiates the conceptual foundations of an electronic service for evaluating the effectiveness of a class teacher, the relevance of which is due to the strategic priorities of modern education, the goals and objectives of the development of the state and society. The concept of an electronic service implements the key provisions of the author's methodology for evaluating the effectiveness of the class teacher, which provides the ability to design an assessment trajectory depending on the requests and needs of the class teacher and the administration of the educational organization. Theoretical provisions, approaches and principles for the development of an electronic service are determined, the purpose, functionality, roles, content, evaluation procedure, form and structure of the results presentation are presented. The principles of design, security requirements, as well as the possibilities and prospects for using the electronic service in the system of general and additional professional education are disclosed.

Keywords: class teacher, education, methodology for evaluating the effectiveness of activities, professional and personal trajectories, digitalization, electronic service, evaluation of the effectiveness of educational activities.

Введение

В условиях информатизации российского общества, социально-экономических и политических вызовов, растущих темпов цифровой трансформации образования все более востребованным становится использование электронных сервисов по оценке эффективности деятельности педагогов и управления образовательной организацией в целом.

Усиление социального статуса воспитания как общенационального приоритета актуализирует необходимость создания электронного сервиса оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя. Выступая основным организатором воспитательной деятельности, он оказывает мощное влияние на развитие личности. Введение обязательного классного часа «Разговор о важном» и модуля «Классное руководство» в рабочие программы воспитания определяет его ключевую роль в становлении и воспитании подрастающего поколения, указывает на приоритетность воспитательной функции в его работе. Реализация данной функции включает целый спектр направлений, связанных со взаимодействием с ключевыми субъектами образовательного процесса (личностно-ориентированная деятельность по развитию обучающихся, работа с классом, родителями, учителями-предметниками, социальными партнерами). Многомерность деятельности классного руководителя, отстроченность ее результатов определяют сложность оценки эффективности его работы.

При этом анализ практики оценки эффективности классного руководителя в общеобразовательных организациях показал, что существующие механизмы и методики используются фрагментарно и чаще всего формально фиксируют преимущественно количественные результаты деятельности классного руководителя, на основе учета которых выстраивается система его материального и морального стимулирования. Также следует отметить, что в оценке преимущественно участвуют сам классный руководитель и представители администрации образовательной организации, то есть фактически не учитывается оценка педагогов-предметников, работающих с классом, родителей обучающихся и самих обучающихся. Процедура оценки осуществляется на бумажных носителях, представляющих собой табличные формы с набором критериев и показателей, которые необходимо заполнять «вручную» с выполнением математических операций по подсчету итоговых значений. Ответственному лицу впоследствии необходимо свести данные по каждому классному руководителю во всей школе. Традиционная практика оценки эффективности деятельности классного руководителя, на наш взгляд, весьма трудозатратна и недостаточно объективна. В условиях цифровизации организационно-управленческих процессов для эффективного функционирования школы возникает острая потребность в объективизации, обеспечении прозрачности и автоматизации оценки эффективности деятельности классного руководителя.

Обзор литературы

В условиях информатизации российского общества, социально-экономических и политических вызовов, растущих темпов цифровой трансформации образования все более востребованным становится использование электронных сервисов по оценке эффективности деятельности педагогов и управления образовательной организацией в целом. Это подтверждается рядом нормативных

документов, определяющих стратегические национальные приоритеты и направления информатизации и цифровизации всех сфер общества:

1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [1].

2. Распоряжение Правительства РФ об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ [2].

3. Указ президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [3].

Ключевые положения данных документов актуализируют поиск новых подходов к проектированию электронных сервисов в направлении реализации комплексной и дифференцированной процедуры оценивания, в том числе включающей самооценку. Как показывает анализ научной литературы (О.Н. Граничин, В.И. Кияев [4], А.Е. Чунина, Д.Г. Синицина, В.С. Коноплева [5], С.В. Фролова, Е.Н. Перевощикова, Э.К. Самерханова [6], К.Л. Полупан [7]) , электронные сервисы позволяют автоматизировать, ускорить и упростить процесс оценки; консолидировать и быстро обработать информацию от неограниченного числа экспертов; повысить качество и эффективность управления учебно-воспитательным процессом; снизить бюрократическую нагрузку на педагогических работников и реализовать ряд требований, изложенных в Письме Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 декабря 2020 г. «О снижении документационной нагрузки учителей» [8].

При этом классный руководитель является центральной фигурой воспитательного процесса (М.П. Нечаев [9], Н.Л. Селиванова [10], П.В. Степанов [11, 12] и др.), что обуславливает необходимость автоматизации оценки эффективности его деятельности.

Материалы и методы

Применялись методы анализа, систематизации и обобщения научной литературы по проблеме исследования. Целью статьи является разработка и обоснование концептуальных основ создания электронного сервиса по оценке эффективности деятельности классного руководителя.

Результаты исследования

На основе исследований М.П. Нечаева [9], Н.Л. Селивановой [10], Ю.Н. Слепко [13], П.В. Степанова [11, 12], коллективом научно-исследовательского центра экспертизы деятельности классного руководителя Мининского университета в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения РФ была разработана и апробирована комплексная методика оценки эффективности деятельности классного руководителя [14, 15]. Ее ключевые положения были взяты за основу при разработке концепции и функционала электронного сервиса оценки эффективности деятельности классного руководителя. Рассмотрим их более подробно:

- ориентация процедуры оценки как на ключевые принципы эргономики (безопасность, эстетика, комфорт, простота и т. д.), так и на самооценку, определение профессионально-личностных дефицитов реализации

функции классного руководства, выработку профессионального самоотношения и выстраивание индивидуальной траектории развития;

- выстраивание оценки на основе следующих научных принципов: гуманизма, оптимальности и объективности, периодичности, открытости, сочетания экспертной оценки и самооценки, формирующей оценки, критериальной ясности, системности, прогностичности, надежности и достоверности, ориентации на профессиональное совершенствование классного руководителя, соблюдения этических норм во взаимодействии с субъектами образовательного процесса в ходе оценки;

- результативное применение личностно-ориентированного, акмеологиче-ского, системно-деятельностного, интегрального, комплексного, крите-риально-уровневнего, киберонтологического подходов как методологической базы, задающей ориентиры оценке эффективности деятельности классного руководителя [14];

- подкрепление функционирования электронного сервиса по оценке эффективности деятельности классного руководителя киберонтологиче-ским подходом и принципами парсипаторности аналитики и оценки результативности, оптимальности получаемых данных при наименьших ресурсных затратах [6];

- обеспечение возможности выбора различных траекторий оценки с учетом запросов и потребностей образовательной организации, выступающей основой инновационной модели электронного автоматизированного оценивания, позволяющей осуществить как комплексную, так и дифференцированную оценку эффективности воспитательной деятельности классного руководителя;

- ориентированность количественных и качественных результатов оценки эффективности деятельности классного руководителя на принятие эффективных управленческих решений;

- планомерность, цикличность реализации, возможность осуществления мониторинга эффективности деятельности классного руководителя.

Содержательную основу оценки составляет разработанная авторским коллективом интегративная критериальная матрица, включающая следующие блоки, каждый из которых содержит критерии и показатели оценки деятельности классного руководителя по инвариантным направлениям (работа с классом, обучающимся, родителями, педагогами-предметниками, социальными партнерами):

1) процессуальный блок ориентирован на текущую оценку эффективности реализации классным руководителем профессиональных функций (по инвариантным направлениям деятельности);

2) личностный блок позволяет установить степень развития профессиональных компетенций классного руководителя, определяющих его успешность в реализации ключевых инвариантных направлений деятельности;

3) результативный блок позволяет оценить степень достижения цели воспитания и связанных с ней ожидаемых результатов по основным инвариантным направлениям деятельности [15].

Целью создания электронного сервиса является выявление эффективности деятельности классного руководителя с возможностью автоматизации комплексной

и дифференцированной оценки в зависимости от запросов и потребностей образовательной организации, а также самого классного руководителя.

Функции и роли. К основным функциям электронного сервиса «Оценка эффективности деятельности классного руководителя» следует отнести:

- аналитическую (итоговый отчет об эффективности деятельности классного руководителя по заявленным параметрам: блоки оценки, направления деятельности, экспертные группы);

- оценочную (предусматривает реализацию процедуры определения уровня эффективности деятельности классного руководителя на основе обработки количественных данных);

- прогностическую (учет результатов самооценки и экспертной оценки в построении профессионально-личностной траектории развития классного руководителя);

- информационно-агрегационную (инициаторы оценки получают верифицированную информацию о результатах оценки эффективности деятельности классного руководителя по инвариантным направлениям).

Распределение ролевого функционала в электронном сервисе представлено в таблице.

Распределение ролевого функционала в электронном сервисе

Роль Ролевой функционал

Администратор Инициатор оценки

Претендент Классный руководитель, эффективность деятельности которого оценивается с помощью методики. Может быть инициатором оценки

Эксперт Лицо, осуществляющее оценку

В качестве экспертов могут выступать:

1. Представители администрации образовательной организации (административная оценка). В состав данной группы могут входить представители администрации образовательной организации (директор и его заместители, председатель методического объединения классных руководителей и др.). Данная группа оценивает классного руководителя с точки зрения качества выполнения им должностных обязанностей и с учетом результатов оценки других экспертных групп.

2. Учителя-предметники (педагогическая оценка), работающие с классом и имеющие высокие показатели профессиональной деятельности, авторитет и доверие среди коллег (не менее 5-7 педагогов). Оценивают классного руководителя с позиции качества его профессиональной воспитательной деятельности.

3. Родители обучающихся (родительская оценка, не менее 60-70 % родителей от класса). Оценивают классного руководителя с позиции соответствия его деятельности их собственным образовательным запросам и требованиями. Руководителем экспертной группы является председатель родительского комитета класса.

4. Обучающиеся класса, закрепленного за классным руководителем (ученическая оценка, не менее 60-70 % обучающихся от класса). Как правило,

это актив класса. Обучающиеся оценивают классного руководителя с точки зрения собственных образовательных интересов и потребностей, выражают свое личностное отношение к классному руководителю.

5. Классный руководитель (деятельность которого оценивается). Осуществляет самооценку, анализирует и сопоставляет свою повседневную профессиональную деятельность с требованиями, отраженными в критериях и показателях методики. Это позволяет ему «измерить» уровень своих компетенций, их достаточность для решения тех или иных задач и ситуаций, возникающих в образовательном процессе.

Процедура оценки эффективности деятельности классного руководителя состоит из нескольких шагов.

Инициирование оценки может осуществляться классным руководителем или представителем администрации общеобразовательной организации. На начальном этапе администратор конструирует необходимую траекторию оценки эффективности деятельности классного руководителя согласно представленной ниже процедуре:

- выбор оценочных траекторий;

- выбор количества оцениваемых направлений деятельности классного руководителя (работа с классом, личностью обучающегося, родителями, педагогами-предметниками, социальными партнерами);

- выбор экспертного трека (количества субъектов, участвующих в оценке);

- выбор диагностического инструментария (чек-листы, опросники) [14].

После конструирования траектории оценки экспертам рассылаются приглашения и в их личных кабинетах открывается доступ к оценочным материалам.

Создание групп экспертов осуществляется двумя способами:

- рассылка приглашений новым экспертам;

- приглашение экспертов, уже числящихся в системе.

Приглашение осуществляется путем отправления автоматического письма с сайта на email со ссылкой на регистрацию на сайте и предложением участия в опросе. Эксперт может участвовать в оценке и без регистрации на сайте. Для этого при переходе по ссылке ему необходимо будет подтвердить свою верификацию. Администратор опроса видит только email пользователей, которые проходили опрос в режиме инкогнито. Если конструируется траектория самооценки, то в личном кабинете классного руководителя предусмотрен функционал, предусматривающий прохождение данной процедуры без привлечения других экспертных групп.

Диагностический инструментарий, используемый для оценки эффективности деятельности классного руководителя по процессуальному и личностному блокам, представлен пакетами чек-листов и опросников, позволяющих осуществить оценку деятельности по инвариантным направлениям деятельности классного руководителя.

Форма и структура представления результатов. По результатам оценки формируется индивидуальный итоговый отчет по каждому оцениваемому классному руководителю, а также сводный отчет эффективности деятельности всех классных руководителей образовательной организации.

В индивидуальном итоговом отчете отображается эффективность деятельности классного руководителя по инвариантным направлениям деятельности, по

каждому из критериев и показателей оценки, даются рекомендации по профессионально-личностному развитию. Раскроем данные пункты более подробно.

1-й пункт отчета «Эффективность деятельности по инвариантным направлениям деятельности» включает:

- средний коэффициент эффективности от каждой заявленной экспертной группы по оцениваемым инвариантным направлениям деятельности (если используется только самооценка, то выводится коэффициент эффективности по каждому оцениваемому направлению);

- общий коэффициент эффективности от всех заявленных экспертных групп по выбранным направлениям оценочных блоков (выводится, если в оценке участвуют от 2 до 5 экспертных групп);

- общий коэффициент эффективности от всех заявленных экспертных групп по выбранным блокам (процессуальный, личностный, результативный);

- интегральный уровень эффективности деятельности классного руководителя: высокий 86-100 %; оптимальный 71-85 %; допустимый 55-70 %; критический - менее 55 %.

Указывается набранный процент и соответствующий ему уровень.

2-й пункт отчета «Результативность по критериям и показателям оценки деятельности классного руководителя» содержит:

- средний количественный показатель по каждому критерию оценки;

- рекомендации для классного руководителя по профессионально-личностному развитию.

В зависимости от полученных количественных значений (по каждому из критериев, инвариантных направлений деятельности, оценочных блоков) отмечаются сильные и проблемные стороны деятельности классного руководителя, зоны роста, предлагаются рекомендации.

Все результаты оценки по выбранным блокам и направлениям конфиденциальны и скрыты для просмотра другими сотрудниками. Они могут быть доступны исключительно оцениваемому классному руководителю и представителю администрации общеобразовательной организации.

Дизайн электронного сервиса отвечает следующим принципам:

- соответствие фирменному стилю, указанному в брендбуке Мининского университета;

- информационность, логическая структурированность информации, которая доступна группе пользователей не более чем в три клика по внутренним ссылкам сервиса; основной текст каждой страницы визуально отделен от графических элементов;

- современность выбранных дизайнерских решений, их соответствие последним тенденциям в области графического веб-дизайна;

- минимализм дизайна сервиса, его презентабельность, простота понимания и использования;

- адаптивность верстки шаблона дизайна под разные разрешения и устройства.

Безопасность электронного сервиса обеспечивается выполнением типовых

требований к безопасности государственных информационных систем в целом и обладает следующими характеристиками:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- авторизованный вход - доступ каждого пользователя осуществляется после ввода им корректных идентификатора и пароля;

- средства разграничения доступа пользователей к результатам оценки различных экспертных групп внутри электронного сервиса в соответствии с назначенными пользователю правами и инструкциями;

- минимизация привилегий в доступе, предоставляемых различным категориям пользователей (экспертным группам), с целью предоставления пользователю только действительно необходимых ему прав по обращению к ресурсам электронного сервиса и обобщенным данным;

- средства протоколирования действий пользователей посредством занесения в журнал действий пользователей инструментами СУБД;

- централизованное хранилище базы данных на сервере (хранение обрабатываемой информации на рабочих станциях не допускается).

Обсуждение и заключение

Электронный сервис «Оценка эффективности деятельности классного руководителя» обладает полифунциональностью и широким спектром возможностей его применения в профессионально-личностном развитии классного руководителя. Разработка и применение электронного сервиса позволит обеспечить независимость, объективность и комплексность процедуры оценивания, отслеживать динамику эффективности воспитательной деятельности классного руководителя, а также содержит возможности использования цифрового следа. Электронный сервис по оценке эффективности деятельности классного руководителя на единой платформе объединяет различные экспертные группы, что позволяет соотнести самооценку и экспертную оценку. Перспективы дальнейшего исследования:

- интеграция электронного сервиса в систему профессионального роста педагогов, реализующих функцию классного руководства, профессиональных конкурсов для классных руководителей на уровне образовательной организации, муниципалитета, города, региона и страны, а также в систему морального и материального стимулирования классных руководителей;

- использование результатов оценки в качестве основы проектирования траекторий профессионально-личностного развития классных руководителей;

- применение функционала электронного сервиса в практической реализации программы дополнительного профессионального образования «Управление эффективностью деятельности классного руководителя»;

- применение электронного сервиса в качестве инструмента мониторинга профессиональных дефицитов классных руководителей, рейтингования классных руководителей по эффективности осуществляемой ими деятельности (на уровне школы, микрорайона, региона и пр.).

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [Электронный ресурс]. -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 03.02.2023).

2. Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ» [Электронный ресурс]. -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402676/f62ee45faefd8e2a11d6d8 8941ac66824f848bc2/ (дата обращения: 04.02.2023).

3. Указ президента Российской Федерации от 21 июля 2G2G г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2G3G года» [Электронный ресурс]. -URL: http://government.ru/docs/all/128943/ (дата обращения: G4.G3.2G23).

4. Граничин О.Н., Кияев BM. Информационные технологии в управлении. - М.: БИНОМ, 2GG8. - 336 с.

5. Чунина А.В., Синицина Д.Г., Коноплева B.G. Цифровизация в системе управления образовательным учреждением // Калининградский вестник образования. - 2G2G. - № 1. - С. 78-83.

6. Фролова G.B., Перевощикова B.H., Самерханова Э.К. Концептуальные основы создания цифровой платформы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов // Вестник Мининского университета. - 2G22. - Т. 1G. - № 4 [Электронный ресурс]. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/index (дата обращения: GS.1G.2G22).

7. Полупан К.Л. Управление качеством образования студентов на основе развивающей компьютерной диагностики: Автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.GG.G8. - Караганда (Казахстан), 2GG6. - 3G с.

8. Письмо Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 декабря 2G2G г. №№ Œ-S78/G8, G1-3SG/13-G1 «О снижении документационной нагрузки учителей» [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_371S89/96c6Gc11eeSb73882df84a7de3c4fb18f 1aG1961/ (дата обращения: G9.G9.2G22).

9. Hчаев М.П. Оценка эффективности деятельности классных руководителей: основные подходы и методика // Воспитание школьников. - 2G1G. - № 1G. - С. 9-17 [Электронный ресурс]. - URL: http://gorono-ozersk.ru/node/262/ (дата обращения: 11.G9.2G22).

1G. Селиванова H.Л. Воспитание в современном обществе: взгляд на проблему // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2G16. - № 1 (28). - С. 18-19 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=2S631291&ysclid=l6aoklyazh4S2G8SS66 (дата обращения: 12.G9.2G22).

11. Степанов n.B. Структура воспитательной деятельности педагога: Монография. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Педагогический поиск, 2G18. - 216 с.

12. Степанов n.B., Степанова И.B. Оценка качества и анализ воспитания в основной и средней школе. - М.: Просвещение, 2G14. - 8G с. [Электронный ресурс]. - URL: https://search. rsl.ru/ru/record/G1GG7S4811S?ysclid=l6aomfzkrr319614S37 (дата обращения: 12.G9.2G22).

13. Слепко Ю.К Параметры оценки эффективности профессиональной деятельности // Ярославский педагогический вестник. - 2G11. - № 2, Т. 2 (Психолого-педагогические науки). -С. 216-22G [Электронный ресурс]. - URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2G11_2pp/S1. pdf?ysclid=l6amurieav821418267 (дата обращения: GS.1G.2G22).

14. Huколина B.B., Аксёнов С.И., Арифулина Р.У. и др. Оценка эффективности деятельности классного руководителя: методология, теория и практика: Монография. - Нижний Новгород, 2G21. - 182 с.

15. Huколина B.B., Лощилова А.А., Аксёнов С.И. и др. Критериальная база внутренней и внешней оценки эффективности деятельности классного руководителя // Перспективы науки и образования. - 2G21. - № S (S3). - С. S69-S9G.

References

1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 9 maya 2G17 g. № 2G3 «O Strategii razvitiya infor-matsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii na 2G17-2G3G gody» [Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2G17 No. 2G3 «On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2G17-2G3G»]. https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_216363/ (accessed February G3, 2G23).

2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 2 dekabrya 2G21 g. № 3427-r «Ob utverzhdenii stra-tegicheskogo napravleniya v oblasti cifrovoj transformacii obrazovaniya, otnosyashchejsya

k sfere deyatel'nosti Ministerstva prosveshcheniya RF» [Decree of the Government of the Russian Federation of December 2, 2021 No. 3427-r «On approval of the strategic direction in the field of digital transformation of education, related to the field of activity of the Ministry of Education of the Russian Federation»]. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_402676/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (accessed February 04, 2023).

3. Ukaz prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21 iyulya 2020 g. № 474 «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» [Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474 «On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030»]. http://government.ru/docs/all/128943/ (accessed March 04, 2023).

4. Granichin O.N., Kiyaev V.I. Information technologies in management. Moscow: BINOM Publ., 2008. 336 p.

5. Chunina A.E., Sinitsina D.G., Konopleva V.S. Tsifrovizatsiya v sisteme upravleniya obrazovatel'nym uchrezhdeniyem [Digitalization in the management system of an educational institution]. Kaliningradskiy vestnik obrazovaniya. 2020. No. 1. Pp. 78-83.

6. Frolova S.V., Perevoshchikova E.N., Samerkhanova E.K. Kontseptual'nyye osnovy sozdaniya tsifrovoy platformy nezavisimoy otsenki obrazovatel'nykh rezul'tatov budushchikh pedagogov [Conceptual foundations for creating a digital platform for an independent assessment of the educational results of future teachers]. Vestnik Mininskogo universiteta. 2022. Vol. 10. No. 4. https://vestnik.mininuniver.ru/jour/index (accessed October 05, 2022).

7. Polupan K.L. Upravleniye kachestvom obrazovaniya studentov na osnove razvivayushchey komp'yuternoy diagnostiki: Avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk [Management of the quality of education of students on the basis of developing computer diagnostics. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Karaganda (Kazakhstan), 2006. 30 p.

8. Pis'mo Ministerstva prosveshcheniya RF i Federal'noy sluzhby po nadzoru v sfere obrazovani-ya i nauki ot 18 dekabrya 2020 g. №№ SK-578/08, 01-350/13-01 «O snizhenii dokumentatsi-onnoy nagruzki uchiteley» [Letter from the Ministry of Education of the Russian Federation and the Federal Service for Supervision in Education and Science dated December 18, 2020 NN SK-578/08, 01-350/13-01 «On Reducing the Documentation Load of Teachers»]. https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_371589/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f 1a01961/ (accessed September 09, 2022).

9. Nechaev M.P. Otsenka effektivnosti deyatel'nosti klassnykh rukovoditeley: osnovnyye pod-khody i metodika [Evaluation of the effectiveness of class teachers: basic approaches and methods]. Vospitaniye shkol'nikov. 2010. No. 10. Pp. 9-17. http://gorono-ozersk.ru/node/262/ (accessed September 11, 2022).

10. Selivanova N.L. Vospitaniye v sovremennom obshchestve: vzglyad na problemu [Education in modern society: a look at the problem]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2016. No. 1 (28). Pp. 18-19. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25631291&ysclid=l6aoklya zh452085566 (accessed September 12, 2022).

11. Stepanov P.V. Struktura vospitatel'noy deyatel'nosti pedagoga: Monografiya [The structure of the educational activity of the teacher. Monograph]. Moscow: Pedagogicheskiy poisk Publ., 2018. 216 p.

12. Stepanov P.V., Stepanova I.V. Otsenka kachestva i analiz vospitaniya v osnovnoy i sredney shkole

[Quality assessment and analysis of education in basic and secondary schools]. Moscow: Pros-veshcheniye Publ., 2014. 80 p. https://search.rsl.ru/ru/record/01007548115?ysclid=l6aomfzk rr319614537 (accessed September 12, 2022).

13. Slepko Yu.N. Parametry otsenki effektivnosti professional'noy deyatel'nosti [Parameters for evaluating the effectiveness of professional activity]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2011. No. 2, Vol. 2 (Psikhologo-pedagogicheskiye nauki). Pp. 216-220. http://vestnik.yspu. org/releases/2011_2pp/51.pdf?ysclid=l6amurieav821418267 (accessed October 05, 2022).

14. Nikolina V.V., Aksyonov S.I., Arifulina R.U. i dr. Otsenka effektivnosti deyatel'nosti klassnogo ru-kovoditelya: metodologiya, teoriya i praktika: Monografiya [Evaluation of the effectiveness of the class teacher: methodology, theory and practice. Monograph]. Nizhny Novgorod, 2021. 182 p.

15. Nikolina V.V., Loshchilova A.A., Aksenov S.I. i dr. Kriterial'naya baza vnutrenney i vnesh-ney otsenki effektivnosti deyatel'nosti klassnogo rukovoditelya [Criteria base for internal and external assessment of the effectiveness of the class teacher's activity]. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2021. No. 5 (53). Pp. 569-590.

Информация об авторах

Сергей Иванович Аксёнов, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой «Общая и социальная педагогика», E-mail: aksen_82@mail.ru

Анна Александровна Лощилова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общая и социальная педагогика», E-mail: annet_787@mail.ru

Ольга Александровна Катушенко, преподаватель кафедры «Общая и социальная педагогика», E-mail: olga.katushenko@yandex.ru

Information about the authors

Sergey I. Aksenov, Cand. Ped. Sci., Head of General and Social Pedagogy Department , Kozma Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation. E-mail: aksen_82@mail.ru

Anna A. Loshchilova, Cand. Ped. Sci., Associate Professor of General and Social Pedagogy Department, Kozma Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation. E-mail: annet_787@mail.ru

Ol'ga A. Katushenko, Lecturer of General and Social Pedagogy Department, Kozma Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation. E-mail: olga.katushenko@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.