Научная статья на тему 'Концептуальные основы системы межведомственного взаимодействия предупреждения организации нелегального игорного бизнеса в сети Интернет'

Концептуальные основы системы межведомственного взаимодействия предупреждения организации нелегального игорного бизнеса в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
меры предупреждения игорных преступлений / лудомания / кибер-преступления / вовлечение в азартные игры / запрет рекламы азартных игр / measures to prevent gambling crimes / ludomania / cybercrimes / involvement in gambling / prohibition of gambling advertising.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ганюшкина Софья Дмитриевна

В статье автор раскрывает общесоциальные и специально-криминологические меры, направленные на профилактику преступлений в сфере игорного бизнеса. В рамках общесоциальных мер приводится анализ уже предложенных направлений предупреждения исследуемого вида преступности, а также автором предлагаются новые меры профилактики в рамках выработанных направлений: привлечение населения к проблемам вовлеченности граждан в азартные игры и формирование у них острого негативного отношения к данному явлению, внесение изменения в Федеральный закон «О рекламе», в части запрета рекламы любого вида азартных игр, в том числе проводимые с использованием сети «Интернет». В рамках изучения специально-криминологических мер профилактики предлагается внести точечные изменения в статью 171.2 УК РФ в целях повышения степени общественной опасности деяний, направленных на вовлечение несовершеннолетних в азартные игры, а также разработать специальную систему межведомственного взаимодействия, позволяющую организовать эффективную передачу сообщений о подозрении в организации деятельности нелегальных азартных игр

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF THE SYSTEM OF INTERDEPARTMENTAL INTERACTION TO PREVENT THE ORGANIZATION OF ILLEGAL GAMBLING BUSINESS ON THE INTERNET

In this article, the author reveals general social and special criminological measures aimed at preventing crimes in the gambling business. Within the framework of general social measures, an analysis of the already proposed directions for the prevention of the type of crime under study is provided, and the author also suggests new preventive measures within the framework of the developed directions: attracting the population to the problems of citizens’ involvement in gambling and forming an acute negative attitude towards this phenomenon, amending the Federal Law “ On Advertising”, regarding the prohibition of advertising any type of gambling, including those conducted using the Internet. As part of the study of special criminological preventive measures, it is proposed to make point changes to Article 171.2 of the Criminal Code of the Russian Federation in order to increase the degree of public danger of acts aimed at involving minors in gambling, as well as to develop a special system of interdepartmental interaction that allows for the effective transmission of messages on suspicion of organizing illegal gambling activities.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы системы межведомственного взаимодействия предупреждения организации нелегального игорного бизнеса в сети Интернет»

Концептуальные основы системы межведомственного взаимодействия предупреждения организации нелегального игорного бизнеса в сети Интернет

Ганюшкина Софья Дмитриевна,

магистр кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права, ФГАОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» E-mail: ganyuschkina.mira@yandex.ru

В статье автор раскрывает общесоциальные и специально-криминологические меры, направленные на профилактику преступлений в сфере игорного бизнеса. В рамках общесоциальных мер приводится анализ уже предложенных направлений предупреждения исследуемого вида преступности, а также автором предлагаются новые меры профилактики в рамках выработанных направлений: привлечение населения к проблемам вовлеченности граждан в азартные игры и формирование у них острого негативного отношения к данному явлению, внесение изменения в Федеральный закон «О рекламе», в части запрета рекламы любого вида азартных игр, в том числе проводимые с использованием сети «Интернет». В рамках изучения специально-криминологических мер профилактики предлагается внести точечные изменения в статью 171.2 УК РФ в целях повышения степени общественной опасности деяний, направленных на вовлечение несовершеннолетних в азартные игры, а также разработать специальную систему межведомственного взаимодействия, позволяющую организовать эффективную передачу сообщений о подозрении в организации деятельности нелегальных азартных игр.

Ключевые слова: меры предупреждения игорных преступлений, лудомания, кибер-преступления, вовлечение в азартные игры, запрет рекламы азартных игр.

S2

см о см

со

В настоящее время игорный бизнес активно развивается в киберпространстве и фактически постепенно заменяет офлайн-казино и иные игорные заведения. В связи с этим в рамках криминологического исследования преступности в сфере игорного бизнеса обоснованно уделить особое внимание мерам предупреждения преступлений в сфере игорного бизнеса, совершаемых в кибер-пространстве.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [12] выделяют два вида профилактики правонарушений: общая профилактика и индивидуальная профилактика. К общей профилактике относятся меры по выявлению и устранению причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение, а также на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан. Индивидуальная профилактика направлена на применение мер воспитательного воздействия в отношении конкретного лица (может осуществляться с применением специальных мер профилактики).

В криминологической науке традиционным является подход, согласно которому меры профилактики являются трихотомией, а не дихотомией как в приведенном законодательстве. Подобное противоречие разрешается следующим образом: криминологические меры профилактики действуют на особенном и индивидуальном уровнях, на общем уровне применяются общесоциальные меры [5, с. 82]. Именно поэтому в настоящей статьи предметом исследования являются общесоциальные и специально-криминологические меры.

Для того, чтобы снизить уровень преступности в сфере игорного бизнеса, необходимо в первую очередь снизить уровень интереса населения к ним. Нет спроса на азартные игры - значит нет «предложения», т.е. мотивации вести преступную деятельность в данной сфере. Однако, побороть подобный интерес представляется достаточно сложной задачей, так как нужно в корне изменить ценностные ориентиры российского общества и внедрить эффективные воспитательные меры не только на уровне образовательных организаций, но и на уровне внутрисемейного воспитания.

Проблему усугубляет и то, что в действующем законодательстве не установлен запрет на азартные игры. Законодатель не выразил к ним явно негативное отношение, а, напротив, сделал их сред-

ством пополнения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации (причем исключительно пяти субъектов, в которых разрешена игорная деятельность) посредством собирания с данного вида предпринимательской деятельности большого количества налогов и сборов, в том числе и федерального уровня (налог на игорный бизнес, налог на прибыль организации, налог на добавленную стоимости при реализации услуг азартных игр).

Исследователи, оперируя многообразием общесоциальных мер предупреждения преступности, указывают, что для целей борьбы с преступностью в сфере игорного бизнеса перспективными являются следующие меры:

- повышение уровня жизни населения посредством решения социальных проблемы и улучшения системы здравоохранения;

- качественный рост системы образования;

- снижение безработицы;

- организация сферы отдыха и досуга через повышение культуры населения;

- предоставление возможностей населению для решения вопросов жилищно-бытовой сферы [8, с. 84].

Однако думается, что автор перечисленных выше мер обозначил лишь направления, в которых необходимо реализовать конкретные общесоциальные меры борьбы с преступностью в сфере незаконного игорного бизнеса. При этом если исходить из ранее обозначенных причин преступности в сфере игорного бизнеса, то целесообразно выделить две группы общесоциальных мер:

- меры по формированию негативного отношения к азартным играм в киберпространстве;

- меры по созданию альтернативного досуга для населения.

По данным исследований наиболее сильное влечение к азартным играм возникает у лиц подросткового и юношеского возраста [4, с. 301]. Именно поэтому формирование негативного отношения к азартным играм должно закладываться с детства. Дети должны понимать опасность увлечения азартными играми, которая заключается в возможности нарушений психики и формировании лудомании, потери значительной части денежных средств вследствие такого увлечения и целого комплекса вытекающих моральных и материальных проблем. В настоящее время подобная работа ведется среди взрослого населения посредством размещения информации на официальных государственных информационных источниках. Например, на официальном сайте Управы Академического района г. Москвы размещена статья «Негативные последствия зависимости от азартных игр».

Ценность данного информационного сообщения заключается в обозначении проблем, которые может вызвать увлеченность азартными играми: 1. Материальные проблемы - увлечение азартными играми приводит к полному потерю контроля за расходами собственных финансов, человек не может себя ограничить в использова-

нии собственных средств, что приводит в лучшем случае к полному банкротству гражданину, в худшем - совершению им преступлений с целью получения денежных средств для игры (в частности, хищений);

2. Социальные проблемы - возрастает уровень социальной изоляции, так как мысли человека, увлекающегося азартными играми, все больше занимает исключительно игра (навязчивые идеи), а общение с близкими и друзьями уходит на второй план.

3. Психологические проблемы - уход от реальности. Игра является местом, куда человек уходит от реальных проблем, но подобный уход не решает их, а лишь усугубляет [7]. Следовательно, государство осознаёт негативное влияние азартных игр на граждан и пытается противодействовать ему. Однако, подобные меры противодействия нельзя оценить в качестве эффективных по следующим причинам:

- во-первых, вероятность массового ознакомления населения с приведенным информационным ресурсам крайне низкая;

- во-вторых, данная информационная повестка нацелена на взрослую категорию населения, оказать воздействие на которую посредством подобных статей достаточно сложно вследствие сформированного характера личности и представлений о мире.

Ввиду этих доводов закономерно, что информационное воздействие с целью формирования негативного отношения к азартным играм необходимо формировать на уровне школьного образования. Сегодня ввиду большого потока информации, подлежащей усвоению в рамках школьной программы, недостаточно внимания уделяется профилактическим беседам относительно вредных привычек (курение, употребление алкоголя, увлечение азартными играми и т.д.).

Поэтому достаточно обоснованно ввести в школьную программу специальные беседы с психологом по профилактике вредных привычек и формированию негативного отношения к азартным играм, в частности. В данных беседах школьные психологи должны в доступной для школьников форме осветить негативные черты азартных игр, а также предложить альтернативные увлечения, в частности: занятие спортом. Предлагается обоснованным также указать, что ответственность за совершенствование мероприятий по профилактики различного рода зависимостей среди несовершеннолетних должна быть возложена на органы внутренних дел, а именно - на профильные подразделения по делам несовершеннолетних.

Однако, для противодействия явлению увлечения азартными играми необходимо не только ис- р пользовать воспитательные меры воздействия, Д но и оберегать сознание несовершеннолетних Е от провоцирующих факторов, в качестве которых К выступает реклама онлайн-казино, онлайн-ставок ё в информационно-телекоммуникационной сети у «Интернет». Важность указанного фактора опре- А

деляется и данными исследований. Так, Е.В. Иванова в ходе исследования выявила, что реклама определяет спрос на товар или услугу, то есть наибольшую частоту покупок определяет просмотр рекламы [3, с. 75]. Логично, что демонстрация негативного явления в рекламе создаёт потенциальную угрозу повышения спроса на него.

В настоящее время онлайн-ставки, онлайн-казино активно рекламируются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в частности: букмекерская контора «Фонбет», букмекерская контора <^пНпе» и иные организаторы азартных игр в киберпространстве. Однако, в законодательстве в настоящее время нет соответствующего запрета на подобную рекламу, что является упущением и способствует лишь популяризации азартных игр. Ограничение в ст. 27 Федерального закона «О рекламе» на соответствующую деятельность относительно распространения информации о играх и пари не является эффективным. Реклама азартных игр в публичных источниках должна быть запрещена. В связи с этим статья 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» [11] должна быть дополнена пунктом 13 следующего содержания:

«13) азартных игр и пари, в том числе ставок на спортивные мероприятия, включая тотализаторы, любого вида проведения азартных игр посредством информационно-телекоммуникационных сетей, а также в сети «Интернет».

Подобный запрет будет препятствовать популяризации азартных игр среди населения, и, соответственно, предупреждать риски совершения преступлений в сфере игорного бизнеса. Для совершения преступлений данного рода необходим мотивирующий фактор спроса и получений потенциально большой прибыли. Отсутствие спроса на азартные игры порождает отсутствие мотивации на совершение преступлений в сфере игорного бизнеса.

Альтернативой азартных игр должен стать спорт. Причем, данная альтернатива реализуема и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Развитие киберспорта должно набирать обороты в Российской Федерации, так как онлайн-пространство - это неотъемлемая составляющая российского общества в настоящее время.

Согласно Посланию Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 г.[9], в российском обществе спорт стал все больше популяризироваться, что требует активной поддержки со стороны государства в виде создания комфортных условий и доступности занятия спортом на территории Российской Федерации. Данные условия должны быть созданы и для развития киберспорта. Следовательно, в целях противодействия явлению азартных игр в Рос-2 сийской Федерации должно выделяться достаточ-~ ное финансирование на строительство спортивных сэ объектов, организацию спортивных школ, созда-оо ние условий для достижения высоких результатов ^ в спорте. Финансирование должно выделяться как

на развитие традиционных спортивных состязаний, так и на новые виды, в частности: киберспорт.

Противодействие преступности в сфере игорного бизнеса должно быть комплексным и включать не только общесоциальные, но и специально-криминологические меры. Указанные меры будут эффективными лишь в случае системного подхода к их разработке и систематизации с учетом последних криминологических исследований.

Криминологи, анализируя ситуацию с преступностью в сфере игорного бизнеса, предлагают следующие специально-криминологические меры её предупреждения:

- внесение изменений в статью 171.2 УК РФ, дополняющих её ответственностью за вовлечение несовершеннолетних в незаконную организацию и проведение азартных игр;

- установление сотрудничества с зарубежными странами относительно пресечения и предупреждения незаконной организации и проведения азартных игр в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

- организация системы мониторинга за незаконной организацией и проведением азартных игр в сети «Интернет» («горячей линии» в системе органов внутренних дел России);

- работа с гражданами, страдающими лудомани-ей, проведение соответствующих медицинских исследований в данной области [1, с. 226]. Указанные меры направлены на минимизацию

негативных факторов, вследствие которых развивается преступность в сфере игорного бизнеса. Причем, данные меры потенциально следует считать эффективными ввиду следующего.

Во-первых, применительно к изменениям статьи 171.2 УК РФ необходимо отметить, что вовлечение несовершеннолетних в совершение деяния по незаконной организации и проведению азартных игр должно стать квалифицирующим признаком и закреплено в части 3 данной нормы. Формулировку диспозиции деяния части 3 статьи 171.2 УК РФ необходимо дополнить положением следующего содержания: «... а равно сопряженное с вовлечением несовершеннолетнего...».

Причем, данная норма направлена на реализацию в первую очередь превентивной функции уголовного права. Как отметила Е.В. Новикова, необходимость определенного наказания за определенное правонарушение, возникшая на практическом уровне, нуждается в реализации. Но до такой реализации данное наказание выполняет превентивную функцию и сдерживает потенциального преступника от совершения противоправного деяния [10, с. 293]. В связи с приоритетным развитием защиты несовершеннолетних от преступных посягательств, от вовлечения в совершении противоправных деяний указанный квалифицирующий признак в части 3 статьи 171.2 УК РФ направлен на предупреждение совершения данного деяния с участием детей и подростков.

Во-вторых, при установлении взаимодействия в сфере противодействия незаконной организации

и проведения азартных игр необходимо установить тесные контакты сотрудничества с зарубежными государства. Действительно, приоритетным направлением в данном случае должно являться противодействие распространению данной преступности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом, в настоящее время противодействию преступности в киберпространстве не уделяется достаточно внимания, так как отсутствует специальный международно-правовой механизм, консолидирующей сотрудничество в данной узкой сфере. Так, наличие определенных отдельных резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, посвященных аспектам международной информационной безопасности, не выполняет соответствующую функцию должным образом. Подобная работа на базе БРИКС также не может уделить внимание всем аспектам анализируемого направления работы [2, с. 29]. В связи с этим в настоящее время должна быть создана специальная международная организация по сотрудничеству в сфере обеспечения информационной безопасности, одним из аспектов работы которой должно стать предупреждение незаконной организации и проведения азартных игр в киберпространстве.

При этом, как верно отмечают исследователи, в целях предупреждения незаконных организации и проведения азартных игр должно развиваться не только внешнее, но и внутреннее сотрудничество. В частности, речь идёт о межведомственном взаимодействии [6, с. 144]. Так, информация о наличии признаков в какой-либо организации игорной деятельности или иного незаконного бизнеса (в частности, выявленная ФНС России в процессе выездных налоговых проверок, Роспотребнадзо-ром или иными ведомствами) должна передаваться государственными структурами в оперативные подразделения органов внутренних дел России для соответствующей проверки. Организация подобной системы позволит повысить эффективность выявления преступлений в сфере игорного бизнеса.

В-третьих, МВД России также должно повысить уровень взаимодействия с гражданами с целью выявления незаконных игорных заведений, их интернет-страниц, различного рода платформ. Для этого в качестве варианта возможно предложение создать специальную форму обращения на сайте МВД России, где каждый гражданин может изложить имеющиеся у него сведения о фактах незаконной организации, проведения азартных игр. Подобные сведения должны подлежать обязательной проверке. При оценке эффективности подобного метода необходимо учитывать, что родственники, близкие и друзья лиц, у которых развилась игровая зависимость, достаточно негативно настроены к данному явлению, так как испытывают на себе всего его последствия. В связи с этим у них присутствует соответствующая мотивация обращения в правоохранительные органы, чтобы предотвратить распространение игорной деятельности, которая носит незаконный характер.

Наконец одно из наиболее важных направлений работы - предупреждение и лечение игровой зависимости (лудомании). Данное явление является фактором, который катализирует преступность в сфере игорного бизнеса, так как наличие подобной патологии снижает бдительность потенциальной жертвы преступлений в сфере игорного бизнеса, препятствует адекватному восприятию происходящих событий и прогнозу их последствий.

В настоящее время определенная работа по изучению лудомании и помощи лицам, страдающим от нее, ведется. В частности, существуют фонды (например, фонд «Держава»), в которых объединены специалисты (психиатры, наркологи, психологи, социологи и т.д.), действующие на договорной основе и уделяющие внимание широкому спектру вопросов.

Представляется, что подобная работа является перспективной, так как лудомания является не только психиатрическим заболеванием, но и социально-общественным явлением, что обуславливает проявления, отражающиеся при личностном общении, принятии рациональных/нерациональных решений и т.д.

В рамках подготовки настоящей статьи автором было взято интервью у врача-психиатра, к.м.н. Л.Ж. Аттаева, по её утверждению: современная медицина предлагает два вида лечения лудома-нии: психофармакотерапевтические и психотерапевтические методы. Причем, из полученных в ходе интервью данных следует, что наибольшую эффективность имеет комбинированный метод лечения (большое количество пациентов проходят лечение до конца именно при применении подобной методики). Специалист отметил, наркологи особо отмечают среди методов психотерапии мотиваци-онное консультирование и максимально возможное привлечение в терапию членов семьи. Изложенное свидетельствует о том, что при лечении лу-домании важно сохранять социальные контакты: общаться с родными и близкими, проходить лечение не изолированно от общества.

Ввиду отмеченных медицинских средств лечения также можно предложить семейную методику реабилитации лица, страдающего лудоманией. В частности, в связи со стремительным развитием в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» онлайн-казино, ставок на спорт следует исключить данной провоцирующий фактор внутри семьи. Предлагается в качестве особого метода поддержки лица, проходящего лечение лудомании амбулаторно, внутри его семьи в домашней обстановке отказаться от использования сети «Интернет» на время лечения, а данное время уделять общению с таким пациентом.

Успешная реабилитация лица, страдающего лудоманией, будет препятствовать развитию пре- р ступности в сфере игорного бизнеса. Риски стать ИД жертвой преступлений в сфере игорного бизнеса, Ч

т

у лица значительно снизятся. К

Таким образом, на основании изложенного мож- ё но сделать следующие выводы относительно об- у щесоциальных и специально-криминологических А

мер предупреждения преступлений в сфере игорного бизнеса, совершаемых в киберпространстве.

1. Для того, чтобы снизить уровень преступности в сфере игорного бизнеса, необходимо снизить уровень интереса населения к ним. Нет спроса на азартные игры - значит нет мотивации вести преступную деятельность в данной сфере. Исходя из этого и ранее обозначенных детерминант преступности в сфере игорного бизнеса, целесообразно выделить две группы общесоциальных мер в данной сфере:

- меры по формированию негативного отношения к азартным играм в киберпространстве;

- меры по созданию альтернативного досуга для населения.

2. Действующие государственные меры по противодействию развития интереса к азартным играм не являются эффективными. Информационное воздействие с целью формирования негативного отношения к азартным играм необходимо направлять на детей, подростков и юношей. В связи с этим достаточно обоснованно ввести в школьную программу специальные беседы с психологом по профилактике вредных привычек и формированию негативного отношения к азартным играм, в частности. В данных беседах школьные психологи должны в доступной для школьников форме осветить негативные черты азартных игр, а также предложить альтернативные увлечения, в частности: занятие спортом.

3. Демонстрация негативного явления в рекламе создаёт потенциальную угрозу повышения спроса на него, в частности: среди подростков и детей. В законодательстве в настоящее время нет соответствующего запрета на подобную рекламу, что является упущением и способствует лишь популяризации азартных игр.

В связи с этим статья 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» должна быть дополнена пунктом 13 следующего содержания:

«13) азартных игр и пари, в том числе ставок на спортивные мероприятия, включая тотализаторы, любого вида проведения азартных игр посредством информационно-телекоммуникационных сетей, а также в сети «Интернет».

Подобный запрет будет препятствовать популяризации азартных игр среди населения, а, соответственно, и предупреждать риски совершения преступлений в сфере игорного бизнеса.

4. Эффективное предупреждение преступности в сфере игорного бизнеса может быть достигнуто только путем комплексного применения специально-криминологических мер.

В такой комплекс должны быть включены следующие меры:

- совершенствование превентивной функции уголовного законодательства: превентивная защита несовершеннолетних от вовлечения в организацию и проведение азартных игр посредством включения квалифицирующего признака в деяние части 3 статьи 171.2 УК РФ сле-

дующего содержания: «... а равно сопряженное с вовлечением несовершеннолетнего, ...»;

- повышение сотрудничества в сфере предупреждения преступности в сфере игорного бизнеса в киберпространстве: создание специальной формы международного сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности, одним из аспектов работы которой должно стать предупреждение незаконной организации и проведения азартных игр в киберпространстве (внешний аспект); передача информации о наличии признаков в какой-либо организации незаконной игорной деятельности или иного незаконного бизнеса (в частности, выявленная ФНС России в процессе выездных налоговых проверок, Роспотребнадзором или иными контрольно-надзорными ведомствами) государственными структурами в оперативные подразделения МВД России для соответствующей проверки (внутренний аспект);

- МВД России также должно повысит уровень взаимодействия с гражданами с целью выявления незаконных игорных заведений, их интернет-страниц, различного рода платформ. В частности, для этого необходимо создать специальную форму обращения на сайте МВД России, где каждый гражданин может изложить имеющиеся у него сведения, подлежащие обязательной проверке;

- изучение и внедрение новых методов лечения лудомании.

5. При лечении лудомании важно сохранять социальные контакты: общаться с родными и близкими, проходить лечение не изолированно от общества.

В связи со стремительным развитием в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» онлайн-казино, ставок на спорт следует исключить данный провоцирующий фактор внутри семьи. Предлагается в качестве особого метода поддержки лица, проходящего лечение лу-домании амбулаторно, внутри его семьи в домашней обстановке отказаться от использования сети «Интернет» на время лечения, а данное время уделять общению с таким пациентом.

Литература

1. Башмаков П.А. Предупреждение преступности в сфере незаконной организации и проведения азартных игр // Право и управление. -2023. - № 4. - C. 222-227.

2. Дубень А.К. Международное сотрудничество в сфере информационной безопасности: общая характеристика и российский подход к изучению // Международное право и международные организации. 2022. - № 1. - С. 24-23.

3. Иванова Е.В. Влияние рекламы на потребителя // European research. 2016. - № 1. - С. 73-75.

4. Иванова, О.А. Азартные игры как угроза общественной нравственности // Молодой ученый. 2013. - № 9 (56). - С. 299-302.

5. Криминология: учебник / отв. ред. И.М. Мацке-вич. - М.: Проспект 2023. - 512 с.

6. Лимарь А.С. Незаконные организация и проведение азартных игр: основные тенденции и предупреждение // Вестник экономической безопасности. 2021. - № 4. - С. 142-146.

7. Негативные последствия зависимости от азартных игр // Официальный сайт Управы Академического района г. Москвы. URL: https:// akademichesky.mos.ru/presscenter/news/de-tail/1420063.html (дата обращения: 06.08.2024).

8. Поздняков К.В. Особенности предупреждения незаконной игорной деятельности в Российской Федерации // Вестник ВосточноСибирского института МВД России. 2021. -№ 1. - С. 81-91.

9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.02.2024 «Послание Президента Федеральному Собранию» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

10. Уголовное право Российской Федерации: проблемный курс для магистрантов и аспирантов: в 3 т. Т. 2. Книга 1. Уголовный закон. Законодательная техника. Ответственность в уголовном праве. Состав преступления. Стадии совершения преступления. Соучастие в преступлении. Множественность преступлений / под общ. ред. А.Н. Савенкова; науч. ред. и рук. авт. кол. А.И. Чучаев. - М.: Проспект. - 2024. - с. 680.

11. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» // Собрание законодательства РФ, 20.03.2006, № 12, ст. 1232.

12. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 27.06.2016, № 26 (Часть I), ст. 3851.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF THE SYSTEM OF INTERDEPARTMENTAL INTERACTION TO PREVENT THE ORGANIZATION OF ILLEGAL GAMBLING BUSINESS ON THE INTERNET

Ganyushkina S.D.

Kutafin Moscow State Law University named after O.E. (MSAL)

In this article, the author reveals general social and special criminological measures aimed at preventing crimes in the gambling business. Within the framework of general social measures, an analysis of the already proposed directions for the prevention of the type of crime under study is provided, and the author also suggests new

preventive measures within the framework of the developed directions: attracting the population to the problems of citizens' involvement in gambling and forming an acute negative attitude towards this phenomenon, amending the Federal Law "On Advertising", regarding the prohibition of advertising any type of gambling, including those conducted using the Internet. As part of the study of special criminological preventive measures, it is proposed to make point changes to Article 171.2 of the Criminal Code of the Russian Federation in order to increase the degree of public danger of acts aimed at involving minors in gambling, as well as to develop a special system of interdepartmental interaction that allows for the effective transmission of messages on suspicion of organizing illegal gambling activities.

Keywords: measures to prevent gambling crimes, ludomania, cybercrimes, involvement in gambling, prohibition of gambling advertising.

References

1. Bashmakov P.A. Crime prevention in the field of illegal organization and conduct of gambling // Law and management. -2023. - No. 4. - C. 222-227.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Duben A.K. International cooperation in the field of information security: general characteristics and the Russian approach to the study // International law and international organizations.

2022. - No. 1. - pp. 24-23.

3. Ivanova E.V. The influence of advertising on the consumer // European research. 2016. - No. 1. - pp.73-75.

4. Ivanova, O.A. Gambling as a threat to public morality // Young scientist. 2013. - № 9 (56). - Pp. 299-302.

5. Criminology: textbook / ed. by I.M. Matskevich. - M.: Prospect

2023. - 512 p.

6. Limar A.S. Illegal organization and conduct of gambling: main trends and prevention // Bulletin of Economic security. 2021. -No. 4. - pp. 142-146.

7. Negative consequences of gambling addiction // Official website of the Board of the Academic district of Moscow. URL: https:// akademichesky.mos.ru/presscenter/news/detail/1420063.html (date of application: 08/06/2024).

8. Pozdnyakov K.V. Features of preventing illegal gambling in the Russian Federation // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. - No. 1. - pp. 81-91.

9. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated 02/29/2024 "Message of the President to the Federal Assembly" // ConsultantPlus Legal Reference System.

10. Criminal law of the Russian Federation: a problem course for undergraduates and postgraduates: in 3 vols. 2. Book 1. Criminal Law. Legislative technique. Responsibility in criminal law. The composition of the crime. The stages of the crime. Complicity in a crime. The multiplicity of crimes / under the general editorship of A.N. Savenkov; scientific ed. and the author's hand. Col. A.I. Chuchaev. - M.: Prospect. - 2024. - p. 680.

11. Federal Law No. 38-FZ dated 03/13.2006 "On Advertising" // Collection of legislation of the Russian Federation, 03/20/2006, No. 12, art. 1232.

12. Federal Law No. 182-FZ dated 06/23/2016 "On the basics of the crime prevention system in the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation, 06/27/2016, No. 26 (Part I), Article 3851.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.