ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Концептуальные основы регулирования государственного бюджета
Кыргызской Республики Жапаров Г. Д.1, Чолбаева С. Д.2
{Жапаров Гурас Дурболонович / Japarov Guras Durbolonovich - кандидат экономических наук,
доцент;
2 Чолбаева Сагынбубу Джумабековна / Cholbaeva Sagynbubu Djumabekovna - доктор экономических наук, профессор, кафедра финансов и кредита,
Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы регулирования государственного бюджета Кыргызской Республики, а также, вопросы прогнозирования бюджета в оптимистическом варианте, даны конкретные рекомендации по механизмам регулирования государственного бюджета.
Ключевые слова: государственный бюджет, инвестиции, финансовый рынок, бюджетная политика, налоговая нагрузка.
УДК 338.27(575.2)
В условиях трансформирующейся экономики появляется необходимость вмешательства государства в рыночные процессы, это касается тех постсоветских стран, которые еще не до конца смогли перейти на рыночные рельсы. Для этого считаем, что необходимо определенное время на формирование фундаментальных основ рынка и социо - психологического состояния населения, которые воспринимают рынок.
Государство для влияния на экономику использует финансовые системы и ее инструменты для сглаживания резких колебаний.
Финансовое регулирование в широком смысле слова включает в себя бюджетно -налоговую и кредитно-денежную политику. Объектом его приложения является бюджет, государственный долг, налоговая и банковская системы, рынок, кредитные отношения.
Финансовое регулирование - это регулирование государственного бюджета, его дефицита или профицита, а также государственного долга. В частности различного рода манипуляции, например, с дефицитом государственного бюджета могут приводить к расстройству или упорядочению государственных финансов, усилению или ослаблению инфляции, активизации или свертыванию инвестиционной и хозяйственной деятельности. Осуществляя инфляционное финансирование (закупок, заказов инвестиций), государство тем самым осуществляет денежную или кредитную интервенцию, которая ведет к росту цен, обесцениванию валюты, снижению реальных доходов населения, но одновременно, если она проводится в разумных пределах, стимулирует деловую активность, рост инвестиций, развитие народного хозяйства [1.48].
Управление или регулирование финансовыми потоками и ресурсами происходит через систему ограничений, или стимулирования, одних рыночных структур другими, или проще говоря, необходимо сбалансировать расходы и доходы, спрос и предложение.
Таким образом, финансовое регулирование - это воздействие на экономические и социальные процессы, направленные на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и
88
социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других [1.56].
Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества. Так, одной из важнейших задач, определенные Правительством Кыргызской Республики на среднесрочную перспективу, является изменение отраслевой структуры экономики, увеличение доли перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими.
На данном этапе развития Кыргызской Республики необходимо пересмотреть акценты структуры экономики, у нас наиболее перспективными считаются такие отрасли, как горнодобывающая, электроэнергетика, перерабатывающая отрасль, туризм и сельское хозяйство. Главный вопрос состоит в том, что как эти отрасли сделать инвестиционно - привлекательными соответственно бюджетообразующими. Если не учитывать Кумтор, который дает более 12% доходной части государственного бюджета, то остальные отрасли пока в структуре доходов не столь существенны.
Все страны борются за привлечение инвестиции и желательно прямых инвестиций.
1000
900
800
700
600
500
400
300
200
100
0
2010 2011 2012 2013 2014
прямые иностранные инвестиции
Диаграмма 1. Поступление прямых иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику
за 2010-2014гг.
Как видно из диаграммы 1 тенденции поступления прямых иностранных инвестиций довольно не стабильно имеют годовые циклические колебания, если в 2010 году было проинвестировано 666,1 млн. долл. США, то в 2011 году данный показатель составил 849,2 млн. долл. США. В 2014 году произошло падение инвестиции и составило 608,5 млн. долл. США.
Иностранные инвестиции приносят не только денежные доходы, но и инновации. Если посмотреть компании, которые работают в республике то, изменятся структура менеджмента, подход к решению проблем, новые маркетинговые инструменты, социальные гарантии для работников. В целом инвестиции иностранных компаний вносят инновационные модели управления.
89
Таблица 1. Структура поступления инвестиций по отраслям экономики в % с 2010-2014гг.
Структура поступления по секторам в % 2010 2011 2012 2013 2014
добыча полезных ископаемых 0,2 3,1 4,4 2,4 11,7
обрабатывающая промышленность 49,8 57,6 43,6 32,9 27,2
строительство 1,9 0,7 4,7 1,6 2,7
торговля 8 7,7 5,5 6,9 5,8
финансовое посредничество 5,2 5,7 7,1 10,4 14,8
Профессиональная, научная и техническая деятельность 31,7 20 31,6 41,8 35
другие 3,2 5,2 3,1 4 2,8
Итого 100 100 100 100 100
Источник: Национальный статистический комитет КР: обработано автором. 2015 г.
Как видно из таблицы 1 наиболее крупные инвестиции приходят в обрабатывающую промышленность в 2014 году 27,2% от всех прямых инвестиций, на втором месте профессиональная, научная, техническая деятельность в 2014 году 35% в целом данный сегмент за исследуемый период показывает стабильный тренд.
Государственное регулирование финансового рынка и денежного обращения -одна из важнейших и самых сложных задач государства. Хорошо продуманная и правильно организованная политика в области финансов - важнейший фактор успешного развития экономики любой страны. Одной из главнейших причин нынешнего кризиса в нашей стране - непродуманная политика государства в области финансов. Для улучшения макроэкономических условий и обеспечения устойчивого роста экономики предусматривается дальнейшее усовершенствование бюджетной политики, налоговой политики, денежно-кредитной политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства.
В перспективе до 2035 г. бюджетная политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования устойчивого экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки, повышение жизненного уровня населения
Для достижения этих целей, на наш взгляд, необходимо:
- финансирование приоритетных направлений промышленной и социальной сферы, обеспечивающих стабильный рост экономики страны;
- повышение транспарентности (прозрачности) бюджета через совершенствование отчетности по расходованию государственного бюджета;
- усиление контроля над использованием средств государственного бюджета министерств и ведомств;
- дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений с целью стимулирования местных органов власти в увеличении доходов и повышения эффективности расходования государственных средств;
- улучшение системы адресной социальной поддержки малоимущих и социально уязвимых слоев населения;
- повышение эффективности системы государственных закупок продовольствия.
90
1600
1400
1200
1000
800
600
400
200
0
ВВП
--------1-------1--------1-------1-------1--------1-------1
2011 r. 2015 r. 2020 r. 2025 r. 2030 r. 2035 r.
Диаграмма 2. Прогноз ВВП Кыргызской Республики до2035года (млрд. сом.) рассчитан авторами по данным НСККР
Как видно из диаграммы 2 расчеты, сделанные нами, предполагают темп роста экономики в части увеличения ВВП, в среднем будет составлять около 14,5% без учета рисков и внешних шоков, данный сценарий развития предполагает оптимистический вариант развития.
346,9
350 -| 300 -250 -200 -150 -100 -50 - X
X 255,4
X 193,9
X 1 143,1 1
104,3 j |
6Г 1 1
J2"4,1 il7,4 I26,9 «Г1 27,5 Л 27,7 Л
S
0 1 1 1 1 1 1 1 2011 2015 2020 2025 2030 2035
■ Общие доходы, фанты (включая ПГИ)
в % к ВВП
Диаграмма 3. Общие доходы Республиканского бюджета Кыргызской республики на основе расчетов оптимистического сценария развития ВВП до 2035 года
Как видно из диаграммы 3 рост доходной части республиканского бюджета будет увеличиваться за счет роста ВВП, а налоговая нагрузка как видно из диаграммы будет оставаться на уровне 27,7%.
Устойчивость бюджета государства необходимо обеспечить через реализацию рациональной налогово-бюджетной политики, которая должна быть направлена на поддерживание денежно кредитной политики в вопросах снижения темпов инфляции, кроме того, необходимо усилить политику равномерного расходования бюджетных средств в течение финансового года, замораживания неприоритетных расходов и
91
ужесточения финансовой дисциплины бюджетных организаций. Основные направления бюджетной политики в условиях финансового экономического кризиса должны сдерживать совокупный дефицит бюджета и своевременное финансирование социальных гарантий.
В области налоговой политики необходимо проведение научно обоснованной налоговой политики и использование нового налогового механизма в реформировании экономики на основе принципов рынка. Средства, полученные от налоговых поступлений, в основном, должны быть направлены на рост национальной экономики и снижения уровня бедности населения. Основная задача налоговой политики на период до 2035 г. - обеспечить закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на устойчивое развитие экономики и дальнейшее наращивание конкурентоспособности государства в мировом экономическом пространстве.
Речь идет о модернизации экономики, которая необходима стране не только для того, чтобы остановить уже давно запущенный процесс деградации производственных мощностей, но и для того, чтобы в последующем иметь возможность построить конкурентоспособную экономику, умеющую зарабатывать валюту на внешних рынках. Идеалом модернизации является экономика, на входе которой - сырье, а на выходе - высокотехнологичный товар, имеющий спрос на внешнем рынке. Поэтому главным фактором экономического роста любой страны теперь является инновационная деятельность. Развитые страны прироста своей продукции добиваются за счет новых знаний, технологий и всевозможных нововведений.
Таким образом, кредитование на долгосрочной основе потребности промышленности и всего реального сектора экономики в обновлении производственного аппарата - это вопрос выживания страны. При этом необходимы не просто кредиты в обновление производственных мощностей, а в такое обновление, которое может обеспечить постоянно растущий экспортный доход.
Что касается объемов кредитования, то здесь явно наблюдается недооценка. Банковская система страны, во главе с НБКР пока в этой области очень слаба. К примеру: совокупный кредитный портфель банковской системы Кыргызстана за 2014 год составил лишь 19,5 % ВВП. Если сравнить с тем, что данный показатель в развитых странах, например в Германии и Англии, составляет 300 % ВВП, а в Польше - 70 % то понятно, насколько недорабатывает наша банковская система. Между тем у населения Кыргызстана вне банковской системы остается в обращении денег 62 % (а по сведениям отдельных экономистов более 80 %) в национальной валюте.
Поэтому одним из главных вопросов модернизации кредитной политики должно стать завоевание доверия населения к коммерческим банкам, значительное расширение охвата хозяйств промышленности и всего реального сектора. Эго основная потребность нашей экономики, способ правильного развития в перспективе банковской системы нашей страны.
Темпы наращивания денежного предложения в национальной валюте будут выдерживаться в соответствии со спросом экономики на деньги и с целевым параметром инфляции, допустимый уровень которого к 2035 г. не должен превысить 6 процентов. При этом валовые кредиты банков должны увеличиться в 3,5 раза.
Самостоятельность каждого бюджета может быть обеспечена только при условии, что соответствующий орган власти обладает достаточными собственными источниками финансовых ресурсов и вправе свободно распоряжаться ими в соответствии с выполняемыми функциями, несет полную ответственность в установленном законном порядке за рациональное и эффективное использование бюджетных средств.
92
Планирование государственного бюджета Кыргызской Республики должно выстраивается с позиции эффективности ее администрирования, с учетом рисков и положительных тенденций, опираясь на реальные показатели экономики сегодняшнего дня.
Литература
1. Девятловский Д. Н. Государственное финансовое регулирование // Современные наукоемкие технологии. - 2012. - № 7. - С. 47-48.
2. Кыргызстан в цифрах . 2015год.
3. Данные Национального статистического комитета Кыргызской Республики раздел. « Финансы».
Совершенствование и оптимизация продовольственной безопасности на основе животноводческой продукции Омошев Т. Т.1, Сулайманова Д. К.2
1Омошев Тологон Тенирович / Omoshev Tologon Tenirovich - кандидат педагогических наук,
профессор,
кафедра философии и общеобразовательных дисциплин;
2Сулайманова Диларам Капарбаевна / Sulaimanova Dilaram Kaparbayevna - старший
преподаватель,
кафедра экономики, менеджмента и права,
Университет экономики и предпринимательства, г. Жалал-Абад, Кыргызская Республика
Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы решения проблем совершенствования и оптимизации животноводческой продукции. Также отражены цифровые данные сельхозпроизводства и некоторые пути решения продовольственной безопасности.
Ключевые слова: продовольствие, безопасность, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство.
Обеспечение продовольственной безопасности страны - это комплексная проблема, решение которой может быть осуществлено на основе разработки инновационно-инвестиционной модели. Аграрная наука рекомендует к производству для различных природно-экономических зон страны системы земледелия и животноводства, адаптивные высокопродуктивные сорта, новые сортовые технологии возделывания сельскохозяйственных культур, новые селекционные формы животных и птиц, системы машин, не уступающие мировым аналогам.
На современном этапе одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся считается мировой рынок мясной продукции. Такая тенденция наблюдается и в Кыргызстане. Ее можно наблюдать по росту поголовья основных видов голов скота и домашней птицы, данные о которых представлены в таблице 1.
Производственные показатели отрасли мясного животноводства в Кыргызстане (все категории хозяйств, по данным Нацстаткома).
93