Научная статья на тему 'Концептуальные основы регулирования государственного бюджета Кыргызской Республики'

Концептуальные основы регулирования государственного бюджета Кыргызской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жапаров Гурас Дурболонович, Чолбаева Сагынбубу Джумабековна

В статье рассматриваются проблемы регулирования государственного бюджета Кыргызской Республики, а также, вопросы прогнозирования бюджета в оптимистическом варианте, даны конкретные рекомендации по механизмам регулирования государственного бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы регулирования государственного бюджета Кыргызской Республики»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Концептуальные основы регулирования государственного бюджета

Кыргызской Республики Жапаров Г. Д.1, Чолбаева С. Д.2

{Жапаров Гурас Дурболонович / Japarov Guras Durbolonovich - кандидат экономических наук,

доцент;

2 Чолбаева Сагынбубу Джумабековна / Cholbaeva Sagynbubu Djumabekovna - доктор экономических наук, профессор, кафедра финансов и кредита,

Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы регулирования государственного бюджета Кыргызской Республики, а также, вопросы прогнозирования бюджета в оптимистическом варианте, даны конкретные рекомендации по механизмам регулирования государственного бюджета.

Ключевые слова: государственный бюджет, инвестиции, финансовый рынок, бюджетная политика, налоговая нагрузка.

УДК 338.27(575.2)

В условиях трансформирующейся экономики появляется необходимость вмешательства государства в рыночные процессы, это касается тех постсоветских стран, которые еще не до конца смогли перейти на рыночные рельсы. Для этого считаем, что необходимо определенное время на формирование фундаментальных основ рынка и социо - психологического состояния населения, которые воспринимают рынок.

Государство для влияния на экономику использует финансовые системы и ее инструменты для сглаживания резких колебаний.

Финансовое регулирование в широком смысле слова включает в себя бюджетно -налоговую и кредитно-денежную политику. Объектом его приложения является бюджет, государственный долг, налоговая и банковская системы, рынок, кредитные отношения.

Финансовое регулирование - это регулирование государственного бюджета, его дефицита или профицита, а также государственного долга. В частности различного рода манипуляции, например, с дефицитом государственного бюджета могут приводить к расстройству или упорядочению государственных финансов, усилению или ослаблению инфляции, активизации или свертыванию инвестиционной и хозяйственной деятельности. Осуществляя инфляционное финансирование (закупок, заказов инвестиций), государство тем самым осуществляет денежную или кредитную интервенцию, которая ведет к росту цен, обесцениванию валюты, снижению реальных доходов населения, но одновременно, если она проводится в разумных пределах, стимулирует деловую активность, рост инвестиций, развитие народного хозяйства [1.48].

Управление или регулирование финансовыми потоками и ресурсами происходит через систему ограничений, или стимулирования, одних рыночных структур другими, или проще говоря, необходимо сбалансировать расходы и доходы, спрос и предложение.

Таким образом, финансовое регулирование - это воздействие на экономические и социальные процессы, направленные на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и

88

социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других [1.56].

Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества. Так, одной из важнейших задач, определенные Правительством Кыргызской Республики на среднесрочную перспективу, является изменение отраслевой структуры экономики, увеличение доли перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими.

На данном этапе развития Кыргызской Республики необходимо пересмотреть акценты структуры экономики, у нас наиболее перспективными считаются такие отрасли, как горнодобывающая, электроэнергетика, перерабатывающая отрасль, туризм и сельское хозяйство. Главный вопрос состоит в том, что как эти отрасли сделать инвестиционно - привлекательными соответственно бюджетообразующими. Если не учитывать Кумтор, который дает более 12% доходной части государственного бюджета, то остальные отрасли пока в структуре доходов не столь существенны.

Все страны борются за привлечение инвестиции и желательно прямых инвестиций.

1000

900

800

700

600

500

400

300

200

100

0

2010 2011 2012 2013 2014

прямые иностранные инвестиции

Диаграмма 1. Поступление прямых иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику

за 2010-2014гг.

Как видно из диаграммы 1 тенденции поступления прямых иностранных инвестиций довольно не стабильно имеют годовые циклические колебания, если в 2010 году было проинвестировано 666,1 млн. долл. США, то в 2011 году данный показатель составил 849,2 млн. долл. США. В 2014 году произошло падение инвестиции и составило 608,5 млн. долл. США.

Иностранные инвестиции приносят не только денежные доходы, но и инновации. Если посмотреть компании, которые работают в республике то, изменятся структура менеджмента, подход к решению проблем, новые маркетинговые инструменты, социальные гарантии для работников. В целом инвестиции иностранных компаний вносят инновационные модели управления.

89

Таблица 1. Структура поступления инвестиций по отраслям экономики в % с 2010-2014гг.

Структура поступления по секторам в % 2010 2011 2012 2013 2014

добыча полезных ископаемых 0,2 3,1 4,4 2,4 11,7

обрабатывающая промышленность 49,8 57,6 43,6 32,9 27,2

строительство 1,9 0,7 4,7 1,6 2,7

торговля 8 7,7 5,5 6,9 5,8

финансовое посредничество 5,2 5,7 7,1 10,4 14,8

Профессиональная, научная и техническая деятельность 31,7 20 31,6 41,8 35

другие 3,2 5,2 3,1 4 2,8

Итого 100 100 100 100 100

Источник: Национальный статистический комитет КР: обработано автором. 2015 г.

Как видно из таблицы 1 наиболее крупные инвестиции приходят в обрабатывающую промышленность в 2014 году 27,2% от всех прямых инвестиций, на втором месте профессиональная, научная, техническая деятельность в 2014 году 35% в целом данный сегмент за исследуемый период показывает стабильный тренд.

Государственное регулирование финансового рынка и денежного обращения -одна из важнейших и самых сложных задач государства. Хорошо продуманная и правильно организованная политика в области финансов - важнейший фактор успешного развития экономики любой страны. Одной из главнейших причин нынешнего кризиса в нашей стране - непродуманная политика государства в области финансов. Для улучшения макроэкономических условий и обеспечения устойчивого роста экономики предусматривается дальнейшее усовершенствование бюджетной политики, налоговой политики, денежно-кредитной политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства.

В перспективе до 2035 г. бюджетная политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования устойчивого экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки, повышение жизненного уровня населения

Для достижения этих целей, на наш взгляд, необходимо:

- финансирование приоритетных направлений промышленной и социальной сферы, обеспечивающих стабильный рост экономики страны;

- повышение транспарентности (прозрачности) бюджета через совершенствование отчетности по расходованию государственного бюджета;

- усиление контроля над использованием средств государственного бюджета министерств и ведомств;

- дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений с целью стимулирования местных органов власти в увеличении доходов и повышения эффективности расходования государственных средств;

- улучшение системы адресной социальной поддержки малоимущих и социально уязвимых слоев населения;

- повышение эффективности системы государственных закупок продовольствия.

90

1600

1400

1200

1000

800

600

400

200

0

ВВП

--------1-------1--------1-------1-------1--------1-------1

2011 r. 2015 r. 2020 r. 2025 r. 2030 r. 2035 r.

Диаграмма 2. Прогноз ВВП Кыргызской Республики до2035года (млрд. сом.) рассчитан авторами по данным НСККР

Как видно из диаграммы 2 расчеты, сделанные нами, предполагают темп роста экономики в части увеличения ВВП, в среднем будет составлять около 14,5% без учета рисков и внешних шоков, данный сценарий развития предполагает оптимистический вариант развития.

346,9

350 -| 300 -250 -200 -150 -100 -50 - X

X 255,4

X 193,9

X 1 143,1 1

104,3 j |

6Г 1 1

J2"4,1 il7,4 I26,9 «Г1 27,5 Л 27,7 Л

S

0 1 1 1 1 1 1 1 2011 2015 2020 2025 2030 2035

■ Общие доходы, фанты (включая ПГИ)

в % к ВВП

Диаграмма 3. Общие доходы Республиканского бюджета Кыргызской республики на основе расчетов оптимистического сценария развития ВВП до 2035 года

Как видно из диаграммы 3 рост доходной части республиканского бюджета будет увеличиваться за счет роста ВВП, а налоговая нагрузка как видно из диаграммы будет оставаться на уровне 27,7%.

Устойчивость бюджета государства необходимо обеспечить через реализацию рациональной налогово-бюджетной политики, которая должна быть направлена на поддерживание денежно кредитной политики в вопросах снижения темпов инфляции, кроме того, необходимо усилить политику равномерного расходования бюджетных средств в течение финансового года, замораживания неприоритетных расходов и

91

ужесточения финансовой дисциплины бюджетных организаций. Основные направления бюджетной политики в условиях финансового экономического кризиса должны сдерживать совокупный дефицит бюджета и своевременное финансирование социальных гарантий.

В области налоговой политики необходимо проведение научно обоснованной налоговой политики и использование нового налогового механизма в реформировании экономики на основе принципов рынка. Средства, полученные от налоговых поступлений, в основном, должны быть направлены на рост национальной экономики и снижения уровня бедности населения. Основная задача налоговой политики на период до 2035 г. - обеспечить закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на устойчивое развитие экономики и дальнейшее наращивание конкурентоспособности государства в мировом экономическом пространстве.

Речь идет о модернизации экономики, которая необходима стране не только для того, чтобы остановить уже давно запущенный процесс деградации производственных мощностей, но и для того, чтобы в последующем иметь возможность построить конкурентоспособную экономику, умеющую зарабатывать валюту на внешних рынках. Идеалом модернизации является экономика, на входе которой - сырье, а на выходе - высокотехнологичный товар, имеющий спрос на внешнем рынке. Поэтому главным фактором экономического роста любой страны теперь является инновационная деятельность. Развитые страны прироста своей продукции добиваются за счет новых знаний, технологий и всевозможных нововведений.

Таким образом, кредитование на долгосрочной основе потребности промышленности и всего реального сектора экономики в обновлении производственного аппарата - это вопрос выживания страны. При этом необходимы не просто кредиты в обновление производственных мощностей, а в такое обновление, которое может обеспечить постоянно растущий экспортный доход.

Что касается объемов кредитования, то здесь явно наблюдается недооценка. Банковская система страны, во главе с НБКР пока в этой области очень слаба. К примеру: совокупный кредитный портфель банковской системы Кыргызстана за 2014 год составил лишь 19,5 % ВВП. Если сравнить с тем, что данный показатель в развитых странах, например в Германии и Англии, составляет 300 % ВВП, а в Польше - 70 % то понятно, насколько недорабатывает наша банковская система. Между тем у населения Кыргызстана вне банковской системы остается в обращении денег 62 % (а по сведениям отдельных экономистов более 80 %) в национальной валюте.

Поэтому одним из главных вопросов модернизации кредитной политики должно стать завоевание доверия населения к коммерческим банкам, значительное расширение охвата хозяйств промышленности и всего реального сектора. Эго основная потребность нашей экономики, способ правильного развития в перспективе банковской системы нашей страны.

Темпы наращивания денежного предложения в национальной валюте будут выдерживаться в соответствии со спросом экономики на деньги и с целевым параметром инфляции, допустимый уровень которого к 2035 г. не должен превысить 6 процентов. При этом валовые кредиты банков должны увеличиться в 3,5 раза.

Самостоятельность каждого бюджета может быть обеспечена только при условии, что соответствующий орган власти обладает достаточными собственными источниками финансовых ресурсов и вправе свободно распоряжаться ими в соответствии с выполняемыми функциями, несет полную ответственность в установленном законном порядке за рациональное и эффективное использование бюджетных средств.

92

Планирование государственного бюджета Кыргызской Республики должно выстраивается с позиции эффективности ее администрирования, с учетом рисков и положительных тенденций, опираясь на реальные показатели экономики сегодняшнего дня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Девятловский Д. Н. Государственное финансовое регулирование // Современные наукоемкие технологии. - 2012. - № 7. - С. 47-48.

2. Кыргызстан в цифрах . 2015год.

3. Данные Национального статистического комитета Кыргызской Республики раздел. « Финансы».

Совершенствование и оптимизация продовольственной безопасности на основе животноводческой продукции Омошев Т. Т.1, Сулайманова Д. К.2

1Омошев Тологон Тенирович / Omoshev Tologon Tenirovich - кандидат педагогических наук,

профессор,

кафедра философии и общеобразовательных дисциплин;

2Сулайманова Диларам Капарбаевна / Sulaimanova Dilaram Kaparbayevna - старший

преподаватель,

кафедра экономики, менеджмента и права,

Университет экономики и предпринимательства, г. Жалал-Абад, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы решения проблем совершенствования и оптимизации животноводческой продукции. Также отражены цифровые данные сельхозпроизводства и некоторые пути решения продовольственной безопасности.

Ключевые слова: продовольствие, безопасность, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство.

Обеспечение продовольственной безопасности страны - это комплексная проблема, решение которой может быть осуществлено на основе разработки инновационно-инвестиционной модели. Аграрная наука рекомендует к производству для различных природно-экономических зон страны системы земледелия и животноводства, адаптивные высокопродуктивные сорта, новые сортовые технологии возделывания сельскохозяйственных культур, новые селекционные формы животных и птиц, системы машин, не уступающие мировым аналогам.

На современном этапе одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся считается мировой рынок мясной продукции. Такая тенденция наблюдается и в Кыргызстане. Ее можно наблюдать по росту поголовья основных видов голов скота и домашней птицы, данные о которых представлены в таблице 1.

Производственные показатели отрасли мясного животноводства в Кыргызстане (все категории хозяйств, по данным Нацстаткома).

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.