КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
Скиба Татьяна Юрьевна
аспирант кафедры государственной политики и менеджмента Черноморского государственного университета имени Петра Могилы, Украина, г. Николаев
E-mail: tanjaskiba@gmail. com
BASIC CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF HIGHER EDUCATION
REFORM IN UKRAINE
Skyba Tatyana
graduate student of public policy and management of Petro Mohyla Black Sea State
University, Ukraine, Nikolaev
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены основные концептуальные основы реформирования высшего образования Украины, будущий вектор развития, идеология и основные направления. Выявлены основные проблемы — это государственная монополия, чрезмерная централизация, несоответствие образования современным требованиям и рынка труда
ABSTRACT
This article describes the main conceptual foundations of higher education reform in Ukraine, the future vector development, ideology and basic directions. The main problems — a state monopoly, excessive centralization, the disparity of education and the modern requirements of the labor market.
Ключевые слова: высшее образование; реформирование; академические свободы; университетская автономия.
Keywords: Higher education; reform; academic freedom; university autonomy.
XXI век воспринимается современниками как эпоха интенсивных социокультурных, экономических, технологических, демографических и других изменений, принимающих глобальный характер. В этой ситуации будущее социальных и культурных институтов, даже имеющие длительную историю и прочно «укоренившихся», является неопределенным. В частности,
темой напряженных дискуссий становится будущее высшей школы, ее роль в сохранении и развитии человеческого капитала, генерации научных знаний, технологических и других инноваций [9].
Интеграция Украины в Европейское пространство положила начало реформирования системы высшего образования Украины. Исходя из ряда государственных мероприятий по модернизации и совершенствования национальной системы образования предусмотренных Программой экономических реформ на 2010—2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» главной целью реформы образования является:
повышение конкурентоспособности украинского образования; интеграция системы отечественного образования в единое европейское образовательное пространство;
усовершенствования системы управления образованием; повышения качества образования и обеспечения доступности [4].
Будущий вектор развития, идеология и основные направления реформирования высшего образования определены как в ряде авторитетных международных документов так и в государственных нормативных и программных документах.
Так, в Magna Charta Universitatum (Большой хартии университетов подписанной 18 сентября 1988) указано, что каждый университет является самостоятельным учреждением, что создает и передает культуру через научные исследования и образование. Чтобы своевременно реагировать на потребности окружающего мира, он должен быть морально и интеллектуально независимым от любой политической и экономической власти [8].
В Лимской декларации «О академической свободе и университетской автономии» (г. Лима , 1988 год) подписанной в год 40- й годовщины Всеобщей декларации прав человека, подчеркивается важность права на образование и правом на образование можно пользоваться полностью лишь в атмосфере академической свободы и автономии высших учебных заведений, признает
высокую уязвимость академического сообщества от политических и экономических притеснений [2].
Для Болонского процесса идея автономии высших учебных заведений также является ключевой. В ней указано, что независимость и автономия университетов дает уверенность в том, что системы высшего образования и научных исследований будут непрерывно адаптироваться к изменениям общества, его потребностям и необходимости развития научных знаний.
Система высшего образования Украины была оценена экспертами Болонского процесса с точки зрения процесса модернизации и соответствия европейским нормам. По показателям « национальной рамки квалификаций», «уровня участия студентов в обеспечении качества», «уровня международного участия в обеспечении качества» и «признания предшествующего обучения» Украина получила в 2012 году лишь один балл из пяти [7, с. 2].
Становится совершенно очевидным, что развитие высшего образования, его качество и конкурентоспособность напрямую зависит от степени государственного контроля, ведь наиболее конкурентным высшие учебные заведения мира имеют высокий уровень автономии.
В этом смысле развитие автономии высших учебных заведений рассматривается как наиболее эффективный путь реформирования высшего образования. Так, в п. 3 е Указа Президента Украины от 30.09.2010 года № 926 «О мерах по обеспечению приоритетного развития высшего образования Украины», четко указано: предоставить ведущим вузам реальную автономию, как средство улучшения качества образования, введение их состязательности и ответственности за результаты работы [5].
В ежегодном Послании Президента Украины «Модернизация Украины — наш стратегический выбор» п. 2.3.1 указано, что развитие автономии высших учебных заведений и его сближение с рынком труда тормозится чрезмерной централизацией управления образованием. На сегодня, процесс реализации академических свобод и реальной университетской автономии на практике столкнулся с рядом трудностей. В тексте Закона Украины «О высшем
образовании» в статье 46 предусмотрено право высшего учебного заведения на «определение содержания образования, определение планов приема, установление и присвоение ученых званий и другие полномочия». В Законе Украины «О высшем образовании» в статье 29 одним из основных принципов управления высшим учебным заведением является автономия и самоуправление. Определенные принципы автономии высших учебных заведений определены в Положении о государственном высшем учебном заведении.
В 2009 году высшими учебными заведениями Украины была подписана Хартия Университетов Украины «Академические свободы, университетская автономия и образование» в которой формы достижения академической свободы определяются как необходимая степень независимости университета: в правоспособности решать задачи развития личности, общества; от внешнего вмешательства (от государства и других общественных сил) принимать решения по внутренней организации и управления, распределения финансовых ресурсов и генерирования доходов, администрирования и установления собственной линии поведения (миссии) в сфере образования, научноисследовательской работы, преподавания и других связанных с этим видам деятельности». В пункте 3.8 этого документа вузы определяют принципы университетской автономии, подкрепляющие их разнообразные миссии, в том числе:
академической автономии (учебные планы, программы и научные исследования);
финансовой автономии (выделение бюджета единой суммой);
организационной автономии (организационная структура университетов);
автономии в области кадровой политики (наем, заработная плата и продвижение по службе) [6, с. 5].
В Ежегодном Послании Президента Украины в Верховную Раду Украины определено неэффективность чрезмерного централизованного управления,
касается академической, административной, кадровой и финансовой автономии, всестороннего развития академической свободы [1].
Вопросы развития высшего образования остаются на повестке дня всех уровней государственного управления. Так, Декларацией тысячелетия ООН для Украины, четко определена главная цель, которую нужно воплотить до 2015 года, а именно, обеспечение качественного образования на протяжении жизни. Одним из главных шагов усовершенствования системы образования, который определен в Программе экономических реформ на 2011—2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», является повышение самостоятельности высших учебных заведений в распоряжении финансовыми ресурсами за счет расширения возможностей учебных заведений привлекать дополнительные средства за счет легализации института «эндавмента» — благотворительных целевых некоммерческих фондов, использование грантовой поддержки исследовательских проектов и образовательных инноваций, расширение списка платных услуг за учебными заведениями и прочее. Отмечая, что на сегодня механизм государственного финансирования системы образования является неэффективным так же, как и уровень использования этих средств. Ведь основные статьи расходов бюджета направлены не на повышение качества образования, а на выплату заработной платы, стипендий й коммунальных платежей (почти 100 % всего финансирования из общего фонда бюджета) [4].
Также одними из важных направлений реформирования системы образования, по этой программе является оптимизация сети учебных заведений с учетом демографических и экономических реалий, согласование квалификационных характеристик, стандартов и учебных программ по образовательно-квалификационными требованиями рабочих мест и мотивация работодателей к участию в подготовке учебных программ, согласования с ними образовательных и профессиональных стандартов; переориентация учебных планов на увеличение части практического компонента; масштабное внедрение программ стажировки на производстве.
Указом Президента Украины от 25 июня 2013 № 344 одобрена Национальная стратегия развития образования Украины на период до 2021 года. Данный документ конкретизирует основные пути реализации концептуальных идей и взглядов на дальнейшее развитие образования, а именно: приведение сети высших учебных заведений и системы управления высшим образованием в соответствии с потребностями развития национальной экономики и запросов рынка труда; создание исследовательских университетов, расширение автономии высших учебных заведений; расширение взаимодействия высших учебных заведений с учреждениями Национальной академии наук Украины и Национальной академии педагогических наук Украины по развитию научных исследований в сфере высшего образования; привлечения работодателей к сотрудничеству с высшими учебными заведениями, в частности, к участию в разработке стандартов высшего образования, организации прохождения практики студентами, решении вопросов предоставления первого рабочего места выпускникам ;переоснащение учебной, научно-методической и материально-технической базы высших учебных заведений [3].
Таким образом, анализируя с основные законодательные нормативноправовые акты можно получить целостное видение состояния высшего образования и основных институциональных проблем. К главным можно отнести: государственную монополию и чрезмерную централизацию,
несоответствие образования современным требованиям и рынка труда, отсутствие партнерских связей с работодателями, качество и конкурентоспособность высшего образования, эффективность использования имеющегося научно - технического персонала и повышение престижа научной деятельности. Таким образом, вопросы реформирования высшего образования является одним из приоритетных направлений государственной политики Украины и обусловлена необходимостью внедрения кардинальных изменений, направленных на повышение качества, доступности и конкурентоспособности образования в новых экономических и социокультурных условиях, ускорение
интеграции Украины в международное образовательное пространство. Основные направления и принципы реформирования сферы высшего образования четко определены главными программными документами государства, осталось только отобразить их в новом Законе Украины «О высшем образовании».
Список литературы:
1. Ежегодное Послание Президента Украины в Верховную Раду Украины «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2012 году» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — Ц^: http://www.niss.gov.ua/articles/859 (дата обращения 17.07.2013).
2. Лимская декларация «О академической свободе и университетской
автономии» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — Ц^:
http://www.rpl.org.ua/codex и^р (дата обращения 24.05.2013).
3. Национальная стратегия развития образования на период до 2021 года
[Электронный ресурс]. — Режим доступа. — Ц^:
http://www.president. gov.ua/ru/news/28113 .Мш! (дата обращения
08.08.2013).
4. Программа экономических реформ на 2010-2014 годы «Богатое общество,
конкурентоспособная экономика, эффективное государство»: [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — Ц^:
http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/n0067323-11 (дата обращения
08.08.2013).
5. Указ Президента Украины «О мерах по обеспечению приоритетного
развития образования в Украине» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — Ц^: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/926/2010 (дата
обращения 08.08.2013).
6. Хартия университетов Украины: академические свободы, университетская автономия и образование / / Образование Украины. 2009. 10 июля.
7. Чужиков В., Антонюк Л. Социальные последствия Евроинтеграции
Украины [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:
http://library.fes.de/pdf-files/bueros/ukraine/09543.pdf (дата обращения
24.05.2013).
8. Magna Charta Universitatum: [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.magna-charta.org/pdf/mс ukrainian.pdf (дата обращения
24.05.2013).
9. Readings B. The university in ruins. Cambridge : Harvard University Press, 1996.