Научная статья на тему 'Концептуальные основы реформирования системы высшего образования Украины'

Концептуальные основы реформирования системы высшего образования Украины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / АКАДЕМИЧЕСКИЕ СВОБОДЫ / УНИВЕРСИТЕТСКАЯ АВТОНОМИЯ / HIGHER EDUCATION / REFORM / ACADEMIC FREEDOM / UNIVERSITY AUTONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скиба Татьяна Юрьевна

В статье рассмотрены основные концептуальные основы реформирования высшего образования Украины, будущий вектор развития, идеология и основные направления. Выявлены основные проблемы — это государственная монополия, чрезмерная централизация, несоответствие образования современным требованиям и рынка труда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF HIGHER EDUCATION REFORM IN UKRAINE

This article describes the main conceptual foundations of higher education reform in Ukraine, the future vector development, ideology and basic directions. The main problems — a state monopoly, excessive centralization, the disparity of education and the modern requirements of the labor market.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы реформирования системы высшего образования Украины»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

Скиба Татьяна Юрьевна

аспирант кафедры государственной политики и менеджмента Черноморского государственного университета имени Петра Могилы, Украина, г. Николаев

E-mail: tanjaskiba@gmail. com

BASIC CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF HIGHER EDUCATION

REFORM IN UKRAINE

Skyba Tatyana

graduate student of public policy and management of Petro Mohyla Black Sea State

University, Ukraine, Nikolaev

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены основные концептуальные основы реформирования высшего образования Украины, будущий вектор развития, идеология и основные направления. Выявлены основные проблемы — это государственная монополия, чрезмерная централизация, несоответствие образования современным требованиям и рынка труда

ABSTRACT

This article describes the main conceptual foundations of higher education reform in Ukraine, the future vector development, ideology and basic directions. The main problems — a state monopoly, excessive centralization, the disparity of education and the modern requirements of the labor market.

Ключевые слова: высшее образование; реформирование; академические свободы; университетская автономия.

Keywords: Higher education; reform; academic freedom; university autonomy.

XXI век воспринимается современниками как эпоха интенсивных социокультурных, экономических, технологических, демографических и других изменений, принимающих глобальный характер. В этой ситуации будущее социальных и культурных институтов, даже имеющие длительную историю и прочно «укоренившихся», является неопределенным. В частности,

темой напряженных дискуссий становится будущее высшей школы, ее роль в сохранении и развитии человеческого капитала, генерации научных знаний, технологических и других инноваций [9].

Интеграция Украины в Европейское пространство положила начало реформирования системы высшего образования Украины. Исходя из ряда государственных мероприятий по модернизации и совершенствования национальной системы образования предусмотренных Программой экономических реформ на 2010—2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» главной целью реформы образования является:

повышение конкурентоспособности украинского образования; интеграция системы отечественного образования в единое европейское образовательное пространство;

усовершенствования системы управления образованием; повышения качества образования и обеспечения доступности [4].

Будущий вектор развития, идеология и основные направления реформирования высшего образования определены как в ряде авторитетных международных документов так и в государственных нормативных и программных документах.

Так, в Magna Charta Universitatum (Большой хартии университетов подписанной 18 сентября 1988) указано, что каждый университет является самостоятельным учреждением, что создает и передает культуру через научные исследования и образование. Чтобы своевременно реагировать на потребности окружающего мира, он должен быть морально и интеллектуально независимым от любой политической и экономической власти [8].

В Лимской декларации «О академической свободе и университетской автономии» (г. Лима , 1988 год) подписанной в год 40- й годовщины Всеобщей декларации прав человека, подчеркивается важность права на образование и правом на образование можно пользоваться полностью лишь в атмосфере академической свободы и автономии высших учебных заведений, признает

высокую уязвимость академического сообщества от политических и экономических притеснений [2].

Для Болонского процесса идея автономии высших учебных заведений также является ключевой. В ней указано, что независимость и автономия университетов дает уверенность в том, что системы высшего образования и научных исследований будут непрерывно адаптироваться к изменениям общества, его потребностям и необходимости развития научных знаний.

Система высшего образования Украины была оценена экспертами Болонского процесса с точки зрения процесса модернизации и соответствия европейским нормам. По показателям « национальной рамки квалификаций», «уровня участия студентов в обеспечении качества», «уровня международного участия в обеспечении качества» и «признания предшествующего обучения» Украина получила в 2012 году лишь один балл из пяти [7, с. 2].

Становится совершенно очевидным, что развитие высшего образования, его качество и конкурентоспособность напрямую зависит от степени государственного контроля, ведь наиболее конкурентным высшие учебные заведения мира имеют высокий уровень автономии.

В этом смысле развитие автономии высших учебных заведений рассматривается как наиболее эффективный путь реформирования высшего образования. Так, в п. 3 е Указа Президента Украины от 30.09.2010 года № 926 «О мерах по обеспечению приоритетного развития высшего образования Украины», четко указано: предоставить ведущим вузам реальную автономию, как средство улучшения качества образования, введение их состязательности и ответственности за результаты работы [5].

В ежегодном Послании Президента Украины «Модернизация Украины — наш стратегический выбор» п. 2.3.1 указано, что развитие автономии высших учебных заведений и его сближение с рынком труда тормозится чрезмерной централизацией управления образованием. На сегодня, процесс реализации академических свобод и реальной университетской автономии на практике столкнулся с рядом трудностей. В тексте Закона Украины «О высшем

образовании» в статье 46 предусмотрено право высшего учебного заведения на «определение содержания образования, определение планов приема, установление и присвоение ученых званий и другие полномочия». В Законе Украины «О высшем образовании» в статье 29 одним из основных принципов управления высшим учебным заведением является автономия и самоуправление. Определенные принципы автономии высших учебных заведений определены в Положении о государственном высшем учебном заведении.

В 2009 году высшими учебными заведениями Украины была подписана Хартия Университетов Украины «Академические свободы, университетская автономия и образование» в которой формы достижения академической свободы определяются как необходимая степень независимости университета: в правоспособности решать задачи развития личности, общества; от внешнего вмешательства (от государства и других общественных сил) принимать решения по внутренней организации и управления, распределения финансовых ресурсов и генерирования доходов, администрирования и установления собственной линии поведения (миссии) в сфере образования, научноисследовательской работы, преподавания и других связанных с этим видам деятельности». В пункте 3.8 этого документа вузы определяют принципы университетской автономии, подкрепляющие их разнообразные миссии, в том числе:

академической автономии (учебные планы, программы и научные исследования);

финансовой автономии (выделение бюджета единой суммой);

организационной автономии (организационная структура университетов);

автономии в области кадровой политики (наем, заработная плата и продвижение по службе) [6, с. 5].

В Ежегодном Послании Президента Украины в Верховную Раду Украины определено неэффективность чрезмерного централизованного управления,

касается академической, административной, кадровой и финансовой автономии, всестороннего развития академической свободы [1].

Вопросы развития высшего образования остаются на повестке дня всех уровней государственного управления. Так, Декларацией тысячелетия ООН для Украины, четко определена главная цель, которую нужно воплотить до 2015 года, а именно, обеспечение качественного образования на протяжении жизни. Одним из главных шагов усовершенствования системы образования, который определен в Программе экономических реформ на 2011—2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», является повышение самостоятельности высших учебных заведений в распоряжении финансовыми ресурсами за счет расширения возможностей учебных заведений привлекать дополнительные средства за счет легализации института «эндавмента» — благотворительных целевых некоммерческих фондов, использование грантовой поддержки исследовательских проектов и образовательных инноваций, расширение списка платных услуг за учебными заведениями и прочее. Отмечая, что на сегодня механизм государственного финансирования системы образования является неэффективным так же, как и уровень использования этих средств. Ведь основные статьи расходов бюджета направлены не на повышение качества образования, а на выплату заработной платы, стипендий й коммунальных платежей (почти 100 % всего финансирования из общего фонда бюджета) [4].

Также одними из важных направлений реформирования системы образования, по этой программе является оптимизация сети учебных заведений с учетом демографических и экономических реалий, согласование квалификационных характеристик, стандартов и учебных программ по образовательно-квалификационными требованиями рабочих мест и мотивация работодателей к участию в подготовке учебных программ, согласования с ними образовательных и профессиональных стандартов; переориентация учебных планов на увеличение части практического компонента; масштабное внедрение программ стажировки на производстве.

Указом Президента Украины от 25 июня 2013 № 344 одобрена Национальная стратегия развития образования Украины на период до 2021 года. Данный документ конкретизирует основные пути реализации концептуальных идей и взглядов на дальнейшее развитие образования, а именно: приведение сети высших учебных заведений и системы управления высшим образованием в соответствии с потребностями развития национальной экономики и запросов рынка труда; создание исследовательских университетов, расширение автономии высших учебных заведений; расширение взаимодействия высших учебных заведений с учреждениями Национальной академии наук Украины и Национальной академии педагогических наук Украины по развитию научных исследований в сфере высшего образования; привлечения работодателей к сотрудничеству с высшими учебными заведениями, в частности, к участию в разработке стандартов высшего образования, организации прохождения практики студентами, решении вопросов предоставления первого рабочего места выпускникам ;переоснащение учебной, научно-методической и материально-технической базы высших учебных заведений [3].

Таким образом, анализируя с основные законодательные нормативноправовые акты можно получить целостное видение состояния высшего образования и основных институциональных проблем. К главным можно отнести: государственную монополию и чрезмерную централизацию,

несоответствие образования современным требованиям и рынка труда, отсутствие партнерских связей с работодателями, качество и конкурентоспособность высшего образования, эффективность использования имеющегося научно - технического персонала и повышение престижа научной деятельности. Таким образом, вопросы реформирования высшего образования является одним из приоритетных направлений государственной политики Украины и обусловлена необходимостью внедрения кардинальных изменений, направленных на повышение качества, доступности и конкурентоспособности образования в новых экономических и социокультурных условиях, ускорение

интеграции Украины в международное образовательное пространство. Основные направления и принципы реформирования сферы высшего образования четко определены главными программными документами государства, осталось только отобразить их в новом Законе Украины «О высшем образовании».

Список литературы:

1. Ежегодное Послание Президента Украины в Верховную Раду Украины «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2012 году» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — Ц^: http://www.niss.gov.ua/articles/859 (дата обращения 17.07.2013).

2. Лимская декларация «О академической свободе и университетской

автономии» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — Ц^:

http://www.rpl.org.ua/codex и^р (дата обращения 24.05.2013).

3. Национальная стратегия развития образования на период до 2021 года

[Электронный ресурс]. — Режим доступа. — Ц^:

http://www.president. gov.ua/ru/news/28113 .Мш! (дата обращения

08.08.2013).

4. Программа экономических реформ на 2010-2014 годы «Богатое общество,

конкурентоспособная экономика, эффективное государство»: [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — Ц^:

http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/n0067323-11 (дата обращения

08.08.2013).

5. Указ Президента Украины «О мерах по обеспечению приоритетного

развития образования в Украине» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — Ц^: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/926/2010 (дата

обращения 08.08.2013).

6. Хартия университетов Украины: академические свободы, университетская автономия и образование / / Образование Украины. 2009. 10 июля.

7. Чужиков В., Антонюк Л. Социальные последствия Евроинтеграции

Украины [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:

http://library.fes.de/pdf-files/bueros/ukraine/09543.pdf (дата обращения

24.05.2013).

8. Magna Charta Universitatum: [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.magna-charta.org/pdf/mс ukrainian.pdf (дата обращения

24.05.2013).

9. Readings B. The university in ruins. Cambridge : Harvard University Press, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.